Культурно-просветительские преобразование. Бабидские восстания в иране Неудача реформаторской деятельности Таги-хана

иран афганистан модернизация

С тех пор, как европейские страны сделали в XVII - XVIII вв. формационный прорыв в своем развитии и страны Востока все более и более стали отставать от них по уровню своего экономического развития, проблемы модернизации для Ирана оказывались тесно связанными с усвоением опыта европейских стран, постепенным включением Ирана в мировое капиталистическое хозяйство.

Иранский опыт экономической модернизации оказался одним из самых своеобразных на Востоке, вобрав в себя и "белую" и "исламскую" революции. Нельзя не видеть в этом влияния созданной в процессе длительного исторического развития экономической системы, способной еще в начале ХIX в. обеспечивать активный баланс в торговле с европейскими странами готовыми изделиями, воздействия на начальных этапах проникновения в Иран капитализма разных его вариантов - английского и российского.

Процесс экономической модернизации, включающий в себя совершенствование не только производительных сил, но и производственных отношений, оказался наиболее труден в отношении последних, оказавшихся более устойчивым компонентом традиционной иранской экономики, тесно связанным с религиозными, культурными и бытовыми особенностями иранского общества. И хотя осознание экономического превосходства европейских стран совершенно отчетливо произошло уже в начале XIX в., проблема модернизации путем использования европейских форм организации экономического порядка разрешалась в процессе ожесточенной социально-политической и идеологической борьбы между сторонниками почти безоговорочного подражания западным образцам организации общества и столь же яростными защитниками национальных традиций, вплоть до осуществления идей автаркизма. Наиболее ярким отражением соприкосновения в середине XIX в. иранской социально-политической системы, достигшей в своем развитии достаточно высокого уровня, и молодой набирающей силу формационной системы Запада стали бабидские восстания и реформы Таги-хана. Несмотря на разгром движения, одним из его главных последствий стало то, что оно зародило осознание необходимости институтов личной неприкосновенности и частной собственности. По мнению некоторых иранских ученых движение бабидов оказало значительное влияние на восприятие Ираном необходимости присоединиться к европейскому типу развития. Особенно важную веху в экономической истории Ирана сыграли реформы Таги-хана, который став в 1848 г. первым министром Насер ад-Дин-шаха, смог за три года своей реформаторской деятельности оставить незабываемый след в истории и памяти народа. Проведение реформ он начинает под несомненным влиянием турецких реформ Танзимата, в свою очередь вызванных необходимостью адаптации восточного общества к европейским влияниям. Эта была попытка ускорить экономическое развитие Ирана путем внедрения капиталистических форм предпринимательства, использования технических достижений европейских стран на государственных и частных предприятиях, и одновременно создания системы защиты национальных форм промышленности и торговли, которые по убеждению реформатора в это время еще не исчерпали своих потенциальных возможностей для развития или усвоения западного опыта. Падение Мирзы Таги-хана, которое фактически означало отказ от дальнейшего углубления реформ, объяснялось многими причинами, в том числе вмешательством соперничающих в Иране держав, а главное неподготовленностью иранского общества к их восприятию. Иранская система все более и более стала обнаруживать свою неспособность к ускорению развития на самостоятельной основе, а освоение элементов нового формационного порядка приобрело крайне затяжной характер. Уже в конце ХIХ в. болезненное национальное чувство отсталости и необходимости использования западных принципов экономического развития нашло компромисс в признании лишь технико-финансового превосходства Запада, не подвергая при этом сомнению приоритета собственно иранских культурных, а главное религиозных ценностей, что отчетливо проявилось в воззрениях Малькольм-хана. В современном Иране подобное представление о модернизации как заимствовании лишь технических достижений Запада нашло свое отражение в концепциях идеологов исламского режима.

Сам процесс модернизации шел не постепенно, а скачкообразно. И это может служить подтверждением тому, что сам процесс и уровень развития зависел главным образом от объемов вносимых элементов нового мирового порядка, а также от структуры этих элементов, одни из которых сразу могли прижиться на иранской почве и дать результаты, а другие нет.

В условиях сохраняющегося государственного суверенитета большую роль при этом имела политика центральной власти. С установлением в 20-х годах власти новой династии Пехлеви происходит скачок в процессе модернизации страны, главными составляющими которой явились национализм и государственный капитализм.

Уже первые годы правления Реза-шаха произвели ошеломляющее впечатление на современников, главным образом, из-за массовости и скорости привнесения в иранское общество элементов европейской цивилизации и капиталистических форм хозяйствования. Силой подавив сепаратистские движения и добившись концентрации в своих руках сильной государственной власти. Реза-шах создает современную экономическую и социальную инфраструктуру, обращая особое внимание на расширение светского образования, внедрение европейских норм поведения и быта, вводит нормы буржуазного права, которые подготовили отмену в 1928 г. капитуляционного режима, юридически подтвердившего равный подход к понятию права, свободы личности и собственности в Иране и в европейских странах. Была сделана попытка прорыва в процессе модернизации, которая требовала комплексного заимствования новых форм организации хозяйства и общества. Необходимо было наращивать производительные силы и менять менталитет общества с тем, чтобы оно могло воспринять и использовать эти производительные силы. Отличительной особенностью этого периода модернизации, ориентированного на привнесение западного опыта, стало ограничение связей с мировым хозяйством лишь торговыми. Следуя принципам национализма, правительство Реза-шаха отказалось от привлечения внешних займов, а выдвигавшиеся Ираном условия использования иностранных инвестиций фактически преградили им путь в страну. Конечно, продолжала действовать Англо-Иранская Нефтяная компания, но эволюция ее капитала и его строения практически не влияли на формирование современных форм предпринимательства, так как развитие нефтяной промышленности в Иране носило настолько анклавный характер, что даже вблизи нефтепромыслов не возникало никаких сопутствующих национальных производств. Тем не менее, влияние АИНК на развитие страны, в том числе на процессы модернизации, были велики, так как за счет концессионных платежей осуществлялось техническое и организационное переоснащение армии, и частично были профинансированы работы по завершению строительства Трансиранской железной дороги. Кроме того, на предприятиях АИНК работали тысячи иранских рабочих, инженеров и служащих, приобретая мировоззрение работников капиталистически организованных форм производства.

Реформы Таги-хана

Реформы Мохаммада Таги-хана Ферахани, известного также как Амир Кабир (Великий Эмир). Был первым министром Насер эд-Дин-шаха (1848-1851). Его комплекс реформ фактически стали первой серьёзной попыткой модернизации Ирана с целью оздоровить социально-экономический и политический строй и противодействовать проникновению иностранных держав в страну.

Иран постепенно превращался в рынок сбыта и источник сырья для капиталистических держав. Экономика была в состоянии упадка, ухудшению положения способствовали коррупция государственного аппарата, расточительство правящей династии, ослабление государственной власти, проявлявшееся в дезорганизации и падении боеспособности армии, децентрализации и усилении сепаратистских тенденций.

Особенно в реформах были заинтересованы не принадлежащая к феодальной аристократии, пака ещё не значительная прослойка мулькадаров – помещиков, связанных с внешним рынком и торговым земледелием, и купечество.

Административно-политические и военные преобразования.

· Создание новой администрации началось с проверки состава служащих государственных учреждений. На пример в личной охране шаха числилось 4 тыс. человек, а на деле их было 300. Офицеры же получали жалование на всех. – Так была значительно сокращена численность служащих, снижено жалование, запрещалось занимать два поста одновременно.

· Борьба со взяточничеством, продажей гос. постов, казнокрадством.

· Приняты меры по возвращению бератов (право на сбор подати с деревни и района) в казну. Это должно было восстановить финансы страны.

Накануне военной реформы вооружённые силы состояли из регулярной армии – незам и иррегулярных ополчений – лашкар. Регулярная армия подразделялась на три рода войск: пехота, кавалерия и артиллерия. Основное подразделение полк – фоудж численность её от 200 до 500 чл. Фоуджи объединялись в бригады – тип. На бумаге армия из 100 тыс. а на деле 10 тыс.

Согласно планам Таги-хана, предусматривалось создание централизованной регулярной армии, которая комплектовалась бы по системе бониче. Набор рекрутов предусматривался пропорционально сумме малиата (налога) на ту или иную деревню. Часть налогов – анъам шли на содержание солдат, другая – хань-вари – шла на нужды семьи рекрута. Тяжесть военной службы ложилась на крестьян т. к. городское население и ремесленники освобождались от службы.

Реорганизация армии.

· Ввёл обязательное воинское обучение

· Строгие дисциплинарные правила

· 1851 г. Принят и введён новый устав

Вооружённые силы должны были состоять из 50 пехотных полков, 12 кавалерийских батальонов, 27 тыс. артиллеристов и 200 пушкарей.

Регулярное войско делилось на две армии: азербайджанскую и иранскую во главе каждой отдельный главнокомандующий. В основе воинской структуры оставался фоудж – полк, возглавляемый полковником – сартипом. Полки состояли из батальонов во главе с сархенгами. Батальон подразделялся на 10 рот, 2 полка составляли бригаду – тип, пять бригад объединялись в дивизию. Таги-ханн ввёл новые подразделения – туман (корпус из 6-11 дивизий) под командование амир-тумана. Ополчение состояло из пехоты и кавалерии.

Армия состояла из действующей армии и запаса.

· Срок службы 12 лет – 2 года в войсках, 4 года в запасе потом 2 года на службе и 4 запас. В период запаса проводились военные учения.

· Солдаты получали 6 туманов в год и 300кг пшеницы.

· Годовое жалование командира полка 1000 туманов, батальона 500, командира роты 70, кавалерии 10-15 туманов.

К концу правления мирзы в случаи всеобщей мобилизации было 100-120 тыс. чел., а регулярной армии 20 тыс.

Военная реформа имела социальные последствия. Введение системы бониче оказало серьёзное воздействие на иранскую деревню. Усилилось внеэкономическое принуждение крестьян и зависимость от землевладельцев т. к. они сами формировали воинские части на своих территориях.

Экономическая политика.

· Таги-хан в первую очередь принял меры по улучшению работы арсеналов в Тегеране и Тебризе, а так же по строительству оружейных мастерских. Правительство содействовало строительству предприятий связанных с выполнением военных заказов.

· Программа преобразования предусматривала как развитие ремесленного производства, так строительство ряда крупных предприятий мануфактурного типа и даже фабрично-заводского.

· Из Австрии и Пруссии были приглашены мастера для обучения производству тканей с применением современной Европейской техникой. В Тегеране было открыта прядильная мануфактура с станками из Франции. Было открыто 2 сахарных завода и др. мануфактуры.

· В добывающей промышленности были запрещены беспорядочные раскопки и установлен правительственный контроль над добычей и для контроля было учреждено ведомство.

· Восстанавливали заброшенные медные рудники.

В торговле

· Таги-хан распространил контроль над внешней торговлей

· В 1851г. Установили внутренние пошлины для иностранных товаров. Стали исправно изымать с иностранцев все пошлины. Иранцы в некоторой степени уровнялись с иностранцами.

· Он проводил политику протекционизма.

· С целью увеличения экспорта иранское правительство предприняло шаги по развитию экспортных отраслей сельского хозяйства, производство риса, сахарного тростника, хлопка и садоводческих культур.

· Строилась плотина в г. Шустере на р. Карун. Это увеличивало посевные площади тростника.

· Развёрнуто строительство рынков и караван-сараев

Преобразования требовали больших денежных затрат, что требовало реорганизации финансовой системы.

· При ревизии государственных и частных земель выявили нарушения прав на владение тиульными землями, прежде всего превращение их в наследственное держание. Такие земли были конфискованы, забрали земли и у тех кто уклонялся от гос. службы.

Меры Таги-хана по конфискации земель объективно способствовали постепенному вытеснению государственно-феодального землевладения частнофеодальным мулькадарским землевладением.

· Что бы укрепить денежную систему правительство установило конкретную шкалу монет, курс других монет в провинциях был значительно снижен.

Культурно-просветительские преобразование

Упрощение литературного письма, развитие переводов научной и общественно-политической литературы, создание типографий, строительство первой государственной больницы, введение прививок и распространение брошюр по борьбе с оспой, восстановление исторических памятников, складывание системы светского образования.

Создание военной школы Дар – оль – фонун. Основан в 1849. Школа значительно способствовала распространению просвещения, явилось центром культурной жизни, Она содействовала росту интеллектуального образования иранцев.

В 1851 г. Основана газета Рузнаме – йе вакайе – йе эттеораки – ей. На персидском языке. Она проводила правительственную линию

Контроль над духовенством. Духовенство имела своего рода монополию в судебной системе и в образовании. (шариат – духовный суд, урф – светский суд). Мирза ввёл новые процессуальные правила – все дела и решения шариатского суда должны были направляться в диван-хану. Деятельность духовного суда в провинции так же было поставлено под контроль.

Провели проверку духовных землевладений и часть земель вернули в казну.

Центральное место в преобразованиях Таги-хана занимали военно-политические реформы. Военная реформа поднимая боеспособность иранской армии позволила правительству успешно бороться с сепаратистами, укрепила государственную власть и тем самым обеспечила предпосылки для осуществления реформ в целом.

Административные преобразования предусматривали создание эффективно действующего государственного аппарата призванного подчинить центру провинции, бороться со взятничеством. Что бы увеличить гос. средства упорядочили налоговую систему, что давала возможность не обращаться к западным державам за деньгами.

Реформы Таги-хана прежде всего отражали стремление правительства к укреплению экономического и политического положения страны, что в свою очередь должно было привести к повышению её сопротивляемости внешней экспансии.

Преобразования Таги-хана далеко не охватывали всей совокупности важнейших сторон соц-эк. жизни общество, что является свидетельством умеренности политической платформы первого министра. Нужно учитывать что реформы шли в обстановке внутриполитической борьбы и внешнеполитических преград.

Эмир Незам, государственный деятель Ирана 19 в.; см. Эмир Незам.

  • - Иранист. Род. в Иране. Студент КУТВ. Аспирант НИИНКП. Арестован 19 дек. 1937. 22 марта 1938 ВК ВС СССР приговорен к ВМН. В тот же день расстрелян. Реабилитирован в 1989*...

    Биобиблиографический словарь востоковедов - жертв политического террора в советский период

  • - политический деятель и дипломат Ирана 19 в. После убийства А. С Грибоедова ездил в Петербург в составе миссии Хосров-мирзы, посланной шахом для принесения извинений перед царём...

    Дипломатический словарь

  • - мурза, - 1) В Иране: а) титул членов царствующего дома; ставится после имени; б) писец, чиновник, секретарь; ставится перед именем...

    Советская историческая энциклопедия

  • - В наших азиатских владениях слово М. без собственного имени означает писца, секретаря; с собственным именем, поставленным впереди его, соответствует слову господин, например М.-Хусейн...

    Энциклопедический словарь Брокгауза и Евфрона

  • - иранский поэт, учёный-филолог, общественный деятель. Профессор Тегеранского университета. Сын малек ош-шоара Мохаммеда Казема Сабури ‒ официального придворного поэта при святилище имама Резы в Мешхеде...
  • - I ́ мурза, 1) в Иране: а) титул членов царствующего дома, ставится после имени, например Аббас-мирза; б) писец, чиновник, секретарь, ставится перед именем, например Мухаммед...

    Большая Советская энциклопедия

  • - Эмир Незам, государственный деятель Ирана 19 в.; см. Эмир Незам...

    Большая Советская энциклопедия

  • - государственный деятель Ирана 19 в.; см. Эмир Незам...

    Большая Советская энциклопедия

  • - иранский учёный-марксист, деятель Иранской коммунистической партии. В 1922‒30 учился и работал в Берлине, где вступил в революционный кружок иранских интеллигентов...

    Большая Советская энциклопедия

  • - иранский поэт, ученый-филолог. Противник реакции и религиозного фанатизма. Сборник "Тюремные сочинения", поэма "Сова войны"; 3-томная "Стилистика"...
  • - 1) в Иране титул члена правящей династии; писец, чиновник, секретарь...

    Большой энциклопедический словарь

  • - ; мн. мирзы/, Р. мирз, напр.:...

    Орфографический словарь русского языка

  • - ́, мирзы, муж. . В Иране - титул членов царствующего дома. || Там же - почетное обозначение высших чинов...

    Толковый словарь Ушакова

  • - мирза́ I м. 1. Титул члена царствующей династии, принца крови. 2. Лицо, имеющее такой титул. II м. Почётное обозначение высших чинов; господин. III м. Секретарь, писец...

    Толковый словарь Ефремовой

  • - мирз"а, -"ы, муж.; к предшеству-ющему собственному имени присоединяется через дефис, напр.: Абб"ас-мирз"...

    Русский орфографический словарь

  • - Если стоит перед собственным именем, то соответствует нашему «господин»; если же стоит после собственного имени, то означает члена царствующей династии - принца крови...

    Словарь иностранных слов русского языка

"Мирза Таги-хан" в книгах

Тофик Таги-заде

Из книги Мое кино автора Чухрай Григорий Наумович

Тофик Таги-заде В нашей мастерской учился азербайджанец Тофик Таги-заде. Он постепенно разочаровал в своих способностях С. О. Юткевича и был исключен из мастерской. Тогда его подобрал другой мастер – Л. В. Кулешов.Однажды Кулешов решил устроить показательные экзамены.

XXXVI. ХОСРОВ-МИРЗА

Из книги Кавказская война. Том 3. Персидская война 1826-1828 гг. автора Потто Василий Александрович

XXXVI. ХОСРОВ-МИРЗА В один из февральских дней 1829 года весь Тифлис был поражен страшной вестью, что русская миссия истреблена в Тегеране. Впечатление было тем сильнее, что никто не ожидал подобной катастрофы, так как отношения между Персией и Россией были, по-видимому, самые

Аббас-Мирза

Из книги Большая Советская Энциклопедия (АБ) автора БСЭ

Мирза Абдулкадир Бедиль

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Мирза Абдулкадир Бедиль (1644-1720 или 1721 гг.) персоязычный поэт Индии Где воля напрягается, как тетива,Там муравей одолевает

Мирза Фатали Ахундов

Из книги Афоризмы автора Ермишин Олег

Мирза Фатали Ахундов (1812-1878 гг.) писатель, драматург, философ, просветитель Величайшая наша ошибка ныне состоит в том, что мы всегда смешиваем два противоположных положения одно с другим и считаем их за одно положение. Одно из них есть наука, а другое – вера……Всякая

Иран в первой половине XIX века. Реформы Таги хана.

В середине XIX в. экономическое положение Ирана было сложным. Развитие промышленности, ремесла и торговли страдало от налогового гнета, феодальных междоусобиц, грабежей феодалов, отсутствие гарантий неприкосновенности личности и собственности, внутренних таможень, плохого состояния дорог и произвола феодалов. 80 % населения жили в сельской местности. Треть всех земель в стране принадлежало государству в лице шаха. Вторым по значимости собственником земель являлось духовенство. Затем шли представители аристократии, ханы племен, чиновники. Крестьяне за пользование землей платили продуктовую ренту владельцам. Размер ее колебался в зависимости от региона от трети до двух третей урожая, но во многих случаях речь шла о половине урожая. Насилие над крестьянами и поборы с них были обычным для того времени делом. Определенные гарантии крестьянскому имуществу предоставляли нормы исламского права – шариата, обязательные для мусульманского общества. Треть населения Ирана жило в кочевых и полукочевых племенах. Сохраняла свое значение торговля рабами-неграми.

Сбор налогов поручался откупщикам, которые платили всю сумму налогов с данной местности и собирали с населения затраченные деньги плюс значительную сумму сверх расходов. Государственные должности открыто продавались. Дача взяток считалась среди различных социальных слоев населения вполне естественным делом. В политической жизни Ирана большую роль играло духовенство – улемы могли отклонить тот или иной шахский указ (фирман) в случае не соответствия его шариату. Правительство шаха, чтобы получить поддержку духовенства, выплачивало ему жалованье, дарило земельные владения, финансировало строительство мечетей. Центральная власть не могла контролировать отдаленные провинции государства, что способствовало усилению местных феодалов и губернаторов, которые не слишком считались с центральным правительством и управляли вверенными им территориями как независимые правители. Шахское правительство в некоторых случаях стравливало усилившихся феодалов между собой для обеспечения безопасности государства. Английский посол полковник Фаррант отмечал, что жители таких крупных провинций, как Исфахан, Фарс и ряд других, “все более не признают власть шаха, и их разбои и грабежи становятся слишком частыми”. Англия поддерживала племена юга Ирана к вооруженным выступлениям против правительства, снабжая их как финансово, так и оружием. Еще по торговому договору от 1801 г. на английские товары устанавливались низкие таможенные пошлины. В 1841 г. Британия добилась от правительства Ирана подписания нового англо-иранского договора, который предоставлял Великобритании ряд привилегий: подданные Англии освобождались от уплаты внутренних таможенных пошлин, пошлина на внешнеторговые операции устанавливалась в размере 5% от стоимости товара, основывались английские торговые агентства в Тегеране и Тебризе. Подданные Соединенного Королевства получали право экстерриториальности-неподсудности местным властям и законам. В результате заметно возрос ввоз в страну английских промышленных изделий, дешевых и качественных. Особенно пользовались популярностью британские хлопчатобумажные ткани. В 1845 г. аналогичные привилегии получили Франция и Австрия. Крупное иранское купечество, давая взятки и делая различные подношения властям, пользовалось определенными привилегиями. Союзы купцов–торговые гильдии защищали в определенной мере своих членов от произвола властей. Но полной гарантии сохранности собственности не было ни у кого. Правитель региона мог не считаться с мнением купцов. Так в 1848 г. были конфискованы правительством капиталы одного из ханов за то, что тот не поддержал в борьбе за власть наследника престола. Некоторые купцы переходили в подданство России или Англии, чтобы предотвратить конфискацию капиталов и имущества со стороны чиновников разного уровня. В 1848 г. был ограблен местными властями около города Исфахана богатый купец Давид Меликов.

По форме правления Иран продолжал оставаться в 19 веке неограниченной монархией во главе с шахом. Шах распоряжался не только имуществом, но и жизнью своих подданных. Он мог издать любой закон, согласуя его во многих случаях только с высшим духовенством. Большая власть была сосредоточена и у наследника трона. Руководил правительством шаха садр-азам. Ему подчинялись министр финансов, министр иностранных дел и военный министр. Наследные принцы руководили по традиции Азербайджаном, получая необходимый опыт управления. Первые попытки реформ предпринятые после поражения Ирана в русско-персидской войне 1804-1813 гг. дали скромный результат – новая регулярная иранская армия, созданная с учетом европейского опыта, выиграла войну с Турцией, но проиграла войну с Россией в 1826-1828 гг. Сказалось отсутствие достаточного количества подготовленных офицеров и злоупотребление имеющимися служебным положением и коррупция, сверху донизу пронизывающая армию. Солдаты нередко голодали, занимались грабежом местного населения. Многие из военнослужащих не умели даже заряжать ружье. В русско-иранской войне в ходе битвы под Елизаветполем русская армия численностью 8 тысяч человек разбила 35 тысячную иранскую. По Туркманчайскому миру Иран передал России Нахичеванское и Ереванское ханства (территория Армении) и обязался выплатить контрибуцию в 20 миллионов рублей серебром. Шахская казна постоянно сталкивалась с дефицитом средств. Задолженность казны чиновникам и армии вызывала недовольство, вследствие чего часто возникали беспорядки в войсках. Ко времени восстания бабидов в 1848 г. разложение регулярной армии достигло крайних пределов – ее численность уменьшилась с 30 тысяч накануне войны 1826-1828 гг. до 10 тысяч. Задача ее реформирования пала на плечи нового премьер-министра Ирана Таги-хана, который перевел формирование всей армии на рекрутскую основу.

Восстание бабидов, неудачные войны привели некотрых представителей правящих кругов иранского общества к необходимости экономических, политических и военных преобразований. Таги хан не был от рождения аристократом. Его отец являлся вначале поваром, а затем управляющим у придворного двора наследника престола, а затем и у главы правительства страны. Мирза Таги хан воспитывался в семье придворного и стал его секретарем. Таги-хан посетил в 1829 г. Петербург в составе иранской дипломатической миссии. Посещение гораздо более развитой во всех отношениях страны показало Таги-хану необходимость преобразований в его собственной. Таги хан смог побывать в Турции в качестве главы иранской делегации по выработке условий мирного договора между двумя государствами, где увидел ход реформ эпохи танзимата. Мирза стал в 1834 г. заместителем командующего войсками наследника трона, что, естественно, способствовало его продвижению к власти. В день своей коронации в 1848 г. новый шах назначил своего воспитателя главой правительства, а потом выдал за него свою родную сестру. Таги хан провел военную реформу по которой вводилась рекрутская повинность на население. Срок службы поставляемых каждой деревней и городом определенного числа рекрутов составлял 20 лет. Вследствие реформы боеспособность армии немного повысилась. По территориальной реформе Иран был поделен на 12 провинций – вилайетов, провинции в свою очередь делились на уезды, те в свою очередь на округа. Низовой административной единицей была деревня. Была провозглашена свобода вероисповедания. Следует отметить, что приверженцев немусульманской религии было меньшинство в Иране – только 1 % от всего населения. По инициативе садр-азама вышла в свет в 1851 г. первая газета на персидском языке. Для детей знати открылась первая нерелигиозная школа “Дом наук”. Таги хан организовал ряд государственных мануфактур и оружейных заводов, построил крытые базары и караван-сараи в Тегеране, ликвидировал внутренние таможни. Для защиты местных производителей был запрещен ввоз некоторых категорий иностранных товаров. За рубеж были отправлены люди для изучения процесса изготовления машин. Первый министр решительно боролся со взяточничеством чиновников и сократил их количество. Реформатор запретил пытки обвиняемых при расследовании обстоятельств преступлений. Преобразования Таги хана вызвали недовольство части правящей элиты во главе с матерью Насер ад-дин-шаха Махдийе Улийа и пятничного имама Тегерана Абд аль-Касимом. Они обвинили главу правительства, что тот преклоняется перед Западом. Противники реформ смогли отправить в отставку Таги хана и сослать его, затем реформатор был казнен в январе 1852 г. – ему вскрыли вены.