В чем заключается сущность системного подхода к анализу общества? Системный подход к понятию общество Почему к обществу применяется системный подход

Что такое общество? На первый взгляд кажется, что ответить на этот вопрос легко, ведь это понятие давно и прочно вошло в наш повседневный лексикон. Но как только мы пытаемся дать ему определение, то сразу убеждаемся, что таких определений можно дать множество.

В социологии существуют разные подходы к определению данного понятия. Первый подход утверждает, что общество имеет своей исходной величиной живых действующих людей, совместная деятельность которых формирует общество. Иными словами, индивид - это элементарная единица общества. Общество - это совокупность людей, осуществляющих совместную деятельность и отношения. Так считали К. Маркс и П. Сорокин.

Если общество состоит из индивидов, то не следует ли отсюда вывод, что его можно рассматривать как простую сумму индивидов? Подобная постановка вопроса ставит под сомнение существование такой самостоятельной социальной реальности, как общество: реально существуют индивиды, а общество - это выдумки философов, историков, социологов и т. д. Если же общество - объективная реальность, то оно должно проявляться как устойчивое, повторяющееся, самовоспроизводящееся явление. Поэтому при определении общества важно подчеркнуть, что существенным моментом его формирования является единство составляющих его индивидов, их общность, солидарность, связь людей. Общество - это универсальный способ организации социальных связей, взаимодействий и отношений людей.

Эти взаимодействия, связи, общности должны иметь под собой общую основу. Разные мыслители трактуют ее по-разному. М. Вебер считал, что общество - это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных действий. Т. Парсонс считал, что основой общества являются ценности и нормы. К. Маркс утверждал, что людей в обществе связывает как основа совместная производственная деятельность. Э. Дюркгейм видел первооснову устойчивого общества в «коллективном сознании».

Из всего многообразия мнений видно, что общим для них является рассмотрение общества как целостной системы элементов, находящихся в тесной взаимосвязи. Такой подход к обществу называется системным и важнейшая его задача - объединение различных знаний об обществе в целостную систему, которая могла бы стать единой теорией общества.

Итак, система - это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Социальная система - это целостное образование, основным элементом которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Содержание любой целостной системы определяет состав элементов. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходят из поколения в поколение.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди взаимодействуют в процессе удовлетворения своих потребностей и испытывают воздействие друг на друга. В процессе взаимодействия складываются социальные отношения как относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

С точки зрения системного подхода, общество - не аддитивная, а целостная система. Это значит, что на уровне общества индивидуальные действия, связи и отношения образуют новое системное качество как особое качественное состояние, которое нельзя рассматривать как простую сумму элементов. Общественные отношения носят надындивидуальный, надличностный характер. Другими словами общество - это некая самостоятельная субстанция, которая первична по отношению к индивидам.

Целостной системе присуще множество связей, взаимодействий и отношений. Самые характерные - коррелятивные связи, взаимодействия и отношения, включающие в себя координацию и субординацию отношений.

Координация - это определенная согласованность элементов, тот особый характер их взаимной зависимости, которой обеспечивает сохранение целостной системы. Субординация - это подчиненность и соподчиненность, указывающая на особое специфическое место, неодинаковое значение элементов в целостной системе.

Итак, общество становится целостной системой с качествами, в которых нет ни одного из включенных в него элементов в отдельности. Вследствие своих интегральных качеств социальная система приобретает определенную самостоятельность по отношению к составляющим его элементам, относительно самостоятельную направленность развития.

Несколько иное понимание общества характерно для функционализма, одним из представителей которого был Т. Парсонс. С точки зрения функционализма, общество объединено на основе функциональной зависимости.

Функциональная зависимость - это то, что придает системе элементов свойства, каких нет ни у одного составляющего систему элемента. Функционализм интерпретирует общество как целостную систему согласованно действующих людей, стабильное существование и воспроизводство которой обеспечивается необходимым набором функций.

В чем же состоят принципы функционального подхода?

1. Как и сторонники системного подхода, функционалисты рассматривали общество как единый организм, состоящий из множества частей: экономической, политической, военной, религиозной и т. д.

2. При этом подчеркивали, что каждая часть может существовать только в рамках целостности, где ей отведены конкретные функции.

3. Функции частей всегда означают удовлетворение какой-либо общественной потребности. Все же они вместе направлены на подержание устойчивости общества и воспроизводство человеческого рода.

4. Из-за того, что каждая функция выполняет только ей отведенную задачу, то при каком-то сбое другим частям трудно восстановить нарушение функции.

Т. Парсонс выделяет четыре основные функции общества как саморегулирующейся системы: адаптации, целедостижения, интеграции и воспроизводства структуры. Эти функции социальной системы обеспечиваются различными подсистемами. Функцию адаптации обеспечивает экономическая подсистема, функцию целедостижения - политическая подсистема, функцию интеграции - обычаи и правовые институты, функцию воспроизводства структуры - подсистема верований, морали, органы социализации, в том числе институты семьи и образования.

Чтобы проанализировать общественную жизнь нужно выявить структуру, ее элементы и взаимодействие между ними. Общество - это не просто совокупность людей, а сложное полиструктурное образование, социальный организм, «метасистема», включающая в себя все виды сообществ и характеризующаяся целостностью, сбалансированностью, открытостью, самоорганизацией, пространственно-временным существованием.

Целостность означает, что все элементы общества связаны между собой и взаимно влияют друг на друга. Сбалансированность означает уравновешенность различных элементов общества и если она нарушается, то это несет угрозу стабильности социальной системы. Динамизм означает, что общество развивается и изменяется, находится в постоянном движении и это является условием устойчивости и стабильности общества. Открытость означает, что общество представляет собой открытую систему, взаимодействует с более широкой системой природы и между ними идет постоянный процесс обмена веществ. Самоорганизация означает, что люди в обществе сами строят свою жизнь, процесс существования и развития общества является результатом самоорганизующей деятельности людей. Пространственно-временное существование означает, что любое общество, любая конкретная социальная система имеет пространственные и временные границы своего существования.

В социологии само понятие общества может использоваться в широком и узком смысле. В широком смысле - это совокупность всех сообществ, которые существовали, существуют и будут существовать. В узком смысле общество - это система, обладающая конкретными историческими характеристиками (например, российское общество). Социальные системы имеют четыре важнейшие специфические особенности:

1. В центре социальных систем человек с его субъективностью и возможностью выбора различных вариантов поведения.

2. Размытые, меняющиеся характеристики управляемости общества. Степень управляемости не задана, и она может постоянно меняться. Существует тенденция, выражающаяся в стремлении человека управлять все большим кругом социальных явлений. Но это может иметь негативные последствия, нарушать механизмы саморегуляции подсистем общества.

3. Локализованная в пространстве и времени граница меры, познания, контроля за функционированием социальных систем. Знание людей об обществе всегда исторически ограничены, и, следовательно, ограничены возможности эффективного контроля.

4. Наличие большого количества социальных систем и многообразие их элементов. Поскольку общество - это сложная система, то в разных науках его дифференцируют по разным основаниям. Социальная философия выделяет следующие сферы общества, каждая из которых включает множество элементов: материально-производственная (экономическая), политико-управленческая, социальная и духовная сферы. Социология в качестве основных элементов социальных систем выделяет следующие: 1) социальные группы, социальные общности; 2) социальные институты, организации; 3) личность как носитель определенных ценностей и норм социальных качеств, определяющих отношения между людьми.

Социальные изменения

Общество - это динамичная система, и она постоянно изменяет свои состояния. Изменения в состоянии общества как социальной системы мы можем назвать социальными изменениями. Понятие «социальные изменения» требует уточнения. Во-первых, социальные изменения шире, чем социальное развитие, которое можно рассматривать как вид социальных изменений. Во-вторых, социальные изменения - это не изменения вообще, которые происходят в различных сферах общества, а те, которые связаны с предметом социологии, то есть изменения в социальной системе, отражаемые понятиями социальная структура, социальные общности, группы, социальные институты и организации и т. д.

Социальные изменения носят различный характер и могут быть поделены на следующие виды:

1. Изменения, касающиеся структур различных социальных образований, которые можно назвать структурными социальными изменениями - изменения структуры социальных институтов, социальных групп, социальной структуры общества в целом, структуры социально-культурных ценностей.

2. Изменения социальных процессов - процессуальные социальные изменения. Они предполагают изменения в сфере социальных взаимодействий и взаимоотношений между общностями, институтами, организациями.

3. Изменения в функциях различных социальных систем (организаций, институтов) - это функциональные социальные изменения.

4. Изменения в сфере мотивации, индивидуальной и коллективной деятельности. Их можно назвать мотивационными социальными изменениями. Это, например, изменения потребностей, интересов, мотиваций в поведении, деятельности индивида, общности, группы.

Все эти изменения очень тесно связаны и взаимообусловлены. Как правило, изменения одного типа влекут за собой изменения других типов.

Причины социальных изменений. В социологии имеется множество теорий, которые в качестве причин социальных изменений рассматривают различные факторы. Можно выделить три группы макросоциологических теорий, которые в качестве решающего фактора социальной эволюции видят разные причины:

1. Социально-культурные теории. Главной причиной социальных изменений в рамках таких теорий считаются изменения в социально-культурной сфере, т. е. изменения в мировоззрении, религиях, системе ценностей. Наиболее известным сторонником такого понимания был П. Сорокин.

2. Индустриально-технологические теории. Они интерпретируют социальные изменения как производные от технологических изменений, то есть изменений, которые происходят в сфере материального производства. К таким теориям можно отнести теорию стадий экономического роста (Ростоу), теорию единого индустриального общества (Арон), теорию постиндустриального общества (Белл), теорию информационного общества (см. рис. 3).


Рис. 3. Схема прогрессивного развития человеческих обществ

3. Социально-экономические теории, которые видят в качестве источников социальных изменений противоречия между производственными силами и производственными отношениями. Представителями являются Маркс, Энгельс, Ленин и их последователи (см. рис. 4). Речь идет о классовой борьбе как выражении названного противоречия. И все прочие изменения вытекают из этой классовой борьбы.



Рис. 4. Модель общества К. Маркса

Названные подходы делают акценты на разных причинах социальных изменений, но, по-видимому, причиной социальных изменений в разных конкретно-исторических условиях могут быть разные факторы или их совокупности.

Структура и механизмы социальных изменений. По характеру и внутренней структуре, степени влияния на общество социальные изменения можно разделить на эволюционные, революционные, реформы. Изменения первых двух видов - это стихийные изменения, не спланированные, неорганизованные. Эволюционные изменения происходят незаметно и воспринимаются постфактум. Революционные изменения кажутся подготовленными, но в определенном смысле они стихийны и неожиданны по своим результатам для общества. Реформы - это планируемый продукт деятельности людей. Они проводятся теми, кто реально обладает властью, намечает определенные цели и способы их реализации.

Эволюционные изменения - это частичные, постепенные, в ходе которых могут изменяться структура, функции, процессы в обществе, мотивация деятельности людей. Существенные результаты эволюционные изменения обнаруживают на достаточно больших промежутках исторического времени.

Революция - это изменения не просто радикальные, а в высшей степени радикальные, предполагающие коренную ломку социального объекта; это изменения не частичные, а всегда общие или даже всеобщие. Они, как правило, связаны с насилием и опираются на него. Социальные революции - это историческая неизбежность. Их причиной является неспособность общества в рамках прежних социальных систем решать самые важные проблемы, которые вызревают, обостряются, выражают кризисное состояние общества. Революции открывают новый простор для развития общества, в их результате общество становится способным более эффективно решать социальные проблемы, осуществлять необходимые преобразования в обществе.

Реформы - как форма более цивилизованного механизма социальных преобразований становятся возможными только на определенном этапе исторического развития общества. Это планируемые, осмысленные действия, поэтому успех реформ во многом зависит от степени осмысления назревших проблем, от продуктивности путей и средств их реализации, от совокупности субъективных и объективных факторов, выражающих готовность общества к преобразованиям, наличия объективных условий для их реализации.

Целый ряд социальных изменений в обществе носит циклический характер. Они могут в течение некоторого промежутка времени образовывать круговорот от сезонных до многовековых. В каждый момент истории мы имеет одновременное существование социальных структур, явлений, процессов, находящихся на разных ступенях развития своего цикла. Важно учитывать, например цикличность изменения населения. При этом малый цикл - это смена поколений, полный цикл - полное обновление население, физическая смена поколений.

Очень важно учитывать цикличность социально-экономических процессов. Эту проблему подробно разработал советский экономист Н. Д. Кондратьев. Он предложил теорию больших циклов и выделил два вида экономических процессов:

· Необратимые, то есть протекающие в одном направлении (изменения, которые не воспроизводят прежние формы социальной жизни).

· Обратимые. Они протекают волнообразно, в них наблюдается цикличность. Это обнаружено на анализе товарных цен, ставок, зарплаты и других экономических явлений.

Большие циклы - это периодические повторения характерных социально-экономических, технологических и других возможных ситуаций, продолжительные подъемы и спады: повышательная фаза и понижательная фаза. Кондратьев считал, что эти фазы длятся 50 лет, но с изменением социальной системы длительность фаз может изменяться.

Факторы социальных изменений. В разные исторические эпохи может действовать различный набор факторов, и может меняться их значимость, удельный вес в комплексе причин. К важнейшим факторам на современном этапе можно отнести следующие:

· Технологические факторы, которые выражаются во влиянии научно-технической революции на социальную жизнь общества. Изменения в технологиях создают и требуют новых социальных норм, формируют новые ценности, создают новые роли, новые возможности для индивида и групп. Новые технологии создают новые формы взаимодействия между индивидами и различными общностями. Это имеет место в производстве и в других сферах. Усложняется система социальных связей, возникают новые социальные группы.

· Идеология как система господствующих взглядов. Идеология существует в виде доктрин, программ, идеалов, учений. Носителями новых идеологий выступают политические партии, общественные движения, организованные социальные группы, которые претендуют на существенные социальные изменения, иногда даже радикальные.

· Социальные науки как фактор социальных изменений в современном обществе. В XX веке начала развиваться целая совокупность наук, которая способна оказывать влияние на социальные процессы. Эти науки дают материал для регулирования и управления социальной жизнью и выступают важным фактором социальных изменений. Эти исследования могут быть и псевдонаучными, и в этом случае если их результаты будут положены в основу управления, это повлечет за собой негативные социальные изменения и последствия.


Похожая информация.


Гуманитарное обществоведение и системный подход

Последние 250 лет общественные науки живут под сенью Канта. Никакая критика, которой было немало за эти годы, не смогла поколебать этот монумент. В итоге мы имеем любопытный феномен: с одной стороны, незыблемость кантовского авторитета и его концепции человеческого общества, с другой стороны, современное правоведение просто уклоняется от понятия общества, несмотря на то, что право признается социальным явлением.

Кантовское понятие об обществе лежит краеугольным камнем в фундаменте наук "о духе". По Канту, человеческое общество является результатом разумной деятельности людей, обладающих свободной волей, которой они распоряжаются, руководствуясь ценностями.

Свобода воли

Вопрос о свободе воли является одним из центральных вопросом христианства. На него завязываются понятия предопределения, греха и др. Ведь, если Бог всемогущ и всеведущ, то все происходящее в мире, в том числе действия человека, происходит с его ведома, и человек, соответственно, не может нести ответственность за свои поступки. А если человек обладает свободой воли, то, значит, Бог не всемогущ. История западноевропейского христианства – это история интерпретации вопроса о свободе воли. Спиноза считал, что "свобода воли не существует ни у человека, ни у Бога. Бог с необходимостью творит тот мир, который в действительности существует, и никакой другой мир невозможен". Лейбниц также отрицал свободу воли человека и Бога: "Бог творит лучший из возможных миров".

Не удивительно, что Кант наличие свободной воли, причем абсолютной, признал только у человека, поскольку он обладает разумом, который есть постоянное условие всех произвольных актов, в которых проявляется человек. Венец мироздания не может не обладать чудесными качествами, носящими абсолютный характер.

Действительно, при поверхностном взгляде, наш непосредственный опыт обладания свободой дает основания думать, что и жизнь человека определяется постоянным, происходящим каждую минуту свободным разумным выбором решения из множества вариантов (одна из любимых тем экзистенциалистов). Но это только на первый взгляд.

Эмиль Дюркгейм считал, что социальные факты объективированы вовне и не только ведут свое независимое от индивидов существование, но и принудительно воздействуют на них. "Когда я действую как брат, супруг, или гражданин, - пишет Дюркгейм, - тогда я исполняю обязанности, установленные вне меня и моих действий правом и обычаями. Даже когда они согласны с моими собственными чувствами и когда я признаю в душе их существование, последние остаются все-таки объективными, так как не я сам создал их, а они внушены мне воспитанием". Сергей Довлатов сказал по этому поводу: "Вся моя жизнь состояла из случайностей, складывающихся с железной закономерностью".

На самом деле, возможность в любой момент времени совершить поступок произвольно и непредсказуемо у человека есть, а свободы воли, в кантовском смысле, нет. И разгадка этого парадокса в Законе больших чисел. Человек не то что в течение жизни, а в течение каждого дня производит огромное количество социально значимых действий, начиная с фразы "Доброе утро", одевания и причесывания. И позволить себе отклониться от социальных норм, действующих на данный момент времени в данном месте, можно только в очень незначительных количествах. И обеспечивается общеобязательность социальных норм сильнейшим и дифференцированным социальным давлением – от признания чудаком, упрека или молчаливого порицания до изоляции в учреждении для содержания умалишенных, тюремного заключения или смертной казни.

Ценности

Кантовская свобода воли реализуется не случайным образом, а в соответствии с ценностями. От "ценностей" не смогли избавиться даже сторонники научного подхода к социальным явлениям. По Максу Веберу, основателю "понимающей" социологии, сознательные установки субъекта на ценности (моральные, политические, эстетические, религиозные) определяют содержание и направленность его поведения и деятельности, "свойственное эпохе направление интереса". Даже позитивист и безжалостный критик спекулятивной метафизики Г.Ф. Шершеневич пишет: "Условие общежития составляют не только следствие слепых сил природы, но и произведение человеческой воли… Вот почему в общественных науках, и особенно в государственных и юридических, к двум задачам естествознания (познать и объяснить –А.Н.) присоединяется третья задача: оценка тех правил общежития, которые действуют в жизни". У Питирима Сорокина ценность является одним из важнейших понятий, при помощи которого объясняется поведение индивидов и групп.

Ценности являются очень важным критерием в метафизическом понимании социальных процессов, а ценностный подход считается главным отличием гуманитарных наук от естественных.

Каждый человек обладает представлениями о том, что такое "хорошо" и что такое "плохо". Они зависят от многих факторов – этнической и социальной принадлежности индивида, его возрастной группы, культурного и интеллектуального уровней и т.д. Исследуя процесс выработки этих представлений и их влияние на поведение человека, современная психология оперирует понятием установки. Леон Фестингер (1964 г.), Аллан Уикер (1969 г.) и другие психологи на основе результатов многочисленных экспериментов доказали, что установки человека являются следствием его социального взаимодействия с окружением, а не наоборот. В социальной психологии этот эффект получил название "Феномен "Установки – следствие поведения".

Концепцию социальной природы психики человека разрабатывали также Л.С.Выготский и Ж.Пиаже.

Личность человека формируется социальной средой. Индивидуальные особенности характера и уровень интеллекта определяют путь и уровень социализации индивида в обществе, но не его этические представления. Социальные нормы – правила общепринятого и ожидаемого поведения – предписывают "правильное" поведение, а уже практика социального взаимодействия формирует целостный комплекс индивидуальных морально-этических норм.

Можно говорить о том, что морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Объяснять социальные явления при помощи "ценностей" бессмысленно, так как последние сами являются продуктом социальных факторов.

Открытый социальными психологами феномен "Установки – следствие поведения" лишь на первый взгляд выглядит парадоксальным. Все встает на свои места, если представить, что общество является способом человеческого существования, вытекающим из самой его природы. Социальные нормы, стихийно складывающиеся в обществе как результат оптимизации многочисленных взаимодействий индивидов, посредством социального давления воздействуют на каждого человека и требуют от него определенного поведения. Из двух факторов, обусловливающих поведение человека – социального давления и внутренних установок – человеку подвластны только последние. Под воздействием социальной среды, в зависимости от способа и уровня социализации, на которые настроен индивид в силу своих индивидуальных особенностей, происходят выработка новых морально-этических установок (ценностей) и корректировка уже имеющихся.

Социология - позитивное обществоведение

Нельзя сказать, что в обществоведении не пытались прижиться общенаучные методологические принципы. Родилась даже специальная наука. Впервые термин "социология" придумал и применил Огюст Конт в "Курсе позитивной философии". Под социологией он разумел "социальную физику" – науку об обществе, построенную на методологии натуральной философии. Положительное знание дается не отвлеченными и бесконечными домыслами о Боге, природе, духе, сознании, материи и других "первопричинах", а только опытом и наблюдением. Следует изучать не причины явлений, а их законы, то есть заменить слово "почему" словом "как". Конт был убежден, что обществом правят объективные законы, являющиеся продолжением законов природы. "Основной характер позитивной философии выражается в признании всех явлений подчиненными неизменным естественным законам, открытие и сведение числа которых до минимума и составляет цель всех наших усилий, причем мы считаем безусловно недоступным и бессмысленным искание так называемых причин, как первичных, так и конечных". Г. Спенсер ввел термин "суперорганический". Суперорганические явления - такие формы жизни, функционирование которых предполагает координированные действия многих индивидов. Спенсер придерживался организмической теории общества, уподобляя общество живому биологическому организму. Эмиль Дюркгейм разработал теорию социального реализма: социальные явления должны объясняться только социологическими факторами, а не индивидуальными или психическими (системный подход!). По отношению к отдельным людям социальные нормы существуют объективно, а социальные факты – проявление группового или массового сознания.

В 20-е годы XX века происходит становление неопозитивизма. Вырабатывается "стандартная концепция науки":

  • "социальные явления подчиняются законам, общим для всей действительности – природной и культурно-исторической;
  • методы социального исследования должны быть такими же строгими, точными и объективными, как методы естествознания;
  • субъективные аспекты человеческого поведения (мотивы, ценностные ориентации и пр.) можно исследовать только через их открытое проявление;
  • истинность научных понятий и утверждений должна устанавливаться на основе эмпирических процедур;
  • все социальные явления могут и должны быть описаны и выражены количественно;
  • социология как наука должна быть свободна от ценностных суждений и связи с идеологией"

Питирим Сорокин считал, что: а) Нет "наук о природе" и "наук о культуре". Социология должна строиться по типу естественных наук; б) Социология должна изучать мир таким, каков он есть, всякое субъективное объяснение с позиций нравственных, моральных и других норм должно быть изгнано; в) Необходимо придерживаться принципа объективности: следует изучать только реальные взаимодействия людей, доступные объективному измерению и изучению; г) Не должно быть умозрительных построений; д) Социальные явления не должны сводиться к какому-либо одному началу (принцип социологического плюрализма).

Но такой подход так и не стал общей методологией общественных наук. Возможно, потому, что стремление проникнуть именно в сущность вещей, даже вопреки здравому смыслу и практической пользе, вообще характерно для европейцев. Норбер Рулан приводит слова инуита (эскимоса), сказанные им этнологу К. Расмунсену: "Слишком много мыслей порождают лишь беспорядок… Мы, инуиты, не претендуем на то, чтобы дать ответ на все загадки. Мы повторяем древние истории так, как нам их рассказали, и теми словами, которые мы помним… Вы (западные люди) всегда хотите, чтобы сверхъестественные вещи имели какой-нибудь смысл, а мы не беспокоимся по этому поводу. Мы довольны тем, что мы этого не понимаем".

Человек общественный

Человек является социальным существом в гораздо большей степени, чем это принято считать в западноевропейской культуре.

Вообще четкой грани между организмической и коллективной формами жизни нет. Всякое высшее животное включает в состав своего организма огромное количество бактерий и микробов, жизненно ему необходимых. Клетки обладают многими, если не всеми свойствами живых организмов. Есть и более удивительные примеры: "Так, физалия ("португальский кораблик") представляет собой сложную структуру дифференцированных кишечно-полостных полипов, в которой отдельные особи претерпели различные видоизменения, чтобы служить целям питания, опоры, передвижения, выделения и воспроизведения колонии как целого".

Необходимо признать, что человеческое общество представляет собой феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида.

Этология (наука о поведении животных) показывает, что в животном мире есть общественная жизнь с такими отношениями, как любовь, дружба и т.п. Высшим животным присущи такие чувства, как радость и печаль. Сообщества животных часто имеют иерархическую структуру со сложными внутренними взаимоотношениями. Структура состоит из социальных ролей, и особи проходят путь социализации. Г.Ф. Шершеневич не находит в таком положении вещей ничего унизительного для человека: "Если современная общественная жизнь людей оставила далеко за собою все то, что представляет сожительство животных, то не следует забывать, что это лишь результат долгого развития из таких зачаточных форм, которые ничем не отличаются от животного общежития. И такое сопоставление не только не унижает достоинство человека, но может служить предметом его гордости".

Общество. Системный подход

Человеческое общество представляет собой реально существующий (не в воображении) составной объект, компоненты которого (люди и социальные группы) обладают персональным недетерминированным поведением (т.н. "свобода воли") и находятся в непрерывном взаимодействии друг с другом. Общество имеет свойство самоорганизации, то есть процесса спонтанного упорядочения за счёт внутренних факторов. Общество не сумма людей, из которых это общество состоит. Свойства общества нельзя выразить через свойства составляющих его людей.

Общество – это объективный и естественный природный феномен, способ жизни человека как биологического вида. Все процессы и явления, происходящие в обществе и с обществом, происходят естественным и необходимым путем.

Общество – это система:

Динамическая. Поведение больших групп людей всегда предсказуемо вследствие действия статистических законов (при достаточно большом количестве взаимодействующих индивидов). Если система в целом устойчива, то поведением отдельных людей можно пренебречь. Но если система неустойчива, то роль дестабилизирующих флуктуаций в ней будет играть непредсказуемое поведение отдельных людей (это к вопросу о революционной ситуации и роли личности в истории);

Сложноорганизованная. Устойчивость системы обратно пропорциональна энтропии, то есть чем сложнее организована система, чем значительнее неоднородность ее состава, тем система устойчивей;

Самоорганизующаяся. Это открытая система, способная сохранять энтропию на определенном уровне, то есть сохранять организованное состояние, несмотря на второй закон термодинамики. В состоянии нестабильности система устремляется к одному из устойчивых состояний;

Адаптивная. Обладает "запасом прочности", то есть в ответ на внешнее дестабилизирующее воздействие, если оно не превышает критического уровня, система способна перестраиваться, приходя к одному из устойчивых состояний, менее восприимчивому к этому внешнему воздействию;

Адаптирующая. Активно воздействуя на среду и другие системы, общество приводит их (в определенных пределах) к состоянию, более комфортному для его собственного существования;

Обладающая жизненным циклом. Социогенез аналогичен жизненному циклу биологического организма и имеет все характерные стадии, начиная с "рождения" и заканчивая "смертью". Развитие характеризуется увеличением числа элементов и усложнением структуры, деградация – упрощением структуры, выравниванием внутренней неоднородности.

Полиструктурная. Неоднородность общества не хаотична, а структурирована по многим параметрам;

Иерархичная. Структура общества всегда иерархична. Начиная с определенного уровня развития общественной системы, верхушка социальной иерархии начинает специализироваться исключительно на задачах управления, возникает в составе общества властный аппарат. Взаимодействие властного аппарата и общества в целом описывается кибернетическими законами Н.Винера и его последователей.

Мысленный эксперимент "Необитаемый остров"

Для уяснения, чем простая совокупность людей отличается от общества (социальной группы) можно поставить мысленный эксперимент. Основываясь на исторических прецедентах, культурном опыте, а также на достижениях психологии, социологии, социальной психологии, мы можем вполне достоверно себе представить, что будет происходить с людьми, собранными случайно вместе и вынужденными в течение долгого времени жить совместно.

Предположим, что пассажиры большого морского судна, потерпев кораблекрушение, высадились на необитаемом острове. Предположим также, что природа на этом острове благоприятна и изобильна на продукты питания. Количество пассажиров и их разнообразие по полу, возрасту и профессиональным навыкам позволяет им образовать жизнеспособную колонию и прожить на острове в течение многих лет. Связи с внешним миром нет - XIX век. Предположим, что национальный и культурный состав максимально разнообразен – европейцы, латиноамериканцы, австралийские аборигены, массаи, пигмеи, эвенки и т.д. То есть у них изначально минимум общих культурных и социальных норм.

Состав людей, высадившихся на острове, случаен. Связей между собой прежде они не имели. В первое время после высадки они образуют простую совокупность.

Через какое-то время колония превратится в полноценное общество. Внутри колонии распределятся социальные роли, выделятся лидеры, элита и подонки. Возникнут определенные правила поведения. По мере разрастания колонии и необходимости решения общих задач, образуется аппарат управления с системой легитимации власти. Какая-то часть социальных норм будет обеспечиваться этим властным аппаратом. Для воздействия на несознательных членов этого общества возникнет система принуждения.

Чем будет отличаться эта колония от нее же в первые часы после высадки? Все члены этого общества дифференцированы и играют каждый свою социальную роль. Общество будет структурировано и иерархично.

Организация этого общества сложилась стихийно и поддерживается в стабильном состоянии. И все это будет происходить не по чьей-то воле и разумению.

Какая причина заставляет людей самоорганизовываться и поддерживать организованное состояние? Если мы измерим, взвесим, протестируем, проинтервьюируем каждого члена этой колонии – мы не найдем ответ. Возникновение этого порядка и необходимость его поддержания сами люди будут объяснять легендами (эпос).

При достаточной разработке этого мысленного эксперимента с опорой на здравый смысл, историю человечества и современные достижения социологии (закономерности поведения социальных групп) и социальной психологии (механизмы возникновения социальных норм) можно создать вполне достоверную модель процесса формирования общества, возникновения правовых норм и правовой системы, возникновения и развития государства.

Выводы

Понятие об обществе имеет принципиальное значение для правоведения.

Сегодня можно и нужно отказаться от канто-гегелевской спекулятивной метафизической философии и дать научное понятие общества.

Свободы воли нет. По крайней мере, в том смысле, который в нее вкладывал Кант. Человек не Homo Sapiens , а Homo P ublicus – человек общественный. Поведение человека в подавляющей степени социально обусловлено.

Морально-этические установки (т.н. ценности) человека являются внутренним отражением действующих социальных норм, подвержены изменению под воздействием социальных факторов и определяют поведение человека при достаточно слабом социальном давлении.

Общество ни в коем случае не является результатом свободного, осознанного и целенаправленного поведения людей. Наоборот, общество - феномен объективной натуральной природы и является способом существования человека как биологического вида. Общество – объективное явление, вполне доступное научному исследованию и созданию адекватных моделей.

В чем заключается сущность системного подхода к анализу общества?

Общество рассматривается как особый вид социальной системы. Обществу как системе присуща важная характеристика, которая обнаруживает объективную форму его существования - целостность, то есть обществу присущи свойства, которые нельзя вывести из его отдельных элементов. Уходят из жизни люди, сменяются поколения, но общество воспроизводит себя. Механизм воспроизводства предполагает наличие в структуре общества особенно устойчивых отношений, которые характеризуются значительной самостоятельностью по отношению к элементам и отдельных звеньев.

Важной характеристикой системы выступает взаимозависимость с внешней средой. По характеру взаимоотношений системы и среды системы делятся на закрытые (когда не происходит ресурсный обмен с внешней средой) и открытые (происходит ресурсный обмен с внешней средой). Постоянно реагируя на вызовы внешней среды, система, с одной стороны, приспосабливается к ее параметров, меняются, а с другой - сохраняет свою целостность и качество. Качественные и количественные изменения системы в пространстве и времени отражают процесс ее развития. Чем устойчивее среду, тем менее быстрой и гибкой оказывается система.

Социальная система как социологический феномен представляет собой многомерное и многоаспектное образование со сложной структурой, типологией и функциями. Наиболее сложной и общей социальной системой является само общество (общество в целом), которое отображает все характеристики социальных систем.

К основным признакам системы относятся: целостность, принципиальная невозможность отождествления качеств системы с суммой качеств элементов, образующих ее, невозможность вывода из последних качества целого; зависимость каждого элемента, свойства от его места и функций внутри системы; структурность - возможность описания системы через установление ее структуры, т.е. комплекса связей и отношений системы; обусловленность поведения системы не столько поведением ее отдельных элементов, сколько свойствами ее структуры; взаимозависимость системы и среды (система формирует и проявляет свои качества в процессе взаимодействия со средой); иерархичность - каждый компонент системы, в свою очередь, может рассматриваться как система, а система, исследуется

в данном случае, выступает одним из элементов более широкой системы; - Численность описаний каждой системы (построение множества различных моделей, каждая из которых описывает лишь определенный аспект системы). Все эти признаки позволяют анализировать общество как социальную систему.

Системный подход к анализу общества заключается в реализации следующих положений методологического характера. Необходимо выявить действительно общие стороны, связи и отношения общества, которые на всех исторических этапах носят необходимый и достаточный характер. При этом сложность заключается в том, что некоторые связи могут иметь различную полноту исторического осуществления, например: наука стала приобретать решающее значение только во второй половине XX века и до сих пор еще неполно раскрыла свой потенциал.

Количество и сущность общих сторон и связей обусловливается специфической общественной человеческой взаимодействием с природой. Необходимо, правильно, но вполне недостаточно сказать, что между обществом и средой существует вещественно-энергетически-информационный обмен.

Общественная человек осваивает действительность тремя возможными способами: чувственно-практическим, теоретическим и ценностным. Все эти способы приобретают смысл, когда общество действует, преследуя определенные цели.

Необходимым моментом выступает учета и адекватная реакция на напряженный связь между целевыми устремлениями системы и ее существующим положением. Это вытекает из телеологического характера системы, наличия цели и смысла ее функционирования.

Социальная система - это целостное образование, основными элементами которого являются люди, их связи, взаимодействия и отношения. Эти связи, взаимодействия и отношения носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Социальная связь - это набор фактов, обусловливающих совместную деятельность людей в конкретных сообществах конкретного времени для достижения тех или иных целей. Социальные связи устанавливаются не по прихотям людей, а объективно. Установление этих связей диктуется социальными условиями, в которых живут и действуют индивиды.

Сущность социальных связей проявляется в характере действий людей, составляющих данную социальную общность. Существуют связи взаимодействия, отношений, контроля, институциональные и другие. Социальная связь как совместная деятельность людей в конкретных условиях места и времени во имя достижения конкретной цели устанавливается на длительный период независимо от социальных качеств отдельной личности. Например, меняются конкретные сотрудники, переизбираются лидеры, но структура остается неизменной, предлагая определенные должности и функции будущим сотрудникам.

Различаются личностные, социально-групповые, организационные, институциональные в социетальные связи. Объективные связи характеризует действующую личность, социальное действие, закономерность, систему управления. Субъективные связи включают личностные нормы и ценности, оценки социальной реальности. Субъективно-объективные связи является важнейшей характеристикой семьи, религии.

Социальное взаимодействие - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействие одного на другого. Механизм социального взаимодействия включает индивидов, взаимодействующих общественные изменения, влияние изменений на индивидов и обратную реакцию людей. Взаимодействие приводит к становлению новых социальных отношений.

Социальные отношения - это относительно устойчивые и самостоятельные связи между индивидами и социальными группами.

На сегодняшний день можно выделить два подхода к пониманию общества. В широком смысле слова общество – это совокупность исторически сложившихся форм совместной жизни и деятельности людей на земле . В узком смысле слова общество – это конкретный вид общественного и государственного строя, конкретное национально-теоретическое образование. Однако данные интерпретации рассматриваемого понятия не могут считаться достаточно полными, так как проблема общества занимала умы многих мыслителей, и в процессе развития социологического знания сформировались различные подходы к его определению.

Так, Э. Дюркгейм определял общество как надиндивидуальную духовную реальность, основанную на коллективных представлениях . С точки зрения М. Вебера общество – это взаимодействие людей, являющихся продуктом социальных, т. е. ориентированных на других действий. К. Маркс представляет общество как исторически развивающуюся совокупность отношений между людьми, складывающихся в процессе их совместных действий. Другой теоретик социологической мысли Т. Парсонс полагал, что общество является системой отношений между людьми, основанных на нормах и ценностях, образующих культуру.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную категорию, характеризующуюся совокупностью различных признаков. Каждое из приведенных определений отражает какие-то определенные характерные для этого явления черты. Только учет всех этих характеристик позволяет дать наиболее полное и точное определения понятия общества. Наиболее полный перечень характерных черт общества выделил американский социолог Э. Шилз . Он разработал следующие признаки, характерные для любого общества:

1) оно не является органической частью какой-либо более крупной системы;

2) браки заключаются между представителями данной общности;

3) оно пополняется за счет детей тех людей, которые являются членами данной общности;

4) оно имеет свою территорию;

5) у него есть самоназвание и своя история;

6) оно обладает своей системой управления;

7) оно существует дольше средней продолжительности жизни отдельного индивида;

8) его сплачивает общая система ценностей, норм, законов, правил.

Учитывая все эти признаки, можно дать следующее определение обществу: это исторически сложившаяся и воспроизводящая себя общность людей.

Аспектами воспроизводства является биологическое, экономическое и культурное воспроизводство.

Данное определение позволяет отличить понятие общества от понятия «государство» (институт управления общественными процессами, возникший исторически позже общества) и «страна» (территориально-политическое образование, сложившееся на базе общества и государства).

Изучение общества в рамках социологии основано на системном подходе. Использование именно этого метода также обуславливается рядом характерных признаков общества, которое характеризуется как: социальная система высшего порядка; сложное системное образование; целостная система; саморазвивающаяся система, потому что источник находится внутри общества.

Таким образом, нетрудно увидеть, что общество представляет собой сложную систему.

Система – это определенным образом упорядоченное множество элементов, взаимосвязанных между собой и образующих некоторое целостное единство. Несомненно, общество является социальной системой, которая характеризуется как целостное образование, элементами которого являются люди, их взаимодействие и отношения, которые носят устойчивый характер и воспроизводятся в историческом процессе, переходя из поколения в поколение.

Таким образом, в качестве основных элементов общества как социальной системы можно выделить следующие:

2) социальные связи и взаимодействия;

3) социальные институты, социальные страты;

4) социальные нормы и ценности.

Как и для любой системы, для общества характерно тесное взаимодействие его элементов. Учитывая эту особенность, в рамках системного подхода общество можно определить как большую упорядоченную совокупность социальных процессов и явлений более или менее связанных и взаимодействующих друг с другом и образующих единое социальное целое. Для общества как системы характерны такие признаки, как координация и субординация ее элементов.

Системный подход

Системный подход - направление методологии научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объекта как системы: целостного комплекса взаимосвязанных элементов (И. В. Блауберг, В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин); совокупности взаимодействующих объектов (Л. фон Берталанфи); совокупности сущностей и отношений (Холл А. Д., Фейджин Р. И., поздний Берталанфи).

Говоря о системном подходе, можно говорить о некотором способе организации наших действий, таком, который охватывает любой род деятельности, выявляя закономерности и взаимосвязи с целью их более эффективного использования. При этом системный подход является не столько методом решения задач, сколько методом постановки задач. Как говорится, «Правильно заданный вопрос - половина ответа». Это качественно более высокий, нежели просто предметный, способ познания.

Основные принципы системного подхода

  • Целостность , позволяющая рассматривать одновременно систему как единое целое и в то же время как подсистему для вышестоящих уровней.
  • Иерархичность строения , то есть наличие множества (по крайней мере, двух) элементов, расположенных на основе подчинения элементов низшего уровня элементам высшего уровня. Реализация этого принципа хорошо видна на примере любой конкретной организации. Как известно, любая организация представляет собой взаимодействие двух подсистем: управляющей и управляемой. Одна подчиняется другой.
  • Структуризация , позволяющая анализировать элементы системы и их взаимосвязи в рамках конкретной организационной структуры. Как правило, процесс функционирования системы обусловлен не столько свойствами её отдельных элементов, сколько свойствами самой структуры.
  • Множественность , позволяющая использовать множество кибернетических, экономических и математических моделей для описания отдельных элементов и системы в целом.
  • Системность , свойство объекта обладать всеми признаками системы.

Основные определения системного подхода

Основоположниками системного подхода являются: Л. фон Берталанфи , А. А. Богданов , Г.Саймон , П.Друкер , А.Чандлер.

  • Система - совокупность взаимосвязанных элементов, образующих целостность или единство.
  • Структура - способ взаимодействия элементов системы посредством определенных связей (картина связей и их стабильностей).
  • Процесс - динамическое изменение системы во времени.
  • Функция - работа элемента в системе.
  • Состояние - положение системы относительно других её положений.
  • Системный эффект - такой результат специальной переорганизации элементов системы, когда целое становится больше простой суммы частей.
  • Структурная оптимизация - целенаправленный итерационный процесс получения серии системных эффектов с целью оптимизации прикладной цели в рамках заданных ограничений. Структурная оптимизация практически достигается с помощью специального алгоритма структурной переорганизации элементов системы. Разработана серия имитационных моделей для демонстрации феномена структурной оптимизации и для обучения.

Основные допущения системного подхода

  1. В мире существуют системы
  2. Системное описание истинно
  3. Системы взаимодействуют друг с другом, а, следовательно, всё в этом мире взаимосвязано
  4. Следовательно мир - это тоже система

Аспекты системного подхода

Системный подход - это подход, при котором любая система (объект) рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов (компонентов), имеющая выход (цель), вход (ресурсы), связь с внешней средой, обратную связь. Это наиболее сложный подход. Системный подход представляет собой форму приложения теории познания и диалектики к исследованию процессов, происходящих в природе, обществе, мышлении. Его сущность состоит в реализации требований общей теории систем, согласно которой каждый объект в процессе его исследования должен рассматриваться как большая и сложная система и, одновременно, как элемент более общей системы.

Развернутое определение системного подхода включает также обязательность изучения и практического использования следующих восьми его аспектов:

  1. системно-элементного или системно-комплексного, состоящего в выявлении элементов, составляющих данную систему. Во всех социальных системах можно обнаружить вещные компоненты (средства производства и предметы потребления), процессы (экономические, социальные, политические, духовные и т. д.) и идеи, научно-осознанные интересы людей и их общностей;
  2. системно-структурного, заключающегося в выяснении внутренних связей и зависимостей между элементами данной системы и позволяющего получить представление о внутренней организации (строении) исследуемой системы;
  3. системно-функционального, предполагающего выявление функций, для выполнения которых созданы и существуют соответствующие системы;
  4. системно-целевого, означающего необходимость научного определения целей и подцелей системы, их взаимной увязки между собой;
  5. системно-ресурсного, заключающегося в тщательном выявлении ресурсов, требующихся для функционирования системы, для решения системой той или иной проблемы;
  6. системно-интеграционного, состоящего в определении совокупности качественных свойств системы, обеспечивающих её целостность и особенность;
  7. системно-коммуникационного, означающего необходимость выявления внешних связей данной системы с другими, то есть, её связей с окружающей средой;
  8. системно-исторического, позволяющего выяснить условия во времени возникновения исследуемой системы, пройденные ею этапы, современное состояние, а также возможные перспективы развития.

Практически все современные науки построены по системному принципу. Важным аспектом системного подхода является выработка нового принципа его использования - создание нового, единого и более оптимального подхода (общей методологии) к познанию, для применения его к любому познаваемому материалу, с гарантированной целью получить наиполное и целостное представление об этом материале.

См. также

Литература

  • А. И. Ракитов «Философские проблемы науки: Системный подход» Москва: Мысль, 1977 г. 270с.
  • В. Н. Садовский «Системный подход и общая теория систем: статус, основные проблемы и перспективы развития» Москва: Наука, 1980 г.
  • Системные исследования. Ежегодник. Москва: Наука, 1969-1983.
  • Философско-методологические исследования технических наук.- Вопросы философии, 1981, № 10, с. 172-180.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Системный подход в современной науке»- В кн.: Проблемы методологии системных исследований. М.: Мысль, 1970, с. 7-48.
  • И. В. Блауберг , В. Н. Садовский, Э. Г. Юдин «Философский принцип системности и системный подход» -Вопр. философии, 1978, № 8, с. 39-52.
  • Г. П. Щедровицкий «Принципы и общая схема методологической организации системно-структурных исследований и разработок» - М.: Наука, 1981, с. 193-227.
  • В. А. Лекторский, В. Н. Садовский «О принципах исследования систем

(в связи с „общей теорией систем“ Л. Берталанфи)» - Вопр. философии, 1960, № 8, с. 67-79.

  • Савельев А. В. Онтологическое расширение теории функциональных систем // Журнал проблем эволюции открытых систем, Казахстан, Алматы, 2005, № 1(7), c. 86-94.
  • Савельева Т. С., Савельев А. В. Трудности и ограничения системного подхода в науке о мозге // в сб. материалов XI Междунар. конференции по нейрокибернетике «Проблемы нейрокибернетики». Ростов-на-Дону, 1995, с. 208-209.

Ссылки

  • Агошкова Е.Б., Ахлибининский Б.В. Эволюция понятия системы // Вопросы философии . - 1998. - № 7. - С. 170-179.
  • Сидоров С. В. Правила реализации системного подхода в управлении развивающейся школой // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение » . - 2010. - № 2 - Педагогика . Психология .
  • Системный подход // Большая Советская Энкциклопедия .
  • Джозеф О"Коннор Искусство системного мышления . - 2008.
  • Джозеф О`Коннор, Иан Макдермотт Искусство системного мышления: Необходимые знания о системах и творческом подходе к решению проблем = The Art of Systems Thinking: Essential Skills for Creativity and Problem Solving // «Альпина Паблишер» . - М ., 2011. - № 978-5-9614-1589-6.

Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Системный подход" в других словарях:

    Направление методологии специально науч. познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Философская энциклопедия

    системный подход - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД направление философии и методологии науки, специально научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объектов как систем. С. п. ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта и… … Энциклопедия эпистемологии и философии науки

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит исследование объекта как системы. Системный подход способствует адекватной постановке проблем в конкретных науках и выработке эффективной стратегии их… … Экологический словарь

    В культурологии методол. основа культурологии как науки. Направлен на интеграцию исследоват. материала, накопленного разл. областями гуманитарного знания, занимающимися изучением культуры (философия культуры, теория культуры,… … Энциклопедия культурологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - совокупность способов рассмотрения связей и целостности сложных систем. С. п. является предметом специальной научной дисциплины общей теории систем. Управление может быть определено как упорядочение системы. С. п. (или системный анализ) появился… … Российская энциклопедия по охране труда

    системный подход - Исследование функциональных и структурных взаимосвязей природных явлений, рассматриваемых в качестве системы, в которой определяются границы, возможности использования, а также положение и роль в следующей по рангу природной системе. Syn.:… … Словарь по географии

    Направление методологии научного познания и социальной практики, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта, на выявление многообразных типов связей в нем и сведение их в… … Большой Энциклопедический словарь

    Англ. Systemanalyse; нем. Systemmethode. Направление методологии научного исследования, в основе к рого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними. Antinazi. Энциклопедия… … Энциклопедия социологии

    СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД - СИСТЕМНЫЙ ПОДХОД. Метод научного познания, в основе которого лежит рассмотрение объектов как систем; предполагает анализ явлений как сложного единства, не сводимого к простой сумме элементов. С. п. пришел на смену широко распространенной в… … Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам)

    Направление методологии научного исследования, в основе которого лежит рассмотрение сложного объекта как целостного множества элементов в совокупности отношений и связей между ними Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

Книги

  • Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (учебно-методическое пособие) , Г. Полтавец , Т. Полтавец , С. Никулин , Г.И. Ловецкий , Системный подход к научно-техническому творчеству учащихся (учебно-методическое пособие)… Категория: