План работы по самообразованию на тему «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей дошкольного возраста. План самообразования «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста Topic тема самообразования устное народное т
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Нижнесуэтукский детский сад общеразвивающего вида с приоритетным
Осуществлением деятельности по познавательно - речевому направлению
развития детей»
План самообразования
(в виде проекта)
«Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
Воспитатель:
2015 – 2016 уч. год
Участники проекта: дети средней и 2 младшей группы, воспитатель, родители детей.
Цель проекта:
- Воспитать чуткое отношение к народному творчеству; Обогатить речь, воображение, чувства детей; Приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; Приобщать родителей к процессу развития ребёнка средствами устного народного творчества используя различные методы и приёмы работы с родителями. Развитие речи ребенка.
Актуальность:
Несомненно, на сегодняшний день тема очень актуальна.
В то время, как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполонили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей.
Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ.
Работа воспитателя | Работа с детьми | Работа с родителями |
|
сентябрь | Подбор материала необходимого для работы с детьми и родителями на тему: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет» Постановка целей и задач по данной теме. |
||
Изучение темы: «Роль потешек в развитии речи ребенка» | Разучивание и проговаривание потешек. | Консультация: «Роль фольклора в развитии детей» Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки» |
|
Создание картотеки потешек для работы с детьми. | Применять потешки в режимных моментах. Использование потешек в | Создание красочных книг с потешками для детей. |
|
Создание картотеки загадок для работы с детьми. Изучение темы: «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста» | Использование загадок в образовательной деятельности | Создание красочных книг с загадками для детей. |
|
Изучение темы: «Использование фольклора в работе с детьми» | Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?». | Показ родителям ролика «Потешки в жизни нашей группы» |
|
Изучение темы: «Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». | Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок. Создание театрального уголка в группе. | Консультация: «Почитай мне сказку, мама, или с какими книгами лучше дружить дошколятам» Создание красочных книг с русскими народными сказками |
|
Изучение темы:«Роль сказки в воспитании детей» | Настольно – печатные игры по русским народным сказкам | Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Создание папки-передвижки «Роль сказки в развитии и воспитании ребёнка» |
|
Март - апрель | Изучение темы: «Театрализованные игры как средство развития речи детей» | Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации) | Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка» |
Самоанализ плана самообразования. | Презентация проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». на итоговом родительском собрании |
на 2015-2016 учебный год
Этапы работы по | Деятельность |
1. Формирование потребности в самообразовании, самооценка подготовленности, осознание необходимости в знаниях, постановка целей и задач. |
|
2. Планирование работы по самообразованию. | Планирование работы по следующим разделам: Изучение методической литературы; Работа с детьми; Работа с семьёй; Самореализация. |
3. Теоретическое изучение проблемы. | Изучение литературы по теме: Кузина педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. , Маханёва детей к истокам русской культуры: Учеб.- метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. Козырева красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. Даль и поговорки русского народа. М., 2009. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
4. Практическая деятельность |
Отчёт по теме самообразования. |
5. Подведение итогов самообразования. | В результате работы по теме самообразования У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству; Обогатилась устная речь; Развились фантазия и воображение; У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного ; Расширились представления о влиянии устного народного |
Самоанализ по теме самообразования
В начале учебного года я задумалась над темой самообразования. Лично мне, интересно изучать темы, которые соприкасаются с устным народным творчеством. Вот я выбрала тему для своего самообразования - «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста». Несомненно, на сегодняшний день тема актуальна. В то время как развивается наука, в жизнь внедряется компьютеризация, народный язык начинает терять эмоциональность. Его заполнили иностранные слова, а язык компьютера лишен окраски, образности. Через устное народное творчество ребёнок не только овладеет родным языком, но и, осваивает его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира «по законам красоты».
Тема для самообразования выбрана, актуальность ясна. В проект (кроме себя) детей и их родителей.
Возраст детей – средней и вторая младшей группы. Очень хотелось за время работы проекта воспитать в детях чуткое отношение к народному творчеству. Обогатить речь, воображение, чувства детей. Приобщить детей к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами.
Но, прежде, я разработала критерии для проведения диагностики у детей дошкольного возраста в своей группе: знание потешек, загадок; знание содержания сказок; знание героев сказок; умение различать добрые и плохие поступки героев сказок; знание хороводных игр; обогащение словаря словами, для того чтобы выявить знания у детей для дальнейшей работы по моей теме самообразования (что детям уже знакомо и на что нужно обратить внимание).
Диагностика (в начале года) показала следующие результаты:
высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 3 ребенка (15%)
средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие); знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (54%)
низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 6 детей (31%)
Исходя, из результатов диагностики, составила годовой план работы по теме самообразования. В сентябре подобрала необходимый материал для работы с детьми и родителями на тему «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
Поставила цели:
- Развитие познавательных, коммуникативных способностей детей на основе устного народного творчества. Вызвать интерес к устному народному творчеству и помочь детям успешно войти в мир сказок, потешек, загадок, с использованием различных методов и приёмов.
Поставила задачи:
- воспитать чуткое отношение к народному творчеству; обогатить речь, воображение, чувства детей; приобщить к русскому фольклору, увлечь народными сюжетами; выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей.
И стала работать по намеченным задачам, достигать поставленной цели.
Самостоятельно, с помощью журналов «Дошкольное воспитание», «Ребенок в детском саду», ресурсов интернета, чтением разнообразной литературы, Программной разработки образовательных областей «Чтение », «Коммуникация» в своей группе группе и Комплексно-тематического планирования по программе «От рождения до школы» под ред. изучила несколько тем для реализации плана самообразования. Темы были таковы: « Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет», «Роль потешек в развитии речи ребенка», «Использование загадки в умственном воспитании детей дошкольного возраста», «Использование фольклора в работе с детьми», «Русское народное творчество, как средство нравственного эмоционального развития дошкольника», «Роль сказки в воспитании детей», «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
В работе с детьми большое внимание уделила потешкам. Потешки доставляют малышам радость. В них слышна народная речь, стихотворный ритм, богатство оттенков слов. Когда я читала потешки, дети затихали, улыбались, то есть создавалась благоприятная обстановка для эмоционального контакта с детьми. С потешками зарождается у ребенка интерес и любовь к художественному слову. Потешки совсем небольшие, но они осуществляются в разных формах. В своей работе с детьми я использовала фланелеграф, демонстрировала картинка (предметные, сюжетные, так детям легче запоминается потешка. Перед чтением потешки проводила дидактические игры или сопровождала чтение показом действий, описанных в потешке. Дети разучивали потешки с большим интересом. Была мною создана картотека потешек для работы с детьми. Все потешки обыгрывались детьми во всех режимных моментах. С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с потешками для детей.
Загадки – это полезное упражнение для ума. Дети любят загадки и с удовольствием их отгадывают. А еще с большим интересом стараются сами загадывать загадки.
Сказки – это особая фольклорная форма (реальность и фантастика).
С помощью родителей была создана библиотечка красочных книг с русскими народными сказками. Русские народные сказки и читались, и прослушивались аудиозаписи. Дети с большим удовольствием играли в настольно-печатные игры по русским народным сказкам, собирали разрезные картинки и складывали лото. Большим успехом пользовались дидактические игры: «Угадай сказку», «Из какой сказки герой». К концу года мы с детьми уже могли обыгрывать знакомые русские народные сказки. Мною в группе был оформлен театральный уголок.
Так же родители вместе с детьми выполнили домашнее задание (изготовили книжки - малышки - «русские народные сказки», нарисовали сюжет из самой любимой сказки – была оформлена выставка рисунков).
Параллельно с моей работой и работой с детьми были проведены консультации с родителями на темы: «Роль фольклора в развитии детей», «Справиться с детским непослушанием помогут потешки», «Почитай мне сказку, мама; или с какими книгами лучше дружить дошколятам», «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки», «Как выбрать полезную сказку для малыша».
В конце года, в конце проекта состоялась презентация (для родителей) на тему проекта «Устное народное творчество в воспитании детей дошкольного возраста».
Вся работа с детьми по ознакомлению устного народного творчества была проведена в основном в совместной деятельности, а также при организации режимных моментов и самостоятельной деятельности. При этом я использовала самые разнообразные (наглядный, словесный, игровой) методы и приемы. Они способствовали возникновению атмосферы заинтересованности, созданию у детей положительного эмоционального отношения к жанрам устного народного творчества. Моя работа состояла в том, что я рассказывала текс (с использованием иллюстраций, демонстрировала иллюстрации и картинки; показывала способы действий; проводила коллективное чтение (пересказ маленькой сказки); игры - драматизации, игры – инсценировки; дидактические и настольно – печатные игры; упражнения и проговаривания, звукоподражание, имитация действий. Большую роль уделяла выразительности своей речи. Воспитывала в детях добро, заботу и любовь к живому (игрушке). С помощью потешек я научила детей видеть, что такое хорошо, и что такое плохо. В конце проекта дети самостоятельно могут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Дети стали менее агрессивны. Дети стали собраннее, самостоятельнее. В группе создалась положительная атмосфера. Я дала детям представление о добре и зле, красоте, правде, храбрости, трудолюбии и верности.
Загадки использовала в образовательной деятельности, на прогулках (наблюдение). Загадка требует от ребенка большой наблюдательности. В детях при помощи загадки я развивала мышление, наблюдательность.
Большое внимание уделяла русским народным сказкам. Сказки помогают отличить добро от зла, хорошее от плохого; развивать речь, фантазию, воображение; расширять кругозор. Сказки старалась рассказывать (дети маленькие) дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание, отношение к персонажам. Сказки учат детей быть дружными, трудолюбивыми, слушаться родителей, быть смелыми.
Много времени проводила с детьми, играя в хороводные игры. Игры хорошо развивают речь, память, воображение, внимание, сосредоточенность, уверенность ребенка в свои способности. Из детей, которые старались быть в тени других детей, получились хорошие ведущие. В них вселилась уверенность и желание быть не только ведомыми, но и ведущими. Дети стали уважать себя и своих согруппников. Ни один ребенок в группе не остается без внимания и взрослого, и детей.
Посещаемость детей стала более стабильной, дети идут в детский сад с большим желанием. Их потенциал вырос. Знания дали большой шаг вперед. Это видно по результатам диагностики, которую я проводила в конце учебного года, (по окончании годового проекта по теме самообразования).
Результаты диагностики по реализации годового проекта по самообразованию:
высокий уровень детей (знают потешки и иногда используют в речи; знают и содержание сказки, и как она называется; знают сказочных героев, умеют узнавать их в произведениях изобразительного искусства; различают добрые и плохие поступки героев сказок, способны вести рассуждение на данную тему; знают некоторые хороводные игры; знают вежливые слова и используют их в речи) – 8 детей (31%)
средний уровень (знают несколько потешек; знают несколько сказок; знают несколько героев и узнают их в произведениях изобразительного искусства; различают поступки героев сказок (добрые и плохие) ; знают 1 – 2 хороводные игры; знают вежливые слова) – 10 детей (65%)
низкий уровень (знают одну потешку или не знают вообще; знают одну – две сказки или путают с содержанием других сказок; знают 1 – 2 сказочных героев; имеют не полное представление о добрых и плохих поступках; принимают пассивное участие в хороводных играх; знают 1 – 2 вежливых слова) – 1 ребенок (4%)
Ольга Прутовых
Отчёт о работе по теме самообразования «влияние фольклора на развитие речи дошкольников»
Отчёт по теме самообразования "Влияние развитие речи детей 3-4 лет "
В 2015-2016 учебном году мною была изучена тема «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет ».
Цель работы : объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора , развить творческие , познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка . Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи , родного языка.
Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно , так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
В течение года большое внимание я уделила знакомству детей с загадками, колыбельными, считалками и потешками. Материал отбирала в соответствии с возрастными возможностями детей. Деятельность детей была организована с учётом интеграции образовательных областей.
В ходе работы над темой самообразования мною была собрана картотека потешек, колыбельных, загадок.
Известно, что загадки обогащают словарь детей, развивают воображение , слуховое восприятие. Загадка – одна из малых форм устного народного творчества, в которой в предельно сжатой, образной форме даются наиболее яркие, характерные признаки предметов или явлений.
Знакомство с потешками начиналось с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. В предварительной беседе объяснялись значения слов, которые дети услышат в потешке.
Потешка – это малый жанр устного народного творчества, песенка-приговорка, напрямую связанная с жестом. Это элемент педагогики, который нужно начинать использовать в самом раннем возрасте .
В малом дошкольном возрасте (2-3 года, 1 мл. гр) потешка имеет особую роль. Особенно ценно для ребенка неповторимое своеобразие звукового речевого потока. Простая рифма, эмоциональная окраска, повторяющиеся звукосочетания и их напевность создают эффект музыкальности. Таким образом, потешка, в первую очередь, служит помощником в воспитании звуковой культуры речи . Так же у ребёнка развивается речевой слух и произношение звуков.
Во-вторых, в потешке содержится много ярких и красочных словесных картинок, что позволяет усвоить новые формы слов, обозначающих предметы. Чтение потешек происходит со множеством повторов, что способствует запоминанию слов, а затем их употреблению. Содержание многих потешек богато глаголами. И как следствие, происходит естественное обогащение словарного запаса ребенка. Наряду с этим происходит формирование грамматического строя речи , развитие монологической и диалогической речи .
Важнейшую роль в потешке играет ритм, который сопровождается движением рук. Общеизвестный факт прямой связи между речью ребенка и двигательной функцией.
Заучивание потешек с участием рук и пальцев приводит к лучшему запоминанию текста, развитию воображения и активизации мыслительной деятельности малыша. Наряду с этим совокупность мелкой моторки рук и органов речи способствует снятию напряжения, учит соблюдению речевых пауз, нормализует темп и формирует правильное произношение.
Также у ребенка развиваются такие качества как дружелюбие, доброжелательность, чувство сопереживания. Малыш продолжает учиться распознавать радость, тревогу, сожаление, грусть, нежность.
Подводя итог вышесказанному в период раннего дошкольного возраста потешки являются самым доступным для понимания ребенка, интересным, музыкальным и развивающим средством , которые позволяют заложить прочный фундамент психофизического развития ребенка в дошкольный период детства .
Перед сном дети моей группы слушали колыбельные как в моём исполнении, так и в записи. Колыбельные песни, по мнению народа – спутник детства. Они наряду с другими жанрами заключают в себе могучую силу, позволяющую развивать речь детей дошкольного возраста . Колыбельные песни обогащают словарь детей за счет того, что содержат широкий круг сведений об окружающем мире, прежде всего о тех предметах, которые близки опыту людей и привлекают своим внешним видом.
Русские народные сказки ежедневно присутствовали в жизни нашей группы. М ы не только читали, но и инсценировали, обыгрывали, разбирали характеры персонажей, рассматривали картинки.
Для родителей были оформлены информационные уголки : "Как заучивать стихотворение", "Для чего мы читаем детям", "Сказкотерапия"
В результате работы по теме самообразования
У большинства детей повысился интерес к устному народному творчеству;
Обогатилась устная речь;
-развились фантазия и воображение;
У родителей сформировались представления о создании благоприятного эмоционального и социально-психологического климата для полноценного развития ребенка ;
Расширились представления о влиянии устного народного творчества на развитие речи ребёнка
Публикации по теме:
Речь – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка. Ребёнок усваивает язык в процессе общения со взрослыми и учится.
«Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар-практикум) «Влияние фольклора на развитие детского словесного творчества» (семинар – практикум) Музыка помогает человеку стать духовно богаче. Она.
Влияние фольклора на всестороннее развитие младшего дошкольника Практическая часть Чтобы сформулировать у детей определенную систему знаний по данной теме я использовала следующие принципы и приемы: Принцип.
Хорошая книга - мой спутник, мой друг. С тобой интересней бывает досуг! Чтение книги - особый вид деятельности, относящийся к одному из.
Консультация для родителей «Влияние оригами на развитие речи дошкольников» Оригами («ори» - сгибать, «гами» - бумага) японское искусство складывания из бумаги, пользуется большой популярностью, благодаря своим занимательным.
План по самообразованию
на 2016-2017 учебный год.
Место работы: МКДОУ детский сад «Сказка» комбинированного вида Купинского района.
Должность: воспитатель
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет».
Актуальность : Возраст от 3 до 4 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Возможность использования устного народного творчества в дошкольном учреждении для развития речи детей дошкольного возраста обусловлена спецификой содержания и форм произведений словесного творчества русского народа, характером знакомства с ними и речевым развитием дошкольников.
Дети хорошо воспринимают фольклорные произведения благодаря их мягкому юмору, ненавязчивому дидактизму и знакомым жизненным ситуациям.
Устное народное творчество - неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Предполагаемый результат
:
В процессе ознакомления детей с подвижными и пальчиковыми играми не только будет формироваться речь, но и развиваться мелкая моторика кистей и пальцев, что будет готовить руку ребенка к письму, даст возможность импровизировать, сочетать слово с действием. А самое главное повысится уровень развития речи детей. В конце проекта дети самостоятельно смогут использовать потешки во время игры, умывания, прогулки. Они станут более собранными и самостоятельными.
Форма самообразования: групповая. Цель: Объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Практические выходы |
|||
Изучение методической литературы | Сентябрь-май | 1.Бабурина Г.И., Кузина Т.Ф. Народная педагогика в воспитании дошкольника. М., 1995. 2. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 2009. 3. Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г.Науменко. М., 1998. 4. Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учеб.-метод. пособие 2-е изд., перераб. и доп. сПб,. 2008. 5. Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005. 6. Русский фольклор / Сост. В. Аникин. М., 1985. |
Работа с детьми | Отгадывание загадок детьми. Театрализованная постановка. Пальчиковые игры на основе русских народных потешек. Знакомство с закличками, потешками о солнце. | Инсценирование русской народной сказки «Теремок». Игровая деятельность «Поиграем с пальчиками». Развлечение: «Солнышко, нарядись, красное, покажись!» |
|
Работа с родителями | Консультация: «Влияние русского народного творчества на развитие речи детей 3-4 лет». Семейный конкурс «Отгадай загадку – нарисуй отгадку». Совместное развлечение «Укрась пасхальное яйцо» | Папка-раскладка. Выставка работ. Выставка работ. |
|
Самореализация | Открытый показ Н.О.Д во второй младшей группе. Отчёт о проделанной работе по теме самообразования на итоговом педсовете. | Открытое занятие по развитию речи в младшей группе: «Чтение русской народной сказки Гуси-Лебеди». Выступление на педсовете. |
МДОУ «Детский сад №11 «Ромашка» города Алушты
Воспитатель второй младшей группы №2
ФИО Корохова Людмила Владимировна
Стаж 10 лет
Тема: «Влияние устного народного творчества на развитие речи детей 2 – 3 лет»
2016/2017 уч. год
Содержание
Цель работы:
– повышение своего профессионального мастерства и компетентности;
– способствовать речевому развитию детей третьего года жизни средствами устного фольклора.
Задачи:
– приобщать детей к устному народному творчеству, развивать их речь;
– вызвать эмоционально положительное отношение к потешкам, сказкам, загадкам, пестушкам, народным песенкам и играм;
– способствовать сохранению радостного настроения во время пребывания в МДОУ
;
– воспитывать гуманные отношения.
Предполагаемый результат:
– у детей повысится интерес к устному народному творчеству – потешкам, колыбельным песням, стишкам, пестушкам, речевым народным играм;
– повысится уровень речевого развития детей раннего возраста;
– повысится интерес родителей к использованию малых форм фольклора в речевом развитии детей дома.
Уровень речевого развития детей раннего возраста повысится, если:
– педагоги дошкольного образования заинтересованы процессом речевого развития;
– организовано специальное обучение родной речи с использованием фольклора в разнообразных видах деятельности;
– малые формы фольклора отобраны адекватно возрасту детей для обучения и развития речи.
Срок работы над темой: сентябрь – май 2016-2017 учебного года.
Актуальность:
Возраст от 2 до 3 лет имеет особое значение для речевого развития ребенка.
Главная задача педагога в области развития речи детей раннего возраста – помочь им в освоении разговорной речи, овладеть родным языком.
Важнейшим источником развития детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (потешки, прибаутки, песенки, сказки, колыбельные).
Воспитательное, познавательное и эстетическое значение фольклора огромно, так как он расширяет знания ребенка об окружающей действительности, развивает умение чувствовать художественную форму, мелодику и ритм родного языка.
Устное народное творчество – неоценимое богатство каждого народа, выработанный веками взгляд на жизнь, общество, природу, показатель его способностей и таланта. Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Литература:
– Жаворонушки: Песни, приговорки, потешки, прибаутки, считалки / Сост. Г. Науменко. М., 1998.
– Князева О.Л., Маханёва М.Д. Приобщение детей к истокам русской культуры: Учебн. -метод. пособие 2-е изд., перераб, и доп. СПб, 2008.
– Козырева Л.М. Говорю красиво и правильно. Развитие речи у детей от рождения до 5 лет. М., 2005.
– Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы». – М.: Мозаика – Синтез, 2015. – 368 с.
– Губанова Н.Ф. Развитие игровой деятельности. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 160 с.
– Развитие речи в детском саду. Первая младшая группа. – М.: Мозаика – Синтез, 2016. – 80 с.
– Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы». Первая младшая группа (от 2 до 3 года) / авт. Сост. Н.В. Лобозина. – Волгоград: Учитель, 2016. – 303 с.
– Интернет-ресурс: Влияние устного народного творчества на развитие речи детей
2–3 лет. .
– Интернет-ресурс: Формирование активной речи детей раннего возраста 2-3 года) посредством использования малых форм устного народного творчества. http://diplomba.ru/work/101329.
Перспективный план работы по самообразованию педагога
с детьми, родителями, воспитателями
Учебный период
Мероприятия
Самореализация
С детьми
С родителями
Форма отчета
Сентябрь
«Детский сад»
Подбор литературы по теме
Составление перспективного плана по самообразованию
Разработка анкеты для родителей
Адаптационный период.
Разучивание игры «Ладушки»
Слушание потешки «Кто тут плачет?»
Знакомство с родителями
План самообразования
Анкета для родителей
Октябрь
«Домашние и дикие животные»
Поиск нужного художественного материала
Подведение итога анкетирование родителей
Разучивание потешки «Наши уточки с утра»
Игра «Зайка серенький сидит»
Игра «Наседка и цыплята»
Анкетирование родителей «Устное народное творчество в жизни вашего ребенка»
Показ магнитного театра «Курочка ряба»
Ноябрь
«Я – человек»
«Мой дом»
Подбор информации в родительский уголок по данной теме
Разучивание наизусть потешек, для дальнейшего рассказывания детям
Разучивание потешки «Наша Маша маленькая»
Сказка «Маша и медведь»
Игровая ситуация «Укладываем куклу спать» (колыбельная «Баю, баю, баю, бай…»)
Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 1)
Кукольный театр «Маша и медведь»
Декабрь
«Транспорт»
«Новогодний праздник»
Подготовка материала с перечнем художественных произведений для детей раннего возраста
Потешка «Ладушки»
«Водичка, умой мое личико»
Отгадывание детьми загадок о диких животных
Консультация «Фольклор в речевом развитии ребенка» (часть 2)
Досуг «Отгадай загадку»
Январь
«Зима»
Подбор иллюстрированного материала к потешкам и сказкам
Знакомство с потешками «Пошел котик на торжок»,
«Ой ты, заюшка пострел»
Рассказывание сказки «Репка»
Разместить в уголке для родителей информацию с перечнем рекомендуемого художественного материала по данному возрасту для занятий дома
«Прилетели гули» пальчиковые
и музыкальные игры на основе русских народных потешек
Февраль
«Профессии»
Подготовка атрибутов к театрализованной игре «Репка»
Оформление выставки книг для родителей
Загадки о животных
Выставка детской книги для родителей по данной теме
Театрализованная игра «Репка»
Март
«Мамин день»
«Игрушки»
Подготовить консультацию для родителей
Знакомство со сказкой «Теремок»
Слушание колыбельной «Баю-бай, баю-бай, ты собачка не лай»
Пальчиковая игра «Сорока-белобока»
Консультация для родителей «Использование потешек в развитии речи детей раннего возраста»
Театрализация сказки «Теремок»
Апрель
«Весна»
Подготовка атрибутов к подвижной игре «Карусели»
Подготовка доклада по результатам работы над темой
Разучивание закличек «Дождик, дождик, веселей»; «Солнышко-ведрышко»
Народная игра «Карусели»
Индивидуальные консультации с родителями
Досуг «Солнышко нарядись, красное покажись»
Доклад
Май
«Скоро лето»
Слушание потешки «Травка-муравка»
Отгадывание загадок о домашних животных
Подведение итога работы над темой
Проведение досуга «Как у наших у
ворот…» песенки
потешки, хороводные игры
ТЕТРАДЬ
ПО САМООБРАЗОВАНИЮВОСПИТАТЕЛЯ
МКДОУ « ДЕТСКИЙ САД № 23»
БЕРДНИКОВОЙ ВИКТОРИИ ВИКТОРОВНЫ
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №23»
Программа по самообразованию
на тему:
«Роль устного народного творчества в развитии речи детей дошкольного возраста».
воспитателя Бердниковой Виктории Викторовны
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Дошкольный возраст особое значение для речевого развития ребенка. Главная задача педагога в области развития речи детей младшего дошкольного возраста – помочь им в освоении разговорной речи, родного языка. Важнейшим источником развития выразительности детской речи являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, заклички, потешки, прибаутки, песенки, скороговорки, пословицы, поговорки, считалки, колыбельные.АКТУАЛЬНОСТЬ
Речь - чудесный дар природы - не дается человеку от рождения. Должно пройти время, чтобы малыш начал говорить. А взрослые должны приложить немало усилий, чтобы речь ребенка развивалась правильно и своевременно. Доказано, что речь ребенка развивается под влиянием взрослого и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которое начинаются с первых дней его жизни. К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Произведения устного народного творчества имеют огромное познавательное и воспитательное значение, способствуют развитию образного мышления, обогащают речь детей. Устное народное творчество – это история народа, его духовное богатство. Весёлые песенки, замысловатые загадки, пословицы, заклички, приговорки, потешки, прибаутки, перевёртыши, считалки, скороговорки, дразнилки, смешные сказочки сочинил великий и бессмертный поэт – русский народ. Дети выделяют речь из всех других звуковых сигналов, оказывают ей предпочтение. Простая рифма, неоднократно повторяющиеся слова, восклицания и эмоциональное обращение невольно заставляют малыша прислушаться, повторять слова. Повторяющиеся звукосочетания, слова, их напевность создают эффект музыкальности. С их помощью у ребёнка развивается речевой слух, произношение звуков.
С помощью народных песенок, потешек у детей воспитывается положительное отношение к режимным моментам: умывание, причёсыванию, приёму пищи, одеванию, укладыванию спать.
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности; объединить усилия педагогов и родителей по воспитанию детей с помощью произведений русского фольклора, развить творческие, познавательные, коммуникативные способности детей на основе устного народного творчества.
Задачи:
-выявить значение устного народного творчества в системе воспитания детей;
-приобщить детей к русскому фольклору;
- обогащать речь детей, формировать отношение к окружающему миру;
-развивать свободное общение взрослого и детей о прочитанном, практическое овладение нормами русской речи;
- воспитывать любовь к русскому фольклору.
Планируемый результат:
1. У детей сформированы первоначальные представления о средствах актерской выразительности и базовые знания о театральном искусстве.
2. Дети готовы к творческой деятельности в любой образовательной области
Утверждаю:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
НА 2014 – 2015 УЧЕБНЫЙ ГОД
№ пСроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
1. сентябрь Выбор темы.
Постановка целей и задач по данной теме. Изучение статьи на тему: «Роль потешек в развитии речи ребенка».
2. октябрь Разучивание и проговаривание потешек.
Консультация: «Справиться с детским непослушанием помогут потешки. Консультация: «Роль фольклора в развитии речи детей».
3. ноябрь Проведение краткосрочного проекта «Книги-лучшие друзья».
Изготовление книжек-малышек.
Создание библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей. Выступление на педсовете
Проект «Книги-лучшие друзья».
4. декабрь Дидактическая игра «Узнай потешку», «Угадай, из какой потешки прочитан отрывок?», Настольно-печатные игры по мотивам потешек (разрезные картинки, лото). «Роль сказки в развитии речи ребенка».
Изучение статьи на тему: «Использование фольклора в работе с детьми»
5. январь
Изучение статьи на тему:
«Устное народное творчество как средство духовно-нравственного развития личности ребенка». Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Беседа« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста»
Мастер-класс
« Загадка как средство развития речи дошкольников»
6. февраль Настольно – печатные игры по русским народным сказкам (разрезные картинки, лото)
Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки» Консультация «Воспитание трудолюбия, послушания и ответственности через сказки». 7. март Дидактические игры «Угадай сказку», «Из какой сказки герой»
Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам Приобрести в группу раскраски по русским народным сказкам. 8. апрель «Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка»
Театрализован
ные игры как средство развития речи детей».
9. Май
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Используемая литература:
Журналы «Дошкольное воспитание»
Журналы «Ребёнок в детском саду»
Ресурсы интернета.
Утверждаю:
Заведующая МКДОУ «Детский сад №23»
___________________Борщёва Ю.В.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН
ПО САМООБРАЗОВАНИЮ
«ВЛИЯНИЕ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА
НА РАЗВИТИЕ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ
НА 2015 – 2016 УЧЕБНЫЙ ГОД
Сентябрь
-Составление перспективного плана
-Подготовка материала, литературы.
Сроки выполнения Работа с детьми Работа с родителями Работа с педагогами
октябрь Отгадывание детьми загадок.
Консультация для родителей
«Роль загадки в воспитании дошкольника». ноябрь -Театрализованная постановка русской народной сказки «Репка». Пополнение библиотеки красочных книг с потешками и сказками для детей. декабрь Настольно-печатные игры по мотивам сказок (разрезные картинки, лото). «Роль сказки в развитии речи ребенка».
январь
Чтение детям русских народных сказок. Прослушивание аудиозаписей сказок.
Папка-передвижка «Знакомые потешки». Консультация
« Роль малых фольклорных форм в жизни детей младшего дошкольного возраста
февраль Развлечение «Широкая Масленица». Посиделки «Как на масляной неделя, из печи блины летели».март Проектная деятельность «Сказка в жизни малыша». Конкурс совместных творческих работ родителей и детей на тему «Моя любимая сказка апрель Театрализованные игры как средство развития речи детей»
Учить детей обыгрывать знакомые сказки (игры-драматизации)
Создать театральный уголок в группе (настольный (конусный), пальчиковый и би-ба-бо театры)
Май Открытое занятие по развитию речи в младшей группе «Устное народное творчество. Потешки»
Выступление на педсовете. Отчёт по теме самообразования "Влияние устного народного творчества на развитие речи дошкольников».
Литература:
1.1 Ознакомление с новыми нормативными документами по вопросам дошкольного воспитания (см.приложение 1.1)
1.2 Изучение учебной и научно-методической литературы (ознакомление с примерными программами с учетом внедрения ФГОС, статьями и комментариями по данной теме в сети интернет)
1.3 Ознакомление с новыми достижениями педагогики, детской психологии, анатомии, физиологии (в сети интернет, периодической печати, журналах)
1.4 Изучение новых программ и педагогических технологий («От рождения до школы», «Из детства в отрочество», «Развитие», «Радуга»)
1.5 Ознакомление с передовой практикой дошкольных учреждений (сайт «Дошкольное образование», районные семинары, открытые просмотры, общение с коллегами других садов)
1.6 Повышение общекультурного уровня литературы по теме самообразования (см. приложение 1.6)
Приложенные файлы