Отчет по плану самообразования воспитателя доу. Отчет воспитателя по самообразованию. Перспективный план работы

Отчет воспитателя по самообразованию является важным элементом работы, поэтому заслуживает детального изучения и рассмотрения. Приведем несколько важных моментов, чтобы показать основные элементы и структуру их составления. Отметим, что самообразованием должны заниматься все учителя школ и воспитатели дошкольных образовательных учреждений.

Теоретическое обоснование

Как составить отчет воспитателя по самообразованию? Будем вместе искать ответ на этот вопрос. Если в качестве темы был выбран вопрос, связанный с применением дидактических игр в работе с младшими дошкольниками, в отчет можно включить следующие моменты.

В процессе работы с детьми, проводя исследование особенностей их психологии и физиологии, было установлено, что активность дошкольников в обычной жизни, на занятиях, имеет воспроизводящий характер.

Малыши практически не задают вопросов, далеко не всегда они после завершения занятия продолжают разговор на рассмотренную тему, не пытаются применять в практической деятельности навыки и умения, приобретенные в ходе занятий.

В отчет воспитателя по самообразованию было решено включить тот опыт, который был получен после введения дидактических игр в деятельность дошкольников.

К сожалению, в настоящее время прослеживается тенденция снижения познавательного интереса, потребности в приобретении новых навыков и знаний, в результате логическое мышление у дошкольников развито слабо, они не хотят и не умеют мыслить.

По новым Федеральным образовательным стандартам, разработанным для дошкольных учреждений, должны быть сформированы предпосылки для появления универсальных учебных действий. Чтобы занятия приносили малышам радость и удовлетворение, было принято решение об использовании дидактических игр на занятиях по математике, изобразительному искусству.

Подобная деятельность позволяет делать учебный материал интересным, способствует созданию на занятиях радостного рабочего настроения.

Увлекаясь игрой, ребенок не замечает того, что он сталкивается со сложными заданиями, предполагающими серьезный мыслительный процесс.

Именно поэтому отчет по самообразованию воспитателя ДОУ касается анализа эффективности использования дидактических игр для развития познавательных способностей дошкольников.

Цель самообразования

Для работы была выбрана возможность стимулирования познавательного интереса у дошкольников посредством вовлечения их в игровую деятельность.

Отчет по плану самообразования воспитателя написан с учетом выделенных задач:

  • изучить литературу по педагогике и психологии, касающуюся дидактических игр;
  • выявить суть понятий «познавательная активность», «дидактическая игра», «активизация познания»;
  • познакомиться с имеющимся опытом в области применения дидактической игры в дошкольных образовательных учреждениях;
  • на практике проверить сформулированную гипотезу;
  • разработать картотеку дидактических игр.

Прежде чем составить отчет по самообразованию воспитателя ДОУ, была изучена методическая литература по анализируемой проблеме:

  • книга «Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста» под редакцией Богуславской З. М.;
  • сборник «Игры и игровые упражнения для развития речи» под редакцией Швайко Г. С.

В творческий отчет по самообразованию воспитателя было решено включить итоги первичного и итогового мониторинга, касающегося рассматриваемого вопроса.

Наблюдения за детьми показали, что у них возникают следующие сложности:

  • неумение систематизировать и обобщать явления и предметы;
  • отсутствие навыков логического обоснования своих мыслей;
  • проблемы с выявлением главных фактов в составлении предложений.

Что показал отчет воспитателя по самообразованию? Применение дидактических игр способствует активизации познавательных процессов. Это происходит путем избирательной направленности внимания ребенка на явления и предметы окружающей реальности. У детей старшего дошкольного возраста сформировалась потребность в приобретении новых знаний и практических навыков, они перестали быть пассивными слушателями на занятиях.

В отчет по воспитателя можно включить и информацию о том, что улучшилась речь, обогатились эстетические и нравственные чувства дошкольников после использования дидактических игр.

Работа осуществлялась по трем основным направлениям:

  • создание в группе предметно-развивающей среды;
  • работа с детьми;
  • беседы с родителями.

Первое направление

В анализируемый период было подготовлено несколько игровых пособий для детей старшего дошкольного возраста:

  • для активации мыслительного процесса: «Отгадай фигуры», «Пятый лишний», «Собери елочку»;
  • для развития мышления: «Найди одинаковые варежки», «Пригласи гостей на чаепитие»;
  • для памяти и восприятия: «Собери картинку», «Отыщи разницу», «Угадай героя»;
  • для творческого воображения: «Чудесные превращения», «Необычный портрет».

Второе направление

Работа с дошкольниками осуществлялась по развитию следующих познавательных способностей:

  • мышления;
  • внимания;
  • памяти и восприятия;
  • речи;
  • творческого воображения.

Деятельность выстраивалась поэтапно с учетом индивидуальных и возрастных особенностей воспитанников. При выборе дидактических игр учитывались умственные возможности дошкольников, а также их интерес к разным играм. Для привлечения внимания детей применялись необычные моменты, например, дети должны были помочь герою справиться с поставленной задачей.

Группа продленного дня

В последнее время в образовательных учреждениях организуется не только учебная деятельность для ребят начальной школы, но и предлагается внеурочная работа, выраженная в группе продленного дня. Как и все остальные сотрудники образовательного учреждения, воспитатель составляет план работы, занимается самообразованием. В отчет воспитателя ГПД по самообразованию входит описание той внеурочной деятельности, которую он осуществляет в повседневной работе.

Например, можно указать те мероприятия, которые были придуманы для младших школьников, отметить их цель, основные задачи, реализацию.

Заключение

Специфика образовательной и воспитательной работы заключается в том, что, помимо поурочных планов, учителя и воспитатели должны заниматься самообразованием.

Подобная деятельность способствует формированию профессиональных компетенций у педагогических работников, дает им возможность использовать в работе инновационные образовательные технологии.

Профессиональный стандарт, созданный для учителей и воспитателей, также предполагает систематическое самообразование педагогических работников.

Дети дошкольного возраста по своей природе пытливые исследователи окружающего мира. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. В основе экспериментальной деятельности дошкольников лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию..Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений, способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебно-воспитательного процесса, и приобщает к конкретным жизненно важным проблемам.

Мною был разработан перспективный план по экспериментальной деятельности детей в старшей группе. Составлена картотека конспектов НОД с элементами экспериментирования. Разработана картотека «Опыты -эксперименты в старшей группе».

. Предметно-развивающая среда .

Для реализации опытно - экспериментальной деятельности детей в нашей группе организована мини-лаборатория «Юный исследователь». В ней имеются дидактический материал, необходимые инструменты для экспериментирования: специальная посуда (стаканчики, трубочки, воронки, мерные стаканы, тарелки) , бросовый и природный материал (камешки, песок, семена), утилизированный материал (проволока, скрепки, нитки, перья, губки и т. д.), инструменты для опытов (лупа, термометр, магнит, весы, зеркало, песочные часы, фонарик и т.д.) , огород.

Работа с детьми.

С детьми проводились беседы на тему «Необходимости и интереса к исследовательской деятельности», об экспериментировании в домашних условиях, с целью поддержки и развития интереса у ребёнка к исследованиям, открытиям. Познакомила детей с оборудованием и материалами для исследовательской деятельности.

В течении учебного года мною проводилась НОД и опыты-эксперименты по темам:

«Почва-что это такое»

«Песок и глина»

«Волшебная вода»

«Воздух-неведимка

«Бумага и её свойства»

«Ткань и её свойства

„Испытание магнита“

„Меня зовут Стеклянчик“

В результате НОД и опытов - экспериментов дети владеют элементарными сведениями о живой и неживой природы Земли и её значения в жизни живых существ. Познакомились с явлениями природы разобрав каждое отдельно (явления погоды, круговорот воды в природе, движения солнца, снегопад), со свойствами почвы, песка и глины. Закрепляли и уточняли знания детей о воде, о ее состояниях; Изучили агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга). Познакомились со свойствами воздуха и его ролью в жизни человека, животных и растений, выяснили способы обнаружения воздуха. Дети получили представления о свойстве бумаги, её возникновении видах (копировальная, гофрированная, картон, и т. д); видах и свойствах ткани: плащевая, костюмная, ситец, мешковина и т. д. Имеют представление о магните и его свойстве.Познакомились со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления.Дети с удовольствием высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы. С нетерпением ждут новых и необычных экспериментов. Любят самостоятельно работать в лаборатории, придумывая свои опыты.

Работа с родителями.

Довела до сведения родителей на собрании о начале работы по данной теме. Родители приняли активное участие в пополнении необходимого оборудования в детской лаборатории, также в оформлении фотовыставок в приемной.Были предложены консультация на темы „Организация детского экспериментирования в домашних условиях“, „Научите ребенка любить живую природу“. ». Индивидуальные консультации на интересующие темы экспериментирования Организовала и провела совместное мероприятие с детьми и родителями на тему: «Лаборатория чудес и превращений. На летний период родителям и детям дано задание, пополнить мини - лабораторию новыми материалами и инструментами.

Работа с педагогами.

Для педагогов были предложены консультации «Содержание опытно-экспериментальной деятельности», «Требования к проведению наблюдений». Открытый показ НОД «Удивительное рядом».

В следующем учебном году планирую продолжить работу по данной теме.

Светлана Кожихова

У большинства современных маленьких детей отмечается общее моторное отставание, а также не развиты пальцы рук, зачастую маленькие дети не могут крепко схватывать игрушку. Следствие слабого развития общей моторики, и в частности –пальцев рук, следует с раннего возраста развивать у детей мелкую моторику пальцев рук. Развитие моторики пальцев способствует формирования речи, а также оказывает благотворное влияние на психическое развитие ребёнка.

Поэтому проблема развития мелкой моторики актуальна и работу по развитию мелкой моторики нужно начинать с самого раннего возраста . В детском саду необходимо создавать условия для формирования навыков осязания и мелкой моторики через различные виды предметно-практической деятельности.

В этом году наметила углубленную работу с детьми в этом направлении, работая в контакте с родителями. Целью моей педагогической работы является достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через различные виды деятельности детей.

Для достижения цели мной были поставлены задачи :

1. Развитие мелкой моторики пальцев, кистей рук, координации и точности движений рук, гибкости рук, ритмичности;

2. Развитие воображения, мышления, внимания, зрительного и слухового восприятия ;

3. Обогащение предметно - развивающей среды для развития у детей мелкой моторики рук;

4. Повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей, мелкой моторики с использованием разнообразных форм, методов и приемов.

Методы и приемы работы, которые использую в процессе развития у детей мелкой моторики пальцев рук это :

Массаж кистей рук (погладь ежика, сожми и разожми или пощупай мешочек с шариками) .

пальчиковая гимнастика, физкультминутки;

Пальчиковые игры со стихами;

Пальчиковый театр;

Лепка из пластилина;

Нетрадиционные техники рисования : кистью, пальцем и т. д. ;

конструирование : с кубиками и кирпичиками, крупным строителем, работа с конструктором ЛЕГО;

Лабиринты;

Дидактические игры;

Шнуровка;

Игры с мелкими предметами;

Пазлы, мозаика.

Игры с прищепками (игровые макеты «зима» , «весна-лето» );

Игры с пирамидками и матрешками

Игры на панно «Путешествие в сказку» .

Поставленные цели по самообразованию в начале учебного года :

1. Изучить литературу по данной теме.

2. Внедрить в работу с детьми разнообразные формы, методы и приемы по развитию мелкой моторики.

3. Составить картотеку игр для развития мелкой моторики рук.

4. Оформить родительские стенды, написать буклеты, памятки для родителей,

5. Составить и провести консультацию для родителей «Что такое мелкая моторика, почему её нужно развивать и как?» .

6. Составить план работы с родителями по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста

7. Составить план работы с детьми по развитию мелкой моторики пальцев рук у детей младшего дошкольного возраста.

8. Сделать игровые пособия и макеты по развитию мелкой моторики пальцев рук.

Для достижения поставленных задач я использовала различные формы работы. Одним из методов работы являются пальчиковые игры. В совместной и индивидуальной работе осуществляется тренировка пальцев. Эффективность и интерес к этой деятельности повышается, если упражнения сопровождаются чтением стихов, потешек. Стихи, сопровождающие упражнения,помогает создать благоприятный эмоциональный фон, благодаря которому ребенок увлекается игрой и с интересом выполняет движения, что обеспечивает хорошую тренировку пальцев. Сюжетность стихов и потешек развивает усидчивость, память, внимание, а также умение слушать и понимать.

Мною была составлена картотека игр на развитие мелкой и общей моторики : «Пальчиковая гимнастика» , «Пальчиковые игры» .

Во время совместной и самостоятельной деятельности детей я использовала пальчиковый театр. Играя в сказки, мы тем самым развиваем пальцы рук, их гибкость, что способствует развитию речи, но и развитию интереса к театрализованным играм, так как в них активно задействованы пальцы.

Деятельность по лепке также имеет большое значение для укрепления кистей рук и развития мелкой и крупной моторики. Лепка необходима для развития у детей сенсорных и пространственных ощущений, восприятия . В своей работе для лепки я использовала пластилин и тесто для лепки. Сжимая и разжимая пластилин в руке и работая с ним-ребёнок тренирует руки и пальцы, что приводит к благоприятным последствия для мелкой моторики пальцев рук ребёнка.

Также детям предлагала раскрашивать заготовки или раскраски согласно их возрасту, для укрепления мелкой мускулатуры кисти руки, в отработке координации движения.

Играя ежедневном детьми с конструкторами Лего, крупным и мелким строителем и сооружая многочисленные и разнообразные постройки, у детей развиваются пальцы, их гибкость и хваткость пальцев рук, развивается мелкая мускулатура пальцев рук, воображение. Еще одним из интересных занятий является собирание пазл, нанизывание бусин на шнурок.

В течение всего года мною была проведена работа по развитию мелкой моторики пальцев рук с детьми : ежедневно : пальчиковые игры, мальчиковая гимнастика, пальчиковый театр «Сказка в гости к нам пришла» , игры с прищепками, игры со шнуровками, игры с Лего, игры с крупным и мелким строителем, игры с шариками, игры с бусинами, игры с игровыми макетами «Зима» , «Лето» , игры с настольной и напольной мозаикой, игры с пазлами-вкладышами, игры с ежиками (самомассаж , рисование и закрашивание раскрасок и заготовок (пальцем, кисточкой, работа с пластилином (самомассаж пальцев , упражнения на сжимание и разжимание пальцев).



Работа с родителями – очень важна в моем направлении работы, так как от знаний и умений родителей в данном направлении будет способствовать развитие мелкой моторики пальцев рук у детей в домашних условиях. Для этого я использовала наглядные папки-передвижки на темы : «Пальчиковая гимнастика» , «Развитие мелкой моторики пальцев рук через различные виды деятельности в домашних условиях». Была подготовлена консультации для родителей, отражающие актуальные вопросы развития мелкой моторики пальцев рук в домашних условиях и ДОУ.

В дальнейшем я буду продолжать пополнять предметно-развивающую среду игровыми пособиями, играми, которые будут способствовать развитию мелкой моторики рук, самостоятельности , интереса к различным видам деятельности.

Общество всегда предъявляет к педагогу самые высокие требования, так как доверяет ему самое ценное – воспитание собственных детей, своё будущее. Воспитатель должен не только знать предмет и методику воспитания ребёнка, но и обладать обширными познаниями в близких областях, разбираться в тенденциях общественной, политической, экономической жизни страны. Только в процессе самообразования педагог может соответствовать своему назначению. Мало обладать способностями, необходимо иметь непреодолимую тягу к самообразованию. Одного желания мало, его может не хватить для борьбы с собственной ленью и инерцией, маскирующихся под лозунги: не хватает времени, трудно найти источники информации и так далее. В этом вопросе дисциплинирует составление плана самообразования и подведение его итогов, как промежуточных, так и конечных. Как составить план и как написать отчет по самообразованию?

План по самообразованию обязательно включает в себя такие реквизиты: фамилию,имя и отчество педагога, выбранную тему, сроки исполнения, форму отчета по его выполнению.Формы отчета по самообразованию могут быть самыми разными. Наиболее живой и интересной формой отчета может послужить проведение какого-либо методического мероприятия с внедрением элементов процесса самообразования или подготовка доклада, проведение семинара, консультационная педагогическая деятельность. Важен неформальный аспект процесса самообразования, его демократичность, чтобы самообразование молодого педагога не свелось, в конечном итоге, к решению вопроса: как написать отчет о мероприятии.

Процесс самообразования невозможно представить без глубокой теоретической проработки проблемы: ознакомление с темой, тематическая подборка научно-методической, художественной литературы, поиск и изучение материала по газетным и журнальным источникам, видеозаписям.На следующем этапе нужно проанализировать и оценить работу по самообразованию молодого педагога. Как написать аналитический отчет воспитателя? На этом этапе помощь руководителя (наставника) окажется неоценимой. В процессе анализа прекрасно зарекомендовали себя тематические выставки работ детей и педагога, оформление различных стендов по изучаемому предмету.

Как оформить результаты изучения темы молодого педагога и написать отчет по практике? Хорошо подготовить выступление по итогам работы, обмену опытом, составить план работы с детьми на будущее, создать сценарий проведения игр, составить рекомендации по внедрению новаторского педагогического опыта молодого специалиста.

Правильно организованный процесс самообразования послужит стимулом для развития личности молодого педагога, раскроет его творческий потенциал и повысит собственную самооценку. Следовательно, возрастут конкурентные преимущества в области педагогики и востребованность молодого воспитателя.

Оформление плана

по самообразованию педагога.

Система работы педагогов по самообразованию:

В начале учебного года каждый педагог разрабатывает индивидуальный план работы на учебный год в соответствии с выбранной темой самообразования и годовым планом работы ДОУ. Совместно со старшим воспитателем выбираются формы отчёта по данной теме. В течение года педагоги фиксируют свою работу по самообразованию в тетрадь по самообразованию (или печатные листы фиксации проведённых мероприятий…).

В течение учебного года педагоги ДОУ, следуя своему плану самообразования, ведут работу по выбранной теме:

  • Изучают необходимую литературу.
  • Посещают РМО, для обогащения опытом работы.
  • Выступают на педсоветах, семинарах, проводят консультации для коллег, мастер – классы.
  • Ведут дополнительную работу с детьми: диагностику знаний, умений и навыков детей по своей теме в начале и конце учебного года, занятия, беседы, праздники и развлечения, выставки детских работ, кружки.

В конце учебного года все педагоги составляют отчёт о проделанной работе по теме самообразования и выступают с ним на итоговом педсовете.

1 страница – Титульный лист:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«План по самообразованию педагога»

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

Тема: «_______________________________»

(название темы)

________________

(учебный год)

________________

(возрастная группа)

Допускается художественное оформление плана по самообразованию, с учётом данных требований.

2 страница –

Тема: «…»

Цель: «…»

Задачи:

  1. Повысить собственный уровень знаний путём…(изучения необходимой литературы, посещения ГМО, самообразования...)
  2. Разработать перспективный план работы с детьми
  3. Подготовить диагностику на начало и конец учебного года
  4. Организовать работу кружка, создать учебную программу.
  5. Оформить в группе уголок…..
  6. Подготовить (провести) консультацию для педагогов на тему «…», выступление на педагогическом совете №… по теме «…»,
  7. Подготовить (принять участие) в семинаре …..
  8. Подготовить материал (провести) мастер-класс для педагогов по теме:«»

Месяц

Формы работы

С детьми

Педагогами

Самообразование

Родителями

Сентябрь

Диагностика ЗУН детей

Организовать работу кружка, создать учебную программу,

Изучение литературы

Октябрь

занятия, беседы в соответствии с планом работы кружка

Ноябрь

Декабрь

Оформить в группе уголок…..

Оформление папки передвижки. Тема: «…»

Январь

Февраль

Подготовить (провести) мастер-класс для педагогов по теме: «…»

Март

Апрель

Развлечение «…»

Май

диагностика

Написание отчёта о проделанной работе за учебный год выступление с ним на педсовете.

Выступление на родительском собрании с отчётом о проделанной работе за учебный год

Июнь

выставка детских работ

Организовать работу кружка на след учебный год, создать учебную программу

Консультация для родителей: «…»

Июль

Август

Выход темы:

ü Проведение открытого занятия. (коллективный просмотр…) Тема: «…» (месяц)

ü Подготовить (принять участие, провести) семинар. Тема: «…» (месяц)

ü Провести мастер-класс для педагогов по теме: «…»

ü Оформление папки передвижки. Тема: «…»(месяц)

ü Сборник консультаций для родителей. Тема «…»

ü Отчёт о проделанной работе за учебный год.

Литература:

МБДОУ №10-ЦРР-Д/С

«Тетрадь по самообразованию»

_________________________________

(Ф.И.О. педагога)

___________ _______________

________________

(начата с …)

1 страница –

Тема самообразования: «…» ( учебный год ), (возрастная группа)

Можно писать в виде таблицы:

Формы работы

С детьми

С педагогами

Самообразование

С родителями

сентябрь

Можно заполнять тетрадь в свободной форме, учитывая предложенные формы работы.

Требования к педагогам по самообразованию при подготовке к аттестации:

ü Работа по теме самообразования не менее 1 года;

ü Изучение научно-методической литературы;

ü Разработка перспективных планов, конспектов занятий по теме;

ü Создание современной предметно-развивающей среды в группе;

ü Проведение диагностики по усвоению программы по данному разделу;

ü Знакомство с передовым педагогическим опытом в районе, городе;

ü Проведение открытых просмотров в ДОУ или на уровне района;

ü Обучение на курсах повышения квалификации;

ü Выступление с докладом об опыте работы на педсовете, участие в семинарах, консультациях;

ü Активное участие в работе методического объединения района;

ü Участие в конкурсах педагогического мастерства в ДОУ и районе;

ü Обобщение опыта работы по теме самообразования.

Памятка для анализа процесса самообразования:

  1. Оправдал ли себя план. Как он сочетался с задачами ДОУ и индивидуальной темой самообразования. Планировалась ли исследовательская работа.
  2. Чей педагогический опыт, и по каким вопросам изучался в соответствии с индивидуальной темой самообразования. Этапы проработки материала. Какая литература изучалась: психологическая, педагогическая, научная и т.д.
  3. Практические выводы после проработки конкретной темы (тезисы, доклады и др.)
  4. Творческое сотрудничество (с педагогом, методистом…)
  5. Перечень вопросов, которые оказались трудными в процессе изучения литературы и опыта работы. Постановка новых задач.

Перспективный план самообразования педагога.

ФИО ____________________________________

Группа______________________________ Стаж работы______________

Учебный год

Тема самообразования

Форма и срок отчёта

Дата заполнения «____» ___________________ 200 ____ год