Интервью с элоном маском. «Начало новой космической эры»: что нужно знать о SpaceX Илона Маска, зачем Tesla отправили в Солнечную систему и как мир оценил запуск Falcon Heavy О новой технологии, которая потрясёт мир

Нынешний год у предпринимателя Элона Маска сложился весьма удачно. Обе его компании, Space Exploration Technologies и Tesla Motors, достигли в этом году эпохальных рубежей. SpaceX стала первой частной компанией, которая смогла самостоятельно построить и запустить в космос космический корабль, а также успешно провести от начала до конца его полет, включая состыковку с Международной космической станцией. Тем временем компания Tesla представила публике первый в мире седан премиум-класса с полностью электрическим силовым агрегатом, и этот электромобиль заслужил положительные отзывы в прессе при цене в $49 900.

Как частное лицо, Элон Маск имеет все основания для беспокойства. Этот миллиардер родом из ЮАР в 41 год оказался в довольно зыбком положении. Все его средства вложены в дело, которое может радикально изменить облик нашего будущего — или лопнуть с изрядным грохотом. После создания и продажи системы интернет-платежей PayPal Маск обратился к тем видам деятельности, которые, как ему представлялось, обещали расширить потенциал человечества: электромобилям и доступным космическим полетам.

Но Маск держится вполне хладнокровно. Устроившись за своим столом в штаб-квартире компании SpaceX в Хоторне, штат Калифорния, он спокойно поведал редакторам Popular Mechanics, как он собирается реализовать свой план по спасению нашей планеты и/или сбежать с нее.

Элон Маск, руководитель Space Exploration Technologies и Tesla Motors. Год и место рождения: 1971, Претория (ЮАР). Место жительства: Лос-Анджелес, Калифорния, США. Образование: Университет Пенсильвании, бакалавр в области физики и экономики. Детища: Zip2, PayPal, SpaceX, Tesla Motors. Должность: исполнительный директор и директор по технологиям SpaceX, исполнительный директор Tesla Motors, президент энергетической компании SolarCity. Капитал: $2,4 млрд, занимает 190-е место в списке Forbes 400. Хобби: новые проекты в области солнечной энергии, космических перевозок и электромобилей. Общественная нагрузка: член Планетарного общества США, попечитель фонда X Prize, член консультативного совета Стэнфордского университета и Калифорнийского технологического института. Кино: послужил прототипом гения-миллиардера Тони Старка в фильме «Железный человек» (сам Маск тоже снялся в маленьком эпизоде второй части). Мечта: умереть на Марсе.

Как опыт, приобретенный при организации компании, занимающейся программным обеспечением, повлиял на ваши подходы к реализации крупномасштабных инженерно-технических проектов?

На мой взгляд, в сфере высоких технологий любые новшества очень быстро берутся на вооружение. Таковы традиции бизнеса в Кремниевой долине: либо вы двигаетесь вперед очень быстро, используя любую возможность для совершенствования своей конструкции или своего технологического процесса, или вы проигрываете конкурентам. Я стараюсь не отклоняться от этих принципов. Я пережил немало моментов, когда моя компания оказывалась на грани смерти. Это случалось еще в истории моей первой компании Zip2 (которая разрабатывала программное обеспечение для онлайн-публикаций и была куплена подразделением AltaVista компании Compaq в 1999 году за более чем $300 млн) и в истории компании PayPal.

Если с космическим кораблем Dragon возникнут проблемы или сбыт электромобиля Model S окажется не таким уж успешным, компании, производящие эту технику, будут обречены на гибель. Помогает ли опыт руководства предыдущими компаниями, которые находились «на грани смерти», не страшиться подобного будущего?

Я бы не сказал, что я не страшусь. Я был бы рад избавиться от страхов, поскольку они отвлекают от дела и изнашивают нервную систему. Да, меня постоянно преследует это дурацкое чувство, что вот-вот случится что-нибудь ужасное, что сорвутся все наши космические полеты, что разорится Tesla, что обанкротится SpaceX. Эти страхи не покидают меня никогда, даже в нынешнем году, хотя он прошел весьма удачно. Я все время боюсь чего-нибудь, но тем не менее работаю.


30 апреля 2012 года. Испытания двигателя ракеты Falcon 9. Ракета разработана компанией SpaceX

Вы как-то говорили, что желаете организовать компанию космических перевозок, которая позволила бы человечеству расселиться на других планетах. Почему?

Во-первых, из соображений безопасности. Шансы человечества на долгую жизнь существенно повысятся, если оно расселится по нескольким планетам. Мы можем представить себе немало катастроф, способных уничтожить жизнь на Земле: здесь и природные стихийные бедствия, и рукотворные катастрофы. Но меня больше вдохновляют другие аспекты. Представьте себе автономную базу на Марсе — это же фантастическое, захватывающее приключение. Лично я мечтаю о таком будущем. И я уверен, что о нем, кроме меня, мечтают многие, особенно среди американцев.

Почему вы думаете, что именно американцев следует считать носителями такого импульса?

Американский народ по самой своей природе — носитель исследовательского духа. Люди съезжались сюда из самых разных стран, так что Америку можно с полным правом назвать страной первопроходцев. Уверен, что множество американцев испытывают досаду и разочарование от того факта, что пик самых захватывающих космических исследований пришелся на 1969 год! Во многих душах уже почти умерла мечта о космических путешествиях. Компания SpaceX нацелена на то, чтобы возродить эту мечту.


Когда вы собираетесь на Марс?

Если у меня будут достаточно веские основания полагать, что моя компания без меня справится, если мои дети успеют повзрослеть, тогда я запишусь в первый экипаж, отправляющийся на Марс. Разумеется, сначала Марс будет колонизироваться силами роботов. Космические корабли должны подтвердить свою способность уверенно приземляться и взлетать с этой планеты. Автономные роботы-шахтеры должны накопить сырье для производства прямо на поверхности планеты ракетного топлива. Для того чтобы организовать на Марсе постоянное поселение, туда следует отправить миллионы тонн грузов и миллионный контингент колонистов. Чтобы наладить такую крупномасштабную операцию, у нас должна быть многоразовая транспортная система для грузоперевозок Земля — Марс.

В отличие от других игроков в сфере автомобилестроения и аэрокосмических исследований, ваши компании предпочитают самостоятельно производить многие компоненты. Почему?

Налаживая работу компаний SpaceX и Tesla, мы заказывали сторонним компаниям практически все необходимое, но со временем все активнее стали производить детали и компоненты собственными силами. Используя компоненты, произведенные на стороне, вы неизбежно наследуете у вашего поставщика его ограничения в плане стоимостных категорий. Кроме того, вам будет трудно сконструировать изделие, которое заработает как единая гармоничная система. А вот если вы сами разрабатываете все элементы, сразу имея в виду их правильное взаимодействие, у вас больше шансов сотворить нечто красивое — и в техническом, и в эстетическом плане.


Вы были совершенно уверены, что компания Tesla сможет выпустить на рынок Model S уже в нынешнем году, да еще и по обещанной цене?

Не то чтобы полностью уверен, но полагал, что у нас получится. Я понимал, что от нас требуется построить нечто в ценовой категории машин Mercedes, BMW или Audi, но лучшего качества.

Компанию Tesla часто упрекают в том, что она пользуется государственными субсидиями.

Я считаю, что экономическое вмешательство государства в частный бизнес должно быть минимальным. Но если существует какая-то проблема (например, высокие выбросы CO2 в атмосферу), а государство не хочет повышать налоги, заложив их в цену товаров и услуг, в его распоряжении остается лишь один путь — экономическая поддержка тех начинаний, которые защитят нас от вышеупомянутой проблемы.

Но я хочу подчеркнуть, что, даже если бы наша компания не получила финансовых вливаний от минэнергетики, мы все равно были бы близки к нынешнему положению. Государственная поддержка ускорила наши разработки, но не была ответом на фундаментальный вопрос «быть или не быть». Нам помогли, но это не значит, что мы стали иждивенцами.

Вы не раз говорили, что не против провести последние годы своей жизни пенсионером на Марсе.

Ну да! На пенсию нужно выходить задолго до того, как впадешь в старческий маразм, иначе успеешь под занавес принести своему делу немало вреда. И потом подумайте, как это здорово — родиться на Земле и умереть на Марсе!


Типичный день в SpaceX – 12 часов работы. Вам придется работать сверхурочно, по 60 и 70 часов на неделе.

Обязательная работа по выходным

Маск работает по субботам и воскресеньям и требует того же от сотрудников и партнеров. Вэнс приводит слова члена совета директоров Tesla Стива Джарветсона:

Маск намеренно выбрал место для своего рабочего стола у всех на виду. Он бывает здесь практически каждую субботу и воскресенье и хочет, чтобы сотрудники видели его и знали, что всегда могут его найти. Кроме того, он мог позвонить поставщикам на выходных, чтобы они знали, что он лично тратит все свое время на заводе, занимаясь проектом, и ожидает от них того же.

Маск хочет, чтобы его сотрудники понимали, какое великое дело творят, и были погружены в него полностью. Когда сотрудник Tesla пропустил совещание из-за рождения ребенка, Маск якобы послал ему электронное письмо примерно такого содержания:

«Это не оправдание. Я очень разочарован. Вам нужно пересмотреть приоритеты. Мы меняем мир и историю, и вы либо с нами, либо нет».


Имя сотрудника в книге не раскрывается, а сам Маск отрицает, что он писал что-то подобное: после выхода книги появилась его запись в Twitter о том, что эта история – выдумка, и что его это задело.


Запись Элона Маска в Twitter. Фото Twitter

Готовность браться за «невозможное»

Маск признает, что сделать что-то невозможно, только если это противоречит законам физики. Эшли Вэнс пишет со слов Али Явидана, одного из главных технических специалистов Tesla:

В компании Tesla действовали те же самые технические правила, что и в SpaceX. Вы либо делаете то, о чем попросил Маск, либо с головой уходите в термодинамику, чтобы объяснить, почему это не может быть сделано. «Он всегда говорил: “Посмотрим на это с точки зрения физики“», - рассказывал Явидан.

Явидан говорит и о том, что Маску мало сказать о проблеме, нужно предоставить подробный отчет о том, что ты будешь делать дальше:

Одной из самых ужасных была та встреча, когда нам понадобилось попросить Маска дать нам дополнительные две недели и еще денег, чтобы построить дополнительную версию Model S. Мы составили план, сколько времени и денег нам потребуется. Мы сказали, что если он хочет получить автомобиль через 30 дней, то потребуются новые сотрудники, и показали ему стопку резюме. Ему нужно предложить готовый план. Когда мы это сделали, он произнес: «Окей, спасибо». Все выдохнули с облегчением и мыслью: «Черт, он нас не уволил».

Джереми Холлман, сотрудник SpaceX, рассказывает, как в его проекте что-то пошло не так и Маск устроил ему «допрос»:

Илон спросил меня, сколько времени уйдет на устранение неполадок, а мне нечего было ответить. Он сказал: «Это надо знать. Это важно для компании. На этом держится абсолютно все. Почему у тебя нет ответа?» Он продолжал атаковать меня конкретными, прямыми вопросами. Я думал, надо было скорее сообщить о случившемся, но понял, что гораздо важнее сначала собрать всю информацию.

Вот какой случай произошел с Стивом Дэвидсом, директором по инновационным проектам в SpaceX.

SpaceX искала специальное устройство для системы управления верхней ступенью ракеты Falcon 1. Дэвис начал искать поставщиков, которые могли его бы изготовить по заказу. Поставщики запросили 120 тысяч долларов. «Илон рассмеялся, - вспоминает Дэвис. - Он сказал: “Да эта штука не сложнее, чем автоматические гаражные ворота. Твой бюджет пять тысяч долларов. Иди и сделай“».


Дэвис работал над этой задачей девять месяцев. Закончив, он три часа писал Маску подробный отчет: как разрабатывал устройство, почему выбрал тот или иной путь разработки и какими будут затраты на производство. Дэвис совершил то, за что не взялся бы ни один другой инженер.

На отчет Маск ответил: «Ок».

«Я вложил в письмо каждый грамм своего интеллектуального багажа, а через минуту пришел этот простой ответ, - говорит Дэвис. - Похожую историю может рассказать любой в компании. Что мне нравится в Илоне, так это его способность очень быстро принимать судьбоносные решения».

Ради чего всё это
На вопрос о том, как он вдохновляет людей, Маск :

Я пытаюсь сделать это место работы классным, чтобы можно было наслаждаться тем, что делаешь. Я рассказываю о видении SpaceX: чего мы хотим достичь, куда идем, что делаем. Мы хотим доставлять людей на орбиту и дальше. В конце-концов, мы хотим стать компанией, которая сделала вклад в жизнь за пределами Земли.

На сайте indeed.com сотрудники SpaceX пишут :

SpaceX - это не работа, это стиль жизни. Это то, чем можно гордиться, но это и большой стресс.

Сотрудники также отмечают «потрясающую еду» и «невероятных, вдохновляющих людей рядом». Основные упреки в сторону огромных нагрузок и плохого менеджмента.

По данным сайта Glassdoor инженерам SpaceX платят от $77,350 в год до $123,055. Tesla - от $92,397 до $99,416.

Что сотрудники думают о Маске
Кевин Уотсон присоединился к SpaceX в 2008 году после 24 лет в NASA. Вот как он отзывается о Маске:

Илон просто гениален. Он участвует практически во всем и понимает практически все. Если он задает вопрос, быстро учишься не отвечать сразу. Маску нужны ответы, которые сводятся к фундаментальным законам физики. В чем он действительно разбирается, так это в ракетной физике. Он понимает ее, как никто другой. Я восхищаюсь глубиной задач, которые он может решать в уме.

Джеффри Штробель, сооснователь и технический директор Tesla, говорит:

На Илона крайне трудно работать - в основном из-за его эмоциональности. Главный всегда Илон. Он добился всего этого, проливая кровь, пот и слезы, и рисковал больше всех остальных. Я безмерно уважаю то, что он сделал. Без Илона ничего бы не было. Я считаю, он заслужил право быть первой скрипкой.

Один из бывших сотрудников SpaceX, имя которого не разглашается в книге Вэнса, сказал:

Мне кажется, самый серьезный недостаток Илона - полное отсутствие привязанности к людям и человеческого отношения. Многие без устали работали на него годами, а потом их выбросили на обочину словно мусор, не задумываясь ни на секунду. Люди для него были словно боеприпасы - их полностью использовали для конкретной цели, а потом выбросили.

Долли Сингх пять лет проработала в SpaceX в должности начальника отдела по найму сотрудников. Чтобы описать, каков Маск в работе, она приводит в пример . Этот день должен был стать для компании определяющим, но произошел сбой и ракета потерпела крушение. На сайте Quora Сингх пишет о реакции Маска:

Илон обратился к компании. Сказал, что никто не обещал, что будет легко. Перечислил все страны, которые пытались и не смогли пройти самый сложный первый этап полета, который удался Falcon 1.

Затем он объявил, что предвидел подобное неудачное развитие событий, поэтому смог договориться о новых инвестициях в компанию, которые должны позволить команде SpaceX подготовить еще два запуска.

Маск попросил не падать духом и сосредоточиться на работе, которой еще очень много. Он сказал, что никогда не бросит свою затею, и если команда не разочаруется в ней - цель будет достигнута.

Мне кажется, большинство из нас последовало бы за ним прямо в ад, захватив масло для загара. Это был самый впечатляющий пример лидерства, который я видела. За несколько секунд состояние людей изменилось от отчаяния до решимости двигаться дальше.

Как пишет Эшли Вэнс, под руководством Илона Маска люди «творят невозможное» и «создают историю». Маск настолько фанатично требователен к остальным, к их ритму жизни, к их степени погружения в работу, насколько требователен к себе. Эшли Вэнс пишет:

Человеку со стороны такая позиция может показаться безрассудной и глупой, но это философия Маска, и она постоянно толкает его и окружающих его людей достигать своего предела.

Работу с Маском не назвать комфортным опытом, он никогда не удовлетворен собственными результатами, соответственно, его никогда не устраивают результаты окружающих. Он заставляет себя работать все упорнее и требует того же от остальных.

Проблема в том, что он робот, в то время, как его окружают живые люди. Поэтому любой, кому доведется работать с Илоном, должен быть готов к постоянному дискомфорту. Но это как раз тот выход из зоны комфорта, который помогает расти так, как это невозможно будет сделать нигде больше. Такая возможность стоит пролитых крови и пота.

Интервью с Элоном Маском. Хотя в этот же день стало известно об ещё одном поддержанной предпринимателем организации OpenAI по разработке искусственного интеллекта, разговор пошёл не о ней, а о межпланетарных амбициях главы Tesla Motors и SpaceX. TJ выбрал главное из обширного интервью.

О колонизации Марса

Для Маска проект колонизации Марса - это нечто вроде резервного копирования человеческой формы жизни с Земли на другие планеты. «Мы же делаем бэкап нашего жёсткого диска. Почему бы не забэкапить и нашу жизнь?»

Повторно используемую ракету, на которой SpaceX планируют доставлять будущих колонизаторов на Марс и возвращать их обратно, сам Маск называет «Большой ****** ракетой» (Big Fucking Rocket, BFR). По его словам, термин появился благодаря названию вымышленного оружия BFG 9000 из вселенной видеоигры Doom.

Сейчас Маску 44 года, однако отправить первую ракету на Марс он собирается ещё до своего шестидесятилетия. Такая спешка связана с опасениями предпринимателя о том, что из-за непредвиденных обстоятельств старт может отложиться, если исчезнут необходимые для этого технологии - как произошло в своё время с египтянами и их пирамидами или достижениями Римской империи.

На короткое или длинное время откроется окно возможностей, в которое мы сможем создать автономную базу на Марсе - до того, как нечто приведёт технологический уровень развития Земли до состояния, когда это будет уже невозможно. Станет ли база автономной до того, как с Земли перестанут отправляться космические корабли? Я имею в виду, что не думаю, что можно отбрасывать возможность Третьей мировой войны.

Знаете, в 1912 году утверждалось, что наступает новая эра мира и процветания, мол, золотой век, война кончилась. А потом началась Первая мировая война, за ней Вторая мировая война, а дальше - Холодная война. Я думаю, нужно понимать, что есть определённая вероятность начала Третьей мировой войны, и если она начнётся, это будет хуже, чем что-либо до неё.

Представим, что используют ядерное оружие. Я думаю, что может появиться очень могущественное общественное движение против развития технологий. Растёт религиозный экстремизм. Ну, типа, «Исламское государство» же растёт?

Говоря о пригодности Марса для жизни, Маск ещё раз вспомнил о способе воздействия на экосистему красной планеты при помощи термоядерных бомб. Однако стоит ли вмешиваться в жизнь Марса и не нарушит ли это возможной жизни на его поверхности, будут решать сами марсиане - так глава SpaceX называет будущих колонизаторов.

О самоуправляемых машинах

В октябре у Tesla вышло десятое по счёту крупное обновление прошивки, которое дало возможность водителям машин в США включать автопилот. Позднее его и на улицах Москвы, используя американский автомобиль.

Рассказывая о грядущем выходе обновления (интервью бралось в начале октября), Элон Маск говорил об интеллектуальном автопилоте как о какой-то рядовой функции и цитировал американского писателя-фантаста Уильяма Гибсона: «Будущее уже наступило. Просто оно ещё неравномерно распределено».

Для Маска уже очевидно, что должно появиться в следующих обновлениях прошивки: автомобиль должен уметь самостоятельно загонять себя в гараж, а также приезжать по вызову к хозяину - если они оба находятся на частной собственности.

Я думаю, это будет интересной штукой для людей. На самом деле, автономные системы будут водить на порядок лучше, чем сами люди. Количество ДТП на километр будет гораздо ниже. С технологической точки зрения, я думаю, до полной автономии [вождения] осталось три года.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX

Маску напомнили о его словах о том, что в будущем, возможно, людям запретят самим садиться за руль, так как это будет гораздо опаснее, чем использование автопилота. Глава Tesla Motors пояснил: возможно, так и будет, но сам он не выступает за подобное изменение законодательства.

Даже 99% уровня стабильности автопилота недостаточно для безопасного движения, отметил Маск. Tesla Motors стремится к 99,99%, и даже в этом случае в определённые критические моменты машина должна успевать передать контроль водителю.

О противостоянии с Apple

В 2015 году первые слухи о разработке автомобиля компанией Apple. Журналистские расследования свидетельствовали о том, что компания Тима Кука переманивает для работы над проектом специалистов из других компаний - в том числе из Tesla Motors. Кадровая война идёт и в обратном направлении: Маск переманивает сотрудников Apple к себе.

1 апреля Tesla Motors подшутила над Apple, опубликовав шуточный пресс-релиз про выход часов Tesla W, которые «не только показывают время, но и дату», а потому станут революционными. «Это ни в коем случае не ответ на то, что делает кое-какая другая компания», - говорилось в конце записи.

В начале октября Маск дал интервью немецкой газете Handelsblatt, в котором Apple «кладбищем Tesla»: «Они берут тех людей, которых мы уволили. Если у тебя не получилось работать в Tesla, ты идешь работать в Apple, и я не шучу». По его мнению, Apple берётся за создание автомобиля, потому что не может добиться значительного успеха, создавая часы или стилус для iPad Pro, однако такая масштабная разработка - это гораздо более сложный проект: «Нельзя просто прийти к поставщику вроде Foxconn и сказать ему: сделайте мне машину».

В интервью GQ Маск уже сменил тон, попросив не воспринимать его уколы в сторону Apple как «пресс-релиз»: «У меня нет интереса в том, чтобы нападать на Apple». Однако в разговоре с журналистом GQ Крисом Хитом (Chris Heath) он снова коснулся этой темы, когда речь зашла о сравнении Маска с гением Стива Джобса.

Я указываю на возникновение нечто вроде популярного стереотипа вокруг фигур Джобса и с недавних пор Маска: с одной стороны, их воспринимают как гениев-визионеров, а с другой стороны их личности полны пороков.

Маск отвечает: «Конечно. В тот единственный раз, что мне удалось встретиться со Стивом Джобсом, он повёл себя как козёл. И все мои знакомые, кто встречался с ним…» Здесь он останавливается и заявляет, что хотел бы забрать свои слова обратно: «Извините. Подождите. Последнее, чего я хотел бы, это ещё больше…»

Несомненно, есть определённая причина для такого рода сомнений, учитывая медиашторм в последнюю неделю из-за его высказываний об Apple - но прежде, чем я задаю ему этот вопрос, я немного продавливаю его на ответ о встрече с Джобсом. Маск объясняет, что Джобсу его представил [бывший глава Google] Ларри Пейдж на одной вечеринке, и что Джобс в тот момент не знал, кто такой Маск, поэтому дело было не в личном отношении. «Не могу говорить о чём-то кроме моего личного восприятия. Это было [единственной встречей с ним]». Если быть точным, за прошедшие годы Маск многократно выражал своё восхищение и почтение тому, чего достиг Джобс, и он ещё раз повторил, что не хотел бы говорить об этом сейчас: «Последнее, чего я сейчас хочу, это возбуждать вражду, знаете. Это не поможет».

Крис Хит, журналист GQ

О скафандре будущего

В январе 2015 года Маск , что до конца года покажет скафандр будущего, в котором астронавты будут отправляться на Марс. Скафандр до сих пор не был представлен, однако корреспонденту GQ удалось на него посмотреть.

По мнению Маска, существующие скафандры обладают рядом эргономических проблем. Например, костюм, использовавшийся в советских кораблях «Союз», имел слишком выступающую заднюю часть: глава SpaceX отметил, что почти всегда этот скафандр демонстрировали при виде спереди - так, чтобы не было видно, как оттопыривается пятая точка у космонавта.

Скафандр будущего должен «выглядеть круто» - как минимум потому, что будущее поколение нужно вдохновить на открытие новых планет, и это сложно представить, если костюмы SpaceX, в котором астронавты отправятся на Марс, будут недостаточно изящными. По словам журналиста GQ, компании удалось избавиться от проблемы «оттопыривающейся» задней части скафандра.

Они выглядят немного как скафандры из фильмов. Если вы видели продвинутые костюмы в фильмах, то [наша разработка] выглядит примерно так. К сожалению, эти штуки [из фильмов] не работают. Они работают только в Голливуде.

Элон Маск, глава Tesla Motors и SpaceX
22 ноября 2013 в 00:13

Интервью с Элоном Маском. Часть 1 - о том, как он хотел стать физиком, но стал предпринимателем

  • Биографии гиков
  • Перевод

Элон Маск, основатель и сооснователь таких компаний как PayPal, SpaceX, Tesla Motors, изучал физику в Пенсильванском университете. В первой части интервью, которое Маск дал Элене Левин, колумнистке издания Американского физического общества APT News, он рассказывает о том, как он использует мышление, основанное на принципах, какие преимущества ему дало изучение физики, и о том, почему он с гордостью называет себя нердом.

Левин : Недавно в одном интервью вы посоветовали людям, которые хотят заниматься инновационным бизнесом, «изучать физику и учиться думать, руководствуясь принципами, а не аналогиями». Можете подробнее рассказать, что вы имели в виду?

Маск : Физики были вынуждены разработать способ мышления, который позволяет понимать контринтуитивные элементы реальности. Вещи вроде квантовой физики не слишком интуитивны, и чтобы продвигаться в их изучении физики создали методику мышления, которая позволяет получать правильные ответы, даже если они совершенно неочевидны. А это требует огромного умственного напряжения. В повседневной жизни нельзя всё время руководствоваться принципами, это потребует слишком большого расхода умственной энергии. Так что большую часть жизни приходится действовать по аналогии, попросту копируя поведение других людей с минимальными вариациями. Но если вы пытаетесь стать первооткрывателем, изобрести что-то действительно новое, то вам придется перейти к мышлению, основанному на принципах, выявить самые фундаментальные истины в вашей отрасли, и выводить свою мысль из них. Это требует напрячь голову, и я могу привести пару примеров того, как это помогает в ракетостроении.

Левин : Давайте.

Маск : Любая технология в ракетостроении оценивается по тому, насколько она уменьшает стоимость космических перевозок. Но, если вы изучите историю запусков ракет, то увидите, что эта стоимость практически неизменна, а в США она даже повышается со временем. Если вы будете думать шаблонно, по аналогии, вам ничего не останется, кроме как признать, что такова жизнь. Но это не так. Если думать, опираясь на принципы, то первым делом надо узнать, из чего делают ракеты, и сколько стоят эти материалы. Когда мы сделали это, мы очень удивились - материалы составляют всего несколько процентов от стоимости ракеты. В этом определённо что-то не так, и мы делаем что-то очень глупое. Если бы мы были умнее, мы могли бы сделать ракеты намного дешевле.

Левин : Как проходит ваш день? Вы постоянно применяете этот метод мышления, или в какой-то момент вам приходится остановиться, так как это требует слишком большого напряжения?

Маск : Я рад бы был сказать, что постоянно думаю, опираясь на принципы, но, к сожалению, у меня слишком много дел, и я приберегаю умственную энергию только для самых важных из них, например, для достижения какого-нибудь технологического прорыва, или при каком-то серьёзном затыке в бизнесе, который требует творческого решения. Иногда это выходит само собой - я просыпаюсь и ко мне внезапно приходит озарение в душе (смеется). Это звучит шаблонно, но так бывает часто. Думаю, мой мозг работает над проблемой на подсознательном уровне, и наутро решение выскакивает в сознание.

Левин : Почему вы решили изучать физику?

Маск : Мне было очень интересно понять, как работает Вселенная. А физика занимается именно этим - пытается понять, как устроен мир на самом фундаментальном уровне. В какой-то момент я серьёзно задумывался над карьерой физика, думал над некоторыми физическими проблемами, но глядя в будущее, я начал опасаться того, что погрязну в бюрократических проволочках с каким-нибудь коллайдером, а потом проект могут вообще закрыть, как это было со Сврехпроводящим Суперколлайдером , и это будет полный отстой. От этого просто руки опускаются.

Левин : То есть вы решили заранее, что вы любите физику, хотите изучать её, чтобы знать как устроена Вселенная, но не собираетесь работать физиком?

Маск : Некоторое время я хотел им быть. Где-то между 12 и 13 у меня был экзистенциальный кризис, я пытался понять, к чему это всё, зачем мы здесь, есть ли в жизни смысл и всё такое прочее. Я пришёл к выводу, что лучшее, что можно сделать - это улучшать охват и масштаб сознания и добиваться более высокого прозрения, что, в свою очередь, позволит нам задавать всё более и более хорошие вопросы, так как очевидно, что Вселенная - это ответ, главное задать правильный вопрос. Всё дело в вопросах.

Левин : Интересно получается - вы решили изучать физику, чтобы понять, как устроена Вселенная, но в то же время стали изучать и экономику, то есть вы с самого начала думали и о бизнес-образовании?

Маск : Когда я пытался определиться, чем хочу заниматься в жизни, я был убеждён, что если не изучу экономику, мне придётся работать на кого-то, кто её изучил (смеётся), и они будут знать всякие особенные вещи, которых я не знаю. Это выглядело не очень приятно, так что я хотел быть уверен, что тоже буду знать всё это (смеется). Откровенно говоря, не могу сказать, что я чувствовал себя своим среди студентов-экономистов. Я больше любил зависать с однокурсниками-физиками. Мне больше нравились люди с отделений искусств и науки. Не знаю, может не стоит это публиковать? (смеется) Да, я был не в восторге от компании студентов бизнес-специальностей, я предпочитал художников и учёных.

Левин : Вы считаете себя «нердом»?

Маск : Определённо, я был нердом, и во многом остаюсь им до сих пор. Если бы кто-то составил список всего, что полагается делать настоящим ботаникам, то оказалось бы, что я прямо по нему всё и делал. Я много часов провёл, бросая дайсы в D&D.

Левин : И в костюмы персонажей наряжались?

Маск : (смеется) Да, было дело пару раз, но не дома, а на турнирах по D&D. Это было круто. Я обожал всё это. Я рос в Южной Африке и там было очень маленькое сообщество, у меня было мало возможностей разделять с кем-то мои увлечения… Среди моих сверстников программированием вообще никто не увлекался. Мне приходилось чуть ли не силой заставлять их играть в D&D. Некоторым нравилось, но остальных приходилось долго уговаривать, ведь для участия в турнирах нужна была команда из четырёх человек. Я играл в компьютерные игры, писал софт, и у меня были штаны с завязками. (смеется) Вообще мне жилось нелегко. Девчонки не хотели ходить со мной на свидания… А я ещё много чем занимался - собирал радио, делал ракеты. В ЮАР они не продавались в магазинах, так что мне приходилось самому выяснять состав ракетного топлива, толочь ингредиенты в ступке, заправлять ракету и запускать её - с непредсказуемым результатом.

Левин : Да, пожалуй и правда - всё по списку настоящего нерда.

Маск : (смеется) Ботан 80-го уровня.

Если существуют супер-разумные инопланетяне, вполне вероятно, что они за нами уже наблюдают. Но мы недостаточно разумны, чтоб это понять. Я могу провести некоторые предварительные подсчёты: продвинутая инопланетная цивилизация, которая заинтересована в заселении Галактики, даже без превышения скорости света, даже если она движется со скоростью в 10% или 20% от скорости света, смогла бы заселить всю Галактику, скажем, за 10 миллионов лет. Максимум за 20. Это ничто в масштабах всего проекта.

О желании умереть на Марсе

Я не заявляю, что хотел бы умереть на Марсе. Но мы же все когда-нибудь умрём. И если бы можно было выбрать место смерти, тогда почему бы не на Марсе? Ну и если это все-таки произойдет, то я не хочу, чтоб это случилось при столкновении.

О туннеле под Вашингтоном и Лос-Анджелесом

Я считаю, что решением перенаселённости городов может стать сеть . Я не имею в виду простые туннели с двумя направлениями. Я говорю о тех туннелях, которые имеют много уровней в глубину. Самые глубокие шахты выше, чем самые высокие здания. Вы можете создать туннели с 20, 30, 40 и даже 50 уровнями - ровно столько, сколько пожелаете. Таким образом можно будет справиться с загруженностью любого города мира.

Проблема в том, как построить туннели быстро и дешево и сделать их безопасными. Если это удастся, туннели избавят нас от проблем с заторами в больших городах. Именно поэтому я считаю это важной технологией.

О новой технологии, которая потрясёт мир

Последнее слово в технологии на данный момент – это , машины с полным самоуправлением. Они придут на дороги гораздо раньше, чем люди думают.

Но проблема в том, что работа многих людей как раз заключается в вождении машины. Нам нужно будет разобраться с тем, что эти люди будут делать, ведь это [переход на самоуправляемые автомобили] случится очень неожиданно и быстро.

Фото: J. Emilio Flores/Getty Images

Думаю, мне нужно рассказать, что я подразумеваю под словом «быстро». На данный момент в мире около двух миллиардов автомобилей, и эта цифра приближается почти к 2,5 млрд машин и грузовиков. Общая производительность нового машиностроения на данный момент составляет 100 млн. Это правильно, потому как средняя продолжительность работы автомобиля составляет 20-25 лет.

Наше видение полной автономии - это не массовый переворот в сфере автомобилестроения, поскольку потребуется много времени, чтобы создать достаточное количество машин для проведения революции в трудоустройстве. Этот переворот случится лет через 20. Но тем не менее, 20 лет - короткий период, для того чтобы 12-15% людей остались без работы.

Первое, что я бы хотел посоветовать, - обратить внимание на развитие . Нам нужно быть очень осторожными с тем, как мы используем ИИ, и убедиться, что исследователи контролируют то, что они делают. Потому что иногда ученые настолько увлечены, что могут даже не осознавать последствия созданного. Поэтому ради безопасности всего общества правительство должно внимательно наблюдать за развитием искусственного интеллекта и убедиться, что это не представляет угрозы обществу.

Второе: нам нужно подумать о транспорте в целом. И если это станет движением в сторону электромобилей как к стабильному транспорту, это будет критически важным по многим причинам. Но произойдёт это не раньше, чем на дороги выйдут самоуправляемые машины.

Скорее всего, переход на электромобили осуществится через 30 или 40 лет. Принимая это во внимание, спрос на электромобили вырастет значительно. На данный момент около 1/3 общего потребления энергии в мире составляет электричество, 1/3 - транспорт, 1/3 - отопление. Но со временем количество потребляемой электроэнергии утроится. Поэтому сейчас очень важно задуматься над тем, как мы будем производить много электроэнергии.

Но что же делать с массовой безработицей? Это станет глобальной проблемой всего общества. Я думаю, что выходом может стать что-то вроде общего всемирного дохода. Я не вижу другого выхода.

Всемирный базовый капитал станет просто необходимостью. Производство товаров будет необычайно высоким. И с автоматизацией производство только увеличится. Практически всё подешевеет.

Но гораздо большей проблемой для людей станет собственная значимость. Большинство видят свою значимость в работе. Если вы не чувствуете себя нужным, если в вашем труде нет потребности, тогда в чём смысл? Это более сложная проблема, над которой придётся работать.

На самом же деле я считаю, что есть возможный способ: нужно собрать ученых, которые будут заниматься слиянием биологического и машинного разума. В некоторой степени, мы уже киборги. Только подумайте о цифровых устройствах, которые у вас имеются, о вашем телефоне, компьютере и приложениях, которые вы используете. Вы можете задать вопрос и мгновенно можете получить ответ из Google. Это значит, что у нас уже есть цифровой третичный слой. (Первичный - лимбическая система, или животный мозг, вторичный - кора головного мозга, «планирующая» часть, и третий слой - цифровая среда).

Я полагаю, что со временем мы увидим более глубокое слияние биологического разума с цифровым. Всё дело, в основном, в трафике, в скорости связи между мозгом и вашим цифровым расширением. В частности, в пропускной способности, в случае если что-то пойдёт не так. Ведь ранее мы использовали клавиатуры, а сейчас мы вводим практически всю информацию на телефон при помощи больших пальцев. Но это очень медленно.

Компьютер может обмениваться информацией со скоростью триллион бит в секунду. Но ваши большие пальцы могут передать всего 10 или максимум 100 бит в секунду, при условии что вы делаете это очень интенсивно. Поэтому я считаю, что высокоскоростной интерфейс для мозга поможет добиться симбиоза между машинным и человеческим интеллектом. И, возможно, разрешит проблему с контролем и пользой.

О том, как ему в голову приходят безумные космические идеи

Когда я задумываюсь над тем, какое технологическое решение необходимо для достижения определённой цели, я стараюсь в том направлении достичь максимального прогресса. В случае с космическими полётами критическим прорывом, который был просто необходим, стали скоростные ракеты с возможностью их повторного использования - такие, какими мы создаём самолёты.

Только представьте: если бы самолёты были одноразовыми, практически никто бы не летал. Вы можете купить, скажем, Боинг 747 за 250 миллионов долларов или даже 300 миллионов долларов, и вам понадобится их два для полёта туда и обратно. Но никто не станет платить миллионы долларов за билет. Учитывая, что мы можем использовать самолёт десятки тысяч раз, путешествие по небу становится гораздо доступнее. То же самое и с ракетами. Поэтому наши ракеты стоят приблизительно 60 миллионов долларов. Следовательно, если ракета может быть использована всего раз, то её капитальная стоимость составляет 60 миллионов долларов. Но если ракета может быть использована тысячу раз, то её капитальная стоимость составит 60 тысяч долларов. Если вы можете взять большое количество людей, тогда полёт в космос по цене можно будет приравнять с полётом на самолёте.

Фото: Ariel Zambelich / Wired

Это особенно важно. Гравитация Земли достаточно глубока, у Земли очень высокое притяжение. Сложность в создании ракет многоразового использования гораздо выше, чем сложность в создании самолётов. Именно по этой причине на данный момент не было создано ракеты, которую можно было бы использовать повторно полностью. Но если использовать передовые материалы, передовую технику, и сделать всё правильно, я уверен, что можно будет это решить. Если бы притяжение Земли было хотя бы на 10% сильнее, это было бы невозможно.

О выборе команды

Когда я собеседую соискателя, главный вопрос у меня всегда один и тот же. «Опишите мне вашу жизнь. Расскажите о ваших долгосрочных решениях, и почему вы их приняли. Расскажите о самых сложных ситуациях, из которых вы вышли, и как». Я считаю, что этот вопрос крайне важен. Люди, которые решили какие-либо проблемы, действительно знают, как это сделали, до малейших подробностей. А тот, кто только делает вид, что решал, начинает рассказывать, доходит до первого уровня и потом застревает.

Я думаю, что вам не стоит быть мной. Это звучит лучше, чем есть на самом деле. Быть мной не так уж и интересно. Это, может быть, даже хуже. Я даже не уверен, что хочу быть собой.

В том смысле, что если вы хотите добиться прогресса в бизнесе, нужно заниматься физикой. Ближайшее будущее – за ней. Я бы рекомендовал изучение мыслительного процесса, связанного с этой дисциплиной. Я не имею в виду уравнения. Но сам процесс мышления в физике – это основа для того, чтоб понимать нелогичные вещи.

Всегда придерживайтесь той позиции, что вы в некоторой степени ошибаетесь. Ваша цель – меньше ошибаться со временем.

Одна из самых распространённых ошибок, которую допускает человечество (и я тоже этим грешу), это принятие желаемого за действительное. Это та ловушка, в которую очень сложно не попасть. Как я уже сказал, у меня есть с этим проблемы. Но важно научиться понимать, что ваш голос может ошибаться, а ваша цель – ошибаться меньше. Добивайтесь критичных отзывов, в особенности от ваших друзей. Потому что если кто-то вас любит, он желает вам только наилучшего и не станет говорить плохие вещи.

Видео разговора целиком: