Профессиональное обучение (по отраслям) (бакалавриат). Портал федеральных государственных образовательных стандартов высшего образования Что означает профессиональное обучение по отраслям

Программа дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Выпускники получают не только глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также учатся передавать эти знания другим специалистам. Выпускники получают прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании. В качестве работодателей могут выступать образовательные...

Программа дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Выпускники получают не только глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также учатся передавать эти знания другим специалистам. Выпускники получают прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании. В качестве работодателей могут выступать образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.

Подробнее Свернуть

Утвержден ФГОС ВО по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (далее соответственно - программа бакалавриата, направление подготовки).

Приказ Министерства образования и науки РФ от 1 октября 2015 г. N 1085
"Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки 44.03.04 Профессиональное обучение (по отраслям) (уровень бакалавриата)"

В соответствии с подпунктом 5.2.41 Положения о Министерстве образования и науки Российской Федерации, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 3 июня 2013 г. N 466 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 23, ст. 2923; N 33, ст. 4386; N 37, ст. 4702; 2014, N 2, ст. 126; N 6, ст. 582; N 27, ст. 3776; 2015, N 26, ст. 3898), и пунктом 17 Правил разработки, утверждения федеральных государственных образовательных стандартов и внесения в них изменений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 5 августа 2013 г. N 661 (Собрание законодательства Российской Федерации, 2013, N 33, ст. 4377; 2014, N 38, ст. 5069), приказываю:

Объем программы бакалавриата составляет 240 зачетных единиц (далее - з.е.), вне зависимости от формы обучения, применяемых образовательных технологий, реализации программы бакалавриата с использованием сетевой формы, реализации программы бакалавриата по индивидуальному учебному плану, в том числе ускоренному обучению.

В очной форме обучения, включая каникулы, предоставляемые после прохождения государственной итоговой аттестации, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, составляет 4 года. Объем программы бакалавриата в очной форме обучения, реализуемый за один учебный год, составляет 60 з.е.;

В очно-заочной или заочной формах обучения, вне зависимости от применяемых образовательных технологий, увеличивается не менее чем на 6 месяцев и не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования по очной форме обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год в очно-заочной или заочной формах обучения не может составлять более 75 з.е.;

При обучении по индивидуальному учебному плану, вне зависимости от формы обучения, составляет не более срока получения образования, установленного для соответствующей формы обучения, а при обучении по индивидуальному плану лиц с ограниченными возможностями здоровья может быть увеличен по их желанию не более чем на 1 год по сравнению со сроком получения образования для соответствующей формы обучения. Объем программы бакалавриата за один учебный год при обучении по индивидуальному плану вне зависимости от формы обучения не может составлять более 75 з.е.

Конкретный срок получения образования и объем программы бакалавриата, реализуемый за один учебный год, в очно-заочной или заочной формах обучения, а также по индивидуальному плану определяются организацией самостоятельно в пределах сроков, установленных настоящим пунктом.

При обучении лиц с ограниченными возможностями здоровья электронное обучение и дистанционные образовательные технологии должны предусматривать возможность приема-передачи информации в доступных для них формах.

Учебно-профессиональная;

Научно-исследовательская;

Образовательно-проектировочная;

Организационно-технологическая;

Обучение по рабочей профессии.

При разработке и реализации программы бакалавриата организация ориентируется на конкретный вид (виды) профессиональной деятельности, к которому (которым) готовится бакалавр, исходя из потребностей рынка труда, научно-исследовательских и материально-технических ресурсов организации.

Программа бакалавриата формируется организацией в зависимости от видов учебной деятельности и требований к результатам освоения образовательной программы:

Ориентированной на научно-исследовательский и (или) педагогический вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа академического бакалавриата);

Ориентированной на практико-ориентированный, прикладной вид (виды) профессиональной деятельности как основной (основные) (далее - программа прикладного бакалавриата).

Определение подходов к процессу подготовки рабочих (специалистов) для отраслей экономики;

Развитие профессионально важных качеств личности современного рабочего, служащего и специалиста среднего звена;

Планирование мероприятий по социальной профилактике в образовательных организациях реализующих программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих и среднего профессионального образования (СПО);

Организация и осуществление учебно-воспитательной деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в образовательных организациях среднего, дополнительного профессионального образования;

Диагностика и прогнозирование развития личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Организация профессионально-педагогической деятельности на основе нормативно-правовых документов;

Анализ профессионально-педагогических ситуаций;

Воспитание будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена на основе индивидуального подхода, формирование у них духовных, нравственных ценностей и патриотических убеждений;

Научно-исследовательская:

Участие в исследованиях по проблемам подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Организация учебно-исследовательской работы обучающихся;

Создание, распространение, применение новшеств и творчество в педагогическом процессе для решения профессионально-педагогических задач, применение технологии формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Образовательно-проектировочная:

Проектирование комплекса учебно-профессиональных целей, задач;

Прогнозирование результатов профессионально-педагогической деятельности;

Конструирование содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Проектирование и оснащение образовательно-пространственной среды для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Разработка, анализ и корректировка учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Проектирование, адаптация и применение индивидуализированных, деятельностно и личностно ориентированных технологий и методик профессионального обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Проектирование, адаптация и применение комплекса дидактических средств для подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Проектирование и организация коммуникативных взаимодействий и управление общением;

Проектирование форм, методов и средств контроля результатов процесса подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Организационно-технологическая:

Организация учебно-производственного (профессионального) процесса через производительный труд обучающихся;

Анализ и организация хозяйственно-экономической деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (организациях);

Организация образовательного процесса с применением эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Эксплуатация и техническое обслуживание учебно-технологического оборудования;

Использование учебно-технологической среды в практической подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена;

Реализация учебно-технологического процесса в учебных мастерских, организациях и предприятиях;

Определение путей повышения производительности и безопасности труда, качества продукции и экономии ресурсов;

Использование передовых отраслевых технологий в процессе обучения рабочей профессии;

Формирование профессиональной компетентности рабочего соответствующего квалификационного уровня;

Организация производительного труда обучаемых.

Способностью использовать основы философских и социогуманитарных знаний для формирования научного мировоззрения (ОК-1);

Способностью анализировать основные этапы и закономерности исторического развития для формирования патриотизма и гражданской позиции (ОК-2);

Способностью использовать основы естественнонаучных и экономических знаний при оценке эффективности результатов деятельности в различных сферах (ОК-3);

Способностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач межличностного и межкультурного взаимодействия (ОК-4);

Способностью работать в команде, толерантно воспринимая социальные, этнические, конфессиональные и культурные различия (ОК-5);

Способностью к самоорганизации и самообразованию (ОК-6);

Способностью использовать базовые правовые знания в различных сферах деятельности (ОК-7);

Готовностью поддерживать уровень физической подготовки обеспечивающий полноценную деятельность (ОК-8);

Готовностью использовать приемы первой помощи, методы защиты в условиях чрезвычайных ситуаций (ОК-9).

Способностью проектировать и осуществлять индивидуально-личностные концепции профессионально-педагогической деятельности (ОПК-1);

Способностью выявлять естественнонаучную сущность проблем, возникающих в ходе профессионально-педагогической деятельности (ОПК-2);

Способностью осуществлять письменную и устную коммуникацию на государственном языке и осознавать необходимость знания второго языка (ОПК-3);

Способностью осуществлять подготовку и редактирование текстов, отражающих вопросы профессионально-педагогической деятельности (ОПК-4);

Способностью самостоятельно работать на компьютере (элементарные навыки) (ОПК-5);

Способностью к когнитивной деятельности (ОПК-6);

Способностью обосновать профессионально-педагогические действия (ОПК-7);

Готовностью моделировать стратегию и технологию общения для решения конкретных профессионально-педагогических задач (ОПК-8);

Готовностью анализировать информацию для решения проблем, возникающих в профессионально-педагогической деятельности (ОПК-9);

Владением системой эвристических методов и приемов (ОПК-10).

Учебно-профессиональная деятельность:

Способностью выполнять профессионально-педагогические функции для обеспечения эффективной организации и управления педагогическим процессом подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-1);

Способностью развивать профессионально важные и значимые качества личности будущих рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-2);

Способностью организовывать и осуществлять учебно-профессиональную и учебно-воспитательную деятельности в соответствии с требованиями профессиональных и федеральных государственных образовательных стандартов в ОО СПО (ПК-3);

Способностью организовывать профессионально-педагогическую деятельность на нормативно-правовой основе (ПК-4);

Способностью анализировать профессионально-педагогические ситуации (ПК-5);

Готовностью к использованию современных воспитательных технологий формирования у обучающихся духовных, нравственных ценностей и гражданственности (ПК-6);

Готовностью к планированию мероприятий по социальной профилактике обучаемых (ПК-7);

Готовностью к осуществлению диагностики и прогнозирования развития личности рабочих, служащих и специалистов среднего звена; (ПК-8);

Готовностью к формированию у обучающихся способности к профессиональному самовоспитанию (ПК-9);

Готовностью к использованию концепций и моделей образовательных систем в мировой и отечественной педагогической практике (ПК-10);

Научно-исследовательская:

Способностью организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся (ПК-11);

Готовностью к участию в исследованиях проблем, возникающих в процессе подготовки рабочих,служащих и специалистов среднего звена (ПК-12);

Готовностью к поиску, созданию, распространению, применению новшеств и творчества в образовательном процессе для решения профессионально-педагогических задач (ПК-13);

Готовностью к применению технологий формирования креативных способностей при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-14);

Образовательно-проектировочная деятельность:

Способностью прогнозировать результаты профессионально-педагогической деятельности (ПК-15);

Способностью проектировать и оснащать образовательно-пространственную среду для теоретического и практического обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-16);

Способностью проектировать и применять индивидуализированные, деятельностно и личностно ориентированные технологии и методики обучения рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-17);

Способностью проектировать пути и способы повышения эффективности профессионально-педагогической деятельности (ПК-18);

Готовностью к проектированию комплекса учебно-профессиональных целей, задач (ПК-19);

Готовностью к конструированию содержания учебного материала по общепрофессиональной и специальной подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-20);

Готовностью к разработке, анализу и корректировке учебно-программной документации подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-21);

Готовностью к проектированию, применению комплекса дидактических средств при подготовке рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-22);

Готовностью к проектированию форм, методов и средств контроля результатов подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-23);

Организационно-технологическая деятельность:

Способностью организовывать учебно-производственный (профессиональный) процесс через производительный труд (ПК-24);

Способностью организовывать и контролировать технологический процесс в учебных мастерских, организациях и предприятиях (ПК-25);

Готовностью к анализу и организации экономической, хозяйственно-правовой деятельности в учебно-производственных мастерских и на предприятиях (ПК-26);

Готовностью к организации образовательного процесса с применением интерактивных, эффективных технологий подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-27);

Готовностью к конструированию, эксплуатации и техническому обслуживанию учебно-технологической среды для практической подготовки рабочих, служащих и специалистов среднего звена (ПК-28);

Готовностью к адаптации, корректировке и использованию технологий в профессионально-педагогической деятельности (ПК-29);

Готовностью к организации деятельности обучающихся по сбору портфеля свидетельств образовательных и профессиональных достижений (ПК-30);

Обучение по рабочей профессии:

Способностью использовать передовые отраслевые технологии в процессе обучения рабочей профессии (специальности) (ПК-31);

Способностью выполнять работы соответствующего квалификационного уровня (ПК-32);

Готовностью к повышению производительности труда и качества продукции, экономии ресурсов и безопасности (ПК-33);

Готовностью к формированию профессиональной компетентности рабочего (специалиста) соответствующего квалификационного уровня (ПК-34);

Готовностью к организации и обслуживанию рабочего места в соответствии с современными требованиями эргономики (ПК-35);

Готовностью к производительному труду (ПК-36).

Блок 1 "Дисциплины (модули)", который включает дисциплины (модули), относящиеся к базовой части программы и дисциплины (модули), относящиеся к ее вариативной части.

Блок 2 "Практики", который в полном объеме относится к вариативной части программы.

Блок 3 "Государственная итоговая аттестация", который в полном объеме относится к базовой части программы и завершается присвоением квалификации, указанной в перечне специальностей и направлений подготовки высшего образования, утверждаемом Министерством образования и науки Российской Федерации*.

Структура программы бакалавриата

Структура программы бакалавриата

Объем программы бакалавриата в з. е.

Программа академического бакалавриата

Программа прикладного бакалавриата

Дисциплины (модули)

Практики

Государственная итоговая аттестация

Объем программы бакалавриата

Типы учебной практики:

Определяется образовательной организацией в соответствии с профилем.

Способы проведения учебной практики:

Стационарная;

Выездная.

Типы производственной практики:

Практика по получению профессиональных умений и опыта профессиональной деятельности (в том числе технологическая практика, педагогическая практика, преддипломная практика).

Способы проведения производственной практики:

Стационарная;

Выездная.

Преддипломная практика проводится для выполнения выпускной квалификационной работы и является обязательной.

При разработке программ бакалавриата организация выбирает типы практик в зависимости от вида (видов) деятельности, на который (которые) ориентирована программа бакалавриата. Организация вправе предусмотреть в программе бакалавриата иные типы практик дополнительно к установленным настоящим ФГОС ВО.

Учебная и (или) производственная практики могут проводиться в структурных подразделениях организации.

Для лиц с ограниченными возможностями здоровья выбор мест прохождения практик должен учитывать состояние здоровья и требования по доступности.

Электронная информационно-образовательная среда организации должна обеспечивать:

Доступ к учебным планам, рабочим программам дисциплин (модулей), практик, к изданиям электронных библиотечных систем и электронным образовательным ресурсам, указанным в рабочих программах;

Фиксацию хода образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения основной образовательной программы;

Проведение всех видов занятий, процедур оценки результатов обучения, реализация которых предусмотрена с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий;

Формирование электронного портфолио обучающегося, в том числе сохранение работ обучающегося, рецензий и оценок на эти работы со стороны любых участников образовательного процесса;

Взаимодействие между участниками образовательного процесса, в том числе синхронное и (или) асинхронное взаимодействие посредством сети "Интернет".

Функционирование электронной информационно-образовательной среды обеспечивается соответствующими средствами информационно-коммуникационных технологий и квалификацией работников, ее использующих и поддерживающих. Функционирование электронной информационно-образовательной среды должно соответствовать законодательству Российской Федерации**.

Для проведения занятий лекционного типа предлагаются наборы демонстрационного оборудования и учебно-наглядных пособий, обеспечивающие тематические иллюстрации, соответствующие примерным программам дисциплин (модулей), рабочим учебным программам дисциплин (модулей).

Перечень материально-технического обеспечения, необходимого для реализации программы бакалавриата, включает в себя лаборатории, оснащенные лабораторным оборудованием, в зависимости от степени сложности. Конкретные требования к материально-техническому и учебно-методическому обеспечению определяются в примерных основных образовательных программах.

Помещения для самостоятельной работы обучающихся должны быть оснащены компьютерной техникой с возможностью подключения к сети "Интернет" и обеспечением доступа в электронную информационно-образовательную среду организации.

В случае применения электронного обучения, дистанционных образовательных технологий допускается замена специально оборудованных помещений их виртуальными аналогами, позволяющими обучающимся осваивать умения и навыки, предусмотренные профессиональной деятельностью.

В случае неиспользования в организации электронно-библиотечной системы (электронной библиотеки) библиотечный фонд должен быть укомплектован печатными изданиями из расчета не менее 50 экземпляров каждого из изданий основной литературы, перечисленной в рабочих программах дисциплин (модулей), практик и не менее 25 экземпляров дополнительной литературы на 100 обучающихся.

7.4.1. Финансовое обеспечение реализации программы бакалавриата должно осуществляться в объёме не ниже установленных Министерством образования и науки Российской Федерации базовых нормативных затрат на оказание государственной услуги в сфере образования для данного уровня образования и направления подготовки с учетом корректирующих коэффициентов, учитывающих специфику образовательных программ в соответствии с Методикой определения нормативных затрат на оказание государственных услуг по реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ высшего образования по специальностям и направлениям подготовки, утвержденной приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 2 августа 2013 г. N 638 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 16 сентября 2013 г., регистрационный N 29967).

______________________________

Перечень направлений подготовки высшего образования - бакалавриата, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 12 сентября 2013 г. N 1061 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 14 октября 2013 г., регистрационный N 30163), с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 29 января 2014 г. N 63 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 28 февраля 2014 г., регистрационный N 31448), от 20 августа 2014 г. N 1033 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 3 сентября 2014 г., регистрационный N 33947), от 13 октября 2014 г. N 1313 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 13 ноября 2014 г., регистрационный N 34691) и от 25 марта 2015 г. N 270 (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 22 апреля 2015 г., регистрационный N 36994).

Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3448; 2010, N 31, ст. 4196; 2011, N 15, ст. 2038; N 30, ст. 4600; 2012, N 31, ст. 4328; 2013, N 14 ст. 1658; N 23, ст. 2870; N 27, ст. 3479; N 52, ст. 6961, ст. 6963;2014, N 19, ст. 2302; N 30, ст. 4223, ст. 4243; N 48, ст. 6645; 2015, N 1, ст. 84), Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ "О персональных данных" (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3451; 2009, N 48, ст. 5716; N 52 ст. 6439; 2010, N 27, ст. 3407; N 31, ст. 4173, ст. 4196; N 49, ст. 6409; 2011, N 23, ст. 3263; N 31, ст. 4701; 2013, N 14, ст. 1651; N 30, ст. 4038; N 51, ст. 6683; 2014, N 23, ст. 2927, N 30, ст. 4217, ст. 4243).

Наиболее распространенные экзамены при поступлении:

  • Русский язык
  • Математика (базовый уровень)
  • Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - профильный предмет, по выбору вуза
  • Биология - по выбору вуза
  • Иностранный язык - по выбору вуза

При поступлении необходимо сдать обязательные экзамены по математике и русскому языку.
Третий обязательный предмет устанавливается вузом, и он напрямую связан с выбранным профилем. К примеру, для третьего обязательного экзамена для поступления на специальность 440304 «Информатика и вычислительная техника» может быть выбран предмет «Информатика и ИКТ».

Кроме того, по выбору вуза может быть назначен и четвертый экзамен по иностранному языку.

Описание специальности

Специальность «Профессиональное обучение» дает студентам самый широкий спектр знаний, умений и навыков. Учебная программа составлена таким образом, чтобы студенты могли получить достаточный объем подготовки по теоретическому и практическому направлениям выбранного ими профиля.

По окончании обучения студенты не только получат глубокие знания и навыки по выбранной специальности, но также научатся передавать эти знания другим специалистам (рабочим). Именно такой аспект специальности позволит выпускникам работать не только непосредственно по выбранной профессии, но и также заниматься обучением в учреждениях среднего профессионального образования.

Сроки обучения

Срок обучения на дневной (очной) форме составляет четыре года. К сроку обучения на заочной или дистанционной форме по усмотрению вуза к четырем годам могут быть добавлены от 6 до 12 месяцев.

Основные предметы

Предметы, которые предстоит изучить студенту при обучении специальности, можно разделить на два блока.

Первый блок является общеобразовательным и может включать в себя такие учебные дисциплины, как:

  • История;
  • Философия;
  • Иностранный язык;
  • Политология;
  • Безопасность жизнедеятельности;
  • Основы экологии.

Второй блок предметов является профилирующим, и в него на усмотрение вуза включаются предметы, непосредственно связанные с выбранным профилем специальности. К примеру, профиль «Информатика и вычислительная техника» может включать такие предметы, как:

  • «Языки и методы программирования»;
  • «Информатика и компьютерные сети»;
  • «Операционные системы» и т.д.

Также во втором блоке присутствуют обязательные дисциплины, необходимые для получения выпускником навыков и умений по выбранной им специальности:

  • «Общая и профессиональная педагогика»,
  • «Педагогические технологии»,
  • «Методика профессионального обучения»,
  • «Введение в профессионально-педагогическую деятельность»
  • «Методика воспитательной работы» и др.

Навыки и умения, приобретаемые в ходе подготовки

Программа подготовки студентов составлена таким образом, чтобы по завершении учебы выпускники приобрели умения и навыки, ориентированные по нескольким видам учебно-профессиональной деятельности:

  • развитие личностных качеств специалиста, необходимых в области его профессиональной деятельности;
  • разработка программы и отдельных мероприятий учебно-воспитательной деятельности в учреждениях среднего профобразования;
  • организация и обеспечение профессионально-педагогической деятельности в образовательном учреждении на основе существующих нормативно-правовых актов;
  • анализ различных профессиональных и педагогических ситуаций, возникающих в процессе обучения специалистов.

В области научно-исследовательской деятельности выпускник должен уметь:

  • участвовать в комплексных исследовательских программах, изучающих проблемы подготовки специалистов;
  • организовывать учебно-исследовательскую работу обучающихся в учреждении среднего профобразования;
  • внедрять в учебный процесс и распространять различные новшества и новые методики по обучению и формированию креативных навыков при подготовке специалистов.

В организационно-технологической деятельности выпускник должен уметь использовать следующие умения и навыки:

  • организация деятельности и анализ ее эффективности на предприятиях и в учебно-производственных мастерских;
  • техническое обслуживание и эксплуатация учебно-технологического оборудования в образовательном учреждении;
  • организация основных этапов учебно-технологического процесса на предприятиях и в учебно-производственных мастерских.

Профессия

В будущем выпускник получит широкие возможности для трудоустройства. Он может найти работу в следующих областях:

  • учебно-профессиональная деятельность;
  • научно-исследовательские учреждения;
  • организационно-технологическая деятельность;
  • обучение по выбранной профессии.

Профиль данной специальности зависит от конкретного учебного заведения и может быть различным - «Экономика и управление», «Компьютерная графика и дизайн», «Агроинженерия», «Сервис», «Машиностроение» и т.д. Поэтому при выборе данной специальности необходимо учитывать профиль, выбранный тем университетом, в который вы решили поступать.

Выпускники получат прекрасные перспективы трудоустройства. Помимо учреждений профессионального образования, выпускник может найти работу и в таких сферах бизнеса, как обучение персонала, тренинговые и консалтинговые компании.

В качестве работодателей могут выступить образовательные учреждения, организации, занимающиеся дополнительным профессиональным образованием (повышением квалификации), службы занятости населения.

Направленность (профиль) – Экономика и управление

1. Что будет написано в дипломе?

Согласно ФГОС ВО, утвержденным в 2016 году, по окончании бакалавриата выдаётся диплом с присвоением степени «Бакалавр». Диплом даёт право работать в профессиональных образовательных организациях, в организациях, где необходимы экономические знания или владение навыками управления персоналом. Диплом свидетельствует, что выпускник вуза получил высшее образование в области преподавания управленческо-экономических или информационных дисциплин и квалификацию для осуществления функций преподавателя теоретического обучения (отраслевые дисциплины), мастера производственного (практического) обучения, организатора-методиста, психолога профессионального образования и менеджера образовательной деятельности.

2. Область и объекты профессиональной деятельности?

Область профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, включает профессиональное образование, дополнительное профессиональное образование, социально-экономическую сферу.

Объектами профессиональной деятельности выпускников, освоивших программу бакалавриата, являются: профессиональное обучение, воспитание, развитие, просвещение, образовательные системы.

3. Каковы основные виды профессиональной деятельности?

Основным видом деятельности, к которому готовятся выпускники, является профессионально-педагогическая деятельность, которая включает:

  • изучение возможностей, потребностей, достижений обучающихся в области профессионального образования
  • обучение и воспитание в сфере профессионального образования в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов
  • использование инновационных практикоориентированных технологий, соответствующих возрастным особенностям обучающихся и отражающих специфику предметных областей
  • организация взаимодействия с общественными и образовательными организациями, обучающимися и родителями (законными представителями), участие в самоуправлении и управлении педагогическим коллективом для решения задач профессиональной деятельности
  • формирование интегративной образовательной среды для обеспечения высокого качества образования, в том числе с применением информационных технологий
  • обеспечение охраны жизни и здоровья обучающихся во время образовательного процесса

4. Насколько сегодня востребованы специалисты этого направления на рынке труда?

Трансформационные процессы, происходящие в экономике России и на рынке труда, постоянно требуют подготовки высококвалифицированных кадров, поэтому потребность в педагогах профессионального обучения, способных осуществлять обучение профессиональному творчеству и мастерству, весьма высокая и стабильная.

Конкурентные преимущества педагога профессионального обучения на рынке труда:

Владение современной информацией о развитии мировой экономики и передовыми технологиями управления персоналом

Устойчивая субъектная позиция в профессиональной деятельности

Навыки продуктивного общения и взаимодействия с людьми

Оригинальность мышления, находчивость, разносторонность, стрессоустойчивость, креативность

5. Какие дисциплины (предметы) изучают бакалавры?

В ходе обучения по программам бакалавриата студенты получают знания по следующим блокам дисциплин:

  • методология профессионально-педагогических исследований, история и философия профессионального образования
  • общая и социальная психология, психология профессий и профессионального образования
  • общая и профессиональная педагогика, основы профессионально-педагогической деятельности
  • технологии профессионального образования и воспитания, методика профессионального обучения
  • практическое обучение
  • курсы по выбору, позволяющие совершенствовать компетенции бакалавров в профессионально-педагогической, управленческо-экономической, информационно-коммуникационной областях

Образовательная программа предусматривает следующие виды практик: учебно-профессиональная, образовательно-проектировочная, профессионально-педагогическая, преддипломная. Оценка сформированности заявленных в ФГОС ВО по осваиваемому направлению компетенций осуществляется на основе сдачи итогового государственного экзамена и защиты выпускной квалификационной работы.

6. Интересно ли учиться на направлении «Профессиональное обучение (по отраслям)»?

Возможность получения разносторонних знаний и развития профессионально-педагогических компетенций вызывает неподдельный интерес у студентов и абитуриентов. Преимущество бакалавриата заключается в том, что параллельно с усвоением знаний происходит формирование различных навыков и развитие компетенций в рамках разнообразных видов деятельности – учебно-профессиональной, научно-исследовательской, проектировочной, творческой, культурной, спортивной и др. Можно выбрать дополнительные занятия в секциях и кружках по интересам, принимать участие в общественной, волонтерской деятельности факультета, проявлять свои таланты и способности на мероприятиях разного уровня – факультетского, университетского, городского, регионального, всероссийского, международного. Когда занимаешься тем, что тебя действительно интересует – это всегда захватывает и вдохновляет на самосовершенствование!

7. В чем заключается особенность подготовки бакалавров профиля «Экономика и управление» на факультете экономики, менеджмента, сервиса и туризма?

Подготовка будущих педагогов профессионального обучения имеет ряд преимуществ:

  1. Индивидуальный подход к каждому обучающемуся с учетом его способностей, интересов, возможностей, потребностей
  2. Высокий уровень квалификации профессорско-преподавательского состава факультета, актуальность выбранного профиля подготовки
  3. Ежегодно факультет проводит Батышевские чтения в рамках Недели науки, региональную профессионально-педагогическую олимпиаду, региональный студенческий научный форум «Будущее региона – в руках молодых!», студенческую научно-практическую конференцию, где можно представить результаты своих исследований, проекты, доклады по актуальным проблемам
  4. Возможность продолжить образование в магистратуре по программам «Менеджмент в образовании», «Управление человеческими ресурсами в образовании», «Педагогика и психология профессионального обучения»
  5. Трудоустройство в ведущие профессиональные образовательные организации г. Омска и области, руководители которых являются социальными партнерами факультета и принимают активное участие в организации образовательного процесса и оценивании его результатов

8. Какие экзамены необходимо сдавать при поступлении?

Выпускнику бакалавриата по специальности 5В012000 – Профессиональное обучение присуждается академическая степень «бакалавра профессионального обучения».

Выпускники данной специальности могут работать в должности педагога профессионального обучения, преподавателя общетехнических дисциплин специальной технологии по комплексу рабочих профессий в средних и профессиональных школах, колледжах, лицеях, мастера производственного обучения в системе высшего и среднего профессионального образования независимо от ведомоственной принадлежности и формы собственности. Также бакалавры могут занимать первичные должности техника первой категории, младших научных сотрудников, инженеров-лаборантов, инженеров научно-исследовательских учреждений, конструкторских и проектных организаций без предъявления требований к стажу работы, и прочие должности.

Выпускникам специальности 5В012000 – «Профессиональное обучение» присваивается квалификация в зависимости от специализации:

1. Специализация - Сельскохозяйственное производство:
- Механизация и автоматизация сельскохозяйственного производства;
Квалификация – Педагог профессионального обучения (по отрасли).

2. Специализация - Экономика и менеджмент хозяйствующих субъектов
Квалификация - Педагог-менеджер профессионального обучения.

Сферами профессиональной деятельности специальности являются:
- психолого-педагогическая деятельность в учебно-воспитательных учреждениях и учебных заведениях профессионального образования;
- техническая, технологическая, производственная, экономическая сфера профессиональной деятельности в организациях начального, среднего и дополнительного профессионального образования научно-исследовательских, конструкторских и проектных организациях и на производстве;
- научно-исследовательская деятельность в сфере образования и на производстве в области повышения квалификации работников в соответствии со специализацией;

Объектами профессиональной деятельности выпускников являются:
- участки и средства осуществления целостного педагогического процесса в следующих организациях, связанных с процессом образования:
- общеобразовательные школы, лицей, гимназий;
- учебно-производственные комбинаты (объединения), учебно-курсовые сети, центры по подготовке, переподготовке и повышению квалификации рабочих и специа¬листов службы занятости населения;
- профессионально-технические школы, училища;
- средние специальные учебные заведения, колледжи;
- высшие учебные заведения;
- конструкторские бюро;
- заводские лаборатории;
- научно-исследовательские организации.
- конструкторские и проектные организации.

Основным направлением деятельности педагога профессионального обучения является теоретическая и практическая подготовка будущих специалистов по профилю трудовой и профессиональной деятельности.

Педагог профессионального обучения компетентен как в педагогической деятельности, так и в той отрасли народного хозяйства, для которой готовит кадры в профессиональном учебном заведении.