Повторение орфографии и пунктуации. Причастие. Деепричастие. Что такое причастие в русском языке I. Этап: организационный

Повторение пройденного материала по теме "Причастие". Интегрированный подход, способствующий комплексному применению знаний по русскомуязыку и литературе., в качестве примеров используются пословицы. загадки, составление таблицы по лингвистической сказке,нахождение средств художественной выразительности в художественном тексте.Это повышает интерес учащихся к изучаемой теме, развивает творческие способности учащихся

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА. ПРИЧАСТИЕ. ПОВТОРЕНИЕ. ОБОБЩЕНИЕ.

Цель урока: повторить тему «Причастие»;

Формирование умения находить причастие в тексте; графически обозначать причастный оборот; уметь обособлять его в предложении;

Продолжить работу по выработке навыков нахождения нужной гласной в суффиксах причастий; продолжить работу по нахождению в тексте средств художественной выразительности..

ХОД УРОКА

  1. Приветствие. Объявление темы урока.
  2. Словарно-орфографическая работа (Словарь корней)

Син- От прилагательного синий образовать все возможные существительные, прилагательные, глаголы, причастия.

Синь, синька, синеть, синюшный, синяк, синеющий, посиневший, подсиненный

3. -Последние слова однородного ряда, какой частью речи они являются?

Что такое причастие? (часть речи)

Верно, но не простая часть речи, а особая, мы познакомились с ней в этом году. Проверим, хорошо ли вы ее усвоили. Я прочту лингвистическую сказку «Разрешите представить», вы составите схему, выпишите морфологические признаки причастия.

Причастие– это особая форма глагола. У него есть родственники- Глагол и Прилагательное. Когда Причастие появилось на свет, Глагол подарил ему совершенный и несовершенный вид; Прилагательное, решившее не отставать, преподнесло новорожденному падеж, число и род.

Когда Причастие подросло, оно приобрело свои собственные черты: научилось быть страдательным и действительным. Когда Причастие стало совсем взрослым, оно захотело, чтобы ему подчинялись, его слушались. Так образовался Причастный оборот, который о себе очень высокого мнения и требует обособления.

Действительному и Страдательному причастиям не живется в дружбе. Когда они соберутся вместе, начинаются долгие беседы. Страдательное всегда стонет: «Я такое несчастное, всегда испытываю на себе действие. Меня даже укорачивают и получают краткие причастия», «Само виновато,- отвечает Действительное причастие.- Я,например, не жду, когда кто-нибудь будет выполнять за меня мою работу. Я обозначаю признак предмета, который сам производит действие».

Производит действие. Так спорили они каждый день, но по-прежнему уживались рядом в Русском языке.

Проверим, что у вас получилось. Юдин ученик чертит схему на доске.

Причастный оборот

Действительное- ПРИЧАСТИЕ страдательное- краткое

Глагол Прилагательное

Совершенный и род число падеж

Несовершенный вид

время

4.Комлексный анализ текста.

Перед вами текст. (Спроецировано на доску, если нет возможности, раздаточный материал). Выразительное чтение учителем:

Лебедь со времен глубокой древности служит символом красоты и любви, чистоты и нежности. Существует старинная легенда о лебединой песне, которую эта прекрасная птица поет перед своей гибелью. Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье. Огромные белые птицы на синем апрельском небе – это удивительно красивое зрелище. Но еще красивее кажется лебедь на уединенном озере в глухом лесу. Он плывет бесшумно и оставляет за собой искрящуюся волну.

Задание: выписать 1)прилагательные

2)Причастия с определяемыми словами

Пр.п. ж.р. мн.ч. Им. п

О лебединой песне возвращающиеся лебеди-действ. Пр.

П.п. ср.р.

На уединенном озере- страдат. Прич.

Жен.р. В.п.

Искрящуюся волну-дейст. пр

Назовите страдательные и действительные причастия

Объясните правописание окончаний прилагательных и причастий

Объясните правописание –н- и –нн- в прилагательных и причастиях

5.Определите стиль текста- художественный

Тип текста - повествование

Найдите средства художественной выразительности речи?

(ЭПИТЕТЫ. Красочность, выразительность нарисованной картины)

Прочитайте предложение с причастным оборотом, объясните знаки препинания в нем.

Возвратившиеся с южной зимовки лебеди парами величаво пролетают в поднебесье.

Выпишите причастие, соответствующее данной схеме

Приставка+корень+суффикс+окончание уединенное

5. Синтаксический разбор предложения .

А) Особенно поражает наше воображение величественный, гордый черный лебедь, окруженный своими белоснежными собратьями.

Б) Окруженный (лебедь) – морфологический разбор.

6. Индивидуальная работа учащихся по карточкам (У доски)

7. Объяснительный диктант.

Не замерзающий на зиму залив, необжитый край, не усиливающийся, а успокаивающийся ураган; тропинка не заметна; еще не скошенный луг; необозримая равнина; ничем не прикрыта.

8. –Когда причастие выступает в роли сказуемого?

(только в краткой форме, страдательные)

Они часто встречаются в пословицах и загадках.

В кремне искра спрятана, в человеке - ум.

Хорош отдых, когда работа сделана.

Вся дорожка усыпана горошком. (Млечный путь)

В новой стене в круглом окне днем стекло разбито, за ночь вставлено. (прорубь)

Подчеркнуть сказуемые. Выделить суффиксы

9. Проверка карточек.

Карточка №1

Укажите спряжение глагола, образуйте от них действительные причастия настоящего времени, подберите определяемое слово.

Шептать-(1 спр)- шепчущий камыш

Слышать- (2 спр)- слышащий человек

Пилить-(2спр.)- пилящий старик

Дремать-(1спр.)- дремлющий ребенок

Бороться-(1 спр.)- борющийся воин

Хвалиться-(2 спр.)-хвалящийся ученик

Карточка №2

Запишите в 1 столбик словосочетания, содержащие причастия с суффиксом –ем, в другой- им. Объясните правописание

Расскажите о правописании –н- -нн- в причастиях прилагательных.

10.Самостоятельная работа с перфокартами.

  1. Поляна освеще…а 1.рассея…ый мальчик 1.заметки собра…ы
  1. Размеша…ые краски 2. Исправле…ая работа 2.некраше…ый пол
  2. Вкраше…ая скамейка 3. Кожа…ый портфель 3.перепуга…ые звери
  3. Бесце…ая вещь 4. Груже…ая песком баржа 4.подкова…ая лошадь

ИТОГ урока.

Домашнее задание: тетрадь с печатной основой контрольный тест «Причастие»


Страница 5 из 11

Упражнение 201 (187). Копченая рыба - закопченная рыба, ломаная линия - переломанная рука, плетеная корзина - заплетенная коса, путаное объяснение -- запутанная дорога, глаженое белье - выглаженное белье, крученые нитки - накрученные волосы. Н пишется в отглагольных прилагательных, нн пишется в причастиях, имеющих зависимые слова.
Упражнение 202 (188). Жечь - жженые спички - жженные детьми спички; ковать - кованый металл - подкованная лошадь; золотить -- золоченое изделие - золоченное мастером изделие; плести - плетеная корзина - плетенная девочкой корзина; не красить - некрашеный забор - не крашенный перед домом забор; кипятить - кипяченая вода - кипяченная в чайнике вода; сушить - сушеные фрукты - сушенные для продажи фрукты; грузить - груженая мебель - груженная рабочими мебель. Кипяченная в чайнике вода была теперь пригодна для питья. На продажу были выставлены золоченые изделия разных мастеров. Изделия из кованого металла пользуются сейчас большой популярностью. Кто не любит сушеные фрукты!
Упражнение 203 (189). 1. В незнакомых местах следует пить только кипяченую (прилагательное) воду. Опасно пить некипяченую (прилагательное) воду. В кипяченной (причастие) вчера воде появляется гораздо больше бактерий, чем в сырой. Надо пить только свежую прокипяченную (причастие) воду. 2. Печеный (прилагательное) картофель очень вкусен. Испеченная (причастие) в духовке картошка очень аппетитна. Но нет ничего вкуснее печенной (причастие) в золе картофелины. 3. Мороженые (прилагательное) фрукты и ягоды не утрачиваю! свой аромат. Замороженные (причастие) фрукты и ягоды сохраняют также все витамины. Мороженные (причастие) в специальной установке фрукты и ягоды можно использовать даже весной. Конечно, немороженые (прилагательное) фрукты и ягоды вкуснее. Ничего - 1 орфограмма: правописание не и ни в отрицательных местоимениях и наречиях в зависимости от значения и ударения). Ничего - нечего. Замороженн Витамины. В данном предложении слово витамины означает органические вещества, необходимые для нормапьной деятельности организма. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Образовано от латинского «vita» - жизнь. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи. Опасно - о-пас-но - 3 слога о[а] - гласный, безударный; п[п] - согласный, твердый, глухой, парный; а[а] - гласный, ударный; с[с] - согласный, твердый, глухой, парный; н[н] - согласный, твердый, звонкий, непарный; о[а] - гласный, безударный. 6 букв, 6 звуков. бпаснф Опасно - наречиё, так как: 1. Обозначает признак действия 2. Опасно, качественное наречие. 3. Опасно -- обстоятельство образа действия. Пить (как?) одасдо
Упражнение 204 (190). 1. Я открывал глаза и видел южное утро нового дня, солнце, бьющее в щели крашеных (прилагательное) деревянных (исключение) ставней, приделанных (причастие) к окнам не снаружи дома, а внутри, как все ставни в нашем городе. 2. Обнаружилось, что я уже вырос из своего матросского костюмчика с золочеными (прилагательное) дутыми пуговицами. 3. Вызолоченный (причастие) таким образом, слегка влажный, но восхитительно, зеркально светящийся золотой орех откладывался в сторону.
Упражнение 205 (191). Именительный падеж: Неустановившаяся погода Родительный падеж: Неустановившейся погоды Дательный падеж: Неустановившейся погоде Винительный падеж: Неустановившуюся погоду Творительный падеж: Неустановившейся погодой Предложный падеж: О неустановившейся погоде: Именительный падеж: Предполагаемое событие Родительный падеж: Предполагаемого события Дательный падеж: Предполагаемому событию Винительный падеж: Предполагаемое событие Творительный падеж: Предполагаемым событием Предложный падеж: О предполагаемом событии
Упражнение 206 (н). Устно.
Упражнение 207 (193). Ответ в учебнике. Прилагательные Причастия Образованные образованные полные краткие от существи от причастий тельных подлинный нестриженый подготовленная выучены серебряное ломаная созданный закончена истинный мороженые сломанный не проведено оловянный некрашеный сожжённое бесценный кипячёная согласованное каменный несломанный юный повторённое
Упражнение 209 (195). Созданный - создан, создана, создано, созданы; установ-ленный - установлен, установлена, установлено, установлены; исключённый - исключён, исключено, исключено, исключень/. Созданный, установленный, исключённый, собранный, приведённый, повторённый, подведённый, произнесённый, рассечённый, унесённый, изменённый, наклонённый, изобретённый, облегчённый.
Упражнение 210 (196). Устно. Повторим изученное в разделе «Причастие»
Упражнение 211 (197). Я видел, как стирают женщины, погружая распухшие от горячей воды руки в оседающую с тихим шелестом мыльную пену, как, согнувшись на деревянных мостках, выдвинутых в реку или пруд, полощут белье, отмытое от всех пя ген и въевшейся в ткань грязи. Распухшие - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - распухший; от глагола распухнуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Оседающую - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - оседающий", от глагола оседать", несовершенного вид, настоящего времени, невозвратное, женского рода, в винительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением. Выдвинутых - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - выдвинутый; от глагола выдвинуть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в родительном падеже, во множественном числе. 3. В предложении является определением. Отмытое - страдательное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - отмытый", от глагола отмыть; совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в винительном падеже, во единственном числе. 3. В предложении является определением. Въевшейся - действительное, полное причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - въевшийся; от глагола въесться; совершенного вида, прошедшего времени, возвратное, женского рода, в родительном падеже, в единственном числе. 3. В предложении является определением.
Упражнение 212 (198). Говорить -"говор^и^ - foiopflfm) соЙбщ^гь - собби!а^ош|и^ - соббиЙ?нй|ый| -~сЗббц$^ ыи соббаЙЙш^и^; зЗяшИЬъП - зЗяшЙЬбвдгё - зЗявйФ^ый - зЭя^- - рЗяв1тяЙц)|и^; .шЛсгазЕлват^ - ,вь?6каЗ?н&ющий1 - .вы1- бка^ш^ем|ы!й - .выбка^аш!)- |Вы?ка%йи)ый; |Щ>ейгЬт} - .из1 ‘рёкбюший -дзрё^ем ый -доре^в^ий -, иЗрё^щ ий|;, ведать.
Упражнение 213 (199). Резкий паровозный свисток оборвал встревоженные мысли, поднял Мишку на ноги, вытолкнул из будки в мокрую шуршащую траву и, слепнувшего от вспыхивающих молний, повел на маленькую станцию.
Упражнение 214 (200). Причастие - это самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию. Причастия делятся на действительные и страдательные. Действительные причастия обозначают признак, создаваемый действием самого предмета. Действительные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ущ-(-ющ-) или -ащ-(-ящ). Действительные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -вш- или -ш-. Страдательные причастия обозначают признак, который создается у одного предмета действием, другого лица или предмета. Страдательные причастия настоящего времени образуются при помощи суффиксов -ом-{-ем-) или -им-. Страдательные причастия прошедшего времени образуются при помощи суффиксов -нн-, -т-, -енн-. Причастным оборотом называется причастие с зависимыми от него словами. На письме причастный оборот, стоящий после определяемого слова, выделяется запятыми, а в устной речи - интонационно.
Упражнение 215 (201). Президиум, президент, звонящий, могущий, дьлцащий, умерший, преобладающий, причастие, причастный, микрокалькулятор, баржа, прибывшие, суверенный, государство, созданный, переданное, сессия, делегат, восстание, прогресс, занят - занята - занято - заняты, термин, повторенный, повторш, повторишь, документ, резолюция, постановление.
Упражнение 216 (202). 1. Вяжущий (вязать - I спряжение), господствующий (господствовать - I спряжение), видящий (видеть - II спряжение), борющийся (бороться - I спряжение), слышащий (слышать - II спряжение), действующий (действовать - I спряжение), ненавидящий (ненавидеть - II спряжение). 2. Видимый, воображаемый, выполняемый, выпускаемый, мыслимый, исследуемый, называемый, зависимый. 3. Изученный (изучить), исписанный (исписать), исполненный (исполнить), найденный (найти), наказанный (наказать), обиженный (обидеть), подготовленный (подготовить), задуманный (задумать). 4. Искаженный, исключенный, погруженный, измельченный, изображенный, приглушенный, сожженный, окруженный. 5. Несделанная работа, работа не сделана (краткое причастие), не сделанная вовремя работа (зависимое слово); ненакрытый стол, не накрытый скатертью стол (зависимое слово), стол не накрыт (краткое причастие); ненаписанное сочинение; не изучаемый в школе предмет (зависимое слово); не исследованное до сих пор явление (зависимое слово); незажженная лампа; не расставленные на полках книги (зависимое слово); ничем не укрепленный берег (зависимое слово).
Упражнение 217 (203). Плывущий, колющий, ждущий, поющий, греющий. Слышащий, горящий, дышащий, держащий, зависящий. Подгоняемый, уносимый, успокаиваемый, молимый, выполняемый. Выпавший, несший, шедший, падший, ведший. Озаренный, невиданный, забытый, укрытый, посеребренный, убаюканный.
Упражнение 218 (204). Просторная новая терраса дачи была ярко освещена лампой и четырьмя канделябрами, [расставленными на длинном чайном столе|. Июльский вечер быстро темнел. Старый липовый сад, \густо обступивший со всех сторон дачу\. потонул в теплом мраке. Только листья сирени, \в упор освещаемые лампой|. резко и странно выступали из темноты, неподвижные, гладкие, блестящие, |точно вырезанные из зеленой жести|. Несмотря на раздвинутые полотняные занавески, свечи горели ровным немигающим пламенем. Было душно и чувствовалось, что в нагретом воздухе медленно надвигается ночная гроза. Пахло медом, цветущей липой. фсвещена - 2 орфограммы - правописание приставок. Приставки а нет; безударная гласная в корне. Проверочное слово: свет. Канделябры. В данном предложении слово канделябры употреблено в значении подсвечники для нескольких свечей. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 219 (205). Этот дворец спрятан как сокровище. При виде его голубых куполов, изящных башен, венчающих широкие стены или, как стрелы, устремлявшихся ввысь, его террас, господствовавших над окрестностями, тонких шпилей, колеблемых ветром, скрещенных полумесяцев, высеченных над колоннадами, можно подумать, что находишься в восточном царстве, если бы почерневшие стены, поросшие мхом или покрытые завесой плюща, не изобличали дождливого климата.
Упражнение 220 (206). 1. Лопасти колеса, опускающиеся в воду, загребают ее, как весла. 2. Культиватор, острыми ножами вспахивающий землю, выпалывает сорняки. 3. Трактор, со специальным ковшом собиравший опавшие листья и сухие ветки, загружал их в машину.
Упражнение 221 (207). 1. Слово автобиография по своему составу является сложным, имеющим три греческих корня. 2. Первый корень - авто-, означающий «сам». 3. Второй корень - -био-, имеющий значение «жизнь». 4. Последний корень - -графи- происходит от греческого слова графо, обозначающего «пишу». 5. Слово автобиография не употребляется с местоимениями своя и моя, являющимися излишними, тавтологическими по отношению к первому корню. Тавтологический. Слово тавтологический в данном предложении употреблено в значении повторение того же самого другими словами, не уточняющее смысла и потому лишнее. В предложении употреблено в прямом значении. Омонимов, синонимов и антонимов не имеет. Общеупотребительное, входит в активный словарный запас. Употребляется во всех стилях речи.
Упражнение 222 (208). Ответ в учебнике.
Упражнение 223 (209). Ответ в учебнике.
Упражнение 224 (н). Устно.
Упражнение 225 (210). Ответ в учебнике.
Упражнение 226 (211). Нет силы более могучей, чем знание: человек, вооруженный знанием, - непобедим!
Упражнение 227 (212). Ответ в учебнике.
Упражнение 228 (213). Тип речи - повествование с элементами описания; стиль речи - художественный. Невиданном; бившего в осеннюю, заржавленную землю через прорывы бешеных туч; отлитую из чистейшей меди; зажженные по сторонам дороги; поваленных ветром; поджатой; настороженными; ошеломляющую. Словарный диктант на тему «проверяемые безударные гласные в корне». Стремительная, гроза, золотой, осени, осеннюю, огня, косые, лучи, проносились, дали, домоткаными, холстами, лились, леса, короткие, чистейшей, пламенели, дрожали, сторонам, стеной, дождя, лисица, настороженными, совпадали, казалось, невиданное. ДЕЕПРИЧАСТИЕ Понятие о деепричастии (§ 141)
Упражнение 229 (214). Слова, обозначающие основные действия, являются в предложениях сказуемыми, а слова, обозначающие добавочные действия, являются в предложениях обстоятельствами. Упражнения 230 (215). 1. Схватив котелок, Димка помчался за водой (cxeannui, помчался). 2. Спускаясь по тропинке, Димка вдруг остановился (спускался, остановгшся). 3. Он [Димка] пополз, спотыкаясь о разбросанные остатки кирпичей (поползти, спотыкался). 4. У берегов вода тихонько играла, перекатываясь через мелкое каменистое дно (играла, перекатывалась). В предложениях как основные представлены действия, выраженные глаголом, как добавочные представлены действия, выраженные деепричастием.
Упражнение 231 (216). Ученик вошел в комнату и закрыл за собой дверь. Ученик, войдя в комнату, закрыл за собой дверь. Ученик вошел в комнату, закрыв за собой дверь. Основное действие обозначают слова, выраженные глаголом, добавочное действие обозначают слова, выраженные деепричастием.
Упражнение 232 (217). Он [Метелица] привязал лошадь и, хватаясь (что делая? глагол хвататься) за рыхлые, осыпающиеся под руками края сруба, взобрался на угол, рискуя (что делая? глагол рисковать) провалиться в темную дыру. Приподнявшись (что сделав? глагол приподняться) на цепких полусогнутых ногах, стоял он минут десять не шелохнувшись (что сделав? глагол шелохнуться), зорко вглядываясь (что делая? глагол вглядываться) и вслушиваясь (что делая? глагол вслушиваться) в ночь.
Упражнение 233 (218). I. Обновляет (как?) торжествуя; плетется (почему?) снег почуяв. 2. Скатился (когда?)проворчав; спят (как?) закутавшись. Пусть сосны и ели всю зиму торчат, в сн?га и мотели заку тавшись, спят.
Упражнение 234 (219). Устно.
Упражнение 234 (с). Деепричастие + существительное X Деепричастие + местоимение X Наречие + деепричастие Не терпя возражений Нисколько не думая Сильно недоумевая Неистовствуя от досады Не здороваясь ни с кем Страшно негодуя Ненавидя ложь Недомогая с утра
Упражнение 235 (220). Устно.
Упражнение 236 (221). Журча, еще бежит за мельницу ручей. Деепричастие зависит в предложении от сказуемого бежит, и их взаимосвязь показана на схеме бежит (как?) журча. Деепричастие журча обозначает действие подлежащего ручей.
Упражнение 237 (222). Ответ в учебнике.
Упражнение 238 (223). Двигаясь: 1. Образовано от глагола двигаться. 2. Имеет суффикс -я-. 3. Обозначает добавочное действие. 4. Относится к глаголу-сказуемому начинает кружить. 5. Отвечает на вопрос что делая?. 6. В предложении является обстоятельством. Подумав: 1. Образовано от глагола подумать. 2. Имеет суффикс -в-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому повернул. 3. Отвечает на вопрос что сделав?. 4. В предложении является обстоятельством Разыскивая: 1. Образовано от глагола разыскать. 2. Имеет суффикс -я-. 1. Обозначает добавочное действие. 2. Относится к глаголу-сказуемому шли. 3. Отвечает на вопрос что делая? 4. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 239 (224). 1. Знание помогает человеку идти вперед, делая его сильным, вооружая для борьбы с трудностями и опасностями. 2. Народные сказки помогают простым людям жить, внушая им надежду на лучшее будущее, веру в справедливость. 3. Много прекрасных песен создал русский народ. Их поют во всех уголках нашей большой страны. (В данном случае этого сделать нельзя, так как песни не могут петь сами себя, то есть от слова песни нельзя задать вопрос что делая? что сделав? к глаголу петь). Признаки глагола и наречия у деепричастия (§ 142)
Упражнение 240 (225). Возвратные деепричастия^ Невозвратные деепричастия Соревнуясь Комментируя1 П ре дстав ившись Поразив Состязаюсь Препятствуя Рассчитавшись Пропагандируя Восторгаюсь Постановив Поздоровавшись Призрев Что делая? Что сделав? Соревнуясь Представившись Комментируя Поразив Состязаясь Рассчитавшись Препятствуя Поздоровавшись Восторгаясь Постановив Пропагандируя Призрев
Упражнение 241 (226). Рассказать о путешествии - рассказав о путешествии; позвонить Марии - позвонив Марии; подъехать к батарее - подъехав к батарее; возвращаться из Третьяковской галереи - возвращаясь из Третьяковской галереи; прибыть из армии - прибыв из армии; не обратиться ни к кому - не обратившись ни к кому; заметить кое - что - заметив кое - что; быстро повернуться - быстро повернувшись; мало - помалу разгораясь - мало - помалу разгораться.
Упражнение 242 (227). Деепри частие Глагол, от которого оно образовано Возвратность Вид Чем распро странено высунув шись высунуться возвратный совершен ный осторожно, из-за ветвей указывая указывать невозвратный несовер шенный на дно оврага
Упражнение 243 (228). | Сил ь_но_опРлкцув_щись|, спортсмен легко преодолел планку. Признаки наречия у деепричастия: неизменяемость, в предложении является обстоятельством.
Упражнение 244 (229). Баскетболист (что сделал? глагол) подпрыгнул; подпрыгнувший (что сделавший? какой? причастие) баскетболист; подпрыгнув (что сделав? деепричастие), баскетболист. Подпрыгнул - глагол, так как: 1. Обозначает действие предмета. 2. Начальная форма - подпрыгнуть; невозвратный, непереходный, совершенного вида, I спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, единственном числе, мужском роде. 3. В предложении является сказуемым. Подпрыгнувший - причастие, так как: 1. Обозначает признак предмета по действию. 2. Начальная форма - подпрыгнувший, образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида, прошедшего времени, невозвратное, в мужском роде, именительном падеже, единственном числе. 3. В предложении является определением. Подпрыгнув - деепричастие, так как: 1. Обозначает добавочное действие и отвечает на вопрос что сделав? 2. Образовано от глагола подпрыгнуть, совершенного вида. 3. В предложении является обстоятельством.
Упражнение 245 (230). Причастия Деепричастия восстановлен н^я восстанавливая опечаливш|йй|ся опечалившись добивш|ий]ся встретив встретившей! демонстрируя демонстрировавши продемонстрировав развевавшееся (флаг) добившись преобладавши исследовав комментируя прокомментировав
Упражнение 246 (231). 1. Выигравшие подачу, волейболисты приободрились. 2. Ударивший по мячу, игрок быстро отбежал от сетки. 3. Спортсмен, выставивший руки вперед, ждал подачу. 4. Капитан команды, удачно разьправший комбинацию, был доволен.
Упражнение 247 (232). Причастия и деепричастия образуются от глаголов. Они обозначают признак предмета по действию и добавочное действие. Причастия сочетают в себе признаки глаголов и имен прилагательных, а деепричастия - глаголов и наречий. Деепричастия изменяются только по времени и соответственно по виду, возвратности, причастия же изменяются по временам, падежам, видам, родам, числу, возвратности. Причастия в предложении, как правило, являются определениями, деепричастия - обстоятельствами.
Упражнение 248 (233). 1. Не_зная броду, не суйся в воду. 2. Не_накормив лошадь, далеко не уедешь. 3. Не продавай шкуры, не_убив медведя. 4. Говорить не_думая - что стрелять не_целясь. 5. Не_развязав мешок, не узнаешь, что в нем. 6. «Отчего никто не любит?» -недоумевает волк. Правописание не с деепричастиями и глаголами подчиняется одному правилу: не пишется с этими частями речи отдельно, за исключением тех случаев, когда слово без не не употребляется.
Упражнение 249 (н). 1. Кто-то бросил корку прямо на тротуар, не подумав о прохожих, а жертвой его неряшливости стал ни в чём не повинный человек. 2. Серёжка бежал по улице, не помня себя и не зная, куда он бежит. 3. Не вытащив невода, рыбою не хвались. 4. Невзирая на разруху, дважды в день серые гармоники под подоконником наливались жаром... 5. Не учась и лаптя не сплетешь. Деепричастный оборот (§ 143)
Упражнение 250 (235). I. Вьется речка небольшая, средь полей и рощ петляя. 2. Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце, снег лежит. 3.Тишину вспугнув тревожную в чутко дремлющем бору, бродят лоси осторожные, гложут горькую кору.


Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

« Шварцевская СОШ»

КОНСПЕКТ УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Повторение изученного по теме «Причастие»

7 класс

Урок разработал учитель русского

языка и литературы Дубоносова А.В .

2016-2017 уч. год

Пояснительная записка

Данная методическая разработка представлена для проведения урока русского языка в 7 классе «Повторение изученного по теме «Причастие» (по программе М. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской, Н. М. Шанского).

В ходе урока учащиеся повторяют изученный материал по теме «Причастие» (урок обобщения изученного материала + урок применения знаний, умений и навыков), проходит наблюдение над языком писателя, определение роли причастий в художественном тексте (урок усвоения нового материала).

Методы: репродуктивный, объяснительно-иллюстративный; метод наблюдения и анализа языковых единиц, частичного поиска.

Принципы: доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, наглядности.

Тип урока: комбинированный.

Цель урока: повторить и обобщить изученный материал по теме «Причастие».

Задачи урока:

образовательные: систематизировать знания учащихся о причастии; отработать умения применять на практике орфографические и пунктуационные правила; определить роль причастий в художественном тексте;

развивающие: развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас совершенствовать навыки выразительного чтения; формировать интерес к русскому языку и литературе как учебным предметам;

воспитательная: воспитывать любовь к родной природе, уважение к труду писателя.

Достижению поставленных целей урока способствует интеграция учебных предметов (русский язык + литература) и живописи, применение компьютерной презентации.

Перечень дополнительных материалов, предоставляющихся вместе с разработкой.

Методическая разработка состоит из:

1) пояснительной записки;

2) конспекта урока;

3) презентации, созданной в программе Office Power Point 2003.

В конспекте урока отражено его содержание и основные этапы. Урок построен на произведениях И. А. Бунина. Презентация содержит иллюстративный материал: портрет писателя, репродукции картин русских художников.

Использованные источники:

Бунин И. А. Собрание сочинений в 4 томах. М., - Правда. 1988 г.

Часть речи, сочетающая в себе свойства прилагательного и глагола, называется причастием. В данной статье описаны характерные особенности причастия, его морфологические признаки, виды, основные отличия от прилагательного. Также приведены примеры для лучшего усвоения материала.

Причастие – особая форма глагола, которая сочетает в себе грамматические свойства глагола и прилагательного. Обозначает признак предмета по действию и отвечает на вопросы – Какой? Какая? Какое? Какие? Что делающий? Что делавший? Что сделавший?

Примеры причастий: лежавший, вымытый, окупаемый, собранный, написанный, обнимающий, желающий.

Понятие о причастии как о грамматической единице

Грамматическое описание причастия включает морфологические признаки глаголов и прилагательных.

Постоянные грамматические признаки причастий (признаки глагола):

  • Тип (действительное или страдательное);
  • Вид (совершенный или несовершенный);
  • Время (настоящее либо прошедшее).

Непостоянные признаки причастий (признаки прилагательных):

ТОП-5 статей которые читают вместе с этой

  • Форма (полная или краткая);
  • Число (единственное или множественное);
  • Род (мужской, женский, средний);
  • Падеж .

Начальной формой причастий является полная форма единственного числа, именительного падежа, мужского рода (ищущий, сменяемый, перебранный) .

Какие бывают причастия?

Выделяют действительные и страдательные причастия. Каждый из типов имеет два подтипа – группы слов настоящего и прошедшего времени.

Типы Действительные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляет сам предмет) Страдательные причастия (обозначают признак предмета по действию, которое осуществляется над предметом)
Настоящего времени -ущ-/-ющ- ;

-ащ-/-ящ-

живущий, играющий, дрожащий -ом-/-ем-; обсуждаемый, направляемый, гонимый
Прошедшего времени -вш-/-ш- знавший, танцевавший, замерзший -нн-/-енн-/-т- увлеченный, описанный, сбитый

Причастие как член предложения

Причастие в полной форме обычно употребляется в качестве определения в предложениях и согласуется с существительными или местоимениями. Причастия в краткой форме являются именной частью составного сказуемого.

Примеры: Покрытые снегом поля были видны из окна (поля (какие?) покрытые – определение). Поля были покрыты снегом (поля (что делали?) были покрыты – часть составного сказуемого).

Прилагательные и причастия

Часто прилагательные путают с соответствующими причастиями. Чтобы определить, какое слово употреблено в предложении достаточно заменить его синонимичным словом или словосочетанием:

  • Причастие можно заменить глаголом, обозначающим то же действие, что и причастие (рассеянные по ветру семена – семена рассеяли по ветру) ;
  • Прилагательное можно заменить другим прилагательным (рассеянный человек – забывчивый, невнимательный человек) .

Коротко различия между прилагательными и причастиями изучаются в седьмом классе.

Цели урока:

  • образовательная: повторить правописание суффиксов действительных и страдательных причастий; правописание «не» с причастием; закрепить умения и навыки правильно расставлять знаки препинания при причастном обороте;
  • воспитательная: выработать навыки взаимодействия в группе;
  • развивающая: развивать речь, словарный запас, орфографическую зоркость учащихся.

Оборудование: памятки для учащихся о правилах групповой работы, орфографические словари, учебники.

Ход урока

Технологическая карта урока

В классе сформированы 4 группы. Каждая группа получает свою тему:

  1. Причастный оборот.
  2. «Не» с причастием.

I. Стадия вызова.

Прежде чем приступить к выполнению заданий, ребята знакомятся с памятками, лежащими на партах:

  1. Общайся в группе с любым партнером или партнерами.
  2. Работай активно, серьезно относясь к порученному заданию.
  3. Будь вежлив и доброжелателен к партнерам.
  4. Помни: ты отвечаешь не только за свои успехи, но и за успехи своих товарищей.

Урок требует специального оборудования. Парты расставлены таким образом, чтобы за ними могли работать 4 группы по 4-5 человек, чтобы никто из учеников не сидел спиной к доске.

II. Стадия осмысления. Стратегия «Зигзаг».

Каждый участник в группе выполняет свою роль: лидер – тот, кто руководит обсуждением, дает слово членам группы высказать свое мнение по очереди; фиксатор – тот, кто записывает идеи; иллюстратор –тот, кто записывает незнакомые слова, проводит словарную работу; репортер – тот, кто излагает классу.

Каждая группа получает свое учебное задание, которое состоит из 4 частей.

Этап 1.

Учебное задание №1

Действительные причастия настоящего и прошедшего времени.

Часть I.

Правила правописания суффиксов действительных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные суффиксы действительных причастий настоящего времени-ущ-, -ющ-, -аш-, -ящ-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Сраж…щийся взвод, хлоп…ая хозяйка, трепещ…ий листок, волну…ая новость, стел…ийся туман, пряч…ийся ребенок, та…ий снег, кача…ийся паром, хлещ…ие брызги.
  2. Готов…ийся к экзамену студент, пил…ие дрова ребята, стро…ееся здание, кле…ие игрушки дети, тяжело дыш…ий бегун, слыш…ийся издали голос, верт…ийся на ветру флюгер.

Часть 2.

Правописание суффиксов действительных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные причастия прошедшего времени. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

  1. Играл – игравший; писать, выполнять, работать, показать, показаться, остаться.
  2. Бросил – бросивший; написать, выполнить, ответить, трудиться, добиться, занять, явиться, скрыться.
  3. Зарос – заросший; промокнуть, замерзнуть, погибнуть, спасти, нести, спастись, нестись.
  4. Идти – шедший; прийти, подойти, пройти, уйти, войти, выйти, найти.

Часть 3.

Образование действительных причастий. Согласование причастия с определяемым словом. Место зависимого слова.

Упражнение. Замените предложения сочетаниями «Существительное + действительное причастие» (настоящего и прошедшего времени) с зависимым словом.

Запомните: зависимое слово при причастии ставится в том же падеже, в котором оно стоит при глаголе.

Образец:

Девочка ухаживает за цветами

Девочка, ухаживающая за цветами.

  1. Летчик управляет самолетом.
  2. Знатный строитель руководить бригадой каменщиков.
  3. Рабочие Мирного добывают алмазы.
  4. Ученые наблюдали за полетом космического корабля.
  5. Члены кружка проводили опыты по физике.

Часть 4.

Правописание падежных окончаний действительных причастий.

Упражнение. Просклоняйте словосочетания «Действительное причастие настоящего и прошедшего времени + существительное». Составьте 4-5 предложений (по выбору).

Победившая группа, соревнующийся отряд, развевающееся знамя, борющиеся спортсмены.

Учебное задание №2

Страдательные причастия настоящего и прошедшего времени.

Выполнить данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Правила правописания суффиксов страдательных причастий настоящего времени.

Упражнение. Спишите, вставляя пропущенные гласные в суффиксы страдательных причастий настоящего времени -ем- (-ом-), -им-; выделите суффиксы и проставьте ударения.

  1. Волну…мый, контролиру…мый, поддержива...мый, забыва…мый, реша…мый, изменя…мый, оценива…мый, прислушива…мый, вед…мый, нес…мый.
  2. Цен…мый, хран…мый, сравн…мый, замен…мый, слыш…мый, вид…мый, завис…ый, движ…мый, слыш…мый.

Часть 2.

Правописание суффиксов страдательных причастий прошедшего времени.

Упражнение. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени и запишите. Обозначьте суффиксы причастий.

Составьте 4-5 словосочетаний, затем предложения.

Запомните: при помощи суффикса -нн- причастия образуются только от глаголов на -ать(-ять).

  1. Вызвать – вызванный; послать, указать, собрать.
  2. Посеять – посеянный; засеять, потерять, обстрелять.
  3. Настроить – настроенный; получить, проверить, просмотреть, выполнить.
  4. Застеклить – застекленный; привезти, привести, испечь.
  5. Одеть – одетый; застегнуть, забыть, закрыть, разбить.

Часть 3.

Образование действительных или страдательных причастий. Согласование причастия с определяемым словом.

Упражнение. Спишите, образуя от глаголов действительные или страдательные причастия и согласуя их с определенными сущесвительными. Перескажите содержание отрывка «В музее П.И. Чайковского».

В домике (стоять) на окраине Клина, расположен музей Чайковского. Здесь хранятся личные вещи композитора, бережно (охранять) работниками музея. Материалы, (собрать) в музее, говорят об огромной напряженной работе Чайковского. Экскурсанты, (посещать) музей, слушают здесь бессмертную музыку Чайковского. Оперы, (создать) великим композитором, знают и любят во всем мире. (А. Васильев).

Часть 4.

Полные и краткие страдательные причастия. Согласование кратких страдательных причастий с существительными.

Упражнение. Запишите полные и краткие страдательные причастия прошедшего времени, образуя от данных глаголов. Обозначьте суффиксы. Составьте 4-5 предложений.

Запомните: в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква н.

  1. Создать – созданный – создан – создана; придумать, написать, потерять.
  2. Выполнит – выполненный – выполнен – выполнена; составить, отметить, построить.
  3. Изобразить – изображенный – изображен – изображена; принести, изменить, осветить.
  4. Подчеркнуть – подчеркнутый – подчеркнуть – подчеркнута; открыть, принять.

Учебное задание 3

Вспомните образование причастного оборота и правила расстановки знаков препинания при нем. Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Прочитайте, распространяя выделенные подлежащие причастными оборотами. Для образования причастного оборота используйте слова из предложений, данных в скобках. Составьте связный текст и озаглавьте его. Подчеркните в причастиях суффиксы. Подумайте, какое это причастие.

Образец: Рабочие увидели медведя. (Они рубят лес) – Рабочие, рубящие лес, увидели медведя.

  1. Рабочие увидели медведицу. (Они строят дорогу).
  2. Вскоре появился и медвеженок. (Он беззаботно переваливается с боку на бок).
  3. Медведица скрылась. (Она была испугана криками).
  4. Медвежонок вскарабкался на дерево. (Он почувствовал опасность).

Часть 2.

Упражнение. Спишите текст «Горки Ленинские». Расставьте запятые в предложениях с причастным оборотом. Объясните расстановку знаков препинания.

Село Горки находящееся на высоком берегу реки Пахры знают трудящиеся всего мира. Здесь Дом – музей В.И. Ленина. Дом – музей посещают люди приезжающие со всех концов Советского Союза. В комнатах музея хранятся экспонаты рассказывающие о жизни и деятельности В.И. Ленина. В столовой на столе покрытом клеенкой стоят самовар и посуда. За этим столом собиралась семья Ульяновых. Прямо дверь ведущая в кабинет Владимира Ильича. Посетители видят лежащие на столе книги Горького и Джека Лондона.

С волнением осматривают люди места связанные с жизнью великого вождя.

Часть 3.

Упражнение. Вставьте окончания причастий, согласуя причастия с определяемыми словами. Определите род, число, падеж причастий. Объясните расстановку знаков препинания. Обозначьте суффиксы в причастиях.

  1. Я получил письмо от друга живущ… в городе.
  2. Их отряд взял шефство над малышами поступивш… в этом году в первый класс.
  3. В первой комнате собраны экспонаты отражающ… жизнь якутского народа.
  4. В школе состоялась встреча с гостями приехавш… из разных городов республики.

Часть 4.

Упражнение. Запишите предложения, вставляя причастный оборот в трех вариантах:

  1. Чтобы было две запятых.
  2. Чтобы было одна запятая.
  3. Чтобы не было запятой.

Обозначьте суффиксы в причастиях. Определите, какое это причастие (действительное или страдательное).

Образец: собака, встретившая нас, залилась громким лаем. Громким лаем залилась собака, встретившая нас. Встретившая нас собака залилась громким лаем.

  1. Дорогу занесло снегом (ведущую к избушке).
  2. В избушке было холодно (стоявшей под горой).
  3. Дочь лесника увидела небольшого лосенка (собиравшая землянику).

Учебное задание 4

Вспомните правописание «не» с частями речи: с существительным, прилагательным, глаголом, причастием.

Выполните данное задание. Обменяйтесь результатами своей работы с другими членами группы.

Часть 1.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Объясните правописание «не» с частями речи. Составьте 4-5 предложений.

  1. Говорить (не)правду, увидеть (не)ряху.
  2. (Не)правдивый рассказ, (не)ряшливый вид.
  3. (Не)знать ничего, (не)навидеть ложь.
  4. (не)выполненная работа, (не)доумевающий взгляд.

Часть 2.

Упражнение. Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните суффиксы причастий. Объясните правописание «не» с причастием. Составьте 4-5 предложений.

  1. (Не)прочитанная, а просмотренная книга.
  2. (Не)вызубренные, а осознанные знания.
  3. (Не)законченное, а начатое сочинение.
  4. (Не)отравленная, а забытая телеграмма.

Часть 3.

Упражнение. Подберите к данным словосочетаниям зависимые слова. Обозначьте суффиксы причастий. Объясните правописание. Составьте предложения.

  1. Непрочитанная книга, невыполненная работа, нескошенная трава.
  2. Неисследованный край, непостроенный дом, неопубликованный очерк.
  3. Ненаписанное сочинение, незаконченное задание, нераспечатанное письмо.

Слова для справок: мною, вчера, осенью, учеными, еще, бригадой, в газете, дома, вовремя, в срок.

Часть 4.

Упражнение. Просклоняйте следующие словосочетания: неосвещенная дача, несобранный урожай, незаконченное представление. Обозначьте суффиксы в причастиях. Составьте 6 предложений.

Полные страдательные причастия с «не» переделайте в краткие. Объясните правописание «не» с кратким страдательным причастием.

Этап 2.

После того как в группах закончили задание, приглашаются эксперты. Каждая экспертная группа получает правильные ответы. Эксперты отвечают на вопросы: Что такое причастие? Как образуются действительные и страдательные причастия? Для чего нужно знать спряжение глаголов? Как правильно выделять на письме причастный оборот? Как правильно писать «не» с причастием?

Задание для экспертной группы 1

  1. Как нужно отличать причастие от глагола?
  1. Правильно определите вид глагола. Помните, что причастия настоящего времени образуются только от глаголов несовершенного вида.
  2. Чтобы образовать причастия настоящего времени, надо сначала найти форму 3 лица множественного числа:

Слышать – слышат – слышащий;
Видеть – видят – видящий;
(от глаголов II спряжения)

  1. Образуйте от возвратных глаголов причастия. Помните, что от глаголов на «-ся» образуются также возвратные причастия, имеющие частицу «-ся».

Задание для экспертной группы 2

  1. Определите, что обозначает страдательное причастие? Чем отличается от действительного?
  2. Образуйте страдательные причастия настоящего времени с помощью суффикса: «ем» (от глаголов I спряжения); «им» (от глаголов II спряжения).
  3. Образуйте страдательные причастия прошедшего времени с помощью суффиксов «-нн-», «-енн-», «-т-».
  4. Образуйте краткую форму страдательных причастий. Помните, что в суффиксах кратких страдательных причастий прошедшего времени пишется одна буква «н».

Задание для экспертной группы 3

Запомните порядок выделения причастног оборота:

  1. Найдите в предложении прчастие.
  2. Найдите слова, которые зависят от него.
  3. Определите, где стоит слово, к которому относится причастие.
  4. Если причастный оборот стоит после определяемого слова, поставьте запятую.
  5. Если предложение продолжается после причастного оборота, поставьте еще вторую запятую.

Задание для экспертной группы 4

Правописание «не» с причастием.

1. Пиши «не» с причастием слитно, если:

  • «Не» является приставкой (непрочитанная книга);
  • Причастие без «не» не употребляется (неодумевающий взгляд).

2. Пиши «не» с причастием раздельно, если:

  • Есть противопоставление (не прочитанная, а просмотренная книга);
  • Есть зависимое слово (не прочитанная мною книга);
  • Краткое страдательное причастие (книга не прочитана).

Этап 3.

Эксперты возвращаются в рабочие группы и обучают остальных членов группы, исправляя ошибки в выполненных заданиях.

Этап 4.

Групповая отчетность.

Каждая группа готовит презентацию своего материала. Выступающие рассказывают о том, над какой темой работали, какое задание выполнили, к какому выводу пришли, что они хотели бы пожелать другим командам.

III. На стадии рефлексии учащиеся должны составить сводную таблицу по теме «Причастие».

Сводная таблица примерно может быть такой:

Действительные Страдательные Причастный оборот «Не» с причастием
Настоящее время Прошедшее время Настоящее время Прошедшее время Слитно Раздельно
1. –ущ-

Пишут - пишущ ий.

2. Читают–читающ ий.

Слышать – слышащ ий.

Видят – видящ ий.

1. -вш-

Прочитал – прочитавш ий

2. нес – несш ий

1. –ем–

Уважаем ый

2. –им

руководим ый

1. -нн-

Прочитанн ый

2. -енн-

Увиденн ый

забыт ый

Книга, прочитанная мною, очень интересная.

Очень интересная книга, прочитанная мною.

Прочитанная мною книга очень интересная

Не-приставка.

Непрочитанная книга.

Не-часть корня.

Недоумевающий взгляд.

Есть противопоставление.

Не прочитанная, а просмотренная книга.

Есть зависимость.

Не прочитанная дома книга.

Прчастие краткое.

Книга не прочитана.

Обучение в сотрудничестве на уроке имеет много преимуществ перед традиционными уроками: каждый ученик в группе работает активно, повышается его ответственность перед товарищами, учащиеся работают сообща, помогая друг другу. Подобная совместная учебно – познавательная деятельность эффективна именно на обобщающих уроках, где ученики имеют возможность применить полученные знания и умения на практике.

Использованная литература:

  1. С.В. Столбунова. «Как построить нетрадиционный урок русского языка», М. Педуниверситет «Первое сентября», 2006 г.
  2. Проблема современного литературного образования, Якутск, 2005 г.
  3. А.Д. Семенова. «Современное функционирование этнопедагогики в технологии обучения и воспитания саморазвивающейся гармоничной личности», Якутск, 2005 г.