О современной реформе образования и ее последствиях. Реформа системы образования. Использования мультимедии в обучении

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru

Введение

Заключение

Список литературы

Введение

В современном мире все большее значение приобретает научное знание. Лишь те страны, где динамично развиваются образование и наука, могут претендовать на достойное место в мире. В передовых странах наука уже стала главной производительной силой. Ежегодный оборот на мировом рынке высоких технологий и наукоемкой продукции в несколько раз превышает оборот рынка сырья. Каждый доллар, вложенный в науку на Западе, дает несколько десятков долларов чистой прибыли. Динамично развивающаяся наука постоянно ускоряет все экономические процессы. В развитых странах именно наука и образование - основной источник и фактор экономического роста и высокого жизненного уровня

Безусловно, забота об образовании населения - одна из важнейших стратегических задач государства. В последнее время российские власти в серьез, обеспокоены тем, что многие отечественные выпускники работают не по специальности, система российского образования не отвечает мировым стандартам, финансирование высшей школы идет не совсем по рыночным законам, а система оплаты труда педагогов и преподавателей явно оставляет желать лучшего.

В ближайшие несколько лет в России ожидаются серьезные перемены, связанные с модернизацией системы образования: приведение российских стандартов в соответствие с европейскими нормами, введение финансирования вузов по принципу «деньги следуют за учащимся», более широкое внедрение ЕГЭ и многое другое. Предполагается, что пакет законов, обеспечивающий преобразованиям законодательную базу, поступит в Государственную думу уже в эту весеннюю сессию. Скорее всего, прохождение законопроектов будет нелегким: депутаты, как и их избиратели, довольно настороженно относятся к переменам, связанным с реформой образования, и, вероятно, парламентарии, как и общество, разделятся на два лагеря - сторонников и противников модернизации.

Цель работы - обобщить, выделить особенности реформирования системы образования в России.

В соответствии с поставленной целью решались следующие основные задачи:

Рассмотреть современное состояние системы образования

Изучить реформу системы образования в России;

Проанализировать тенденции развития системы образования России

Объект исследования - система развития образования в России.

Предмет исследования - особенности реформирования системы образования.

1. Современное состояние системы образования, цели и этапы ее реформирования

Коренные изменения в социально-экономической жизни и государственно-политическом устройстве Российской Федерации обусловили необходимость реформы образования. В ходе первого этапа ее реализации отечественная система образования освободилась от наследия тоталитаризма, стала более открытой, демократичной и многообразной.

Однако осуществление образовательной реформы сдерживалось трудностями переходного периода. Эти трудности обусловлены как сокращением объемов производства и национального дохода, сделавшим неизбежным временное снижение бюджетного финансирования образования, и промедлением в создании нового организационно-экономического механизма самой образовательной сферы. Указанные причины привели к неудовлетворительному состоянию материальной базы учебных заведений, обусловили задержки в оплате труда педагогического персонала, сказались на организации и качестве учебного процесса. Финансовая стабилизация, тенденция к экономическому росту позволяют не только преодолеть наметившиеся трудности, но и приступить к новому этапу реформирования системы образования.

На новом этапе предусматриваются глубокие изменения в деятельности образовательных учреждений. В коренном обновлении нуждаются содержание и структура системы образования. Предстоит создать условия для развития научных исследований, укрепить систему социальных гарантий, предоставляемых персоналу учебных заведений, обеспечить улучшение здоровья учащихся. Одним из ключевых аспектов реформы выступает создание нового организационно-экономического механизма, отвечающего условиям современной рыночной экономики и призванного обеспечить привлечение и рациональное использование ресурсов, необходимых для развития образования.

Реформирование системы образования будет осуществляться в три этапа: экспериментальный, рассчитанный на год и ориентированный на отбор перспективных нововведений; краткосрочный, который охватит период до 2001 года и будет сосредоточен в первую очередь на неотложных мерах по стабилизации социально-экономической ситуации в сфере образования и созданию организационных, кадровых, правовых, финансовых и материально-технических предпосылок для полномасштабного развертывания реформы; среднесрочный, до 2005 года включительно, когда предусматривается обеспечить реализацию основной части намеченных преобразований.

Новый этап реформы будет проводиться в жизнь на организационной основе Федеральной программы развития образования в России, координируемой Минобразованием России, региональными, местными и ведомственными органами управления образованием при активных и во многом самостоятельных действиях педагогических коллективов учебных заведений всех типов, попечительских и родительских советов образовательных учреждений. Целесообразно пересмотреть Федеральную программу в соответствии с основными положениями данной Концепции. Огромную роль в реформировании призваны сыграть частные и общественные инициативы, а также поддержка семей и работодателей, заинтересованных деловых, государственно-политических и других общественных кругов.

В результате реформирования системы образования предполагается в сжатые сроки устранить предпосылки социальной напряженности в учебных заведениях, нормализовать их финансирование, создать условия для улучшения организации и повышения качества учебно-воспитательного процесса.

2. Реформа системы образования в России

В России уже несколько лет проводится реформа образования, которую сейчас все чаще называют более политически корректным словом «модернизация». Эти преобразования не остались незамеченными в обществе, разделившиеся на их сторонников и противников. В 2004 году о проблемах отечественного образования заговорили и в самых высших эшелонах власти. В частности, большое внимание им уделил президент Владимир Путин в своем Послании Федеральному собранию РФ. А в начале декабря 2004 года Правительство РФ одобрило приоритетные направления развития системы отечественного образования, подготовленные Минобрнауки РФ. Премьер-министр Фрадков выделил также три основных направления реформы: обеспечение доступности образования для всех слоев населения, повышение качества преподавания и улучшение финансирования сферы.

Суть реформы сводится к введению в России двухуровневой системы высшего образования (бакалавр и магистр), создания системы дошкольного образования, сокращению недельной нагрузки на учащихся школ, предоставлению им возможности выбирать те предметы, которые им более необходимы в будущем, и получать дополнительное образования.

Переход к двухуровневой системе - задача Болонского процесса. В 1999 году в итальянском городе Болонья была подписана совместная декларация министров образования ряда европейских государств, возвещавшая о создании общеевропейского образовательного пространства. Страны, подписавшие эту декларацию, обязались до 2010 года выработать сопоставимые национальные системы образования, критерии и методы оценки его качества, вести сотрудничество по признанию на европейском уровне национальных документов об образовании.

В целом Болонский процесс предусматривает комплекс взаимосвязанных мер, направленных на сближение образовательных систем и способов оценки качества знаний, академических степеней и квалификаций в странах Европы. В результате всех преобразований студенты должны получить большую свободу в выборе места и программы обучения, а процесс их трудоустройства на европейском рынке станет более легким.

В сентябре 2003 года к Болонской декларации присоединилась Россия. Но влиться в общеевропейский процесс нашей стране будет очень трудно, поскольку отечественная образовательная система традиционно далека от зарубежной. В частности, сложность заключается в системе подготовки российских дипломированных специалистов. Переход на двухуровневую систему образования был начат во многих российских вузах еще в 1992 году, однако популярностью она у нас не пользуется.

Прежде всего, многим оказался непонятен диплом бакалавра, который большинство россиян продолжает считать свидетельством о неоконченном высшем образовании. Проблематичны и отечественные бакалаврские программы, существенно отличающиеся от западных. За четыре года обучения российские вузы за редким исключением не дают своим выпускникам-бакалаврам полноценных знаний по специальности, достаточных для того, чтобы они смогли использовать их на практической работе, поскольку более половины академических часов отводится на преподавание фундаментальных дисциплин. Как следствие, большинство студентов после получения степени бакалавра продолжают обучение и получают традиционные для России дипломы специалистов либо становятся магистрами.

Помимо двухуровневой системы России для полноценного вхождения в общеевропейское образовательное пространство в скором времени надлежит принять систему зачетных единиц для признания результатов обучения, а также аналогичное европейскому приложение к диплому о высшем образовании, организовать сопоставимую с европейской систему обеспечения качества образовательных учреждений и вузовских программ.

Кроме того, модернизация образования предполагает новую форму его финансирования, в том числе переход на так называемый нормативно-подушевой способ, когда «деньги идут за учащимся и студентом». Однако, о приватизации образовательной системы и повсеместном введении платного высшего образования в ближайшее время не может быть и речи. Вместе с тем Минобразования предлагает дать, в частности, учителям средних школ возможность оказывать дополнительные платные услуги ученикам.

Пожалуй, ни одно из направлений модернизации отечественной системы высшего образования не вызывало столько споров, сколько введение единого государственного экзамена. Эксперимент по внедрению ЕГЭ идет в России с 2001 года, с каждым годом в нем принимает участие все большее количество регионов РФ. И все это время продолжалось противостояние сторонников (среди них - чиновники, директора средних и средне- специальных учебных заведений) и противниками единого государственного экзамена (к которым относилась большая часть руководителей высшей школы). Доводами первых служило то, что ЕГЭ - эффективный инструмент борьбы с коррупцией в вузах, он способен объективно выявить уровень знаний учеников и уровень преподавания в школах различных регионов России, а также сделать более доступным для молодежи из глубинки поступление в элитные высшие учебные заведения. Противники же ЕГЭ указывали на то, что он полностью исключает творческий подход в отборе вузами будущих студентов, который, как известно, лучше всего реализуется при личной беседе экзаменатора и абитуриента. По их мнению, это чревато тем, что в высшую школу попадут не самые одаренные студенты, а те, кто сумел правильно подготовиться и ответить на большинство вопросов теста.

Однако, в течение которых длится эксперимент, привели к тому, что противостоящие стороны неожиданно сделали шаг навстречу друг другу. Ректоры признали, что ЕГЭ действительно помогает получить высшее образование ребятам из отдаленных мест России, что работа приемных комиссий стала менее трудоемкой и более прозрачной. А сторонники эксперимента поняли, что коррупция перекочевала из вузов в средние школы, что введение ЕГЭ связано с рядом организационных трудностей, что единый государственный экзамен не может быть единственной формой проверки знаний абитуриентов, и прислушались к доводам ректоров, которые давно говорили о необходимости предоставления льгот поступающим в вузы победителям олимпиад, в том числе и региональных.

Ранее предполагалось, что официально ЕГЭ будет внедрен на всей территории России в 2005 году. Однако выявленные при проведении этого эксперимента недостатки привели к тому, что по инициативе министра образования и науки Андрея Фурсенко эксперимент продлен до 2008 года.

Продлен и связанный с ЕГЭ эксперимент по внедрению государственных именных финансовых обязательств (ГИФО). Суть ГИФО в том, что выпускнику по результатам набранных во время ЕГЭ баллов выдается денежный сертификат, который предназначен для оплаты обучения в вузе. В отличие от ЕГЭ, данный проект был менее раскручен и информация о нем довольно редко становилась доступной широкой общественности. Возможно, это объясняется тем, что за несколько лет, в течение которых длился эксперимент, появилось больше вопросов, чем ответов.

Изначально было очевидно, что ГИФО - проект дорогостоящий, поэтому проводился он в меньшем масштабе, чем эксперимент по ЕГЭ. В нем приняло участие лишь несколько вузов из Марий Эл, Чувашии, Якутии. Но результаты эксперимента за 2002/03 учебного года выявили факт перерасхода государственных средств. Оказалось, что стоимость категории «А» ГИФО (лучшие результаты по ЕГЭ) была чересчур высока и вузам выгодно принимать как можно больше отличников.

Ставки немедленно урезали и в следующем году эксперимент по ГИФО проводился уже по другой схеме. Он перестал приносить вузам материальную выгоду. На возражения ректоров по поводу того, что даже самые высокие ставки ГИФО не могут полностью компенсировать затраты на обучение одного студента, инициаторы эксперимента отвечали, что ГИФО предусматривает покрытие только части расходов.

Однако несмотря на все несовершенство и затратность эксперимента по ГИФО, полностью отказаться от него сегодня невозможно. Потому что по сути это схема так называемого подушевого принципа финансирования вузов. Это альтернатива сметному принципу финансирования, от которого, как известно, российская система образования намерена уйти, а кроме того, альтернатива введению в стране полностью платного образования. Сейчас многие, в частности Российский союз ректоров и ряд высокопоставленных чиновников Министерства образования и науки, предлагают подкрепить ГИФО системой образовательных кредитов, которые учащиеся будут брать в государственных и частных банках, а также в коммерческих компаниях. Первые положительные результаты предоставления образовательных займов студентам ведущих вузов страны уже есть. Однако эта идея имеет немало критиков, полагающих, что к введению образовательных кредитов сегодня готовы далеко не все регионы России, а только наиболее экономически развитые, да и большинство населения страны пока не доверяет новому механизму финансирования. Кроме того, даже в благополучных с точки зрения финансово-кредитной системы США, где широко развито обучение в кредит, возвращение таких кредитов представляет собой большую проблему, что уж говорить о России

реформа образование двухуровневый

3. Тенденции развития системы образования России

Системы образования динамичны: будучи относительно стабильными, они постепенно начинают отставать от постоянно меняющихся запросов общества и тем самым тормозить его развитие. Вследствие этого периодически (обычно с интервалами в 10 - 15 лет) проводятся реформы образования. В XX в. российская система образования несколько раз реформировалась. В настоящее время идет новый длительный этап ее реформирования. Каковы же ведущие тенденции и направления этих преобразований?

Модернизация российского общества предполагает переход от индустриального общества к информационному, в котором процессы создания и распространения новых знаний становятся ключевыми.

Конкретно приоритетами образования для модернизации общества должны быть:

1. Облегчение социализации в рыночной среде через формирование ценностей: ответственности за собственное благосостояние и за состояние общества путем освоения молодыми поколениями основных социальных навыков, практических умений в области экономики и социальных отношений.

2. Обеспечение социальной мобильности в обществе через поддержку наиболее талантливых и активных молодых людей независимо от их социального происхождения, через освоение молодым поколением возможностей быстрой смены социальных и экономических ролей.

3. Поддержка вхождения новых поколений в глобализованный мир, в открытое информационное сообщество. Для этого в содержании образования должны занять центральное место коммуникативность, информатика, иностранные языки, межкультурное взаимопонимание.

4. Противодействие негативным социальным процессам, таким, как распространение наркомании, рост криминогенности в молодежной среде. Вытеснение асоциального поведения, борьба с беспризорностью.

5. Реализация ресурса свободы, поле выбора для каждого человека, получающего образование. Социальный заказ на образование не должен быть только и по преимуществу заказом со стороны государства, а должен представлять и сумму частных интересов семей и предприятий.

Организационной основой новой реформы образования является постепенный переход на 12-летний срок обучения в средней школе, который должен быть завершен к 2010 году. Реформа, по сути дела, началась в 2000/01 учебном году переходом всей начальной школы на 4-летний срок обучения детей, начиная с шестилетнего возраста. Реформа предполагает восстановление массового дошкольного, рассматриваемого как часть общего образования, которое будет осуществляться по гибким программам.

Существенно должно измениться содержание основного и среднего общего образования, предполагающее:

Усиление социальной и гуманитарной ориентированности общего среднего образования, что будет реализовано через увеличение относительного объема предметов социально- гуманитарного цикла (право, экономика, основы политической системы общественного устройства, иностранные языки);

Повышение практической ориентации общего среднего образования на основе достижения оптимального сочетания фундаментальных и практико-ориентированных знаний; направленность образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на развитие способностей мышления, выработку практических навыков; изучение процедур и технологий, а не набора фактов; расширение различного рода практикумов, интерактивных и коллективных форм работы; привязка изучаемого материала к проблемам повседневной жизни; резкое увеличение роли коммуникативных дисциплин, прежде всего информатики и иностранных языков;

Дифференциацию и индивидуализацию образовательного процесса путем развития вариативных образовательных программ, ориентированных на различные контингенты учащихся (от одаренных детей до детей с проблемами), а также формирования индивидуализированных программ и графиков обучения применительно к персональным особенностям и способностям каждого ученика.

Реформа предполагает отработку структуры старшей ступени школы с возможностями профильного обучения для более эффективной подготовки ее выпускников к различным видам профессионального образования и профессиональной деятельности. Основные профили: гуманитарные дисциплины и науки о человеке; социальноэкономические дисциплины; точные науки и информатика; естественные науки, физические и химические технологии; техника и инженерное дело; агрокомплекс и агротехнологии; искусство.

Реформа предполагает решить следующие задачи:

Устранить характерную как для общего, так и для профессионального образования традицию перегруженности учебных планов предметами и сведениями, которые не являются фундаментом для новых знаний. Все предметы должны быть необходимы для последующих стадий образования и востребованы в дальнейшей социальной и профессиональной деятельности;

Изменить методы обучения, расширив вес тех из них, которые формируют практические навыки анализа информации, самообучения; повысить роль самостоятельной работы учащихся и студентов;

Ввести уже в средней школе необходимую базовую подготовку по прикладной информатике, в полной средней школе - по специализированным прикладным программам;

Обеспечить рабочее знание как минимум одного иностранного языка всеми выпускниками полной средней школы.

Осуществление реформы должно превратить образование в одну приоритетных областей политики нашего государства. Решать же конкретные задачи придется тем, кто сегодня пришел в студенческие аудитории и будет создавать профессионально-педагогическое обеспечение реформы.

Заключение

Цель реформирования состоит в том, чтобы надежно гарантировать конституционные права, свободы и интересы граждан в образовательной сфере, привести систему образования в соответствие с современными потребностями личности, общества и государства, создать предпосылки для ее дальнейшего развития, приумножения достижений и сохранения лучших традиций на основе сочетания государственной, общественной и частной инициативы, существенно улучшить подготовку представителей новых поколений к жизни и труду в демократическом гражданском обществе с рыночной экономикой.

На достижение этой цели направлена реформа образования как комплекс мер государственной политики, обеспечиваемых финансово-экономическими, организационными, административными, рекомендательными и информационными методами.

Список литературы

1. "Послесловие к переизданию книги А.Б. Сахарова "О личности преступника и причинах преступности в СССР"//Российский криминологический взгяд.-2009. №1.

2. "О личности преступника и причинах преступности в СССР//Российский криминологический взгляд.2009. №1.

3. "Причины роста компьютерной преступности"//Человек и закон.-2008. №8.

4. "Преступность несовершеннолетних как социальная проблема"//Российская юстиция.-2008. №6.

5. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2008.

6. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2009.

7. Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А. Теория государства и права в схемах и определениях: учебное пособие. - М.: Юристъ. 2007.

8. Алексеев С.С. Общая теория права. Т. 2. - М.: Юрид.лит. 2008.

9. Новгородцев П.И. Историческая школа для юристов. - Спб.: Лань,2008.

10. Кашанина Т.В. Происхождение государства и права. Современные трактовки и новые подходы: Учебное пособие. - М.: Юритъ, 2009.

11. Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Норма, 2009.

12. Крюкова С.С. Обычное право в научном наследии ранней исторической школы права в Германии // Этнографическое обозрение.- 2009.- №3.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Создание единого европейского пространства высшего образования в России, этапы и направления данного процесса в связи с введением Болонской системы образования. Магистр как высшая академическая степень и квалификация, программа и этапы ее получения.

    реферат , добавлен 04.10.2014

    Основные задачи системы высшего профессионального образования. Его ступени - бакалавр, дипломированный специалист и магистр. Понятие статуса особо ценного объекта культурного наследия народов РФ. Структура высшего образования Российской Федерации.

    контрольная работа , добавлен 30.10.2015

    Образование как социальный феномен. Методология преподавания в период формирования двухуровневой системы профессионального образования в ВУЗах России, ее современное состояние. Исследование работ, посвященных становлению российской системы образования.

    курсовая работа , добавлен 21.10.2010

    Структура системы школьного образования в Российской Федерации. Финансирование образования. Реформирование системы обучения. Индексация бюджетов образовательных учреждений. Изменение численности учащихся в школах. Интернетизация российского образования.

    реферат , добавлен 23.05.2014

    Этапы становления системы образования в России, перспективы ее дальнейшего развития. Развитие школ в системе образования в России и их разновидности, характерные особенности. Необходимость и направления реформирования образовательной системы РФ.

    реферат , добавлен 19.09.2009

    Высшее образование в России в середине XIX в. Университетские реформы Александра II. Разработка нового университетского устава, структура университетов. Формирование системы высшего женского образования в России. Расширение сети высших учебных заведений.

    курсовая работа , добавлен 10.12.2013

    Регулирование и государственная политика Российской Федерации в сфере образования. Содержание и элементы российской системы образования. Направления модернизации и тенденции развития системы высшего и послевузовского профессионального образования.

    курсовая работа , добавлен 04.03.2011

    Понятие и задачи системы образования РФ, определение основных направлений дальнейшего развития. Характеристика системы образования республики Калмыкия. Анализ сети образовательных учреждений Юстинского района, мероприятия по ее совершенствованию.

    дипломная работа , добавлен 11.03.2011

    История формирования высшего образования в России. Основные аспекты высшего образования в Турции. Анализ сходства и различий систем высшего образования в России и Турции. Коммерческая и бюджетная форма обучения. Уровень образования в России и Турции.

    курсовая работа , добавлен 01.02.2015

    Перспективы развития образования в России. "Утечка умов" как проблема для кадрового обеспечения образовательных учреждений различных уровней системы образования. Реструктуризация сельской школы. Государственная регламентация образовательной деятельности.

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло.

Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование. Основные даты этих реформ:

  • 18 июня 1863 – принят «Университетский устав».
  • 14 июля 1864 – принято «Положение о народных училищах».
  • 18 ноября 1864 – принят «Устав гимназий и прогимназий».

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов. В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах». Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

  • Воскресные.
  • Церковноприходские.
  • Земские.
  • Частные.
  • Государственные.

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий». Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет. После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи. Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование. Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась. Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана. Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

  • Принимали решение о приеме и увольнении преподавателей.
  • Утверждали программу обучения.
  • Утверждали и редактировали учебные планы и дисциплины.
  • Решали все финансовые вопросы.

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин. Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы. Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.


Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

  1. Сделать образование доступным для всех.
  2. Устранить монополию на образование.
  3. Навести порядок в системе гимназий и прогимназий.

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей. Второй пункт целей был побочным и не принципиальным. «Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса). Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения. Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров. Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

В осеннюю сессию Госдума намерена рассмотреть и принять правительственный законопроект № 121965-6 “Об образовании в Российской Федерации”, призванный обеспечить создание правовых условий для обновления и развития российской системы образования в соответствии с современными запросами человека, общества и государства, и направленный, по словам его разработчиков, на расширение образовательных возможностей граждан. Документ прошел многолетнюю доработку, широкое общественное обсуждение, сотни правок и три редакции.

Еще на этапе подготовки первоначального текста законопроекта, разработчиками были провозглашены, по крайней мере, три цели, которые должны быть достигнуты в результате реформы российского образования. Первая цель - повышение доступности образования, вторая - пресечение различных поборов с родителей и учеников в рамках получения общедоступного, бесплатного образования, и, наконец, третья - настройка образовательной системы под нужды экономики и повышение престижа рабочих специальностей. Как именно государство планирует достичь этих целей пока непонятно, но, судя по тексту итоговой редакции законопроекта, у государства и в этот раз ничего не получится. Но обо всем по порядку.

Доступность образования

В соответствии с нормами законопроекта в Российской Федерации гарантируется общедоступность и бесплатность в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, среднего профессионального образования, а также на конкурсной основе бесплатность высшего образования, если образование данного уровня получается впервые. Не предлагая по существу ничего нового в отношении доступности дошкольного, школьного и среднего профессионального образования, законодательные поправки уделяют большое внимание доступности высшего образования.

Наиболее заметны чаяния государства в этой части по отношению к льготникам. Так, законопроект подвергает серьезной ревизии существующую сейчас систему льгот для разных категорий граждан по приему вне конкурса в государственные и муниципальные образовательные учреждения высшего профессионального образования. Фактически все известные сейчас льготы отменяются и заменяются так называемыми преимущественными правами.

В число таких прав входит право на прием для получения высшего образования, но только уже не полноценного, а по программам бакалавриата, право на прием на подготовительные отделения образовательных организаций высшего образования, а также преимущественное право зачисления при условии успешного прохождения вступительных испытаний и при прочих равных условиях.

Одновременно предполагается и изменение норматива минимального числа студентов, обучающихся по образовательным программам высшего образования за счет средств федерального бюджета. Согласно поправкам, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета будет финансироваться обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам высшего образования не менее чем восьмисот студентов из расчета на каждые десять тысяч человек в возрасте от 17 до 30 лет.

Сейчас данный показатель составляет не менее 170 студентов на каждые 10 000 человек, проживающих в РФ. Данный норматив был установлен к общей численности населения России и не зависит сейчас, к примеру, от возраста студентов-бюджетников. Иными словами, на бюджетном отделении может обучаться каждый - было бы желание. Сейчас же из числа бюджетников предлагается исключить лиц старше 30 лет.

По словам авторов поправок, это никоим образом не нарушит ничьих прав, поскольку основной приток поступающих в образовательные учреждения высшего профессионального образования на места, финансируемые за счет средств федерального бюджета, составляют лица в возрасте 17 - 30 лет. Как ни трудно догадаться, авторы поправок лукавят. Так, с учетом неблагополучной демографической ситуации в стране можно и не сомневаться в том, что основной приток поступающих в образовательные учреждения останется прежним.

Между тем, численность данной возрастной группы год от года будет уменьшаться, поскольку народ в стране продолжает стареть. По данным Росстата, численность населения в возрасте 17 - 30 лет 2011 году составила 31,145 млн. человек, в 2013 году составит 29,281 млн. человек, а в 2016 году - уже 25,561 млн. человек. Отсюда экономия бюджетных средств составит колоссальную сумму.

Кстати, уже посчитано, что исключение с бюджетных мест граждан старше 30 приведет к экономии средств федерального бюджета в 2015 году в размере 32 462 млн. руб., а в 2016 году - в 41 890 млн. рублей. Потратить сэкономленные средства предлагается, в том числе, на государственную поддержку и развитие системы частных заведений, оказывающих для населения платные образовательные услуги.

Бесплатное образование и пресечение денежных поборов

В настоящее время закон об образовании гласит, что государственное и муниципальное образовательные учреждения вправе оказывать населению, предприятиям, учреждениям и организациям за денежную плату лишь дополнительные образовательные услуги. К таким услугам, в частности, отнесено обучение по дополнительным образовательным программам, преподавание специальных курсов и циклов дисциплин, репетиторство, занятия с обучающимися углубленным изучением предметов и другие услуги. То есть платными сейчас могут являться только те услуги, которые не предусмотрены соответствующими образовательными программами и федеральными государственными образовательными стандартами.

Подготовленный же правительством документ прямо устанавливает, что все организации, осуществляющие образовательную деятельность, вправе осуществлять образовательную деятельность за счет средств физических и юридических лиц по договорам об оказании платных образовательных услуг.

Платные образовательные услуги по будущему закону представляют собой осуществление образовательной деятельности по реализации образовательных программ, части образовательных программы, по заданию и за счет физического или юридического лица-заказчика на основании договора об оказании платных образовательных услуг.

Правда документ содержит оговорку, гласящую, что платные образовательные услуги не могут быть оказаны вместо образовательной деятельности, финансовое обеспечение которой осуществляется за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов. В противном случае средства, заработанные посредством такой деятельности, возвращаются лицам, оплатившим такую образовательную деятельность. Однако, учитывая несогласованность требований к уровню знаний выпускников школ, неорганизованность контроля над соблюдением учебных программ, а также отсутствие единых требований к порядку организации образовательного процесса, на практике данное ограничение работать не будет.

Школы, как и прежде, станут навязывать детям и их родителям платные услуги, только теперь на вполне законных основаниях. Необходимость же подготовки детей к единым госэкзаменам только усугубит такую практику. Кстати, пожертвования, подарки и прочая благотворительность никуда не уйдут, поскольку будущий закон трактует благотворительную помощь в качестве одной из основных статей дохода государственных и частных образовательных учреждений. Причем это касается как общеобразовательных учреждений, так высших учебных заведений.

Своеобразной же правовой гарантией обеспечения прав на получение платных образовательных услуг служат нормы законопроекта, посвященные образовательному кредитованию. Согласно документу, образовательные кредиты предоставляются банками и иными кредитными организациями гражданам, поступившим в образовательную организацию для обучения по соответствующим образовательным программам, и являются целевыми.

Одновременно провозглашается государственная поддержка образовательного кредитования граждан, обучающихся по основным профессиональным образовательным программам. По будущему закону примерные условия, размеры и порядок предоставления государственной поддержки образовательного кредитования будут определяться Правительством РФ.

Образовательные кредиты смогут направляться на оплату обучения в образовательной организации в размере стоимости обучения, а также на оплату проживания, питания, приобретения учебной и научной литературы и другие бытовые нужды в период обучения. В соответствии с этим обучающимся станут навязывать как основной образовательный кредит, так и сопутствующий кредит.

Это еще одна выпестованная отечественными законодателями западная практика, в угоду которой была пущена под нож ранее существовавшая система институтского образования, когда выпускникам ВУЗов гарантировали (принудительно) временное трудоустройство на конкретном предприятии в целях получения производственной практики и опыта.

Теперь же выпускникам предстоит отчитываться не перед производством, оплатившим обучение, а перед кредитным учреждением, выдавшим процентный целевой заем. Причем безотносительно к тому, сможет ли выпускник, окончивший ВУЗ, найти себе работу, или нет. К слову, с поиском работы у выпускников реформированных учебных заведений, тоже могут возникнуть значительные трудности.

Образование и производство

Официально одной из причин, сподвигшей законотворцев на реформу образования, является неадекватность структуры современного профессионального образования рыночному спросу на специалистов. В частности, Дмитрием Медведевым неоднократно отмечалось, что рынок уже перенасыщен юристами и экономистами в то время, как представителей рабочих специальностей в России катастрофически не хватает. Подготовленный законопроект разрешает указанную проблему, правда, весьма оригинальным образом. В частности, в ходе реформы будут упразднены ПТУ и существенно сокращено количество высших учебных заведений.

В качестве новационной альтернативы существующей системе средних и высших учебных заведений законопроектом закрепляются следующие уровни профессионального образования: среднее профессиональное образование; высшее образование - бакалавриат; высшее образование - специалитет, магистратура. При этом сохраняется подготовка кадров высшей квалификации, куда войдут научные работники. Начальное же профессиональное образование из системы исключается.

Вместо этого предлагается осуществлять подготовку по части профессий, которые в настоящее время требуют начального профессионального образования, в рамках системы среднего профессионального образования. В этих целях будет введена образовательная программа среднего профессионального образования - подготовка квалифицированных рабочих. Самих же рабочих планируется обучать в колледжах и институтах, которые будут осуществлять подготовку квалифицированных рабочих и служащих и подготовку специалистов среднего звена.

Что касается ВУЗов, то их в ближайшее время также планируется реформировать. При этом получить полноценное высшее образование как таковое можно будет в заведениях, которым присвоят статус “федерального университета” и “национального исследовательского университета”. Подавляющее большинство нынешних университетов будет лишено своего статуса и либо переведено в состав институтов, либо вовсе ликвидировано. В свою очередь институты станут обучать высококвалифицированных рабочих без всякого опыта и практических навыков, полученных по месту работы, и недоученных специалистов - бакалавров.

Таким образом, в целях исключения диспропорции между структурой профессионального образования и современными запросами отечественной экономики предлагается сделать немыслимое, а именно - до основания разрушить всю систему подготовки квалифицированных рабочих. Зачем это необходимо пока что непонятно, тем более, что система профтехучилищ и техникумов, создаваемых непосредственно при производстве и по прямому заказу предприятий, за долгие годы уже успела доказать свою состоятельность. Будущая же система, оторванная от производства и основанная лишь на коммерческом интересе участников, если на что и будет способна, так это на увеличения числа безработных в стране.

на, H.B. Коксина 11 Науч. и техн. б-ки. - 2007. - №8. - С. 32-38.

7. American Library Association, С. (1989).American Library Association presidential committee on information literacy. Report No: ED 315 074, Retrieved from EBSCOhost. P.9.

8. Association of College and Research Libraries. (2015). Frameworkfor Information Literacy for Higher Education. Association of College & Research Li bra ries (ACRL). Avai la ble at: http://www.a la.org/acrl/ standards/ilframework .

9. Galvin,J.(2006). Information literacy and integrative learning. College & Undergraduate Libraries, 13(3). P. 25-51.

10. Goldberg, L.R. (1992). The development of markers for the Big-Five factor structure. Psychological Assessment, 4(1) P. 26-42.

11. Higntte, M., Margavio.T.M., & Margavio, G.W. (2009). Information literacy assessment: Moving beyond computer literacy. College Student Journal, 43(3). P. 812-821.

12.Jones, J. & Canuel, R. (2013). Supporting the dissemination of undergraduate research: An emerging role for academic librarians. In D. M. Mueller (Ed.), Imagine, innovate, inspire: Proceedings of the Association of College & Research Libraries (ACRL) 2013 conference (pp.538- 545). Chicago, IL: Association of College and Research Libraries.

13.Lloyd, A., & Williamson, K. (2008). Towards an understanding of information literacy in context. Journal of Librarianship & Information Science, 40(1). P. 3-12.

14.Macklin, A., & Culp, F. (2008). Information literacy instruction: Competencies, caveats, and a call to

action. Science & Technology Libraries, 28(1/2). P. 8-61.

15.Miller, R.E. (2013). The almost experts: Capstone students and the research process. In D. M. Mueller (Ed.), Imagine, innovate, inspire: Proceedings of the Association of College & Research Libraries (ACRL) 2013 conference (pp.16-22). Chicago, IL: Association of College and Research Libraries.

16.Rempel, H.G., Buck, S„ & Deitering, A. (2013). Examining student research choices and processes in a disinter mediated searching environment. Portal: Libraries and the Academy, 13(4), 363-384. https:// doi.org/10.1353/pla.2013.0036.

17.Russo, C. (2004). A comparative study of creativity and cognitive problem-solving strategies of high-IQand average students. Gifted Child Quarterly,48(3). P.I 79-190.

18.Wechsler, D. (1950/1997). Cognitive, conative, and non-intellective intelligence (1950). In J. M. Notterman & J. M. Notterman (Eds.), The evolution of psychology: Fifty years of the American Psychologist (pp. 22-32). Washington, DC: American Psychological Association.

19. Wilson, E.K. (2012). Citation analysis of undergraduate honors theses. The Southeastern Librarian, 60(1), 39-50. Available at: http:// digi talcommons.kennesaw.edu/seln/vol60/iss 1/7 .

20.Zurkowski, P.G. (1974). The information service environment relationships and priorities. Related Paper. №.5. National Commission on Libraries and Information Science, Washington D.C. National Program for Library and Information Services. Report №, WCLIS-NPLIS-5.

REFORMING THE RUSSIAN SYSTEM OF HIGHER EDUCATION, THE MOST IMPORTANT ELEMENT OF THE SOCIAL INFRASTRUCTURE

Cherdantsev Vadim Petrovich, DSc of Economics, Professor, Professor, Department of Management, Perm State Agro-Technological University named after academician D. N. Pryanishnikova, Perm

Education in Russia is the most important elements of the social sphere, ensuring the process of acquiring knowledge, abilities and skills. Subsequently, these knowledge and skills are applied effectively in the professional activity of participants of educational process, and, therefore, contribute to the development of the state. Currently the Russian education system is under reform. The basis of the reforms is to bring education system in Une with international acts and agreements.

Keywords: education reform; University; higher education; master program; Bologna process; research work; master"s thesis competence.

РЕФОРМИРОВАНИЕ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО

ОБРАЗОВАНИЯ

Образование в России является важнейшим элементом системы социальной сферы, обеспечивающей процесс получения знаний, умений и навыков. Впоследствии эти знания умения и навыки, эффективно применяются в профессиональной деятельности участников образовательного процесса, а, значит, вносят вклад в развитие государства. В настоящее время Российская система образования находится на стадии реформирования. Основой реформ является приведение образовательной системы в соответствие с международными актами и соглашениями.

Ключевые слова: реформа образования; вуз; высшее образование; магистратура; Болонский процесс; научно-исследовательская работа; магистерская диссертация; компетенции.

УДК 378.225 ВАК РФ 13.00.08

© Черданцев В.П., 2018

ЧЕРДАНЦЕВ Вадим Петрович, доктор экономических наук, профессор, кафедра Менеджмента, Пермский государственный аграрно-технологи ческий университет имени академика Д.Н. Прянишникова, Пермь

cherdantsev. [email protected]

Необходимость реформирования образования в России продиктована изменениями рынка труда, социально-экономической реальности, новыми требованиями к выпускникам учебных заведений к их социальной и профессиональной компетенции, востребованностью выпускников вузов работодателями.

Изменениям подверглись все уровни образования - от общего до высшего профессионального и послепрофессионального. В проводимые реформы вовлечены миллионы людей -ученики, их родители, учителя школ, студенты, преподаватели вузов и т. д. Поэтому проводимые реформы образования имеют большой общественный резонанс.

В настоящее время осуществляется процесс преобразования системы высшего образования. Результатом этой реформы стало разделение высшего образования на три уровня: бакалавриат, магистратура и аспирантура.

Что же вынудило Россию на переход к данной системе? В 2003 году наша страна стала участницей Болонского процесса по созданию общеевропейского образовательного пространства, который берет свое начало с Всеобщей хартии университетов, подписанной 18 сентября 1988 г. в Италии в городе Болонья основными европейскими государствами.

Россия, присоединившись к Болонскому соглашению и другим международным актам, которые позволяют войти в единую образовательную систему, взяла на себя определенные обязательства, обусловленные этими документами. Суть этих обязательств заключается в следующем: российская система высшего образования должна реформироваться таким образом, чтобы стать эквивалентной европейскому образованию и быть принятой европейским сообществом. Одним из основных элементов Болонского процесса, создающим возможности личного роста, поддерживающим сотрудничество вузов на международном уровне, является мобильность профессорско-преподавательского состава, студентов и выпускников.

В Европе система высшего образования уже давно подразделяется на два уровня: бакалавриат и магистратуру. Подготовку бакалавров, в основном, осуществляют колледжи, а магистров - университеты. В нашей стране до сих пор не утихают споры по вопросу необходимости и эффективности подобной образовательной практики. Тем не менее, порядка 160 вузов Росси в настоящее время осуществляют подготовку магистров по более, чем 90 различным направлениям, и число их постоянно растет .

Обращаясь к истории, можно вспомнить, что ученая степень магистра в России была утверждена Указом императора Александра I в 1803 году. Получение этой степень давало право на заведование кафедрой в высшем учебном заведении. В 1819 году было утверждено "Положение о производстве в ученые степени", регламентирующее порядок сдачи экзаменов, защиты диссертаций и присуждение ученых степеней. Университетским уставом в 1884 году была отменена ученая степень кандидата наук. С этого времени в России присуждались только две ученые степени - магистра и доктора наук.

Позднее, после 1917 года, подготовка магистров была отменена. Но благодаря перестроечным процессам, начавшимся в нашей стране в середине 80-х годов XX века и затронувшим практически все стороны жизни, вновь возобновили. Постановлением Министерства науки и образования, высшей школы и технической политики РФ от 13.03.1992 "О введении многоуровневой структуры высшего образования Российской Федерации" подготовка бакалавров и магистров стала осуществляться одновременно с подготовкой дипломированных специалистов.

Многоуровневая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости и мобильности рабочей силы. В то же время, введение двухуровневой системы не отменяет классических традиций российской (советской) высшей школы. По ряду специальностей будет сохранена многоуровневая подготовка, ведущая к присвоению степени "дипломированный специалист".

Сегодня магистратура - второй, в трехуровневой системе,уровень высшего образования. Задача магистратуры состоит в выпуске профессионалов с более глубокой специализацией, способных решать сложные задачи. Основная задача магистратуры - подготовить профессионалов для успешного продвижения в российских и международных компаниях, а также аналитической, научно-исследовательской и консультационной деятельности.

В современном понимании магистр - это эрудированный специалист, способный к исследовательской, аналитической и консультационной деятельности, который владеет современными информационными технологиями и методологией научного творчества. Если быть точнее: магистр - это специалист широкого профиля, который готов к аналитической и

научно-исследовательскои деятельности и владеет современными методами и технологиями научного познания. Потребность в высококвалифицированных кадрах с магистерским образованием реально проявляется не только в высших учебных заявлениях в качестве преподавателей или в научно-исследовательских организациях, но и в компаниях и организациях различных сфер деятельности и форм собственности. Навыки, полученные в период обучения в магистратуре, актуальны не только тем, кто планирует связать свою дальнейшую карьеру с преподаванием в вузе и наукой, но и работникам различных сфер деятельности, потому что даже самый высококвалифицированный специалист в своей области, должен уметь преподнести свои знания другим, этому тоже надо учиться.

Выпускник магистратуры способен глубже сосредоточиться на изучении узкоспециализированных вопросов, наиболее детально проработать направления, необходимые для профессиональной деятельности, особенно в инновационной сфере.

Кроме того, обучение в магистратуре дает обучающимся опыт научной работы и позволяет овладеть навыками исследовательской деятельности. Еще в период обучения в вузе, магистр может попробовать себя в роли исследователя для того, чтобы принять решение о продолжения обучения в аспирантуре.

Вначале магистерские программы в нашей стране воспринимались как научно-исследовательские. Считалось, что они готовят студентов к преподавательской или научной деятельности. Это ограничивало сферу их использования и снижало востребованность. Но это не совсем верно. Безусловно, магистерские программы должны иметь сильный исследовательский компонент, но, кроме того, в учебном процессе они должны обучать навыкам сбора, анализа и использования информации для принятия решений.

Качество подготовки выпускников вузов во многом зависит от успешного решения задач, стоящих перед современной российской экономикой. Важна переориентация России на инновационно-социально-ориентированную модель развития. Важными факторами при формировании у магистров определенных компетенций, прописанных в учебных планах, в образовательных программах вузов являются желание, умение, навыки выпускников при использовании полученных знаний и применение их в профессиональной деятельности при работе в промышленном комплексе России.

В российской образовательной сфере происходит много организационных новшеств. В сфере высшего образования появляются образовательные программы разных уровней. Но следует сказать, что новые программы окажутся конструктивными лишь в том случае, если будут соответствовать требованиям профессиональной деятельности при освоении базового бакалавриата .

Магистерскими программами постепенно вытесняется с рынка так называемое "второе высшее образование". Магистратура - это более высокий уровень высшего образования, ее программа строится не на повторении пройденных в вузе иного профиля дисциплин, а на переносе полученных ранее знаний на новый уровень и новую предметную область.

Пермский государственный аграрно-техно-логический университет в 2010 году присоединился к числу участников Болонского процесса в Пермском крае. Программа подготовки магистров, созданная на факультете экономики, финансов и коммерции, базируется на многолетнем опыте подготовки специалистов по вопросам экономики и менеджмента. В настоящее время идет интенсивная работа по повышению качества обучения магистров на основе государственных образовательных стандартов нового поколения. Реализуемая магистерская программа "Производственный менеджмент" содержит углубленные специальные знания с выраженным научно-исследовательским компонентом, значительной долей самостоятельной работы и направлена на формирование компетенций, позволяющих выпускникам на высоком квалификационном уровне выполнять интеллектуалоемкие функции, комплексно решать разнообразные задачи с применением знаний новейших технологий и методик. Ее миссия заключается в обеспечении потребностей органов государственной власти и субъектов реального сектора экономики в высококлассных специалистах по производственному менеджменту.

Программа обеспечивает индивидуальное образовательное обучение студентов - магистрантов, которое дает возможность вести эффективную научно-исследовательскую, аналитическую и практическую деятельность в отраслях и сферах производственного менеджмента. Создание актуальной методической и организационной базы, позволяет магистранту овладеть основными компетенциями в области решения проблем организации производства и управления им.

Магистрантам предоставляется возможность самостоятельно рассматривать различ-

ные подходы и точки зрения выдающихся ученых, экспертов, высококвалифицированных специалистов, что делает данный курс особенно актуальным и востребованным. Выпускники магистратуры успешно работают в компаниях и организациях различных отраслей экономики, ориентированных на научно-исследовательскую, научно-педагогическую, проектную, опытно - и проектно-конструктор-скую, технологическую, исполнительскую и организаторскую деятельность. Занятия по программе магистратуры проводят ведущие профессора и доценты университета и будущие работодатели. Студенты магистратуры проходят практику на предприятиях различных форм собственности

В настоящее время изучение в аграрных вузах магистерских программ по направлению "Менеджмент" и "Экономика" не только дает возможность получить более глубокие знания в области менеджмента, экономики или коммерции специалистам сельскохозяйственной отрасли, но и позволяет освоить соответствующие направления в образовании выпускникам, окончившим технические вузы по программе специалитета.

Магистерское образование, помимо фундаментальной научной подготовки, дает инструментальные знания и навыки, которые ценятся современными работодатели в любой сфере деятельности. Сегодня спрос на магистерские программы все больше растет, так как работодатели хотят получить специалистов, получивших, в их представлении, "полновесное" высшее образование - образование на магистерском уровне, поскольку диплом бакалавра еще не воспринимается в качестве полноправного диплома о высшем образовании. В сложных политических, социально-экономических условиях страны в санкционный период экономическая и менеджерская подготовка магистрантов призвана получить адекватное образование для нахождения верных ориентиров при принятии управленческих решений .

В настоящее время проблема трудоустройства выпускников - актуальная проблема современных вузов. Действующая ранее модель "учеба - работа" становится не актуальной. В советское время она предусматривала смену деятельности с учебной на трудовую, то есть, работодатель воспринимал студента, получившего высшее образование, как полноценного специалиста. При этой модели распределение и обязательное трудоустройство выпускников рассматривалось как запуск старта карьеры. В

настоящее время многие студенты первый опыт трудовой деятельности получают при совмещении учебы с работой. Это означает, что разграничение между образованием и профессиональным становлением отсутствует. Поэтому большую популярность приобретает модель "образование через всю жизнь" .

Нельзя несогласиться стем, что России действительно необходима реформа образования. При той системе, которая действует сейчас, трудно рассчитывать на существенное увеличение человеческого капитала, который является определяющим для перспективы развития всей экономики. Недостаток квалифицированных кадров - один из основных сдерживающих факторов развития бизнеса в России. Предприятиям все еще нелегко найти выпускников, которых не нужно переучивать. А уж найти специалиста, который владеет не только современными знаниями, но и иностранным языком, практически невозможно.

В заключение необходимо отметить, что процесс развития и становления личности во всех профессиональных сферах становится более динамическим. В настоящее время профессиональная деятельность - самый длительный этап, реализация которого происходит благодаря непрерывно осуществляемым образовательным процессам. Непрерывное образование в нашей стране становится особозначимымдак как в сложившейся социально-экономической ситуации постоянно расширяются зоны интеграционного взаимодействия различных секторов Таможенного союза. Отсюда можно сделать вывод, что правительства стран, непосредственно заинтересованных в повышении профессиональной квалификации населения, должны сделать доктрину непрерывного образования преобладающим направлением образовательной политики государства.

Литература:

1. Бушмелева Д.Б. Россия и Болонский процесс: возможности и перспективы //Эволюция российского права: тезисы докладов б Всероссийской студенческой научной конференции (Екатеринбург, 25-26 апреля 2008 г.). - Екатеринбург: Урал, гос. юрид. акад., 2008. - С. 292-294.

2. Ким И.Н., Лисиенко C.B. О роли магистратуры в стратегическом развитии вуза // Высшее образование в России. - 2012. - №11. - С. 23-28.

3. Кто такие магистры и бакалавры? [Электронный ресурс]. URL //http://www.mnogo-otvetov.ru/ kto-takie-magistry-i-bakalavry/ (дата обращения 06.04.2017)

4. Кириллова C.B. Развитие системы непрерывного сельскохозяйственного образования в АПК России // Проблемы современной экономики. -2008.-№1.-С. 356.

5. Новикова Ю. В. К вопросу о некоторых аспектах непрерывного образования в аграрном секторе // Концепт. - 2016. - Т. 23. - С. 59-63.

6. Степанова И. А. Реформирование системы образования в России: предпосылки и перспективы // Молодой ученый. - 2015. - №21. - С. 627-630.

ORGANIZATION OF PRESCHOOL CHILDREN PROJECT ACTIVITY: TEACHER"S ROLE

Chertkoeva Valentina Grigoryevna, PhD of Pedagogical sciences, Associate Professor, Department of Preschool Education, North-Ossetian State Pedagogical institute, Vladikavkaz, Republic Of North Ossetia - Alania

The article is devoted to the peculiarities of the organization of the project activity of preschool children. The author considers the problems of using the project approach in the preschool education system. Based on the results of a comparative analysis of foreign psycho-pedagogical literature, the role of the teacher in the project activity of preschool children is defined. Methodical recommendations on the application of the project approach to teaching in children"s educational institutions have been developed. The developed recommendations will contribute to improving the efficiency of the educational process and will ensure further improvement of the national methodology for project activities. The findings of the study can be taken into account when developing new curricula.

Keywords: preschoolers; project approach; implementation; problems; requirements; foreign experience.

УДК 37.01 РОЛЬ ПЕДАГОГА В ОРГАНИЗАЦИИ ПРОЕКТНОЙ

ВАК РФ 13.00.01 ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ

© Черткоева В.Г., 2018 Статья посвящена особенностям организации проектной деятельности дош-

кольников. Автором рассмотрены проблемы использования проектного подхода в системе дошкольного образования. По итогам сравнительного анализа зарубежной психолого-педагогической литературы определена роль педагога в проектной деятельности дошкольников. Разработаны методические рекомендации по применению проектного подхода к обучению в детских образовательных учреждениях. Выработанные рекомендации будут способствовать повышению эффективности образовательного процесса и обеспечат дальнейшее совершенствование отечественной методики проектной деятельности. Выводы исследования могут быть учтены при разработке новых учебных программ.

Ключевые слова: дошкольники; проектный подход; внедрение; проблемы; требования; мотивация; зарубежный опыт

ЧЕРТКОЕВА Валентина Григорьевна, кандидат педагогических наук, доцент, кафедра Дошкольного образования, Северо-Осетинский государственный педагогический институт, Владикавказ, Республика Северная Осетия - Алания valgrich50lS>mail. г и

В рамках современных образовательных программ дошкольных образовательных учреждений (ДОУ) детям как правило предоставляется возможность получать и закреплять знания различными способами. При этом существует все чаще педагогами и психологами высказывается мнение, что обучение посредством решения простых задач мало способствует пониманию и усвоению учебного материала, формирует негативное отношение детей к учебе и школе . Решить это проблему можно посредством внедрения более сложных когнитивных задач, которые предоставляют ребенку возможность для решения реальных проблем. Знания лучше всего усваиваются в контексте, поэтому наиболее эффективным является обучение посредством решения сложных проблем, когда дети вынуждены использовать когнитивные инструменты, различные источники информации и других людей в качествеучебных ресурсов . Задачи педагога - подготовить пошаговые задания в соответствии с решаемыми задачами; использовать моделирование, побуждение и тренинг, научить воспитанников стратегическому мышлению, чтобы постепенно перенести на него ответственность за собственное обучение . Реализации такого подхода к обучению позволит мотивировать детей на эффективное решение подлинных проблем, объединив предшествующие знания и опыт, приобрести новые предметно-специфические знания и разработать познавательные стратегии, применимые к решению этих проблем.

Невозможно спорить с тем фактом, что образовательная система страны является краеугольным камнем государственно-общественного развития. От ее содержания, структуры и принципов во многом зависят перспективы интеллектуального и духовного совершенствования населения. Система образования чутко реагирует на изменения в сфере общественного развития, порой становясь их первопричиной. Именно поэтому периоды государственных изменений всегда затрагивали образования. Основные реформы образования в России часто происходили на фоне резких перемен в жизни общества.

Страницы истории

Отправной точкой в этом отношении можно считать XVIII век. В этот период начались первые реформы образования в истории России, ознаменовавшиеся переходом от религиозной школы к светской. Изменения были в первую очередь связаны с масштабным переустройством всей государственной и общественной жизни. Появились крупные центры просвещения, Академия наук и Московский университет, а также новые типы школ: навигацкие, математические, цифирные (государственные). Система образования стала носить сословный характер, появились специализированные учебные заведения для дворянства.

Традиционная ступенчатая система обучения начала формироваться в начале XIX века, в период правления Александра I. Был принят устав учебных заведений, предусматривающий уровни высшего, среднего и начального образования. Открылся ряд крупных университетов.

Реформа образования в России была продолжена в 60-е гг. XIX века, став частью целого комплекса социальных изменений. Школы становились бессословными и общедоступными, появилась сеть земских учреждений, университеты получали автономию, начало активно развиваться женское образование.

Наступивший вслед за этим реакционный этап свел на нет многие положительные изменения в сфере образования. Однако к началу XX века ситуация стала налаживаться, учебные планы гимназий и реальных училищ были приближены друг к другу, среди обучающихся увеличилось число мещан. В 1916 году был подготовлен проект изменений, предусматривавший отмену сословных ограничений и автономию школ.

Реформы образования в России в 20 веке

Революционные события 1917 года означали резкий перелом в жизни общества и государства, затронувший все сферы жизни. Не стала исключением и область образования. Советской властью был взят курс на ликвидацию безграмотности, общедоступность и унификацию обучения, усиление государственного контроля. Первой реформой образования в России новой формации стал декрет 1918 года, утвердивший положение о единой трудовой школе (ряд его принципов действовал вплоть до 90-х гг. прошлого века). В сфере образования были провозглашены бесплатность и гендерное равенство, взят курс на воспитание человека новой формации.

Период 20-30-х гг. стал эпохой экспериментов в образовании. Нетрадиционные формы и методики обучения, классовый подход подчас приводили к неожиданным результатам. Изменения коснулись не только школ и университетов. Примечательными были и реформы художественного образования в советской России. Необходимость перемен назрела еще в начале века. Академическая система преподавания не соответствовала запросам времени. Реформа художественного образования в советской России изменила формат обучения, учащиеся получили свободу выбирать себе преподавателей. Итоги таких перемен были не самыми блестящими, поэтому уже через два года в систему художественного образования были возвращены многие черты академического обучения.

Традиционные элементы обучения вернулись также в школьное и вузовское образование. В целом советская система образования стабилизировалась к середине 60-х гг. Произошла реформа среднего образования в России, которое стало всеобщим и обязательным. В 1984 году была предпринята попытка уравновесить приоритетность высшего образования дополнительным профессиональным обучением в школах.

Смена ориентиров

Очередные масштабные перемены в сфере управления, системе государственного устройства, произошедшие в 90-е гг., не могли не отразиться на образовании. Тем более, к тому моменту модернизации требовали многие образовательные структуры. В условиях смены политического и экономического курса очередная реформа системы образования в России должна была:

  • способствовать укреплению демократической системы, развитию национального самосознания;
  • облегчить переход к рыночной экономике;
  • строиться на принципах открытости и дифференциации;
  • создать различные виды образовательных учреждений, программ, специализаций;
  • предоставить учащемуся возможность выбора при сохранении единого образовательного пространства.

Процесс изменений не был однозначным. С одной стороны, было обеспечено многообразие типов образовательных учреждений и учебных программ, вузы получили права академической автономии, активно начал развиваться негосударственный образовательный сектор. В 1992 был принят закон об образовании в РФ, подчеркивающий гуманистическую и социальную сущность системы образования. С другой, резкое снижение уровня государственной поддержки и финансирования на фоне непростой социально-экономической ситуации сводили на нет многие положительные начинания. Поэтому уже к началу 2000 гг. вновь был поставлен вопрос о реформе образования в современной России.

Доктрина отечественного образования

Именно в этом документе были сформулированы основные приоритеты дальнейших изменений в образовательной системе. Ключевые положения Национальной доктрины были одобрены федеральным правительством в 2000 году. На этом этапе реформы в области образования в России определялись цели обучения и воспитания подрастающего поколения, средства и пути их достижения, планируемые результаты вплоть до 2025 года. Задачи образования напрямую связывались с общественными:

  • рост потенциала государства в области науки, культуры, экономики и современных технологий;
  • улучшение качества жизни населения;
  • формирование основы для устойчивого социального, духовного, экономического роста.

В доктрине были сформулированы следующие принципы:

  • образование в течение жизни;
  • преемственность образовательных ступеней;
  • патриотическое и гражданское воспитание;
  • разностороннее развитие;
  • постоянное обновление содержания и технологий обучения;
  • внедрение методов дистанционного образования;
  • академическая мобильность;
  • систематизация работы с одаренными учащимися;
  • экологическое воспитание.

Одним из направлений реформ образования в России была определена модернизации нормативно-правовой базы, обеспечивающей эту сферу общественного развития. При этом государством должны гарантироваться: реализация конституционного права на образование; интеграция науки и образования; активизация государственно-общественного управления и социального партнерства в образовании; возможность получения качественных образовательных услуг социально незащищенными группами населения; сохранение национальных образовательных традиций; интеграция систем отечественного и мирового образования.

Этапы и цели изменений

Концепция масштабных перемен была сформулирована к 2004 году. Правительством были одобрены ключевые направления реформы образования в современной России. В их число вошли: повышение качества и доступности образования, оптимизация финансирования данной сферы.

Ряд принципиальных моментов был связан со стремлением присоединиться к Болонскому процессу, в задачи которого входило создание общего образовательного пространства на европейской территории, возможность признания национальных дипломов. Для этого понадобился переход к двухуровневой форме высшего образования (бакалавриат + магистратура). Кроме того, болонская система подразумевала изменение зачетных единиц результатов обучения, новую систему оценки качества программ и образовательного процесса в вузах, а также нормативно-подушевой принцип финансирования.

В начале реформ образования в России было также одобрено новшество, вызывающее споры и по сей день. Речь идет о повсеместном введении единого государственного экзамена (ЕГЭ) в 2005 году. Данная система должна была ликвидировать коррупционную составляющую при поступлении в вузы, дать возможность талантливым абитуриентам поступать в лучшие образовательные учреждения.

Введение стандартов

Важнейшим этапом реформы системы образования в России стало внедрение новых федеральных стандартов на разных уровнях обучения. Стандарт - совокупность требований к определенному образовательному уровню или специальности. Первые шаги в этом направлении начали предприниматься еще с начала 2000 гг., но новый формат был разработан только через десять лет. Начиная с 2009 года были введены стандарты профессионального образования, а с первого сентября 2011 года школы начали работать по ФГОС для начальной школы. Сроки обучения по программам общего образования были изменены еще раньше и составили 11 лет.

Если говорить кратко о реформе образования в России в этом направлении, стандарт определял структуру программ обучения, условия их реализации и обязательные образовательные результаты. Изменения были внесены в:

  • содержание, цели, формы организации учебного процесса;
  • систему оценки и контроля образовательных результатов;
  • формат взаимодействия педагога и учащихся;
  • структуру учебного плана и программ, а также их методическое обеспечение.

В новых положениях установлены два уровня образовательных результатов, обязательный и повышенный. Достигнуть первого должны все учащиеся. Уровень достижения второго зависит от интеллектуальных потребностей и мотивации школьника.

Особое внимание уделяется воспитательной работе в образовательной организации и духовно-нравственному развитию учащихся. К основным результатам воспитания отнесены: патриотические чувства, гражданская идентичность, толерантность, готовность взаимодействовать с людьми.

Федеральные стандарты предусматривают:

  • разнообразие школьных программ (образовательное учреждение самостоятельно выбирает, какой из утвержденных учебно-методических комплексов выбрать);
  • расширение сферы внеурочной деятельности (обязательное посещение кружков широко спектра, дополнительных занятий);
  • внедрение технологии «портфолио» (подтверждение образовательных, творческих, спортивных достижений школьника);
  • профильный характер обучения для старшеклассников по нескольким основным направлениям (универсальный, естественнонаучный, гуманитарный, социально-экономический, технологический) с возможностью составления индивидуального плана занятий.

В 2012 году переход на новые стандарты начала основная школа (5-9 классы). Через год в пилотном режиме по новой схеме стали учиться старшеклассники, а также был принят стандарт дошкольного образования. Таким образом обеспечивалась преемственность программ на всех ступенях общего образования.

Новые векторы школьного образования

Обновленные нормативные положения, регулирующие отношения в сфере образования, коренным образом перестроили весь учебный процесс, изменив основные целевые ориентиры. Реформа школьного образования в России предусматривала переход от «знаниевой» концепции обучения к «деятельностной». То есть ребенок должен не просто владеть определенной информацией по тем или иным предметам, но и уметь применять ее на практике для решения конкретных образовательных задач. В этой связи был введен принцип обязательного формирования универсальных учебных действий (УУД). Познавательные (способность к логическим действиям, анализу, выводам), регулятивные (готовность к планированию, целеполаганию, оценке собственных действий), коммуникативные (навыки в сфере общения и взаимодействия с окружающими).

Среди требований к результатам обучения было выделено три основных группы.

  1. Личностные результаты. Включают способность и готовность учащегося к саморазвитию, мотивацию к познавательной деятельности, ценностные ориентиры и эстетические потребности, социальные компетенции, сформированность гражданской позиции, установок на соблюдение принципов здорового образа жизни, навыков адаптации в современном мире и т. д.
  2. Предметные результаты. Связаны с формированием научной картины окружающего мира, опытом ученика по получению новых знаний в рамках конкретных дисциплин, их применению, осмыслению и преобразованию.
  3. Метапредметные результаты. Эта группа непосредственно связана с освоением УУД, ключевых компетенций, составляющих основу формулы «уметь учиться».

Отдельное внимание уделяется организации проектной и исследовательской деятельности учащихся, разнообразию форм внеурочной практики, внедрению в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий. В образовательных программах помимо федерального компонента предусмотрены разделы, формируемые коллективом образовательных учреждений самостоятельно.

Реформа высшего образования в России

Представления о необходимости принципиальных изменений на этой ступени обучения сформировались еще на рубеже XX и XXI вв. С одно стороны, это было вызвано определенными кризисными тенденциями в сфере вузовского образования, с другой - идеей интеграции в европейское образовательное пространство. Реформа высшего образования в России предусматривала:

  • укрепление взаимодействия науки и образования;
  • создание двухуровневой системы обучения в вузах;
  • привлечение непосредственных работодателей к формированию социального заказа на специалистов различных категорий.

В 2005 году был запущен процесс аттестации отечественных вузов, по итогам которого им присваивался определенный статус: федеральный, национальный, региональный. От этого стал зависеть уровень академических свобод и финансирования. Через несколько лет прошли массовые проверки вузов, в результате более ста были признаны неэффективными и лишились лицензии.

Переход на программы бакалавриата (4 года) и магистратуры (2 года) в 2009 году вызвал неоднозначную реакцию со стороны заинтересованных участников образовательного процесса. Предполагалось, что данное решение в ходе реформы образования в России удовлетворит массовый спрос на вузовское образование, одновременно способствуя формированию категории научно-образовательных кадров высшего уровня. Также произошел переход на федеральные стандарты нового поколения. В качестве образовательных результатов в них предусматривался комплекс общих и профессиональных компетенций, которыми должен обладать выпускник по итогам прохождения программы подготовки. Большое внимание уделялось и формам организации учебного процесса, предпочтение было отдано практико-ориентированным технологиям (проекты, деловые игры, кейсы).

В 2015 году,sk принят ряд положений, призванных совершенствовать образовательные программы, приведя их в большее соответствие с профессиональными стандартами. По мнению разработчиков, это будет способствовать подготовке специалистов, в полной мере отвечающих требованиям работодателей.

Закон об образовании РФ

Вступление этого документа в силу стало знаковым событием в рамках новой реформы образования в России. Новый закон, пришедший на смену варианту 1992 года, был принят в декабре 2012 года под номером 273-ФЗ. Его задача - регламентация общественных отношений в сфере образования, обеспечение реализации права граждан на его получение, регулирование правовых отношений, возникающих в образовательной деятельности.

Положениями закона устанавливаются меры социального обеспечения, обязанности и права участников образовательных отношений (детей, их родителей, педагогов). Впервые четко определяются принципы обучения граждан с особыми образовательными потребностями, иностранцев и проч. Разграничиваются полномочия федеральных и региональных органов власти, местного самоуправления, устанавливается формат государственного и общественного надзора в сфере образования.

В законе четко определены общее, дошкольное (ставшее первой стадией общего), среднее профессиональное, высшее, а также дополнительное и послевузовское. При этом провозглашается принцип доступности и качества обучения на всех ступенях. В этой связи регламентируются сферы интерактивного и дистанционного образования, позволяющие большинству граждан получать образовательные услуги удаленно.

Впервые определяются принципы и задачи инклюзивного образования, которое может осуществляться как в общеобразовательном, так и в специализированном учреждении.

Информационная открытость становится обязательным условиям работы образовательной организации. Все необходимые сведения размещаются в свободном сетевом доступе.

Ряд положений закона посвящен вопросам независимой оценки качества образования на федеральном и региональном уровнях. В комплекс оценочных процедур входит анализ образовательных результатов, условий обучения, программ.

Перспективы дальнейших изменений

Векторы предстоящих реформ России в сфере образования определяются как в рамках федеральных программ развития, так и на уровне оперативно принимаемых решений. Так, согласно положениям целевой программы развития образования до 2020 года, сохраняются традиционные ориентиры модернизации:

  • обеспечение качественного, доступного образования, соответствующего направлениям общественного развития;
  • развитие современной творческой, научной среды образовательных организаций;
  • внедрение технологических инноваций в сфере профессионального образования;
  • активизация применения современных технологий в общем и дополнительном образовании;
  • обеспечение подготовки высокопрофессиональных кадров для современной экономической сферы;
  • развитие системы действенной оценки образовательных результатов и качества обучения.

Еще один документ, определяющий приоритетные направления реформ образования в России, - государственная программа развития до 2025 года. Помимо общей установки на повышение рейтинга российского образования в различных международных программах оценки качества, в ней выделено несколько ключевых подпрограмм:

  • развитие дошкольного, общего и дополнительного образования;
  • повышение эффективности мероприятий молодежной политики;
  • модернизация системы управления в области образования;
  • реализация востребованных программ профессионального обучения;
  • повышение значимости и распространение русского языка.

В апреле текущего года было внесено предложение об увеличении расходов на развитие образования до 4,8% ВВП. В список приоритетных проектов вошли: обеспечение разнообразия форм раннего развития детей (до 3 лет), массовое внедрение электронных учебных пособий (с функциями искусственного интеллекта), расширение сети центров поддержки талантливых детей, обеспечение инновационного развития вузов.

Также предполагается:

  • создать дополнительные места в школах, обеспечить обучение в одну смену;
  • удовлетворить потребности населения в услугах яслей;
  • внести изменения в систему оценки знаний (проверочные работы в 6 классах, устная проверка по русскому языку для девятиклассников, усложнение заданий и введение третьего обязательного предмета на ЕГЭ);
  • продолжить сокращение количества аккредитованных вузов, повысить уровень подготовки студентов;
  • модернизировать программы среднего профобразования, обеспечив проведение квалификационного экзамена и получение паспорта приобретенных компетенций.