Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении. Бессоюзные сложные предложения Диктанты по теме бессоюзные предложения

Контрольный диктант по теме: "БСП" 9 класс

(1) Обида – это такой маленький зверёк. (2) С виду он совсем безобидный. (3) Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. (4) Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. (5) А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей – всё кончится плачевно…

(6) Зверёк этот очень маленький и юркий, он очень быстро может проникнуть в тело человека. (7) Человек это сразу почувствует: ему станет обидно. (8) Это зверёк кричит человеку: «Выпусти меня! Мне здесь темно и страшно! Я хочу наружу!»

(9) Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. (10) Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… (11) А обиде всё равно не нравится в человеке. (12) Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… (13) Такой вот непутёвый зверёк. (14) Да и человек тоже непутёвый… (15) Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… (16) А зверёк-то голодный, кушать ему хочется… (17) Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… (18) И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… (19) Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… (20) Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

(21) И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! (22) Пусть себе живёт в своё удовольствие! (23) И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.

(24) Обида – это такой маленький зверёк…(25) Если вдруг поймаешь ненароком, отпусти её, пусть себе бежит!

Грамматическое задание:

1. Выполните синтаксический разбор предложения 2, 9, выпишите словосочетания с разными видами связи и разберите их. (задание в тетради)

Задания на бланке

2. В каком варианте ответа содержится информация, необходимая для обоснования ответа на вопрос: "Почему люди не ходят отпускать обиду?"

1. Разучились понимать себя и друг друга.

2. Постоянно думают о ней

3. Люди непутевые, зверек тоже.

4. Стремятся одомашнить и приручить зверька.

3. Укажите номер предложения, в котором средством речевой выразительности является фразеологизм?

4. Из предложений 10-15 выпишите слово, в котором правописание приставки не зависит от рядом стоящего согласного .

5.Из предложений 7-10 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется тем, что глагол, от которого оно образовано, относится к прошедшему времени

6. Замените слово ненароком из предложения 25 стилистически нейтральным синонимом. Напишите этот синоним

7. Замените словосочетание чувствует не понимая (предложение 18), построенное на основе примыкания , синонимичным словосочетанием со связью управление . Напишите получившееся словосочетание

8. Выпишите грамматическую основу предложения 22

9. Среди предложений 13-19 найдите предложение с обособленным обстоятельством. Напишите его номер

10. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) при вводном слове.

Может, 1 лучше назад взять, 2 а то все надо мной смеяться будут. Давайте, 3 ребята, 4 ничего не будем оставлять на последнюю минуту! Эту заметку я мог бы написать дома, 5 а сейчас пишу на большой перемене.

11. Укажите количество грамматических основ в предложении 18.

12. В приведенных ниже предложениях из прочитанного текста пронумерованы все запятые. Выпишите цифру(-ы), обозначающую(-ие) запятую(-ые) между частями сложного предложения, связанными подчинительной связью.

Уже? – удивился Одинцов, 1 вытирая шарфом мокрое, 2 разгорячённое лицо. Я и эту-то наспех писал, 3 когда мне исправлять её? Ничего нельзя делать в последнюю минуту, 4 потому что торопишься и ничего толком не думаешь.

13. Среди предложений 4-7 найдите сложное предложение

(-я) с бессоюзной связью . Напишите номер (-а) этого (-их) предложения (-ий ).

14. Среди предложений 17-22 найдите сложное предложение с бессоюзной и союзной (подчинительной) связью. Напишите номер этого предложения.

Каждый учащийся мечтает грамотно и без ошибок писать контрольные задания по русскому языку. К сожалению, врожденная грамотность - удел не многих, точнее даже единиц. Остальным приходится в поте лица добывать такие необходимые знания. Одним из способов оценки уровня знаний учащихся служит написание проверочных диктантов.

Тема №1: Бессоюзное сложное предложение

Бессоюзные сложные предложение - это предложения, части которых имеют смысловую и интонационную связь. Бессоюзные сложные предложения бывают:

  • Однородного состава, которые имеют похожие части;

Дерево закачалось, с нее улетели птицы

  • Неоднородного состава, с частями разного типа;

Мой совет такой: делай то, что хочешь.

Скачать диктант

Тема №2: Сложноподчиненное предложение

Сложноподчинённые предложения - это предложения, части которого неравноправны, а также связаны с помощью подчинительных союзов и союзных слов. Главное предложение - это часть, которая подчиняет себе придаточную - зависимую часть.

От главного придаточные предложения отделяются запятыми. Если придаточное стоит в середине главного, его следует выделять запятыми с двух сторон.

Вода казалась шелковой и, когда набегал ветерок, слегка походила рябью.

Скачать диктант

Тема №3: Сложносочиненное предложение

Сложносочиненные предложения - это предложения, в которых простые предложения имеют равноправную смысловую нагрузку и связаны между собой сочинительными союзами. Сложносочиненные предложения бывают:

  • С соединительными союзами, такими, как и, тоже, так и ;

Я любил бродить по городу, выполняя дела, так и бесцельно

  • С разделительными союзами, такими, как то, или, либо ;

Если мой друг пригласит меня на вечеринку, то мои родители не разрешат мне туда пойти

  • С противительными союзами, такими, как а, но, однако;

Я сижу на диете, однако я очень хочу торт

В течение всего учебного года можно использовать проверочные и контрольные диктанты с дополнительными заданиями по форме ОГЭ. Тексты содержат известные орфограммы и изученные в 9 классе пунктограммы «Знаки препинания в сложных предложениях». Проверяются умения находить предложения разной структуры, составлять их схемы, давать развёрнутую характеристику.

Диктант по теме

«Бессоюзное сложное предложение»

«Март» - одна из самых ярких, самых радостных картин Левитана; она написана в 1895 году и сейчас хранится в Третьяковской галерее.

Художник изображает самое начало весны: ещё не бегут шумные ручьи, не слышно щебета птиц. Но тёплые лучи весеннего солнца уже начинают согревать землю - мягкий солнечный свет, разлитый в картине, вызывает ощущение наступления весны. Всё словно замерло кругом, согретое солнечным теплом: не шелохнутся деревья, отбрасывающие на снег голубоватые тени, гладкая стена дома залита золотистым светом, тихо дремлет лошадка у крыльца. Под лучами солнца снег на крышах стал подтаивать; глубокие снежные сугробы осели и потеряли свою голубизну. Картина полна бездумной ликующей радости, вызванной приходом весны.

Пейзаж безлюден. Но присутствие человека ощущается в картине: стоит в ожидании лошадь у крыльца. Приоткрыта дверь дома, на бревне у самого дома - скворечник. (126 слов.)

(Э.Ш. Бенцианова.)

Подчеркнуть грамматические основы. Объяснить пунктограммы.

Проверочный диктант по теме «Правописание приставок»

Волшебная сила искусства

Я пребывал в приподнятом настроении, потому что оказался приглашённым на презабавное представление. Дело было так.

В придорожное кафе, куда мы свернули перекусить, приехал артист. Он, как и мы, проезжал мимо и решил заглянуть на огонёк. В середине вечера он поднялся на эстраду и под непрерывную приглушённую музыку стал веселить публику, которой прискучила обычная вечерняя программа этого заведения.

Поначалу артист рассказал несколько пресмешных историй, искусно изображая диалоги в лицах. Юмористические предания и весёлые прибаутки так и сыпались с эстрады. Наша дорожная скука и усталость исчезли.

Я оглядел небольшой зал. Прислушиваясь и приглядываясь к публике, хохотавшей над шутками актёра, я понял, какое превращение может совершить искусство. Лица сидящих за столиками из безразличных, усталых до бесчувствия стали приветливыми, добрыми, как будто ожили. Наше временное пристанище превратилось в уютное местечко, приготовленные наскоро горячие бутерброды с кофе - в дружеское застолье, случайные посетители кафе - в милых, добрых знакомых.

Предыдущие неприятности и невзгоды, преследовавшие нас, остались позади. Мы придумывали причины, чтобы задержаться в кафе подольше, но пора было уже претворять наши планы в жизнь. (167 слов.)

Грамматическое задание

1. Выпишите из всего текста по два примера слов с приставками 3 группы (пре- при-) со всеми возможными значениями.

2. Выпишите из всего текста слова с приставками 2 группы (зависящих от последующей согласной).

3. Составьте схемы к 1 и 2 предложениям текста.

4. Выпишите по одному примеру предложений, осложнённых обособленным обстоятельством и обособленным определением.

5. Выпишите сложное предложение с союзной подчинительной и союзной сочинительной связью, подчеркните грамматические основы.

6. Выпишите сложное предложение с бессоюзной связью, подчеркните грамматические основы.

7. Замените словосочетание придорожное кафе со связью согласование словосочетанием со связью управление.

Проверочный диктант по теме

«Сложносочинённое предложение»

Звуки рожка

1)В это утро впервые в своей жизни я услышал поразившую меня игру на пастушьем рожке.

2)Я смотрел в открытое окно, лёжа в тёплой постели и подрагивая от холодка зари. 3)Улица была залита розовым светом встававшего за домами солнца. 4) Вот открылись ворота двора, и седой пастух-хозяин, в новой синей поддёвке, в помазанных дёгтем сапогах и высокой шляпе, похожей на цилиндр, вышел на середину ещё пустынной улицы, поставил у ног свою шляпу, перекрестился, приложил обеими руками длинный рожок к губам, надул толстые розовые щёки — и я вздрогнул от первых звуков: рожок заиграл так громко, что даже в ушах задребезжало. 5)Но так было только сначала. 6)Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело 4 . 7)Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл 4 . 8)Он играл, запрокинув голову, играл как бы в небо, словно забыв про всё на свете. 9)Пастух переводил дыхание, и тогда слышались восхищённые голоса на улице: «Вот это мастер! И откуда в нём духу столько!» 10)Пастух, наверное, тоже слышал это и понимал, как его слушают, и ему это было приятно. (180 слов.)

(По И. Шмелёву.)

Поддёвка - длинная верхняя мужская одежда в талию, с мелкими сборками.

Дёготь - тёмный смолистый жидкий продукт, получаемый из дерева.

Грамматическое задание

1 вариант:

1) Потом он стал забирать выше и жальче и вдруг заиграл что-то радостное, и мне стало весело4.

2) Указать части речи 1 предложения.

2 вариант:

1) Замычали вдали коровы и стали понемногу подбираться, а пастух всё стоял и играл4.

2) Указать части речи 2 предложения.

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение»

Воспитание ребёнка

Продолжить самого себя в своём ребёнке - это великое счастье. Ты будешь смотреть на своего ребёнка как на единственное в мире, неповторимое чудо. Ты готов будешь отдать всё, лишь бы сыну твоему было хорошо. Но не забывай, что он должен быть прежде всего человеком. А в человеке самое главное - чувство долга перед теми, кто делает тебе добро. За добро, которое ты будешь давать ребёнку, он переживет чувство признательности, благодарности лишь тогда, когда он сам будет делать добро для тебя - отца, матери, вообще для людей старших поколений.

Помни, что детское счастье по своей природе эгоистично: добро и благо, созданное для ребёнка старшими, он воспринимает как нечто само собой разумеющееся. До тех пор пока он не почувствовал, не пережил на собственном опыте, что источник его радостей - труд и пот старших, он будет убеждён, что отец и мать существуют лишь для того, чтобы приносить ему счастье. Может получиться, что в честной трудовой семье, где родители души не чают в детях, отдавая им все силы своего сердца, дети вырастут бессердечными эгоистами.

Как же добиться, чтобы золотые крупинки, которые ты будешь дарить своему сыну, превращались в золотые россыпи для других людей? Самое главное - надо учить ребёнка понимать и чувствовать, что для каждой искорки его радостей и благ кто-то сжигает свою силу, свой ум; каждый день его безмятежного и беззаботного детства кому-то прибавляет забот и седин. Когда у вас родится ребёнок, учите его видеть, понимать, чувствовать людей - это самое сложное. (230 слов.)

(В.А. Сухомлинский.)

Грамматическое задание

1) 1 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) приставочным способом.
2 вариант. Из 1 абзаца выпишите слово(-а), которое(-ые) образовано(-ы) сложносуффиксальным способом.

2) 1 вариант. Из 2 абзаца выпишите все притяжательные местоимения.
2 вариант. Из 3 абзаца все определительные местоимения.

3) 1 вариант. Из 1 абзаца 3 предложения выпишите подчинительное словосочетание со связью примыкание.
2 вариант. Из 1 абзаца 6 предложения со связью согласование.

4) 1 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложные предложения, в состав которых входит односоставное безличное. Напишите номера этих сложных предложений.

5) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное определение. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите такое, в котором есть обособленное обстоятельство. Напишите его номер.

6) 1 вариант. Среди предложений 3 абзаца найдите сложное предложение с последовательным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.
2 вариант. Среди предложений 1 абзаца найдите сложное предложение с параллельным подчинением придаточных. Напишите номер этого сложного предложения.

7) 1 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным изъяснительным. Напишите его номер.
2 вариант. Среди предложений 2 абзаца найдите сложное предложение с придаточным определительным. Напишите его номер.

8) 1 вариант. Выпишите фразеологизм из 2 абзаца.
2 вариант. Выпишите контекстуальные антонимы из 3 абзаца.

Диктант по теме

«Сложное предложение с разными видами связи»

1)…А надо вам сказать, что к яблочному Спасу, как начнет небо поворачивать с лета на осень, город наш имеет обыкновение подвергаться истинному нашествию цикад, так что ночью и захочешь спать, да не уснёшь: вот какие со всех сторон несутся трели, и звёзды опускаются низко-низко, луна же и подавно виснет чуть не над самыми колокольнями, делаясь похожа на яблоко нашей прославленной «сметанной» породы, которую местные купцы поставляют и к царскому двору, и даже возят на европейские выставки. 2)Если б кому выпало взглянуть на Заволжск из небесных сфер, откуда изливаются лучи ночных светил, то перед счастливцем, верно, предстала бы картина некоего зачарованного царства: лениво искрящаяся Река, посверкивающие крыши, мерцание газовых фонарей, и над всей этой игрой разнообразных сияний воспаряет серебряный звон цикадного хора.

3)Но вернёмся к владыке Митрофанию. 4)О природе же упомянуто единственно для пояснения, почему в этакую ночь уснуть было бы непросто и самому обыкновенному человеку, обремененному заботами поменее, чем губернский архиерей. 5)Недаром же недоброжелатели, которые есть у каждого, не исключая и этого достойного пастыря, утверждают, что именно преосвященный, а вовсе даже не губернатор Антон Антонович фон Гаггенау, является истинным правителем нашего обширного края. (185 слов.)

(По Б. Акунину.)

Грамматическое задание

1. Укажите тропы в первом предложении, приведите примеры.

2. Выпишите имена прилагательные из 1 предложения, правописание НН в которых объясняется их образованием от имён существительных с основой на Н.

3. Укажите количество грамматических основ четвёртого и пятого предложений.

4. Среди предложений 3 абзаца найдите и укажите номер предложения с обособленным обстоятельством.

5. Составьте схему предложения 1, дайте его общую характеристику.

6. Из всего текста выпишите слова, правописание приставок в которых зависит от последующего согласного.

7. Замените в словосочетании европейские выставки связь согласование связью управление.

Проверочный диктант по теме

1)Середину пространства, ограниченного с двух сторон палисадником и деревьями сада, а с двух других пустыми стенами сараев, оставлявшими узкий проход, занимала большая мусорная куча. 2)Стоптанный лапоть, кем-то перекинутый через крышу сарая, изломанное топорище, побелевший кожаный башмак с отогнувшимся кверху каблуком и безличная масса каких-то истлевших предметов, потерявших уже всякую индивидуальность, нашли в тихом углу вечный покой после более или менее бурной жизни за его пределами... 3)На вершине мусорной кучи валялся старый-престарый кузов какого-то фантастического экипажа, каких давно уже не бывало в действительности, то есть в каретниках, на дворах и на улицах. 4)Это был какой-то призрачный обломок минувших времен, попавший сюда, быть может, ещё до постройки окружающих зданий и теперь лежавший на боку с приподнятой кверху осью, точно рука без кисти, которую калека показывает на паперти, чтобы разжалобить добрых людей.

5)На единственной половинке единственной дверки сохранились ещё остатки красок какого-то герба, и единственная рука, закованная в стальные нарамники и державшая меч, высовывалась непонятным образом из тусклого пятна, в котором чуть рисовалось подобие короны. 6)Остальное всё распалось, растрескалось, облупилось и облезло в такой степени, что уже не ставило воображению никаких прочных преград; вероятно, поэтому старый скелет легко принимал в наших глазах все формы, всю роскошь и всё великолепие настоящей золотой кареты. (200 слов.)

(В.Г. Короленко «Парадокс»)

Нарамники - часть рыцарских лат, скреплённых с наплечниками.

Каретник - сарай для карет и других экипажей.

Грамматическое задание

2. Подберите название к данному тексту.

3. Найдите сравнение, укажите его роль в тексте.

4. Подберите синонимы к вводному слову вероятно.

5. Выпишите из текста словосочетания с разными видами синтаксической связи.

6. Нарисуйте схему к 4 предложению.

7. Выпишите слова с НН в суффиксе, объясните правописание.

8. Напишите миниатюру «Двор моего детства».

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Горная дорога

1)Мы продолжали молча идти друг подле друга. 2)Солнце закатилось, и ночь последовала за днём без промежутка, как это обыкновенно бывает на юге; но благодаря отливу снегов мы легко могли различать дорогу, которая всё ещё шла в гору, хотя уже не так круто. 3)Я велел положить чемодан свой в тележку, заменить быков лошадьми и в последний раз оглянулся на долину; но густой туман, нахлынувший волнами из ущелий, покрывал её совершенно, ни единый звук не долетал уже оттуда до нашего слуха.

4)До станции оставалось ещё с версту. 5)Кругом было тихо, так тихо, что по жужжанию комара можно было следить за его полётом. 6)Налево чернело глубокое ущелье; за ним и впереди нас тёмно-синие вершины гор, изрытые морщинами, покрытые слоями снега, рисовались на бледном небосклоне, ещё сохранявшем последний отблеск зари. 7)На тёмном небе начинали мелькать звёзды, и мне показалось, что оно гораздо выше, чем у нас на севере. 8)По обеим сторонам дороги торчали голые, чёрные камни; кой-где из-под снега выглядывали кустарники, но ни один сухой листок не шевелился, и весело было слышать среди этого мёртвого сна природы фырканье усталой почтовой тройки и неровное побрякиванье русского колокольчика.

9)Гуд-гора курилась; по бокам её ползали лёгкие струйки облаков, а на вершине лежала чёрная туча, такая чёрная, что на тёмном небе она казалась пятном. (200 слов.)

(М.Ю. Лермонтов.)

Грамматическое задание

1. Определите стиль и тип речи.

2. Укажите номер(а) предложения(ий) с союзной сочинительной и бессоюзной связью.

3. Начертите схему 7 предложения.

4. Укажите графически, чем осложнены части 6 предложения.

5. Из 3 предложения выпишите по одному примеру со связью согласование, управление, примыкание, выполните их синтаксический разбор.

6. Выпишите из текста причастия, объясните, как они образованы.

7. Выпишите односоставные предложения, укажите их тип.

8. Перечислите средства художественной выразительности текста, расскажите о роли одного из них.

Проверочный диктант по теме

«Сложные предложения с разными видами связи»

Княжье-Вено

1)Местечко, где мы жили, называлось Княжье-Вено. 2)Оно принадлежало одному захудалому, но гордому польскому роду и напоминало любой из мелких городов юго-западного края.

3)Если вы подъезжаете к местечку с востока, вам прежде всего бросается в глаза тюрьма, лучшее архитектурное украшение города. 4)Самый город раскинулся внизу над сонными заплесневевшими прудами, и к нему приходится спускаться по отлогому шоссе, загороженному заставой. 5)Сонный инвалид лениво поднимает шлагбаум — и вы в городе, хотя, быть может, не замечаете этого сразу. 6)Серые заборы, пустыри с кучами всякого хлама понемногу перемежаются с подслеповатыми, ушедшими в землю хатками. 7)Далее широкая площадь зияет в разных местах темными воротами «заезжих домов»; казённые учреждения наводят уныние своими белыми стенами и казарменно-ровными линиями. 8)Деревянный мост, перекинутый через узкую речушку, кряхтит, вздрагивая под колёсами, и шатается, точно дряхлый старик. 9)За мостом потянулась улица с магазинами, лавчонками и с навесами калачниц. 10)Вонь, грязь, кучи ребят, ползающих в уличной пыли. 11)Но вот ещё минута — и вы уже за городом. 12)Тихо шепчутся берёзы над могилами кладбища, да ветер волнует хлеба на нивах и звенит унылою, бесконечною песней в проволоках придорожного телеграфа.

13)Речка, через которую перекинут упомянутый мост, вытекала из пруда и впадала в другой. 14)Таким образом, с севера и юга городок ограждался широкими водяными гладями и топями. 15)Пруды год от году мелели, зарастали зеленью, и высокие, густые камыши волновались, как море, на громадных болотах. 16)Посредине одного из прудов находится остров. 17)На острове — старый полуразрушенный замок. (228 слов.)

(По В.Г. Короленко.)

Калачница - торговка выпечкой.

Инвалид - с франц. отслуживший, заслуженный воин, неспособный к службе за ранами, увечьем, дряхлостью. (Словарь В. Даля.)

Грамматическое задание

1. Подберите синоним к слову «нива» в предложении 12.

2. Выпишите слово в чередующейся гласной в корне из третьего абзаца.

3. Замените словосочетание «деревянный мост» (предложение 8) со связью согласование синонимичным словосочетанием со связью управление.

4. Выпишите грамматические основы предложения 3.

5. Среди предложений 1-6 найдите предложение с обособленным приложением, запишите его номер.

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 5.

7. Составьте схему 5 предложения.

Отчего человек бывает одинок?

Человек бывает одинок только тогда, когда он никого не любит.

Любовь наподобие нитей притягивает нас к любимым и согревает сердце. Кто любит, у того душа цветёт и благоухает. Он дарит свою любовь всем, как цветок свой запах. Такой человек не может чувствовать себя одиноким, потому что сердце его с теми, кого он любит. У такого человека на размышление о том, одинок ли он или нет, просто нет времени. Он живёт с другими, он живёт для других, и в этом его счастье. 85

А человек, который не любит людей, чувствует вокруг себя пустоту, не согретую лучами его сердца. Это передаётся и окружающим. Они чувствуют, что вокруг него холодно. Это его ещё больше ожесточает, и вот он сидит в полном одиночестве, отвергнутый и несчастный. В душе мрак, уныние, а иногда и отчаяние.

И это всё оттого, что себя человек любит больше, чем других. И самолюбие поглощает любовь к ближним. За это благодать отходит от человека, и вот получается такое тяжёлое состояние…

Надо переродиться. Как бы ни было тебе тяжело, надо, преодолевая усталость и маловерие, любить всех горячо, искренно, самоотверженно и этим призывать их к любви.

1. Найти СПП, подчеркнуть грамматические основы, выделить придаточные, определить их вид.1 вариант - 1,2 абзацы (5), 2 вариант - 3,4,5 (5).
2. Синтаксический разбор. 1 вариант - «А человек, который не любит людей, чувствует вокруг себя пустоту, не согретую лучами его сердца». 2 вариант - «У такого человека на размышление о том, одинок ли он или нет, просто нет времени».

Диктант по теме «Сложноподчинённое предложение».

Пока не поздно.

Представьте, что вам 90 лет. В любой момент может прийти тот самый день, когда вас не станет.

В старости люди часто задумываются о жизни. Радуясь, вспоминают о том, кого они любили, с кем общались и где им было хорошо. .. Но есть и другие воспоминания - мучительные, безотрадные… Это воспоминания о тех возможностях, которые им когда-то предоставлялись, но которые не были реализованы. Это очень горькие воспоминания, ибо самое тяжёлое в жизни - это понимать, что ничего исправить уже нельзя.

Вы лежите, и вдруг появляется машина времени. Вы садитесь в неё, и она переносит вас сюда. И вам теперь не 90 лет, а столько, сколько вам есть, и вы пишите этот текст.*Вам дали второй шанс реализовать всё, что вы не успели. У вас появилась ещё одна возможность сделать действительно что-то важное, полезное и интересное. И теперь вы знаете, что в старости вас будут переполнять бесплодные сожаления о безвозвратно утраченном времени. Так не лучше ли вспоминать о том, что вы пытались что-то сделать или сделали, чем думать о том, что из-за какого-то страха или лени вы просто проигнорировали свою возможность!**

Если взять за условие тот факт, что когда-нибудь все мы уйдём из этой жизни, то цена страху или лени - 0. Если вы ещё действительно что-то можете сделать, делайте. Делайте, несмотря на привычные страхи и опасения! Делайте, как бы ни убивали в вас другие веру в себя!

1.Выделить все придаточные. Определить их значение. 1 вариант - 2,4 абзацы. 2-ой вариант - 1,3 абзацы.

2.Синтаксический разбор предложения. 1 вариант - «Вам дали второй шанс…» (3 абзац), 2-ой вариант - «В любой момент… « (1-ый абзац).
3.Построить схему предложения: * и **

Диктант по теме

«СПП с двумя или несколькими придаточными».

Как распознать энергетического вампира?

Сегодня всем известно, что энергетические вампиры живут среди нас. Ими называют людей, которые испытывают хронический недостаток собственной энергии. Они забирают её у тех, кто рядом. Уметь их вычислять надо, потому что, если вы научитесь этому, вы сможете от них защититься, а значит, сохранить свое здоровье.

Если человек вымещает на вас свои отрицательные эмоции и ему не составляет труда довести вас до слез, это вампир. Ему необходимо вывести вас из себя, чтобы открылись каналы, по которым движется ваша жизненная энергия.

Есть люди, которые, наоборот, вечно угнетены и печальны. Своим несчастным видом провоцируя вас на сочувствие и жалость, они доводят вас до состояния опустошенности и подавленности.

Достаточно часто встречаются и смешанные типы. Вначале такой человек дает понять, что его никто не понимает и он тщетно ищет родственную душу. По мере того как вы будете общаться с таким бедолагой, вы неминуемо обманете его непомерные ожидания. И тогда вы увидите, что он уже обозлился на вас и кричит, будто вы оказались таким, как все. Если у вас возникнет чувство вины перед этим человеком, считайте, что он своего добился.

И, пожалуй, самое важное. Человек может пользоваться вашей энергией бессознательно, в силу своей внутренней слабости и нежелания работать над собой, не отдавая себе в этом отчёта и на уровне сознания не желая причинять вам никакого вреда.

Чтобы защититься от энергетических вампиров, не разрешайте себе быть пленником чужой злости или уныния. Помните, что если у вас в душе мир, то вам и на каторге рай.

1.Построить схемы предложений, указать вид сложного предложения, тип(ы) подчинения придаточных, вид придаточных.

1 вариант - «Ими называют людей…», «Уметь их вычислять надо…», «Если человек вымещает на вас свои отрицательные эмоции…».

2 вариант - «Если у вас возникнет чувство вины…», «Вначале такой человек дает понять…», «И тогда вы увидите…».

2.Синтаксический разбор.

1 вариант - Известно, что энергетические вампиры живут среди нас.

2 вариант - Они забирают её у тех, кто рядом.

Диктант по теме «Бессоюзные сложные предложения»

Обида - это такой маленький зверёк. С виду он совсем безобидный. Будешь правильно с ним обращаться - вреда он тебе не принесёт. Обида, если не пытаться её одомашнить, прекрасно живёт на воле и никогда никого не трогает. А будешь пытаться завладеть обидой, сделать её своей - всё кончится плачевно…

Но многие люди, разучившись понимать себя и друг друга, также разучились понимать языки тварей земных: они ни за что не хотят её отпускать. Они носятся с ней, как с писаной торбой, постоянно думают о ней, заботятся… А обиде всё равно не нравится в человеке. Она крутится, ищет выход, но сама она никогда не найдёт пути… Такой вот непутёвый зверёк. Да и человек тоже непутёвый… Сжался весь и ни за что не выпускает свою обиду… А зверёк-то голодный - кушать ему хочется… Вот и начинает он потихоньку есть человека изнутри… И человек, не понимая истинной причины, чувствует это: то там заболит, то здесь… Но не выпускает человек из себя обиду: привык он к ней… Слабеет человек, болеть начинает, а зверюга внутри всё толстеет…

И невдомёк человеку, что надо только одно: взять и отпустить обиду! Пусть себе живёт в своё удовольствие! И ей без человека лучше, и человеку без неё легче живётся.
Обида - это такой маленький зверёк… Поймаешь вдруг ненароком - отпусти её, пусть себе бежит!

Диктант по теме «Сложные предложения с разными видами связи»

Неземная любовь.

Однажды молодой человек писал письмо своей возлюбленной, которая жила в нескольких километрах отсюда, в соседнем селении. Он говорил ей, как сильно он ее любит и какой восхитительной ее считает. Ее серебряный голос, по его словам, можно слушать вечно: он музыка, украшающая бесцветные сумерки жизни. Ее глаза как две звезды, превращающие ночной мрак в волшебный мир. Он ее никогда никому не отдаст, и ни у кого никогда не было и не будет такой девушки.

В конце он добавил, что, для того чтобы быть с ней, он готов перенести величайшие испытания, столкнуться с непреодолимыми препятствиями, какие только можно представить человеку. Ради нее он бы, не задумываясь, забрался на самую неприступную вершину, переплыл бы самую широкую реку и в дремучем лесу голыми руками сражался бы с самыми свирепыми зверями.