Доминанта, как единый психофизиологический механизм интуиции и инерции мышления. Принцип доминанты Явление доминанты исследовано павловым

Рефлекс цели Павлова, доминанта Ухтомского и сверхзадача Станиславского

Две неподвижные идеи не могут вместе существовать в нравственной природе так же, как два тела не могут в физическом мире занимать одно и то же место.

А. Пушкин

Эти три понятия, как и эпиграф, взятый из «Пиковой дамы», говорят об одном и том же, но в каждом случае в них содержится нечто свое. Наиболее универсально понятие «доминанта». Это - потребность, главенствующая над всеми, с нею сосуществующими, наиболее сильная, актуальная, диктующая поведение в данное время и в данной ситуации. «Сверхзадача», по Станиславскому - главная задача сценической жизни образа, подчиняющая себе все частные задачи, составляющие эту жизнь. «Сверхсверхзадача артиста» - главная задача всей его художественной артистической деятельности. По Станиславскому, сверх-сверхзадачей определяется в решающей мере и дарование, и профессиональная вооруженность, и продуктивность деятельности артиста. «Рефлекс цели» по Павлову - наличие именно такой, объединяющей все потребности, настойчиво преследуемой цели. Пушкин описал такого рода целенаправленность в образе Германна в «Пиковой даме». Подобную целеустремленность воспроизводил и Ст. Цвейг, например, в рассказе «Амок». Достоевский создал обширную галерею людей, одержимых целью, поглощающей всю их жизнь.

Впрочем, и в окружающей нас жизни нетрудно заметить, что любой человек значителен в той мере, в какой он поглощен значительной целью и сколь реально, а следовательно, и продуктивно его стремление к этой цели. Поглощающую человека целеустремленность мы будем называть по Ухтомскому - доминантой. Обращение к ней исследователей человеческой природы - ученых и писателей - не случайно. Но не случайно и разнообразие в употреблении этого центрального понятия. Станиславский был озабочен содержательностью и выразительностью художественных образов. Его «сверх-сверхзадача» - это своеобразная доминанта всей жизни. На разных этапах жизненного пути она наполнена различным содержанием. В раннем детстве она сводится к биологическим потребностям, к потребности в вооружении, в игре, в преодолении препятствий. Потом созревают социальные и идеальные потребности, причем последние достигают максимальной силы в юношеском возрасте. Затем наступает некое равновесие с доминированием в большинстве случаев потребностей социальных, различных по конкретному содержанию и силе, что в наибольшей степени и характеризует их обладателя. Вместе со старением человека доминанта его жизни претерпевает некоторые изменения, а затем, в дряхлости, вероятно, происходит обратная эволюция - возврат к биологической доминанте и постепенное угасание потребностей. Разумеется, так можно себе представить только самую грубую схему «доминанты жизни», или сверх-сверхзадачи по Станиславскому.

Доминанту Ухтомского можно назвать «ситуационной доминантой». Как бы ни был человек поглощен доминантой жизни, окружающие обстоятельства могут совершенно отвлечь от нее и на какое-то время полностью поглотить человека. Так бывает, когда человек сильно проголодался, замерз, заболел, когда заболел кто-то из близких, когда с ним самим или с кем-то из близких случилось несчастье. Так бывает с влюбленными в случае сильных, хотя бы и мимолетных, увлечений. Граница между «доминантой жизни» и «доминантой ситуации» становится расплывчатой. Человек может ошибочно принять вторую за первую. Но ситуация изменяется, и увлечение остывает. Доминанта ситуации уступает место либо доминанте жизни, либо другой ситуативной доминанте. Если сменяющие друг друга доминанты оказываются связанными в единую цепь, мы имеем перед собой уже не ситуационные доминанты, а доминанту жизни с ее различными трансформациями. Так ученый может переходить в своих исследованиях от одной проблемы к другой, но все они образуют единый главный предмет его интересов. Так переходит от одного произведения к другому художник, развивая разные стороны единой темы, разные подходы к ней. Но так же и карьерист сменяет одну должность в любом учреждении на другую с единственной целью восхождения по ступеням служебной лестницы к ее вершине.

Доминанта жизни выявляется в контексте ситуационных доминант. В них она трансформируется подчас до неузнаваемости. Что именно связывает их воедино? Это зависит от содержания доминанты жизни. Сколь часто и какие по содержанию ситуационные доминанты отвлекают человека от его доминанты жизни? Это зависит от силы каждой из них и от силы доминанты жизни. Подобные вопросы могут быть продолжены. Например: какое место в ситуационных доминантах занимает потребность в вооружении? Какие из них биологические? Какие идеальные? В результате взаимодействия доминанты жизни с текущими ситуативными доминантами формируется «практическая доминанта», непосредственно определяющая поведение. Она лежит в основе поступков каждого наблюдаемого нами человека и каждого поступка нас самих. Это - та самая доминанта, которую Павлов назвал «рефлексом цели». В качестве иллюстрации Павлов приводит страсть коллекционирования, понимая ее в самом широком смысле: любой человек что-то коллекционирует - вещи, деньги, знания, знакомства, признаки уважения и т. п.

Некоторые из практических доминант совершенно сливаются с доминантой ситуации, некоторые - ближе к доминанте жизни или даже совпадают с нею. Практическую доминанту можно назвать равнодействующей двух сил - двух доминант, каждая из которых влечет ее к себе, конкурируя с другой. Можно, впрочем, сказать и так: любого человека от доминанты жизни отвлекает доминанта ситуации. Какая? Когда? В какой мере? Насколько сильно и насколько далеко?

Все эти вопросы касаются местонахождения практической доминанты среди двух исходных. Вопросы могут быть поставлены и в обратном порядке: если от ситуационных доминант что-то отвлекает человека, то как часто это происходит? В каких именно жизненных условиях? Что из себя представляет это «что-то»? В ответах мы получим красноречивую и объективную характеристику данного человека.

Если потребности человека обнаруживаются в его эмоциях, то индикатором практической доминанты служит деятельность сверхсознания. Доминирующая потребность мобилизирует все наличные возможности человека, всю его вооруженность. Если при этом не используется сверхсознание (а оно включается в работу непроизвольно), то это означает, что доминанта либо не задета, либо она слаба. Как правило, поиск решения (удовлетворения потребности) сначала ограничивается деятельностью сознания и подсознания. Но по мере того, как на пути к удовлетворению доминанты возрастают все новые препятствия, стремительно возрастают и усилия. Все более мобилизируются резервы, которыми располагает сознание, начиная с оправдавших себя ранее средств. Потом человек переходит к редко или даже впервые применяемым способам, к обдумыванию ситуации, к поискам новых средств, к предположениям, к догадкам: начинает работать интуиция. Такая постепенная мобилизация усилий есть следствие экономии сил. Если энергетический импульс потребности силен, то сверхсознание способно подсказать интуитивное решение. Его продуктивность определяется степенью вооруженности. При любой вооруженности человека нам важно понять, в каких делах он наиболее догадлив, проявляет находчивость, интуицию, подлинное дарование? Где интуиция, там доминанта.

Но сверхсознание обслуживает практическую доминанту, не только предлагая решения, происхождение которых не поддается сознанию. Эту деятельность сверхсознания можно назвать позитивной, и именно она в наибольшей степени зависит от вооруженности субъекта. Существует и негативное сверхсознание. Его функция - отбрасывать прочь заботы, мысли, побуждения, соблазны - все, что может помешать позитивной работе, отвлечь от нее, занять время, рассредоточить внимание. Негативное сверхсознание работает несравненно больше и чаще, чем представляется на первый взгляд. Оно предшествует позитивной работе и выполняет сугубо служебную роль, а потому нередко остается в тени, проявляясь всего лишь в характере выполнения отдельных действий.

Как только в действиях человека появляются небрежность, неряшливость, а в диалоге - стремление отделаться от собеседника, мы можем с уверенностью констатировать работу негативного сверхсознания. В технологии актерского искусства известно специфическое словесное действие «отделываться». Его смысл таков: «пойми и отстань». Подразумевается: «я занят, ты мешаешь». Хорошо воспитанный человек не позволяет себе «отделываться» от собеседника, не допускает и небрежность, неряшливость в поведении. Таковы нормы культуры. Они возникли, существуют и нужны именно потому, что вследствие стечения определенных обстоятельств сверхсознание человека в его негативном варианте порождает стремление освободиться от помех на пути к удовлетворению практической доминанты вопреки интересам окружающих. Нормы вежливости противостоят этому диктату и сдерживают его.

Негативное сверхсознание, подобно позитивному, обнаруживает практическую доминанту, но от обратного. Оно указывает на все, что чуждо доминанте, мешает, противоречит ей. Так, небрежность в выполнении работы указывает на незаинтересованность в ее плодах, неряшливость во взаимоотношении с человеком - об отсутствии интереса к нему. Значит, интересы субъекта, его практическая доминанта направлены в другую сторону. Какую? Об этом свидетельствует позитивное сверхсознание. Но негативное сверхсознание не только придает определенный характер поведению человека: доходя до крайних степеней остроты и силы, оно ведет к поступкам, только им продиктованным. В зависимости от принадлежности практической доминанты к той или иной сфере потребностей это обостренное негативное сверхсознание проявляется по-разному. В биологических и социальных потребностях его деятельность начинается с небрежности: в биологических потребностях - к здоровью, в социальных - к делу, к работе, к нормам общественного поведения. Примерами крайних форм проявления негативного сверхсознания могут служить в сфере биологических потребностей - самоубийство, в сфере социальных - преступление, совершенное в запальчивости и раздражении. Идеальные потребности не вызывают отрицательных эмоций. Потребность познания удовлетворяется информацией, какова бы она ни была: в любом случае происходит прирост информированности. Вот почему негативное сверхсознание в ходе удовлетворения идеальных потребностей парадоксально связано с эмоциями положительными, с чувством юмора по отношению к собственным заблуждениям. Одним из убедительных проявлений практической доминанты является щедрое расходование сил, поскольку доминанта вынуждает преодолевать потребность в их экономии. Когда сверхсознание приводит к решению трудной задачи, этот момент переживается как положительная эмоция, порожденная удовлетворением потребности в экономии сил.

Представление о практической доминанте как синтезе доминанты жизни и многообразных ситуационных доминант способствует диагностике человеческих индивидуальностей и вносит дополнительную ясность в картину общих закономерностей человеческого поведения. Формирование, структурирование практической доминанты происходит у разных людей с различной степенью трудности. Ведь нужно связать и воплотить в конкретной цели поток поступающей извне информации с учетом собственной предынформированности, соотнести ее со всем множеством и разнообразием своих потребностей; мало того, все это нужно связать с доминантой жизни и с нормами удовлетворения потребностей, господствующими в данное время в данной среде. Но собственные потребности тоже не пребывают в неподвижности, да и веления норм бывают сложны и противоречивы. В результате формирование практической доминанты происходит почти непрерывно на протяжении всей жизни человека.

В процессе формирования практической доминанты происходит трансформация исходных потребностей субъекта в более или менее сложный набор конкретных мотивов, интересов и целей. В практической доминанте сознательное (осознаваемое, допускающее вербализацию) переплетается с неосознаваемым - подсознательным и сверх-сознательным - позитивным и негативным. А чем занимается человек, отдыхая? Чем занят его досуг? Если на отдыхе все, связанное с практической доминантой, исчезает и забывается, то, вероятно, это - не доминанта (а если и она, то не практическая, а ситуативная). Практическая доминанта потому и является таковой, что человек расстаться с нею не может. Но отдых необходим, к нему побуждает исходная биологическая потребность экономии сил. Противоречие устраняется тем, что принято называть «хобби». Это - субдоминантная, но достаточно сильная потребность, далекая по содержанию от доминанты, но ценная именно своей отдаленностью: она обеспечивает отдых, который сам по себе увлекателен. Им может быть самодеятельное искусство, спорт или игры - трансформации потребности в вооружении.

Среди обстоятельств, препятствующих формированию практической доминанты, наиболее распространены: сосуществование двух потребностей, равных по силе и с равной силой претендующих на господствующее положение; столкновение сильной потребности с господствующей нормой ее удовлетворения; столкновение самих этих норм, когда соблюдение одной важной для субъекта нормы неизбежно влечет за собою нарушение другой, не менее значительной. Такие и подобные им столкновения нередко берутся драматургами за основу драматической коллизии. Шекспир чаще всего воспроизводит столкновение ненасытности потребности с категоричностью норм ее удовлетворения. Островский обычно показывает столкновение несовместимых норм. Гоголя занимает логичность и алогичность норм, взаимосвязи сознания с под- и сверхсознанием.

Из книги Хищное творчество [этические отношения искусства к действительности] автора Диденко Борис Андреевич

Сверхзадача Искусства Трудно отрицать пользу искусства, какая-нибудь простенькая щемящая, берущая за душу мелодия может запросто перечеркнуть все твои аргументы. Какой-нибудь сиротливый пейзаж навеет воспоминания, которые отобьют всякую охоту кого-то осуждать. Тем не

Из книги ПЛАСТИЛИН МИРА, или курс «НЛП-практик» как он есть. автора Гагин Тимур Владимирович

Рефлекс, или Ночной кошмар собаки Павлова Нажми на кнопку - получишь результат. Группа «Технология» Условный рефлекс и старый добрый Павлов со школы всем памятны: всякий раз, когда собаке давали еду, загоралась лампочка. Через некоторое время, когда загоралась лампочка,

Из книги Трансперсональный проект: психология, антропология, духовные традиции Том II. Российский трансперсональный проект автора Козлов Владимир Васильевич

19. Антропологическая философия: учение о доминанте А.А. Ухтомского Размышления о месте человечества в космосе отнюдь не заслоняли вопроса о микрокосмосе самого человека. Интерес к философской антропологии стимулировался прежде всего русской классической литературой,

Из книги Сила подсознания. Практический курс автора Хамидова Виолетта Романовна

Доминанта Доминанта является важным принципом работы мозга. Это понятие ввел А. Ухтомский. Доминанта (то есть преобладание) – это акцентирование на самой важной реакции данного момента и одновременное торможение остальных реакций. Как и привычки, доминанта является

Из книги Рефлекс свободы автора Павлов Иван Петрович

Из книги Средство от вегетососудистой дистонии автора

Доминанта дел сердечных В своих книжках я уже неоднократно рассказывал о выдающемся открытии нашего соотечественника Алексея Алексеевича Ухтомского, которое он назвал «принципом доминанты». Принцип доминанты - это механизм работы мозга, благодаря которому в нем - в

Из книги Огненный цветок: методика ДФС автора Калинаускас Игорь Николаевич

Из книги Власть. Элита, народ [Подсознание и управляемая демократия] автора Зыкин Дмитрий

1.2 Как всё начиналось: от Павлова до Хаксли Что человек соединил, природа разделить бессильна. (О. Хаксли) Отцом учения о высшей нервной деятельности является наш соотечественник Иван Петрович Павлов. Его вклад в науку был удостоен нобелевской премии, а словосочетание

Из книги Главная психотехника высокоэффективных людей автора Чайкина Альбина

Все мы «собаки Павлова» Как я уже сказала, взмах - это особого рода программа, которая налаживает корректную работу системы «человек» в целом. Постараюсь, не вдаваясь в ненужные детали, рассказать, на каких принципах эта техника основана.Вы помните эксперименты Павлова

Из книги Твои возможности, человек! автора Пекелис Виктор Давыдович

РЕФЛЕКС ЦЕЛИ Тот, кто хочет, делает больше, чем тот, кто может.Г. МУРЕЙ«Гениальная природа» оказалась чрезвычайно «предусмотрительной», снабдив наших предков драгоценным качеством – «рефлексом цели». Так назвал это качество академик И. П. Павлов.«Рефлекс цели, – писал

Из книги Происхождение альтруизма и добродетели [От инстинктов к сотрудничеству] автора Ридли Мэтт

Введите Павлова Перенесемся в Вену. Конец 1980-х годов. Карл Зигмунд, одаренный математик с весьма игривым складом ума, ведет семинар по теории игр. Один из присутствующих студентов, Мартин Новак, тут же решает бросить химию и полностью отдаться изучению данной темы.

Из книги Радуга характеров. Психотипы в бизнесе и любви автора Карнаух Иван

Из книги Мед и яд любви автора Рюриков Юрий Борисович

Нервные типы Павлова. «А почему у нас не пишут о теории типов нервной системы, выдвинутой Павловым? Во всяком случае, я ничего о ней не встречал, хотя уже несколько лет интересуюсь этой проблемой, слежу за газетами и журналами. По-моему, она исключительно важна для семейной

Из книги Руководство по системной поведенченской психотерапии автора Курпатов Андрей Владимирович

1. Доминанта как концепт Сам А.А. Ухтомский рассматривал доминанту как принцип – принцип работы нервной системы, принцип организации психического аппарата. Так же как и И.П. Павлов, он пытался объять необъятное. Ценность доминанты как концепта – прежде всего в

Из книги Психология. Люди, концепции, эксперименты автора Клейнман Пол

Собаки Павлова Свое великое открытие Иван Павлов сделал, наблюдая за нерегулярной секрецией слюнных желез собак. Как уже говорилось, сначала он изучал пищеварение животных, замеряя, какое количество слюны выделяется у них при виде съедобных и несъедобных продуктов.

Из книги Преодоление тревоги. Как рождается мир в душе автора Колпакова Марианна Юрьевна

Доминанта Понятие доминанты разработано в работах мыслителя и физиолога А. А. Ухтомского . Доминанта - очаг возбуждения в коре головного мозга, способный усиливать возбуждение, втягивать в свое русло и суммировать нервные импульсы и возбуждения, идущие от различных

Доминанта — от латинского(dominantis) господствующий – самая главная идея, основной признак или важнейшая часть чего – либо.

Центр этот имеет возможность накапливать в себе возбуждение, идущее от разных источников. При этом он способен вызвать в организме процесс торможения. Это акцентирование на важной реакции данного момента и в тоже время торможение остальных реакций тела.

Представим человек в порыве творчества может забыть о еде и о сне. В некоторых случаях это приводит к истощению организма. Но если произойдет событие, которое вызовет более сильные эмоции, мысли о другом отступят на второй план. У явления доминанта есть способность заглушать другие свои потребности.

Пример: человек хочет есть, тем ярче у него будет реакция на это событие.

Это явление имеют как люди, так и животные. Животные в большей степени относят это чувство к еде, защите потомства. У людей все гораздо сложнее. Это не только физиологические потребности, они совпадают с потребностями животных такие как голод и жажда, но также и эстетические (потребность в уважении и самореализации, стремлении к красоте). Однако, когда человек подчиняет всю свою волю достижению той или иной потребности. Очень часто возникает зацикливание.

Примеры проявления доминанты в жизни

  1. Человек если тратит все силы на то, чтобы стать богатым, то он в процессе становится трудоголиком. Он не общается с людьми, забывает друзей и не встречается с семьей.
  2. Девушка, желающая обрести внешность модели, изнуряет себя жесткими диетами, в результате чего каждый кусок пищи, который она потребляет воспринимается ею как зло. Она прекращает есть и в процессе чего превращается в дистрофика. Оказать ей помощь в этом случае может только психотерапевт. Главное не опоздать с помощью, а то пациентка может умереть от истощения.
  3. Если человек считает, что счастье всей жизни это богатство, а у него такого нет,то он будет каждого человека оценивать с точки зрения материального достатка. Важно знать: явление доминанта способна привести к заболеваниям и зависимостям такие как алкоголизм, наркомание, курение.

С явлением доминанта человек видит мир не объективно.


Видео: Женщина выбирает мужчину на основе его доминирования

К этой форме научения относятся случаи чрезвычайно быстрого образования условнорефлекторной реакции (1-2 сочетания стимула и подкрепления), на базе гипертрофированной, господствующей потребности (доминанты).

Явление доминанты было открыто А. А. Ухтомским и определено им как "достаточно стойкое возбуждение, протекающее в центрах (мозга) в данный момент, имеющее значение господствующего фактора в работе прочих центров: накапливающее возбуждение из отдаленных источников, но тормозящее способность других цетров реагировать на импульсы, имеющие к ним прямое отношение" .

Развитие доминанты основывается на тех же закономерностях что и мотивации и, вероятно. отличается только величиной лежащей в ее основе потребности. При доминанте величина потребности становится критической, неудовлетворение ее в данный момент может привести к опасным последствиям для организма, а то и смерти.

Внешне доминанта характеризуется полным подчинением всех прочих реакций организма, которые ведут или могут привести к снятию (удовлетворению доминантной потребности) или снижению состояния доминанты. Наиболее ярким примером доминанты является половая, знакомая многим владельцам половозрелых кобелей.

Хотя считается, что кроме основных, пищевой, половой, оборонительной - доминант,

любая потребность может привести к формированию доминанты.

Состояние доминанты можно вызвать путем длительного лишения (депривации)животного чего-либо, например, пищи или воды. Или воздействием чрезвычайно сильного (сверхпорогового) раздражителя, например, болевого, или раздражителя вызывающего сильные эмоциональные реакции (страх). В лабораторных условиях удается вызвать состояние доминанты путем многократного воздействия слабых стимулов или непосредственным воздействием на соответствующие центры коры головного мозга.

В результате таких воздействий в центральной нервной системе формируется сложная система нервных клеток - господствующий очаг возбуждения, обладающий несколькими свойствами:

Стойкостью возбуждения, что обеспечивает длительную активность животного,направленную на удовлетворение доминантной потребности и преодоление при этом всех возможных препятствий;

Повышенной возбудимостью, что гарантирует выраженную активность животного, дающую возможность быстро снять доминантное состояние;

Доминантный очаг суммирует возбуждение адресованное другим центрам и тормозит деятельность этих центров. Такое свойство обеспечивает максимально возможный анализ информации поступающей извне и которая может иметь отношение к удовлетворению доминантной потребности. Подавление других форм деятельности при этом также способствует более быстрому снятию доминантного состояния и является целесообразным.

Последовательность событий в нервной системе, начиная от возникновения потребности и до осуществления действия, направленного на ее удовлетворения, можно разделить на три стадии:

1. Формирование достаточно устойчивой доминанты.

2. Отыскание и выделение животным биологически наиболее важных раздражителей, адекватных (важных) для удовлетворения данной доминанты.

3. Установление связи между доминантной, как внутренним состоянием, выделенным комплексом раздражителей, и действием животного по ее удовлетворению.

В принципе, в этих трех стадиях представлена схема использования научения на основе доминанты в дрессировочном процессе: создание доминантного состояния, предъявление сигнала и предоставление животному возможности удовлетворения доминанты путем решения какой-либо задачи (выполнения команды).

Исчезновение доминанты может быть связано не только с удовлетворением доминантной потребности, но и 1) возникновением у доминанты антагонистического

центра. 2) возникновением доминанты в высших центрах (произвольное торможение "в лоб"), например, использование условного отрицательно подкрепления "ФУ!", при переходе нейронов доминантной сети в состояние парабиотического угнетения

Значение доминанты в научении заключается в высокой биологической значимости снятия доминантного состояния: поэтому и способ снятия доминанты (соответствующий поведенческий акт) тоже приобретает высокую важность для организма и фиксируется центральной нервной системой быстро и надолго. Кроме того, во многих случаях естественной жизни животных, у них нет возможности набирать статистический материал зависимости раздражителей, как это бывает в случае обучения в форме классических условных рефлексов. Если бы животное в естественных условиях существования вырабатывало бы каждый раз приспособительное поведение после 40-60 сочетаний воздействий и последствий, то оно, скорее всего, так и не оставило бы потомства

Проведенными исследованиями было доказано, что скорость выработки условного рефлекса определяет характер возбуждения в мотивационном центре, а не количестве сочетаний. Для доминантного возбуждения достаточно наличие одного-двух сочетаний афферентного раздражения с прекращением доминанты, чтобы образовалась прочная временная нервная связь. Кроме того, для образования условного рефлекса на базе доминанты, характерно отсутствие стадии генерализации. Но следует различать доминирующую (доминантную) мотивацию - как мотивацию наиболее актуальную, наиболее выраженную в данное время по сравнению с другими возможными мотивациями доминанту, как состояние, характеризующееся специфическими признаками.

Используя форму научения на основе доминанты, следует помнить, что само состояние доминанты является сильным стрессом для животного. Острая или конфликтная ситуация изменяет свойства нейронов мозга, создавая тем самым застойный очаг возбуждения - застойную доминанту - и формируя патологические доминантные изменения функций мозга, что может привести к срыву высшей нервной деятельности или запредельному торможению. Особенно осторожно следует обращаться с молодыми животными, у которых состояние доминанты формируется очень быстро.

Словарь терминов : гипертрофированная потребность, доминанта.

Контрольные вопросы : Охарактеризуйте внешнее проявление доминанты. Назовите основные свойства доминанты. Назовите способы снижения доминанты. Приведите пример использования доминанты в дрессировочном процессе.

А. А. Ухтомский, анализируя мозговые механизмы поведения сформулировал принцип доминанты.

Доминанта – "временно господствующий рефлекс", которым направляется работа нервных центров в данный момент.

"Устойчивый очаг повышенной возбудимости" нервных центров, создающих скрытую готовность организма к определенному виду деятельности при одновременном торможении посторонних рефлекторных актов.

Согласно представлению А. А. Ухтомского, при осуществлении действия, обусловленного актуальными для данного момента сигналами или внутренними потребностями, возникает доминантный очаг возбуждения, создающий в мозгу динамическую констелляцию (объединение) нервных центров - функциональный рабочий орган. Констелляция нервных центров состоит из обширного числа пространственно разнесенных нервных элементов разных отделов ЦНС, временно объединенных для осуществления конкретной деятельности. Отдельные ее компоненты в разные моменты могут образовывать разные динамические констелляции, обеспечивающие выполнение определенных стоящих перед организмом целей и задач.

Доминанта есть общий принцип работы ЦНС и она определяет освобождение организма от побочной деятельности для достижения наиболее важных для организма целей.

Свойства доминанты :

1.высокая возбудимость

2.способность стойко удерживать свое возбуждение

3.способность к суммации и сопряженному торможению других центров, функционально несовместимых с деятельностью центров доминантного очага.

33. Рефлекторный принцип деятельности нервной системы. Понятие о рефлексе, рефлекторной дуге, рефлекторном кольце.

В основе всей деятельности нервной системы лежат рефлекторные реакции. Рефлекс - это ответная реакция организма на раздражение, происходящая при участии центральной нервной системы.

Допустим, наш палец попал в пламя свечи, и мы тотчас же отдернули руку. Рассмотрим более детально сущность этой реакции. Образно говоря, произошла «катастрофа», наш палец попал в ситуацию, опасную для его «жизни», действие пламени воспринимается нервными окончаниями и в виде нервных импульсов по центростремительным (афферентным) нервным волокнам передается в центральные отделы нервной системы - спинной и головной мозг. Здесь осуществляется анализ полученной информации и в доли секунды принимается решение. «Приказ» - возбуждение в виде нервных импульсов по центробежным (эфферентным) волокнам посылается в исполнительные органы - эффекторы, где расположены специальные нервные окончания, «включающие» исполнительный орган. В нашем примере это мышцы. Мышцы сокращаются, и мы отдергиваем руку. Путь, по которому проходит возбуждение при рефлексе, называется рефлекторной дугой. Ее ведущие части таковы: 1) специальный аппарат, воспринимающий раздражения (сигналы) из окружающей среды или внутренней среды организма,- рецепторы; 2) центростремительные и центробежные нервные волокна, передающие возбуждение; 3) орган управления - центральная нервная система.

В простейшем случае такая рефлекторная дуга состоит из двух нейронов и одного синапса, т. е. является двухнейронной, или моносинаптической.

В большинстве случаев в состав рефлекторных дуг входят три нейрона или более, а связь между ними обеспечивают множество синапсов. Такие дуги называют многонейронными или полисинаптическими.

В осуществлении рефлекторной реакции, как правило, принимают участие многие нейроны спинного и головного мозга. Такую совокупность нейронов, находящихся на различных «этажах» ЦНС, от спинного мозга до коры больших полушарий, называют нервным центром. Существуют нервные центры, раздражение которых вызывает разнообразные рефлексы, например центр дыхания, глотания, слюноотделения и т. д.

Рефлекторное кольцо - совокупность структур нервной системы, участвующих в осуществлении рефлекса и обратной передаче информации о характере и силе рефлекторного действия в центральной нервной системе.

Рефлекторное кольцо включает в себя:

    Рефлекторная дуга

    обратную афферентацию от эффекторного органа в центральную нервную систему.

Принципиальным отличием рефлекторного кольца от дуги является как раз наличие обратной афферентации, то есть обратной связи между эффектором и нервным центром

    Безусловные и условные рефлексы, их различия.

Рефлексы – это ответные реакции организма на внешние и внутренние раздражители. Рефлексы бывают безусловные и условные.

Безусловные рефлексы – врожденные, постоянные, наследственно передаваемые реакции, свойственные представителям данного вида организмов. К безусловным относят зрачковый, коленный, ахиллов и другие рефлексы. Некоторые безусловные рефлексы осуществляются только в определенном возрасте, например в период размножения, и при нормальном развитии нервной системы. К таким рефлексам относят сосательные и двигательные, которые есть уже у 18-недельного плода.

Безусловные рефлексы являются основой выработки условных рефлексов у животных и человека. У детей по мере взросления они переходят в синтетические комплексы рефлексов, увеличивающих приспособляемость организма к условиям внешней среды.

Условные рефлексы – приспособительные реакции организма, являющиеся временными и строго индивидуальными. Они возникают у одного или нескольких представителей вида, которые были подвергнуты обучению (дрессировке) или воздействию среды. Выработка условных рефлексов происходит постепенно, при наличии определенных условий среды, например повторяемости условного раздражителя. Если условия выработки рефлексов постоянны из поколения в поколение, то условные рефлексы могут стать безусловными и наследоваться в ряду поколений. Примером такого рефлекса может служить раскрывание клюва слепыми и неоперившимися птенцами в ответ на сотрясение гнезда птицей, прилетающей их кормить.

Проведенные И.П. Павловым многочисленные опыты показали, что основу выработки условных рефлексов составляют импульсы, поступающие по афферентным волокнам из экстеро– или интерорецепторов. Для образования их необходимы следующие условия:

а) действие индифферентного (в будущем условного) раздражителя должно быть раньше действия безусловного раздражителя (для оборонительного двигательного рефлекса минимальная разница во времени равна 0,1 с). При другой последовательности рефлекс не вырабатывается или бывает очень слабым и быстро угасает;

б) действие условного раздражителя в течение какого-то времени должно сочетаться с действием безусловного раздражителя, т. е. условный раздражитель подкрепляется безусловным. Такое сочетание действия раздражителей следует повторять неоднократно.

Кроме того, обязательным условием выработки условного рефлекса является нормальная функция коры больших полушарий, отсутствие болезненных процессов в организме и посторонних раздражителей. Иначе, кроме вырабатываемого подкрепляемого рефлекса, будет возникать еще и ориентировочный рефлекс, или рефлекс внутренних органов (кишечника, мочевого пузыря и др.).

    Условия и механизм формирования условных рефлексов.

Механизм образования условного рефлекса. Действующий условный раздражитель всегда вызывает слабый очаг возбуждения в соответствующей зоне мозговой коры. Присоединившийся безусловный раздражитель создает в соответствующих подкорковых ядрах и участке коры больших полушарий второй, более сильный очаг возбуждения, который отвлекает на себя импульсы первого (условного), более слабого раздражителя. В итоге между очагами возбуждения коры больших полушарий возникает временная связь, при каждом повторении (т. е. подкреплении) эта связь становится более прочной. Условный раздражитель превращается в сигнал условного рефлекса.

Чтобы выработать условный рефлекс у человека, применяют секреторную, мигательную или двигательную методики с речевым подкреплением; у животных – секреторную и двигательную методики с пищевым подкреплением.

Широко известны исследования И.П. Павлова по выработке условного рефлекса у собак. Например, ставится задача выработки у собаки рефлекса по слюноотделительной методике, т. е. вызвать слюноотделение на световой раздражитель, подкрепляемый пищей – безусловным раздражителем. Сначала включают свет, на который собака реагирует ориентировочной реакцией (поворачивает голову, уши и т. д.). Эту реакцию Павлов назвал рефлексом «что такое?». Затем собаке дают пищу – безусловный раздражитель (подкрепление). Таким образом действуют несколько раз. В результате ориентировочная реакция появляется все реже, а затем и вовсе пропадает. В ответ на импульсы, которые поступают в кору из двух очагов возбуждения (в зрительной зоне и в пищевом центре), укрепляется временная связь между ними, в итоге слюна у собаки выделяется на световой раздражитель даже без подкрепления. Это происходит потому, что в мозговой коре остался след перемещения слабого импульса в сторону сильного. Вновь сформировавшийся рефлекс (его дуга) сохраняет способность воспроизводить проведение возбуждения, т. е. осуществлять условный рефлекс.

Сигналом для условного рефлекса может стать и тот след, который оставили импульсы наличного раздражителя. Например, если воздействовать условным раздражителем в течение 10 с, а затем через минуту после его прекращения давать пищу, то сам по себе свет не вызовет условно-рефлекторного отделения слюны, но через несколько секунд после его прекращения условный рефлекс появится. Такой условный рефлекс называют следовым. Следовые условные рефлексы развиваются с большой интенсивностью у детей со второго года жизни, способствуя развитию речи, мышления.

Чтобы выработать условный рефлекс, нужны условный раздражитель достаточной силы и высокая возбудимость клеток мозговой коры. Помимо этого, сила безусловного раздражителя должна быть достаточной, в противном случае безусловный рефлекс будет гаснуть под воздействием более сильного условного раздражителя. При этом клетки мозговой коры должны быть свободными от сторонних раздражителей. Соблюдение данных условий ускоряет выработку условного рефлекса.

Классификация условных рефлексов. В зависимости от методики выработки условные рефлексы подразделяют на: секреторные, двигательные, сосудистые, рефлексы-изменения во внутренних органах и др.

Рефлекс, который вырабатывается подкреплением условного раздражителя безусловным, называется условным рефлексом первого порядка. На его основе можно выработать новый рефлекс. Например, сочетанием светового сигнала с кормлением у собаки выработан прочный условный рефлекс слюноотделения. Если перед световым сигналом давать звонок (звуковой раздражитель), то через несколько повторений такого сочетания у собаки начинается слюноотделение на звуковой сигнал. Это и будет рефлекс второго порядка, или вторичный рефлекс, подкрепляемый не безусловным раздражителем, а условным рефлексом первого порядка.

На практике установлено, что на базе вторичного условного пищевого рефлекса выработать у собак условные рефлексы других порядков не удается. У детей же удавалось развить условный рефлекс шестого порядка.

Чтобы выработать условные рефлексы высших порядков, нужно новый индифферентный раздражитель «включать» за 10–15 с до начала действия условного раздражителя ранее выработанного рефлекса. Если интервалы будут меньше, то новый рефлекс не появится, а выработанный до этого угаснет, потому что в коре мозга разовьется торможение.

Доминанты - это очаги возбуждения, которые в данный период времени главенствуют над другими. Расположены они в Принцип доминанты был изучен и сформулирован ученным А.А. Ухтомским. Но это понятие уже давно вышло за пределы науки физиологии. Оно применяется в психологии, культуре и даже сексологии.

Что такое доминанта в физиологии?

Доминанта - это стойкое возбуждение, оно обязательно приобретает значение главенствующего фактора в работе прочих очагов. Этот центр способен накапливать в себе возбуждение, идущее от отдельных источников. Он также может вызвать процесс торможения в других очагах, при этом реагировать на импульсы которые к ним поступают, они уже не могут. Например, в порыве творчества человек может напрочь забыть не только о еде, но и о сне. Иногда это приводит к истощению организма. Это и есть пример физиологической доминанты. Остается вопрос, вредно ли такое состояние?

Существует такое понятие, как патологические доминанты. Это усиленный прорыв в центральной нервной системе очага возбуждения. Причиной формирования такой доминанты может стать стресс, инфекция, травма. Кроме этого, спровоцировать такое состояние способна сильная эмоция: обида, боль, страх или гнев.

В отличие от физиологических, патологические доминанты являются вредными для человека. Они ограничивают его способность к адаптации в окружающей среде. Такая доминанта способствует формированию в организме условий, которые затягивают или вызывают рецидив болезненного процесса.

Принцип доминанты

Все моменты в нашей жизни создают благоприятные условия, при которых какая-либо одна функция или деятельность становится более значимой, чем иные. В этом и заключается принцип доминанты. Это означает, что выполнение одной определенной важной функции подавляет другие, менее значимые. Много примеров можно привести из животного мира. Кошка, в момент течки изолированная от самцов, теряет всякий интерес к еде и прочим потребностям. В данный момент времени ее доминантой является процесс размножения. А все, что не относится к данной функции, подавляется. Это половая доминанта. Подавить такое состояние практически невозможно. Даже введение бромистых препаратов никак не повлияет на поведение кошки. Физиологическую доминанту стереть крайне сложно.

Учение о доминанте

По мнению Ухтомского, доминанта - это комплекс определенных симптомов, которые выявляются в организме: в секреторной работе, в мышцах, в сосудистой деятельности. Важно понимать, что это не единый очаг возбуждения в центральной нервной системе, а совокупность центров с повышенной возбудимостью в различных местах головного и спинного мозга и, конечно же, в автономной системе. Ухтомский полагал, что доминанты обладают способностью преобразовываться в любое психическое состояние. При этом она является прерогативой коры головного мозга, это общее свойство всей ЦНС.

Доминанта культуры

Понятие доминанты нашло свое применение и в сфере культуры. Оно отображает общий способ понимания и видения мира, отношение человека к социальной сфере и, конечно же, к природе. Доминанта может иметь место в национальной культуре. Она помогает пронести ее основы через поколения едиными и неизмененными. Это традиции, верования, национальные элементы в одежде.

Конечно, доминанта культуры имеет более глубокий смысл. Она отображает смысловое единство исторических эпох, определяет устойчивость мышления и миропонимания, интегрирует социум в духовно-смысловое целое. Во все исторические эпохи жизнеориентирующим началом выступала какая-либо культурная доминанта. В античном мире это была космоцентрическая модель. В средневековой культуре - христианство, в эпоху Возрождения - гуманизм. В настоящее время главенствует идея технологического подчинения окружающей нас природы. Моменты изменения доминанты происходят под влиянием диалогической встречи или в результате творческих вариаций традиций. Но между тем такая ломка всегда влечет за собой катастрофические последствия для смыслового единства социума.

Доминанта в психологии

Понятие "доминанта" в психологии - это первоочередная цель. Именно она направляет все желания, действия и на ее выполнение. При этом все остальные потребности становятся второстепенными. Получается, что доминанта - это то, что приоритетно для человека по сравнению с прочими желаниями.

Примеры психологической доминанты

Примеры по доминантам можно привести самые различные. Например, у женщин это ярко можно видеть в период беременности, лактации и особенно в момент родов. Еще один пример - человек, страдающий алкоголизмом. При этом пагубная привычка и есть доминант. Человек это обычно понимает, но алкоголь дает ему мнимое ощущение расслабления и свободы. Это для него становится важнее, чем собственное здоровье и ясность ума. Еще один пример - человек-трудоголик. Все его мысли занимает работа. Он не реагирует на свою семью, не слышит возмущение спутника жизни. Для него материальные блага важнее семейных ценностей.

То, что на данный момент важнее для человека в сравнении с другими факторами, и определяет его действия и поступки. Он будет идти на поводу у своей доминанты, даже если ему самому не будут нравиться собственные поступки. Вот почему порою происходят конфликты. Не осознавая своих доминант, люди обманывают и не держат слово. Они не могут притворяться и идти вразрез со своими желаниями. Порою стремление добиться вожделенного (бутылки водки, новой вещи, высокой должности) толкают человека на совершение преступления. При этом он находит себе оправдание: «для получения желаемого все средства хороши». Именно доминанта диктует человеку, как ему жить.

Материнская доминанта

В период ожидания ребенка у будущих мам происходит смена ценностей, изменяются доминанты. Это происходит под влиянием гормонов. В организме формируется очень стойкая материнская доминанта, то есть постепенно нарастает и прочно удерживается возбуждение в некоторых определенных очагах головного мозга. Параллельно идет торможение в других центрах, то, что раньше было первостепенно, отходит на задний план. Беременная женщина в силу эмоциональных изменений становится более ранимой и сентиментальной. Она может расстроиться и даже расплакаться из-за одного обидного слова.

С увеличением срока беременности женщина пересматривает свою жизнь. Старые доминанты подменяются новыми. Она задумывается о том, как ее жизнь изменится после рождения малыша. У женщины в положении появляются новые Она может начать шить или вязать, хотя до беременности ее это и вовсе не интересовало. Все ее внимание, как правило, нацелено на то, чтобы выносить и родить здорового малыша. Материнская доминанта имеет три формы: гестационную, лактационную и родовую. Но каждая из них непременно связана с ее ребенком.

Гестационная доминанта

Как только женщина узнает о том, что через некоторое время станет мамой, в силу вступает гестационная доминанта. За девять месяцев ее приоритеты и в корне меняются. Она и сознательно, и бессознательно делает все, чтобы выносить своего малыша без осложнений. Она старается избегать скандалов, стрессов. Отгоняет от себя страхи и переживания, потому что понимает, что это может повлечь за собой нарушение нормального хода беременности.

Родовая доминанта

Эта доминанта формируется непосредственно перед родовой деятельностью. Все мысли женщины при этом занимает скорое появление малыша. Родовая доминанта - это подготовка к скорым изменениям в жизни. Замечено, что за неделю до родов поведение будущей мамы становиться странным. Она то уходит в себя, то, напротив, начинает разводить бурную деятельность: убирается тщательно в доме, перестирывает все пеленки, начинает собирать сумку в больницу. Даже в момент схваток она может, как говориться, «вычудить». Бывали случаи, когда женщина, не желая рожать, например, 13 числа, программировала себя так, что схватки у нее длились до наступления следующего дня, после чего она быстро и легко рожала.

Лактационная доминанта

После рождения ребенка на женщину влияют уже иные доминанты. Это происходит в период грудного вскармливания. Такой процесс помогает матери наладить эмоциональную взаимосвязь с малышом. Важная роль отводится также интонации голоса женщины, ее мимики и физическим прикосновениям. После родов мать и ребенок представляют собой некий симбиоз. Такое воздействие позволяет женщине адекватно относиться к ночным подъемам, сменам подгузников и так далее.

Можно ли изменить доминанту?

Существуют разные виды доминанты - это и полезные, например, желание быть здоровым и видеть счастливой свою семью, и вредные (курение и алкоголизм). Однако от последних вполне можно избавиться. Существует два способа это сделать. В первом случае ее можно разрушить, во втором заменить другой.

Если был выбран первый способ, то человеку в корне придется пересмотреть все свои жизненные ценности и приоритеты. Например, если человек влюблен безответно, ему придется осознать всю безысходность ситуации и, что сложнее, принять этот факт. Для этого потребуется и сила воли, и время. Но конечный результат будет положительным. Доминанта будет разрушена.

Во втором случае необходимо заменить одно желание другим. Например, человек с сильной алкогольной зависимостью решает «завязать», чтобы сохранить свою семьи и работу. В этом варианте пагубная доминанта подменяется более полезной. Результат - полное избавление от вредного образа жизни.

Доминанта в сексуальных отношениях

В сексологии также есть понятие доминанты. Она выражается в отношении между людьми во время полового акта. Человек, который подчиняется воле другого и следует его желаниям, называется сабмиссив. Доминант - это тот, кто ведет и главенствует. Он занимает активную позицию и полностью контролирует сабмиссива.