Эссе «Моя педагогическая философия. Моя педагогическая философия

Ирина Грузинова
Эссе «Моя педагогическая философия»

"Это невозможно!" - сказала Причина.

"Это безрассудство!" - заметил Опыт.

"Это бесполезно!" - отрезала Гордость.

"Попробуй. " - шепнула Мечта.

Вспоминая своё детство, школу, я вижу себя маленькой девочкой, сидящей за школьной партой. На уроках я внимательно слушала учителя, следила за каждым её словом, взглядом, движением. Она для меня была образцом справедливости, доброты, честности. Всегда умела найти нужное слово, похвалить, подбодрить. Это и сформировало мои взгляды в будущем при выборе профессии. В 2009 году я с отличием закончила филологический факультет педагогического колледжа , а в 2012 году получила высшее педагогическое образование по специальности «социальный педагог » .

Я помню свой первый рабочий день в детском саду. Когда я вошла в группу, меня встретила забавная и шумная толпа маленьких человечков. Они с любопытством смотрели на меня, а я смотрела на них и думала : «Смогу ли я воспитать их добрыми, благородными и мудрыми людьми? С чего начать?» Глядя в распахнутые навстречу глаза детей, я поняла, что нужна им. Для них я - целая вселенная, которую хочется изучить, энциклопедия, с которой можно найти ответы на все вопросы. И я должна поддержать их любопытство, согреть теплом своего сердца, любить и быть для них второй мамой и другом, добиться того, чтобы они приняли и впустили меня в свой мир детства, мир сказок и фантазий.

Мой 5-летний стаж не настолько велик, чтобы я могла смело и с точностью рассуждать о предназначении воспитателя. Но я, мне кажется, поняла главное. Воспитатель в первую очередь это друг, а уж потом наставник и помощник. И сейчас я осознаю, что педагогическая деятельность для меня – это не возможность чему-то учить детей, воспитывая их каждый момент, а каждый день общаться с ними, открывая новое для них и для себя. После долгих размышлений я пришла к выводу, что надо просто идти с детьми в будущее, приоткрывая им дверцу в это самое будущее. А по пути в каждом ребёнке раскрывать его неповторимость, индивидуальность и самоценность. Самой учиться у детей непосредственности, доброте, бескорыстной любви и умению прощать.

На протяжении всего дошкольного детства ребёнка надо вести к успеху. Этому учили и учат меня мои учителя, опытные педагоги - те люди , с которыми мне посчастливилось встретиться на моём профессиональном и жизненном пути. Что значит «вести к успеху» ? Это значит наполнить день ребёнка в детском саду радостью и интересом в общении, игре, познании. Воспитатель должен быть увлечённым человеком в своей профессиональной деятельности. Знать и мотивировать свою деятельность «С чем я иду навстречу к детям? Что нового и интересного я привнесу в их день»? А в конце дня порадоваться своим успехам, задуматься над трудностями и наметить пути дальнейшей работы. Важно вести ребёнка к цели такой дорогой, которая помогает ему рассуждать, думать, ставить цель, выбирать материал и инструментарий, совершать последовательность действий, поступков и анализировать свой результат.

Важно способствовать тому, чтобы ребёнок не боялся ошибок, и здесь взрослому надо быть осторожным с оценкой. В противном случае инициатива ребёнка будет подавляться, пропадёт интерес к новому делу.

Я радуюсь вместе с ребёнком каждому его, пусть даже самому малому результату, достижению и успехуи стремлюсь к тому, чтобы каждый ребёнок научился понимать, распознавать, проговаривать свои собственные чувства и эмоции. Тогда он научится чувствовать, понимать других людей и окружающий его мир. А для этого мир ребёнка надо наполнить разными оттенками чувств и эмоций.

Я люблю детей и строю свои отношения с детьми так, чтобы они чувствовали себя любимыми и осознающими своё достоинство. Стараюсь быть терпеливой к другим, и очень требовательной к самой себе. Нужно еще многое узнать и освоить, чтобы в дальнейшем не допускать ошибок. В работе с детьми это недопустимо. Работать с детьми надо с искренней душой, - только в этом случае влияние на ребёнка будет благоприятным.

Задавая себе вопрос : «Кто кого учит?» , прихожу к мнению, что с детьми мы равноправны : я также учусь у них, как из обычного сделать нечто исключительное и интересное. Вместе с ними учусь сотрудничать, уважать мнение каждого, учусь слушать и быть услышанной. Стоит отметить, что дети за это время многому меня научили. Научили тому, что нужно быть «не просто рядом» , а «вместе» . Научили тому, что все дети разные и нужно принимать их такими, какие они есть.

Ежедневно воспитатель направляет ребёнка к успеху, а дети, в свою очередь, своим умением делать выбор, своими поступками, поведением дают наглядную оценку профессиональному мастерству педагога .

Успехи ребёнка во многом зависят и от взаимоотношений семьи и детского сада. Свои отношения с родителями я строю на основе взаимопонимания, справедливости, искренности, доброжелательности. Не сразу, постепенно, они начинают доверять мне.

Работа с детьми способствует развитиюмоих личностных качеств, таких как общительность, умение ценить каждый день, радоваться даже самым маленьким победам и успехам, преодолевать трудности.

Когда-то и меня, молодого воспитателя, впервые встретили в детском саду опытные педагоги . Тогда я поняла, как важны поддержка, совети понимание. Ведь так важно, чтобы в минуту неудачи тебя подбодрили, не дали сломиться, а научили искать причину, находить пути решения, поверили в твои способности и возможности, в твой успех.

…Приходит новый ребёнок, и я с ним снова и снова учусь находить себя; ищу ниточку, соединяющую его и себя как взрослого и ребёнка, как педагога и воспитанника , как друга и друга.

Быть воспитателем, значит осознавать всю ответственность, взятую за сохранение тонкой ранимой души ребёнка; уметь прислушиваться к детям и понимать их желания; быть чутким и терпеливым. Конечно, эта задача очень сложная, и не каждому она по силам. Здорово, что меня окружает большой, сплоченный,творческий коллектив единомышленников, возглавляемый опытным и понимающим руководителем. Я всегда могу получить совет, поддержку, ведь вокруг неравнодушные, инициативные люди, которые, как и я любят свою работу.

Воспитатель для меня – это человек, желающий постоянно совершенствоваться, меняться, творить, потому что жизнь детского сада не может существовать без творчества, движения вперед, инноваций.

Я выбрала профессию педагога , а значит, взяла на себя ответственность за тех, кого буду учить и воспитывать, и вместе с тем ответственность за себя, свою профессиональную подготовку, свое право быть Педагогом .

Моя профессия заставляет меня все время развиваться, двигаться вперёд, постоянно пополнять знания, чтобы иметь возможность ответить на множество детских «почему?» . Я считаю, что каждый педагог должен постоянно учиться, открывать и постигать для себя новые рубежи знаний. Поэтому в 2015 году прошла курсы переподготовки по программе «Дошкольное образование» .

И ещё я поняла – в педагогической профессии нет конечной точки развития. Именно поэтому решила попробовать свои силы в конкурсе профессионального мастерства.

За 5 лет моей педагогической деятельности я ни разу не пожалела о том, что моя жизнь проходит среди детей. Константин Дмитриевич Ушинский сказал : «Если вы удачно выберете труд и вложите в него душу, то счастье само вас отыщет».

Я люблю свою профессию, нашла в ней своё призвание и утвердилась в этом. А это значит - я счастливый человек!Желаю всем начинающим педагогам найти себя в профессии Воспитатель и полюбить её так же, как и я.

Эссе «Моя педагогическая философия»

Самое трудное – познать самого себя.

Фалес (древнегреческий математик)

Написать эссе «Моя педагогическая философия» для меня, педагога с семнадцатилетним стажем, оказалось трудным, но интересным заданием. И вот передо мной лежит обычный чистый лист. Очень много вопросов, на которые я хотела бы дать себе ответ. Почему я стала учителем? Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня? Что для меня – работа учителя?

Считается, что само слово «философия» первым придумал Пифагор. «Философия - любовь к мудрости, А что есть мудрость? Знание порядка. Если желаешь быть мудрым в течение твоей жизни, всё поставь на своём месте.… Сделай начертание жизни твоей и следуй одному неизменно до последней минуты твоего бытия», так писал Пифагор. Он утверждал, что одна из самых главных задач человека состоит в том, чтобы выбрать свой путь.

У каждого человека свой путь – путь, который мы выбираем и идём по нему всю свою жизнь. Мой путь – мой сознательный выбор - быть учителем. Этот выбор я сделала в самом раннем детстве и иногда мне кажется: «А может, не я выбрала эту профессию, а она долго, терпеливо и настойчиво выбирала меня?»

36 лет жизни. Они пролетели, пробежали, пронеслись. Я, как многие дети посещала детский сад. Вот там и началась моя профессиональная жизнь! Да, да, не удивляйтесь, всё было именно так! Начиная с 4-х летнего возраста, воспитатели обратили внимание на мои организаторские способности, и…, стали оставлять за «старшую» в группах детей 2-х летнего возраста! Так я попала в профессию! И на вопросы взрослых с радостью отвечала, что хочу стать воспитателем детского сада!

01.09.1982 год - первый раз в первый класс и первый учитель! Школа заворожила меня! Я сажала за стол игрушки, раздавала им тетради и учебники и представляла себя в роли учителя. Домашнее задание, которое мне задавали в школе, выполняла вместе со своими «учениками».

Перемены, уроки, соревнования, походы, конкурсы и викторины. 8 лет пролетели, как один день. И на вопрос - Куда пойти учиться дальше? - у меня был только один ответ. Конечно же, в педагогическое училище.

Это мой ответ на первый вопрос, почему я стала учителем.

Попробую ответить на второй. Почему осталась в этой профессии до сегодняшнего дня?

Размышляя, я прекрасно понимаю, что не могу провести грань, где заканчивается моя работа и начинается личная жизнь. Несомненно, моя дорога, зовущая и ведущая к счастью – это педагогический труд.

Есть притча о царе, который мечтал осчастливить свой народ и обратился за советом к мудрецам. Те задали ему три вопроса, какой час на земле самый главный, какой человек на земле самый главный, какое дело на земле самое главное? Царь не сумел найти ответы на эти вопросы. А они были очень просты: самый главный час - настоящий, тот, который сейчас наступил; самым главным человеком является тот, что сейчас с тобой; дело, которое ты сейчас делаешь, и является самым важным.

Применительно к моей педагогической философии и моему учительскому счастью отвечу на эти вопросы так.

Каждый раз, входя в класс, я испытываю разные чувства: и радость от встречи с учениками; и тревогу: какие они сегодня, как встретят; и ожидание маленьких побед, которые обязательно должны быть, иначе урок не имеет смысла. Любой урок – самый главный, ибо завтра будут уже другие уроки. Урок – это часть жизни. Жизнь нельзя повторить, а значит, нельзя повторить и урок. Я считаю, что каждый урок уникален, «завтра» принесет свои ожидания и свои победы. Я верю в возможности каждого ученика. Помочь найти свое место в жизни – вот к чему я стремлюсь, когда иду на урок.

Главный человек для меня - мой ученик. А педагог – это друг, тот, к кому можно обратиться за помощью, поплакать и посмеяться. Самое главное найти для каждого именно то слово, в котором он сейчас нуждается. Не навязывая себя, а, раскрывая стремления и потребности ребенка, я показываю, что каждый сам творит себя, проявляет свою неординарность.

Кем станут мои ученики в будущем, я не знаю, но сейчас самое главное – не подавлять их как личность, зажигать свет в сердцах, звать к добру. Задавать цель, видеть смысл в любом деле, вот к чему я стремлюсь.

Третий вопрос. Что для меня – работа учителя?

Подвиг во имя будущего, растянутый на десятки лет. Полная самоотдача, душевная щедрость, любовь…

Я бы ответила так. Учитель – это всегда работа над собой. Это та профессия, представитель которой никогда не скажет: «Я сделал себя», а только «Я делаю себя». Настоящий педагог проходит нелегкий путь становления личности вместе со своими воспитанниками, отдавая свои знания, свои силы, свою душу. Мне кажется, что предназначение человека, решившего посвятить себя формированию будущего поколения, заключается в том, чтобы помочь своим воспитанникам пройти трудный путь, даже узенькую и труднопроходимую тропу; не тянуть за руку на гору, находясь на ее вершине, а помочь преодолеть ее, вовремя подставив плечо.

Трудности, неудачи, разочарования отступают, когда вижу живой блеск сияющих глаз учеников. Они смотрят, изучают, оценивают, просят о помощи…. Они многого ожидают от меня. И я дарю им счастье общения и искренности, уверенность в завтрашнем дне, ведь я – учитель. Думаю, что я нужна им!

«Сейте добрые семена в душах учеников и не ждите, когда они вырастут. Возможно, при своей жизни вы не увидите своих плодов, но они обязательно будут в своё время»- сказал один мудрец. И я горда, что я сею эти семена, пусть даже другой пожнёт плоды моего труда.

И вот последний вопрос. А самое главное, счастлива ли я?

Я понимаю, что я – счастливый человек. Ведь счастье – это, когда утром хочется идти на работу, а вечером – домой.

Я счастлива! Моё маленькое счастье умещается на ладони. И в нём всё вперемежку – моя любимая работа, заботы о семье, радость и смех, болезни, и бессонные ночи, пожилые родители и просто дорогие сердцу люди.

Я учусь успевать всё, ценить время, видеть прекрасное рядом. Дарить счастье другим. Зажигать, убеждать, вести за собой!

У меня сегодня день такой.

Я в ладу сейчас сама с собой.

Я довольна собой. Своею судьбой.

Наверно это мой рай. Ведь школа может быть раем.

Здесь обо всём забываю и всю себя отдаю.

Учитель – это судьба. Учитель – это призванье.

И видишь ты каждый день, что прожит он был не зря.

В течение многих лет я преподавал в вузе математику студентам не-математикам. Также активно работал в качестве репетитора со студентами и школьниками, которые испытывали проблемы с пониманием и усвоением математики. Мой многолетний опыт такой работы показывает, что преподавание математики должно опираться на некий системный подход, должно подчиняться некоторым идеям более высокого порядка, нежели просто методика и содержание учебного материала. В настоящей статье изложены результаты осмысления и проверки многолетней практикой моего опыта преподавания математики в вузе и индивидуально в качестве репетитора, которые нашли выражение в моей педагогической философии .

Поскольку сам термин «педагогическая философия» на сегодня в педагогической науке является далеко не общепринятым и в классических работах не устоялся, представляется целесообразным уделить отдельное внимание вопросу о том, что же понимается в настоящей работе под термином «педагогическая философия».

В традиционном понимании философия (от греческого philosophia , phileō – люблю, sophia – мудрость) - это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Основным вопросом философии является вопрос об отношении мышления к бытию.

В то же время, существует и другое, более специализированное понимание термина «философия», а именно - это система методологических принципов, лежащих в основе какой-либо науки или сферы человеческой деятельности .

Именно в таком аспекте следует понимать термин «философия» в рас-сматриваемых в настоящей работе вопросах, связанных с педагогической деятельностью в любых ее проявлениях.

Итак, моя педагогическая философия - это взаимосвязанная система общих положений, установок и методологических принципов, лежащих в основе педагогической деятельности в процессе преподавания мною дисциплин студентам в вузе, а также школьникам и студентам в частном порядке в качестве репетитора, направленная на наиболее полное и эффективное достижение педагогических, учебных и воспитательных целей как в различных частных аспектах (отдельных студентов, учебных групп, курса; отдельных занятий, тем, разделов учебной программы по дисциплине и т.д.), так и в аспекте учебного процесса вуза в целом.

В современных условиях работать со студентами стало, с одной стороны, легче, потому что они зачастую более мотивированы, быстрее усваивают и лучше разбираются в том, чему их обучают, а с другой - гораздо труднее, потому что диапазон их мышления стал гораздо шире, запросы более многогранными и значительно более индивидуально ориентированными.

Поскольку основной дисциплиной, преподаваемой автором, является математика, то основное внимание в настоящей работе уделяется вопросам педагогической философии преподавания математики студентам и школьникам.

В наше время, в период бурного развития электронно-вычислительной техники и компьютерных технологий, встречающаяся порой точка зрения «не каждый будет математиком» (в том смысле, что математика далеко не всем будет нужна), безнадежно устарела. Сегодня, а тем более в - самом ближайшем будущем, - математика в той или иной мере будет выступать необходимым инструментом для огромного числа специалистов различных профессий, включая экономистов, юристов, психологов, а совсем не только для профессиональных математиков.

Математика может и должна играть особую роль в гуманизации образования, то есть в его ориентации на воспитание и развитие личности. Знания, в том числе и в области математики, нужны не ради собственно знаний, а как важная составляющая личности, включающая умственное, нравственное, эмоциональное (эстетическое) и физическое воспитание и развитие.

В этой связи изучение математики как учебной дисциплины играет ключевую роль для студентов всех без исключения специальностей.

Особая роль преподавания математики состоит в умственном воспитании, в развитии интеллекта. Объясняется это тем, что результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Во всех без исключения разделах математики заложены огромные возможности для развития мышления студентов в процессе их обучения на любом его этапе.

Необходимо учитывать, что формирование и развитие логических структур мышления студентов и школьников имеет чрезвычайно важное значение для изучения всех без исключения дисциплин профессионального цикла.

В то же время, формирование и развитие ло¬гических структур мышления студентов и школьников должно осуществляться последовательно и своевременно. Упущения в этой области трудно восполняемы и оказывают чрезвычайно негативное значение при изучении дисциплин профессионального цикла, в особенности таких, которые в той или иной мере используют аппарат математики либо связаны с осуществлением анализа в том или ином виде.

Формированию и развитию основных структур строгого и логического мышления студентов и школьников может способствовать адекватная постановка вопросов обучения, включающая как содержание, так и методы обучения, то есть правильное определение чему и как учить. Более подробно данные вопросы в аспекте конкретных форм и методов их реализации рассмотрены в педагогической концепции.

Обратимся теперь к общим закономерностям и тенденциям современного образовательного процесса в высшем учебном заведении.

Интенсивный характер социально-экономического развития общества оказывает самое непосредственное влияние на содержание и основные тенденции развития образования. Как отмечают многие ведущие специалисты в области высшего образования, предстоящее развитие высшей школы будет связано с более широким применением активных форм и методов обучения, иначе говоря, новых образовательных технологий. Высшее образование должно сформировать у студентов способность к размышлениям по поводу собственных знаний, ценностей, морального выбора. Данный тезис в последнее время все более подтверждается практикой.

Представляется, что перечисленные обстоятельства и тенденции должны оказывать определяющее воздействие при формировании педагогической философии преподавателя современного высшего учебного заведения, а равно и частного преподавателя-репетитора.

Необходимо отметить, что традиционные обучающие технологии всегда подразумевали пассивную позицию обучающегося, сводились к объяснительно-иллюстрированному обучению, вооружали студентов результатами научного познания. В основе организации объяснительно-иллюстрированного обучения лежит принцип передачи преподавателем готовых выводов науки: преподаватель сообщает факты, анализирует их, объясняет сущность новых понятий, формулирует теоремы, законы и т. д. Здесь не исключаются и элементы поисковой деятельности студентов, однако передача готовых выводов науки доминирует.

Однако, такой подход к образовательному процессу не выдерживает требований, предъявляемых современными условиями существования общества. Существующая традиционная система образования уже не в состоянии выполнять поставленные перед нею задачи в новых условиях. Более того, она во многом выступает в качестве сдерживающего фактора социально-экономического развития общества с рыночной экономикой, динамичным развитием его новых сил и потребностей.

Так, по данным Министерства образования и науки РФ, в настоящее время из всей массы высших учебных заведений в Российской Федерации менее 25% в своей деятельности удовлетворяют требованиям государственных образовательных стандартов и других нормативных документов в области высшего образования. Остальные же (более 75 %) отечественных вузов не обеспечивают должного уровня качества подготовки специалистов, то есть, попросту говоря, «гонят брак».

Неслучайно в последнее время в среде специалистов высшего образования самым серьезным образом обсуждаются проблемы, связанные с качеством образования, вследствие чего для отечественных вузов становится все более актуальной проблема разработки и внедрения систем менеджмента качества.

Следует признать также, что отмеченные проблемы в области качества высшего образования вызваны не только недостатками традиционных методов обучения, но в значительной степени обусловлены сложившейся ситуацией и тенденциями последних лет в сфере школьного образования, которые характеризуются недостатком квалифицированных педагогических кадров, системными проблемами, утратой навыков обучения со стороны педагогического персонала, недостатком внимания и должной поддержки со стороны государства к существующим проблемам, что приводит в конечном итоге к отсутствию устойчивых навыков учения и прочных систематических знаний у весьма значительной доли выпускников современных общеобразовательных школ.

При формировании педагогической философии преподавателя следует четко понимать, что современная технология обучения студентов и школьников должна быть деятельностной по своему содержанию и максимально приближена к обучающимся. Главная задача здесь состоит не столько в том, чтобы вооружить студентов результатами научного познания, но и в том, чтобы вести их по пути процесса получения этих результатов, формировать познавательную самостоятельность и развивать опыт их творческой деятельности. При таком подходе реализуется принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности студентов, то есть принцип самостоятельного «открытия» выводов науки, способов действия, «изобретение» новых способов приложения знаний к практике. Здесь не исключаются объяснения преподавателей и выполнение студентами заданий, требующих репродуктивной деятельности, но принцип поисковой учебно-исследовательской деятельности преобладает.

С учетом изложенных обстоятельств становится очевидной необходи-мость выдвижения критерия качества образовательного процесса на передний план и разработки в соответствии с этим внутривузовской системы обеспечения качества образования, что должно находить отражение и при формировании педагогической философии преподавателя.

Не вдаваясь здесь в подробности характеристик качества образовательного процесса вуза, отметим, что в основу практически всех существующих подходов к системам менеджмента качества в различных областях, в том числе и в сфере образования, в той или иной степени положены принципы современной философии качества TQM - Total Quality Management - всеобщего управления качеством на основе процессного подхода.

Представляется, что педагогическая философия преподавателя в современных условиях должна в значительной степени учитывать концептуальные положения подхода, основанного на принципах философии качества TQM, основные из которых применительно к образовательному процессу вуза состоят в следующем:
– внешний контроль качества образовательного процесса является далеко не самым главным фактором обеспечения этого качества;
– особое внимание в современном менеджменте качества должно уде-ляться управлению человеческими ресурсами, от которых во многом зависит качество продукции или услуг;
– реализация данного тезиса на практике требует постоянного обучения работников, воспитания сознательного отношения к выполняемой работе, анализа результатов деятельности, постоянного самоконтроля на каждом этапе работы, постоянного самообучения, а в целом - повышения качества на каждом цикле деятельности.

Основным структурным элементом деятельности вуза с точки зрения системы менеджмента качества является процесс. В качестве процесса может рассматриваться любая деятельность или комплекс деятельности, в которой используются ресурсы для преобразования входов в выходы.

При таком подходе вся деятельность вуза представляется как система взаимосвязанных между собою согласованно функционирующих процессов с целью преобразования главного входа всей системы - абитуриентов - в главный выход системы - выпускников.

При понимании и применении основных принципов современной философии качества TQM необходимо учитывать главную особенность человеческих ресурсов вуза: деятельность высшего учебного заведения заключается в обоюдном продуктивном взаимодействии обучающих и обучаемых - преподавателей и студентов, - в ходе которого и реализуется учебный процесс высшего учебного заведения. Именно поэтому, по нашему мнению, человеческий ресурс высшего учебного заведения следует подраз-делять на две принципиально отличные друг от друга по целям, задачам и функциям в учебном процессе составляющие - персонал вуза, основную часть которого составляет профессорско-преподавательский состав, и обучающиеся, то есть студенты. Именно эти две составляющие человеческого ресурса вуза в ходе реализации учебного процесса взаимодействуют между собой через систему процессов вуза (рис. 1).

Обучающиеся как часть человеческого ресурса вуза превращаются из пассивной массы студентов в активную составляющую, оказывающую существенное влияние на качество деятельности высшего учебного заведения в целом.

Обратимся к педагогическим аспектам, с помощью которых могут быть реализованы основные принципы философии качества TQM в деятельности преподавателя в современных условиях.

Практика педагогической деятельности в высшей школе показывает, что отклонения в работе обучающегося (студента и школьника) от нормального хода учебного процесса имеют тенденцию накапливаться, малые отклонения, в случае отсутствия корректирующего воздействия, перерастают в большие и в отдельных случаях могут даже приобретать неустранимый характер (эффект «снежного кома»). Промежуточный контроль знаний студентов в период зачетных и экзаменационных сессий позволяет выявить такие отклонения, однако, как правило, данные отклонения носят уже запущенный характер и скорректировать ситуацию без негативных остаточных последствий становится практически невозможным.

Необходимо отметить, что проблемы такого рода в последние годы носят весьма распространенный характер в практике обучения математике в высших учебных заведений, в особенности в отношении студентов первых курсов. Как уже отмечалось, связано это в значительной степени с тем, что, с одной стороны, современная система школьного образования, как отмечают многие специалисты в области образования на всех уровнях, не обеспечивает решения стоящих перед нею задач и не вырабатывает у школьников устойчивых умений и навыков, не вырабатывает у школьников навыков учения и планомерной самостоятельной учебной работы. С другой стороны сказывается здесь то, что на младших курсах студенты, расставшись со школьной системой обучения с ее довольно внимательным контролем над учебной деятельностью учеников, в большой доле случаев не способны самостоятельно и сразу адаптироваться к системе обучения в высшей школе, в которой студентам предоставляется довольно существенная свобода действий в ходе реализации учебного процесса. Не будучи еще полностью сформированными как личности (что вполне естественно для первокурсников), эту свободу многие студенты понимают совершенно неверно, и вместо того, чтобы предоставленную свободу использовать для выбора наиболее адекватных для них методов и средств обучения, начинают пропускать аудиторные занятия, пассивно относиться к самостоятельной учебной работе, нарушать учебную дисциплину, или даже перестают учиться вообще.

Представляется, что отмеченный круг проблем современного учебного процесса может быть в существенной степени эффективно решен путем обоюдной интеграции и взаимодействия учебной и воспитательной педагогической деятельности преподавателя в ходе реализации учебного процесса. Практика учебного процесса показывает, что при осуществлении постоянного индивидуализированного текущего контроля за деятельностью обучающихся своевременное корректирующее педагогическое или воспитательное воздействие, когда отклонения от нормального хода учебного процесса еще только наметились либо зашли не слишком далеко, позволяет вернуть обучающегося в русло нормального хода учебного процесса и преодолеть наметившиеся отрицательные тенденции в его индивидуальной образовательной траектории (рис. 2).

Следует отметить, что контроль за ходом учебного процесса отдельного субъекта учебной деятельности (студента, малой группы, академической группы, курса) понимается здесь не как исключительно наблюдательная и, возможно, карающая функция, но, прежде всего, как активное взаимодействие преподавателя и обучающихся в ходе учебного процесса, направленное на поддержание, активизацию и актуализацию интереса обучающихся к учебной дисциплине, самостоятельной научно-поисковой деятельности обучающихся и, как результат, на приобретение ими прочных и современных знаний, умений и навыков в той или иной предметной области, на развитие способностей творчески применять полученные знания, умения и навыки в ходе дальнейшей учебной деятельности и на практике.

Достигаться это должно путем творческого и методически верного применения преподавателем адекватных методов и форм педагогической деятельности. При этом, в учетом современных реалий учебного процесса и потребностей общества, преподавателю следует функционально применять такие активные и инновационные формы и методы проведения учебных занятий, как проблемная лекция , круглый стол , ролевая игра , тренинг , мозговой штурм , дискуссия , а также иные формы активизации творческой работы и самостоятельной научно-поисковой деятельности студентов (конференции , олимпиады и пр .). Более подробно данные вопросы применительно к педагогической деятельности автора освещены в .

Таким образом, целеполагающей основой при формировании педагогической философии современного преподавателя вуза и частного преподавателя-репетитора должны выступать основополагающие принципы философии качества TQM . Что же касается форм и методов педагогической деятельности, то современная педагогическая и психологическая наука предоставляет огромный их выбор. Главное, чтобы выбор этот позволял реализовать ключевую задачу образовательной деятельности на современном этапе: обеспечение высокого качества обучения, причем как в аспекте совокупности полученных студентами и школьниками знаний, умений и навыков в той или иной сфере профессиональной деятельности, так и, что самое главное, в аспекте формирования высоконравственной гармонично развитой морально устойчивой личности.

© Статья написана специально для сайта "Дистанционный репетитор"

Рейтинг
Подробности . Судьба. Что же это такое? По определению С.И.Ожегова, слово «судьба» имеет три значения: 1). Стечение обстоятельств, не зависящих от воли человека, ход жизненных событий; 2). Доля, участь; 3). История существования кого-чего-нибудь.
Я считаю, что каждый человек делает свою судьбу сам. У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, ежеминутно. Разный по своей серьезности. Неодинаковый по своим последствиям. Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или дать отпор? Да или нет? Главное в жизни, чтобы человек оставался Человеком.
А как же им стать? Секрет прост.
Первое – правильно выбрать дело по душе.
Второе – всегда учиться, не останавливаясь на достигнутом.
Третье – не жалеть времени и сил.
Свой выбор я сделала 26 лет назад, когда поступила в Орский государственный педагогический институт имени Т.Г.Шевченко, а затем связала свою судьбу со школой. Мой выбор не был случайным.
Моя бабушка, Шиханова Анастасия Тимофеевна, проработала учителем начальных классов 38 лет! Начинала учительствовать в далекие военные годы, когда «дети войны» боготворили учителя, «ловили» каждое его слово, когда учитель заменял зачастую родителей. Могу смело сказать, что три поколения ее учеников получили в дар частичку души своего Учителя. За свой труд, помимо Почетных грамот, бабушка награждена двумя медалями «За трудовую доблесть», знаком «Отличник народного просвещения», юбилейными медалями.
А самой главной из наград считает бабушка внимание и память о ней своих питомцев и коллег. Жизнь прожита не зря, если в душе смогла заронить разумное, доброе, вечное…
Я же 14 лет назад соединила свою судьбу с родной сельской школой. Вернулась уже не в качестве ученицы, а в качестве учителя русского языка и литературы. Правда, это уже не та восьмилетка, которую окончила когда-то, а прекрасная двухэтажная средняя школа. Красивая, светлая. Прекрасный педагогический коллектив. Хорошие дети.
А сельские дети – особенные, непосредственные. Каждый ребенок – особый мир. У одного он вмещает алые паруса, высокую радугу, утреннюю росу. У другого – тайны живой природы. Третий поглощен языками точных цифр современных компьютеров. И так до бесконечности. Но каждый из них нуждается в совершенствовании и развитии. Этим целям и служит образование. В воспитании нуждаются и хорошие, и трудные дети. В образовании – тоже.
Люди по - разному понимают роль учителя. Одни видят в нем просто преподавателя учебного предмета, другие … Я же вижу педагога, воспитателя и наставника человека, способствующего становлению личности ученика. На своих уроках я стараюсь быть с учениками на равных, помня, что каждый мой неправильный шаг, случайно сказанное слово впитываются неокрепшими душами моих воспитанников и, как учитель, не мыслю себя без постоянного совершенствования, так как должна быть образцом для своих учеников. Согласна с заповедью: учитель учит до тех пор, пока сам учится. Радуюсь, когда ребята с интересом идут ко мне на урок, но для меня важно и то, что я иду на урок с удовольствием и жду встречи с учениками. Работая с детьми, я пересмотрела, проанализировала требования времени и свои возможности и создала свою педагогическую систему работы.
Знаю точно, что настоящего учителя отличает не только знание своего предмета, но и любовь к детям. Мне очень нравится общаться с детьми, помогать им решать их проблемы и делать все для того, чтобы ребёнок в школе чувствовал себя комфортно, чтобы ему хотелось приходить сюда не только за знаниями и оценками, но и за общением, дружбой, заботой и человеческим теплом. Свою работу я строю так, чтобы между мной и учениками были доверие и взаимопонимание, чтобы каждый из них мог поделиться со мной своими переживаниями, обратиться за помощью и поддержкой. Я стараюсь понять душу ребёнка.
Но учитель не только должен быть вооружен последним словом науки, но и надежно защищен. В минуты разочарования он прикрывает и себя, и своих учеников удивительным щитом. Этот щит прочнее стали: он сделан из универсального сплава Веры, Надежды и Любви.
Верю и я в каждого ребенка, в его силы и способности.
Надеюсь, что «красота спасет мир», что ребенок выйдет победителем из своей схватки с неизведанным, сумеет стать счастливым, отдавая частичку своей души другим.
Люблю свое дело, детей, мир, который надо научить ребят принимать во всей его сложности.
Я педагог в третьем поколении и счастлива, что моя жизнь сложилась именно так. Я просыпаюсь утром с радостной мыслью, что мне сегодня на работу, в отпуске успеваю соскучиться и по любимым ученикам, и по урокам, и по коллегам. Общаясь с детьми, молодею душой, заряжаюсь положительной энергией, которая помогает мне жить и работать. И всегда передо мной образы Учителей - моих бабушки и тети. Я люблю свою профессию так же, как они, и сознаю, что мы начинаемся в своих учениках и продолжаемся в них. Это большое счастье и колоссальная ответственность. И какими бы ни были трудности на этом пути, они отступают, когда учитель видит в глазах учеников понимание, чувствует детскую привязанность и даже, быть может, любовь.
Я всегда помню о том, что на земле все профессии от людей и только три от бога – учить, судить и лечить. От учителя, а значит, и от меня, зависит, какой будет судьба будущего поколения, а значит, и судьба народа.

Эссе

«Моя педагогическая философия»

Подписновой Марины Александровны

учителя физики МБОУ СОШ №54 г. Тулы

Педагог – это не профессия, это состояние души. Вот основной тезис моей педагогической философии. Моя работа – это труд, великий и порой тяжелый, требующий самоотверженности и постоянного поиска, открытия. Открытия новых учеников, узнавание их потенциала, поиск свежих, оригинальных и действенных путей формирования интереса детей к изучению предмета, мотивации в решении учебных задач.

Мое педагогическое кредо – сделать изучение такого сложного предмета, как физика, интересным, доступным и эффективным. И каждый этап урока я строю так, чтобы в нем присутствовал элемент удивления, открытия, противоречия, проблемы. Это способствует активизации познавательной деятельности школьников. «Не подавай готовое блюдо, а научи, как его готовить» - основа моей педагогической деятельности.

На протяжении многих лет учащимся знания преподносились в готовом виде. Кто – то легко их усваивал, кому – то это давалось с трудом, некоторые ребята так и ничего и не выучили, как ни старались учителя. Хочется, чтобы в каждом ребенке зажегся огонек познания, появилось желание учиться, добывать знания самостоятельно. Очень важно научить человека мыслить, искать необходимую информацию, сопоставлять факты, делать выводы. Тогда ребята не перестанут учиться всю жизнь, независимо от того, какой род деятельности они выберут. Но как научить их учиться? Ведь не зря один из основоположников учения христианской церкви Василий Великий писал: « Насильственное обучение не может быть твердым, но то, что с радостью и весельем входит, крепко западает в души внимающих». Выход один: нужно давать ученикам возможность самостоятельно искать ответы - искать, может быть, даже долго, но вперед. Это непросто, но необходимо. Современному обществу требуются выпускники не только знающие, но и умеющие оперативно добывать и обрабатывать нужную информацию. И главная задача современной школы - воспитать личность, способную адаптироваться к быстро меняющимся условиям современного мира. С этой точки зрения моя работа - это гражданский долг и ответственность. Философии нет без твердых убеждений. И я уверена, что от меня, педагога «сегодня», зависит будущее страны, «завтра» народа. Это не высокие слова – это истина. Моим ученикам предстоит сделать нашу родину сильнее, богаче, красивее. И речь идет не только о стране вообще, но и о человеке в частности. Дети – это будущие взрослые, от того, насколько успешно и интересна ученическая жизнь ребенка, зависит его взрослая жизнь, полноценная, с хорошей работой, крепкой семьей. Я должна помочь «состояться» человеку, и здесь важно абсолютно все. Я не просто преподаватель, я учитель, воспитатель. Мои ученики может, и не станут выдающимися инженерами, учеными, но они должны стать настоящими людьми, обладающими всеми качествами высокоморальной личности. Мне дорог каждый ученик, независимо от того, успешен он в изучении физики или нет. Учебные навыки, умения, знания, конечно, важны, но еще важнее человеческие качества: доброта, честность, гражданственность, преданность делу, да мало ли еще! Воспитать Человека – мой долг и мой успех. Сегодня понятие «успешности» работы основывается, прежде всего, на материальной составляющей. Чем выше доход, тем успешнее человек. Такая подмена понятий противоречит моей и жизненной, и педагогической философии. Когда мои ученики поступают в известнейшие вузы страны (МГУ, МФТИ, МГТУ им. Баумана и др.) и с успехом оканчивают их – это и мой успех. Мой успех и в том, что они вырастут просто порядочными людьми.

Процесс обучения и воспитания сложен и труден. Когда семиклассники первый раз приходят на урок физики, один из вопросов, который они задают «Физика – это очень трудный предмет?». Скорее, это даже не вопрос, а утверждение. «Что вы, это очень интересный предмет! И все вы уже многое знаете из физики» - так я отвечаю ребятам. И начинается рассказ о физических явлениях, которые наблюдали дети: о яркой радуге, о каплях росы на траве, о весенней капели, о неистовой летней грозе. Глаза ребят загораются – разве это изучают на уроках физики? Да, и многое другое. Вы узнаете, почему в темноте все кошки серы и бывает ли горячим лёд, отчего при ветре холоднее и почему в мёртвом море нельзя утонуть, как движется каракатица и многое многое другое. И вот уже в классе нет равнодушных, все смотрят во все глаза и слушают, затаив дыхание. И главное – не оборвать эту нить, которое связало учителя и ученика. Ребенок должен тебе доверять, потому что ты – учитель, и значит, поймешь и поможешь. Ребенок должен тебя уважать, потому что ты – учитель, а значит, много знаешь, умеешь объяснить, научить.

Педагог просто «мертв», если он не любит детей. Банально, но это так. Это основа любой педагогической философии. Но любить – это не значит «гладить по голове». Любовь учителя деятельна, она основана на уважении личности ребенка, терпимости и толерантности. Настоящий учитель равнодушен к тому, какой национальности его ученик, какую должность занимают его родители… Принцип равенства – основа моей педагогической деятельности. Моя задача как учителя – бороться с тем, что мешает получить любому ребенку качественное образование, помочь раскрыть его потенциал, если ученик лишен возможности вместе со всеми посещать школу, уметь работать с теми учениками, которые не подходят под определение «обычный». Это не просто, но необходимо. И еще: воспитывая личность, будь личностью сам. Будь искренен и честен с детьми, открыт и откровенен, не бойся признавать свои ошибки, и будь готов учиться сам, в том числе у детей. Меняйся, не будь косным ни в преподавании, ни в общении, не стой на месте, а ищи, ищи новое в методике, новое в личности ученика.

Иногда меня спрашивают: «Зачем? Тебе это надо? Оставаться после уроков, часами решать сложные задачи, читать специальную литературу, смотреть учебные фильмы, искать в Интернет-ресурсах что-то новое, интересное, увлекательное по предмету…» Да, надо. Потому что это моя жизнь. Педагогика – моя жизнь. Это моя философия…