Готовые темы по самообразованию. Самообразование педагога доу по фгос. Тест для самодиагностики: личная заинтересованность в саморазвитии
Оформление плана
по самообразованию педагога.
Система работы педагогов по самообразованию:
В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).
В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:
- Изучают необходимую литературу.
- Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
- Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
- Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.
В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.
1 страница – Титульный лист:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«План по самообразованию педагога»
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
Тема: «_______________________________»
(название темы)
________________
(учебный год)
________________
(возрастная группа)
Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.
2 страница –
Тема: «…»
Цель: «…»
Задачи:
- Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
- Разработать перспективный план работы с детьми
- Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
- Организовать работу кружка, создать учебную программу.
- Оформить в группе уголок…..
- Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
- Подготовить (принять участие) в семинаре …..
- Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»
Месяц |
Формы работы |
|||
С детьми |
Педагогами |
Самообразование |
Родителями |
|
Сентябрь |
Диагностика ЗУН детей |
Организовать работу кружка, создать учебную программу, Изучение литературы |
||
Октябрь |
занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка |
|||
Ноябрь |
||||
Декабрь |
Оформить в группе уголок….. |
Оформление папки передвижки. Тема: «…» |
||
Январь |
||||
Февраль |
Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…» |
|||
Март |
||||
Апрель |
Развлечение «…» |
|||
Май |
диагностика |
Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете. |
Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год |
|
Июнь |
выставка детских работ |
Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу |
Консультация для родителей: «…» |
|
Июль |
||||
Август |
Выход темы:
ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)
ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)
ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»
ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)
ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»
ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.
Литература:
МБДОУ №10-ЦРР-Д/С
«Тетрадь по самообразованию»
_________________________________
(Ф.И.О. педагога)
___________ _______________
________________
(начата с …)
1 страница –
Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)
Можно писать в виде таблицы:
Формы работы |
|||
С детьми |
С педагогами |
Самообразование |
С родителями |
сентябрь |
|||
Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.
Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:
ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;
ü Изучение научно-методической литературы;
ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;
ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;
ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;
ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;
ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;
ü Обучение на курсах повышения квалификации;
ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;
ü Активное участие в работе методического объединения района;
ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;
ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.
Памятка для анализа процесса самообразования:
- Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
- Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
- Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
- Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
- Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.
Перспективный план самообразования педагога.
ФИО ____________________________________
Группа______________________________ Стаж работы______________
Учебный год |
Тема самообразования |
Форма и срок отчёта |
Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год
Показаны публикации 21-30
из 2188
.
Все разделы
| Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию
План по самообразованию «Культура и традиции народов Дагестана» МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД «ТЕРЕМОК» » План по самообразованию Воспитатель Муртазалиева Х.Р. с. Тотурбийкала 2018-2019 учебный год Тема : «Культура и традиции народов Дагестана» Цель работы по самообразованию : повышение своего...
«Дидактическая игра как форма обучения детей раннего возраста». Самообразование Свою тему для самообразования выбрала не случайно . Новый набор детей в 1 младшую группу заставил меня задуматься, какую форму обучения подобрать для малышей. На начало учебного года возраст деток составлял от 1 года 9 месяцев до 2 лет. В возрасте 2-3 лет ребёнок познаёт мир...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - Отчет по теме самообразования «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе)
Для самообразования я выбрала методическую тему «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников» (согласно возрастной группе) Сущность патриотического воспитания: сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств. Базой патриотического...
Библиотека изображений «МААМ-картинки»
План по самообразованию педагога-психолога ДОУ ТЕМА: «Психологическое здоровье детей как цель и критерии успешности работы дошкольного учреждения» Психологическое здоровье - это динамическая совокупность психических свойств, обеспечивающих а) гармонию между различными сторонами личности человека, а также между человеком и...
План по самообразованию учителя-логопеда «Повышение эффективности коррекции звукопроизношения у детей» ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА на 2019 – 2020 учебный год Тема: ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ КОРРЕКЦИИ ЗВУКОПРОИЗНОШЕНИЯ У ДЕТЕЙ. Нарушения звукопроизношения у детей являются достаточно изученным разделом в логопедии, и методика их преодоления в основном разработана....
Отчёт о проделанной работе по самообразованию «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3–4 лет» В 2018-2019 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста –...
Самообразование. Планы, отчеты по самообразованию - План по самообразованию «Влияние взрослого на речевое развитие детей»
МАДОУ ДЕТСКИЙ САД « КОЛОСОК» План по самообразованию Тема: Влияние взрослого на речевое развитие детей Разработала: Бирюлина Н.Б, воспитатель Тема» Влияние взрослого на речевое рзвитие детей Цель: объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений...
Индивидуальный план самообразования «Реализация проектов различной тематики в группе компенсирующей направленности» на 2018–2019 уч. г Тема: «Реализация проектов различной тематики в группе компенсирующей направленности» Актуальность темы: Сегодня особое место в дошкольном образовании занимает проектирование. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод...
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой- либо области науки, техники, культуры, политической жизни и т.п. С.И. Ожегов опредиляет самообразование как «приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя».
Самообразование позволяет пополнять и конкретизировать свои знания, осуществлять глубокий и детальный анализ возникающих в работе с детьми ситуаций. Педагог, владеющий навыками самостоятельной работы, имеет возможность подготовиться и перейти к целенаправленной научно-практической, исследовательской деятельности, что свидетельствует о более высоком профессиональном, образовательном уровне, а это, в свою очередь, влияет на качество воспитательно-образовательного процесса и результативность педагогической деятельности.
Важным условием профессионализма является правильно организованная и проводимая работа по самообразованию. этом каждому воспитателю помогает планирование свой работы, правильный анализ деятельности, постановка целей, выбор форм и методов. С этой целью воспитатели составляют различные планы самообразования. Ниже представлен опыт работы по данному направлению.
ПЛАН САМООБРАЗОВАНИЯ
1. Ф.И.О. педагога — Лифанова Татьяна Николаевна
2. Образование — средне-специальное, 1 квалификационная категория.
3. Тема самообразования: «Реализация ФГТ в воспитательно-образовательном процессе».
4. Работа начата -01.09.2011 г.
5. Предполагается закончить -30.05.2012 г.
6. Цель: изучить ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования.
7. Задачи:
- изучить и внедрить программу «От рождения до школы» по всем образовательным областям (новая редакция в соответствии с ФГТ)
- разработать перспективные планы по всем образовательным областям
- разработать модель образовательного процесса, отвечающего ФГТ
- апробировать данную модель на практике
8. Предполагаемый результат: переоценка педагогических ценностей, своего профессионального назначения; желание улучшить образовательный процесс.
9. Форма самообразования: индивидуальная.
10. Действия и мероприятия, проводимые в процессе работы над темой:
- изучение литературы по теме
- посещение НОД у воспитателей своего ДОУ и района;
- посещение педсоветов, семинаров, конференций;
- самоанализ и самооценка НОД в своей группе;
- разработка модели образовательного процесса, отвечающего ФГТ
- апробация разработанной модели на практике. Внесение необходимых корректив;
- проведение серии открытых мероприятий для анализа со стороны коллег;
- обобщение результатов на заседании методического объединения.
11. Практический выход: семинар-практикум.
12. Форма отчета по проделанной работе: сообщение на педсовете; презентация по теме.
МБДОУ-детский сад «Светлячок»,
Саратовская область, р.п. Лысые горы.
Профессия педагога относится к тем, которые требуют для постижения актуальных педагогических методик, тенденций учебно-воспитательной работы, специфики психофизиологического развития детей, поскольку устаревшие методы работы могут мешать гармоничному развитию дошкольников.
Инициатива осознания потребности в самообразовании должна исходить от педработника, которому оказывают содействие методисты и администрация детского сада.
Новые знания педагоги получают на курсах повышения квалификации. Проходить их обязаны все педработники как минимум раз в три года. Проще всего учиться дистанционно без отрыва от работы. Предлагаем рассмотреть два способа и выбрать тот, который вам больше подходит.
В результате систематической работы формируется образ:
- компетентного профессионала;
- специалиста, способного на самосовершенствование и активное изучение нового;
- воспитателя, достигающего высоких результатов в учебно-воспитательной деятельности;
- коммуникабельного и ответственного педагога.
План самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС
Педагог должен постоянно учиться, чтобы передавать опыт и знания своим воспитанникам - в этом принцип непрерывного самообразования. регулярно пополняется новыми методиками и технологиями, издаются новые учебники, разрабатываются новые способы педагогической деятельности, меняется законодательная база. Знания и навыки, которые были получены давно, забываются, а поскольку процесс общественного развития ни на секунду не останавливается, педагогам в детском саду не обойтись без плана самообразования воспитателя в ДОУ по ФГОС .
Самообразование - это систематический процесс самостоятельного изучения новых педагогических методик, технологий и принципов, творческая и познавательная деятельность педработника, которая предполагает творческую интерпретацию и внедрение нового в педагогическую практику; целенаправленная работа по углублению и расширению багажа знаний, совершенствованию апробированных и приобретению новых профессиональных навыков.
Считается, что лучшая тема для самообразования педагога - та, которая является предметом острого интереса специалиста или вызывает у него определенные затруднения. Чтобы обнаружить пробелы в знаниях, следует консультироваться с коллегами и учиться всесторонне анализировать изучаемую тему. Воспитатели детского сада осознанно планируют работу по самообразованию , учитывая актуальные направления обучения:
- изменения в законодательной базе, касающейся дошкольного образования;
- изучение инновационных методических рекомендаций и учебно-методической литературы;
- осведомленность в вопросах передовых достижений педагогической мысли, возрастной психологии и физиологии дошкольников;
- знакомство с актуальными времени педагогическими технологиями, парциальными программами, передовым опытом других детских садов;
- повышение общекультурного уровня, мировоззрения и кругозора.
Условия эффективноого самообразовательного процесса:
- владение методикой самопознания и познания, ;
- реализация потребности в профессионально-личностном росте;
- способность рефлексировать, осмысливая собственные чувства, успехи и действия, максимально объективно оценивая свою деятельность;
- практическое применение опыта и знаний, полученных в процессе самообразования, что позволяет закрепить результат и определить горизонты для дальнейшей работы над собой.
Для повышения уровня педагогического мастерства воспитатели используют все доступные формы самообразования, в том числе бесплатные и те, которые требуют помощи коллег или дополнительного финансирования:
- работа с монографиями и периодикой, библиотечным фондом;
- формировнаие собственной тематической картотеки;
- взаимовыгодное сотрудничество с коллегами и методистами в контексте тренингов, семинаров или научных конференций;
- консультирование в профессиональных учебных центрах повышения квалификации, на кафедрах профильных вузов;
- взаимодействие с региональными центром развивающих и психолого-диагностических методик.
Планирование работы над собой ставит целью достижение определенных результатов самообразования воспитателя ДОУ по ФГОС :
- Рост педагогического мастерства, подтвержденный конкретными показателями.
- Разработка инновационных средств и методов педагогической деяытельности.
- Написание докладов, текстов мастер-классов, выступлений, подготовка семинаров и выставок.
- Создание методических рекомендаций и учебных пособий, различных программ и авторских разработок.
- Провкдение воспитательных мероприятий и открытых уроков.
- Формирование комплекса разработок и обновление уже имеющихся учебно-методических материалов.
Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС: принципы планирования
Планируя самообразование, воспитателю достаточно остановить свой выбор на любом аспекте профессиональной деятельности, который вызывает сложности; на одной из задач ДОУ на текущий год; на теме, в которой к уже имеющемуся опыту и достигнутому результату можно будет добавить новые навыки и знания.
В вопросах планирования работы по самообразованию воспитателям оказывают помощь штатные методисты или старшие воспитатели. Именно они помогают сформулировать тему работы , определить задачи и цели, организовать работу воспитателя на ближайшее время или на долгосрочную перспективу (на несколько лет), составить план самообразования воспитателя ДОО и содействовать его реализации, а после - оценить результаты проделанной работы.
Самообразование для воспитателей детского сада по ФГОС должно осуществляться сознательно и добровольно. Образовательный процесс для воспитателей условно делится на пять этапов работы.
Определяя темы самообразования по ФГОС, воспитель в ДОУ может столкнуться с рядом затруднений, однако при правильном подходе можно найти решение каждой из проблем.
1. Если сложно выбрать и сформулировать тему, стоит определить значимую в ближайшей перспективе тематику, а идеи формулирования темы почерпнуть из государственного стандарта или учебных программ.
2. Если сложно подобрать методическую литературу, обратившись в библиотеку или методический кабинет, стоит обращать внимание на аннотации и оглавление, которое поможет оперативно сориентироваться в содержании. Чтобы упростить поиск литературы, достаточно четко сформулировать вопросы в рамках тематики самообразования.
3. Если сложно понять методический материал, следует использовать ключевые тезисы и конспектирование прочитанного, тщательно систематизировать информацию, определяя важные понятия, основные факты и значения. Новые термины лучше растолковывать с помощью справочников и словарей.
Выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС
Подготовка к написанию плана самообразования начинается с выбора темы, определить которую воспитателю поможет методист или старший воспитатель. Если педагог уверен в своих силах, он может самостоятельно проанализировать практическую значимость и актуальность выбранной темы.
Считается, что на выбор темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС влияет 7 ключевых факторов:
- Ежедневный поток информации - воспитатель нуждается в поиске, изучении и анализе новой информации в ходе подготовки к занятиям, общим мероприятиям, родительским собраниям или выступлениям на педсовете.
- Творческий порыв - творческий человек нуждается в новшествах, поскольку он не может на протяжении долгих лет работать по единому плану или методике. Работа воспитателя будет доставлять удовольствие, если он постоянно будет хотеть большего.
- Развитие общества - все изменения, которые происходят в жизни общества, в первую очередь отражаются на детях, которые формируют образ современного педагога.
- Конкуренция - престиж воспитателя, его профессиональная репутация во многом определяют наполняемость групп, потому педагоги работают на свое имя, чтобы в дальнейшем оно привлекало к нему воспитанников.
- Материальный стимул - педагогическое мастерство и квалификация влияют на квалификационную категорию, назначение премии, надбавок, муниципальных или правительственных наград.
- Общественное мнение - вопрос престижа и восприятия педагога окружающими важен для воспитателя (никто не хочет быть непрофессионалом).
- Личный интерес - потребность в получении новых знаний.
- изучением практики проведения конструктивной работы;
- освоением базового уровня педагогического мастерства;
- осознанием важности и значимости реализации развивающей концепции и индивидуальной модели воспитания и образования.
Для воспитателей ДОУ с опытом работы более пяти лет по самообразованию, связанные с:
- освоением методов прогнозирования образовательного процесса с целью повышения качественных показателей в рамках вариативного образования;
- раскрытием творческого таланта;
- применением учебно-методических знаний на практике.
Педагоги с большим опытом и высоким уровнем профессионального мастерства чаще выбирают темы, затрагивающие:
- развитие профессиональной гибкости, подстраивание профессиональной деятельности под реалии современного общества;
- практику наставничества и помощи молодым специалистам;
- раскрытие творческих возможностей;
- исследовательскую работу, основанную на собственном многолетнем опыте.
Воспитателям ДОУ, не имеющим профильного образования, предлагаются темы:
- изучение основ методической работы с дошкольниками младших групп;
- адаптации к образовательному и воспитательному процессу в ДОУ;
Условно темы подразделяются на два вида: краткосрочные (реализуются в течение года) и долгосрочные (реализуются от трех до пяти лет).
Темы самообразования воспитателя детского сада по ФГОС: основные сложности
Темы по самообразованию для воспитателей в детском саду по ФГОС формулируются в зависимости направления развития детей: социально-коммуникативной, познавательной, художественно-эстетической, развитие речи и физической формы.
Самообразование воспитателя в ДОУ: темы по ФГОС
На выбор педагога ФГОС дошкольного образования предлагает ряд тем:
Тетрадь по самообразованию воспитателя детского сада ФГОС
По завершению учебного года воспитатель отчитывается по работе по самообразованию, заполняя отчетные документы, давая открытые занятия, мастер-классы или отчетные мероприятия, выступая с докладом на заседании педагогического совета. Одной из форм отчетности является тетрадь по детского сада по ФГОС , содержание которой отражает все этапы работы над самосовершенствованием педагогического мастерства специалиста:
- Наименование темы, ее актуальность, цели и задачи работы.
- Способы и пути решения поставленной проблемы (методическая работа, взаимодействие с родителями и воспитанниками, работа с нормативной базой и методической литературой).
- Выход темы.
- Список использованной литературы.
В отчетной документации подаются сведения, подтверждающие совершенствование профессиональныз навыков и знаний, внедрение на практике инновационных методик и педтехнологий, анализ работы по самообразованию, систематизированные выводы.
Со стороны администрации ДОУ итоги самообразования воспитателя подводятся в форме наблюдения и контроля за реализацией учебно-воспитательного процесса, распространения передового опыта на заседаниях педсовета и в СМИ, презентации процесса самообразования на местном уровне.
Если процесс самообразования был организован правильно, педагог отметит более глубокое развитие личности, конкретизацию знаний, рост профессиональной компетентности, возможность анализировать работу с детьми, результативный поиск приоритетных приемов взаимодействия с воспитанниками и взрослыми, овладение исследовательской и диагностической деятельностью, формирование гибкости мышления, раскрытие творческого потенциала.
Узнать больше об самообразовании воспитателей в ДОУ можно в статьях:
1.
Ирина Цвикло
Организация работы по самообразованию воспитателя
«Моя работа по самообразованию».
Обмен опытом
Мотив к совершенству есть у каждого педагога. Сегодня каждый учитель, воспитатель должен быть готов к творческой деятельности, так как это, прежде всего, залог его успешности. Одним из важнейших условий творческого саморазвития педагога является формирование у него потребности к самообразованию.
С чего я начинала свою работу?
Первый вопрос возник сам по себе: Как выбрать тему по самообразованию?
Тематикой самообразования может являться:
Одна из годовых задач ОУ;
Проблема, которая вызывает у педагога затруднение;
Пополнение знаний по уже имеющемуся опыту;
Моя тема «Развитие речи детей дошкольного возраста» Она родилась из «проблемы, которая вызывает у педагога затруднение»
(4 года назад я набрала группу, где детки плохо говорили, а затем плавно перешла в «пополнение знаний по уже имеющему опыту» и приобрела более современную формулировку не «Развитие речи», а «Речевое развитие» по ФГОС, точнее - «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности».
Эта тема является одной из актуальных тем на данное время , т. к. в ФГОС дошкольного образования образовательная область «Речевое развитие» выделена как основная. Речь является основанием для развития всех остальных видов детской деятельности: общения, познания и др.
Таким образом, моя тема была определена!
Над этой темой я работаю четвёртый год, постепенно накапливая материал и опыт.
Как написать план по самообразованию?
При написании плана я пользовалась таким алгоритмом:
* Тема самообразования
* Ожидаемые результаты
Для педагогов
Для воспитанников
Своё планирование я решила оформить в виде таблицы.
(Таблица - это общепринятое методическое правило при любом планировании)
Я применила так называемое модульное планирование (оно сейчас очень актуально).
Таблица состоит из 4 модулей:
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение»
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы»
Модуль № 4. «Обобщение результатов»
В каждом модуле я расписала направления деятельности
Если вас смущает это слово «модуль», то его можно заменить на слово «раздел». Многие фразы я брала из ФГОС и Профстандарта. Задачу №6 я вписала в соответствии с новыми требованиями. Для того, чтобы план имел более конкретный формат, я вставила названия мероприятий, которые планирую проводить в разные модули плана.
Добавлять план я буду в течение всех лет работы по нему – это можно и нужно!
Особое внимание сейчас обращают на игровую деятельность. (у меня прописано в задаче №3)
В плане я запланировала «разработать дидактические игры», и «создать картотеку» игр. В столбце «сроки» я пишу не только конкретную дату, но и просто месяц, иногда – два (н-р: октябрь-ноябрь, можно писать слово «постоянно», «в течение года».
В модуле №1 Запланировала разработать проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
и разработать паспорт проекта. Сейчас требуют в обязательном порядке писать паспорт проекта, т. е. прежде чем писать этапы проекта и содержание, делают паспорт. Лучше его писать в виде таблицы.
Вот такой план у меня получился:
Общая тема на 4 года «Развитие речи детей в различных видах детской деятельности»
В 1 младшей группе (тема на год) «Развитие активной речи у детей раннего возраста посредством коммуникативных игр».
Во 2 младшей группе, на следующий год, продолжаю тему и планирую: «Речевое развитие у детей младшего дошкольного возраста средствами устного народного творчества».
В средней группе: «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста в игровой деятельности».
В старшей: «Сюжетно – ролевая игра как средство развития коммуникативных способностей детей дошкольного возраста»
Тема: «Речевое развитие детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности»
Цель: Повышение уровня компетентности и профессионализма по речевому развитию детей дошкольного возраста в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Изучить психолого-педагогические особенности и специфику развития речевой активности детей дошкольного возраста.
2. Совершенствовать методику педагогического сопровождения воспитанников в процессе их речевого развития.
3. Разработать дидактический, иллюстративный и информационный материал по данной теме.
4. Организовать и провести мониторинг по всем направлениям развития речи дошкольников: развитие ЗКР, обогащения словаря, формирования грамматического строя речи, развитие связной речи.
5. Создать условия для речевого развития детей дошкольного возраста, предусматривающие научно-методическое обеспечение, психолого-педагогическое обеспечение, организацию развивающей предметно-пространственной среды.
6. Создать безопасную и психологически комфортную образовательную среду посредством обеспечения безопасности жизни и поддержки эмоционального благополучия воспитанников.
7. Организовать взаимодействие с родителями по вопросам развития речи детей дошкольного возраста в процессе различных видов детской деятельности.
8. Обобщить и транслировать накопленный педагогический опыт среди коллег на муниципальном, региональном и всероссийском уровне, в средствах массовой информации и в сети Интернет.
Ожидаемые результаты
Для педагога:
1. Развиты профессионально значимые компетенции, необходимые для решения задач речевого развития детей дошкольного возраста в различных видах детской деятельности.
2. Разработан проект по развитию речи детей дошкольного возраста в игровой деятельности.
3. Разработан учебно-методический комплект: дидактические игры, сенсорные игры, сюжетно-ролевые игры, речевые упражнения, проблемные и игровые ситуации, пособия, иллюстративный и информационный материал, консультации для родителей и воспитателей, презентации.
4. Создана развивающая предметно-пространственная среда в группе по теме самообразования.
5. Организована безопасная и психологически комфортная образовательная среда для каждого ребёнка с учётом его психологических возможностей и особенностей.
Для воспитанников:
1. Ребёнок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли и желания.
2. Ребёнок осмысленно подбирает слова в соответствии с речевой ситуацией, сочетает в предложении новые слова с уже знакомыми.
3. У ребёнка развит фонематический слух, речевое дыхание, громкость, темп, интонационная выразительность.
4. У ребёнка сформированы речевая инициатива и речевая творческая самостоятельность в различных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности и др.
5. У ребёнка сформированы предпосылки грамотности.
План деятельности по теме самообразования.
Модуль № 1. «Научно-методическое обеспечение»
1. Обучение по теме самообразования.
Обучение на вебинарах, семинарах по теме
Изучение опыта других педагогов по данному направлению:
интернет-источники: Живайкина Светлана Васильевна «Развитие речи детей дошкольного возраста в разных видах деятельности»
Изучение материалов по теме на сайтах: «Детство Гид»,
Международный образовательный портал МААМ. RU,
Всероссийский образовательный ПОРТАЛ ПЕДАГОГА.
Работа с периодическими изданиями «Ребёнок в детском саду», «Дошкольное воспитание»
Сроки: постоянно
2. Ознакомление с научной и методической литературой по теме
Изучить методические пособия: 1) Лепская Н. И. Основные направления в изучении онтогенеза речи. (Электронный ресурс);
2) Цветкова Т: Речевое развитие ребенка. – М: Издательство «Сфера», 2016.
Изучить и проанализировать современные подходы к речевому развитию дошкольников из книг:
1) Ушакова О. С. Закономерности овладения родным языком. - М: Издательство «Сфера», 2014.;
2) Стародубова Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – М. : Издательский центр «Академия», 2009.
Разработать дидактические игры на основании методических пособий:
1) Арушановой А. Г., Рычаговой Е. С. Игры-занятия со звучащим словом. – М. : ТЦ Сфера, 2012;
2) Гуськова А. А. Речевое развитие детей средствами загадки. - М: Издательство
Сроки: в течение года.
Октябрь – ноябрь
3. Разработка программно-методического обеспечения образовательного процесса
1. Разработка проект по развитию речи детей раннего возраста в игровой деятельности «Вместе весело играть» (Коммуникативные игры)
2. Разработка учебно-методического комплекта, включающего:
Картотеку «Игры с использованием русского народного фольклора, направленные на развитие речи»;
Картотеку «Словесные игры для младшей группы»;
сюжетно-ролевые игры
3. Разработка конспекта НОД по речевому развитию в 1 младшей группе (для открытого просмотра в ДОУ)
4. Развлечения, праздники:
Театрально игровое развлечение во 2-ой младшей группе по сказке «Репка»
Памятки для родителей: «Заучиваем стихи с малышами», «Играем всей семьей», «Правила, которыми можно руководствоваться при работе со скороговорками»,
«Игры с использованием русского народного фольклора направленные на развитие речи»; «Влияние пальчиковых игр на уровень развития речи детей раннего возраста»; «Методические рекомендации к проведению пальчиковых игр»
Буклеты, папки-передвижки «Как развить речь ребёнка», «Развивающие игры для детей на кухне»
Сроки:
В течение года
В течение года
4. Проектирование деятельности.
Разработка паспорта проекта, этапов и содержания проекта по развитию речи в игровой деятельности;
Разработка перспективного плана по ознакомлению детей с малыми фольклорными формами;
Сроки:
Сентябрь
5. Мониторинг деятельности
Проведение диагностических наблюдений, контрольных срезов, тестов;
Обработка полученных данных;
Отслеживание промежуточных результатов;
Соотнесение полученных результатов с планируемыми результатами
Сроки:
Сентябрь
Модуль № 2. «Психолого-педагогическое обеспечение».
Направления деятельности по теме:
1 Создание безопасной и психологически комфортной образовательной среды
Профстандарт
Проведение ситуаций позитивного общения - оказание недирективной помощи в процессе совместной и самостоятельной деятельности воспитанников;
Поддержка доброжелательных отношений воспитанников друг к другу;
Поддержка взаимодействия воспитанников друг с другом в разных видах деятельности;
Ориентировка на интересы и возможности каждого ребенка;
Поддержка инициативы и самостоятельности воспитанников;
Применение в образовательной деятельности форм и методов работы, соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям детей.
Сроки: постоянно
2. Вовлечение родителей в образовательную деятельность по теме самообразования.
1)Участие родителей в совместных проектах:
- «Ребёнок и книга»;
- «Мой родной город».
2) Развлечение «Праздник вежливых слов».
3) Участие в проекте по развитию речи «Развитие речи дошкольников в игровой деятельности» ;
4) Помощь в изготовлении дидактических игр и пособий; помощь в оформлении выставок.
5) Участие родителей в развлечениях и досугах
- «Совместное сочинение рассказов и сказок дома»
Мастер – класс «Играя, развиваем речь детей».
Консультация «Значение пальчиковых игр в развитии речи дошкольников»;
Сроки: в течение года.
Модуль № 3. «Условия реализации методической темы».
Направления деятельности