Изобразительное искусство в специальной коррекционной школе. Виды изобразительной деятельности в специальных образовательных учреждениях VIII вида. Уроки декоративного, тематического, натурного рисования в коррекционной школе. Рисование с натуры


М.А. Овчинникова
учитель изобразительного искусства
высшей квалификационной категории
Елабуга, Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение «Елабужская школа №7 для детей с ограниченными возможностями здоровья»
Работа с детьми на уроках изобразительного искусства в коррекционной школе VIII вида
Коррекционное учреждение VIII вида создается для обучения и воспитания детей с отклонениями в интеллектуальном развитии с целью коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.
У этих детей отмечаются своеобразные изменения поведения. Они некритичны, неадекватно оценивают ситуацию, лишены элементарных форм застенчивости, иногда чересчур обидчивы. Их поведение лишено стойких мотивов.
В настоящее время преобладает количественный подход в оценке качеств человека. Наука относится к человеку, как к прибору, параметры которого можно измерить и, соответственно, определить его место среди других людей. В психологии возникло понятие норма и ее количественная оценка. Однако, понятие нормы очень условно и чаще всего означает большинство (или около 70%). Все остальное не норма, которая включает в себя и недостаточность и одаренность.

Одаренность - это не просто избыток над нормой, часто она сопровождается недостатком в других областях, а недостаточность (в частности интеллектуальная) может сопровождаться одаренностью в чем-либо другом. Для актуализации компенсаторных возможностей были предложены методы, направленные на выявление этих возможностей и организацию пространства для работы, а также на активизацию элементарных и высших психических функций в комплексе.
У умственно отсталых школьников наблюдается недоразвитие целенаправленности деятельности, что выражается прежде всего в нарушении ориентировки в задаче. При отсутствии необходимого направляющего воздействия со стороны учителя дети-олигофрены приступают к выполнению поставленной задачи без должной предварительной ориентировки в ней.
Это отчетливо обнаруживается у учащихся младших классов коррекционной школы VIII вида. Так, при выполнении практических действий с предметами по предложенному образцу они приступают обычно сразу к построению объекта, не анализируя предварительно образец, следовательно, появляется множество ошибок.
Рисунки детей до коррекции

Формирование графических навыков
Недоразвитие психики обусловливает вместе с тем различные трудности процесса формирования графических навыков у учеников коррекционной школы VIII вида. При формировании графических навыков обнаруживаются следующие недостатки.
1. Недоразвитие мелких мышц кистей рук, слабая дифференцированность мышечного напряжения.
2. Неточность отдельных ощущений (зрительных, кинестетических, тактильных и др.), недостаточная дифференцированность восприятия и представлений.
3. Недоразвитие аналитико-синтетической деятельности.
4. Грубое (у определенных групп) нарушение моторики, нескоординированность движений, параличи, парезы и др.
В результате этого графические навыки формируются на протяжении гораздо более длительного времени, чем у нормально развивающихся школьников. У умственно отсталых затруднено формирование всех видов навыков: двигательных, интеллектуальных, сенсорных, поведения, общения и др. В структуре речи умственно отсталых наблюдаются нарушения всех ее сторон: информационной, эмоционально-выразительной, регулятивной. Характерны бедный словарный запас, примитивность высказываний. Таким детям трудно действовать по словесной инструкции, они не могут согласовать речь и деятельность, прокомментировать происходящее.
Общие дидактические принципы
1. Принцип воспитывающего и развивающего обучения. Формирование у школьников познавательных способностей, эмоционально-волевой и поведенческой сфер. В специальной школе он тесно связан с принципом коррекционной направленности обучения.
2. Принцип связи обучения с жизнью. Для этих детей важно знать, зачем нужны те или иные знания, они должны быть закреплены на практике, перенесены в реальную жизнь.
3. Принцип научности и доступности предполагает учет возрастных и психофизических особенностей школьников в процессе привлечения их к научным знаниям. Несмотря на то, что в коррекционной школе содержание учебного материала адаптируется к познавательным возможностям учащихся, преподносимые им знания сохраняют научный характер.
4. Принцип систематичности и последовательности в обучении. Важное значение для систематизации имеют уроки обобщающего повторения.
5. Принцип сознательности и активности в обучении предполагает сознательное усвоение ЗУНов, использование этих знаний в жизни.
6. Принцип наглядности в обучении. Самый важный, с него начинается обучение. Использование игрушек, картинок, иллюстраций. Необходимо правильное соотношение наглядных и словесных методов.
7. Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей предполагает необходимость воспитывать класс как единый учебный коллектив и в то же время индивидуально подходить к каждому ученику.
8. Принцип прочности в обучении. В школе 8 вида необходимо постоянное повторение. Повторение предусмотрено в самой программе школы 8 вида.
Специфические принципы обучения
1. Принцип коррекционной направленности в обучении. В основе лежит учение о первичном и вторичном дефекте, учение о компенсации. Этот принцип отражен в программах каждого учебного предмета. Помимо предметов общей подготовки в программу введены специальные дисциплины (социально-бытовая ориентировка). На таких уроках решаются коррекционные задачи. Коррекционные задачи решаются и на уроках общеобразовательного цикла.
2. Принцип профессионального характера трудового обучения. Школьников обучают доступным профессиям. По окончании коррекционной школы сдают экзамен по труду, на основании которого им присваивают квалификационный разряд. Таким образом, выпускаясь из школы, они уже имеют профессию.
3. Принцип взаимосвязи общеобразовательной и трудовой подготовки в специальной школе. Направленность всех общеобразовательных предметов на обеспечение необходимой базы для успешного усвоения материала по труду.
4. Принцип опоры на сохранные анализаторы. Школьники с нарушением интеллекта часто имеют неполные и неточные знания. Для того, чтобы их сформировать необходимо включать в процесс восприятия все анализаторы.
Работа на уроках, мероприятиях

Развитие ощущений и их коррекционная роль при нарушенном интеллекте
Ощущения представляют собой акт познавательного процесса, возникающий при непосредственном воздействии предметов и явлений окружающей действительности на анализаторы, при этом происходит лишь отражение отдельных свойств предметов.
Наиболее целостным отображением действительности является восприятие. Ощущения и восприятия относятся к чувственному познанию. Развитие чувственного познания у умственно отсталого ребенка является важным аспектом формирования ментальных процессов (умственного воспитания).
Соединение того, что ребенок воспринимает со словом, обозначающим воспринимаемое, помогает закрепить в представлении образы предметов, их свойства и отношения, делает эти образы более четкими, обобщенными. Развитие восприятия во всех случаях идет от различения предметов, их качеств, отношений к их восприятию на основе образа, а затем и к фиксации образа в слове. Сенсорное воспитание осуществляется учителем-дефектологом и воспитателем как на специальных занятиях, так и в процессе повседневной жизни.
Коррекция нарушений, свойственных умственно отсталым школьникам, осуществляется путем избирательного воздействия (по Выготскому) на нарушенные или ослабленные функции детей, путем систематического воспитания и совершенствования у них правильного восприятия формы, строения, величины, цвета предметов, их положения в пространстве, умения находить в изображаемом существенные признаки, устанавливать сходство и различие между объектами. Продуктивность такой работы возрастает благодаря целенаправленному использованию вариативных и многократно повторяющихся графических действий с применением разнообразного изобразительного материала.
Среди различных видов деятельности (учебная, трудовая, игровая) умственно отсталые школьники выделяют изобразительную деятельность и отдают ей предпочтение как наиболее интересной и занимательной. Особенно любимым является рисование. Благодаря своей доступности, наглядности и конкретности выражения оно приближается к игре. Изобразительная деятельность требует от ребенка проявления разносторонних качеств и умений. Для того чтобы нарисовать какой-либо предмет, его необходимо хорошо рассмотреть: определить его форму, строение, характерные детали, цвет, положение в пространстве.
Овладение умениями и навыками рисования требует осуществления сенсорного воспитания и само содействует такому воспитанию. Это достигается путем тщательного изучения учащимися величины, цвета и структуры предметов. При этом в работу включаются зрительные, двигательные и мускульно-осязательные анализаторы.
В результате обучения нечеткие, аморфные, слабо дифференцированные восприятия детей постепенно становятся четкими, конкретными, полными.
В процессе хорошо организованных занятий по изобразительной деятельности у учащихся развиваются наблюдательность, воображение, зрительная память, фантазия. У них формируются и уточняются многие представления, которые служат основой для усвоения знаний, получаемых в общем процессе школьного обучения. Большой запас правильных представлений позволяет учащимся лучше познавать окружающий мир.
Внеурочная деятельность по предмету
Умственно отсталые дети в силу своего интеллектуального и эмоционального недоразвития первоначально воспринимают только элементарные проявления красоты. Под влиянием коррекционно-воспитательной работы расширяется сфера чувственного познания, углубляются эмоциональные переживания школьников. Учителя заботятся о развитии интеллектуальной регуляции чувств, дают им нужное направление.
В результате у детей вырабатывается более или менее адекватная реакция при восприятии картин, узоров, изделий прикладного искусства. Наглядность и конкретность учебного материала, представляющего определенную эстетическую ценность, в сочетании с эмоциональным характером обучения рисованию, обостряют ощущения умственно отсталых детей, особенно ощущение цвета, цветовых сочетаний, ритмичных построений. Хорошо развитое чувство цвета составляет основу для развития способности осознанно воспринимать богатство красок в природе, в окружающей действительности. Чем лучше дети различают цвета и оттенки цвета, тем полнее они могут испытывать радость, рассматривая красивые цветосочетания в предметах быта и произведениях искусства.
Работы детей

Наглядность
На уроках рисования часто используются игрушки, которые служат учебными пособиями при обучении детей различению и называнию величин, цветов, форм. Используя на уроках игрушки и скульптуру малых форм, важно научить детей понимать увиденное, рассказывать не только о том, что изображено, но и как изображено. Значительное место в эстетическом воспитании школьников занимают демонстрации образцов узоров, орнаментов (художественная резьба по дереву, вышивка, вязание, кружева, обои, гобелены и т.п.), которые используются в декоративном рисовании. Это помогает учащимся понимать особенности построения узоров, подбирать нужные элементы, наиболее удачные сочетания цветов. Знакомство учащихся вспомогательной школы с искусством расширяет их кругозор, учит видеть и переживать прекрасное. Восприятие произведений искусства оказывает влияние на эмоции, повышает восприимчивость и активность, оставляет заметный след осознании детей.
Правильное использование наглядности в сочетании со словом обогащает представления детей, делает обучение более доступным, развивает мышление и наблюдательность, способствует углубленному и прочному усвоению учебного материала.
Один из создателей советской вспомогательной школы А. Н. Граборов, подчеркивая значение дидактических средств коррекции, писал: «...Чтобы добиться лучшего усвоения, на каждом уроке с умственно отсталыми детьми необходимо преподносимый материал организовать так, чтобы было мобилизовано возможно большое число рецепторов ребенка. Надо дать возможность ребенку увидеть изучаемый предмет, осязать его, воспроизвести путем лепки, рисования
Среди наглядных средств обучения важное место занимает педагогическое рисование - выполнение рисунков (на доске) учителем. Эффективность этого способа бесспорна и подтверждается как практикой, так и психолого-педагогическими исследованиями.
Результаты деятельности. Грамоты детей.

Использование системы учебно-воспитательных и коррекционно-развивающих мероприятий на протяжении школьного обучения помогает в известной мере преодолеть недостатки эмоционально-эстетического развития учащихся. адаптироваться им в социуме и начать полноценную самостоятельную жизнь.
Примечания
Астафьева О. П., Имашева Е. Г. Коррекционная психология.
Белкин А. С. Нравственное воспитание учащихся вспомогательной школы. М., 1997.
Бгажнокова И.М. Психология умственно отсталого школьника [Текст]. – М.: Просвещение, 2007.
Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии [Текст]. – М.: Академия, 2002. –207 с.
Воспитание и обучение во вспомогательной школе. / Под ред. В.В. Воронковой– М.: Школа – ПРЕСС, 2004. – 416 с.
Выготский Л.С. Развитие высших психических функций [Текст]. – М.: Просвещение, 2008. – 500 с.

Статья по теме:

«Коррекционно-развивающее значение уроков декоративного рисования для обучающихся первого класса специальной (коррекционной) школы VIII вида».

Овчинникова Светлана Александровна, учитель ОГКОУ СКОШ № 39 VIII вида г. Ульяновск.
Описание. Данная статья будет полезна для учителей начального блога специальной (коррекционной) школы VIII вида. Поможет в разработке планирования тематики уроков изобразительного искусства.
Цель: распространение педагогического опыта.
Задачи:
- познакомить педагогов с коррекционно-развивающим значением уроков декоративного рисования;
- сообщить о доступности декоративного рисования детьми с ОВЗ;
- вызвать интерес у педагогов к данному материалу и использование его в планировании тем уроков рисования.

Латинское слово «декор» означает «узор» . Отсюда декоративное рисование – это рисование узоров, орнаментов. Декоративному рисованию обучающиеся коррекционной школы отдают особое предпочтение, поскольку здесь они могут проявить элементы творчества в большей степени, чем при выполнении других, относительно более сложных видов работы.
Тесно соприкасаясь с декоративно-прикладным искусством, этот вид изобразительной деятельности способствует эстетическому воспитанию школьников. Он наиболее понятен и доступен обучающимся коррекционной школы. Параллельно с практическими занятиями декоративным рисованием обучающиеся знакомятся с отдельными образцами декоративно-прикладного искусства. Демонстрация произведений народных мастеров позволяет детям понять красоту изделий.




Задания по декоративному рисованию должны иметь определенную последовательность: составление узоров по готовым образцам, по заданной схеме, из данных элементов, самостоятельное составление узоров. В ходе практических занятий отрабатываются умения гармонически сочетать цвета, ритмически повторять или чередовать элементы орнамента, что имеет коррекционно-развивающее значение для умственно отсталых школьников. При составлении узоров обучающиеся используют простейшие изобразительные элементы и наиболее простые детали, чередуя их через одинаковые промежутки. Различные комбинации элементов, чередование их по цвету, величине, форме позволяют учащимся создавать большее количество разнообразных орнаментов.


Другое достоинство декоративных рисунков заключается в том, что композиция, то есть расположение и взаимосвязь частей, может быть очень простой. Пространственная организация узора в значительной мере облегчается тем, что обычно обучающиеся получают готовую геометрическую форму (полосу, квадрат, круг), которую необходимо заполнить соответствующим мотивом. Красочность, выразительность и ритмичность составных частей рисунка радует детей и тем самым активизирует их деятельность.


Декоративное рисование позволяет более результативно формировать технические приемы работы, так как при выполнении узоров по образцу детям значительно легче, чем при изображении реального предмета, понять то или иное направление линий, освоить тот или иной способ действий.
Во время декоративного рисования обучающиеся отрабатывают ритмичность проведения однородных повторяющихся движений и их амплитуду. Они учатся проводить вертикальные, горизонтальные и наклонные прямые, рисуют волнистые линии, делят отрезки на равные части, выполняют развивающие глазомер несложные рисунки. Школьники многократно упражняются в симметричном расположении узора, в воспроизведении цветовых сочетаний и основных геометрических форм.



Таким образом, декоративное рисование отличается доступностью изображения, чем другие виды изобразительной деятельности, и во многом соответствует возможностям умственно отсталых школьников.
В процессе декоративного рисования, проводится большая работа по уточнению и обогащению представлений обучающихся о геометрических формах. Геометрическая форма, как декоративный элемент является переходом к усвоению формы предмета. Если во время декоративного рисования она нередко выступает в отвлеченном, абстрактном виде, то в других видах занятий связывается с предметом, то есть происходит опредмечивание.
В начальный период занятий наиболее приемлемы узоры из геометрических форм, чередующихся по величине (круг большой – круг маленький, круг большой – круг маленький).


Затем учащиеся рисуют узоры, включающие две формы (круг – квадрат, круг - квадрат).
Более сложную композицию, состоящую из двух – трех форм и других геометрических элементов.



При составлении узоров важное место занимает пространственная композиция рисунка. Связанные с ней такие понятия, как «середина», «края», «левая, правая сторона», «слева», «справа», «сверху», «снизу», «вокруг» и другие в значительной мере отрабатываются в процессе декоративного творчества.
Яркость, красочность, ритмичность, присущие работам декоративного характера, предъявляют особые требования к использованию цвета. Обучающие упражняются в умении соотносить цвет деталей своего рисунка с эталоном.
В начальный период следует рисовать узоры с небольшим числом деталей, ограничиваясь при этом лишь двумя насыщенными цветами, а затем постепенно вносить некоторые усложнения; симметрично расположенные элементы целесообразно давать одинакового цвета. Надо давать детям возможность выбирать цвета для раскраски из ограниченного числа цветов.


Заключение. Уроки изобразительного искусства оказывают заметное коррекционно-развивающее воздействие на умственно отсталого ребенка: влияют на его интеллектуальную, эмоциональную и двигательную (моторика рук), развитие личностных качеств, способствуют формированию эстетического восприятия.




Это самодельные трафареты, которыми пользуемся на уроках рисования. А заводскому трафарету лет 20, он уже не отмывается, кое-где укреплен скотчем. В магазинах таких не видела.

В качестве фотоматериалов к статье использовала детские работы, выполненные на уроках рисования.

Спасибо за внимание.

Литература.

Грошенков И.А. Изобразительная деятельность во вспомогательной школе. – М., 1982.
Грошенков И.А. Уроки рисования в I-VI классах вспомогательной школы. – М.: Просвещение, 1975.
Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития: (олигофренопедагогика) Под ред. Б.П. Пузанова. – М.: Издательский центр «Академия», 2001.

Конорева Лариса Алексеевна,
учитель изобразительного искусства
ГБСКОУ школа №13
Приморского района Санкт-Петербурга

В истории педагогики проблема творчества всегда была актуальной во всех видах деятельности, в том числе и изобразительной. Многие психологи и педагоги считали, что детскую изобразительную деятельность нельзя назвать творчеством. Однако ученые придерживаются других взглядов, и утверждают, что детское творчество

помогаетребенку овладеть средствами самовыражения, т.е. надо использовать на занятии разные техники рисования: традиционные (карандаши, краски) и нетрадиционные (мыльной пеной, свечой и т.д,).

Все необычное привлекает внимание детей, заставляет их удивляться. У ребят развивается вкус к познанию нового, исследованиям, эксперименту. Дети начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, обогащается и активизируется их словарный запас.

В отличие от взрослых, которые критически относятся к тому, что сделали - ребенок живет чувствами. Для него не столько важно какчто-то нарисовано - сколько, что именно нарисовано. Просто для ребенка творчество - это и есть его жизнь. Это его «язык», с помощью которого он пытается рассказать нам о себе, о своих чувствах, радостях, переживаниях и горестях.

В нашей школе учатся ребятас разным социальным опытом и, как правило, не всегда положительным. Тревожные, неуравновешенные, эмоционально неустойчивые, иногда даже агрессивные.Но каждый из них уникален - это целый мир нереализованных возможностей. Моя задача, как учителя коррекционной школы, состоит не столько в том, чтобы научить детей рисовать (хотя это очень важно), сколько в том, чтобы в процессе занятий ИЗО постараться преодолеть или сгладить присущие таким детямнедостатки, формировать интерес учащихся к изобразительной деятельности в ходе различных видов занятий.

Чтобы дети получали удовольствие на уроке, почувствовали вкус творчества, развивали воображение и фантазию, я применяю различные техники изображения на уроках, которые позволяют поддерживать постоянный интерес детей. Хотя должна заметить, что по программе коррекционной школы, автором которой является Грошенков И.А, ребята должны рисовать толькокарандашами. Но я считаю, что работа краскамиоказывает коррекционно-развивающее воздействие на детей с отклонениями в развитии: влияет на их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферу (моторику рук), развитие личностных качеств, способствует воспитанию эстетических чувств. В выполнении заданий предлагаю ребятам использовать различные нетрадиционные технологии изображения.Эти задания просты, но в развитии творческого воображения незаменимы, т.к. позволяют учащимся понять механизм создания художественного образа. Ребята много рисуют вместе со мной. Им очень нравится повторять поэтапно за учителем. Такая работа у них, как правило, получается очень успешно. Во времяурока я обязательно делаю обходы: кого-то похвалю, кому-то помогу. В конце урока я обязательно вывешиваю работы на доску. Здесь очень важно похвалить всех ребят, ни в коем случае не критиковать никакие работы. Я учу детей не сравнивать рисунки друг с другом, а подмечать особенности изобразительных приёмовкаждого, найти изюминку в чьём - либо рисунке. Такие методы повышают самооценку ученика, придают уверенность, мотивируют на успешное выполнение следующего задания. Рисунок для детей является не искусством, а речью. Им свойственно стремление рисовать. Посредством рисования реализуется потребность личности в самовыражении. Мы все когда- то были детьми, а значит и этот«язык» творчества для нас не чужой и понятен. Я старалась подружиться с ребятами,делила с ними то, что для них так значимо! И в этом мне помогали упражнения и с элементами арт - терапии. Задания должны соответствовать возрастным особенностям детей, быть понятными и выполнимыми.

Нетрадиционные техники изображения позволяют избежать копирование предлагаемого образца, так как педагог демонстрирует лишь способ действия с нетрадиционными материалами. Это дает толчок развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражению индивидуальности.

Многие виды не традиционного рисования, способствуют повышению уровня развития зрительно-моторной координации и координации мелкой моторики пальцев рук.

Разделы: МХК и ИЗО

При изучении особенностей развития детей-олигофренов становится явным недоразвитие их познавательной и практической деятельности, эмоционально-волевой сферы и других качеств личности. В изобразительной деятельности в большей или меньшей степени участвуют и проявляются все психические процессы. В специальной литературе отражены особенности изобразительной деятельности таких детей. Подчеркивая глубокое своеобразие изобразительной и трудовой деятельности детей – олигофренов школьного возраста, их отставание от нормально развивающихся сверстников, Т.Н. Головина, И.А. Грошенков, Н.И. Павлова указывают на большое положительное влияние на развитие восприятия формы, цвета и пространственных отношений оказывают правильно организованные уроки по рисованию.

Хорошая организация учебно-воспитательного процесса – основной залог выполнения общеобразовательных и воспитательных задач. В первую очередь сюда относится подготовка учащихся к урокам. Учитель с первого же урока приучает детей добросовестно, с любовью готовиться к каждому уроку. Ведь правильная организация подготовки к урокам служит важным условием удерживания внимания и интереса к занятиям.

На каждом уроке учащиеся должны иметь определенный набор предметов, который необходим им для работы. Это отдельные листы бумаги, размер которых может быть равен стандарту А4, А5. Важно помнить о качестве бумаги. Бумага с гладкой, блестящей поверхностью мало подходит для рисования. Необходима бумага с крупной зернистой поверхностью.

Самый распространенный и обязательный инструмент ученика это простой карандаш. В карандашнице должно быть два хорошо заточенных карандаша. Можно использовать мягкий и твердый, один для штриховки, если это графическая работа, другой для набросков, чтобы не оставалось жирных следов при закрашивании акварелью или цветными карандашами.

У каждого ученика должна быть мягкая резинка и точилка. Следует постоянно контролировать использование детьми резинок. Важно обращать их внимание на то, что от большого количества исправлений портится не только сама бумага, но и рисунок, который выполняется на ней. После долгого стирания карандашных линий нарушается поверхность бумаги, штрихи и краски наносить становится все сложнее, рисунок обретает небрежный вид.

Программа по изобразительному искусству предусматривает работу акварельными красками. Важное свойство акварельной живописи – прозрачность красок, сквозь которые просвечивают тон и фактура основы, чистота цвета, мягкость тончайшего красочного слоя. Акварель бывает твердая, полумягкая и мягкая. Наиболее удобно использовать на уроках полумягкие разновидность акварельных красок. Они легче берутся на кисть, требуют меньше усилий при размачивании, мытье красок. Детям нужно объяснить, что при работе с красками надо быть аккуратными, не пачкать их, не смешивать прямо в чашечках. Для смешения красок должны быть палитра. Если нет настоящей палитры многоразового использования, то это может быть или листок плотной бумаги, плохо впитывающей воду, или блюдце из набора детской посуды.

Важную роль при рисовании играют кисти. Их в карандашнице должно быть не менее трех. Это крупные кисти для нанесения основного тона предметов, закрашивания крупных предметов, заливки фона. Средние кисти для уточнения средних размеров деталей, для передачи светотени и для рисования более густым цветом. Тонкие кисти необходимы для уточнения мелких деталей, рисования линий, орнаментов. За кистями надо тщательно ухаживать. В первую очередь, надо аккуратно брать краску, не давить на кисть, а пользоваться только ее кончиком. Убирать кисти можно только после того, как хорошо промыл ее и подсушил о тряпочку, которая также должна быть на столе у каждого ребенка. В крайнем случае, можно использовать салфетку. Ставить кисть в карандашницу можно только вверх рабочим концом, и ни в коем случае не оставлять кисть в воде! Неплохо иметь и кисти для клея. Они могут использоваться не только для работы с аппликацией, но и при декоративном рисовании орнаментов.

В практике работы школ могут использоваться и гуашевые краски. Кисти можно использовать те же, и щетинные в том числе. Если гуашь начала засыхать, ее необходимо размочить перед работой. Лучше сделать это за несколько дней до урока. Можно добавить в нее воды и немного канцелярского клея. Через несколько дней просто размешать.

Для работы красками каждый ученик должен иметь банку для воды. Ее объем может быть от 300 до 500 мл. Источник чистой воды лучше иметь прямо в студии или классе, где проходит занятие. Если таких условий нет, то можно использовать два ведра – одно с чистой водой, другое для грязной воды.

Рабочее место ученика не должно быть сильно загромождено посторонними предметами, поэтому лучше использовать органайзер. В одно отделение ставятся все кисти, в другое все карандаши, в том числе и цветные. В мелкие отделения можно положить резинки, точилки, поставить клей, блюдце, тряпочку или губку. Краски и баночки ставятся отдельно. Органайзер учитель может изготовить и сам. Использование такого приспособления, усложняет и вносит интерес в работу ученика. При рисовании карандашом он самостоятельно анализирует предстоящую работу и берет необходимой твердости карандаш, при рисовании красками он может самостоятельно выбирать и использовать нужные кисти, тряпочку и другие принадлежности, не отвлекая учителя и других учеников. При анализе и оценки работы учитель сразу видит результат своего труда: правильно ли ребенок выбрал средства рисования, правильно ли он их использует. В младших классах необходимо постоянное напоминание о том, как и когда использовать тот или иной предмет на уроке, можно ставить проблемные вопросы, закрепляя знания детей или развивая их мыслительную деятельность и память. В старших классах использование всех предметов, находящихся в органайзере, должно проходить самостоятельно. Если это достигнуто, то учитель может гордиться результатами своего труда.

Изобразительная деятельность школьников несет в себе огромный коррекционный заряд. Начало работы осуществляется уже при организации рабочего места ученика. Но актуальным остается вопрос и о том, как организовать на уроках практическую и умственную деятельность детей. Чтобы уроки не сводились к простому, скучному для большинства учеников рисованию, а несли в себе заряд положительной энергии даже для тех, кто не может или не умеет рисовать. Необходимо каждый урок превращать в игру. Добиться этого можно очень простым способом. Для нас, учителей, это не трудно. А для детей - хорошая умственная гимнастика.

Каждый этап урока может нести в себе несложные дидактические игры. Коррекционные игры в начале урока могут иметь организационный характер. Прочитать тему урока можно следующим образом:

1. “Что лишнее?”. Учитель предлагает на доске рассмотреть ряд предметов, найти лишнее. То, что лишнее, то и будем рисовать.

2. “Разложи цвета”. Можно предложить раскладывать теплые и холодные цвета, яркие и бледные, по временам года и др., когда задание будет выполнено, на другой стороне карточек нужной группы цветов написано слово – тема урока. Слово тоже можно собрать.

3. “Пирамида”. Дети из разного размера кружков складывают пирамидку. На другой стороне кружков написана тема урока. Если кружки сложены верно, то слово складывается само. То же можно сделать и по цветам радуги, и по яркости – бледности оттенков одного цвета.

Цель таких упражнений привлечь внимание детей к новому рисунку, развивать их мыслительную деятельность, повторить пройденный материал, закрепить его.

После того как тема урока будет объявлена, этап урока – рассматривание образца. При рассматривании образца можно использовать следующие игры:

  1. “Найди отличия”. Предлагается два образца. Учитель дает задание, после того, как отличия найдены, учитель объявляет, что сегодня мы будем рисовать более простой рисунок, а на следующем уроке закончим его, усложняя рисунок. Это можно использовать на уроках, когда предполагается для одной темы два часа. Например, “Матрешка”. Украшение матрешки, орнаменты, платок и др., требуют отдельной работы; любой пейзаж также можно усложнять на втором уроке, добавляя кусты, птиц и другие мелкие детали.
  2. “Найди пару”. Например, украшение варежки предлагается детям сделать самостоятельно. Но обязательно наличие образцов. На доске можно вывесить несколько вариантов украшения варежки, предложить найти одинаковую. При рисовании деревьев, рассматривая крону и расположение ветвей, можно предложить найти пару каждому дереву из геометрических фигур (ель – треугольник, береза – овал, садовое дерево – круг).
  3. “Подбери цвета”. Учитель предлагает не раскрашенный вариант рисунка и ряд цветных карточек. Дети подбирают нужные цвета, объясняя свой выбор. После выполнения этого задания учитель показывает раскрашенный вариант образца.

После того как образец был рассмотрен, происходит планирование работы. На этом этапе так же можно использовать ряд развивающих игр.

  1. “Собери картину”. Эту игру можно использовать и при рисовании натюрморта, и при рисовании пейзажа, орнамента и даже портрета. Учитель предлагает детям образец рисунка, а затем предлагает собрать рядом такой же, но из разрезных частей. Дети называют предметы в том порядке, в каком они будут их рисовать. Это может быть черно-белый вариант или цветной. Учитель выставляет сам названные предметы на основу или предлагает это сделать это детям. Можно это задание усложнить, предлагая детали рисунка разных размеров. Тогда дети должны проанализировать расположение предметов в пространстве и выбрать нужные размеры.
  2. “Найди самое простое”. На доске образец. Учитель предлагает ряд незаконченных рисунков данного образца. Дети должны расположить их от простого к сложному, Таким образом, они прослеживают последовательность выполнения рисунка. Разложенные рисунки с доски можно не убирать.
  3. “Собери мозаику”. При рисовании сетчатого орнамента можно предложить такое упражнение, которое поможет не только понять принцип построения сетчатого орнамента, но и запомнить его особенность. Детям предлагается сетка 3 на 3, которую надо заполнить данным мотивом. Мотив, к примеру, цветочек и листик. Дети раскладывают в нужной последовательности мотивы по клеткам, учитель проверяет и исправляет. Это упражнение хорошо использовать как раздаточный материал.

После того как вся работа распланирована, учитель должен показать на доске, как выполнять работу. На данном этапе можно использовать проблемные вопросы. Например: какой карандаш нам необходим, твердый или мягкий; кисть какого размера нам будет нужна и почему; как смешать краски, чтобы получился нужный цвет и другие вопросы. Дети “помогают” учителю рисовать своими ответами, и в процессе того, как учитель с ними советуется, у учеников возникает чувство уверенности в своих способностях и возможностях, они с интересом берутся за работу и менее болезненно переносят свои неудачи при рисовании.

На этапе самостоятельного рисования детьми необходима индивидуальная помощь. Некоторые дети со сложным диагнозом или имбецильностью нуждаются в индивидуальной работе. Здесь идет дополнительная работа по упрощению рисунка уже непосредственно на рабочем месте. Можно предложить упрощенный образец, уже нарисованные некоторые детали рисунка, можно использовать игру “Закончи рисунок”, “Что забыл нарисовать художник”, “Обведи по пунктирной линии”, “Соедини точки”. Здесь главное, чтобы ученик принял участие в рисовании и смог объяснить, что он делает.

При подведении итога урока необходимо организовать выставку рисунков. Детям всегда интересно, что нарисовали их соседи. Здесь обязательно нахождение ошибок и наиболее удачных элементов. Важно сравнить с образцом по цвету, по размеру деталей, по аккуратности. Часто предлагается самостоятельно оценить свою работу и работу соседа.

От разнообразия игр и организации самого урока зависит не только интерес детей к уроку изобразительного искусства, но и качество рисования. Уроки рисования несут очень большую коррекционную нагрузку. В процессе творчества ребенок развивается, учится смотреть на мир, наблюдать, оценивать себя. Это очень важно. Любой учитель обязательно должен иметь в своем запасе несколько интересных развивающих игр, которые помогут ему в работе, привьют интерес детей к его предмету. Качество и результативность труда обязательно будут расти, дети будут стараться и развиваться. Удачи всем учителям изобразительного искусства!

Пропедевтический период, уроки декоративного, тематического, натурного рисования. Беседа как форма организации урока изобразительной деятельности в специальной (коррекционной) школе VIII вида. Подготовка учителя к беседе. Правила подбора произведений изобразительного искусства для ознакомления с учащимися специальных (коррекционных) образовательных учреждениях VIII вида.

Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Эстетическое развитие и воспитание умственно отсталых детей. Изобразительная деятельность и эстетическое воспитание. Содержание коррекционно-образовательных программ.

Изобразительная деятельность ребенка теснейшим образом связана с развитием его личности. В процессе изображения участвуют не какая-либо отдельная функция - восприятие, память, внимание, мышление и т. д., а личность человека в целом.

Л. С. Выготский выделяет четыре ступени развития детского рисования:

– первая ступень рисования головоногое: схематических изображений, выполненных по памяти, очень далеких от правдоподобной и реальной передачи объекта;

– вторая ступень возникающего чувства формы и линии, когда в рисунках передаются формальные взаимоотношения частей при сохранении схематического изображения;

– третья ступень правдоподобного изображения, при котором исчезает схема, но рисунок имеет вид силуэта или контура;

– четвертая ступень пластического изображения, которая проявляется у детей с 11-13 лет, когда школьники в состоянии передать в изображении особенности светотени, перспективы, движения и т. п. СПЕЦИФИКА - Дети не могут самостоятельно полностью осмыслить поставленную перед ними изобразительную задачу, им малопонятны и недоступны самые обычные краткие инструкции, они не умеют планировать и контролировать свою работу, а так же у них сильно снижено критическое отношение к выполненным рисункам. Все эти значительные трудности необходимо учитывать и преодолевать учителю в ходе коррекционно-воспитательной работы.

В процессе занятий изобразительной деятельностью кроме основной задачи решаются ряд специальных взаимосвязанных задач.

1-я задача - сенсорное воспитание ребенка, направленное на формирование ощущений, восприятия, представлений на основе использования всех сохранных анализаторов и их компенсаторных возможностей.

2-я задача - формирование у детей представлений о воспринятом, сочетание воспринятого со словом, накопление образов (зрительных, двигательных, осязательных), которыми ребенок может оперировать и которые он может актуализировать по слову.

3-я задача - эстетическое воспитание детей (имеется в виду формирование хорошего вкуса, умения правильно оценить доступное по содержанию произведение искусства, эмоционально отнестись к прекрасному и т. п.)

4-я задача - формирование у детей умений и навыков изобразительной деятельности в той мере, в которой они необходимы для правильного отражения воспринятого. Учебная программа по изобразительному искусству преду­сматривает следующие виды занятий: декоративное рисование, рисование с натуры, рисование на темы, беседы об изобрази­тельном искусстве. Все они тесно связаны между собой, допол­няют и обогащают друг друга и, несмотря на элементарный характер изобразительных задач, имеют исключительно важное значение в общей системе коррекционно-воспитательной рабо­ты с умственно отсталыми школьниками.

Прежде чем приступить к этим занятиям, учащихся необхо­димо к ним подготовить. Подготовка эта в первом классе за­нимает первую учебную четверть. Однако рекомендуемые ниже упражнения следует систематически использовать на всех го­дах обучения, включая их в урок в соответствии с его целями и задачами. Цель пропедевтических занятий состоит в том, чтобы при­вить учащимся интерес к рисованию, выработать умение орга­низованно слушать и выполнять задания учителя, научить де­тей правильно держать тетрадь (параллельно краю парты, а не наклонно, как при письме), хорошо ориентироваться в ней, сформировать умения действовать карандашом.

К концу этих занятий первоклассники должны уметь про­водить от руки толстые и тонкие линии в различных направлениях (вертикальные, горизонтальные, наклонные), различать и знать названия цветов (красный, желтый, синий, зеленый, чер­ный, белый), правильно пользоваться резинкой (стирать каран­дашную линию движениями в одном направлении, чтобы не измять бумагу).

Беседы об искусстве - важное средство нравственного и художественно-эстетического воспитания школьников.
В 1-3 классах занятия ограничиваются рассматриванием изделий народных мастеров (преимущественно игрушек), репродукций художественных произведений, а также разбором иллюстраций в детских книгах. Отдельные уроки для такой работы не отводятся, а выделяется 10-15 минут в начале или в конце урока.
В 4 классе для бесед выделяются специальные уроки: на одном уроке рекомендуется показывать не более трех-четырех произведений живописи, скульптуры, графики, подобранных на одну тему, или 5-6 предметов декоративно-прикладного искусства.
Для подготовки учащихся к пониманию произведений изобразительного искусства важное значение имеет систематическая работа с иллюстративным материалом, рассчитанная на развитие у детей зрительного восприятия.
В младших классах учитель в основном работает над тем, чтобы учащиеся смогли узнать и правильно назвать изображенные предметы.
Во время бесед об искусстве, как и на других уроках рисования, не следует забывать о работе по обогащению словаря и развитию речи учащихся, по коррекции недостатков произношения.

Типовые компетентностно ориентированные задания:

Задание № 1 (КОЗ-22) . Продемонстрируйте выполнение рисунка в технике «Орнамент в полосе».

Охарактеризуйте основные методические требования к составлению орнамента: Не загромождать узор большим количеством элементов - вот одним из обязательных требований искусства составления орнаментов.