Муж учитель в школе. Учитель-мужчина. Редкая птица в наших широтах. Куда уходит миссия

А ведь правда: в школе работает мало мужчин. Неужели пугает уровень заработной платы? В наше время и тем более в городе Омске – возможно! Однако работа в школе – не только количество денег в месяц. Учитель, педагог – призвание, прежде всего. Если вам приятно преподавать и преподносить знания и видеть результат, то не хотелось бы затрагивать проблемы оплаты труда вообще. Мы люди материальные в основном, но духовное в нас – тоже бьёт ключом. А что касается мужчины в школе, то эта работа не только дворника и сторожа, слесаря и ремонтника, но и опытного педагога, готового воспитывать, готовиться и научать. Ответ на вопрос: почему мужчин педагогов в школах немного – можно найти в интернете. Но они есть, работают добросовестно и уважаемые люди.

– Учитель-мужчина в школе – это здорово! – отвечает коллега и учитель истории, женщина. – Вызывает уважение! Учеников, как правило, это дисциплинирует, всё-таки мужчина, авторитет. Женский педагогический состав тоже стимулирует к тому, чтобы всегда хорошо выглядеть. Да и мужской взгляд на проблемы школы может отличаться от взгляда женщин-учителей. А это на благо школы.

– Почему мужчин-учителей мало? – настойчиво спрашиваю знакомого экономиста.

– Мужчины неохотно идут в школы, молодые люди – особенно! Первое и неоспоримое – это заработная плата. Если есть семья, то зарплаты учителя в среднем будет недостаточно на её содержание.

А вот что отвечает маркетолог – «нарываюсь» на это сообщение в интернете, почти случайно:

– Есть амбициозные малые, им присуще (не всем) стремление к карьерному росту или достижению вершин, показателей. В школе этого нет. Ну, станет лучшим учителем, но ведь финансово от этого не выиграет.

– Педагогом может быть только мужчина, который очень любит детей, имеет терпение и умение грамотно и доходчиво объяснить предмет. А это не всем дано.

На вопрос отвечает директор школы – человек бывалый, немолодой и наблюдательный:

– Если мужчина обладает необходимыми качествами, то он тем более не пойдёт в школу, а будет пробовать себя на другом поприще, где есть карьерный рост, где можно за меньшее время заработать больше. Почасовая нагрузка распределяется порой неравномерно, то есть уроки могут быть в первую и во вторую смену, нередко это большая задержка, а могут быть окна… Нельзя же устраиваться в школы, где работает лишь первая смена с подвесной, например. Подобных школ в городе не очень много! Знаете, какой мужчина способен чувствовать себя в школе удовлетворённо и никуда не рыпаться? Который не может или не хочет далеко двигаться, не обладает уникальными талантами, но ему нравится, чтобы его слушали, пусть и дети.

С молодым педагогом Виталием Алексеевичем Степченко знакомлюсь на VIII Международных аксиологических чтениях. На чтениях он работал соведущим на одной из секций. Молодой, умный, интеллигентный. Грамотно анализирует выступления, умеет выделить главное и существенное.

– Работаю в Многопрофильной академии непрерывного образования преподавателем истории и обществознания. Веду подготовительные курсы для подготовки к ЕГЭ и ГИА, занимаюсь подготовкой одаренных детей из районов области к участию в предметных олимпиадах. Филиалом «МАНО» является Сибирская школа нового поколения, где я третий год работаю учителем истории и обществознания. До этого пять лет отработал учителем истории и обществознания в общеобразовательной школе города Омска.

Окончил Виталий Алексеевич исторический факультет Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, он историк по специальности. Аспирант ОмГУПС по специальности «История». Кандидат исторических наук. Ему 30 лет, женат, воспитывает дочь.

– Что для вас профессия учителя?

– Для меня профессия – это то, что мне было интересно всегда, то, что я делаю с удовольствием. Еще с начальной школы интересовался историей, много читал, перечитал все, что было связано с историей в нашей местной библиотеке. В средней школе успешно участвовал в олимпиадах по истории и обществознанию. За первое место в областной олимпиаде по истории в 11 классе без экзаменов зачислили в ОмГУ на исторический факультет (была золотая медаль, она давала право одного экзамена, а историю засчитали как 100% за победу в олимпиаде). В университете с большим интересом учился, много читал. Лето проводил в археологических экспедициях (суммарно около года жизни в тайге за время учебы и еще, лет пять спустя, ездил). На пятом курсе университета пошел работать в школу учителем. С тех пор стараюсь передать свои знания ученикам, развить в них интерес к истории и обществоведческим дисциплинам, учу логически мыслить. Нравится работать со школьниками, абитуриентами, студентами. От ребят всегда исходит поразительное жизнелюбие и оптимизм, много шутим, смеёмся. Это очень помогает в суровых учительских буднях. О выборе профессии не жалею, занимаюсь тем, чем хотел заниматься с детства. Работать приходится много, но я рад, что могу обеспечить семью жильём и всем необходимым.

– Часто ли участвуете в мероприятиях?

– Подобные аксиологическим чтениям мероприятия у нас проходят часто. Только я в них участвую редко, так как этим в «МАНО» занимаются отдельные люди. Я преподаватель, организация мероприятий в мои обязанности не входит. Если вам интересны мероприятия и все прочее, чем занимается «МАНО», можете зайти на сайт или попросить интервью у нашего ректора Владимира Ивановича Гама. Он доктор педагогических наук, профессор, академик, заслуженный учитель России. Он вам очень интересно расскажет про всё. Возможно, даже покажет, с ним всегда интересно беседовать – много знает и хороший стратег. В аксиологических чтениях я участвую не первый раз.

– Вам уже приходилось работать со специалистами Епархии?

– Непосредственно со Светланой Петровной Баранцевой был только на аксиологических чтениях. Она ведёт большую работу, направленную на развитие духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. К её работе отношусь с большим уважением. У нас сейчас мало людей, которые хотят подобными вещами заниматься. А она – профессионал, хорошо знает систему работы школы, может объяснить сложные вещи простым и понятным языком. Педагоги любят ее комментарии. Работая со школьниками, я прекрасно понимаю, что в сфере морали у молодежи и детей большие проблемы. Далеко не во всех семьях дети получают необходимое воспитание. Школа, конечно, в плане воспитания многого сделать не может, воспитывать должны родители. Но идеалы, принципы, нормы, личный пример педагогов, тоже играют свою роль.

– Чему должна учить современная школы и вы вместе с ней?

– Школа должна учить добру и справедливости, патриотизму, взаимному уважению. А мы, как живой инструмент, помогаем этому процессу. К сожалению, Интернет и телевидение учат противоположному. Но если объединять усилия семейного воспитания с тем добрым, что хотят привить ребёнку педагоги, положительные результаты будут. Ведь у нас много хороших, добрых, воспитанных детей. Только обращаем внимание мы в первую очередь на «плохишей», они бросаются в глаза.

Не задаю Виталию Алексеевичу вопросы о том, сколько он зарабатывает в месяц и двигается ли по карьерной лестнице. Что имеет этот замечательный и честный педагог – тем и поделится с детьми. История – его любимый предмет, а старание – это совесть и честь педагога.

Самая большая похвала учителю – сияющие глаза учеников. Сколько мы преподаём во время урока, как привлекаем и мотивируем подрастающее поколение, каким образом ребята усваивают материал – это и есть работа в учебном заведении. Наши поступки будут помнить, а знания – использовать во благо.

Я где-то читал, что смысл жизни – в служении. А профессия учителя – одна из тех, что в наибольшей мере позволяет это реализовать. Только очень важно, по-моему, осознавать, что в школе мы – не только учителя, но и ученики, по-настоящему уважать детей, и тогда наше служение может принести много пользы и добра.

Проблема нехватки мужского влияния всегда существовала в школе. У нас ведь много неполных семей и много мальчиков, которые растут исключительно в женском сообществе. И в этой ситуации яркий, интересный мужчина, который может повести за собой, – приобретение школы. Пожелаем же, чтобы их становилось всё больше!

Виктор Власов

Экология жизни. Дети: В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе

В свое время в советских школах отменили раздельное обучение из-за того, что при нем не удается использовать задатки женского ума. В результате девочки получают заниженный уровень образования и оказываются невостребованными в обществе, где правят мужчины. Но оказалось, что совместное обучение отрицательно сказывается на детской психике. Особенно «страдают» мальчики. Так считает Галина Козловская, доктор медицинских наук, зав. отделом Центра психического здоровья.

Женский и мужской организмы устроены по-разному. У них разный обмен веществ, разные характеристики поведения. Женщине, например, свойственны нежность, грациозность, мягкость, уступчивость. Мужчине, напротив, присущи азартность, решительность, резкость, удаль и так далее. Совместное же обучение делает половую ориентацию смешанной. Феминизирует мужчин и омужествляет женщин. У девочек появляется стремление играть мужскую, доминирующую роль, а мальчики соглашаются на второстепенную, роль ведомого.

Другая проблема в том, что в школе сейчас преподают в основном женщины. И это крайне отрицательно сказывается именно на мальчиках. Они вынужденно перенимают женский тип поведения.

Поэтому очень важно, чтобы в классах для мальчиков преподавали учителя-мужчины. Ведь даже в семье пацан может надерзить матери, не слушать ее, но беспрекословно подчиняется отцу. Аналогичную картину мы наблюдаем и в школе. Например, учительница разрывается, а у мальчишки на его скучающей физиономии написано: «Да кто ты такая, чтобы на меня орать?» А учителю-мужчине часто даже голоса повышать не надо - мальчишки и так его слушаются. Если же он вдобавок интересно ведет уроки - ученики вообще смотрят ему в рот и ходят за ним следом. Так что раздельное обучение (при условии, что в мальчиковые классы придут преподавать мужчины) может способствовать существенному улучшению школьной дисциплины.

Одна из самых распространенных педагогических ошибок - установка на послушность ребенка, на то, чтобы он был малозаметен, молчалив, не мешал. Но мальчики, как правило, совсем другие. Они более шумные, подвижные, активные. Находясь же в ситуации педагогического давления, когда нужно тридцать пять - сорок минут просидеть в однообразной позе, не вертеться, не разговаривать, они испытывают стресс.

На мальчика, который на уроке вертится, прикрикивают, он нервничает и от этого еще хуже усваивает материал. Ему пишут замечание в дневник. Он приходит домой, где его тоже ждет за это наказание. Потом родителям выговаривают, что они неправильно воспитывают ребенка и вообще он умственно недоразвит. Мальчик начинает заниматься с репетиторами. В результате еще меньше отдыхает и зарабатывает школьный невроз. В 90 процентах случаев он наблюдается именно у мальчиков.

При раздельном обучении этого стресса можно избежать. Например, уроки для мальчиков сделать короче, грамотно чередовать физическую и умственную нагрузку. Даже посреди урока давать им возможность подвигаться. Ведь сейчас очень многие дети страдают двигательной расторможенностью из-за минимальной мозговой дисфункции. И это опять-таки чаще бывают мальчики.

А в смешанных классах от ребят требуют, чтобы они даже на переменах ходили по струнке. Это же совершенно неприемлемо! Нормальному мальчику, отсидевшему урок, просто необходимо попрыгать по коридору, побороться, повозиться с товарищами. А девочки начинают им подражать, перенимают мальчишечьи привычки. Хотя им-то это совершенно не нужно. У них должен быть другой тип поведения - более степенный, скромный.

Есть и еще один аспект.

В начальных классах девочки лучше учатся за счет аккуратности, большей собранности, лучшего почерка и т.п. У мальчиков же на этом фоне формируется комплекс неуспешности.

Неожиданно попали к незнакомому учителю в первый класс. Мужчина, молодой парень только что после университета, мы у него первые. Что скажете? Что-то как-то неожиданно и странно.

Среда. После уроков у меня дополнительные занятия - дискуссионный клуб школьников. Как и всегда, тем для обсуждения много, ребята задают вопросы, я увлекаюсь и пытаюсь объяснять девятиклассникам что-то пока для них сложное, но интересное: прыгаю от квантовой физики до истории религии. Когда наконец наступает небольшая пауза, из аудитории звучит очень неожиданный и самый сложный из вопросов:

«Андрей Николаевич, а почему вы в школе работаете, вы же такой умный?»

Здесь пришлось остановиться и обстоятельно всё разъяснить, потому что за такими вопросами всегда скрывается больше, чем сказано. В этом наивном недоумении удивительным образом сформулирован образ школы, сложившийся у современных детей. Школа - это не место для умных.

Немногим раньше я столкнулся и с другим образом школы, с образом, который сложился в общественном сознании: школа - это не место для мужчин.

Я учился на первом курсе филологического факультета. На таких факультетах, как известно, мальчиков любят, поскольку их мало - нас в группе было всего двое. Мы с товарищем отправились на кафедру русского языка, где натолкнулись на одного из преподавателей, завязался разговор и прозвучал вопрос: «Ну вы-то журналистами хотите быть, на телевиденье пойдёте?», а потом комментарий к нему: «Не в школу же вам идти». Помню, меня это тогда очень обидело, поскольку я уже начинал работать педагогом дополнительного образования и собирался стать учителем. В моем случае, к счастью, обида только укрепила это намерение.

Но не все легко справляются с обидой и сложившимися предрассудками. Сейчас мужчина в школе - это скорее исключение, чем правило. Если вы попытаетесь представить себе День знаний в абстрактной школе, то, скорее всего, вообразите белые банты, гладиолусы и учителя, который ждёт в классе. Каждый представляет этого условного учителя по-разному, но всегда есть один общий элемент: этот учитель - женщина. И не удивительно, ведь по данным последнего международного исследования TALIS , в котором принимала участие Россия, 85 процентов учителей - женщины.

Однако если мы обратимся к истории образования, то легко выясним, что учителями на протяжении очень большого периода человеческой истории были только мужчины. Собственно говоря, само слово «учитель» - мужского рода. Почему же теперь так сложно встретить учителя-мужчину?

Мужчина в школе - не мужчина?

Так уж получается, что мужчины редко говорят о своих проблемах. Не принято. Мужчина должен быть сильным, терпеливым, стойким, не должен сдаваться, должен преодолевать все трудности и не жаловаться. Мужчина должен быть успешен. А успешность в обществе, особенно в последнее время, определяется количеством денег, которые ты зарабатываешь.

Здесь скрывается сразу две причины пренебрежительного отношения к мужчине-учителю. Во-первых, процесс зарабатывания подразумевает в обыденном сознании какой-то тяжёлый физический труд. Труд учителя - интеллектуальный, а потому чаще всего я слышу, что на работе вообще ничего не делаю.

«Сложно как будто прийти и языком потрепать» - говорят люди, плохо понимающие, в чём заключается труд учителя.

Во-вторых, одна из центральных причин плохого отношения к учителю-мужчине - деньги. Хороший, тяжёлый труд хорошо оплачивается; раз платят мало, значит, и трудишься плохо. Да и вообще, «разве нормальный мужик будет работать за такие деньги?» Проблема оплаты труда учителей является на данный момент одной из самых серьёзных и плохо решаемых.

По словам главы Минобрнауки, средняя зарплата учителя в России составляет 35 тыс. рублей. Для сравнения, средняя зарплата учителя из США – 180 тыс. рублей. Конечно, другие расходы, другая экономика, и вообще незачем сравнивать, но проблема от этого никуда не пропадает. Ведь даже до этой «средней» зарплаты мне ещё надо было дожить: попробуйте, первый год работая в школе, взять нагрузку больше 20 часов, классное руководство, дополнительные занятия (а только в этом случае есть вероятность получить «среднюю» зарплату).

Карьера для неудачников

Но с первыми изменениями в отношении к себе со стороны других людей молодой человек сталкивается уже при поступлении в университет. Печальный факт: в современном обществе преобладает мнение, что если парень после школы поступил на педагогический факультет, значит, больше его никуда не взяли. Значит, он - неудачник и говорить с ним не о чем.

Надо сказать, что эта идея появилась не на пустом месте. Конечно, на педагогические факультеты конкурс всегда был ниже. Конечно, мальчиков берут очень охотно и закрывают глаза на мелочи. Но разве подобные вещи не происходят на других факультетах? Всегда есть люди, живущие по инерции, и всегда будут люди, относящиеся к своей деятельности как к призванию, готовые честно трудиться и добиваться результатов.

Я никогда не считал себя неудачником из-за того, что поступил на филологический факультет. Я сознательно выбрал его и работу учителя, хотя без труда проходил и на более престижные факультеты, но, тем не менее, сочувствующие взгляды и фразы типа «ну ничего, работать ведь не обязательно по специальности, главное - диплом получить» сопровождали меня довольно долго. Такое отношение может легко отбить желание работать в школе ещё на первом году обучения.

Кто умеет, делает; кто не умеет, учит других

Когда же всем вокруг становится понятно, что ты настроен серьёзно и ничего менять в своем образовании не намерен, наступает ещё одна перемена в отношении. Отныне к будущему учителю-мужчине будут относиться не только с сочувствием, но и со снисхождением. В разговорах о нем будут упоминать как о местном «дурачке», блаженном.

«Не всем ведь быть юристами» - скажет дядя. «Кто не умеет делать - учит» - добавит старый знакомый. «А мог бы пойти в бизнес» - подведёт итог премьер-министр.

Собрав все эти причины вместе, можно представить, какое давление испытывает на себе учитель-мужчина, особенно молодой специалист. Образ педагога в общественном сознании из человека, который является для детей проводником в мир знаний и примером для подражания, превращается в вечно пьяного трудовика/историка/географа или недалёкого физрука, который подглядывает за школьницами в раздевалке.

Отсюда сомнения и боязнь родителей отдавать детей в класс, классным руководителем которого является мужчина. Итог - общее неуважение к профессии.

Образование в гармонии

Чем больше общество подшучивает над учителями-мужчинами, чем снисходительнее к ним относится, тем хуже отношения между учителем и детьми. Образовательный процесс - всегда двусторонний, и если дети «благодаря» общественному влиянию не могут воспринимать учителя всерьёз, то обучение не состоится, каким бы талантливым ни был педагог.

Всем известная истина о том, что всё должно быть сбалансировано и гармонично, безусловно, применима и к образованию и воспитанию. Сложно воспитать полноценную личность без мужского влияния, невозможно воспитать её и без женского участия.

Профессия учителя не должна быть ограничена одним полом, поскольку такое ограничение отрицательно сказывается на детях.

А так хочется показать им, что школа - место для умных, место для интересных, место для талантливых.

В оформлении статьи использован кадр из фильма «Охота» (2012).

В состоялся «правительственный час», в рамках которого министр образования и науки Ольга рассказала о государственной политике в сфере образования, а также отвечала на вопросы и комментарии парламентариев. В частности, депутат связал «негативное влияние интернета» на школьников, а также недавний инцидент с нападением 15-летнего подростка на одноклассников и учительницу в подмосковной Ивантеевке с «недостатком мужского воспитания».

Он назвал нехватку педагогов-мужчин «огромной проблемой» и призвал «усиливать интерес мужчин к образованию и роли преподавателя в школе», а также «давать определенные преференции при поступлении в педагогические вузы».

Министр согласилась с тем, что педагогов-мужчин в школах должно быть больше. «Например, в Туве проводился пилотный проект, в рамках которого руководству школ удалось привлечь молодых мужчин до 40 лет. В советское время существовали льготы, которые полагались мужчинам, работающим в сельских школах». Она добавила, что не может диктовать депутатам, какие именно законы принимать, но подчеркнула, что практика привлечения мужчин в школы есть, и она работает.

Ранее Васильева говорила, что женская педагогика отличается от мужской. «Баланс нашла сама история. Как вы знаете, изначально было очень много мужчин-педагогов, потом время изменилось, и был смешанный состав. Затем в педагогике стали преобладать женщины. А сейчас мы видим совершенно другую картину, приходят молодые ребята, педагоги-мужчины, это очень здорово. Это, действительно, хорошая и положительная тенденция. Я в этом ничего плохого не вижу, наоборот, изо всех сил поддерживаю», — говорила она.

Опыт Тувы, о котором говорила Васильева, заключается в целевом формировании мужского управленческого состава в школах. Соответствующее предложение выдвинул глава республики Шолбан Кара-оол три года назад. «Один из заместителей директоров школ должен назначаться из числа мужчин-учителей, а в сферу его ответственности необходимо включить патриотическое воспитание, работу с будущими защитниками Отечества.

Школа без мужчины — все равно, что неполная семья. Воспитание будущего мужчины без мужчины — немыслимое дело. Мужской пример для ребятишек ничем не заменишь»,

— заявил он в послании Верховному хуралу. К 2016 году в республике сформировали комплекс мер, привлекающих начинающих «макаренко» в школы.

Например, кадровый резерв директоров школ и их заместителей стал создаваться с учетом гендерного подхода. В «дорожной карте» говорилось о развитии ипотечного кредитования для педагогов-мужчин и предоставлении им земельных участков для жилищного строительства. Особенно приветствуются в школах ветераны внутренних дел и участники боевых действий, которые, по замыслу руководства республики, должны улучшить профилактику правонарушений среди учащихся. Кроме того, был создан конкурс «Лучший педагог-мужчина Тувы».

Депутат Госдумы Любовь в разговоре с «Газетой.Ru» отметила, что привлекать в школы больше мужских кадров предлагают уже не первый раз. «Важно, чтобы воспитанием детей занимались не только женщины, но и мужчины. Они воспринимаются как требовательные люди с более строгим характером, к которым можно обратиться в особых ситуациях.

Однако закрепить приоритет мужчин при поступлении на работу в школы юридически невозможно, поэтому необходимо стимулировать гендерное выравнивание в педагогических составах другими способами»,

— уверена парламентарий. Будучи директором частной школы «Наследник» Духанина отметила, что в ее учреждении около 40% учителей — мужчины.

«Однако по России такой показатель составляет около 10%», — заявила депутат. Она также добавила, что в России часто вводят программы поддержки педагогов, сельских учителей, вне зависимости от пола.

Директор московской школы №1561 Валерий Пазырин рассказал «Газете.Ru», что столица создала все необходимые условия для мужчин-педагогов. «Действительно, женщин в образовании работает больше, нежели мужчин, однако в идеале должно быть соотношение 50 на 50. Не соглашусь с тем, что мужчины не идут в школы. В Москве обеспечена достойная заработная плата, которая вполне может удовлетворить нужды отца семейства», — отметил Пазырин.

Глава столичной школы также отметил, что в его учреждение регулярно приходят много молодых учителей. «Наша школа расширяется, и я постоянно провожу собеседования: за лето 2017 года я принял 10 мужчин-преподавателей.

При этом на собеседовании я никогда не отдаю гендерных предпочтений: кто лучше в своей специальности, того я и беру.

В школы идут молодые интересные ребята с хорошим образованием, им хочется поработать в этой профессии, и я рад, что могу обеспечить им достойную зарплату», — подчеркнул эксперт.

В предыдущие годы, заметил Пазырин, все проблемы упирались в то, что мужчины чувствовали себя дискомфортно из-за невозможности достойно обеспечить семью. Сегодня, отметил эксперт, юным преподавателям не нужно искать подработку и привлекать дополнительные ресурсы: отсюда интерес к профессии.

Мнение о том, что мужчины работают только трудовиками и физруками — это гендерные стереотипы, заявил директор московской школы. «Среди мужчин нет определенного распределения по предметам. В моей школе несколько историков, словесников, учителей музыки, много математиков и физиков», — отметил он.

Научный специалист Института образования Наталия Любомирская рассказала «Газете.Ru», что профессия педагога всегда была более привлекательна для женщин. «Короткий день, возможность уделять внимание семье — за этим они идут в школы. Мужчин в школах не хватает, прежде всего, именно для гендерного баланса. Есть школы — в основном, в регионах — в которых мужчины представлены только в качестве трудовика и учителя физкультуры», — утверждает Любомирская.

Эксперт убеждена, что государство недостаточно делает для популяризации деятельности педагога. «Если раньше в школы попадали ребята с непедагогическим образованием, то сегодня юные специалисты должны заканчивать пединституты для того, чтобы преподавать в школах. Необходимо открывать курсы дополнительной профессиональной подготовки на базе ведущих университетов, по окончании которых люди могли бы получить разрешение на учительскую деятельность. Тот, кто закончил биофак , знает не меньше выпускника педуниверситета», — заверила Любимирская.

Социальный психолог Наталья Варская объяснила природу небольшого желания мужчин садиться в кресла преподавателя тем, что в России сложился стереотип, будто учитель — профессия исключительно женская. «Не всякому молодому человеку хочется идти на «женскую» работу. Однако в дореволюционные времена преподавателями в гимназиях, гувернерами у дворянских детей были мужчины. Так что такая работа отнюдь не женская», — рассказала она «Газете.Ru».

Еще один нюанс, который может отпугивать мужчин от преподавательской деятельности - это повышенное внимание со стороны учениц.

Психолог уверена, что практически в каждом учреждении найдутся школьницы, влюбившиеся в физрука или преподавателя физики. При этом случаи, когда ученики испытывают платонические чувства к преподавательницам, все же происходят несколько реже, да и в физиологическую плоскость они переходят не с такой вероятностью, как «неуставные» отношения учителей-мужчин и школьниц.

«Тут все зависит от подготовки педагога. Они должны иметь стойкий «иммунитет»: как у врачей табу на отношения с пациентками, так и у школьных сотрудников — на учеников. В школы нельзя брать морально неустойчивых людей, которые не умеют контролировать свои чувства. Нужно проводить тестирование во время приема на работу», — уверена социальный психолог.

Мы недавно узнали, что сейчас в России учителей мужского пола только 15 %. Хотя еще несколько лет назад их было и того меньше. Сегодня на Педсовете учителя-мужчины рассказывают о том, как они чувствуют себя в профессии, в школе, в женском коллективе.

И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?

Игорь Сергеевич, учитель технологии, 58 лет : «Я работаю в школе всю жизнь. После окончания школы отучился в техникуме, и меня взяли в школу работать электриком. А потом как-то так получилось, что стал вести уроки труда у мальчиков. Потом, конечно, заочно отучился в институте, получил педагогический диплом, но это была пустая формальность: ничему толковому меня там не научили, только бумажку дали. В следующем году отмечу 40 лет педагогического стажа.
Конечно, в женском коллективе непросто. Хоть коллеги у меня и хорошие, и люблю я их, а все равно частенько не понимаю. То скандал, то обиды какие-то, то сегодня они вместе чай пьют, а завтра смотреть друг на друга не могут. Я не могу соответствовать этому уровню накала эмоций. Поэтому держусь стороной, стараюсь ни в какие распри не влезать, ничью сторону не принимать. И еще очень непросто подчиняться женщинам. Во всех школах, в которых я работал, директорами и завучами были женщины. И иногда серьезно приходилось через себя переступать, чтобы, услышав приказ из женских уст, брать под козырек и идти выполнять.

С деньгами тоже беда, конечно. Я больше тридцати лет совмещал в своих школах должности учителя и электрика, сантехника, даже дворником пару лет в школе работал. Вставал в пять утра, в 6 уже был в школе, приводил в порядок территорию, потом переодевался, бежал на уроки, а вечером снова к метле, лопате и граблям. Тяжело давалось, не скрою. Но зато и денег домой приносил. Сейчас такое совместительство запрещено. Так я по вечерам в мастерской подрабатываю. У меня около дома есть мастерская по починке всего на свете. Вот я там вечерами и работаю то паяльником, то отверткой. На одну учительскую зарплату, может, в одиночку и проживешь, но семьей - уже нет.

А в целом я не жалею, что всю жизнь в школе провел. Интересно наблюдать, как дети растут, взрослеют. Интересно видеть, как меняется представления о допустимом. Это лучше всего именно в школе видно. Раньше ученик и помыслить не мог, чтобы на учителя голос повысить, а сейчас чего они только себе не позволяют, а у учителей отняли все инструменты воздействия: исключить из школы нельзя, затрещину отвесить нельзя, «дураком» назвать нельзя, ничего нельзя. А что учителю остается? Только взгляд. Я себе свой фирменный взгляд долго тренировал. Зато сейчас часто коллеги прибегают: «Игорь Сергеевич, сходи, посмотри на них. Сил уже нет!» Ну я и иду. Войду в класс, встану в дверях (а во мне роста под 2 метра и плечами я как раз в проем еле умещаюсь) и смотрю. Молчу и смотрю. И затихают. Так и бегаю из кабинета в кабинет. И что они все будут делать, когда я на пенсию уйду?»

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю

Артем Алексеевич, учитель информатики, 30 лет : «Я в школу пришел не так давно, пять лет назад. Образование-то у меня педагогическое, но после института ушел в частную фирму сайты делать. А потом жена уговорила, она сама - учитель, вот и капала на мозги: «Иди в нашу школу. Нам мужчины нужны. И на работу будешь на машине возить, надоело мне на автобусах мотаться». Так я оказался в школе. Могу сказать, что пока не пожалел.

Правда, вкалывать приходится существенно больше, чем раньше работал. Чтобы зарплата была более-менее, я и уроки веду, и кружок, и за электронный журнал всей школы отвечаю, и сайт администрирую. Иногда рабочий день начинается в 8 утра, а заканчивается в 11 вечера. Но зато:
- делаю нужное дело, есть ощущение, что не зря небо копчу;
- весь день жена рядом, а мы пока друг другу не надоели, нам вместе лучше, чем врозь;
- коллектив у нас хороший, все примерно одного возраста, что называется «одни и те же книжки в детстве читали», поэтому общий язык легко находим;
- отпуск длинный и всегда летом.

Ну и с детьми мне интересно. Нет, не со всеми, есть такие, которых глаза бы мои не видели, но в целом дети хорошие. И учимся друг у друга, они мне все время новые классные приложения советуют, всякие онлайн-сервисы полезные, а я их программировать учу. На уроках проблемы крайне редко случаются. Им интересно, мне интересно, так чего проблемы создавать?

Нет, я не уверен, что всю жизнь в школе проработаю. Думаю, надоест рано или поздно. Ну надоест - уйду. Хотя жалеть немножко, наверное, буду».

Я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы

Никита Данилович, учитель математики, 24 года : «Если честно, после школы я поступал в пед, чтобы когда-нибудь стать директором школы. Я считаю, что каждый мужчина создан для того, чтобы быть руководителем. Во власть и в чиновники не пробиться, в бизнес идти - очень рискованно, а куда еще? А в школе любят, когда директор - мужчина. И я считаю, что директор -мужчина более эффективен и результативен. Почему? Потому что спокойствия больше, рассудочности, трезвости мысли, аналитических способностей, ну и коллектив иначе относится. Вы когда-нибудь слышали, чтобы школьного директора-мужчину не уважали? Я не слышал.

Я планирую через 2 года получить высшую категорию и пойти на учебу директоров. Думаю, в школе мне рекомендацию дадут. А пока работаю учителем, нарабатываю опыт, изучаю всю школьную кухню. В конкурсах участвую, чтобы меня на уровне района заметили. Цинично? Наверное. Но зато честно. Я могу, конечно, сейчас задвинуть речь о том, как в детстве зачитывался «Педагогической поэмой» и мечтал сеять доброе, разумное и вечное. Но вам такое каждый второй расскажет. Хотя правда это только для единиц. Я в институте насмотрелся и наслушался, поэтому розовые очки давно снял. Мало кто идет в пед, чтобы потом положить себя на алтарь воспитания и обучения подрастающего поколения. В массе выбирают эту профессию, чтобы гарантированно была работа, зарплата и возможность в середине дня уже быть свободным. Поверьте, именно так и есть. Ну а меня другое интересует. Вот как старуха у Пушкина хотела быть владычицей морскою, так я хочу быть директором. И обещаю - у разбитого корыта не останусь».

Хорошая у меня работа

Алексей Дмитриевич, учитель физкультуры, 38 лет : «А что говорить? Работа как работа. Легче, чем вагоны разгружать, но сложнее, чем в офисе бумажки перекладывать. Главное - отдача есть. Когда твои парни после урока не спешат в раздевалку, а остаются в спортзале, чтобы мячик погонять или на турнике повисеть, понимаешь, что ты снова победил и показал, что бывает что-то, более интересное, чем гаджеты. Я считаю, что, если что и может сегодняшних детей и подростков оторвать от телефонов, то только спорт. Поэтому зал никогда не закрываю. Все в школе знают, что на перемене или после уроков можно прийти и поработать. И приходят! Кто на тренажеры, кто мячик в кольцо покидать. Так что хорошая у меня работа. Нужная и полезная».