Конспект открытого занятия по фцкм в подготовительной группе «по следам осени. Конспект нод по формированию целостной картины мира в подготовительной группе Открытое занятие в подготовительной группе по фцкм

Тематическое занятие по ФЦКМ

с применением нетрадиционных форм обучения

в подготовительной группе

на тему «Лесная книга».

Скрипник Валентина Владимировна

Программное содержание: формировать представление дошкольников о том, что лес – это живой организм, который мы должны беречь. Учить анализировать и делать выводы о взаимосвязях в природе, отличать живые объекты и неживые. Развивать познавательную активность в процессе формирования представлений о лесных лекарственных растениях, закреплять знания детей о правилах поведения в лесу. Воспитывать бережное отношение к природе и чувства сопереживания ей.

Предварительная работа: разучивание стихотворений о природе, наблюдения на прогулке.

Оборудование: игрушка гном, карточки – схемы, экологическая пирамида, запрещающие знаки, рецепты для приготовления сухого чая.

Ход занятия:

    Организационный момент

Ребята, у нас сегодня гости, и они очень хотят узнать, как вас зовут. Давайте положим свое имя на ладошку и передадим гостям, только имя должно быть ласковое. (Дуновение на ладошку)

    Сюрпризный момент

Ой, ребята, за окном кто-то промелькнул.(Подхожу к окну и беру письмо)

Кто-то бросил к нам в окошко, посмотрите, письмецо

Может это лучик солнца, что щекочет нам лицо.

Может это воробъишко пролетая, обронил,

Может кот письмо, как мышку, на окошко заманил?

Читаем с детьми письмо. « В лес, ребята, поспешите

и скорее помогите! Гном»

Дети, вы готовы пойти в лес? (Да)

По тропинке мы пойдем, лужи мимо обойдем

Перепрыгнем ручеек, посмотрим налево

Посмотрим направо.

На носочки встанем и на солнышко глянем

Ах, какая красота!»

Здравствуй гном, что случилось в лесу? Ребята, в лес прилетал шалунишка ветер и сорвал все картинки из лесной книги и гном просит ему помочь восстановить картинки. Гном дает корзинку с орехами, на которых нарисованы цифры. Каждая цифра обозначает номер странички в книге.

В 1 орехе стихотворение. Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут в нем солнце, дождь и гром

Лес и морской прибой.

Живут в нем птицы и цветы,

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

и все твои друзья.

Как называется этот дом? Природа.

Нашу природу можно разделить на две части – это живая природа и неживая. Назовите мне живую природу, теперь неживую природу.(Называя, дети выкладывают карточки – схемы в книге)

Дети, гномик хочет поиграть с вами в игру.

Дети на ощупь определяют, что относится к природе, а что к рукотворному миру, доказывая свою точку зрения.

Первую страничку мы заполнили. Беру орех с цифрой 2.

Ребята, орех не простой. Я чувствую приятный аромат. Гном и для вас приготовил орешки с приятным ароматом, возьмите.(В орехе вата с ароматом)

    Аутотренинг (под музыку)

Ярко светит солнышко

Дует легкий ветерок.

Я вдыхаю чистый, свежий воздух

Надо мной кружат птицы,

Мне хорошо и приятно.

Какой аромат вы слышите? (трав, цветов)

Открываю следующую страничку, на ней надпись Лесная аптека.

Ребята, а для чего нужна аптека? А лесная аптека?

Еще в давние времена люди заметили, что больные животные уходят, чтобы найти травку, съев которую они выздоравливали. Вот и человек стал искать помощи у разных растений.

Выберите лесные лекарственные растения для книги.(На мольберте картинки лесных и луговых лекарственных растений)

Дети выкладывают картинки и карточки - схемы в книге и объясняют, какие болезни лечат эти растения.

А вы знаете, правила сбора растений?

1. Не рвать много растений.

2. Не собирать у автомобильных дорог.

3 .Не собирать в сырую погоду.

4 .Собирать только в ясную погоду.

5. Не пробовать на вкус.

6. После сбора вымыть руки с мылом.

Ребята, на пороге уже зима, давайте пройдем в нашу лесную лабораторию и приготовим сухой чай для наших гостей, чтобы они не болели.

Дети одевают фартуки и косынки. Перед каждым ребенком лежит рецепт приготовления чая(у всех разные).

Ромашка 1 ложка

Липа 2 ложки

Мята 1 ложка

Сахар 2 ложки

Пакетики с сухим чаем раздаем гостям.

Открываю орех с цифрой 3, внутри лежит нитка.

Ребята, гном предлагает нам поиграть в игру.

    Дидактическая игра «Паутинка жизни»

Дети одевают медальки. На медальках написаны слова (почва, солнце, вода, растения, птицы, травоядные, хищники, насекомые, бактерии.)

По очереди передаем клубочек и плетем паутинку.

1. Солнышко необходимо всем и деревьям, и птицам и т.д.

2. Вода тоже всем нужна.

3 .Прошел дождь и напитал почву водой.

4 .Появляются растения.

5 .Растениям помогают размножаться насекомые.

6 .Вредных насекомых уничтожают птицы.

7 .Питаются растениями травоядные животные.

8 .Травоядными питаются хищники.

9 .Когда животные погибают их останки съедают бактерии

В результате работы бактерий останки животных превращаются в перегной и обогащают почву. А если в почве есть удобрения, то появляется больше растений и т.д. Вот какую крепкую паутинку мы сплели. О чем говорит нам эта паутинка жизни? (В природе все взаимосвязано)

Теперь мы и в лесной книге можем выложить экологический домик, который поломал шалунишка ветер.

    Физминутка

Руки подняли и покачали - это деревья в лесу

Локти согнули и отряхнули – ветер сбивает росу

Плавно руками помашем – птицы летают вокруг

За руки возьмемся и с вами встанем в круг.

У гномика для вас задание. Дети делятся на две группы, у каждой конверт с заданием.

1 конверт – выложить пищевую цепочку насекомое – хищник

2 конверт – выложить эколог. цепочку косточка - плод

Дети выполняют задание.

Показываю детям орех с цифрой 4 (светофор)

    Дидактическая игра «Светофор»

Каждый сигнал светофора обозначает почти тоже, что и на проезжей части.

Красный свет – природе вред

Желтый – осторожно

Знак зеленый, как красиво

Скажет лес тебе спасибо!

У детей в руках красный, желтый, зеленый кружочки. Я называю действия а дети поднимают знаки и объясняют почему они так думают.

1 дети пришли в лес и стали ломать ветки деревьев.(красный) Почему?

2 оставили мусор в лесу (красный) Почему?

3 кормушки в лесу (зеленый, желтый) Почему?

4 девочки нарвали много цветов для веночков (красный) Почему?

5 мухоморы в лесу не сбиваю (зеленый) Почему?

Молодцы! Теперь мы можем и в лесной книге выложить запретные знаки.

Я буду говорить свои действия, а вы будете говорить да или нет.

1 если я приду в лесок с корнем вырву красивый цветок (нет)

2 если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)

3 если разведу костер, а тушить не буду (нет)

4 мусор я не уберу, так в лек оставлю (нет)

5 если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)

6 отдыхать я в лес приду, громко музыку включу (нет)

7 ежа домой я принесу, пусть живет, не жалко (нет)

8 я на дерево залезу, птенчиков в гнезде считать(нет)

9 я люблю свою природу, я ей помогаю (да)

Вот мы и справились, помогли гному. Пора прощаться и в группу возвращаться.

По тропинке в сад пойдем

Лужи мимо обойдем.

Перепрыгнем ручеек

Посмотрели мы налево

Посмотрели мы направо.

На носочки встанем на солнышко глянем

Вот мы и в группе.

Ребята, скажите, что вам понравилось в лесу? Что запомнили?

А что бы вы еще хотели узнать?

Лилия Летягина
Конспект занятия по «Формированию целостной картины мира» в подготовительной группе

Конспект открытого занятия по формированию целостной картины мира и расширению кругозора в подготовительной группе .

Тема : Лес и его обитатели.

Цель : Закрепление знаний о деревьях и обитателях леса.

Задачи : Закреплять знания о лиственных и хвойных деревьях, диких животных и их детенышах, местах их обитания. Обобщить представления о правилах поведения в природе.

Развивать долговременную память, внимание, слуховое и зрительное восприятие.

Воспитывать интерес к деревьям и диким животным, бережное отношение к природе.

Оборудование : карточки «Деревья» , плакат «Строение дерева» , изображение лиственного, хвойного и смешанного леса, карточки «Дикие животные и их жилища» , знаки «Правила поведения в природе» .

Интеграция областей : формирование целостной картины мира , экология, коммуникация.

Тип занятия : закрепление.

Ход занятия

IОрг. момент

Дети входят в группу и встают в круг .

II Сообщение темы и целей

Тему занятия вы узнаете разгадав загадку. Послушайте ее внимательно.

Есть у ребят

Зеленый друг,

Веселый друг, хороший,

Он им протянет

Сотни рук

И тысячи ладошек.

(Лес)

Что такое лес?

Лес- это открытое пространство, где растут деревья, кустарники, мхи, а так же, обитают дикие животные.

Сегодня на занятии мы с вами поговорим о лесе и его обитателях, вспомним какие виды деревьев вы знаете, и какие дикие животные обитают в лесах.

III Закрепление

1. Загадки про деревья.

Что же это за девица?

Не швея, не мастерица.

Сама ничего не шьет,

Но в иголках круглый год.

(Елка)

Ягоды - не сладость,

Зато глазу - радость,

И садам украшение,

И дроздам угощение.

(Рябина)

Кудри в речку опустила

И о чем-то загрустила,

А о чем она грустит,

Никому не говорит.

(Ива)

Русская красавица

Стоит на поляне

В зеленой кофточке,

В белом сарафане.

(Береза)

У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

Если я не на опушке,

Ветки – только на макушке.

(Сосна)

Из деревьев ранним летом

Вдруг снежинки запорхают,

Но не радует нас это -

Мы от этого чихаем.

(Тополя)

2. Дидактическая игра «Из какого леса»

Какие виды леса вы знаете? (хвойный, лиственный, смешанный)

Как называются деревья, растущие в хвойных лесах? (хвойные)

Как называются деревья, растущие в лиственных лесах? (лиственные)

Распределите карточки с деревьями в леса , где они произрастают.

Хвойные Лиственные

Ель, кедр Береза, дуб, рябина,

Сосна, лиственница тополь, ива, пихта

Скажите, чем отличаются деревья между собой? (листьями, шириной ствола и др.)

Что общего между всеми деревьями? (строение)

IVФизминутка

Ветер по лесу летал,

ветер листики считал

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер бросил на тропинку.

Ветер по лесу кружил,

Ветер с листьями дружил.

Вот дубовый,

Вот кленовый,

Вот рябиновый резной,

Вот с березки золотой.

И последний лист с осинки

ветер кружит над тропинкой.

3 Словарная работа (с мячом или шишкой)

-Закончите словосочетания :

Лист березы- березовый

Лист дуба- дубовый

Лист клена- кленовый

Лист рябины- рябиновый

Шишка осины- осиновая

Желудь дуба- дубовый

Шишка кедра- кедровая

4 Дидактическая игра «Третий лишний»

В лесу растут не только деревья, на и другие растения. Послушайте внимательно цепочки слов и выберите «лишнее» слово.

Береза, дуб, одуванчик.

Ель, сосна, тополь.

Клен, рябина, сирень.

Рябина, тюльпан, ива.

В лесу есть не только растения, но и животные. Отгадайте какие.

Она не ходит по земле,

Как птица не летает.

Предпочитает жить в дупле,

Орешки запасает.

(белка)

Я хитрая и ловкая,

Меня зовут плутовкою.

А мне вот больше нравится,

Когда зовут красавицей.

(лиса)

Комочек пуха,

длинное ухо,

прыгает ловко,

любит морковку. (Заяц)

Серовато, зубовато,

по полю рыщет,

телят, ягнят ищет. (Волк)

Зимой спит,

летом ульи ворошит. (Медведь)

Где живут дикие животные? (в лесу)

Как называются их жилища? (берлога, нора, логово, дупло)

VФизминутка

Игра малой подвижности «Хожу брожу по лесу я….»

5 Рассматривание серии сюжетных картин на тему «Правила поведения в лесу»

Посмотрите на карточки , что на них изображено?

Как дети забирают яйца из гнезд, выцарапывают на коре надписи, уносят животных из леса, оставляют или закапывают мусор и др.

Можно ли так поступать?

Лесные правила.

Если в лес пришёл гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегай, прыгай и играй,

Только чур не забывай.

Здесь не нужно всех ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу – всего лишь гость.

Здесь хозяин – дуб и лось.

Их покой побереги,

Ведь они нам не враги.

Для того, чтобы эти правила соблюдались, были придуманы знаки поведения в лесу. Давайте вместе их разместим на плакате.

О чем говорили на занятии ?

Что запомнилось больше всего?

Какие правила?

А теперь мы улыбнемся,

Крепко за руки возьмемся,

И друг другу на прощанье,

Мы подарим обещание :

Будем с лесом мы дружить, охранять его, любить!

Публикации по теме:

Конспект занятия по формированию целостной картины мира «Профессии» Утром вы приходите в детский сад, а ваши родители спешат на работу. У каждого из них есть свое занятие, которое называется профессия. Мое.

Конспект по формированию целостной картины мира в старшей группе, на тему: «Деревья». Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Обобщать.

Формирование целостной картины мира в старшей группе на тему "Кустарники". Воспитатель: Суровцова Юлия Владимировна. Цель: Закрепление у.

Конспект интегрированного занятия по формированию целостной картины мира во II младшей группе «Айболит прислал посылку» Реализация содержания программы в образовательных областях: «Познавательное развитие» (формирования целостной картины мира, «Речевое развитие»,.

Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Домашние птицы» с использованием ИКТ Конспект НОД по формированию целостной картины мира в подготовительной группе «Домашние птицы» с использованием ИКТ Тема: «Домашние птицы».

Конспект НОД "Сад-огород" подготовительная группа

Образовательная область: «Коммуникация»

Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Музыка», «Чтение художественной литературы»

Цель: Развитие свободного общения с взрослыми и детьми через интеграцию образовательных областей.

Образовательные: сформировать умение комбинировать разные виды художественного творчества; учить создавать коллективную композицию, размещая вырезанные элементы; показать роль цветового фона для натюрморта; учить детей составлять коллаж; закреплять умение вырезать по шаблону из бумаги, закрепить знания детей о жанре «натюрморт», уточнить знания отличительных признаков и качеств овощей.

Развивающие : развивать чувство формы и цвета, творческое воображение; способствовать развитию положительных эмоций в ходе творческой работы; развивать слуховое восприятие, логическое мышление и тактильное восприятие; развивать коммуникативные навыки, умение согласовывать свои действия с работой товарищей, совершенствовать речь.

Воспитательные : воспитывать чувство принадлежности к группе через коллективное творчество, воспитывать уважение к труду взрослых; аккуратность и усидчивость.

Коррекционные задачи: побуждать детей активно участвовать в разговоре; учить детей использовать слова в правильной грамматической форме; побуждать детей стараться говорить четко, ясно.

Материал : лист формата А3, цветные карандаши, черно-белые картинки овощей, ножницы, клей-карандаш, ватные диски, гуашь, кисточки, салфетки…

Словарь: натюрморт, коллаж, композиция, урожай…

Предварительная работа : знакомство детей с разными жанрами изобразительного искусства (натюрморт, пейзаж, портрет), познакомить с техникой «коллаж», с тональной техникой (растушевка, стружки грифеля); рассматривание репродукций картин на осеннюю тематику, беседа « Труд людей осенью», чтение детских стихотворений: «Осень добрая пришла» В. Волина, «Наш сад», У. Рашид, «Огород» А. Прокофьев. «Огурец» К. Тангрыкульев, «Картошка» Э. Островская и т.д.; составление рассказов по сюжетным картинкам.

Организационный момент

Осень

М. Ходякова
Если на деревьях листья пожелтели,
Если в край далекий птицы улетели,
Если небо хмурое, если дождик льется,
Это время года осенью зовется.

Рассказ воспитателя. Осенью на огородах собирают урожай овощей. Люди аккуратно собирают их с грядки, чтобы не повредить. Морковь, свеклу, лук, чеснок выдергивают; капусту – срубают, картошку – выкапывают; огурцы, помидоры, перец – снимают. Овощи употребляют в пищу сырыми, вареными, жареными, солеными. Из них делают салаты, добавляют в суп, борщ. Овощи заготавливают на зиму. Они полезны, в них много витаминов.

Закрепление пройденного материала.

Посмотрите, что лежит в этой корзине (рассматриваются и называются овощи) при первом правильном ответе овощ кладётся на стол ребёнку.

Ребята, а какие вы ещё знаете овощи?

А что в этой корзине?

Давайте их назовём.

Ребята, а какие вы ещё знаете фрукты?

Фрукты также раздаются детям.

Как можно назвать одним словом то, что я принесла (овощи), (фрукты).

Дети дают ответы.


Введение новых понятий "сад" и "огород"

Чтобы узнать, как называется сегодня наше занятие, мы должны ответить на вопросы "Где растут овощи и фрукты?» и тогда мы узнаем тему нашего занятия.

Как вы думаете, где Осень взяла так много овощей? (ответы детей).

Огород - это огражденный участок земли, где есть грядки и парники. Там люди выращивают овощи (показ).

Молодцы, а кто может назвать овощи, которые мы срываем? (огурцы, помидоры, перец и др.).

А которые выкапываем? (картофель).

А которые выдёргиваем из земли? (морковь, свёклу, редиску, репу, лук и др.).

А какие овощи мы срезаем ножом? (тыква, кабачок, капуста, баклажан).

Хорошо, а где она собрала фрукты? (Ответы детей).

Садом называют ограждённую территорию с плодовыми деревьями - это яблочное дерево, персиковое дерево и др.(показ).

Кто сможет определить тему сегодняшнего нашего занятия?

САД И ОГОРОД.

Правильно!

Дидактическая игра «Что из чего?».

Давайте попробуем сказать, какой сок мы можем получить из овощей и фруктов?

Сок из яблока –яблочный, из банана -…, из абрикоса - …, из апельсина - …, из груши – грУшёвый, из сливы – слИвовый.

А вы знаете, что сок можно делать также и из овощей.

Вспомните, как называется сок из моркови – морковный, а из помидора – томатный.

А какое варенье получится из:?

Яблока – яблочное, из ананаса – ананасовое, из апельсина – апельсиновое, из сливы – сливОвое, из груши – грУшевое.

А давайте вспомним, что ваши мамы готовят из овощей? (салаты, икру, супы, солят, маринуют и др.).

А какой салат получится из:?свёклы – свекольный, из моркови – морковный, а из капусты – капустный.

Развитие мыслительных операций Дидактическая игра «Четвёртый лишний» (показ)

Я хочу поиграть с вами в очень интересную игру.

Воспитатель : Ребята, к нам в гости пришла кукла Таня, Она сегодня решила помочь своей маме приготовить на обед салат, но как сделать его не знает. Но она надеется, что вы расскажете ей как его приготовить, вы ведь такие все умные и все знаете.

Воспитатель просит ответить на несколько вопросов :

1. Перед тем как употреблять или готовить овощи или фрукты, что следует сделать в первую очередь (Помыть)

2. Это обязательно? Зачем мыть овощи и фрукты? (Грязные плоды нельзя есть - на них много микробов)

3. Какие овощи нужно обязательно почистить? (Картофель, свёклу, морковку, репу, лук) .

4. Какие овощи можно принимать в пищу сырыми? (огурцы, помидоры, капусту, редиску, морковку) .

5. Что готовят из сырых овощей? (Салаты)

6. А какие овощи можно есть сырыми и вареными? (Капусту, морковь) .

7. Какие овощи можно засолить на зиму? (Капусту, помидоры, огурцы) .

8. А какую зелень можно положить в салаты или супы? (Укроп, петрушка, сельдерей) .

9. Что можно приготовить из фруктов? (Компот, варенье, сок, повидло) .

Дидактическая игра «Волшебный мешочек» (мешочек с овощами)

Дети вынимают предметы на ощупь из мешочка и называют овощи.

Воспитатель : Молодцы, ребята! Знаете все овощи. Чтобы в огороде работать надо еще и руки ловкие да быстрые иметь.

Пальчиковая гимнастика "Хозяйка однажды с базара пришла".

Хозяйка однажды с базара пришла,

"Шагают" пальчиками.
Хозяйка с базара домой принесла

Загибают по одному пальнику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Вот овощи спор завели на столе -
Кто лучше, вкусней и нужней на земле.
Картошка? Капуста? Морковка? Горох?

Загибают по одному пальчику.
Петрушка иль свекла? Ох!..

Хлопок.
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала
Картошку, капусту, морковку, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушку и свеклу. Ох!..

Хлопок.
Накрытые крышкою, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке

Ладони складывают крестнакрест.
Картошка, капуста, морковка, горох,

Загибают по одному пальчику.
Петрушка и свекла. Ох!..

Хлопок.
И суп овощной оказался неплох!

"Едят" суп.

Человек осенью

Посмотрите на схему-подсказку: о чем мы будем говорить теперь? (Мы будем говорить о заботах человека осенью.)
- Конечно. Давайте в помним, чем осенью занимаемся мы с вами, ваши родители, друзья и знакомые. Вы можете ему рассказать, как мы трудимся осенью? (выставляются картины)
- Какие работы выполняются в садах? - А в садах? (Нижнюю часть деревьев белят известью, ч тобы их не погрызли зайцы. Осенью в садах плодовые деревья хорошо поливают, чтобы они перенесли морозы и дали на следующий год хороший урожай)
- Саша, какие еще работы выполняются в саду? (Еще осенью в садах собирают урожай: яблоки, груши, картофель копают и морковь.)
- Саша М., что ты можешь добавить? (загадка о капусте)
- А как трудятся в деревне, на полях? (В селах убирают оставшийся хлеб, с полей убирают картофель, капусту, морковь, свеклу. Убранные поля удобряют и вспахивают. На вспаханные поля высеивают семена озимой ржи и пшеницы, в огородах сеют морковь, укроп и петрушку.)
А вы, ребята, как трудились всю осень? (А мы убирали листву на участке, чтобы помочь дворнику, дяде Фёдору, чтобы стало чисто.)

Кто хочет добавить? (Мамы и бабушки делают заготовки на зиму: варенья, компоты, соленья, маринады. )
- Правильно. Осень очень щедра на подарки: фрукты, овощи, ягоды, грибы, орехи. Но все ее дары необходимо собрать и переработать: законсервировать или засушить, сварить или засолить. А это тоже немалый труд.

Дидактическое упражнение «Вершки-корешки»
- У вас на столах лежат цветные карандаши и листочки с заданием. Необходимо обвести зеленым цветом те овощи, у которых мы употребляем в пищу вершки, т.е. листья, зелень. Красным цветом – корешки. И синим цветом те овощи, у которых мы съедаем и то, и другое.

13. Подведение итогов.

С какими двумя новыми словами мы сегодня познакомились «Огород», «Сад»?

Что повторили?

В какие игры играли?

Конспект Непосредственно образовательной деятельности по формированию целостной картины мира (расширению кругозора) в подготовительной группе «Витамины»

Программное содержание:
Познакомить детей с основными витаминами А, В и С, в каких продуктах они содержаться, какую роль играют для здоровья человека. Систематизировать знания детей о полезных продуктах, в которых содержаться витамины. Подводить к выводам и обобщениям. Закреплять знания о дарах леса произрастающих в нашем лесу. Воспитывать у детей чувство сопереживания желание прийти на помощь.
Предварительная работа:
-Подбор детских художественных произведений по данной теме.
-Рассматривание энциклопедий.
-Рассматривание картинок.
-Беседы на темы «Витамины», «Ягоды», «Продукты».
Материал:
Мультимедийное оборудование, ступки, пестик ягоды. Влажные салфетки, фартуки, кувшин, горячая вода. Ключи сделанные из киндер сюрприза,а внутри чеснок.
Образовательные технологии: технология развивающего обучения,
информационно-коммуникативные технологии, здоровьесберегающие технологии.
Ход занятия:
Ребята вам Красная Шапочка передала письмо, давайте я вам его прочитаю?
(открыть письмо)
«Здравствуйте друзья! Пишет вам Красная Шапочка. Ребята мне так хочется с вами поиграть, позаниматься, но я простыла. Мы с бабушкой просим вас помочь нам. Посоветуйте, как быстрее вылечиться. До скорой встречи».
-А вы хотите поиграть с Красной Шапочкой?
-А как вы думаете, что можно посоветовать Красной Шапочке?
(ответы детей).
- Ребята да ведь Красная Шапочка плохо кушает и поэтому мало получает витаминов.
-А что такое витамины?
Где мы можем посмотреть, что такое витамины?
(в энциклопедиях, книгах…)
«Витамины это вещества необходимые для нормальной жизнедеятельности живого организма».
Я вам сегодня предлагаю отправиться в удивительное путешествие, в необыкновенную деревню «Витаминкино». А чтобы туда попасть я всем дам ключи надо их надеть понюхать закрыть всем глаза.
1,2 слайд.
А теперь откройте глаза. Вот мы и попали в деревню «Витаминкино». А как вы думаете где живут витамины? (ответы детей)

Может вы знаете какие витамины в каких продуктах живут?
Хорошо.
Так вот в этой деревни есть три улицы А, В, С.
3,4,5 слайд.
Давайте остановимся на улице витамина А.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин А.
«Этот витамин называют витамином роста, зрения и крепкие зубы».
6,7слайд.
Теперь остановимся на улице витамина В.
Посмотрите в каких продуктах есть витамин В.
Для чего он нужен? (ответы детей).
«Этот витамин важен для головного мозга и всего организма. Если вы хотите быть сильным и иметь хороший аппетит, не хотите огорчаться и плакать по пустякам, быть в хорошем настроении вам поможет витамин В».
8,9,10 слайд.
Последняя улица в этой деревни «Витаминкино», витамин С.
Посмотрим в каких продуктах есть витамины С.
Для чего он нужен? (ответы детей)
Если вы хотите реже простужаться, быть бодрыми, быстрее выздоравливать при болезни, вам нужен витамин С. Витамин здоровья.
Так что же мы можем посоветовать Красной Шапочке?
(Ответы детей).
-кушать полезные продукты, в которых есть витамины.
В этой деревни любят играть и я вам предлагаю это сделать:
Физ. минутка
Дышим носом глубоко
Приседаем мы легко (приседание)
Наклоняемся вперёд
Прогибаемся назад (наклоны)
Головой теперь покрутим
Так мы лучше думать будем (вращение головой)
Встаньте дети потянитесь
И на стульчики садитесь.
В народе говорят «Полезно здоровью твоему, что выросло в твоём краю».
11 слайд.
Дидактическая игра.
Вы видите ягоды, но надо выбрать ягоды нашего края.
12 слайд.
Проверим, кто правильно показал ягоды нашего края.
А что можно сделать из этих ягод? (компот, морс, сок…)
Молодцы.
(Показываем свежие ягоды)
Вот из этой ягоды мы можем сейчас с вами сделать морс.
Если клюква-
Какой будет морс?
13 слайд.
(Нам нужны: кувшин, ягоды, ступки, пестик, сахар, влажные салфетки, кипячёная горячая вода).
Рассмотрим по порядку как сделать морс. Затем возьмём наденем фартуки,
вымоем руки, и в ступках перетрём ягоды, потом все ягоды поместим в кувшин и зальём кипятком. Всё это должно настояться. Показываем морс – а вот этим морсом нас угостили в деревне «Витаминкино» давайте вернёмся назад в группу и попробуем что это за морс. Вдохнём волшебного воздуха, закроем глаза, открываем глаза.
Мы теперь можем написать письмо Красной Шапочке и передать морс в котором есть что, и зачем он ей нужен. (ответы детей)
-быстрее выздоравливать
-чтобы она была весёлой
-чтобы у неё появился аппетит
-чтобы работал головной мозг
14 слайд. Советы доктора как надо правильно питаться.

Конспект ООД в подготовительной группе по познавательному развитию. ФЦКМ.

«Необъятный и чудесный многогранный этот мир» "Вода и ее свойства ".

Подготовила: воспитатель МБДОУ д/с №7 «Улыбка» г. Холмска

Бизяева Н.Е.

Цель : систематизация знаний детей о воде и ее разнообразных свойствах через опыты.

Задачи:

Образовательные:

Расширить и конкретизировать знания детей о свойствах воды;

Обратить внимание детей на значение воды в нашей жизни;

Формировать любознательность детей, поддерживать проявления самостоятельности в познании окружающего мира;

Дать элементарное представление о процессе фильтрации;

Развивающие:

Развивать умение самостоятельно действовать в соответствии с прилагаемым алгоритмом в процессе опытов;

Развивать память, мышление, внимание и речь и умение делать выводы;

Формировать навыки опытно-экспериментальной деятельности;

Показать при помощи схем свойства воды;

Активизировать словарный запас детей (прозрачная, безцветная, безвкусная; текучая

Воспитательные:

Воспитывать бережное отношение к воде;

- воспитывать дружеские взаимоотношение друг с другом в совместной деятельности.

Материалы и оборудование:

письмо, презентация, (А4), глобус, пластиковые стаканчики (по 6 штук на каждого ребенка), одноразовые ложки (по 4 шт. на каждого ребенка), подносы (по 2 на каждого ребенка), пипетки, жидкая пищевая краска нескольких цветов, камешки, баночки с солью, сахаром, лимонным соком, речным песком, вода, молоко, фартуки, воронки, ватные диски на каждого ребенка; схемы (свойства воды), конверт

Методы и приёмы: словесные – чтение письма, объяснение; наглядные – презентация, иллюстрации с изображениями воды в природе, быту, карточки- схемы: безопасное поведение, схемы – свойства воды; практические – опыты, физминутка; детское экспериментирование.

Предварительная работа:

Беседы с детьми о воде, ее роли в жизни человека; рассматривание иллюстраций с изображением различных состояний воды, использование воды в быту и в природе.

Чтение художественной и познавательной литературы:

Сказка «Капитошка. Путешествие воды», рассказ Н.А. Рыжковой «Как люди речку обидели», сказка «Путешествие Капельки».

Наблюдения; знакомство с круговоротом воды в природе.

Ход ООД:

I часть вводная.

Организационный момент.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, сколько у нас сегодня гостей, давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются с гостями и встают полукругом)

Гость: Ребята, вам передали письмо, возьмите его.

Воспитатель: Интересно, от кого оно? Это письмо от Незнайки, давайте его прочтем (воспитатель читает письмо ).

" Здравствуйте, ребята! Пишет вам Незнайка. Я путешествую по Луне и встретил лунных жителей. С Луны они видят нашу планету Земля, и не понимают, почему на ней так много синего цвета. Я им уже пытался объяснить, что это – вода, но они всё равно меня не понимают. Ребята, помогите мне рассказать инопланетянам о воде!»

Воспитатель : Ребята, поможем Незнайке?

Дети: Да, поможем.

Воспитатель : Ребята, а вы знаете, почему на нашей планете (показывает глобус) больше синего цвета? (ответы детей)

Правильно, потому что на нашей планете очень много рек, морей, океанов и различных водоемов. Вода занимает ¾ части Земли.

А что же такое ВОДА?

Давайте с вами посмотрим.

(Показ показ презентации «Вода – уникальное вещество нашей планеты»)

Воспитатель читает:

Вода - уникальное вещество нашей планеты.

Безбрежная ширь океана…

И тихая заводь пруда, струя водопада,

И брызги фонтана, и все это - только вода.

Тучи, туман, облака - это ведь тоже вода.

Бескрайние ледяные пустыни полярных областей,

снежные покровы, застилающие почти половину планеты - и это вода.

В кружевах будто одеты деревья, кусты, провода.

И кажется сказкой это…

А, в сущности – только вода.

Жизнь без воды невозможна!

Воспитатель: Ребята, так какие состояния имеет вода?

Дети: жидкое, твердое и газообразное.

Воспитатель: правильно.

I I часть: Основная.

Воспитатель - Ну что, ребята, как вы думаете, мы сможем помочь Незнайке?

Дети - Да.

Воспитатель – А как?

Дети - Проведем опыты с водой, выявим ее свойства и результаты экспериментов отправим Незнайке.

Воспитатель - Я предлагаю зафиксировать ваши наблюдения в виде схем и отправить их Незнайке.

Воспитатель - А какие свойства воды вы знаете? Какая она?

Дети – Вода - жидкость, без цвета, без запаха, без вкуса.

Текучая, прозрачная.

II. I часть: Практическая (Опытно-экспериментальная)

Воспитатель - Чтобы убедиться в этом, куда нам нужно отправиться, где мы будем проводить исследования? (ответы детей )

Воспитатель – Правильно, в лабораторию. А вы знаете, что это такое?

Дети - Это место, где учёные проводят опыты и ставят эксперименты.

Воспитатель – Ну вот и я хочу пригласить вас в лабораторию. Давайте сегодня мы с вами превратимся в маленьких ученых, и будем проводить опыты по исследованию воды и её свойств. Ведь именно о ней мы с вами сегодня и говорим.

Воспитатель: Одевайте фартуки и занимайте свои рабочие места.

Воспитатель : Ребята, прежде чем приступить к исследованию, давайте вспомним правила поведения в лаборатории.

Дети - Не шуметь – этим мы мешаем другим.

Аккуратно обращаться с приборами.

Нужно внимательно слушаться воспитателя.

Внимательно следить за результатом опыта.

Закончив наблюдение, сделать вывод.

(Дети отвечают, а воспитатель на магнитной доске располагает карточки )

Опыт 1.Вода бесцветная.

(Перед детьми стаканы: один с водой, второй с молоком)

Воспитатель - Ребята, перед вами два стакана – один с водой, а второй с молоком. Посмотрите, пожалуйста, а есть ли цвет у воды?

Дети – Нет, у воды нет цвета.

Воспитатель - Давайте проверим и докажем. Вот лист бумаги. Какого он цвета?

Дети – Лист белого цвета.

Воспитатель - А это стакан молока. Какого цвета молоко?

Дети - Молоко имеет белый цвет.

Воспитатель - А теперь посмотрите на стакан с водой. Можно ли сказать про воду, что она белая?

Дети – Нет.

Воспитатель – А теперь я предлагаю вам в оба стакана положите по одному камешку. В каком из стаканов камень видно, а в каком нет? Почему?

Дети – В стакане с водой мы видим предмет, а в стакане с молоком – нет.

Воспитатель – Какой делаем вывод?

Дети - Вода – прозрачная, безцветная.

Воспитатель: Правильно, молодцы!

Первое свойство воды – вода безцветная, прозрачная (схема).

Воспитатель: Ребята, уберите на пустой разнос оба стакана и поставьте перед собой следующий стакан с водой.

Опыт 2. Вода меняет цвет.

Воспитатель : Ребята, вода всегда прозрачная и бесцветная?

Дети – Нет, цвет воды зависит от того, что в неё попадает.

Воспитатель: Скажите, как это сделать и увидеть?

Воспитатель : Давайте добавим в воду краску. Возьмите пипетки и баночки с краской, наберите краску в пипетку и капните в воду. (дети с помощью пипетки добавляют в воду краску) Что произошло?

Дети – Вода изменила свой цвет.

Воспитатель - Какой вывод из этого следует?

Дети - Вода изменяет свой цвет в зависимости от того, какую краску в нее добавили.

Воспитатель : Молодцы!

Второе свойство – вода меняет цвет (схема).

Воспитатель: Уберите стаканы с окрашенной водой на разнос , нам пора отдохнуть. Подойдите все ко мне и встаньте в круг.

Физминутка «Капельки кап-кап» (с музыкальным сопровождением)

С неба капельки летели,

В ручейки попасть хотели.

И захватывая дух, капельки упали – пух!

С неба капельки упали,

Ручейками побежали,

Побежали ручейки,

И прозрачны и легки.

Капельки прыг, прыг, капельки хлоп, хлоп,

Капельки топ, топ, топ, топ, топ (2 раза)

Воспитатель: Ребята,давайте вернемся на свои места и продолжим экспериментировать.

Опыт 3. Вода без вкуса.

Воспитатель: поставьте перед собой по три стакана с водой.(стаканы с нумерацией 1,2,3)

Воспитатель - Как вы думаете, вода имеет вкус?

Попробуйте её. (Дети пьют воду)

Какая она? Сладкая, солёная, кислая?

Дети - Вода безвкусная.

Воспитатель : Ребята, обратите внимание, у вас на разносах есть баночки с различными веществами: соль, сахар и лимонный сок. В первый стакан добавьте одну ложку сахара и размешайте. Во второй стакан добавьте немного соли, на кончике ложки, совсем чуть-чуть. В третий стакан добавьте немного лимонного сока. (дети добавляют вещества)

Предлагаю вам с помощью ложек попробовать воду из каждого стакана, понемногу, языком. Какой вкус у воды?

Дети – Сладкий, соленый, кислый

Воспитатель: Итак, какой вывод мы можем сделать?

Вывод : Вода не имеет вкуса, но принимает вкус того вещества, которое в нее добавлено.

Воспитатель: Молодцы!

Третье свойство – воде можно придать вкус (схема).

Опыт 4. «В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются».

Воспитатель - Вкус появился, а где вещества, которые мы добавили в воду? Куда они исчезли?

Дети – В воде эти вещества растворились.

Воспитатель:

Дети: вода – растворитель.

Четвертое свойство – вода растворитель (схема).

Воспитатель - Ребята, давайте посмотрим, что произойдет, если мы добавим в воду песок? Уберите стаканы с растворенными веществами и возьмите последний стакан с водой. Добавьте в нее песок и перемешайте. Изменилась ли вода? Растворился ли песок? Вода стала мутной или осталась прозрачной?

Дети – Песок не растворился, вода стала мутной.

Воспитатель: Какой из этого можно сделать вывод?

Дети: Не все вещества растворяются в воде.

Схема – не все вещества растворяются в воде.

Воспитатель – ребята, а как вы думаете, какая вода нам нужна для использования в жизни? (ответы детей)

Ну, конечно же чистая. Но не вся вода на нашей планете чистая и чтобы ее использовать, что нужно с ней сделать?

Дети – очистить.

Воспитатель – правильно, а как мы очистим грязную воду? (ответы детей )

Да, мы это сделаем с помощью фильтра.

Опыт 5. «Очищение воды»

Воспитатель: Возьмите пустые бутылочки, вставьте в них воронки, а в воронки положите ватные диски, это будет наш фильтр. А что такое фильтр?

Дети: Фильтр – это приспособление для очистки воды.

Воспитатель: Вылейте воду из последнего стакана в воронку. Посмотрите, вода очистилась?

Дети: Да, вода стала чистой и прозрачной.

Воспитатель: Ребята, обратите внимание на фильтр, что вы можете сказать?

Дети: Фильтр стал грязным.

Воспитатель: Вот теперь наша вода чистая и ее можно использовать.

III часть. Подведение итога.

Воспитатель: Таким образом, ребята, вода – одно из самых удивительных веществ на планете. Какие свойства воды мы сегодня проверяли?

Дети: вода не имеет цвета, вкуса, запаха, она прозрачная, растворяет вещества, но не все.

Воспитатель: Ребята, а где и для чего мы используем воду?

Дети: в быту – умываемся, стираем, моем, готовим еду; в природе – поливаем растения и т.д. (воспитатель показывает картинки, а дети отвечают).

Воспитатель: Ребята, но вы должны помнить, что воду необходимо беречь, как мы должны беречь воду?

Дети: нельзя засорять водоемы, нельзя оставлять открытым кран.

Воспитатель: Ребята, все результаты наших исследований мы отправим Незнайке, и пусть он расскажет лунным жителям о воде и ее свойствах (воспитатель кладет в конверт карточки-схемы и запечатывает)

Воспитатель: Ребята, пришло время возвращаться в группу. Давайте пожелаем гостям: «Берегите воду!» и скажем им «До свидания!»