Теория экономических систем и их моделей. Курсовая работа: Экономические системы их классификация и национальные модели Сообщение национальные модели экономических систем
Экономическая система – это форма организации экономики, комплекс социально-экономических и организационных отношений между производителями и потребителями материальных благ, взаимосвязь и взаимозависимость которых обеспечивает функционирование системы и эффективное использование ограниченных ресурсов. Тип экономической системы основывается на исторически господствующей форме собственности, уровне развития производительных сил и зрелости производственных отношений.
Наиболее существенными качественными признаками, лежащими в основе выделения типов экономических систем являются:
· экономическое состояние развития общества на определённой ступени его развития;
· основные мотивы экономической деятельности хозяйственной системы, её структура;
· форма собственности на экономические ресурсы;
· способ координации деятельности хозяйствующих субъектов;
· организационные формы согласования действий экономических субъектов и др.
На современном этапе социально-экономического развития общества экономическая наука выделяет следующие типы экономических систем: традиционная, административно-командная, рыночная и смешанная.
Традиционная экономическая система , присущая слаборазвитым странам и базирующаяся на сложившихся традициях и обычаях, передающихся от поколения к поколению, играющих важную роль в регулировании производственных отношений и распределении материальных благ. Производственный потенциал этих стран составляет низкий уровень техники, использование ручных средств труда, неразвитость инфраструктуры. В них господствует нищета и бедность и др.
Административно-командная система , в рамках которой все решения по экономическим проблемам принимает государство. При этом оно является основным собственником ресурсов, осуществляет целенаправленное директивное экономическое планирование на всех уровнях экономической деятельности, регулирует распределение ресурсов и созданного продукта. Экономическую основу системы составляет государственная собственность.
Рыночная система (чистый капитализм) , которая базируется на господстве частной собственности на средства производства, на действии механизмов свободного рынка, регулирующих экономическое поведение и управление предпринимательской деятельностью, на невмешательстве государства, на личном интересе и конкуренции.
Смешанная система , которая сочетает преимущества рыночной системы и централизованной экономики, то есть использование различных методов государственного регулирования, обеспечивающих единые «правила игры» на рынке, проведение социально-ориентированной политики в интересах всех членов общества.
Модели хозяйствования в рыночной экономике отражают национальные особенности организации экономической жизни, ступень сочетания рыночного и государственного её регулирования, учёт исторических, культурных, природно-климатических и ресурсных факторов и т.д. Выбор модели определяется тем, в какой мере она способствует экономическому росту и конкурентоспособности экономики, технико-технологическому развитию производства, интеграции национальной экономики в международную систему хозяйствования на основе гармонизации национального законодательства с международными стандартами.
Все модели хозяйствования условно можно разделить на :
1. Социально-ориентируемые модели (примером может быть Шведская модель экономики);
2. Государственно-регулируемые модели (присущи для Японской, Американской и Германской моделей экономики).
Из многообразия экономических моделей хозяйствования к наиболее приоритетным относятся:
· Американская модель (либеральная модель капитализма) , в которой частная собственность является доминирующей, а регулирующая роль государства минимальна, сводящаяся к установлению правил игры; активно поощряется малое предпринимательство; обогащение наиболее активной части население основано на высоком уровне производительности труда и ориентации на достижение личного успеха при резкой дифференциации на богатых и бедных; обеспечивается приемлемый уровень жизни малообеспеченных групп населения.
· Японская модель (корпоративная экономика) , отличительной особенностью которой является высокий уровень государственного влияния на основные направления экономики, связанного с планированием и координацией деятельности правительства и частного сектора; широкое распространение пожизненного найма работников, объединённых общими интересами и привлекаемых к управлению и принятию решений; сохранение национальных традиций при заимствовании у других государств всего того, что нужно для развития страны; социальной направленностью модели (соблюдение социальных прав гражданина, борьба против социального неравенства, возложение на корпорации обязанностей по соблюдению решения социальных задач).
· Немецкая модель (социально-рыночная экономика), основана на высоком уровне воздействия государства на экономику (установление правил игры, влияние на цены, технические нормы, активная социальная политика); планировании основных макроэкономических показателей; реализации принципа социального партнёрства (участие работников предприятия в его собственности); решающей роли банков, в составе которых центральному банку дана полная автономия; поощрение малых и средних предприятий, фермерских хозяйств, долгосрочное программирование и др.
· Шведская модель (социально-ориентируемая экономика ), для которой характерны сильная социальная политика, направленная на сокращение имущественного неравенства за счёт перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоёв населения; вмешательство государства в процесс ценообразования (установление фиксированных цен); преобладающая роль государственного сектора в обеспечении уровня жизни и развития элементов инфраструктуры экономики, а частного сектора в развитии производства.
· Российская модель учитывает территориальные и природно-географические условия; единство наций обеспечивает права каждого народа на свой национальный образ жизни, а разъединение народов ставит их в экономическую зависимость; активное включение государства в экономическую жизнь; потенциальную самодостаточность; социальную ориентацию экономики; многоукладность экономики и др.
Экономическая система – особым образом упорядоченная система связи между производителями и потребителями материальных и нематериальных благ.
- 1. Традиционная – отношения строятся на основе выработанных веками и укоренившихся традиций и обычаев, характерно для племенных общин и экономически отсталых стран.
- 2. Централизованная – государство господствует в экономике и других сферах общества, командует всеми хозяйственными ресурсами и единовластно решает, что, как и для кого производить (командная экономика).
- 3. Рыночная – система, основанная на прямых связях между производителями (продавцами) и потребителями (покупателями) через свободную куплю-продажу товаров.
- 4. Смешанная – органическое сочетание рыночной эффективности и государственного регулирования , объединение положительных черт рыночной и централизованной систем.
Критерии:
- - способ получения информации (спонтанный порядок или иерархия);
- - характер отношений собственности (государственная, частная);
- - способы регулирования (административное, саморегулирование).
- 1. Англо-саксонская (США, Канада, Великобритания.): государственная поддержка частного бизнеса, высокая доля частного сектора, большая свобода предпринимательства, низкий уровень финансирования социальных программ.
- 2. Западноевропейская (Франция, Италия, Испания): активное государственно регулирование с помощью индикативного планирования, значительная доля государственного сектора (до 40-50%), развитый муниципальный сектор, широкое государственное финансирование социальных программ, большая роль профессиональных союзов .
- 3. Социально ориентированная (Германия, Австрия, Нидерланды): решение в первую очередь социальных проблем.
- 4. Скандинавская (Швеция, Норвегия, Дания): более 50% - доля государственного и муниципального сектора, паритетность государственного частного капитала, ярко выраженная социальная направленность, широкие полномочия органов МСУ.
- 5. Юго-восточная (Япония, Южная Корея): использование традиционных экономических укладов, усиленное государственное регулирование, строгая субординация в принятии решений, покровительство государственных органов по отношению к национальным бизнес-структурам.
Черты российской модели рыночной экономики: преобладание добывающих отраслей, неконкурентоспособность большинства обрабатывающих отраслей, неэффективность сельского хозяйства, слабость личной инициативы, социальное иждивенчество; огромная роль государства как регулятора экономики и крупнейшего собственника; неразвитость частной собственности, прежде всего на землю; отсутствие гражданского общества , высокая степень монополизации, криминализация конкурентной борьбы, коррупция, неравномерный переход к рыночной экономике в отраслях и в регионах.
Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.
Понятие моделей экономических систем
Для каждой системы характерно наличие определенных моделей по организации хозяйства. Модели большинства стран различаются. Это связано с особенностями развития стран, с историческим прошлым, социальным и национальным уровнем.
Определение 1
Экономическая система – это совокупность взаимосвязанных экономических элементов, образующих определенную целостность, экономическую структуру общества; единство отношений, складывающихся по поводу производства, распределения, обмена и потребления экономических благ.
Современные модели экономических систем
К основным моделям экономических систем относятся:
- американская,
- шведская,
- японская,
- российская переходная экономика,
- западноевропейская,
- южнокорейская.
Американская модель основывается на поощрении предпринимательской деятельности. Для малообеспеченных слоев населения предоставляются льготы и пособия. Данной модели характерна высокая степень производительности труда. Массовость настроена на достижение личностного успеха, а проблема социального неравенства не стоит вообще. Основным недостатком данной модели является низкая поддержка социальных программ.
Западноевропейская модель начала формироваться при становлении демократической власти. Данной модели характерны высокие позиции в государственном секторе. Особое внимание уделяется инфраструктуре и добывающей промышленности. Государственное регулирование разветвленное и направлено на планирование, государством выделяется значительное количество ресурсов на программы социального и экономического развития.
Шведская модель характерна социальной направленностью. Программа государства в данной модели ориентирована на снижение классового неравенства. Государство путем перераспределения доходов обеспечивает слабозащищенные слои населения. Уровень налогообложения по сравнению с другими моделями достаточно высок, но при этом достигается благосостояние всех слоев населения и развитие инфраструктуры.
Японская модель отличается различием между развитием населения и производительностью труда. За счет этого вырастает конкуренция и снижается себестоимость продукции. Данная модель характерна для высокоразвитого национального самосознания, другими словами, население готово идти на некоторые жертвы для обеспечения блага страны. Государство активно участвует в модернизации экономики начиная от начальных стадий развития.
Южнокорейская модель схожа с японской моделью, так в этих двух странах государство принимает активное участие в развитии экономики. Государственным приоритетом является продвижение товаров на мировом рынке и создание имиджа страны. Отличие японской модели от южнокорейской в том, что первые лучше приспособлены к мировым кризисам.
После начала перехода экономики России с административно-командной системы на рыночные отношения формируется модель российской переходной экономики, направленная на эффективную рыночную экономику с социальной направленностью. На данном этапе переход к рыночной экономики стал для государства неблагоприятным. Это связано с тем, что экономика в стране огосударствленна, присутствует теневой сектор экономики, у промышленности и сельского хозяйства слабая конкурентособность. Для того, чтобы переход экономики России к рыночной экономике был благоприятным, необходима конкурентная среда, развитие частного предпринимательства, эффективная социальная защита, надежность и защита государством прав собственности.
Замечание 1
В настоящее время поддержка получила ориентацию на импортозамещение (в связи с обострением международных конфликтов).
Экономические системы и их основные типы
Экономическая система – это совокупность принципов, правил, норм и традиций, которые определяют форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.
Основными признаками классификации экономических систем является форма собственности (частная, общественная) и способ координации экономической деятельности (рыночный, плановый). Но эта классификация не учитывает исторический аспект, абсолютизирует экономические системы ХХ века.
Историческая классификация рассматривает не только современные системы, но и системы прошлого и будущего. В экономической науке выделяют два подхода к развитию человеческого общества: формационный и цивилизационный.
Формационная концепция исходит из того, что конкретное общество является общественно-исторической формацией, развивающейся на основе определенного способа производства. Способ производства – это единство производительных сил (ПС) и производственных отношений (ПО), движущая сила, обеспечивающая смену одной формации другой, более прогрессивной. К формациям относятся: рабовладельческий строй, феодализм, капитализм, социализм.
Сегодня в большинстве своем превалируетцивилизационная концепция, которая заключается в том, что социально-экономический прогресс протекает не в революционной, а в эволюционной форме, т.е. постепенно. Внимание акцентируется на развитии человеческой цивилизации. Цивилизация – это страны и их группы, объединенные историко-культурной традицией.
С точки зрения цивилизационного подхода развитие экономических систем включает три этапа:
· доиндустриальное общество (определяющими факторами богатства являлись труд и земля);
· индустриальное общество (главный фактор – деньги и капитал);
· постиндустриальное общество (приоритетными являются знания и информация) - конец XX – начало XXI вв.
Границами, отделяющими эти экономические системы друг от друга, являются промышленная и научно-техническая революции.
В зависимости от типа собственности на ресурсы и от способа решения фундаментальных вопросов экономики (что, как, для кого?) выделяют следующие типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную и смешанную.
Традиционная экономика – это система, поведение которой основано на традициях, обычаях, привычках. Это натуральное хозяйство, товарный обмен сведен к минимуму. Проблема выбора возникает не часто. Примерами такой экономической системы могут служить изолированные племена в Африке.
Командная (централизованная) экономика –
· Монополия государственной собственности на средства производства.
· Административно-командные методы управления: директивное планирование, затратное ценообразование, централизованное распределение и т.д.
· Абсолютизация государственной власти.
Основным недостатком административно-командной системы является невосприимчивость и отторжение результатов НТП, что не позволяет снижать издержки производства и удовлетворять возрастающие потребности.
Достоинства – социальная стабильность и социальные гарантии.
Рыночная экономика – это экономическая система, в которой:
Господство частной собственности;
Свобода предпринимательства и выбора;
Приоритет личного интереса при принятии решений;
Конкуренция и использование системы рынков для управления экономикой;
Невмешательство правительства в экономику.
Смешанная экономика – это экономическая система, основанная на взаимодействии частного сектора (рынка) и государства с целью эффективного решения вопросов, с которыми рынок не справляется: защита частной собственности, создание конкурентной среды, общественных благ, минимизация отрицательных внешних эффектов и другие.
Характеристика типов экономических систем дана в табл. 3.1
Таблица 3.1 – Типы экономических систем
В зависимости от способа решения главных экономических проблем и типа собственности на экономические ресурсы мы можем выделить четыре основных типа экономических систем: традиционная, командная, рыночная, смешанная.
Традиционная экономика - это экономическая система, в которой основные экономические проблемы общества - что, как и для кого производить - решаются, главным образом, на основе традиционных патриархальных, родоплеменных полуфеодальных иерархических связей между людьми. Традиционная экономика представляет собой совокупность натуральных хозяйств, в которых основная масса продукции производится для собственного потребления, а не для продажи. В качестве важнейших хозяйственных единиц традиционной экономики выступают мелкие семейные хозяйства в рамках сельской общины и более крупные хозяйства родоплеменной аристократии. Внутри традиционной экономики существует общественное разделение труда, примитивная традиционная технология обработки земли. Объёмы и структура потребностей и производства в традиционной экономике определяются традициями, привычками, верованиями, семейными отношениями, и иерархическими отношениями внутри рода и общины, и мало меняются с течением времени. Эти передающиеся из поколения в поколение традиции определяют и мотивацию труда производителей, и механизм распределения продуктов труда. Наряду с уравнительным распределением с учётом пола и возраста, действуют и элементы неравного распределения в зависимости от места, занимаемого в социальной иерархии, и в зависимости от результатов труда. В социально-экономической структуре традиционной экономики можно выделить коллективную (общинную) собственность на средства производства, частную семейную собственность, полуфеодальную собственность родоплеменной аристократии. К общинной собственности, как правило, относятся пахотная земля, пастбища, водоёмы, леса. В современном мире традиционная экономика играет существенную роль лишь в развивающихся странах Тропической Африки, Южной и Юго-Восточной Азии. Существование традиционной экономики рядом с быстро развивающейся рыночной экономикой ведёт к её перерождению и трансформации в рыночную экономику.
Рыночная экономическая система . Иногда ее называют чисто рыночной или рыночной экономикой свободной конкуренции, или чистым капиталом. Характерные признаки этой системы: частное владение экономическими ресурсами; саморегулирующийся механизм макроэкономических процессов, основанный на свободной конкуренции; наличие множества самостоятельно действующих покупателей и продавцов каждого продукта и товара. Одной из главных предпосылок существования рыночной системы является личная свобода всех участников экономической деятельности - от капиталиста-предпринимателя до наемного работника. Экономический прогресс при этой системе достигается на основе экономической свободы предпринимательской деятельности владельцев экономических ресурсов. Важно отметить, что наемный работник выступает как самостоятельная, равноправная сторона рыночных отношений и продает единственный, принадлежащий ему экономический ресурс - труд. Экономическая свобода наемного работника предполагает свободу передвижения в пределах рынка труда.
Механизм решения проблем макроэкономического регулирования при этой экономической системе действует через цены и рынок. Колебание цен, их уровень являются индикатором общественных потребностей. Ориентируясь на уровень и динамику цен, товаропроизводитель самостоятельно решает проблему распределения всех видов ресурсов, производя те товары, которые пользуются спросом на рынке.
Предприниматели стремятся получить больший доход, предельно экономно использовать все экономические ресурсы. Успех деятельности зависит от их умения применять свои теоретические и организационные способности, свой предпринимательский талант. Государство практически не вмешивается в процесс экономического регулирования. Поэтому главными недостатками этой системы являются: высокая вероятность нарушения макроэкономических пропорций, которые должны восстанавливаться естественным путем, занимающим длительное время; социальная незащищенность граждан в случае болезни, безработицы и старости.
Командная экономическая система , будучи полной противоположностью рыночной системы, представляет собой продукт практической реализации формационной концепции развития общества. Она возникла как результат социалистической революции в России и до начала 90-х годов нашего столетия существовала в странах Восточной Европы и ряде других государств. Ее также называют административно-командной, централизованной, плановой, коммунистической.
Характерными чертами командной экономической системы являются: общественное, а на практике - государственное, владение экономическими ресурсами; бюрократизация и монополизация экономики в специфических формах; централизованное экономическое планирование как основа макроэкономического регулирования.
Механизм макроэкономического регулирования при такой системе имеет ряд особенностей. Во-первых, он предполагает управление всеми предприятиями из единого хозяйственного центра и полное отсутствие самостоятельности хозяйственных субъектов. Во-вторых, государство полностью контролирует производство и распределение ресурсов и готовой продукции, централизованно устанавливая хозяйственные связи между предприятиями. В-третьих, процессы хозяйственного руководства основаны на административно-распорядительных методах, что подрывает материальную заинтересованность в результатах труда.
Централизованное управление объективно требует постоянного укрупнения предприятий, так как при этом наблюдается сокращение их количества, что упрощает процесс управления. Тем самым система порождает небывалый уровень монополизации экономики. Отсутствие конкуренции практически полностью останавливает технический прогресс на таких предприятиях. Положение усугубляется тем, что государственная монополия внешней торговли ликвидирует конкуренцию со стороны иностранных производителей. Экономика оказывается изолированной от мирового технического прогресса. В первую очередь это касается производства предметов потребления и производства средств производства в отраслях, прямо не связанных с обороноспособностью и безопасностью страны. Искусственное поддержание научно-технического прогресса в производстве современных средств вооружения требует громадного количества всех видов ресурсов, порождая их хронический дефицит даже в такой богатой ресурсами стране, как Россия.
Указанные причины, а также ряд других, менее важных, сделали систему крайне неэффективной, не способной обеспечить научно-технический прогресс общества и высокий жизненный уровень основной массы населения. Главное преимущество системы - обеспечение минимальных социальных гарантий трудящихся - потеряло свое значение в 70-х годах нашего столетия, так как в это время в развитых странах закончилась трансформация рыночной системы в смешанную, которая в основном избавилась от недостатков своей предшественницы.
Смешанная экономическая система , иначе называемая современной рыночной экономикой или современным капитализмом, по существу является логическим завершением развития рыночной системы. Если рыночная система развивалась под воздействием внутренних и внешних факторов, боролась с внутренней экономической и социальной нестабильностью, старалась выжить в соревновании с социалистической командно-административной системой, то смешанная получила свое название по причине того, что воплотила все лучшие черты рыночной и командной систем. Она обеспечивает необходимый уровень государственного экономического регулирования, а также развивает систему социальных гарантий граждан.
Данная система на основе государственного регулирования создает условия для конкуренции в тех отраслях, где такая ситуация повышает эффективность производства. Механизм макроэкономического регулирования в целом претерпел существенные изменения. Хозяйствующие субъекты фактически обеспечивают пропорциональное развитие экономики на основе выпуска такой продукции, которая гарантированно находит своего покупателя. Это обеспечивается развитой системой маркетинговых исследований, позволяющих определять объем и структуру производимой продукции. Отдельные фирмы также производят анализ приоритетных направлений развития науки и техники и дают прогноз развития общественных потребностей, попадающих в поле действия фирмы. Прогноз рынка позволяет заблаговременно сокращать выпуск устаревающих товаров и переходить к качественно новым моделям и видам продукции. Маркетинговая система управления производством позволяет привести индивидуальные затраты фирмы в соответствие с общественно необходимыми затратами, т.е. обеспечить будущую прибыль.
Государственные органы управления стремятся обеспечить пропорциональность развития экономики путем разработки отраслевых и общенациональных программ. Задача рационального использования ресурсов решается в рамках крупных компаний на основе стратегического планирования. Перераспределение ресурсов на развитие важнейших отраслей происходит за счет государственных средств, государство также активно финансирует важнейшие научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки.
Задача распределения созданного валового национального продукта решается как на основе традиционных рыночных форм, так и выделенных государством и крупными компаниями ресурсов на развитие «человеческого фактора», средств на финансирование образования, включая повышение квалификации кадров, медицинское обслуживание, социальные нужды.
В настоящее время в странах с развитой рыночной экономикой на социальное обеспечение, реализацию различных программ «борьбы с бедностью» направляется не менее 30-40% всех государственных расходов. В то же время отдельные фирмы заботятся о своих сотрудниках, стремясь активизировать работу персонала, повысить производительность труда, сократить потери рабочего времени и тем самым укрепить конкурентоспособность фирмы.
В рамках смешанной системы развиваются экономические модели хозяйствования развитых стран. Ниже рассмотрены наиболее известные из них.
Американская модель построена на всемерном поощрении предпринимательской активности, возможности обогащения наиболее действенной части населения. Для малообеспеченных групп населения создается приемлемый уровень жизни за счет частичных льгот и пособий. Задача социального равенства при этом вообще не ставится. Данная модель основана на высоком уровне производительности труда и массовой ориентации на достижении личного успеха.
Японская модель отличается развитым уровнем индикативного планирования и координацией деятельности правительства и частного сектора. Планы представляют собой государственные программы, ориентирующие и мобилизующие отдельные звенья экономики на выполнение общенациональных задач. Для японской экономики характерно сохранение национальных традиций при активном заимствовании у других стран всего того, что необходимо для развития страны. Это позволяет создавать такие системы управления и организации производства, которые в условиях Японии дают большой эффект.
Шведская модель отличается сильной социальной политикой, направленной на сокращение имущественного неравенства за счет перераспределения национального дохода в пользу наименее обеспеченных слоев населения. В руках государства при этом находится лишь 4% основных фондов, зато доля государственных расходов составляет более 70% стоимости создаваемых за год товаров и услуг, причем более половины этих расходов направляется на социальные нужды. Это становится возможным только в условиях высокой нормы налогообложения. Данная модель получила название «функциональная социализация», так как в ней функция производства ложится на частные предприятия, действующие на конкурентной рыночной основе, а функция обеспечения высокого уровня жизни (включая занятость, образование, социальное страхование) и многих, элементов инфраструктуры (транспорт, финансирование научных и опытных разработок) - на государство.
В связи с переходом ряда бывших социалистических стран от централизованно управляемой экономики к рыночной у них сформировался особый тип экономической системы, называемый переходной экономикой.
Переходная экономика. Переходная экономика представляет собой такое особое состояние экономической системы, когда она функционирует в период перехода общества от одной сложившейся исторической системы к другой. Это исторически непродолжительный отрезок времени (10-15, максимум 20 лет), в течение которого завершается демонтаж административно- командной системы и формируется система основных рыночных институтов. Еще этот период называют периодом постсоциалистической трансформации.
Главными задачами перехода к рынку являются:
Разгосударствление и приватизация экономики.
Формирование рыночной инфраструктуры, новых механизмов установления хозяйственных связей, включая товарные и фондовые биржи.
Демонополизация экономики, что является важным условием для развития конкуренции и достижения рыночного равновесия.
Либерализация цен путем снятия государственного контроля за ценообразованием, переход к формированию цен в соответствии со спросом и предложением.
Финансово- экономическая стабилизация посредством проведения жесткой денежно- кредитной политики с целью ограничения объема денежной массы.
Социальная поддержка, которая облегчила бы приспособление к условиям рыночной экономики.
Структурная перестройка экономики.
Практика постсоциалистических преобразований свидетельствует о наличии двух вариантов перехода к рыночной экономике. Первый, исторически более ранний, эволюционный путь постепенного создания рыночных институтов (градуализм). Второй - шоковая терапия. Различия между указанными вариантами состоят, прежде всего, в сроках проведения рыночных преобразований, объеме регулирующих функций государства.
Выбор пути перехода к рынку зависит от комплекса политических, экономических, социальных, исторических и прочих факторов.
Эволюционный - возможен при следующих условиях:
развитое сельское хозяйство и кустарное производство, в которых заняты работники, сохранившие навыки частного предпринимательства
сравнительно невысокий удельный вес тяжелой промышленности, в особенности ВПК
стабильность финансовой системы
преобладание в руководстве слоев, заинтересованных в проведении реформ
Выбор шокового варианта является вынужденной мерой. Он связан с необходимостью преодоления тяжелого финансового положения, а также острого дефицита, вызванного накопившимися структурными диспропорциями.
Условиями завершения перехода к рыночному хозяйству принято считать:
начало устойчивого экономического подъема
интеграция в мировую экономику
формирование сильного среднего класса
В наиболее развитых странах социалистического лагеря Восточной Европы переходный период завершился около 10 лет назад. Что касается нашей страны, то, несмотря на позитивные процессы, связанные с экономическим ростом, говорить о сформировавшемся сильном среднем классе представляется преждевременным.