Лепка на тему космос в подготовительной. Коллективная работа по лепке «Космическое путешествие» ко Дню авиации и космонавтики в подготовительной к школе группе (фото). Словесная игра «Скажи наоборот»

Кузнецова Марина Валерьевна ГБОУ ООШ № 18 структурное подразделение "Детский сад "ЦКР" Воспитатель Самарская область, город Новокуйбышевск

Вид детской деятельности: Изобразительная деятельность.

Интеграция образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие» ; «Речевое развитие» , «Познавательное развитие» .

Задачи:

  1. Повторить способы и приемы лепки.
  2. Развитие творческих способностей.
  3. Расширение кругозора о космосе.

Методы и приемы:

  • практические (изготовление космической ракеты)
  • наглядные (рассматривание изображения планеты Марс, космического корабля, эскизов, фотографий космического корабля (ракеты) , таблиц способов и приемов лепки.)
  • словесные (стихотворение « «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать!» ) .

Материалы и оборудование: пластилин, стеки, дощечки, салфетки. Наброски, эскизы, фотографии космического корабля (ракеты) , таблицы способов и приемов лепки.

  1. Организационный момент.
  2. Вступительная беседа.
  3. Сообщение темы деятельности. Воспитатель: - Ребята займите места за рабочим столом.

Ребята, отгадайте загадку: "Рассыпался горох на тысячу дорог” (звёздное небо) - Что такое космос? - Космос – это вселенная, где много планет похожих и непохожих на нашу планету Земля. Какие планеты вы знаете? (Венера, Юпитер, Сатурн …) Напоминаем, что: мечтали полететь в космос многие, но первым на планете Земля в космос полетел Юрий Гагарин космонавт нашей страны (1961году 12 апреля) ; 108 минут длился его полёт; Около 50 лет назад людям была открыта дорога в космос. В1963 году в космос полетела первая женщина Валентина Терешкова.

Сегодня я вас, ребята, приглашаю в космическое путешествие к далёкой планете "Марс”- красная планета, о том, где она находится, и что из себя представляет вы узнаете позже. Для того, чтобы долететь к планете Марс, каждый из вас должен построить из пластилина свой космический корабль. Используя знания по работе с пластилином. Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.

4. Объяснение нового материала.

5. Физминутка «Раз, два, три, четыре, пять, начинаем отдыхать!» Сейчас вы станете главными конструкторами, художниками, инженерами и дизайнерами в одном лице. Вы видели, какие космические корабли строят учёные, но космические корабли бывают и сказочные.

1. Для того, чтобы построить космический корабль, я возьму лист бумаги и карандаш. Нарисую на листе корабль, который нужно построить. Определяю, из скольких деталей состоит мой аппарат. Выбираю материалы, инструменты, которые мне понадобятся. Приступаю к изготовлению. Кому трудно придумать свой корабль может работать по предложенным схемам. Демонстрация лепки корабля. 2. Каждый из вас может составить свою схему и построить свой космический корабль.

3. Показать последовательный процесс лепки по заранее приготовленным схемам

4. Дать возможность выполнить задание не только по предложенным схемам, но и проявить своё творчество и фантазию

Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать!
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!

Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться.

Вот и стали мы сильней, Здоровей и веселей!

Конспект НОД по лепке для подготовительной группы «Хочу быть космонавтом»

Цели и задачи:
Познакомить детей с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях, о планетах Солнечной системы, космических путешествиях, о работе человека в космосе; закрепить знания детей о свойствах линз; обогатить словарный запас детей (словарь: метеорит, скафандр, телескоп, космический спутник); воспитывать уважительное отношение к работе российских космонавтов, желание быть похожими на них.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, чтение книги «Первый космонавт», рассказы родителей о космосе, наблюдения в планетарии.Материал: иллюстрации, портреты, книги, Д/и «Что мы знаем о космосе?», пластилин, доски, стеки.

Ход работы .

Организационный момент :
«Что такое звезды?» - если спросят вас.
Отвечайте смело: «Раскаленный газ!»
И еще добавьте, что при том всегда
Ядреный реактор каждая звезда!
Воспитатель: Сегодня мы с вами поговорим о космосе, его основателях и великих людях, которые были первопроходцами,2011 год – стал юбилейным годом космонавтики. Именно в 12 апреля 1961 года был совершен полет Ю. А. Гагариным. И сейчас мы считаем этот день – днём космонавтики. Земля - наш дом во вселенной. Давайте рассмотрим глобус и карту. Наша планета круглая и только на ней есть жизнь. А кто же пытался изобрести ракету? Много лет до нашей эры философ Архит передвигал деревянную фигурку голубя под реактивным действием пара. Затем китайцы пытались изобрести аппарат (типа фейерверк). Основательно развил эту тему К. Э. Циалковский в начале 20 века иС. Королев – он в военные годы создавал оружие типа «Катюша» и сконструировал первую ракетную установку.Рассматривание иллюстраций, загадывание загадок:
Чудо-птица, алый хвост.
Облетела б стаю звезд! (Ракета)
Что нельзя делать в космосе? (упасть и т. д.)
В космосе, сквозь толщу лет, ледяной летит объект.
Хвост его - полоска света. А зовут объект? (Ракета)
Белые цветочки веером расцветают, а утром увядают. (Звезды)
Беседа воспитателя о первооткрывателях космоса.
Рассказ о Ю. А. Гагарине. Обычный человек спортивной закалки.

Трудолюбивый, умный, добрый. После войны получили профессию литейщика. Но так как любил небо, мечтал о полетах, закончив авиационное училище стал летчиком. Сидящий в кресле космического корабля Гагарина сказал: «Поехали». Он впервые увидел Землю с космической высоты. Вслед за ним в космос полетел другой космонавт – Герман Титов. Среди космонавтов была и женщина – Валентина Терешкова.
Вопросы к детям:
1. Кто изобрел ракету?
2. Кто был первым покорителем космоса?
3. Кто еще летал в космос?
4. Каким должен быть космонавт?
5. Какой формы земля?
Физминутка «Спортивная разминка»
Воспитатель разворачивает мольберт и предлагает детям прочесть, что написано на нем. Дети читают: космонавт, ракета.
Воспитатель: А сейчас мы проведем звуковой анализ слов, определим ударный звук, количество слогов и составим предложение с данными словами.
Выполнение работы детьми.
Пальчиковая гимнастика «Космонавт»
Словесные игры «Одна – много»
Станция - много станций.
Луна – много лун
Космонавт – много космонавтов.
«Назови по порядку»
Что? – река
Нет чего? – ракеты
Вижу что? – реку
Подошли к чему? – ракете
Довольны чем? – ракетой
Думаем о чем? – о ракете В темном небе звезды святят (сжимают и разжимают кулачки)
Космонавт летит в ракете (потирать ладонь о ладонь)
День летит и ночь летит (Сжимать и разжимать кулачки)
И на землю вниз глядит (изобразить бинокль)
Видит с сверху он поля (развести руками в сторону ладонями вниз)
Горы, реки и моря (руки поднять вверх, изображая высоту гор)
Д/И «Сложить ракету» - (Дети выкладывают ракету из кубиков, разрезанных картинок, геометрические фигуры)
Головоломка «Какой звук потерялся?»
Воспитатель: А сейчас предлагаю вам вылепить ракету, если кто сможет марсианина или космонавта. Уточнить приемы лепки, рассмотреть модель ракеты, уточнить ее детали.
Выполнение работы детьми.
Анализ и итог работы.

Надежда Пасюкова
Конспект занятия по лепке «Космонавт» в подготовительной к школе группе

Конспект занятия по лепке «Космонавт » в .

Пасюкова Н. В.

План-конспект занятия в области художественное творчество (лепка )

в подготовительной к школе группе

Тема : «Космонавт »

Задачи :

1. Закреплять знания детей о профессии космонавта ;

2. Формировать умения детей конструировать целостный образ (космонавта ) из отдельных пластилиновых частей;

3. Развивать способность выполнять задание в точной последовательности;

4. Воспитывать уважение к труду взрослых.

Образовательные области : познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие, физическое развитие.

Предварительная работа : беседа о предстоящем празднике – Дне космонавтики ; рассказ о первых космонавтах , кто изобрел ракету, кто первый полетел в космос ,рассматривание иллюстраций на тему «Космос » , чтение стихотворений.

Материал :Демонстрационный : готовый образец космонавта , иллюстрации , иллюстрации с изображением ракеты, макет «Звездное небо» .

Раздаточный материал : пластилин по количеству детей, стеки, дощечки.

Ход занятия:

I. Вводная часть.

- Ребята отгадайте загадку :

Океан бездонный, океан бескрайний,

Безвоздушный, темный и необычайный,

В нем живут Вселенные, звезды и кометы,

Есть и обитаемые, может быть, планеты. (Космос )

Правильно, это космос . Еще одна загадка.

На корабле воздушном,

Космическом , послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несемся на … (Ракете) .

Куда можно полететь на ракете? космос ) .

Он не летчик, не пилот,

Он ведет не самолет,

А огромную ракету,

Дети, кто, скажите, это? (Космонавт ) .

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

А называется… (Ответ : Земля)

Да ребята, это наша Земля

Скоро 12 апреля – день Космонавтики . Это праздник, прежде всего космонавтов и тех , кто участвует в создании космических ракет .

Первым космонавтом был Ю . А. Гагарин. Обычный человек спортивной закалки.

Трудолюбивый, умный, добрый. Он любил небо, мечтал о полетах, закончив авиационное училище стал летчиком. Сидящий в кресле космического корабля Гагарин сказал : «Поехали» . Он впервые увидел Землю с космической высоты . Вслед за ним в космос полетел другой космонавт – Герман Титов . Среди космонавтов была и женщина – Валентина Терешкова.

Вопросы к детям :

1. Кто изобрел ракету?

2. Кто был первым покорителем космоса ?

3. Кто еще летал в космос ?

4. Каким должен быть космонавт ?

5. Какой формы земля?

Словесная игра «Скажи наоборот»

- Космонавт летает в космос на маленькой ракете (большой) .

Он исследует космос , где мало звезд и планет (много) .

- Космонавт должен быть слабым (сильным, трусливым (смелым, глупым (умным, ленивым (трудолюбивым) и рассеянным (внимательным) .

Ребята, посмотрите, у нас с вами есть панорама звездного неба. Но чего не хватает? Самого главного – тех, кто отправляется в полет на космических кораблях , кто выходит в открытый космос . Нет космонавтов .

Посмотрите, перед нами пизображения космонавтов в открытом космосе . Давайте и мы с вами вылепим космонавтов в полетном обмундировании – в комбинезонах, в скафандрах, рукавицах, ботинках.

Показываю готовый образец космонавта и уточняю способ лепки . Даю детям поэтапный показ работы Уточняю что скафандр – это специальная одежда для космонавтов .

Чтобы подготовить наших космонавтов для полета в космос нам самим нужно пройти специальную подготовку .

Физкультминутка «Космонавты »

В небе ясном солнце светит,

Поставили руку ко лбу, прикрываем глаза от солнца

Космонавт летит в ракете .

Потянулись – руки вверх, изображаем ракету

А внизу леса, поля –

Наклоняемся, высматриваем леса, поля

Расстилается земля.

Руки разводим в стороны, показываем, как широко расстилается земля

II. Основная часть.

А сейчас я вам покажу как лепить фигуру космонавта .

Его мы лепим комбинированным способом. От целого куска пластилина вытягиваем часть для головы, часть для рук, надрезаем стекой цилиндр, чтобы получить сразу две одинаковые ноги. Затем лепим более мелкие детали : наушники, антенну, рукавицы (заглаживаем или закругляем руки, обувь (слегка заворачиваем ноги, делаем ступни, кислородный баллон на спине.

В ходе самостоятельной работы оказываю индивидуальную помощь. С помощью инструкций и побуждающих вопросов регулирую деятельность детей, учу давать словесный отчёт о своих действиях.

Что надо слепить сначала?

Как мы делаем туловище?

Что ты уже сделал?

III. Заключительная часть.

Организация окончания работы.

Обыгрывание полета космонавтов в космос (на старт, внимание, пуск) . Космонавты полетели в космос .

Выставка работ на «Звездном небе» . Похвала детей.

Уточняю у детей чем мы сегодня занимались, человека какой профессии мы лепили, для чего мы его создавали, каким способом.

Занятие заканчиваю стихотворением :

Он – пример для всех ребят, его зовут героем.

Гордо носит космонавт звание такое .

Чтобы космонавтом стать , надо потрудиться :

День с зарядки начинать, хорошо учиться.

Очень много предстоит испытаний разных.

Тот, кто в космос полетит , их пройти обязан.

Он профессии любой должен знать секреты –

Ведь на высоте такой не спросить совета.

Летчик, доктор, астроном, инженер, фотограф,

И садовник он притом, а еще картограф.

Точно он изобразит горы, реки, сопки.

Рыбакам определит, где плывут селедки.

Мы привет ему пошлем, пусть его согреет :

«На Земле тебя все ждем – прилетай скорее!»

Публикации по теме:

Конспект интегрированного занятия по математике и лепке в средней группе «В грибной школе» Цели: Учить детей сравнивать две группы предметов, устанавливать соотношения больше-меньше, поровну. Закрепить прямой.

Конспект ОД по лепке в подготовительной к школе группе «Чудесные фантазии» Карта ОД. Лепка. Тема: «Чудесные фантазии». Задачи: Вызвать интерес к предстоящим новогодним праздникам. Развивать коммуникативные навыки,.

Конспект открытого занятия по лепке в подготовительной группе «Герб города Тамбова» Конспект открытого занятия по лепке в подготовительной группе на тему «Герб города Тамбова». Воспитатель: Костина Т. В. Программное содержание:.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Сладкая ты моя, ягодка малинка» Конспект по художественному творчеству (лепке) в подготовительной группе на тему «Сладкая ты моя ягодка малинка» Оборудование и материалы.

Конспект занятия по лепке в подготовительной группе «Альпинисты в горах» Цель: развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста через создание коллективной работы из пластилина Задачи: - Отрабатывать.

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

по художественно-эстетическому развитию (лепке)

воспитателя Озеровой О.В.

Тема : «Покорители космоса – наши космонавты».

Цель: создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со спиралевидным приемом выполнения фигуры космонавта (из длинного узкого цилиндра, свернутого в виде пружинок);

Учить самостоятельно выбирать приемы лепки космонавта (конструктивный или комбинированный способ);

Отрабатывать умение передавать движения космонавтов в разных космических ситуациях.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие и воображение при создании коллективной работы;

Воспитательная:

Воспитывать у детей чувство гордости за успехи страны и отдельных людей в освоении космоса.

1. При планировании непосредственно образовательной деятельности мною было учтено то, что группа комбинированной направленности, часть детей которой имеют различные нарушения в речи. Поэтому в обязательном порядке мною запланирована словарная работа: ввести в активный словарь детей и отработать произношение слов: невесомость, скафандр, комбинезон, комбинированный способ, конструктивный способ. У этих же детей слабо развита мелкая моторика руки, поэтому было запланировано в практической части занятия поделить детей на группы по способам выполнения работы, что бы у них не было затруднений при выполнении задания.

2. При подготовке к данному занятию была проведена масштабная предварительная работа – познавательно-творческий проект «Большое космическое путешествие» в течение трех месяцев. Непосредственно перед занятием были реализован Модуль «Наши космонавты», который включал в себя такие мероприятия:

Детские работы, выполненные в процессе занятия, стали итоговой работой данного Модуля. А коллективная работа панорама «Далекий космос», собранная из итоговых работ всех модулей проекта в заключении занятия стала итогом проекта.

3. Анализируя выполнение поставленных задач , отмечу, что для их реализации были подобраны методы и приемы, позволяющие в полной мере их выполнить.

Для реализации первой задачи по знакомству с новым приемом конструктивного способа лепки фигуры космонавта (спиралевидным) использовались приемы объяснительно-иллюстративного метода :

· Прием рассматривания. Дети рассматривали технологическую кару со схемой и способом выполнения фигуры космонавта;

· Прием частичного показа способа действия воспитателем. Мною был осуществлен показ последовательных действий получения фигуры космонавта спиралевидным способом.

Для лучшего восприятия показ сопровождался рассказом способа действия (словесный метод ). Для закрепления полученных знаний использовался репродуктивный метод , прием выполнение формообразующих движений, когда детям было предложено в воздухе повторить движения рукой в виде спирали.

Подобранные методы и приемы помогли реализовать задачу в полном объеме. Дети поняли новый прием лепки фигуры космонавта, о чем свидетельствует практическая часть занятия, на которой мы увидели, что данный прием заинтересовал некоторых детей не вызвав у них затруднений и на итоговой работе появились космонавты, вылепленные данным приемом.

Вторая задача - учить самостоятельно выбирать приемы лепки космонавта (конструктивный или комбинированный способ). Для осуществления самостоятельного выбора приемов лепки детям необходимы знания всех способов и приемов, которые дети получали, начиная со средней группы. Детям было предложено вспомнить, как можно выполнить фигуру человека. Дети рассказали способ действия знакомым им конструктивным и комбинированным способом лепки. Использовался прием рассказывания детьми способа действия (словесный метод ). В практической части занятия дети самостоятельно выбирали способ и прием лепки. Вылепленные работы были сделаны разными способами и приемами.

Для достижения третьей обучающей задачи - отрабатывать умение передавать движения космонавтов в разных космических ситуациях. Детям было предложено рассмотреть слайды презентации, с изображением космонавтов в невесомости и в открытом космосе и обратить внимание на их движения рук и ног. Так же в середине практической части занятия, после того как дети вылепили фигуру космонавта, была организована физминутка «В невесомости», с целью напомнить детям движения, которые могут совершать космонавты в полете. Данный метод называется исследовательский метод (прием частичного показа ).

На итоговой работе дети смогли передать движения космонавтов в полете, в невесомости, идущих по космодрому, готовившихся к полету и т.д ________________________________________________________________

Развивающая задача: развивать творческое восприятие и воображение при создании коллективной работы.

Развитие творческого воображение детей увидели, применив эвристический метод , направленный на проявление самостоятельности, т.е. воспитатель предлагает часть работы выполнить самостоятельно, без объяснений. Таким образом, детям был предложен бросовый материал, для самостоятельного создания экипировки космонавта. Работы получились интересные. Дети использовали ленточки, бисер, фольгу, проволоку и другой материал.

Так же развитие творческого воображения и восприятия наглядно продемонстрировала итоговая коллективная работа – панорама космодрома. Дети подобрали разнообразные действия своим героям – космонавтам: кто то полетел на Луну, на Марс, кто-то совершает работы в открытом космосе, а кто-то только готовится к полету. В коллективной работе нет космонавтов, совершающих одинаковые движения.

Воспитательная: воспитывать у детей чувство гордости за успехи страны и отдельных людей в освоении космоса реализовалась в полной мере, при помощи предварительной работы – мероприятий Модуля «Наши космонавты» в проекте «Большое космической путешествие». О нем я упоминала выше:

Беседа о первооткрывателях космоса;

Рассматривание портретов космонавтов, просмотр презентации «О космосе и космонавтах»;

Беседа «Первые в космосе» с просмотром презентации;

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»;

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»;

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»;

Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»;

Лепка коллективная «Наш космодром».

4. Анализируя структуру непосредственно образовательной деятельности, отмечу, что она состояла из трех взаимосвязанных между собой частей: организационный момент, основная часть, анализ, в ходе которых дети поэтапно выполняли различные действия. Данная структура вполне оправдана, так как каждая часть непосредственно образовательной деятельности направлена на решение запланированных задач и предлагает выбор методов и приемов.

Вводная часть - организация детей и мотивация к предстоящей деятельности. На организационном этапе был применен прием сюрпризности (появление куклы Незнайки) и создание игровой мотивации - проблемно-ситуативный метод (Незнайка не знает, как вылепить фигуру космонавта, надо ему помочь). Детям было предложено вспомнить и рассказать Незнайке о знакомых способах лепки, а далее воспитатель рассказал еще об одном интересном приеме.

Основная часть НОД представляла собой совместную и самостоятельную деятельность детей, направленную на решение поставленных задач. Совместно дети рассматривали слайды презентации, беседовали об обмундировании космонавтов, фиксировали их движения. Использовался метод беседы и рассматривания. Нельзя не отметить использование репродуктивного метода - приема повтора последовательности действий способом пяти пальцев, согласно методики автора программы «Детский сад – дом радости Н.М. Крыловой, когда дети закрепляют последовательность выполнении работы повторяя: задумку, материал, инструменты, порядок действий, результат. Так же в ходе занятия были использованы указания общие (при показе и рассказе способов лепки) и индивидуальные (во время практической части занятия). Направляла детей, указывая на ошибки таким образом, что бы ребенок сам их заметил и сумел исправить.

В заключительной части при самоанализе, для закрепления полученных знаний и умений, был использован репродуктивный метод (прием повтора) , когда дети рассказывали Незнайке способы и приемы, которые помогли им добиться результата. Положительный результат занятия был закреплен словесными поощрениями . Метод сюрпризности (подарок Незнайки) оставил у детей положительные эмоции от занятия.

Все элементы НОД логически между собой объединены общей темой и целью. На мой взгляд, данная структура занятия вполне оправдана, так как каждая часть занятия направлена на решение определённых педагогических задач и предлагает выбор адекватных методов и приёмов. Содержание занятия соответствовало поставленным задачам.

5. В процессе непосредственно образовательной деятельности использовались разнообразные формы организации детской деятельности: фронтальная, подгрупповая индивидуальная, за счет которых обеспечивались работоспособность, заинтересованность детей в течение всего занятия.

6. Считаю, что выбранная мной форма организации непосредственной образовательной деятельности для детей группы данного вида была достаточно эффективной, динамичной. Мною соблюдались нормы педагогической этики и такта. Считаю, что поставленные в непосредственно образовательной деятельности задачи были выполнены полностью! НОД своей цели достигло!

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема : «Покорители космоса – наши космонавты».

Цель: создать условия для многоаспектной и увлекательной активности детей в художественно-эстетическом освоении окружающего мира.

Задачи:

Обучающие:

Познакомить со спиралевидным приемом выполнения фигуры космонавта (из длинного узкого цилиндра, свернутого в виде пружинок);

Учить самостоятельно выбирать приемы лепки космонавта (конструктивный или комбинированный способ);

Отрабатывать умение передавать движения космонавтов в разных космических ситуациях.

Развивающие:

Развивать творческое восприятие и воображение при создании коллективной работы;

Воспитательная:

Воспитывать у детей чувство гордости за успехи страны и отдельных людей в освоении космоса.

Методы и приёмы:

  1. Объяснительно-иллюстративный метод:
  • Прием рассматривания;
  • Показ способа действия (частичный)
  1. Словесный метод:
  • Беседа;
  • Рассказ способа действия (воспитателем и детьми);
  • Указания (общие и индивидуальные)
  1. Репродуктивный метод:
  • Прием повтора;
  • Выполнение формообразующих движений
  1. Исследовательский метод:
  • частичный показ.
  1. Эвристический метод.
  2. Игровой метод:
  • Прием сюрпризности;
  • Создание игровой мотивации.

Оборудование: цветной пластилин; стеки; дощечки; влажные салфетки; бросовый материал: пуговицы, нитки, ленточки, бисер, фольга; презентация «Космонавты в космосе»; технологические карты «Космонавты», «Покорители космоса»; кукла Незнайка;

Технические средства : мультимедийная система, музыкальный центр.

Словарная работа : ввести в активный словарь детей: невесомость, скафандр, комбинезон, комбинированный способ, конструктивный способ.

Предварительная работа:

Беседа о первооткрывателях космоса;

Рассматривание портретов космонавтов, просмотр презентации « О космосе и космонавтах»;

Беседа «Первые в космосе» с просмотром презентации;

Сюжетно-ролевая игра «Космическое путешествие»;

Аппликация из цветной бумаги, ткани и фольги «Звезды и кометы»;

Лепка рельефная (панорама) «В далеком космосе»;

Лепка «Летающие тарелки и пришельцы из космоса»;

Лепка коллективная «Наш космодром».

Ход занятия:

I.Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, сегодня у нас необычный день. К нам пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся и улыбнемся им.

Дети: Здравствуйте!

Воспитатель : Ребята, какое у вас сегодня настроение?

Дети: Хорошее, радостное, веселое.

Воспитатель : Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.

Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.

Воспитатель : (звучит космическая музыка)

Дома за книжкой и в детском саду

Мечтают мальчишки, мечтают девчонки

Лететь на луну.

Упорно мечтают они о луне

И даже летают, но только во сне.

Воспитатель : Скажите ребята, о чем это стихотворение?

Дети : Стихотворение о том, как дети мечтают полететь на Луну.

Воспитатель: А у вас есть мечта побывать в космосе?

На какую планету вы мечтаете полететь?

Ответы детей.

Появляется кукла Незнайка.

Незнайка: Здравствуйте, ребята!

Дети : Здравствуй, Незнайка.

Незнайка : Я тоже мечтаю полететь на Луну. Возьмите меня с собой.

Воспитатель : Ребята, возьмем Незнайку с собой?

Дети : Возьмем.

Воспитатель : Но вначале я предлагаю подойти к нашему космодрому и посмотреть, все ли готово к полету?

Дети : Нет. Не хватает космонавтов.

Воспитатель включает презентацию «Космонавты в космосе».

Воспитатель: Ребята посмотрите на экран. Кто изображен на слайдах?

Дети: Космонавты.

Воспитатель: Обратите внимание, во что одет космонавт?

Дети : в комбинезон, скафандр, рукавицы, ботинки.

Воспитатель: Как вы думаете, для чего космонавту такое обмундирование?

Комбинезон изготовлен из очень прочного материала, который предохраняет человека от всяких перегрузок: высокого давления, низкой температуры воздуха. Внутри комбинезона поддерживается постоянная температура, приближенная к температуре тела человека.

Скафандр так же предохраняет человека от космических перегрузок. Скафандр оснащен радиоуправлением: микрофоном, наушниками, антенной, для того, что бы космонавты могли общаться друг с другом. К скафандру подключены кислородные баллоны, чтобы можно было дышать.

Рукавицы и ботинки предохраняют руки и ноги человека.

Все обмундирование герметически соединено между собой.

Воспитатель: Как вы считаете, из какого материала можно сделать фигуру космонавта, чтобы отобразить его в движении.

Дети : из пластилина

Воспитатель : Да, потому что именно из пластилина легко можно зафиксировать движения фигуре.

II. Основная часть.

Незнайка: А как же мы будем лепить космонавтов?

Воспитатель: Ребята, подскажите Незнайке, каким способом можно вылепить фигуру человека?

Воспитатель показывает технологическую карту «Космонавты». Дети объясняют знакомый им способ лепки – комбинированный.

Дети: Туловище, ноги, руки можно вылепить из целого куска, а голову отдельно и присоединить к туловищу.

Воспитатель: Правильно. Этот способ называется комбинированный. Мы комбинируем 2 способа: скульптурный (из целого куска) и конструктивный из отдельных частей (показ технологической карты лепки космонавта комбинированным способом).

Незнайка : Интересный способ. А как еще можно слепить космонавта?

Воспитатель: Ребята, я хочу предложить вам еще один интересный способ лепки, который очень подойдет для лепки фигуры космонавта. Присаживайтесь и внимательно посмотрите.

(Дети рассаживаются полукругом около стола. На мольберт выставляется технологическая карта «Покорители космоса».

Воспитатель: Вначале мне необходимо поделить кусок пластилина на 6 частей, соблюдая все необходимые пропорции. Далее из куска, предназначенного для туловища, раскатаю длинный узкий цилиндр . Один край , которого, возьму в левую руку, а правой буду закручивать вверх в виде спирали (пружинки). Левая рука при этом не движется, она стоит на столе, опираясь на локоть. Попробуйте повторить мои движения в воздухе. (Дети в воздухе повторяют движения за воспитателем)

Таким же образом могут быть сделаны ноги и руки, а можно их вылепить и просто в форме столбиков.

Воспитатель: Ребята, как вы считаете, как называется этот способ?

Дети: Конструктивный.

Воспитатель: Совершенно верно. Из отдельных деталей (как с конструктора) мы собираем целое - фигуру космонавта. Мы уже знакомы с данным способом, только ранее мы все детали лепили просто из отдельных цилиндриков и столбиков.

Воспитатель: А теперь давайте вспомним.

Что задумали слепить?

Из чего? (из пластилина)

А еще, что нужно нам? (стека, бросовый материал, доска).

Как будем делать? (повторить способы)

Дима, ты какой способ задумал для лепки космонавта? Как называется этот способ?

Мила, а какой способ выбрала ты?

А кому понравился комбинированный способ?

Кто у нас получится? (космонавт)

(звучит фонограмма спокойной космической музыки)

Дети приступают к лепке. Воспитатель осуществляет помощь. После того, как дети справились с лепкой фигуры космонавта, воспитатель

организует физмунутку «В невесомости»

Физминутка «В невесомости»:

«Мы собрались на планеты

И построили ракеты

Раз, два, три

Полетишь сегодня ты».

«Невесомость» - дети замирают в определенной позе на одной ноге.

Воспитатель : (после того, как дети замерли в определенной позе, воспитатель обращает внимание на фигуру, которая получилась)

Посмотрите друг на друга и запомните, какие движения можно передать вашему вылепленному космонавту. Не забудьте, что вашему космонавту необходимо добавить рукавицы, ботинки, наушники, антенну, кислородные баллоны и другие необходимые детали.

Дети садятся за рабочие столы и продолжают работу. Дополняют фигуру более мелкими деталями: наушниками, антеннами, рукавицами, кислородным баллоном и передают движение, манипулируя уже вылепленным образом.

Дети, справившиеся первые с заданием, собирают поделки, вылепленные ранее в общий макет, «оживляют» созданную композицию, космические корабли запускают в космос, располагают вылепленных космонавтов.

III. Анализ:

Воспитатель: Ребята, а теперь давайте станем поудобнее и посмотрим, получилось ли у нас то, что задумали? Незнайка, посмотри, какие получились у нас космонавты.

Незнайка включается в разговор и выбирает интересные работы для анализа.

Незнайка: Посмотрите, какой интересный получился космонавт! Он отправляется в космос? А кто же его сделал? Расскажи, как у тебя получился такой замечательный космонавт? (дети рассказывают о способе лепки и о действиях космонавта на общем макете)

Воспитатель:

Как вы думаете, наш космодром получился интересным? Почему?

Как нам это удалось?

Трудно ли было вам справиться с работой?

Какое задание было более интересным?

Ребята, я предлагаю оставить наш космодром для дальнейших игр а так же провести экскурсию для родителей и детей из других групп.

Незнайка: Спасибо, ребята Вам за помощь. Вы осуществили мою мечту. Я теперь смогу полететь на Луну. И поэтому я для вас приготовил сюрприз, большую ракету, на которой вы сможете все вместе отправиться в полет.

Воспитатель : Спасибо Незнайка. Но сюрпризы у нас не закончились. Ребята тоже приготовили подарки для гостей.

Дети вручают подарки – ракеты, сделанные своими руками.

Воспитатель: А теперь я предлагаю надеть шлемы и отправиться на планету «Почемучек»(дети возвращаются в группу).


ПРОЕКТ «КОСМОС» для подготовительной группы

Тип проекта:
- обучающий
- исследовательский
- игровой
Продолжительность : краткосрочный
Участники проекта: воспитатель, дети, родители.
Цель: формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о космическом пространстве, Солнечной системе и ее планетах, освоении космоса людьми.

1. Продолжать расширять представление детей о многообразии космоса. Рассказать детям об интересных фактах и событиях космоса.
2. Познакомить с первым лётчиком-космонавтом Ю.А. Гагариным.
3. Развивать творческое воображение, фантазию, умение импровизировать; воспитывать взаимопомощь, доброжелательного отношения друг к другу, гордость за людей данной профессии, к своей Родине;
4. Привлечь родителей к совместной деятельности.

Актуальность проекта:

“Человечество не останется вечно на земле, но, в погоне за светом и пространством, сначала робко проникнет за пределы атмосферы, а затем завоюет себе все околосолнечное пространство”
К. Циолковский
Несколько десятков лет назад мало кто из вчерашних мальчишек не хотел стать космонавтом. Эта мечта совсем не актуальна для современных детей. Между тем, космические пираты, звездные войны и другие инопланетные существа – герои их любимых мультфильмов. Вымышленные персонажи дезинформируют дошкольников, рассказывая о несуществующих планетах, и зачастую вызывают у них отрицательные эмоции, способствуют развитию страхов. Поэтому важно грамотно выстроить работу по формированию у детей представлений о космосе.

Этапы реализации проекта

1. Выявление первоначальных знаний детей о космосе.
2. Информация родителей о предстоящей деятельности.
3. Подбор литературы о космосе, презентаций, фотографий, плакатов.

1. Проведение недели космоса в группе.
2. Работа с родителями по заданной теме.
3. Организация сюжетно - ролевых, дидактических и подвижных игр, индивидуальной и групповой работы.

1. Организация выставки работ о космосе (совместная работа детей и родителей)
2. Коллективное панно «Космическое путешествие»
3. Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Предварительная работа:

1.Подготовить презентации о космосе, солнечной системе, космонавтах.
2. Подобрать фото - коллекцию на тему «Космос».
3. Подобрать сказки, стихи, загадки о космосе, ракете, звёздах, музыку.
4. Подготовить раскраски в соответствии с возрастом.
Содержание проекта.

Беседы с использованием презентаций.

1. Беседа «Что такое космос».
Цель: дать детям представление о планетах солнечной системы, солнце, звёздах, первом полете в космос, выяснить знания детей по данному вопросу.
2. Беседа «Голубая планета - Земля».
Цель: объяснить детям, что такое телескоп, космическое пространство, показать, как прекрасна наша Земля из космоса.
3. Беседа «Луна - спутник Земли».
Цель: выяснить представления детей о Луне, месяце, расширять знания о лунной поверхности, атмосфере.
4. Беседа «Семья планет».
Цель: расширять представления детей о планетах солнечной системы
5. Беседа «Солнце - источник жизни на Земле».
Цель: уточнить знания детей о солнце, его форме; пояснить из чего оно состоит.1. Познание
Тема: Хочу быть космонавтом.
Цель: познакомить с биографией первого космонавта Ю. А. Гагарина; расширить представление о современных профессиях; рассказать о работе в космосе российских космонавтов в наши дни.
2. Коммуникация
Тема: Нагибин Ю.М. Рассказы о Гагарине. В школу
Цель: познакомить с биографией Ю.Гагарина. учить осмысливать содержание прочитанного; воспитывать чувство гордости за первых покорителей космоса; подвести к пониманию таких нравственных и волевых качеств, как доброта, настойчивость, бесстрашие, трудолюбие.
3. Конструирование
Тема: «Космонавты у ракеты».
Цель: изучить название составных частей ракеты; самостоятельно конструировать ракету и фигуры космонавтов из природного материала, соблюдать правила безопасной работы с колющими и режущими предметами.
4. Рисование
Тема: Космическая фантазия. Техника цветной граттаж.
Цель: расширять кругозор, знания детей о космосе; развивать цветовосприятие; поддерживать интерес к изобразительной деятельности; продолжать учить рисовать нетрадиционной техникой цветной граттаж;
5. Аппликация
Тема: «Полет на Луну».
Цель: учить передавать форму ракеты, применяя прием симметричного вырезывания из бумаги, вырезать фигуры людей в скафандрах из бумаги, сложенной вдвое; закреплять умение дополнять картинку подходящими по смыслу предметами; развивать чувство композиции, воображение.
6. Лепка
Тема: «Космонавт в скафандре».
Цель: учить детей лепить космонавта, используя игрушку в качестве натуры; передавать форму частей игрушки: овальную (туловище), округлую (голова), цилиндрическую (ноги); передавать пропорциональное соотношение частей и детали; учить объединять вылепленные части в одно целое, плотно соединять их путем примазывания одной части к другой.

Подвижные игры: (см. приложени1)

-«Ждут нас быстрые ракеты» - «Космическая эстафета» - «Ракетодром»
-«Невесомость» - «Солнышко и дождик» - «Солнце – чемпион».

Сюжетно-ролевые игры:

" Космонавты"
Цель: расширить тематику сюжетных игр, познакомить с работой космонавтов в космосе, воспитать смелость, выдержку, расширить словарный запас детей: «космическое пространство», «космодром», «полет», «открытый космос».
«Полёт в космос»
Для ботанического сада нужны новые редкие растения. Директор ботанического сада предлагает лететь за ними на одну из планет солнечной системы.
«Больница для космонавтов»
Цель: формировать умение детей делиться на подгруппы в соответствии с сюжетом и по окончании заданного игрового действия снова объединяться в единый коллектив. Отображать в игре знания об окружающей жизни, показать социальную значимость медицины; воспитывать уважение к труду медицинских работников, закреплять правила поведения в общественных местах.
«Космическое путешествие».
Цель: способствовать развитию умения расширять сюжет на основе полученных знаний на занятиях и в повседневной жизни, обогатить опыт детей знаниями и игровыми умениями, которые позволят им в дальнейшем самостоятельно организовывать игру. Формирование умений комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет.

Дидактические игры: (см. приложение №2)

- «Восстанови порядок в солнечной системе»
- «Найди лишнее»
- «Подбери созвездие».
- «Найди недостающую ракету»
- «Добавь словечко»
-«Куда летят ракеты»

Чтение художественной литературы:

Цель: знакомить детей с литературой о космосе; воспитывать познавательную активность.
- Я. К. Голованов «Дорога на космодром»,
- В. Кащенко «Созвездие драконов»,
- П. О. Клушанцев «О чём рассказал телескоп»,
- О. А. Скоролупова «Покорение космоса»,
- Н.Носов « Незнайка на луне»
- стихотворения о космосе.
- загадки о космосе.

Индивидуальная и групповая работа:

Развитие мелкой моторики (раскрашивание картинок о космосе).
- собирание пазлов (тема «Космические пазлы»)
- выкладывание картинок из счетных палочек
- рисование на крупе.
- индивидуальная работа по развитию речи игра “ Скажи наоборот” 1. Оформление коллективного панно «Космическое путешествие» (с использованием фотографий детей).
2. Выставка работ о космосе (совместная работа детей с родителями).
3.Конкурс чтецов «Стихи о космосе»

Приложение 1

Подвижные игры:

«Ждут нас быстрые ракеты»

По залу раскладываются обручи-ракеты. По количеству их на несколько штук меньше, чем играющих. Дети берутся за руки и идут по кругу со словами:
- Ждут нас быстрые ракеты
Для полёта на планеты.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет:
Опоздавшим места нет!
После последних слов дети разбегаются и занимают места в «ракетах» (если детей много, то можно усаживаться в одну ракету по два-три человека) и принимают разные космические позы. Те, кому не досталось места в ракете, выбирают самые интересные и красивые позы космонавтов. Затем все становятся опять в круг и игра начинается сначала.

«Космонавты»

Игра проводится под сопровождение музыкального руководителя.
Цель: развитие подражания движениям и речи взрослого – повторение звука «У».
- Запускаем мы ракету « У-У-У!»: Руки над головой в форме конуса,
- Завели моторы «Р- р- р»: движение по кругу друг за другом
- Загудели: «У-у-у!»: Руки расставили в стороны.
- На заправку полетели: присели - руки вперёд, заправились – руки опустили.
Игра повторяется несколько раз по желанию детей.

«Ракетодром»

Дети раскладывают обручи по кругу, свободно бегают вокруг обручей и произносят слова:
Ждут нас быстрые ракеты
Для полётов по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим!
Но в игре один секрет –
Опоздавшим места нет!
Воспитатель убирает несколько обручей. Игра повторяется, пока не останется один обруч.

«Невесомость»

Дети свободно располагаются в зале, делают «ласточку» и стоят как можно дольше. Дети вставшие на вторую ногу садятся на места. Выигрывает ребенок, простоявший на одной ноге дольше всех.

«Солнышко и дождик»

Цель: учить детей ходить и бегать врассыпную, не наталкиваясь друг на друга, приучать их действовать по сигналу.
Дети сидят на скамейках. Воспитатель говорит: «Солнышко» ,дети ходят и бегают по всей площадке. После слов «Дождик. Скорей домой!» дети на свои места.

«Солнце – чемпион».

Выбранный ведущий-ребенок проговаривает «космическую» считалку, в ходе которой дети становятся одной из планет:

На Луне жил звездочет.
Он планетам вел учет:
Раз – Меркурий,
Два – Венера,
Три – Земля,
Четыре – Марс,
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
Восьмой – Нептун.

Дети надевают шапочки с изображением выпавшей им по считалке планеты, под музыку начинают движение, по звуковому сигналу выстраиваются в нужной последовательности относительно солнца, которое изображает один из дошкольников.

Приложение 2

Дидактические игры:

«Восстанови порядок в солнечной системе»

Цель: Закрепить знания детей о расположении планет по порядку в солнечной системе, запоминая названия планет. Раскладываем модели планет на ковре, и ведущий читает стихи о планете которую нужно найти. Кто её узнаёт, тот её и берёт, выкладывает на орбиту за Солнцем. Все планеты должны занять своё место в системе. В заключении, назвать каждую планету.