Объемная доля выхода продукта реакции формула. Как решать задачи по химии, готовые решения. Даны массы исходного вещества и продукта реакции. Определить выход продукта реакции

Урок №20. Расчетные задачи типа «Определение выхода про­дукта реакции в процентах от теоретического».

В условии задачи встречается слово «выход». Теоретический выход продукта всегда выше практического.

Понятия «теоретическая масса или объём, практическая масса или объём» могут быть использованы только для веществ-продуктов.

Доля выхода продукта обозначается буквой h (эта), измеряется в процентах или долях.

m практическая х100%

h = m теоретичееская

V практический х100%

h = V теоретичееский

m практическая (MgSO4) = 5,5 г

_____________________

M(Mg) = 24 г/моль

M(MgSO4) = 24 + 32 + 4 · 16 = 120 г/моль

ν(Mg) = 1,2 г / 24(г/моль) = 0,05 моль

mтеор (MgSO4) = M(MgSO4) · νтеор (MgSO4) =

120 г/моль · 0,05 моль = 6 г

(MgSO4)=(5,5г ·100%)/6г=91,7%

Ответ: Выход сульфата магния составляет 91,7% по сравнению с теоретическим

реакции.

1. Записываем краткое условие задачи

m(CaO) = 16,8 г

h =80% или 0,8

_________________

m практ (CaC2) = ?

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

3. Находим по ПСХЭ молярные массы подчёркнутых веществ

M(CaO) = 40 + 16 = 56 г/моль

M(CaC2) = 40 + 2 · 12 = 64г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам

ν(CaO)=16,8 (г) / 56 (г/моль) = 0,3 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (νтеор) и теоретическую массу (mтеор) продукта реакции

6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле

m практич (CaC2) = 0,8 · 19,2 г = 15,36 г

Ответ: m практич (CaC2) = 15,36 г

1. Записываем краткое условие задачи

Дано: н. у.

Vm = 22,4 л/моль

Vпрактич(CO2) = 28,56 л

h = 85% или 0,85

____________________

2. Находим по ПСХЭ молярные массы веществ, если это необходимо

M (Na2CO3) =2·23 + 12 + 3·16 = 106 г/моль

3. Вычисляем теоретически полученный объём (массу) и количество вещества продукта реакции, используя формулы:

Vтеоретич(CO2) =

28,56 л / 0,85 = 33,6 л

ν(CO2) = 33,6 (л) / 22,4 (л/моль) = 1,5 моль

4. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.

5. Находим количество вещества реагента по УХР

Следовательно

ν(Na2CO3) = ν(CO2) = 1,5 моль

5. Определяем массу (объём) реагента по формуле:

V = ν · Vm m = ν · M m(Na2CO3) = 106 г/моль · 1,5 моль = 159 г

Первый тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества и масса (объём) продукта реакции. Необходимо определить выход продукта реакции в %.

Задача 1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

Второй тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества (реагента) и выход (в %) продукта реакции. Необходимо найти практическую массу (объём) продукта реакции.

Задача 2. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

Третий тип задач – Известны масса (объём) практически полученного вещества и выход этого продукта реакции. Необходимо вычислить массу (объём) исходного вещества.

Задача 3. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

№1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

№2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием . Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

Первый тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества и масса (объём) продукта реакции. Необходимо определить выход продукта реакции в %.

Задача 1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

Второй тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества (реагента) и выход (в %) продукта реакции. Необходимо найти практическую массу (объём) продукта реакции.

Задача 2. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

Третий тип задач – Известны масса (объём) практически полученного вещества и выход этого продукта реакции. Необходимо вычислить массу (объём) исходного вещества.

Задача 3. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода (IV) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

№1. При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

№2. Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr2O3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

№3. Определите, какая масса мели вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н. у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

№4. К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.

Тепловой эффект химической реакции. (А 30)

1.

2Мg + O 2 = 2МgО + 1200 кДж,

выделилось 600 кДж теплоты. Объем (н.у.) вступившего при этом в реакцию кислорода равен 1) 44,8л 2) 22,4л 3) 11,2л 4) 112л

2 . В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2Са + О 2 = 2СаО + 1270 кДж,

образовалось 56 гоксида кальция. Количество выделившейся при этом теплоты равно 1)635кДж 2) 2540 кДж 3) 317,5 кДж 4)254кДж

3 . В соответствии с термохимическим уравнением реакции

4Аl + 3O 2(г) = 2Al 2 O 3 +3352 кДж

количество теплоты, выделяющееся при сгорании 270 г алюми­ния, равно

1)6704кДж 2) 1340,8 кДж 3) 8380 кДж 4)838кДж

4

S + O 2 = SO 2 +297кДж,

выделилось 1188 кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшегося при этом сернистого газа равен 1) 44,8л 2) 89,6л 3) 890л 4) 112л

5. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2SO 2 + O 2 = 2SO 3 +198кДж,

выделилось 990 кДж теплоты. Масса вступившего в реакцию сернистого газа равна 1) 1280 г 2) 1600 г 3)320г 4)640г

6. В соответствии с термохимическим уравнением реакции

2СО (г) + O 2(г) = 2СO 2(г) + 568 кДж

количество теплоты, выделившейся при сгорании 11,2л (н.у.) ок­сида углерода (П), равно 1) 113,6 кДж 2) 142кДж 3) 284 кДж 4) 838кДж

7. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

3КСlO 3 = 2КС1 + 3O 2 + 90 кДж,

образовалось 224 л (н.у.) кислорода. Количество теплоты, выде­лившейся при этом, равно 1) 450 кДж 2) 270 кДж 3) 300 кДж 4) 150кДж

8. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

N 2 + ЗН 2 = 2NН 3 + 92 кДж,

выделилось 46 кДж теплоты. Объем (н.у.) вступившего в реак­цию водорода равен 1) 67,2л 2) 44,8л 3) 11,2л 4) 33,6л

9 . В результате реакции, термохимическое уравнение которой

СН 4 + 2O 2 = СO 2 + 2Н 2 O + 802 кДж,

выделилось 160,4 кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшихся при этом газообразных продуктов равен

1) 4,48л 2) 8,96л 3) 13,44л 4) 11,2л

10. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

4NH 3 + 5O 2 = 4NO + 6Н 2 O + 902кДж,

выделилось 451 кДж теплоты. Объем (н.у.) образовавшихся при этом газообразных продуктов равен 1) 112л 2) 44,8л 3) 67,2л 4) 224л

11 . В результате реакции, термохимическое уравнение которой



4NH 3 + 3O 2 = 2N 2 + 6Н 2 O + 1532 кДж,

образовалось 22,4 л (н.у.) азота. Количество выделившейся при этом теплоты равно 1) 1532кДж 2) 766 кДж 3) 306,4 кДж 4) 3064 кДж

12. В результате реакции, термохимическое уравнение которой

2Н 2 +O 2 = 2Н 2 O + 572кДж,

образовалось 7,2 г воды. Количество выделившейся при этом теплоты равно

1)114,4кДж 2) 57,2 кДж 3) 143 кДж 4) 228,8 кДж

Массовая доля растворенного вещества. (В 9)

1. К 100 г 40%-го раствора глюкозы добавили 20 мл. воды. Мас­совая доля глюкозы в полученном растворе равна _____________%. (Запи­шите число с точностью до десятых.) (33,3 %)

2 . В 80 г 20%-го раствора хлорида натрия растворили 10 г той же соли. Массовая доля хлорида натрия в полученном растворе равна _______________%. (Запишите число с точностью до десятых.) (28,9 %)

3 . В 300 г воды растворили 44,8 л аммиака (н.у.). Массовая доля аммиака в полученном растворе равна ---------------- %. (Запишите число с точностью до сотых.) (10,18 %)

4 . В 50 г воды растворили 112мл сероводорода (н.у.). Массовая доля сероводородной кислоты в полученном растворе равна ___________ %(Запишите число с точностью до сотых.) (0,34 %)

5. В 75 мл воды растворили 17,92 л хлороводорода (н.у.). Мас­совая доля хлороводородной кислоты в полученном растворе равна __________%. (Запишите число с точностью до целых) (28%)

6. К 25 г 10%-го раствора серной кислоты добавили 35 г 20% раствора серной кислоты. Массовая доля серной кислоты в получен­ном растворе равна ___ %. (Запишите число с точностью до сотых.) (15,83 %)

7. К 40 мл 20%-го раствора нитрата калия (плотность 1,13 г/мл) добавили 30 мл 10%-го раствора той же соли (плотность 1,06 г/мл). Массовая доля нитрата калия в полученном растворе равна _________ %. (Запишите число с точностью до десятых.) (15,9 %)

8 . К 50 мл 22%-го раствора гидроксида калия (плотность 1,20 г/мл) добавили 70 мл 8%-го раствора той же соли (плотность 1,07 г/мл). Массовая доля гидроксида калия в полученном растворе равна ________%. (Запишите число с точностью до десятых.) (14,2 %)

9 . Какую массу воды надо добавить к 120 г 30%-го раствора со­ляной кислоты для получения 15%-го раствора? Ответ: _________ г. (Запишите число с точностью до целых.) (120 г)

10. Какую массу сульфата магния надо добавить к 150 г 10%- го раствора этой соли для получения 18%-го раствора? Ответ: __________г. (Запишите число с точностью до сотых.) (14,63 г)

11 . Какую массу 12%-го раствора сульфата меди (II) надо доба­вить к 60 г 4%-го раствора этой соли для получения 10%-го раство­ра? Ответ:_______ г. (Запишите число с точностью до целых.) (180 г)

12. Сколько граммов 8%-го и 14%-го раствора хлорида кальция надо взять для приготовления 100 г 12%-го раствора этой соли? (8% - 33,33 г; 14% - 66,67 г)

13. Какой объем 30%-го раствора бромида калия (плот­ность 1,26 г/мл) и 12%-го раствора этой же соли (плотность 1,09 г/мл) надо взять для приготовления 200 г 15%-го раствора? (30% - 26,455 мл; 12% - 152,9 мл)

14. Масса кислорода, содержащегося в 200 г раствора карбоната натрия с массовой долей 10,6%, равна _________г. (Запишите число с точностью до десятых.) (9,6 г)

15. Масса кальция, содержащегося в 410 г раствора нитрата кальция с массовой долей 2%, равна _________г. (Запишите число с точностью до целых.) (2 г)

Задачи на выход продукта реакции от теоретически возможного.

1 . При взаимодействии натрия количеством веще­ства 0,5 моль с водой получили водород объемом 4,2 л. Вычислите практический выход газа (%). (75%.)

2 . Металлический хром получают восстановлени­ем его оксида Сг 2 О 3 металлическим алюминием. Вы­числите массу хрома, который можно получить восста­новлением его оксида массой 228 кг, если практиче­ский выход хрома составляет 95%. (148,2 кг.)

3. При сплавлении гидроксида натрия массой 60 г и оксида кремния (IV) образовалось 13 г водяных па­ров. Определите практический выход воды. (96,3%.)

4. Определите, какая масса меди вступит в реак­цию с концентрированной серной кислотой для полу­чения оксида серы (IV) объемом 3,0 л (н. у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%. (9,51 г.)

5. Вычислите объем аммиака, который можно по­лучить, нагревая хлорид аммония массой 20 г с избыт­ком гидроксида кальция, если выход аммиака состав­ляет 98%. (8,2 л.)

6. При пропускании аммиака объемом 672 л (н. у.) через раствор массой 900 г с массовой долей азотной кислоты 40% получен нитрат аммония массой 440,68 г. Определите выход соли. (96%.)

7. Из фосфора массой 15,5 кг получили фосфорную кислоту массой 41,6 кг. Вычислите выход продукта. (85%.)

8. Какое количество серной кислоты можно полу­чить из серы массой 192 г, если выход на последней стадии 95%? (5,7 моль.)

9. При пропускании сероводорода объемом 2,8 л (н. у.) через избыток раствора сульфата меди (II) обра­зовался осадок массой 11,4 г. Определите выход про­дукта реакции. (95%.)

10. Через раствор массой 50 г с массовой долей иодида натрия 15% пропустили избыток хлора. Выде­лился иод массой 5,6 г. Определите выход продукта реа­кции. (88,2%.)

11. К раствору, содержащему хлорид кальция мас­сой 4,5 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, ес­ли выход продукта реакции составляет 88%. (3,41 г.)

12. Вычислите, какой объем раствора с массовой долей гидроксида калия 26% (р = 1,24 г/мл) необходим для реакции с алюминием, чтобы получить водород объемом 10,64 л, если выход водорода составляет 95%. (57,32 мл.)

13. Определите количество вещества и объем I (н. у.) хлора, который потребуется для получения хло­рида железа (III) массой 150 г при выходе соли 92,3%. (1,5 моль; 33,6 л.)

14. При термическом разложении метана количе­ством 14 моль получен ацетилен, объем которого при (н. у.) составил 120,96 л. Вычислите выход продукта. (77%.)

15. Вычислите массу ацетата натрия, затраченную на получение метана массой 80 г при выходе продукта 70%. (586 г.)

16. Определите массу уксусной кислоты, которая расходуется для синтеза этилацетата, если полученная масса эфира 70,4 г составляет 80% от теоретического. (60 г.)

17. Рассчитайте массу тетрахлорида углерода, кото­рый можно получить при хлорировании метана объе­мом 11,2 л молекулярным хлором, объем которого ра­вен 56 л (н. у.). Выход продукта составляет 70%. (53,9 г.)

18. При каталитическом гидрировании формальде­гида получили метиловый спирт, при взаимодействии которого с металлическим натрием образовался во­дород объемом 8,96 л (н. у.). Выход продукта на каж­дой стадии синтеза составил 80%. Определите исход­ную массу формальдегида. (37,5 г.)

Признак

В условии задачи встречается слово «выход». Теоретический выход продукта всегда выше практического.

Понятия «теоретическая масса или объём, практическая масса или объём» могут быть использованы только для веществ-продуктов.

Доля выхода продукта обозначается буквой

(эта), измеряется в процентах или долях.



Также для расчётов может использоваться количественный выход:

Первый тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества и масса (объём) продукта реакции. Необходимо определить выход продукта реакции в %.

Задача 1. При взаимодействии магния массой 1,2 г с раствором серной кислоты получили соль массой 5, 5 г. Определите выход продукта реакции (%).

Дано:

m (Mg ) = 1,2 г

m практическая (MgSO 4) = 5,5 г

_____________________

Найти:


M (Mg ) = 24 г/моль

M (MgSO 4) = 24 + 32 + 4 · 16 = 120 г/моль


ν(Mg ) = 1,2 г / 24(г/моль) = 0,05 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (ν теор) и теоретическую массу (m теор) продукта реакции


m = ν · M

m теор (MgSO 4) = M (MgSO 4) · ν теор (MgSO 4) =

120 г/моль · 0,05 моль = 6 г



(MgSO 4)=(5,5г ·100%)/6г=91,7%

Ответ: Выход сульфата магния составляет 91,7% по сравнению с теоретическим

Второй тип задач – Известны масса (объём) исходного вещества (реагента) и выход (в %) продукта реакции. Необходимо найти практическую массу (объём) продукта реакции.

Задача 2. Вычислите массу карбида кальция, образовавшегося при действии угля на оксид кальция массой 16,8 г, если выход составляет 80%.

1. Записываем краткое условие задачи

Дано:

m (CaO ) = 16,8 г


80% или 0,8

____________________

Найти:

m практ (CaC 2 ) = ?

2. Запишем УХР. Расставим коэффициенты.

Под формулами (из дано) напишем стехиометрические соотношения, отображаемые уравнением реакции.


3. Находим по ПСХЭ молярные массы подчёркнутых веществ

M (CaO ) = 40 + 16 = 56 г/моль

M (CaC 2 ) = 40 + 2 · 12 = 64 г/моль

4. Находим количество вещества реагента по формулам


ν(CaO )=16,8 (г) / 56 (г/моль) = 0,3 моль

5. По УХР вычисляем теоретическое количество вещества (ν теор) и теоретическую массу (m теор ) продукта реакции


6. Находим массовую (объёмную) долю выхода продукта по формуле


m практич (CaC 2 ) = 0,8 · 19,2 г = 15,36 г

Ответ: m практич (CaC 2 ) = 15,36 г

Третий типзадач – Известны масса (объём) практически полученного вещества и выход этого продукта реакции. Необходимо вычислить массу (объём) исходного вещества.

Задача 3. Карбонат натрия взаимодействует с соляной кислотой. Вычислите, какую массу карбоната натрия нужно взять для получения оксида углерода ( IV ) объёмом 28,56 л (н. у.). Практический выход продукта 85%.

1. Записываем краткое условие задачи

Дано: н. у.

V m = 22,4 л/моль

V практич (CO 2) = 28,56 л

85% или 0,85

_____________________

Найти:

m(Na 2 CO 3) =?

2. Находим по ПСХЭ молярные массы веществ, если это необходимо

M (Na 2 CO 3) = 2·23 + 12 + 3·16 = 106 г/моль

3. Вычисляем теоретически полученный объём (массу) и количество вещества продукта реакции, используя формулы: 5. Определяем массу (объём) реагента по формуле:

m = ν · M

V = ν · V m

m = ν · M

m (Na 2 CO 3) = 106 г/моль · 1,5 моль = 159 г

РЕШИТЕ ЗАДАЧИ

№1.

При взаимодействии натрия количеством вещества 0, 5 моль с водой получили водород объёмом 4,2 л (н. у.). Вычислите практический выход газа (%).

Металлический хром получают восстановлением его оксида Cr 2 O 3 металлическим алюминием. Вычислите массу хрома, который можно получить при восстановлении его оксида массой 228 г, если практический выход хрома составляет 95 %.

№3.

Определите, какая масса меди вступит в реакцию с концентрированной серной кислотой для получения оксида серы (IV) объёмом 3 л (н.у.), если выход оксида серы (IV) составляет 90%.

№4.

К раствору, содержащему хлорид кальция массой 4,1 г, прилили раствор, содержащий фосфат натрия массой 4,1 г. Определите массу полученного осадка, если выход продукта реакции составляет 88 %.















Назад Вперёд

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.

При обучении учащихся решению расчётных задач по химии учителя сталкиваются с рядом проблем

  • решая задачу, учащиеся не понимают сущности задач и хода их решения;
  • не анализируют содержание задачи;
  • не определяют последовательность действий;
  • неправильно используют химический язык, математические действия и обозначение физических величин и др.;

Преодоление этих недостатков является одной из главных целей, который ставит перед собой учитель, приступая к обучению решению расчетных задач.

Задача учителя состоит в том, чтобы научить учащихся анализировать условия задач, через составление логической схемы решения конкретной задачи. Составление логической схемы задачи предотвращает многие ошибки, которые допускают учащиеся.

Цели урока:

  • формирование умения анализировать условие задачи;
  • формирование умения определять тип расчетной задачи, порядок действий при ее решении;
  • развитие познавательных, интеллектуальных и творческих способностей.

Задачи урока:

  • овладеть способами решения химических задач с использованием понятия “массовая доля выхода продукта реакции от теоретического”;
  • отработать навыки решения расчетных задач;
  • способствовать усвоению материала, имеющего отношение к производственным процессам;
  • стимулировать углубленное изучение теоретических вопросов, интерес к решению творческих задач.

Ход урока

Определяем причину и сущность ситуации, которые описываются в задачах “на выход продукта от теоретического”.

В реальных химических реакциях масса продукта всегда оказывается меньше расчетной. Почему?

  • Многие химические реакции обратимы и не доходят до конца.
  • При взаимодействии органических веществ часто образуются побочные продукты.
  • При гетерогенных реакциях вещества плохо перемешиваются, и часть веществ просто не вступает в реакции.
  • Часть газообразных веществ может улетучиться.
  • При получении осадков часть вещества может остаться в растворе.

Вывод:

  • масса теоретическая всегда больше практической;
  • объём теоретический всегда больше объёма практического.

Теоретический выход составляет 100%, практический выход всегда меньше 100%.

Количество продукта, рассчитанное по уравнению реакции, - теоретический выход, соответствует 100%.

Доля выхода продукта реакции ( - “этта”) - это отношение массы полученного вещества к массе, которая должна была бы получиться в соответствии с расчетом по уравнению реакции.

Три типа задач с понятием “выход продукта”:

1. Даны массы исходного вещества и продукта реакции . Определить выход продукта.

2. Даны массы исходного вещества и выход продукта реакции. Определить массу продукта.

3. Даны массы продукта и выход продукта. Определить массу исходного вещества.

Задачи.

1. При сжигании железа в сосуде, содержащем 21,3 г хлора, было получено 24,3 г хлорида железа (III). Рассчитайте выход продукта реакции.

2. Над 16 г серы пропустили водород при нагревании. Определите объем (н.у.) полученного сероводорода, если выход продукта реакции составляет 85% от теоретически возможного.

3. Какой объём оксида углерода (II) был взят для восстановления оксида железа (III), если получено 11,2г железа с выходом 80% от теоретически возможного.

Анализ задач.

Каждая задача складывается из совокупности данных (известные вещества) – условия задачи (“выход” и т.п.) – и вопроса (вещества, параметры которых требуется найти). Кроме этого, в ней есть система зависимостей, которые связывают искомое с данными и данные между собой.

Задачи анализа:

1) выявить все данные;

2) выявить зависимости между данными и условиями;

3) выявить зависимости между данным и искомым.

Итак, выясняем:

1. О каких веществах идет речь?

2. Какие изменения произошли с веществами?

3. Какие величины названы в условии задачи?

4. Какие данные – практические или теоретические, названы в условии задачи?

5. Какие из данных можно непосредственно использовать для расчётов по уравнениям реакций, а какие необходимо преобразовать, используя массовую долю выхода?

Алгоритмы решения задач трёх типов:

Определение выхода продукта в % от теоретически возможного.

1. Запишите уравнение химической реакции и расставьте коэффициенты.

2. Под формулами веществ напишите количество вещества согласно коэффициентам.

3. Практически полученная масса известна.

4. Определите теоретическую массу.

5. Определите выход продукта реакции (%), отнеся практическую массу к теоретической и умножив на 100%.

6. Запишите ответ.

Расчет массы продукта реакции, если известен выход продукта.

1. Запишите “дано” и “найти”, запишите уравнение, расставьте коэффициенты.

2. Найдите теоретическое количество вещества для исходных веществ. n =

3. Найдите теоретическое количество вещества продукта реакции, согласно коэффициентам.

4. Вычислите теоретические массу или объем продукта реакции.

m = M * n или V = V m * n

5. Вычислите практические массу или объем продукта реакции (умножьте массу теоретическую или объем теоретический на долю выхода).

Расчет массы исходного вещества, если известны масса продукта реакции и выход продукта.

1. По известному практическому объёму или массе, найдите теоретический объём или массу (используя долю выхода продукта).

2. Найдите теоретическое количество вещества для продукта.

3. Найдите теоретическое количество вещества для исходного вещества, согласно коэффициентам.

4. С помощью теоретического количества вещества найдите массу или объем исходных веществ в реакции.

Домашнее задание.

Решите задачи:

1. Для окисления оксида серы (IV) взяли 112 л (н.у.) кислорода и получили 760 г оксида серы (VI). Чему равен выход продукта в процентах от теоретически возможного?

2. При взаимодействии азота и водорода получили 95 г аммиака NH 3 с выходом 35%. Какие объёмы азота и водорода были взяты для реакции?

3. 64,8 г оксида цинка восстановили избытком углерода. Определите массу образовавшегося металла, если выход продукта реакции равен 65%.

Окружающее нас пространство наполнено разными физическими телами, которые состоят из разных веществ с различной массой. Школьные курсы химии и физики, ознакомляющие с понятием и методом нахождения массы вещества, прослушали и благополучно забыли все, кто учился в школе. Но между тем теоретические знания, приобретенные когда-то, могут понадобиться в самый неожиданный момент.

Вычисление массы вещества с помощью удельной плотности вещества. Пример – имеется бочка на 200 литров. Нужно заполнить бочку любой жидкостью, скажем, светлым пивом. Как найти массу наполненной бочки? Используя формулу плотности вещества p=m/V, где p – удельная плотность вещества, m – масса, V – занимаемый объем, найти массу полной бочки очень просто:
  • Меры объемов – кубические сантиметры, метры. То есть бочка на 200 литров имеет объем 2 м³.
  • Мера удельной плотности находится с помощью таблиц и является постоянной величиной для каждого вещества. Измеряется плотность в кг/м³, г/см³, т/м³. Плотность пива светлого и других алкогольных напитков можно посмотреть на сайте . Она составляет 1025,0 кг/м³.
  • Из формулы плотности p=m/V => m=p*V: m = 1025,0 кг/м³* 2 м³=2050 кг.

Бочка объемом 200 литров, полностью наполненная светлым пивом, будет иметь массу 2050 кг.

Нахождение массы вещества с помощью молярной массы. M (x)=m (x)/v (x) – это отношение массы вещества к его количеству, где M (x) – это молярная масса X, m (x) – масса X, v (x) – количество вещества X. Если в условии задачи прописывается только 1 известный параметр – молярная масса заданного вещества, то нахождение массы этого вещества не составит труда. Например, необходимо найти массу йодида натрия NaI количеством вещества 0,6 моль.
  • Молярная масса исчисляется в единой системе измерений СИ и измеряется в кг/моль, г/моль. Молярная масса йодида натрия – это сумма молярных масс каждого элемента: M (NaI)=M (Na)+M (I). Значение молярной массы каждого элемента можно вычислить по таблице, а можно с помощью онлайн-калькулятора на сайте : M (NaI)=M (Na)+M (I)=23+127=150 (г/моль).
  • Из общей формулы M (NaI)=m (NaI)/v (NaI) => m (NaI)=v (NaI)*M (NaI)= 0,6 моль*150 г/моль=90 грамм.

Масса йодида натрия (NaI) с массовой долей вещества 0,6 моль составляет 90 грамм.


Нахождение массы вещества по его массовой доле в растворе. Формула массовой доли вещества ω=*100%, где ω – массовая доля вещества, а m (вещества) и m (раствора) – массы, измеряемые в граммах, килограммах. Общая доля раствора всегда принимается за 100%, иначе будут погрешности в вычислении. Несложно из формулы массовой доли вещества вывести формулу массы вещества: m (вещества)=[ω*m (раствора)] /100%. Однако есть некоторые особенности изменения состава раствора, которые нужно учитывать при решении задач на эту тему:
  • Разбавление раствора водой. Масса вещества растворенного X не изменяется m (X)=m’(X). Масса раствора увеличивается на массу добавленной воды m’ (р)=m (р)+m (H 2 O).
  • Выпаривание воды из раствора. Масса растворенного вещества X не изменяется m (X)=m’ (X). Масса раствора уменьшается на массу выпаренной воды m’ (р)=m (р)-m (H 2 O).
  • Сливание двух растворов. Массы растворов, а также массы растворенного вещества X при смешивании складываются: m’’ (X)=m (X)+m’ (X). m’’ (р)=m (р)+m’ (р).
  • Выпадение кристаллов. Массы растворенного вещества X и раствора уменьшаются на массу выпавших кристаллов: m’ (X)=m (X)-m (осадка), m’ (р)=m (р)-m (осадка).


Алгоритм нахождения массы продукта реакции (вещества), если известен выход продукта реакции. Выход продукта находится по формуле η=*100%, где m (x практическая) – масса продукта х, которая получена в результате практического процесса реакции, m (x теоретическая) – рассчитанная масса вещества х. Отсюда m (x практическая)=[η*m (x теоретическая)]/100% и m (x теоретическая)=/η. Теоретическая масса получаемого продукта всегда больше практической, в связи с погрешностью реакции, и составляет 100%. Если в задаче не дается масса продукта, полученного в практической реакции, значит, она принимается за абсолютную и равна 100%.

Варианты нахождение массы вещества – небесполезный курс школьного обучения, а вполне применяемые на практике способы. Каждый сможет без труда найти массу необходимого вещества, применяя вышеперечисленные формулы и пользуясь предлагаемыми таблицами. Для облегчения задания прописывайте все реакции, их коэффициенты.