Пропевание гласных звуков. Звуки, которые исцеляют. Правила произношения гласных

"Мяч и речь". Т. А. Воробьева, О И Крупенчук

Игры с мячом, направленные на формирование правильного звукопроизношения и развитие фонематических процессов

В начале учебного года мы знакомим детей с гласными звуками. По этой теме детям предлагается множество разнообразных игр и упражнений. Гласные звуки являются тем фундаментом, на котором базируется вся работа по развитию фонематических процессов у детей. Усвоив эту тему, дети, как правило, хорошо овладевают звуковым анализом и синтезом слов, а следовательно, в дальнейшем легче усваивают материал по обучению грамоте. Вся работа над гласными звуками закрепляется в играх с мячом.

1. Игра «Мячик мы ладошкой "стук", повторяем дружно звук»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, закрепление знания гласных звуков.

Логопед: Когда услышите звук «А», стукните мячом об пол. Поймав мяч, повторите этот звук. А — У— О — У —А—А — О — У

2. Игра «Гласный звук услышат ушки, мяч взлетает над макушкой»

Цель: развитие фонематического восприятия, быстроты реакции, выделение заданного гласного из ряда других.

Логопед: Я буду называть гласные звуки. Подбросьте мяч, когда услышите звук «Э». А — Э — У —Ы — Э — А — У — О — А — Э — Ы—Э

3. Игра «Звуки гласные поем мы с мячом моим вдвоем»

Цель: развитие длительного, плавного выдоха, закрепление произношения гласных звуков.

Вариант 1. Логопед предлагает детям пропеть гласный звук, одновременно прокатывая шарик по столу. Ребенок делает вдох, плавно катит шар товарищу, пропевая гласный: А — А — А — А — А — А

Вариант 2. Игру можно проводить сидя на полу — в кругу или парами, пропевая заданные логопедом гласные звуки и катая мяч. Логопед обращает внимание детей на то, что мяч нужно прокатывать плавно, звук пропевать протяжно.

4. Игра «Стучалочка» Звуки я сказать хочу И по мячику стучу.

Цель: тренировка четкого произношения гласных звуков, развитие фонематическою восприятия.

Ход игры. Дети и логопед садятся в круг. Мяч зажат у каждою между коленями. Логопед произносит гласные звуки, отстукивая кулаком по мячу. Дети повторяют индивидуально и хором. Звуки отрабатываются в изолированном произношении с постепенным увеличением числа повторений на один выдох, например: А АА ААА Э ээ эээ О 00 000 У УУ УУУ Затем можно произносить различные сочетания звуков: ААЭ АЭО ААУ

5. Игра «Поющие мячики» По мячу сперва стучу, А потом его качу.

Цель: закрепление короткого и длительного произношения гласных звуков, развитие фонематического восприятия, закрепление длительного ротового выдоха.

Ход игры. Дети распределяются парами и садятся лицом друг к другу на расстоянии трех метров. У каждой пары мяч. Логопед произносит сочетания гласных звуков. Последний звук произносится длительно, пропевается. Например: А А Э-э-э-э-э. У Э А~а~а-а~а. Первые два звука сопровождаются ударом кулака по мячу; пропевая третий звук, ребенок катит мяч партнеру. Прокатывание мяча подчеркнуто плавное, длитель-ное, как и произнесение гласного звука.

6. Игра «Разноцветные мячики» Красный — гласный. Синий — нет. Что за звук? Мне дай ответ!

Цель: закрепление дифференциации гласных и согласных звуков, развитие внимания, быстроты мышления. Оборудование: мячи красного и синего цвета.

Ход игры.

Вариант 1. Логопед бросает мяч детям. Поймавший называет гласный звук, если мяч красного цвета, согласный — если мяч синего цвета, и бросает мяч обратно логопеду.

Вариант 2. Ребенок называет слово, начинающееся с гласного звука, если мяч красного цвета. А если мяч синий, то ребенок называет слово, начинающееся с согласного звука.

7. Игра «Тихо — громко» Мы катались по горам, Пели тут и пели там.

Цель: закрепление артикуляции гласных звуков, развитие фонематического восприятия, работа над силой голоса.

Оборудование: малые мячи.

Ход игры. Пропевание заданного звука по демонстрации логопеда. Сила голоса соизмеряется с направлением движения руки. По мере движения руки с мячом вверх (на горку) сила голоса увеличивается, вниз (под горку) — уменьшается При горизонтальном движении руки с мячом (мяч катится по дорожке) сила голоса не изменяется. В дальнейшем дети самостоятельно дают задание друг другу.

8. Игра с передачей мяча «Мяч передавай — слово называй»

Цель: развитие фонематических представлений, быстроты реакции.

Ход игры. Играющие выстраиваются в колонну. У игроков, стоящих первыми, по одному большому мячу (диаметром 25-30 см). Ребенок называет слово на заданный звук и передает мяч назад двумя руками над головой (возможны другие способы передачи мяча). Следующий игрок самостоятельно придумывает слово на этот же звук и передает мяч дальше.

9. Игра с передачей мяча «Звуковая цепочка» Свяжем мы из слов цепочку. Мяч не даст поставить точку.

Цель: развитие фонематических представлений, активизация словаря.

Ход игры. Логопед называет первое слово и передает мяч ребенку. Далее мяч передается от ребенка к ребенку. Конечный звук предыдущего слова — это начальный звук. Например: весна — автобус — слон — нос — сова...

10. Игра с перебрасыванием мяча «Сто вопросов — сто ответов с буквы А (И, В), и только с этой»

Цель: развитие фонематических представлений, воображения.

Ход игры. Логопед бросает мяч ребенку и задает ему вопрос. Возвращая мяч логопеду, ребенок должен ответить на вопрос так, чтобы все слова ответа начинались с заданного звука, например, со звука И. Пример: — Как тебя зовут? — Ира (Иван). — А фамилия? — Иванова. — Откуда ты приехала? — Из Иркутска. — Что там растет? — Инжир. — Какие птицы там водятся? — Иволги. — Какой подарок ты повезешь родным? — Ириски и игрушки.

11. Игра «Слог да слог — и будет слово, мы в игру сыграем снова»

Вариант 1. Цель: закрепление умения добавлять слог до слова.

Ход игры. Логопед говорит детям: — Я произнесу первую часть слова, а вы вторую: са — хар, са — ни. Затем логопед поочередно бросает мяч детям и говорит первый слог, дети ловят и бросают обратно, называя целое слово. Можно перебрасывать мяч об пол.

Вариант 2. Цель: дифференциация звуков, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает детям мяч, называя первый слог: «са» или «ша», «су» или «шу», «со» или «шо», «сы» или «ши». Ребенок заканчивает слово. Например: Ша- шары са- санки шо- шорох со- сорока шу- шуба су- сумка ши~ шины сы- сырок

12. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч поймаем — раз! И два — мы распутаем слова!»

Ход игры: Бросая мяч детям, логопед произносит слова, а дети, возвращая мяч, их повторяют: Тарелка, пещера, комната, посуда, витрина, колодец. Затем логопед запутывает слова, переставляя слоги. А дети ДОЛЖНЫ их распутать. Логопед: Дети: релтака тарелка щепера пещера накомта комната супода посуда тривина витрина локодец колодец

13. Игра «Звучащие игрушки» Навострите ваши ушки: Звуки скажут вам игрушки.

Цель: анализ и синтез обратных слогов и закрепление слогов слияния.

Оборудование: красные и синие мячи из ткани с вышитыми на гранях буквами, обозначающими гласные и согласные звуки.

Ход игры. Логопед вызывает двух детей: «Это звучащие игрушки, они умеют петь и говорить». Называет на ухо детям звуки, которые они должны будут спеть или произнести. «Сейчас я нажму на кнопочку и наши игрушки заговорят» (поочередно прикасается к детям). «Дети-игрушки» воспроизводят свои звуки, а остальные дети устно «прочитывают» получившийся слог. Дети определяют, какой звук они услышали первым, какой — вторым, и воспроизводят вместе со «звучащими игрушками» слог. Затем обратный слог выкладывается из мячиков с буквами и читается.

14. Игра «Мяч поймай — слово составляй» Мы поймали три мяча — Слово скажем мы сейчас.

Цель: составление трехзвуковых слов и их анализ. Оборудование: мячи из ткани с вышитыми на них гласными и согласными.

Ход игры. Логопед бросает каждому ребенку мяч, называя звуки задуманного слова: М — А — К Д — О — М К — О — Т Дети находят на своем мяче букву, соответствующую названному звуку, и составляют из мячей слово, читают, анализируют его.

15. Игра с перебрасыванием мяча «Мяч лови и мяч бросай — сколько звуков, называй»

Цель: определение последовательности и количества звуков в слове.

Ход игры. Логопед, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность. Трехзвуковые слова типа: МАК, СОН, КИТ. Четырехзвуковые слова с открытыми слогами: РАМА, МАМА. Четырехзвуковые слова со стечением согласных: КРОТ, СТОЛ, СПОР.

16. Игра «Встречу слово на дороге — разобью его на слоги»

Цель: тренировка умения делить слова на слоги, развитие внимания, быстроты мышления.

Ход игры. Логопед бросает мяч детям, называя односложные, двусложные и трехсложные слова. Ребенок, поймавший мяч, определяет количество слогов, называет их и бросает мяч обратно. Можно предложить детям произнести слово по слогам, одновременно отбивая слоги мячом.

17. Игра с перебрасыванием мяча «Слово это изменяй, изменяя — удлиняй»

Цель: расширение словарного запаса, развитие внимания, быстроты мышления

Ход занятия: Взрослый бросает мяч детям, при этом произносит односложное слово: сад, куст, нос, нож, стол. Ребенок, поймавший мяч, перед тем, как бросить его обратно изменяет, слово так, чтобы оно стало двусложным (нос - носы) или трехсложным (дом - домики). Определяется количество СЛОГОВ.

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение имеют Мантры.

На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение.
Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами.

ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ:

<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И>

<О>

<У>

<Ы>

<Э>

ВНИМАНИЕ! Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков (звукосочетаний) специалисты рекомендуют положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система), и представлять этот орган здоровым и активно работающим.

На степень развития человека влияют различные звуковые частоты, воздействующие на чакры {энергетические системы) - как негативно, так и положительно. Лучше всего воспринимаемая человеком музыка определяет степень его развития . Чтобы узнать о человеке больше, его спрашивают: «Какую музыку вы любите?»

Более развитые люди любят слушать рок - музыку, так как воздействие этой музыки доходит до творческой чакры «Перси». Здесь имеются в виду: рок-баллады, «Фолк» (этническая, в рок - обработке) и классическая рок-музыка (с элементами симфонической музыки). Остальная рок-музыка воздействует негативно на чакры.

Ещё выше по уровню развития люди, предпочитающие слушать симфоническую музыку (классику), так как она воздействует на все чакры до 8-ой чакры «Чело».

На высшие чакры, Душу и Дух человека воздействует только народная (этническая) музыка и песнопения.

Различная современная музыка: рэп, техно, электронная и т. д., воздействует на энергетическую систему человека негативно и способствует его деградации.

/По материалам моих научных исследований. - © FANCY_men./

ГОЛОС – это уникальный музыкальный “инструмент”, данный человеку самой Природой. Голос человека вибрирует всегда, когда он звучит (при разговоре, пении, шепоте). И более совершенного (в частности – с терапевтической точки зрения) музыкального инструмента, подходящего для конкретного человека, просто не существует.

Искусство пения – это прежде всего правильное дыхание, которое и является одним из важнейших факторов здоровой жизни. Из всех средств музыкотерапии самое сильное воздействие на организм оказывает именно ПЕНИЕ. /Когда человек болеет, голос его “садится”, становясь глухим и бескрасочным. Собственным пением (лечебным звукоизвлечением) мы можем воздействовать на больной орган или систему, возвращая в него здоровую вибрацию./

Примечание. Методы ВОКАЛОТЕРАПИИ (именно так по-научному называется лечение пением) активно используются во всем мире для лечения и профилактики как физических, так и психических расстройств: неврозов, фобий (навязчивые, болезненные страхи перед чем-либо), депрессии (особенно если она сопровождается заболеваниями дыхательных путей), бронхиальной астмы, головных болей и др.

Каждый орган нашего тела имеет свой “голос”. “Звучание” больных органов отличается от звучания здоровых. Это ненормальное “звучание” можно скорректировать, научив человека правильно петь. /Хорошие оперные певцы – люди физически здоровые и, как правило, долгожители./

Когда человек говорит или поет (одним словом – “звучит”), то, по разным оценкам, от 60 до 85 % звуковых вибраций его голоса идет во внутренние органы (поглощается ими) и только 15-40 % – во внешнюю среду. /Нашему организму отнюдь не безразлично то, какими будут те самые 60 % собственной – произведенной (производимой) самим человеком – звуковой “пищи”, которые ему – организму – придется (или приходится постоянно – ежедневно) “переваривать” и “усваивать”./

Примечание. Ведущий российский музыкотерапевт С. Шушарджан и его коллеги из НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий провели исследования влияния вокалотерапии на легкие и другие жизненно важные органы. В результате ученые пришли к выводу, что звук, зарождающийся во время пения, только на 15-20 % уходит во внешнее пространство (остальная часть звуковой волны поглощается внутренними органами, приводя их в состояние вибрации).

Ребенок пользуется голосом не задумываясь – кричит и говорит, как дышит, в отличие от многих взрослых, с годами утрачивающих природную способность выражать себя в звуках и словах (одни мямлят, другие монотонно бубнят, а третьи и вовсе становятся “безголосыми”, переживая не слишком удачный личный опыт беззвучно и глубоко внутри).

То, каким голосом будет говорить в своей жизни человек, во многом зависит от его матери. Именно ее голос, бесконечно меняющийся в самых разных ситуациях общения с ребенком, уже в раннем возрасте малыш принимает за своеобразный эталон (младенец начинает подражать в голосе прежде всего своей матери). Сейчас многие специалисты всерьез предлагают будущим мамам начинать развивающие занятия с ребенком уже в период его внутриутробного развития – разговаривать, петь песни и заводить для него гармоничную музыку. /За рубежом для беременных выпускаются специальные бандажи на живот со стереофоническими мини-колонками./

Пение очень полезно для беременных и их будущих детей. Переходы поющего голоса от высоких звуков к низким и наоборот активизируют рост тех органов и систем ребенка, которые настроены на определенные звуковые частоты. Органы слуха малыша получают необходимую им тренировку и стимулируют головной мозг. /Несколько десятилетий назад знаменитый французский акушер Мишель Оден организовал в своей клинике хоры a-capella из будущих мам. Специально для них были разработаны несложные вокальные упражнения. В результате на свет появлялись более жизнеспособные, спокойные и крепкие малыши./

Основное отличие голосов выдающихся певцов от речевого голоса и голосов неквалифицированных певцов объясняется тем, что мастера пения владеют особой техникой голосообразования, которую я называю резонансной техникой пения. Суть этой техники состоит в максимальной активизации певцом резонансных свойств своего голосового аппарата с целью получения максимального акустического эффекта – силы и красоты звука при минимальных напряжениях гортани и голосовых связок. Основы резонансной техники мастеров изложены мною в книге “Искусство резонансного пения”. Кстати, пение – это ведь тоже род музыки, где в качестве живого музыкального инструмента выступает голосовой аппарат человека. Причем, ни один музыкальный инструмент в мире не может сравниться с голосом хорошего певца по силе эмоционально-художественного и лечебного воздействия. Широко применял пение в лечебных целях Аристотель. На протяжении многих веков оздоровительным средством служило и по сей день служит церковное пение. Пение служит средством оздоровления не только слушателей, но и самого поющего. Но лечебными свойствами обладает голос далеко не каждого певца. Бывают голоса, которые оказывают прямо противоположное действие. В одной из наших работ были обследованы голоса певцов разных жанров: тяжелого рока, различных поп-ансамблей и академических певцов. В группу аудиторов вошли в основном психологи и музыковеды. Им давалось задание прослушать фрагмент в исполнении певца, определить по 10-балльной шкале характер и степень его эмоциональной выразительности. Оказалось, что для группы академических певцов характерны максимальные баллы положительных эмоций и состояний (радость, благополучие) при минимальной агрессивности и недовольстве. Обратная картина наблюдается у солистов тяжелого рока. Группа поп-ансамблей заняла промежуточное положение».

Давно известно, что пение является одним из лучших дыхательных упражнений (тренируется дыхательная мускулатура, диафрагмальное дыхание, улучшается дренаж бронхов, увеличивается жизненная емкость легких). /Известный венгерский композитор З. Кодай в 1929 году писал: «Чудесное средство ритма – дисциплинирование нервов, тренировка гортани и легких. Все это ставит пение рядом с физической культурой. То и другое нужно ежедневно – не в меньшей степени, чем пища»./

При совместном пении (в дуэте, хоре), а также при внимательном прослушивании поющего на какой-то отрезок времени раскрываются границы каждой человеческой души из числа участников этого процесса, происходит устремление навстречу друг другу (поющих и проникновенно слушающих). /То же касается и просто музыки (без слов)./

Действие пения на человека еще в древности использовалось у многих народов для борьбы с самыми разнообразными недугами (наши далекие предки интуитивно угадывали наличие в пении огромной оздоровительной силы, но не умели научно объяснить этот феномен). /К примеру, В Древнем Египте с помощью хорового пения лечили от бессонницы. В Древней Греции Демокрит превозносил пение как специфическое средство для исцеления некоторых видов бешенства, а Аристотель и Пифагор рекомендовали пение при лечении душевных болезней и помешательства./

На Руси славяне считали, что поет в человеке сама ДУША и пение – это ее естественное состояние. Поэтому работа со звуком (его силой, долготой, высотой), ритмом, дыханием, интервалами не только приближает к качественному и техничному исполнению песен, но и в большей степени обеспечивает успех в кропотливой работе над коррекцией и формированием личности человека. В позитивной ориентации личности во время занятий фольклорным пением важную роль играет оригинальная манера звукоизвлечения. В каждой местности она имеет свои особенности. Но есть одна черта, которая свойственна манере звукоизвлечения любого уголка России – когда звук посылается как бы в пространство, губы растягиваются в улыбке, заставляя использовать т.н. “передний резонатор”. /Вы поете и улыбаетесь, а за счет этого звук становится светлым, чистым и свободным. Постепенно, в результате систематической тренировки улыбки, качества звука переходят и на личность человека. Вскоре внешняя улыбка становится улыбкой внутренней, и мы сквозь нее начинаем смотреть на мир и на людей./Примечание. На Руси с помощью вокалотерапии издревле осуществлялось лечение больных (больного сажали в людской круг и водили вокруг данного человека хороводы). Помимо этого, просто усаживались вокруг больного так, чтобы он оказался в центре максимального звукового воздействия – в той точке, где “тело звука” реально вырастает ввысь и вширь, захватывая своими вибрациями пространство и все его компоненты. /Если болезнь в самом деле является сбоем нормальных внутренних биоэнергетических ритмов человека, то песня и пение в этом случае – очень сильный лекарь./

В народных песнях голосом не лгут, пытаясь сделать его красивее, чем он есть: поют открыто. Но как раз эта открытость и делает любой голос красивым. Кстати, прикрытый голос академической манеры исполнения (в отличие от народной), звучит так, словно вибрации направлены вверх (в нёбо), а для усиления звука используется т.н. “задний резонатор” (т.е. дальняя часть ротовой полости). Для “народного” звука характерно использование “переднего резонатора” (звук направлен не вверх, а вперед – к тому, кому предназначен).

Примечание. Даже при элементарном звукоизвлечении мы уже включаем своего реального или предполагаемого собеседника в процесс “проживания” звука. Этот человек оказывается важным для нас, а мы – для него, поскольку находимся в вибрационном поле его речи или пения (и, наоборот, он – в нашем поле), воспринимаем эти вибрации и неизбежно резонируем с ними (точнее, нам как бы “предлагают” войти в этот резонанс). /Вспомните, как “заразителен” бывает крик или смех, рыдания о потере или восторг приобретения (победы). Часто, не отдавая себе отчета, мы, даже проходя мимо (в прямом и переносном смысле), еще долго несем на себе состояние тех, кто “звучал” в определенном настрое./

По словам специалистов, при работе с песенным фольклором, наряду с проработкой отдельных психо-эмоциональных состояний, происходит и коррекция отдельных черт личности человека . Замкнутость, стеснительность, агрессивность постепенно нивелируются и переходят в свою противоположность. /Скандал и злоба потому разрушительны, что неритмичны в нашем подчиненном различным ритмам мире. Они ломают установленную гармонию, размеренность, красоту переплетающихся мелодий. К тому же на физиологическом плане все негативные эмоции, являющиеся следствием нежелательных черт личности, вызывают задержку дыхания, ломают его ритм, что не может не сказаться отрицательно и на общем самочувствии человека. Сюда же вовлекается и тот, кого втягивают в скандал./

Примечание. Для здоровья человека очень важно дыхание. Работая над удлинением выдоха с целью качественного исполнения фольклорных песен, мы не только создаем условия для увеличения объема легких и их качественной вентиляции, но и усиливаем релаксационный момент, напрямую связанный с выдохом (расслабление) как антонимом вдоха (напряжение). Наверное, без всяких научных выкладок наши предки были об этом осведомлены. “Цепное” дыхание, которое практикуется при занятии фольклорным пением, не только учит непрерывности звука, но и увеличивает длительность выдоха, глубину и полноту вдоха, возрастающих в зависимости от использования нижнего (брюшного) типа дыхания. В ходе освоения “цепного” дыхания (при хоровом фольклорном пении) в работу включается тот тонкий слух, которым мы до сего момента практически не пользовались – умение слышать дыхание другого и почувствовать, когда ему предстоит сделать вдох, чтобы это не произошло одновременно с тобой и не прервало звучание. /Восстановление свободного дыхания при занятии фольклорным пением происходит подсознательно и проявляется не только в показателях свободы дыхания, но и в улучшении самочувствия, в изменении взгляда на проблемы, прежде представлявшиеся человеку неразрешимыми, опасными./

Мелодика старинных русских фольклорных песен, порой построенная на 2-3-х нотах, поражает своим разнообразием и красотой. Она предлагает пройти путь от унисона до созвучий, учит гармонизации внешнего и внутреннего, настраивая организм и душу в соответствии с объективными законами. /В русском песенном фольклоре существует большое количество “неровных” песен, смена темпа в которых может возрастать от минимума до максимума или снижаться от максимума до минимума (напряжение – расслабление – сброс). Хроническое мышечное напряжение у исполнителя за счет таких перепадов темпа постепенно снимается./

Пение – уникальная дыхательная гимнастика, в которой учитывается все. Пение вылечивает бронхиальную астму и прочие бронхо-легочные заболевания, гайморит.

Лидер российской музыкотерапевтической школы, руководитель научно-исследовательского Центра музыкальной терапии и медико-акустических технологий С. Шушарджан обнаружил, что правильная постановка дыхания (без чего не возможен грамотный вокал) приводит к резкому повышению всех резервных возможностей человеческого организма. Пение активизирует в человеке энергетические центры, которые, в свою очередь, влияют на связанные с ними жизненно важные органы и системы. Пение благотворно действует на почки, на железы внутренней секреции, массирует гортань, щитовидную железу, сердце.

Примечание. «От того, как мы дышим, во многом зависит состояние нашего здоровья. Физиологическое (правильное) дыхание – дыхание нижними ребрами. Дыхание нижней частью грудной клетки – наиболее экономичное. К сожалению, большинство людей дышат верхней и средней частями. Это приводит к гипервентиляции. Человек заглатывает избыток кислорода, тратит на это много лишней энергии. Отсюда – бронхиальная астма или сердечные дисфункции. А при чем здесь вокал, пение?.. Пение как раз и помогает наладить правильное дыхание. Это хороший тренинг. Когда человек поет, во внутренних органах возникает вибрация. С помощью специальной аппаратуры мы снимаем ее c любого органа, делаем математические раскладки и анализируем. Мы объективно можем выявить резонансные ноты печени, селезенки… И потом все эти данные используем для акустического массажа. Попробуйте промассировать печень руками. Это невозможно. А с помощью музыкальных звуков можно полностью восстановить кровообращение и удалить застои. У одного моего пациента – мальчика 9-и лет – была бронхиальная астма в тяжелой форме. С ним провели курс комплексного лечения и вокалотерапии. И ребенок выздоровел. Его родители по моему совету отдали мальчика в хор, и он всерьез увлекся пением. Еще в детской практике вокалотерапия вылечивает заикание. И поверьте, результаты прекрасные» (С. Шушарджан, НИЦ музыкальной терапии и медико-акустических технологий).

Профессор, доктор биологических наук Владимир Морозов (Институт психологии РАН) сообщает следующую информацию: «Есть очень интересный механизм, который открыла лаборатория невербальной коммуникации Института психологии РАН. Любой музыкальный звук состоит из основного тона и призвуков к нему – обертонов. Сотрудники лаборатории обнаружили один из ранее не известных механизмов передачи эмоций – изменение частотного расположения обертонов голоса (при выражении радости они гармоничны, а при гневе – дисгармоничны). Наше душевное расположение к человеку рождает соответствующий звук нашего голоса. Если мы хотим выразить радость, голос становится приятным, ласковым. И когда мы исследуем такого рода голоса, то видим, что они на слух гармоничны, поскольку обертоны гармоничны. Когда мы исполняемся гневом или внутренней недоброжелательностью, обертоны становятся дисгармоничными и выдают наше негативное отношение к людям. В моих книгах и в исследованиях моей лаборатории были проведены оценки разных видов музыки: классической, эстрадной, рок-музыки и др. Причина оказалась в особенностях ритмической организации и тембрового звучания музыки или голосов человека. Ведь музыка делится на инструментальную и вокальную. И голос может выступать в качестве музыкального инструмента – совершенного или примитивного. Иногда бывает, что голос громкий, но фальшивый. Например, молодой человек обладает “огромным” голосом, что, вроде бы и неплохо. Если бы он запел, в комнате затряслись бы батареи. Но, как сам парень сознался, его голос называют “оружием массового поражения”, поскольку он сильно фальшивил, а это одна из форм дисгармоничности».

Примечание. «Мы с моими коллегами обнаружили такую интересную вещь: эмоции влияют на человеческий голос, и он, в свою очередь, меняет обертоновый состав. Он, под стать рок-звуку, теряет гармоничность до 10 %. Негативное воздействие основано на том же механизме, что и позитивное. Например, к Вам приходит человек, он внутренне к Вам не расположен и пытается скрыть это, поскольку хочет продать Вам какую-то вещь. Он говорит Вам ласковые, учтивые слова, но при этом в его голосе звучит фальшивая нота. То есть обертоны принимают несвойственное им положение. И Вы, если у Вас хороший эмоциональный слух (термин введен мною в науку в 1985 г.), почувствуете, что этот человек говорит неправду. Но есть люди удивительно гармоничные, они здоровые психически, физически и расположены к людям. К тому же они владеют резонансной техникой голосообразования. Их голос звучит, как целительный бальзам, как прекрасная музыка. Исследования показывают, что эти звуки гармонизируют и Вас. Вам хочется слушать и слушать этого человека и общаться с ним. Такие удивительные голоса были у актеров Сальвини и Качалова. Классическим образцом, который признан во всем мире, является голос нашего соотечественника Ф.И. Шаляпина. Одна шведская газета писала о нем: “Мало людей обладают таким обаянием, как Шаляпин. В его существе живет странная волшебная сила, и когда он говорит, его голос звучит подобно оргáну…” Когда он первый раз готовился выступить в театре La Scala – это пробный камень всех лучших певцов – и спеть Мефистофеля, к нему пришла клака (группа людей, которые требуют денег за то, что будут создавать певцу атмосферу успеха). В противном случае они грозятся забросать гнилыми помидорами. Шаляпин прогнал их в шею, и клака готовилась его прокатить и освистать, но, когда закончилась первая ария легендарного певца, воцарилось молчание. А затем разразился шквал аплодисментов. И клака ничего не могла поделать и оставила гнилые помидоры. Были скуплены все цветы вокруг театра и брошены на сцену к ногам Шаляпина. С этого времени ему открылась дорога на лучшие сцены всего мира. Лаури-Вольпи писал позже: «Русский гигант Федор Шаляпин стал басом-эталоном, имя его облетело континенты». В области дикторского искусства, подобно Шаляпину, я считаю, был диктор радио Юрий Левитан. Его голос был подобен боевой трубе» (В. Морозов, Институт психологии РАН).

У коренного населения Новой Зеландии – маори – есть специальные “хоровые” песни, которые снимают боль у женщин при родах. /Женщины народа маори рожают без боли (при родах с целью достижения обезболивающего эффекта роженица вместе со своим мужем поют до тех пор, пока не появится на свет ребенок)./

ГОЛОС для женщины – не менее сильное оружие, чем ее внешний вид. К примеру, сексуальная слава легендарной Клеопатры во многом была связана с ее волшебно-эротическим голосом. Когда эта царица хотела потрясти воображение какого-нибудь впервые прибывшего к ней мужчины, она не спешила появиться перед ним во всей красе и начинала беседу из-за занавески. Голос Клеопатры при этом сводил слушателя с ума и создавал царице особую ауру необыкновенно привлекательной женщины. /Но, к сожалению (или к счастью), далеко не всем женским голосам присуща сексуальная притягательность./

«Существуют слова, самые слоги которых таят в себе разрушительное качество, точно они объективные предметы, ибо каждый звук пробуждает соответствующий звук в невидимом мире духов, и этот звук производит благое или плохое следствие. Гармонический ритм, мелодия, нежно вибрирующая в атмосфере, творит вокруг благотворное приятное влияние и весьма мощно действует на психологическую, так же как и на физическую природу каждого живого существа на Земле; она вызывает реакцию даже в неодушевленных предметах, ибо материя всё же есть дух в своей сущности, хотя он и кажется невидимым для наших грубых чувств. То же самое с числами.» (Блаватская Е.П., знаменитый специалист по мировой эзотерике).

ОСОБАЯ РОЛЬ ГЛАСНЫХ ЗВУКОВ И НЕКОТОРЫХ ЗВУКОСОЧЕТАНИЙ В ВОКАЛОТЕРАПИИ

Со времен самых древних цивилизаций человечества людям известна целительная сила отдельных звуков и звукосочетаний, произносимых собственным голосом. Особое значение такой звукотерапевтической практике придавали – и используют до сих пор – в Индии (в частности - т.н. мантры) и в Китае.

Если рассматривать лечебные звуки и звукосочетания с позиций музыкотерапии (т.е. не столько в плане их произнесения, сколько в плане их “пропевания”), то с учетом открытий современной науки рекомендации в этой специфической области вокалотерапии будут следующими:
ГЛАСНЫЕ ЗВУКИ (кроме звуков <Е> и <Ё>):<А> – снимает любые спазмы, лечит сердце и желчный пузырь;

<И> – лечит глаза, уши, тонкий кишечник, стимулирует сердечную деятельность, “прочищает” нос;

<О> – оживляет деятельность поджелудочной железы, способствует устранению проблем с сердцем;

<У> – улучшает дыхание, стимулирует и гармонизирует работу почек, мочевого пузыря, предстательной железы (у мужчин), матки и яичников (у женщин);

<Ы> – лечит уши, улучшает дыхание;

<Э> – улучшает работу головного мозга.
ЗВУКОСОЧЕТАНИЯ:

<ОМ> – снижает кровяное давление;

<АЙ>, <ПА> – снижают боли в сердце;

<АП>, <АМ>, <АТ>, <ИТ>, <УТ> – исправляют дефекты речи;

<УХ>, <ОХ>, <АХ> – стимулируют выброс из организма отработанных веществ и негативной энергии.
В древнекитайской ЦИГУН-ТЕРАПИИ:

Для лечения печени вытаращивают глаза (общеизвестно, что глаза – “окна” печени) и медленно выдыхают со звукосочетанием <СЮЙ>;

При лечении легких поднимают руки ладонями вверх, произнося на выдохе звукосочетание <СЫ>;

Сердце оздоравливают через выдох со звукосочетанием <КЭ>, который осуществляют с широко открытым ртом;

Для лечения желчного пузыря произносят на выдохе звукосочетание <СИ> (при этом человек должен лежать на спине или на боку);

Почки лечат выдохом со звукосочетанием <ЧУЙ>, обхватив кистями колени и держа голову прямо;

На селезенку благоприятно воздействует выдох со звукосочетанием <ХУ>;

Для лечения онкологического заболевания (любой этимологии) произносят звукосочетание <ХЭ> (при этом следует положить обе ладони на больной орган: левая ладонь прижимается к телу, а правая ладонь кладется сверху на левую).

Примечание. Научно доказана целебная сила произнесения и некоторых отдельных СОГЛАСНЫХ ЗВУКОВ (возможно, кому-то для большей пользы удастся даже их пропеть):

<В>, <Н>, <М> – улучшают работу головного мозга;

<К>, <Щ> – лечат уши;

<Х> – освобождает организм от отработанных веществ и негативной энергии, улучшает дыхание;

<Ч> – улучшает дыхание;

<С> – лечит кишечник, сердце, легкие;

<М> – лечит сердечные заболевания;

<Ш> – лечит печень.

Согласно воззрениям древневосточной медицины, сердце и тонкий кишечник являются энергетически взаимосвязанными органами (так же, как толстый кишечник и легкие; глаза, уши, нос и горло; голова и позвоночник; печень и глаза…). Именно поэтому лекари Востока утверждают, что такие “смежные” органы и системы можно “настраивать” (лечить) одними и теми же звуками.

Связь человеческого голоса, равно как и любого звука (акустической вибрации), с нервными центрами организма человека были известны еще в далекой древности (в частности, широко применялась в лечебной практике на Востоке). Но уже в наше время установлено, что большое значение имеет и интенсивность произношения (“пропевания”) звуков. /К примеру, низкой и средней эта интенсивность должна быть при лечении заболеваний сердца и легких, более высокой – при терапии органов брюшной полости./

ВНИМАНИЕ! Для усиления и концентрации лечебного воздействия произносимых или “пропеваемых” звуков (звукосочетаний) специалисты рекомендуют положить свою руку на ту область организма, где находится подвергающийся звукотерапии орган (или система), и представлять этот орган здоровым и активно работающим.


Начинается на «А»

(на звук а)

Логопедические задачи. 1. Отработка мягкой атаки голоса и постановка пра­вильного ударения на первый гласный звук. 2. Четкое произношение звука а.

Музыкальные задачи. 1. Начинать пение мягко, правильно взяв дыхание, и распределять его на всю фразу. 2. Выделять паузу (фермато).


Астра, азбука, айва

Начинаются на «а»,

И кончаются на «а»

Астра, азбука, айва.


АНТОШКА

(на звук А)

Логопедические задачи. 1. Выделять звук а. 2. Развивать фонематичес­кий слух (чередование звуков ж -ш). 3. Закрепление звуков в речи.

Музыкальные задачи. 1. Уметь определять веселый шуточный ха­рактер песни и соответственно ему исполнять произведение. 2. Уметь правильно брать дыхание и тянуть первый звук, а затем делать уда­рение на сильную долю такта. 3. Различать динамические оттенки и постараться эмоционально выражать их в пении (f - уверенность, mf - пренебрежение, р - удивление или обида).

Антошка – картошка Антошка – картошка,

Соломенная ножка, Он взял большую ложку,

Сам – с ноготок, За стол со всеми сел

Голова – с локоток. И наш обед весь съел.

ОКУНЬ

(на звук О)

Музыкальные задачи. 1. Петь мягко, весело, согласно характеру музыки. 2. Усиливать звучание в конце песни.

Окунь жил под старой кручей, Петь уверенно, с хитринкой во взгляде

Полосатый и колючий.

Был он очень осторожен, Маленькая остановка, чуть затихнуть

Но его поймал я все же. Петь с улыбкой, громко и весело.

В баньке с чистенькой водицей В о втором куплете то же.

Окунь весело резвится,

Он забыл про осторожность,

Дома делать это можно.

ИШАК

(на звук И)

Логопедические задачи. 1. Выделение звука и и закрепление его в сво­бодной речи. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на первый гласный звук и.

Музыкальные задачи. 1. Исполнять песню неторопливо, спокойно, со­гласно грустному характеру музыки. 2. Второй куплет петь весело и закон­чить громко и торжественно (на f)

идет ишак и что ни шаг Я лучше в горы убегу

Кричит ишак: Иа, иа, И там в луга пастись пойду.

Хозяин ездит на такси, А он мешки пусть носит сам,

А я ему мешки носи, Поймет, как трудно ишакам.

Иа, иа, иа.

БУКВА «Ы»

(на звук Ы)

Логопедические задачи. 1. Дифференциация звука ы. 2. Мягкая атака голоса и постановка правильного ударения на гласный звук ы.

Музыкальная задача. 1. Петь мягко, напевно, передавая спокойный, лас­ковый характер мелодии. 2. Слышать изменение ритмического рисунка му­зыки и стараться удерживать голос на высоком позиционном звучании.

Буква «Ы» на вид сурова, Мы ее не замечаем,

Но характером скромна. «Ы» действительно скромна.

Никогда в начале слова Без нее порой скучаем,

Н е становится она. Ведь без «ы» мы – никуда.

(на звук Э)

Музыкальные задачи. 1. Правильно брать дыхание в начале фразы и мягко начинать пение, не форсируя звук. 2. Работа над чистотой интони­рования. 3. Петь соответственно динамическим оттенкам мелодии.

Эхо бродит по лесам, Где ты, эхо, отвечай!

Крику вторит эхо. Слышим только: «Ай, ай,.»

Засмеемся – эхо нам Эхо, эхо, отзовись,

Отвечает смехом. Ты нам, эхо, покажись!

УДОД

(на звук У)

Логопедическая задача. Дифференциация звука у.

Музыкальные задачи. 1. Различать легкий, вальсовый характер музыки. 2. Петь песню на высоком позиционном звучании, выделяя звук у.

Удод улетел, от испуга дрожа,

Но тут же забыл наш удод про ужа.

А уж все смеялся, шурша по песку. Трусливый удод мне развеял тоску.

ЮЛЬКА

(на звук Ю)

Логопедическая задача. Дифференциация звука ю.

Музыкальные задачи. 1. Петь весело, легко, на высоком позиционном звучании. 2. Уметь выделять сильную долю такта. 3. Выделять звук ю в пении.

Юлька, Юленька-юла, Юлька, Юленька-юла,

Юлька юркою была. Юлька славною была.

Усидеть на месте Юлька Убирать сегодня Юлька

Ни минуты не могла. Своей маме помогла.

О том, что звуки обладают большой целительной силой, было известно с давних времен. Древние врачи лечили болезни духа, души и тела музыкой и пением. Пифагор, который по преданию, слышал музыку небесных сфер, учил: все, что существует, имеет голос, в том числе и планеты. При своем вращении вокруг Земли в зависимости от величины, скорости и удаленности они будто бы производят определенные звуки, и их слаженное звучание определяет сущность космической гармонии.

Настроим свой камертон

Каждый звук, как известно, имеет свою особую вибрацию, частоту и амплитуду. Точно так же и внутренние органы и системы функционируют на определенной частоте и в заданном природой диапазоне частот. Различные и стрессы меняют характеристики этих частот. Если же задавать органу природную вибрацию, его можно возвратить в нормальное состояние, откорректировать его функции. На этом сегодня основан принцип действия многих аппаратных методик.
Но если частоты, на которых «работают» сердце или печень, совпадают со звуковыми вибрациями, значит, можно очень просто исправлять состояние этих и всех остальных органов произнесением соответствующих звуков? Конечно, можно, и древние врачеватели так и делали. Например, существует китайская звуковая гимнастика для оздоровления различных органов. Йоги применяют мантры – особые сочетания звуков, которые активно воздействуют на нервные центры человека, а через них – на процессы, идущие в организме.
Древневосточная система, рассматривающая здоровье как гармоничную взаимосвязь с внешней средой и со своим внутренним миром, может быть принята всеми как базовая, научная модель. Однако некоторые части этой системы, как, например, учение о биоритмах, или методы звукотерапии, не могут быть схематично перенесены на другую почву. Ведь мы в отличие, например, от китайцев, живем в других климатических условиях и подвергаемся воздействию совсем других факторов.
Кроме того, у каждого языка своя артикуляция, свое произношение, и, конечно же, особый звуковой строй, сформировавшийся в ходе сложнейшего эволюционного процесса. И потому китайская звуковая гимнастика более благотворный целительный эффект окажет на китайца, мантры быстрее гармонизируют нервные центры индийца, ну а говорящему на русском языке полезнее использовать ту звуковую гимнастику, которая применялась нашей народной медициной.

Музыка лечит

В повседневной практике при коррекции позвоночника, черепа и внутренних органов путем воздействия на мышцы применяются также и звуковые вибрации. Звуки, которые пропевает пациент, во-первых, помогают точнее диагностировать характер патологии (одно дело – звонкий звук, а другое – прерывистый и слабый), а самое главное – с помощью звуковых вибраций быстрее происходит гармонизация энергетических центров и связанных с ними внутренних органов.
Вот последовательность общей звуковой настройки, которую может использовать любой человек для гармонизации своего физического и нервно-психического состояния.
Петь гласные и протягивать согласные звуки нужно до тех пор, пока звучание не станет чистым и устойчивым. Впрочем, человек должен сам почувствовать по приятным ощущениям или теплу в области органа, на который он пытается воздействовать, что звуки вошли в резонанс с частотой этого органа. Так же интуитивно, по ощущениям, следует подбирать нужную высоту и тональность звука. Понятно, что целительное воздействие оказывает только живой голос, а не мысленное пропевание или прослушивание записанного на магнитофон.
Начинается наша звуковая настройка снизу, с мочеполовой системы, которая древними врачевателями рассматривалась как средоточие жизненной силы человека. Почки, мочевой пузырь, а также предстательная железа у мужчин и матка с яичниками у женщин гармонизируются пропеванием длинного звука у-у-у . Пропевая, можно положить руку на орган, которому вы стремитесь помочь, Хорошо также представить его здоровым, активно работающим.
После у переходим на пропевание звука о-о-о , – он оживляет деятельность поджелудочной железы по выработке инсулина и гормонов наружной секреции.
Далее обращаемся к желчному пузырю, хранителю важного секрета, участвующего в переваривании пищи. Выделение желчи часто нарушается из-за спазмов, которым подвержена мускулатура желчевыводящих путей. А все спазмы, нервное напряжение и стрессы хорошо снимает пропевание звука а-а-а . (Не случайно в критический момент человек кричит а-а-а во весь голос).
Заканчиваем первый этап настройки внутренних органов, возвращаясь к почкам с помощью звука у-у-у , как бы замыкая пройденный круг. Повторим еще раз все звуки – у, о, а, но с окончанием х, произношение которой на выдохе стимулирует выброс негативной энергии и отработанных организмом веществ: ух, ох, ах.
Второй этап начинается стимуляцией работы левой стороны толстого кишечника. Оказывается, улучшению его кровоснабжения, а значит, и всех функций – всасывания, переработки, выделения – способствует протягивание звука с-с-с .
Дальше поднимаемся выше, к селезенке. Ей «нравится» массаж диафрагмой, благодаря чему она активнее выбрасывает в кровь через портальную вену отмершие эритроциты и оживляет свои функции как орган кроветворения и поддержания иммунитета. Чтобы такой массаж был проведен, надо, положив руку на левое подреберье, где располагается селезенка, несколько раз произнести на выдохе: гху, гху, гху ! Такие звуки на резком выдохе можно произносить каждый раз, когда в брюшной полости ощущается неясная боль или «колет» в боку. Спазм пройдет, и неприятные ощущения стихнут.
Затем переходим к звуковой настройке печени. Так же положив руку сначала на левую ее долю, произносим ш-ш-ш , передвигая руку вправо, охватывая последовательно всю область печени.
После печени повторяется пропевание с-с-с для замыкания круга по правой стороне толстого кишечника. После этого, положив руку на верхнюю часть живота, начинаем массировать тонкий кишечник по часовой стрелке, пропевая звук и-и-и .
Звук и-и-и используется также для стимулирования деятельности сердца, в древневосточной медицине сердце и тонкий кишечник энергетически взаимосвязаны, также как толстый кишечник и легкие. Поэтому легкие настраиваются с помощью того же с-с-с.
Теперь переходим к черепу. Все органы, в нем расположенные, – глаза, уши, нос, горло – рассматриваются как единый орган. Все они гармонизируются под воздействием протяжного м-м-м . Положив руки на височные кости, можно послушать, как вибрируют они при пропевании этого звука.
Череп и позвоночник – это тоже одна система. Головной мозг и спинномозговая жидкость имеют единую пульсацию, единые электромагнитые колебания. После пропевания звука м-м-м их следует гармонизировать длинным н-н-н .
Такую звуковую настройку, своеобразную вибрационную гимнастику для внутренних органов всегда полезно применять для повышения тонуса. Это нетрудно сделать сразу после пробуждения, еще находясь в постели. Хорошо сочетать звуковой тренинг с выполнением ежедневной утренней гимнастики. Эффект упражнений возрастет, если одновременно с физической и звуковой тренировкой вы будете создавать соответствующий образный психологический настрой, представляя свои внутренние органы активно работающими, а все тело – красивым и здоровым.

Ужин под музыку Моцарта

Каждый из нас интуитивно пользуется музыкой в лечебных целях. Если устали или болит голова, слушаем спокойные красивые мелодии, а когда хочется взбодриться, включаем ритмичный рок-н-ролл или джаз. Однако ученые подошли к этому вопросу более серьезно и даже разработали специальные музыкально-терапевтические рекомендации.
Оказывается, самый «правильный», с точки зрения здоровья, композитор – Вольфганг Амадей Моцарт. Его бессмертные произведения лечат головные боли и снимают последствия стресса, повышают умственные возможности и работоспособность, хорошо влияют на процесс усвоения пищи. Например, ужин под музыку Моцарта способствует лучшему пищеварению, тогда как современная музыка, особенно «тяжелый» рок, «ударными» силами ритмично бьет по желудочно-кишечному тракту, гарантируя нарушения пищеварения и лишние килограммы.
Чтобы доказать свою беспристрастность, ученые использовали в своих экспериментах крыс, которые под мелодии Моцарта должны были выполнять различные задания на память и сообразительность. Как и в случае с людьми, музыка повлияла на активность определенных генов и выработку ряда белков, ответственных за память и внимание, что существенно улучшило способность животных выполнять тестовые задания.
Влияют на нас творения и других композиторов. Музыка Брамса, например, стремлением к покою и внутренней гармонии исцеляет от усталости, дает мощный заряд энергии. Мелодии Мусоргского способствуют снятию эмоционального стресса. От раздражительности и неврозов спасает музыка Чайковского. При мигрени музыкотерапевты обычно предлагают «Весеннюю песню» Мендельсона, «Юморески» Дворжака, «Американец в Париже» Гершвина. Головную боль снимает прослушивание полонеза Огинского, а артериальное давление и сердечную деятельность нормализует «Свадебный марш» Мендельсона.
Музыкой бодрости и спокойного настроения исследователи считают произведения Баха, Боккерини, Телемана, Вивальди и Генделя. А для хорошего настроения очень подходят джаз, блюз, соул. Каждый человек, прислушиваясь к себе, может составить свою индивидуальную музыкальную аптечку. И в зависимости от настроения и состояния здоровья слушать или сюиту Грига, или «бархатный» голос Армстронга, или песни Надежды Кадышевой.
Европейские специалисты также отмечают, что воздействует на человека не только характер музыки, но и музыкальный инструмент, на котором ее исполняют. Например, звучание кларнета положительно влияет на систему кровообращения, струнные инструменты действуют преимущественно на сердечно-сосудистую систему, а флейта позитивно воздействует на легкие и бронхи слушателей.

Растения не любят «тяжелый металл»

Голландские ученые провели другой интересный эксперимент: три разных поля засеяли одним и тем же растением. После того как ростки взошли и вытянулись, одно поле стали «озвучивать» рок-музыкой, второе – классическими мелодиями, третье – фольклорными песнями. Через некоторое время на первом поле часть растений полностью погибла, остальная часть поникла. На втором и третьем полях растения развивались нормально. Ученые пришли к выводу, что тяжелый рок убивает живые клетки.
Исследованием воздействия тяжелого рока и хеви-металл на организм человека занимались многие ученые. Оказалось, что после шумных дискотек, где звучала рок-музыка, у многих школьников ухудшалась память, внимание, скорость чтения, зато нарастали упрямство, агрессивность, нарушался сон. Тяжелый рок оказывал воздействие, подобное наркотическому. При прослушивании этой музыки в мозгу образовывались особые эндрофины – морфиноподобные вещества удовольствия.

Для общения с детьми желательно быть в ресурсном состоянии, то есть в состоянии спокойствия и концентрации одновременно. Настроиться на «детскую» волну своего ребёнка может помочь звукотерапия.

Китайский путь.

Звукотерапия была хорошо известна в Древнем Китае, применяется китайскими специалистами и в наши дни.

«ХЭ» - звукосочетание применяется для лечения онкологических болезней. Произносить звук следует 9 раз за каждую процедуру. Левую руку надо положить на больной орган, правую положить на нее сверху. Если после применения химиотерапии состав крови изменился в худшую сторону, после девятикратного произношения указанного звука следует шесть раз произнести звукосочетание «СИ». «ГУ-О» - используется при лечении болезней печени, желчного пузыря, сухожилий и глаз. При произношении руки следует вышеуказанным способом класть на область печени.

«ДОН» - оказывает помощь при заболеваниях селезенки, желудка, мышц рта. Произносится 12 раз. Руки накладываются на солнечное сплетение.

«ШЭН» - применяется для лечения болезней легких, толстой кишки. «Ю» - звук используется при заболеваниях почек, мочевого пузыря, костной системы. Произносится 9-12 раз. Ладони при этом распологаются на области копчика. Количество произношений за одну процедуру колеблется от 9 до 12 раз.

Мудрость Дао.

Дао предлагает лечить (а лучше проводить профилактику заболеваний) лёгкие с помощью звука «сссссссссссс » при медленном выдыхании сквозь зубы и слегка разъединённые губы. Выполняется сидя на стуле с раздвинутыми ногами.

На почки следует воздействовать звукосочетанием «Чуууууууууу». Подобно тому, как мы задуваем свечу. Выполняется аналогичным образом.

Печень и жёлчный пузырь любят звуки «Шиииииииии», а сердце радуется от звуков «Хааааааууууууууу». Выполняется сидя.

А сели вы сядете и скажете «Хууууууууууу», то оздоровите селезёнку, поджелудочную железу и желудок.

Устали на работе? Тогда займите горизонтальное положение (без подушки) и произнесите «Хииииииииии», а сослуживцам/мужу объясните, что восстанавливаете баланс энергий в организме и теперь готовы на новые подвиги.

Во всех случаях выполнения упражнений, спина должна быть прямой, тело расслабленным, глаза закрытыми. Думайте об органах, на которые воздействуете, посылайте им свою любовь и пожелания здоровья. Ладони рук держите на проекции органов на кожу. Вдохи старайтесь делать максимально глубокими, в выдохи максимально длинными. Весь комплекс занимает около 15 минут. Мастера Дао говорят, что он улучшает пищеварение, усиливает сексуальное удовольствие, предотвращает появление насморка, кашля, боли в горле, а также помогает избавиться от снотворного и депрессии.

Ниже приводятся отдельные звуки и звукосочетания, которые были разработаны еще в Древней Индии и по сей день используются в йоге для лечения самых разных заболеваний. Они основаны не на смысловом значении слов, а на целебном воздействии колебаний, возникающих при произнесении звукосочетаний, именуемых мантрами. Перед произнесением мантр надо сесть в удобное кресло, руки опустить вдоль тела, физически полностью расслабиться, а мысленно сосредоточиться на больном органе. Проговаривать мантры следует четко, вполголоса, на активном выдохе. Произносить их рекомендуется от 8 до 12 раз с интервалом в 2-3 секунды.

Звук «МН ». Его произнесение упрощает жизнь, и в затруднительных ситуациях мы часто лечимся им.

Звук «ЮЯ » очень благотворно действует на почки и мочевой пузырь, чистит и наполняет их энергией. Звук «ИЯ » при пропевании благотворно действует на сердце.

Звук «Ю » благотворно действует на почки и мочевой пузырь, снимает болевые спазмы.

Звук «СИ » снимает напряжение, но не так, как при покаянии, при произнесении звука «А». Когда человек напуган чем-то, звук «СИ » снимает напряжение.

Звук «ОЙ » благотворно действует на прямую кишку. Этот звук звучит, как вой, его можно подвывать. Лечит геморрой.

Звук «МПОМ » надо произносить так, как будто вы играете на трубе. Он благотворно действует на сердце.

Звук «ПА » поется на одном дыхании. Это тоже активизация сердца, только в облегченном варианте. Сердце может болеть и при недостатке энергии, и при избытке, поэтому вам надо попробовать все и выбрать то, что больше подходит.

Звук «ПЕОХО » очень благотворно действует на дыхание. На выдохе звук «ОХО» производит такое же очищение, как при дыхании звук «ХА». Этот звук тоже активизирует сердце.

Звук «ЭУОАИЫАОМ ». Его надо петь над человеком, который потерял сознание, а также петь самому человеку при потере силы. Это повторяющиеся звуки. Конечно, сначала надо научиться произносить все основные звуки правильно и чисто, без напряжения, а затем перейти к их пропеванию. Запомните последовательность.

Звук «О», переходящий в «Е». Это очень целебный звук, и во всех словах «О» – целебная гласная, а «Е» – очищающая. Главный гармонизирующий звук – это звук «О».

Очень важный звук – «НГ », произнесение которого стимулирует гипофиз и расширяет творческие возможности человека. При произнесении звука «Е» стимулируются горло, паращитовидная железа, трахея.

Звук «Е» надо стараться петь на высоких тонах. Звук «ЕЮЯ » оказывает влияние на физическое тело, очищает, гармонизирует. Его следует произносить в 2, 8, 9, 11, 14, 15, 18, 20, 23, 25, 26 и 29-й лунные дни и в дни поста.

Звук «АУОУМ » оказывает влияние на ментальное тело. Его надо произносить, как звучит колокол, очень полно, с сильной артикуляцией. Этот звук оживляет, очищает и наполняет энергией ментальное тело. Работать с этим звуком следует в 1, 4, 6, 8, 9, 12, 18, 19, 22, 23, 25 и 27-й лунные дни.

«ИАЭЕЙИ » надо произносить так, чтобы выделить каждый слог, то есть надо их произносить отдельно, последовательно. Таким образом, этот звук гармонизирует и успокаивает наши эмоции и энергетику. Наиболее благоприятно распевать этот звук в 3, 11, 12, 28 и 30-й лунные дни.

Самый важный звук, который надо освоить и достаточно часто произносить, — это звук «НГОНГ». Звук «Н» начинать произносить с мычания, надо сконцентрироваться на первых буквах. Звук должен выходить из всех отверстий в голове. Этот звук благотворно влияет на печень, желудок, мозг и оживляет голосовые связки. Произношение даже отдельных частей этого звука является целебным. Чистое, серебристое произношение этого звука лечит гайморит. Звук «НГОНГ » очень полезен для солнечного сплетения, желудка и печени. Когда вы его произносите, он должен исходить из головы, но в то же время должно вибрировать все тело. Ваша голова становится инструментом, который производит этот звук и создает подобное поле вокруг себя. При произнесении звука «НГОНГ » создаются условия для активизации одновременной работы правого и левого полушарий мозга.

Секреты розенкрейцеров

Западные духовные традиции не отстают от восточных, их список звукосочетаний не меньше. Судите сами:

Звукосочетание «Раааааааааа » на ноте «ля» первой октавы положительно воздействует на гипофиз, работу эндокринных желёз, помогает избавиться от заболеваний, не сопровождающихся повышением температуры;

«Маааааааа» на ноте «ля» первой октавы гипофиз, снижает повышенную температуру, уменьшает чувство тревоги;

«Маааааррррр » — «ля» первой октавы симпатическую нервную систему, стимулирует половые железы, регулирует секреторную активность эндокринных желёз;

«Зааааааааа» — «ля» первой октавы силы соединения и сцепления, постоянно действующие в нашем организме, укрепляет межклеточные связи;

«Эээээээээээ» — «до» первой октавы очищает кровь и лимфу,

«Мэээээээ » — «до» первой октавы на солнечное сплетение и через него – на многие органы, успокаивает сердцебиение; снижает артериальное давление на некоторое время;

«Эээээрррр » — «до» второй октавы, если тяжело — первой, воздействует на печень, поджелудочную железу, печень, почки, способствует насыщению крови кислородным «Ээээмммм» — си третьей октавы -тимус, содействует кислородному обмену в лёгких;

«Ззззоооо »- Фа-диез третьей октавы воздействует на костный мозг, тимус, кости, зубы, способствует росту костной ткани;

«Кеееиии» — Ми первой октавы уменьшает боль, помогает уснуть, стимулирует надпочечники,

«Ааауууммм» — ре малой октавы воздействует на гипоталамус (контролирует непроизвольные функции организма)

«Ооооомммм » — ре малой октавы влияет на гипотоламус.

Выполняя упражнения, держите спину прямой, тело расслабьте, глаза закройте. Можно лечь без подушки или сесть. Если вы сидите, то ладони рук положите на колени. Ноги расставьте на ширину плеч. Вдохните глубоко и выдыхайте как можно медленнее. Повторяйте звуки не менее восьми раз.

От А до Э

Доктор тибетской медицины В.Востоков утверждает, что…

— при произнесении звука «И » из тела выводятся вредные вибрации, улучшается слух

— звук «Н » заставляет вибрировать головной мозг, активизирует правую половину головного мозга и лечит его болезни, а также улучшает интуицию и развивает творческие способности

— звук «В » исправляет неполадки в нервной системе, головном и спинном мозге

— звук «Е » - создает вокруг человека барьер для защиты от энергоинформационного загрязнения

— звук «У » укрепляет уверенность в своих силах

— звук «Э » используют в народе для снятия сглаза и порчи

— звуки «РЭ » помогают снять стрессы, страхи, заикание

— звуки «ТЭ » очищают душу от тяжести, укрепляют сердечно-сосудистую систему.

Теоретически звукотерапией можно вылечить от простой царапины и вплоть до рака. Но для этого необходимо знать: с какой частотой (вибрацией) необходимо произносить звуки, какой звук (букву) надо произносить звонко, какой — глухо, какой — надо протяжно, сколько по времени (для одного — 1 сек., для другого — 5-8 сек., для третьего — 10-15 сек.). Не зря же Тибетские монахи учатся звукотерапии несколько лет.. Каждый человек имеет свой звук, звук, который сродни его индивидуальной эволюции, выражением его души, состояния его чувств и мыслей. Только зная, какой ритм необходим для конкретного индивидуума. Поэтому полного исцеления, у пытающегося излечиться самостоятельно, может не быть.

Тем не менее, пойте песни, звуки, звукосочетания на индийский, китайский или иной манер! Даже если у вас нет слуха, вы не знаете нужного тона, частоты и т. п., тот или иной положительный эффект обязательно будет!

Наконец, даже простое пение снимает стресс и повышает нашу жизнестойкость.