5 она страдает синдромом отличницы. Какова цена «пятерки» - или синдром отличника, который мешает жить. Главные симптомы перфекционизма

Синдром отличника (комплекс отличницы) возникает еще в , хотя считается, что у взрослых он проявляется чаще. Ребенок, имеющий комплекс отличника, удобен для родителей своим послушанием и старанием соответствовать их требованиям. У взрослого же человека проявления этого синдрома приводят ко многим трудностям в жизни.

Комплекс (синдром) отличника - это не только желание все делать идеально. Это навязчивая потребность получать признание от окружающих, высокие оценки своих с их стороны. Плюс, быть успешным в любой сфере и во всем .

Если учесть, что истоки комплекса отличника у взрослых идут из детства, необходимо выявить причины его появления. В процессе социализации на ребенка значительное , родители — в большей степени. Синдром отличника у детей может формироваться из-за неправильного воспитания. Когда их родители опираются на ошибочный опыт своих воспитателей и имеют недостаточные знания в области детской психологии.
Основные причины синдрома отличника:

  1. Ребенок получает похвалу от родителей и воспитателей только за отличные результаты своих действий. При этом его личные особенности, способности, склонности не учитываются. Постепенно ребенка перестают хвалить за высококачественное выполнение задания. Такая исполнительность становится нормой. У ребенка формируется убеждение, что он все должен делать наилучшим образом, по-другому и быть не может.
  2. Взрослые часто совершают ошибку, сравнивая своего ребенка с другими детьми, которые, на их взгляд, более успешны в чем-либо. Казалось бы, это делается из лучших побуждений: вызвать у сына или дочери желание развиваться, стать лучше других. Последствия такого воспитания двоякие: либо у ребенка развивается комплекс неполноценности, либо быть первым и лучше других становится самоцелью, ребенок перестает наслаждаться процессом выполнения заданий. Его цель — заслужить одобрение любой ценой. В результате налицо синдром отличника.
  3. Если в семье есть твердая установка, что любовь заслуживают только хорошими поступками, то ребенок видит ее проявления только тогда, когда ведет себя хорошо. Возникает убеждение: чем он более «правильный», тем больше его любят. Девочка или мальчик пытаются соответствовать представлениям «правильности» родителей, при этом отходя от своей индивидуальности и вырабатывая у себя комплекс отличницы (отличника).
  4. Взрослые регулярно ругают и наказывают ребенка за ошибки по принципу: «если бы ты лучше старался, все бы получилось». Постепенно это вырабатывает у него завышенную самокритичность и синдром отличника. Став взрослым, человек постоянно стремится к совершенству, остро переживая свои неудачи и ошибки.
  5. Безразличие со стороны взрослых вызывает у ребенка ощущение , . Он пытается привлечь внимание родителей хорошими отметками и поступками, старается все делать идеально, чтобы, наконец, получить нужное внимание и признание.

Опасность синдрома отличника как у взрослых, так и у детей проявляется в эмоциональном и психическом истощении. Человек в этом состоянии тяжело переживает свои ошибки и поражения. При таком внутреннем напряжении даже повседневные препятствия спустя время могут казаться непреодолимыми.

Синдром отличницы чаще отмечают у женщин, которых в детстве приучали к мысли, что надо быть послушной девочкой, примерной, разносторонне развитой ученицей. Правда, среди мужчин этот комплекс также не является редкостью.

Симптомы заболевания

Симптомы синдрома отличника очень яркие и остро переживаемые. В некоторых ситуациях этот комплекс может перерастать в патологию, становясь сродни заболеванию, но такое случается редко.

Однако даже умеренно выраженные признаки синдрома отличницы осложняют жизнь, ограничивают возможности человека, провоцируют сложности в межличностных отношениях. Степень выраженности синдрома отличника может быть различной, его отличительными признаками являются:

  • завышенное чувство ответственности, особенно у женщин: они должны быть идеальными мамами, женами, женщинами. Успевать выполнять домашние дела, воспитывать детей, планировать семейный досуг, строить карьеру, а еще поддерживать безупречный внешний вид;
  • потребность все делать идеально - . Человек сам себе ставит высокую планку, которой должно соответствовать все, что он делает. Если же такого соответствия нет, он ощущает себя разбитым, опустошенным, никчемным. К сожалению, в реальности не все зависит от человека, потому достижение идеала нередко становится невозможным;
  • острое реагирование на критику, даже объективную. Критика вызывает у личности с синдромом отличника не желание меняться, работать над собой, а комплекс неполноценности и депрессивное состояние;
  • острая потребность в одобрении окружающих. Человек жаждет получать одобрение и похвалу за каждое свое действие и достижение. Он не принимает себя таким, какой есть, потому что внутренне убежден, что без идеального выполнения задания он не достоин любви и уважения;
  • «победители во всем» — мужчины и женщины с синдромом отличника не умеют проигрывать, они в любой ситуации должны быть лучше других. Болезненно воспринимают победы и успех тех, кто оказывается лучше их;
  • страх рисковать - человек с синдромом отличника редко открывает свой бизнес, боится начинать все с нуля, резко менять , переезжать в другой город и т.п. Все эти страхи проистекают от опасения неудачи, страха сделать «что-то не то».

Самое интересное: люди, которые стремятся быть совершенством, успешными во всех сферах жизни, редко добиваются значительных успехов. Часто их ровесники, которые проще смотрят на жизнь и время от времени позволяют ей течь самой по себе, меньше переживают из-за неудач, добиваются больших результатов.

Портрет отличника: тревожные симптомы

Есть несколько признаков, по которым можно отличить человека с синдромом отличника:

  • желание быть всегда и во всем первым;
  • острое, затяжное переживание любой, даже незначительной неудачи;
  • личность с синдромом отличника остро реагирует на критику и замечания;
  • страх неудач, приводящий к отказу от деятельности;
  • постоянное сравнение себя с окружающими, ревнивое отношение к похвале другого человека, а не его;
  • , зависящая от взглядов и мнений других людей;
  • настойчивое стремление всегда соответствовать ожиданиям окружающих;
  • человеку с синдромом отличника свойственно негативное отношение к успехам других, плохо скрываемое ликование по поводу их неудач;
  • излишняя самоуверенность, резко снижающая после критики;
  • неумение радоваться жизни, с юмором относиться к самому себе.

Эти симптомы комплекса отличника могут проявляться как у детей, так и у взрослых. Проблема здесь в том, что человека с этим синдромом волнует не столько цель, итог своей деятельности, сколько оценка этой деятельности и ее результата окружающими людьми.

Диагностика синдрома

В некоторых случаях при серьезной эмоциональной нестабильности, чтобы определить либо исключить синдром отличника (отличницы) может потребоваться консультация психиатра. Он сможет определить, чем вызвано состояние человека: здоровым стремлением к либо патологическим желанием, которое требует серьезной коррекции.
С этой целью в психиатрии применяются тесты перфекционизма, состоящие из 24 либо 45 вопросов. Откровенные ответы испытуемого помогут определить его психологическое состояние.

Стоит ли лечить недуг

Ничего нет плохого в том, что ребенок или взрослый стремятся добиться , улучшить свою жизнь. Другое дело, когда эти стремления перерастают в навязчивые состояния, превращаются в патологию. Это способно подорвать эмоциональное здоровье человека, вызвав серьезные нарушения психики. В таком случае необходимо искать способы как избавиться от комплекса отличника (отличницы). Иначе последствия могут быть разрушительными для личности.

Как синдром мешает во взрослой жизни

Зацикливание на мелочах, зависимость от мнения окружающих, стремление соответствовать их ожиданиям, острое реагирование на критику - все эти проявления синдрома отличника осложняют жизнь человека, провоцируя проблемы в различных сферах:

  • На работе личность с синдромом отличника с трудом переносит успехи коллег, пытается их превозмочь во всем, что обостряет . Начальник может ставить такого исполнительного сотрудника в пример другим, тем самым вызывая к нему негативное отношение. Сотрудники недолюбливают таких «выскочек», нередко обсуждают их за спиной.

Личности с синдромом отличника не способны на креатив, творчество. Им проще выполнять однообразные задачи в установленных рамках - все ради одобрения со стороны начальства. Они способны жертвовать своим личным временем, задерживаясь на работе дольше всех, однако это делается не столько ради реализации цели, сколько ради поощрения и признания.

  • В личной жизни комплекс отличницы чаще проявляется у женщин. Они уверены, что сногсшибательный внешний вид, умение вкусно готовить, удовлетворять мужчину в постели, содержать дом в идеальном порядке и зарабатывать больше мужа - только эти качества делают их лучшими женами, достойными любви.

Когда мужчина не замечает стараний такой «идеальной» жены, вспыхивают скандалы. Женщина начинает обвинять мужа в том, что «он ее не любит и не ценит», «она ради него старается изо всех сил, а он не замечает этого» и все в таком же духе. Часто подобное заканчивается разводом и полным разрывом отношений. После чего мужчина находит себе женщину, не страдающую синдромом отличницы.

  • Воспитывая детей, родители с комплексом отличника слишком многого требуют от своих отпрысков. Здесь есть все: сравнение их с ровесниками; выбор и навязывание «подходящей» компании с «правильными» детьми; наказания за малейшие ошибки, неудачи, плохие отметки; проявления любви исключительно за хорошее поведение и прочее.

Такие родители записывают ребенка сразу в несколько секций - ведь он должен быть самым успешным из всех, самым умным, сильным, ловким, талантливым. В результате из ребенка вырастает либо бунтарь, который делает все наперекор родителям, либо еще одна личность с таким же, как у родителей синдромом отличника.

  • Отношения с друзьями и знакомыми строятся непросто. Личностям с комплексом отличника трудно заводить друзей, поддерживать дружбу. Все из-за стремления казаться лучше, чем они есть на самом деле и желания доказать, что они во всем превосходят всех. А еще конкурентного сознания, постоянной критики тех, кто не соответствует их представлениям и идеалам.

С незнакомыми людьми женщины и мужчины с синдромом отличника могут вести себя вызывающе, рассказывая о своих успехах и достижениях (нередко преувеличенных). Если же в ответ получают замечание или недостаточное признание их заслуг, болезненно реагируют на это. Такая ситуация создает напряженную атмосферу в любой компании.

Вполне можно качественно общаться с окружающими, научиться строить гармоничные, продуктивные отношения с близкими людьми, если немного подкорректировать восприятие себя и окружающего мира.

Способы избавиться от синдрома

Если вы ощущаете, что ваша жизнь зашла в тупик, а отношения имеют только негативную окраску, можно все исправить и избавиться от синдрома отличника (отличницы). Что для этого надо делать? Определиться, нужна ли вам помощь специалиста или вы сможете справиться самостоятельно. Возможно, достаточно будет посетить психолога. Если же проблема более глубокая, может потребоваться консультация психотерапевта.
Борьба с комплексом отличника включает в себя такие варианты:

  1. Общение с психологом поможет правильно . Человек начнет осознавать, что стремление быть во всем совершенством портит жизнь, а не улучшает ее. В процессе можно научиться , избавиться от зависимости от одобрения окружающих и освободиться от синдрома отличника.
  2. Разрешить себе ошибаться, не быть совершенством во всех жизненных ситуациях. Научитесь делать некоторые вещи не до конца идеальными: не домыть всю посуду, кое-что оставив на потом. Раскладывая на столе или полкам все предметы по своим местам, «забудьте» что-то: небрежно оставьте листок бумаги посреди стола или положите футболку к нижнему белью.

Подобный «беспорядок» поможет вам ослабить хватку перфекционизма и комплекса отличника. Вы заметите, что при этом в вашей жизни ничего не ухудшилось: отношение людей к вам не поменялось, не нарушился , ваши способности и навыки не претерпели катастрофических изменений. Постепенно от мелких «нарушений порядка» вы можете переходить к более крупным. Это сделает вас более независимыми от мнения окружающих, придаст ощущение свободы от внутренних ограничений и избавит от синдрома отличника.

  1. Не сравнивать себя с другими людьми. Никто не повторит вашего пути, у каждого свой опыт, окружение, воспитание, способности, склонности. Не существует абсолютно одинаковых людей, потому сравнение себя с кем-либо, кроме себя самого неоправданно и бессмысленно.
  2. Осознать, что никто не ждет от вас, что вы будете идеальными. Не приписывать людям то, чего они не думают на самом деле. Исходя из этого, не стоит ждать постоянного одобрения своих поступков от окружающих.
  3. Попросить своих близких о помощи: ввести в семье полезную привычку часто обнимать друг друга без причины, хвалить без привязки к каким-либо поступкам. То есть, давать понять, что вы (и вас) любите друг друга просто так, а не за какие-то особые заслуги. Этот способ очень хорошо помогает в борьбе с синдромом отличника.
  4. Хотя бы 1 раз в неделю делать что-то экстраординарное в своих глазах, чтобы освободить настоящие . Регулярно выделять время для : полностью отрешиться от всех забот, заняв свое время развлечениями: походом в кино, общением с друзьями или родственниками, посещением аквапарка и других развлекательных заведений.
  5. Сталкиваясь с критикой своих поступков, необходимо помнить, что это мнение отдельно взятого человека. Постараться посмотреть на критику со стороны, насколько она объективна, и если да, какую пользу вы можете вынести из нее. Не воспринимать критику как попытку унизить или оскорбить ваше достоинство или способности. Такое неправильное восприятие проистекает от комплекса отличника.
  6. Придумать себе или заняться новым делом. Причем не ждать поощрения результатов своего труда окружающими. Делать то, что хочется ради самого процесса. Получать удовольствие не от результата, а от самого «делания». Пусть не все будет получаться и не выглядеть идеальным, цель ведь не в победе над другими, не в первенстве и комплексе отличника, а в получении удовольствия.
  7. Позволять жизни идти своим чередом: влиять на то, на что вы можете повлиять, и отпускать ситуацию, на которую вы повлиять не можете.

Не старайтесь применять все эти методы сразу. Внедряйте их постепенно в вашу жизнь и со временем вы сможете побороть в себе синдром отличника.

Важно! Избавиться от комплекса отличницы (отличника), став взрослыми, непросто. Однако регулярная, упорная работа над собой поможет его преодолеть.

Прогноз и профилактика

Всегда ли комплекс отличника - это плохо? Прежде всего нужно понимать, насколько стремление к лидерству и нарабатывание навыка «успешности» во всех сферах преобладают над здравым смыслом. Если не доходит до болезненности, такие устремления могут придавать сил, мотивировать, быть толчком к большим достижениям.

Если же человек живет только этими устремлениями, с маниакальной потребностью быть лучшим во всем и всех превозмочь, стоит срочно заняться проблемой комплекса отличника. Так как в данной ситуации жизнь и личность человека находятся в разрушительной стадии. Он перестает ощущать себя нужным, погружается в глубокую депрессию. В итоге все может закончиться очень плохо: сведением счетов с жизнью.
Самая лучшая профилактика проблемы - это полное ее отсутствие. Родителям нужно задуматься о методах воспитания ребенка, своих ожиданиях по отношению к нему, последствиях своих поступков. Синдром отличника может подспудно зреть в ребенке, от которого ожидают безупречности и совершенства.

У взрослого человека профилактикой комплекса отличника может быть постоянное напоминание себе, что жизнь прекрасна во всех ее проявлениях, даже если победы не всегда достижимы и совершаются ошибки. А еще отличным способами избавиться от синдрома отличника будут: выработка способности посмеяться над собой и доверие к жизни через способность пускать дела на самотек время от времени.

Бороться с синдромом отличника нужно в том случае, когда он мешает жить, строить межличностные отношения, создавать семью или воспитывать детей. Главное, чтобы и в данном случае все делать без фанатизма.

Есть и положительные стороны в синдроме отличницы (комплексе отличника) - его можно использовать для достижения целей. Не чьих-то, а ваших. Когда вы добьетесь того, к чему стремитесь, не оценка и одобрение окружающих должны быть важны для вас, а то, кем вы стали в процессе достижения и какие вершины смогли покорить.

Многие родители мечтают о том, чтобы их дети были отличниками. Малыши должны идеально выглядеть, примерно себя вести, получать только пятерки. Таким ребенком можно гордиться. Взрослые и сами не прочь стремиться к успеху во всем и любой ценой. Но за этим красивым фасадом скрывается печальная реальность – ребенок, сидящий за уроками весь день, и взрослый, проводящий все время на работе и добивающийся успехов уже от своих детей. Почему же так происходит? Ответ простой – так себя вести их заставляет синдром отличника.

Общие сведения о синдроме

Синдром отличника – это неоднородное явление. В нем совмещаются стремление добиться признания в любом деле и крайняя неуверенность в себе. Желание заслужить любовь, одобрение родителей с помощью хороших оценок комбинируется с постоянным страхом быть наказанным из-за плохих отметок. Привести это может к развитию психологических проблем и комплексов, например, комплекса неполноценности.

Синдром отличника – это неоднородное явление

Симптомы: как проявляется синдром у взрослых и детей

У детей синдром отличника проявляется в виде таких признаков:

  • изменчивая самооценка. Малыш думает о себе хорошо, если его хвалить, и плохо, если порицать;
  • ребенок старается получить высокую оценку во что бы то ни стало. В ход может пойти и ложь, и сокрытие плохих отметок;
  • злорадное отношение к неудачам других детей и ревность к их успехам;
  • неадекватная эмоциональная реакция на отсутствие похвалы – малыш может заплакать, если выполненная им работа не вызовет одобрения;
  • страх ошибиться. Ребенок может бросить диктант или контрольную в любой момент из-за небольшой помарки, сводящей, как ему кажется, все дальнейшие усилия на нет.

У взрослых с синдромом отличника возникают все те симптомы, но есть и определенные нюансы:

  • постоянное сравнивание себя с остальными людьми. Найденные в процессе такого сравнения ошибки и недостатки причиняют человеку большие страдания;
  • взрослый может поступиться многими удовольствиями жизни или развлечениями ради достижения цели;
  • высоко ценит общественное мнение, а не опыт и удовлетворение от сделанной работы. Готов на многое ради похвалы при всех;
  • развивается невроз под названием перфекционизм – желание иметь идеальную внешность, быть лучшим работником, женой, отцом и многое другое.

Малыш думает о себе хорошо, если его хвалить, и плохо, если порицать

Эти симптомы, выявленные у детей, должны вызвать тревогу у родителей и желание помочь своему ребенку. Взрослый же вправе сам решать, насколько проявления комплекса отличника мешают ему, и хочет ли он от него избавиться.

Причины возникновения синдрома отличника

У ребенка сидром отличника может проявиться по нескольким причинам:

  • Из-за того, что родители хвалят свое чадо только за пятерки.
  • Родители могут пытаться реализовать в детях свои неисполненные мечты и компенсировать таким образом свои неудачи.
  • К проявлению синдрома склонны чаще дети с низкой самооценкой.
  • На малыша может повлиять учитель, выделяя только успешных детей и игнорируя достижения остальных.
  • Также важна атмосфера детского коллектива – как другие дети относятся к оценкам, как относится к ребенку лидер из компании, так и сам ребенок будет реагировать на свои отметки.

У взрослых комплекс отличника берет истоки из детских лет, но не всегда. К нему может привести череда последовательных неудач. Человеку может начать казаться, что если бы он больше старался, то и большего бы достиг. И, хотя не все в нашей жизни зависит от нас самих, в сознании таких людей закрепляется связка: неудача из-за несовершенства.

Может повлиять учитель на ребенка, выделяя только успешных детей и игнорируя достижения остальных

Как справиться с синдромом отличника?

В первую очередь стоит понять, а нужно ли избавляться от комплекса отличника. Ответ – да. Комплекс может иметь у детей такие последствия:

  • Неумение выделить основное и трата времени на мелочи. Ребенок занимается тем, чтобы задача была правильно записана в тетради и не успевает ее решить.
  • Боязнь начать новое дело, если нет уверенности в успехе. В дальнейшем это очень сузит круг возможностей человека.
  • Отсутствие свободного времени и высокие запросы по отношению к другим детям могут оставить ребенка без друзей, разучить его нормально общаться.
  • Постоянное перенапряжение – ребенок все время трудится, доводя себя до физического и морального изнеможения.
  • Депрессии из-за нехватки похвалы. Отличников хвалят реже, чем троечников, отчего они и страдают.

В подростковом, а особенно взрослом возрасте все эти последствия усугубляются, обрастая новыми и новыми эффектами:

  • Максимализм, при котором человек боится совершить ошибку и для снижения груза ответственности отказывается от повышения или личной жизни.
  • Потеря собственной индивидуальности из-за следования выбранному образцу.
  • Люди с синдромом постоянно пытаются других индивидов научить, как правильно жить. Такое поведение приводит к конфликтам.
  • Время тратится на пустяки, а важное – личная жизнь, семья, уходит на третий план.
  • Возникают сложности со здоровьем: головные боли, различные неврозы и психические проблемы (например, анорексия), усталость, бессонница.

Многие из этих последствий – очень серьезные и могут значительно навредить человеку.

При таком заболевании могут возникать головные боли

Помощь ребенку с синдромом отличника

Родители самостоятельно могут помочь побороть комплекс ребенку. Для этого им нужно придерживаться таких рекомендаций:

  • Снизить уровень требований к школьнику, если он не соответствует его способностям. Родителям также стоит понять, что оценки важны, но не они определяют будущее чада, а его способность учиться и открывать для себя что-то новое.
  • Показывать, что вы любите ребенка не из-за отличных оценок, а потому что он есть. Оценивание само по себе не меняет детей в лучшую или худшую сторону.
  • Не сравнивайте своего малыша с теми, кто кажется вам умнее и лучше, это вызовет лишь комплексы и обиду.
  • Расскажите чаду, что ошибаться – не только не страшно, но и нормально.
  • Развивайте у школьника оптимизм и чувство юмора. Так ему не только будет легче воспринимать критику, но и находить общий язык со сверстниками.

Самое главное – любить малыша и дать ему это понять. Счастливые дети реже страдают комплексами и неврозами.

Как избавить себя от комплекса отличника?

Для того чтобы помочь себе самому, следует прислушаться к таким советам:

  • позволить себе иногда небольшую небрежность. Маленькие недоделки никто не увидит, и вы убедитесь, что вас не критикуют и не осуждают постоянно – вы делаете это сами;
  • научитесь получать удовольствие от работы, а не от движения к цели. Любимое дело всегда ходит лучше;
  • отдайте кому-то часть своих обязанностей на работе и дома, не тяните все на себе, учитесь расслабляться;
  • находите даже в критике поводы похвалить себя, не зацикливайтесь на неудачах;
  • развивайте в себе навыки работы в команде. Снисходительнее смотрите на работу товарищей, не пытайтесь ее переделать. Еще лучше – если это будет происходить в незнакомой обстановке или новой сфере деятельности.

Любите себя, и результат не заставит себя ждать. А от отличного результата самого по себе самооценка не вырастет. Да и никто не может нравиться абсолютно всем, так почему бы не начать первым относиться к себе хорошо.

Стремиться быть первым во всем, даже в «чужих марафонах» – так сегодня описывают синдром отличника.

Многие думают, что подобный невроз, при котором возникает навязчивое желание получать исключительно одни «пятерки», относится только к детской психологии. Однако взрослые страдают им не меньше. Более того, если у ребенка подкорректировать поведение относительно легко, то в более зрелом возрасте избавиться от синдрома бывает сложно.

Что же это за странное психическое отклонение, корни которого уходят в наше детство? Действительно ли представляет собой угрозу, и какую именно? И есть ли рецепты от этой напасти?

Портрет отличника: тревожные симптомы

Синдром отличника можно разглядеть у ребенка по следующим симптомам:

  1. Нестабильная самооценка. Если похвалить – появляется излишняя самоуверенность, а если покритиковать, то возникает неуверенность при начинании следующего дела.
  2. Стремление заполучить хорошую оценку любым путем. Может появиться наклонность к лживости и скрытности. Он может оболгать товарища, который отвечал хорошо, утаить от родителей плохие отметки и т. д.
  3. Ревнивое отношение к успехам одноклассников. Ребенка радует, когда другие терпят неудачу. Ему кажется, что таким образом он становится ближе к первенству.
  4. Эмоциональная неуравновешенность. Если взрослые забыли похвалить, у ребенка может случиться истерика со слезами. Ему кажется, что никто не хочет оценить по достоинству его старания. Даже когда он просто выполнил свои домашние обязанности, например, вынес мусор или сходил за хлебом.
  5. Неумение преодолевать препятствия. С детьми, болезненно стремящимся к хорошим оценкам, часто происходит феномен, называемый «обратный результат»: школьник вызубривает тему дома, но на контрольной работе получает двойку. Это случается из-за страха ошибиться. Ребенок может бросить писать в самый разгар урока только из-за того, что сделал помарку и думает, что ничего уже не исправить.

У взрослых симптомы проявляются в том, что человек во всем стремиться быть идеальным. Например, синдром отличницы у женщины заставляет ее иметь безукоризненный внешний вид, делать блестящую карьеру, быть супермамой и «правильной» женой.

Почему с этим нужно бороться?

Помните знаменитое описание образцовой девушки – «комсомолка, студентка, спортсменка и, наконец, просто красавица»? Казалось бы, что плохого в том, что человек старается во всем достичь успеха. Ничего. Если это стремление имеет определенные рамки. Если это – не самоцель и не зависимость от мнения общества.

Синдром отличницы у женщины опасен эмоциональным истощением. Малейшее несоответствие образу приводит к сильным душевным страданиям и нервным срывам. Даже такие мелочи, как порвавшиеся колготки или недовольный взгляд начальника, может испортить настроение на целый день.

Для женщин синдром опасен еще и тем, что она рискует остаться одинокой. Девушка, стремящаяся к идеалу, будет искать его и в будущем женихе. Она изведет придирками каждого, кто будет претендовать на это почетное место.

Ужасен и начальник, имеющий синдром отличника. Такой человек изматывает работой и себя, и своих подчиненных, не умеет строить партнерские отношения. Хотя такие люди, несмотря на свою сверхурочную работу, редко делают успехи в карьере. Привычка опускать руки перед серьезными препятствиями, не позволяет доводить до конца вверенный проект.

Склонность к синдрому проявляется еще в детстве. Если вовремя не избавиться от невроза, жажда хороших оценок оборачивается серьезными проблемами в будущем:

  • неумением получать удовольствие от самого процесса работы, так как все мысли заняты результатами;
  • появляется привычка «зазубривать», а не включать творческое мышление;
  • зацикливание на мелочах и неспособность мыслить абстрактно;
  • желание устранить всех соперников, даже нечестными путями;
  • отсутствие друзей из-за сложного характера;
  • эмоциональная нестабильность.

Парадокс синдрома в том, что человек терпит поражения именно из-за слишком сильного желания победить. Он очень болезненно воспринимает малейшие ошибки, опускает руки и погружается в депрессию.

Чтобы помочь самому себе или своему ребенку, для начала необходимо понять причины невроза. У детей синдром отличника чаще всего возникает из-за недостатка внимания или любви со стороны родителей. Хорошими оценками ребенок подсознательно пытается заслужить лишнюю похвалу.

Видя болезненную реакцию школьника на его оценки, старайтесь проявлять свою любовь открыто:

  • как можно чаще обнимайте ребенка просто так, а не за что-то;
  • улыбайтесь ему и успокаивающе гладьте по волосам, когда он что-то взволновано вам рассказывает;
  • говорите вслух слова любви и поддержки;
  • ненавязчиво напоминайте, что вы любите его уже потому, что он есть у вас на этом свете;
  • проводите вместе свободное время, не отталкивайте, ссылаясь на занятость, если ему нужна ваша помощь и совет.

Если замечаете, что школьник проводит за уроками слишком много времени, предлагайте ему пойти погулять, пригласить друзей в гости. Ребенка нужно отвлекать от постоянных мыслей об учебе:

  • запишите его на спортивные или творческие кружки;
  • выезжайте всей семьей на пикники;
  • поиграйте с ним в настольные игры.

Очень важно напоминать и себе и ребенку, что время, проведенное в кругу семьи, замечательно уже само по себе. Даже если вы просто смотрите фильм по телевизору или лежите в траве, разглядывая облака. Учите ребенка проявлять интерес к окружающему миру и любить то, что у него уже есть.

Взрослым, которые заметили в себе синдром отличницы (или отличника), психологи рекомендуют время от времени специально нарушать привычки или устойчивый уклад жизни, чтобы избавиться от страха перед неудачами. Например:

  1. Опоздайте на работу и признайтесь начальнику, что проспали. Позвольте себе (а заодно и окружающим) напомнить о том, что вы – живой человек, а не механическая машина, не имеющая права ошибаться.
  2. Запишитесь на курсы или в спортивную секцию, куда раньше вряд ли захотели бы пойти, считая это занятие пустой тратой времени. Например, ораторское мастерство или скалолазание. Посмотрите, как много ошибок допускают люди, пытаясь красиво говорить или карабкаясь по отвесной стене. И ведь они не плачут! Наоборот, относятся с юмором, подтрунивают друг над другом и просто весело проводят время.
  3. Проведите эксперимент с одеждой. Если привыкли всегда носить костюм и галстук, наденьте старые потертые джинсы и помятую кофту навыпуск. Погуляйте по городу и убедитесь, что никто не оборачивается вам вслед и не показывает пальцем. Так ходит много людей вокруг. Они вполне комфортно себя чувствуют и не задумываются о впечатлении, которое производят. Позвольте же и себе иногда расслабиться и ощутить внутреннюю свободу.

Не забывайте хвалить сами себя за любые, даже самые маленькие победы, и прощать себе любые, даже самые большие на ваш взгляд ошибки.

Среди простых людей с их достоинствами и недостатками обитают и такие необычные личности, у которых все идеально. Или, по крайней мере, они к этому стремятся. У таких представителей рода человеческого всегда все разложено по полочкам - и мысли, и вещи в шкафах. Они аккуратны и подтянуты и выполняют свою работу безупречно. Но почему-то далеко не все из них счастливы. Все дело в том, что их идеальность - это результат такого психологического явления, как «синдром отличницы».

Неоднозначное понятие

Это понятие - одно из «народных» названий термина патологической формы перфекционизма. Это означает, что для человека, который им страдает, приемлем только абсолютный и идеальный результат любого действия. То есть никаких «авось» и «да, ладно», никаких недоделок, а все структурировано, доведено до совершенства и выполнено «на отлично». И так во всех аспектах жизни. Синдром отличницы у взрослых психология изучает уже давно и с пристрастием. По этому поводу есть много научных исследований и работ, поэтому и осведомленность людей в данном вопросе достаточно высока. Однако, к сожалению, таких «отличников» меньше не становится.

Симптомы

Синдром отличницы может проявляться по-разному, и иногда за него может быть принято элементарное стремление человека сделать что-то хорошо или правильно. Но все же есть «звоночки», на которые стоит обратить внимание, чтобы вовремя оказать помощь и поддержку близкому человеку, ребенку или другу. Кстати, и у детей, и у взрослых симптоматика этого психологического недуга выражается одинаково.

  1. Желание довести все до идеала: все игрушки сложены «под линеечку», в дневнике всегда только «пятерки», на кухне каждая кастрюля доведена до блеска, в салоне автомобиля нет ни пылинки, туфли начищены, цветы всегда политы и т. д. И никаких «почти»! Все должно быть доведено до безупречности.
  2. Человек болезненно реагирует на любую критику. Общественное мнение и оценка за проделанную работу - превыше всего остального в жизни. Любая негативная оценка («двойка» или даже «четверка» за контрольную, выговор строгого начальника, замечание прохожего на улице и т. д.) способна просто повергнуть такую личность в глубочайшую депрессию, вызвать очень сильное психологическое расстройство или как минимум сильно опечалить и испортить настроение очень надолго.
  3. Безумная ревность к похвалам, адресованным другим людям. Перфекционист может легко впасть в истерику только потому, что учитель похвалил сегодня не его одного или премию за успешно выполненный проект дали одновременно нескольким сотрудникам. «Отличник» всегда должен быть только лучшим из лучших.
  4. Самопожертвование - это второе «я» таких людей. Никакие лишения не остановят их на пути к идеалу. Они могут жертвовать собой, своей семьей, интересами, отдыхом, развлечениями, в общем абсолютно всем, ради выполнения какой-либо задачи идеально. Как только цель будет достигнута, они переключаются на следующую, и тогда в ход идут уже новые жертвы.
  5. Постоянное сравнение себя с другими: никто не должен быть лучше, никаких промахов и ошибок, как у других. Если отличник встречает на своем жизненном пути еще более идеального человека, то вероятны два исхода. Либо «безупречный» станет для перфекциониста идеалом, которому стоит следовать, либо такая встреча приведет к глубокой депрессии с серьезными психологическими травмами и последствиями.

Причины появления

Согласно последним исследованиям в области психологии и генетики, синдром отличницы может быть как приобретенным, так и наследственным. С генетикой спорить человечество еще не научилось, а вот понять, что вызывает подобные расстройства психики, вполне под силу каждому.

  1. Неправильно данная в детстве установка, что любовь не безусловна, ее необходимо заслужить, причем только хорошими поступками. И чем лучше и правильней все делать, тем сильнее будут любить. Как часто родители говорят своему чаду: «Если бы ты был отличником, тогда я бы тобой гордилась и тебя любила». Или так: «Не подходи ко мне, не разговаривай со мной, потому что ты сегодня поступила очень плохо» и т. д. Из таких высказываний ребенок устанавливает связь: если поступать хорошо и правильно, то будут любить, а если нет - не будут. Отсюда зарождается и стремление сделать все идеально любой ценой, ведь на кону любовь и признание. К сожалению, такую ошибку могут допустить не только родители, но и учителя, бабушки и дедушки, и даже школьные друзья и одноклассники. А любящие и заботливые мамы и папы просто не смекнут вовремя, что это за явление и как с ним бороться.
  2. Постоянное присутствие в окружении человека одного или нескольких патологических перфекционистов может вызвать так называемое «заражение» как у взрослого, так и у ребенка. Конечно, на физиологическом уровне никакого вируса или бактерии не передается. Но на уровне сознания и подсознания перенимание навыков, черт характера и особенностей поведения другого человека, с которым есть постоянный и близкий контакт, - явление не такое уж и редкое. Как в народе говорят, с кем поведешься, так тебе и надо. Часто родители-перфекционисты воспитывают своего ребенка по своему образу и подобию, и в результате получается еще один человечек с завышенными требованиями к себе и окружающим, с болезненным обостренным чувством неидеальности этого мира и стремлением все довести до безупречности.
  3. Чрезмерная самокритичность тоже может довести до такого состояния. Анализируя свои неудачи и промахи, человек думает, что если бы поступил правильно или сделал что-то лучше, то все сложилось бы по-другому или что-то бы не произошло. Это приводит в дальнейшем к стремлению все сделать лучше, а потом при следующей неудаче еще лучше, и так по нарастающей. Очень часто это встречается у детей, которых сильно ругают за ошибки и неправильные поступки.

Плачевные последствия

Чем же опасен патологический перфекционизм? Синдром отличницы у взрослых женщин и мужчин, а также у детей, проявляется как в психологических проблемах (ограниченный круг общения, частые нервозные состояния, депрессии), так и в физических недугах (нарушение работы сердечной и нервной систем, скачки артериального давления, нервное и физическое истощение организма).

Понимая симптомы, причины и последствия, можно обратиться за помощью к психологу. Если нет такой возможности или желания, то, в принципе, каждый может выработать свой собственный способ борьбы с этим недугом, используя следующие советы.

Как помочь ребенку?

Чтобы у вашего любимого чада не возникло проблем при образовании собственной семьи, а потом и с его же наследниками, необходимо в первую очередь обеспечить ему благоприятные условия для жизни и взросления. И психологический настрой играет в этом плане первостепенную роль.

С самого рождения давать чаду понять, что любовь - понятие безусловное. Даже если в дневнике нарисовалась «двойка» или директор вывал родителей в школу за плохое поведение школьника, мама и папа все равно будут любить. Да, они будут расстроены, последует воспитательная беседа и, возможно, даже они применят какое-то допустимое наказание, но при этом всем сердцем будут вместе со своим ребенком. И никаких физических наказаний, чрезмерных лишений или отчуждения!

Чтобы не взрастить синдром отличницы у ребенка, не стоит «лепить» из него гения или победителя во всех конкурсах, соревнованиях и олимпиадах. Пусть чадо занимается тем, что ему интересно и выполняет задания, которые под силу. Пусть не отличник, не призер по бальным танцам, не победитель конкурса лучших скульптур из пластилина и т. д., но зато свой любимый, родной и психически здоровый!

Если школьник чрезмерное количество времени проводит за учебой, без отдыха и прогулок сидит за книгами, старается быть лучшим учеником на всю школу, то это, конечно же, хорошо. Но, как известно, «много хорошо - тоже не хорошо». Чтобы такой старательный малыш не заработал себе «синдром отличницы» вместе с пятерками, грамотами и медалями, родителям нужно перестать этим умиляться и отвлечь чадо на что-то другое, показать, что в мире есть много чего не идеального, но такого интересного. Например, завести традицию по вечерам вместе выгуливать собаку и болтать о всяком разном, причем использовать не один и тот же маршрут, а каждый раз импровизировать.

Или совершенно неожиданно, несмотря на гору невымытой посуды или несделанной работы, собраться и всей семьей поехать на природу, чтобы поиграть в бадминтон.

Как избавиться от синдрома отличницы у взрослых?

Тут уж, после осознания наличия у себя подобной проблемы, придется постараться собственноручно. Как говорится, - дело рук самих утопающих.

Позволить себе хотя бы некоторую небрежность. Для начала можно сделать прическу, которая не предполагает идеальную укладку. Затем выбрать несколько вещей, которые будут выглядеть не так, как все остальное в гардеробе. Также можно попробовать лечь спать, не вымыв посуду, уйти на работу, не прихватив с собой пакет с мусором, который надо выбросить, повесить полотенца в ванной не на свои места. Сначала будет трудновато, но затем изменение таких мелочей даст понять и почувствовать, что мир не рухнет, если не все в нем будет идеально и безупречно.

Хороший способ, как избавиться от синдрома отличницы, - это позволить кому-либо сделать что-то за себя. Например, разрешить мужу самому сходить в магазин и купить любые продукты, которые он выберет, а не те, которые обозначены в строгом списке. Или позволить коллеге самой довести проект до конца, без ежеминутного контроля и проверки. Конечно, это вызовет целую волну переживаний, но трудно будет только первые несколько раз. Затем сработает все тот же принцип - мир не идеален, но, несмотря на это, он все еще держится, и люди в нем счастливы.

И, наконец, синдром отличницы у взрослых можно побороть, научившись наслаждаться не тем результатом, который будет получен в конце пути, а каждым шагом и моментом. Ведь важен не только, например, восторг заказчика от увиденного результата работы компании, но и каждая минута, проведенная за работой, все улыбки коллег, все приятные воспоминания и яркие мелочи.

Побороть синдром отличницы сложно, но все-таки вполне реально. Главное, не пытаться сделать это «на отлично»!

Большинство родителей мечтают, чтобы их ребенок стал лучшим во всем, в том числе и в учебе. Чтобы этого добиться, они предъявляют к детям жесткие требования, а в качестве подтверждения успешности детей, желают видеть в их дневниках хорошие оценки.

Если ребенок тянется к знаниям, проявляет послушание, не отлынивает от уроков и приносит домой отличные оценки – это хорошо. Среди таких детей часто можно встретить тех, которые подвержены «синдрому отличника». Это воспринимается родителями как подарок, а не как проблема.

Что такое синдром отличника и его признаки

Дети, подверженные синдрому отличника, стремятся всегда и во всем быть лучшими. Они не дают себе права на ошибку и предъявляют к себе слишком высокие требования. Они стараются делать все «правильно», но не умеют принимать самостоятельных решений и отличать главное от второстепенного.

Признаки синдрома отличника у ребенка:

  • ребенок болезненно воспринимает любую критику и замечания;
  • ребенок проявляет ревность, когда другие получают отличные оценки или похвалу;
  • ребенок легко жертвует ради успехов в учебе развлечениями, увлечениями или общением с друзьями;
  • в случае неудачи в учебе, у ребенка появляется апатия. Он может замкнуться и впасть в депрессию;
  • ребенок отличается нестабильной самооценкой. Стоит его похвалить, как она завышается, стоит покритиковать – снижается;
  • если ребенка забывают похвалить, он сильно расстраивается и может заплакать;
  • ради получения отличной оценки, ребенок может обмануть или схитрить;
  • главным мотивом в учебе для ребенка является любой ценой получить отличную оценку, вызвать одобрение и восхищение окружающих.

Проблемы, к которым может привести синдром отличника

Для детей с комплексом отличника учеба является смыслом жизни, а оценка – показателем «правильности». Они стремятся не к конкретному результату, а к тому, чтобы все делать в соответствии с неким стандартом, так как уверены, что будут хорошими лишь в том случае, если все сделают безупречно. Это порождает неумение концентрироваться на главном. Например, при выполнении какой-либо работы основная энергия и время уходят не на выполнение поставленного задания, а на правильность выполнения второстепенных мелочей.

Отличники имеют проблемы в общении со сверстниками, у них редко бывают близкие друзья. Это происходит из-за того, что такие дети предъявляют высокие требования не только к себе, но и к другим. Отсутствие друзей может быть следствием занятости или слишком высокой самооценки. Все это отразится на взрослой жизни. Недостаток общения в детстве может вызвать проблемы с коммуникативными навыками и отношениями с противоположным полом.

Синдром отличника у взрослых может проявляться как постоянная неудовлетворенность своими достижениями, жизнью, работой и окружающими. Такие люди болезненно относятся к критике и собственным неудачам, после которых опускают руки и впадают в глубокую депрессию.

Из-за чего возникает синдром отличника у детей

Синдром отличника может быть как врожденным, так и приобретенным. Формируется и проявляется он в детстве, когда ребенок начинает учиться.

Синдром отличника у ребенка может появиться из-за:

  • низкой самооценки или комплекса неполноценности . Дети думающие, что они в чем-то ущербны, стараются это компенсировать отличной учебой;
  • природной потребности в признании и одобрении . Это врожденные особенности характера, которые нужно сглаживать;
  • желания заслужить любовь родителей;
  • страха быть наказанными . Таким детям свойственна робость и повышенная дисциплинированность, они боятся разочаровать родителей или учителей.

Как бороться с синдромом отличника

  • Некоторые родители придают излишнее значение оценкам, воспринимая их, как что-то ценное, и передают такое отношение детям. Ребенок живет с чувством, что от его отметки зависит все. Это приводит к постоянному напряжению, опасениям не справиться с задачей, боязнью разочаровать родителей. Основная задача родителей таких детей – это понять и донести до ребенка мысль, что высокая оценка не является главной жизненной целью.
  • Не нужно требовать от ребенка того, с чем он не может справиться. Возможности детей не всегда могут соответствовать требованиям взрослых. Обратите внимание, к чему ребенок проявляет наибольшие способности и помогайте ему развиваться в этом направлении.
  • Не нужно убеждать ребенка в его уникальности. Не для всех детей эти слова являются поддержкой, это может причинить и вред.
  • Дайте понять ребенку, что вы будете любить его всегда, и на это не повлияют оценки.
  • Если ребенок полностью погружен в учебу, нужно научить его отдыхать и расслабляться. Чаще отпускайте его гулять или приглашайте детей к себе в дом. Больше времени проводите с ним, можете отправиться в лес, прогуляться в парке, посетить детский развлекательный центр.
  • Видя, что ребенок старается, не забывайте его подбадривать и хвалить, даже если у него не все получается. Пусть он знает, что для вас важны его желание учиться и старание, а не результат. Если он поставит перед собой цель стать круглым отличником, чтобы заслужить похвалу, это не приведет к чему-то хорошему.