В чем заключается особенность позиционного чередования звуков. Позиционные чередования. Понятие о графике. Развитие письма
Фазы звучания гласного и согласного. Коартикуляция в потоке речи. Привести примеры.
Для образования каждого звука речи необходим комплекс работ органов речи в определенной последовательности, то есть нужна вполне определенная артикуляция. Артикуляцией называется работа органов речи, необходимая для произнесения звуков.
Артикуляция звука речи складывается из набора движений и состояний органов речи - артикуляционного комплекса; поэтому артикуляционная характеристика звука речи оказывается многомерной, охватывая от 3 до 12 различных признаков.
Артикуляторно звук речи может быть представлен как последовательность трёх фаз, т.е. состояний речевого тракта:
Экскурсия (приступ) - переход артикулирующих органов в состояние, необходимое для производства данного звука;
Выдержка - нахождение органов в данном положении,
Рекурсия (отступ) - переход к артикуляции следующего звука или переход к нейтральному положению.
Реально в речевой цепи все три фазы представлены редко, поскольку экскурсия одного звука часто является рекурсией предшествующего, а рекурсия - экскурсией следующего за ним. Фонетические сегменты могут накладываться один на другой. Такое явление – коартикуляция . Например глухой щелевой (s) перед лабиализованной гласной произносится с округленными губами.
Сильные и слабые позиции фонем в потоке речи.
Поток речи – непрерывная работа речевого аппарата, порождаемая непрерывное звучание. С лингвистической точки зрения поток речи – процесс образования обязательных аллофонов фонем.
Сильные позиции фонем по звонкости-глухости:
1. Перед гласным внутри слова
2. Перед сонантом внутри слова
3. Перед /v/, /v’/ внутри слова
Слабые позиции по звонкости-глухости:
1. Перед шумным (внутри слова и на стыке слов)
2. Конец слова перед паузой, гласным, сонантом или /v/, /v’/
Сильные позиции по твердости-мягкости:
1. Конец слова
2. Перед гласными /a/, /o/, /u/, /e/ (позиция согласного перед /е/ признается сильной только сторонниками щербовского подхода к фонеме).
3.Перед твердым согласным
4.Перед мягким негомоорганным переднеязычным согласным
Слабые позиции по твердости-мягкости:
1. Перед /i/ внутри слова
2. Перед /ы/ внутри слова
3. Перед мягким гомоорганным переднеязычным согласным
Понятие чередования. Различия исторических и позиционных чередований.
Морфемы в различных положениях могут иметь различные варианты звучания, например: <штука>-<штучка>.
Варианты морфем, частично различающиеся своим фонемным составом, называются алломорфами. Так алломорфами являются штук- и штуч-. При сравнении фонемного состава алломорфов обнаруживается факт чередования фонем.
NB!: чередований нет у москвичей.
Чередование – фонемное различие алломорфов одной морфемы.
Два типа чередований:
1) исторические
2) позиционные (живые, фонетические)
I. причина возникновения
Исторические чередования возникают из-за истории языка (необъяснимы с синхронической точки зрения), а позиционные возникают из-за действия фонетических законов.
NB! : в момент своего возникновения любое чередование позиционно
II. на письме
Исторические чередования отражаются на письме (творчество – тварь), а позиционные нет из-за морфологического принципа орфографии.
Кроме i//ы *играть-сыграть
III. позиция альтернантов
Историческое: все в сильной позиции; слева – альтернант исторически первичный.
Позиционные: альтернанты находятся в разных по силе позициях; на первом месте – альтернант сильной позиции.
IV. произношение
Для исторических чередований функция отражения произношения вторична, там важна грамматическая функция; а для позиционных чередований произношение первично, но тут тоже есть морфологическая (грамматическая) функция.
V. нахождение
Исторические чередования находятся по большей части в системе глаголов *бегу-бежишь; позиционные чередования – в системе именного словоизменения *рука-руке.
40. Позиционные и исторические чередования гласных.
Чередование – фонемное различие аллофонов одной фонемы.
Типы чередования:
-Историческое.
-Позиционное (у москвичей его нет!) Позиционные чередования очень немногочисленны и строго регулярны, так как исчислимо число фонетических законов.
Исторические чередования возникают из-за истории языка, но на момент возникновения они тоже являются позиционными.
Все чередования гласных :
Аканье : o//a (вода-воды)
Иканье : e//i (леса-леса); a//i (час – часы); o//i (нес-несу)
Ыканье : e//ы (цех-цеха); o//ы (жены – жена)
Комбинации : i//ы (играть-сыграть)
Исторические чередования: напр. тварь-творить, зарянка-зорька, гореть-огарок.
Позиционные и исторические чередования согласных
Все чередования согласных :
1) Позиция звонкость – глухость:
Зв//гл *сказать-сказка
Гл//зв *просить-просьба
2) Позиция твердость – мягкость:
Тв//мяг *рука-руке
Мяг//тв *степь-степной (на самом деле они не позиционные )
3) По месту и способу образования:
*Воза-возчик
4) Чередование с нулем
*Опоздать - поздно
Исторические чередования:
k|č –ruka-ručka. k|č|c – l’ik-l’ico-l’ičnыj. g|ž-nožыn’ka-naga.и т.д.
Почему в словах чередуются звуки? Это происходит при образовании грамматических форм слова. То есть звуки в одной и той же морфеме, например в корне, могут заменять друг друга. Такую замену называют чередованием. Отметим сразу, что речь пойдёт о фонетических процессах, а не о правописании слов .
В определённых случаях чередуются не только гласные звуки, но и согласные. Чаще всего чередование находится в корнях, суффиксах и приставках.
Мох - мха, везти - возить, крутой - круче, друг - друзья - дружить - в корне слова;
кружок - кружка, дочка - дочек, зимую - зимовать, ценный - ценен - в суффиксах;
ждать - подождать, звать - созвать, втереть - вотру - в приставках.
Существуют два вида чередований: исторические (их нельзя объяснить, они возникли давно и связаны с утратой гласных звуков [ъ], [ь] (сънъ - съна, льсть - льстить) или с необъяснимым тождеством согласных звуков (бега - бежать) и фонетические (по-иному позиционные, так как зависят от позиции звука в слове [нΛга - нок], их можно объяснить с точки зрения современного русского языка, например, чередование [г//к] возникло потому, что перед гласным согласный звук сохраняется, а в конце слова звук оглушается, изменяет своё качество звучания).
Исторические чередования
Фонетические (позиционные) чередования
Исторические чередования выявляются при словообразовании и формоизменении.
Фонетические (позиционные) можно определить по редукции гласных и ассимиляции согласных звуков.
Много беглых гласных при изменении односложных и двусложных существительных по падежам [о, э, и// -]:
рот - рта, лёд - льда, пень -пня;
огонь - огня, узел - узла, ветер - ветра, урок - урока, ноготь - ногтя, улей - улья;
ведро - вёдер, окно - окон, игла - игл, яйцо - яиц.
Встречаются беглые гласные и в кратких прилагательных:
краткий - краток, горький - горек, смешной - смешон, длинный - длинен, хитрый - хитёр.
В корнях разновидовых глаголов тоже происходят чередования гласных и согласных звуков:
коснуться - касаться, осмотреть - осматривать, собрать - собирать, послать - посылать, зажечь - зажигать, понять - понимать, сжать - сжимать.
Чередования звуков важно знать, чтобы правильно применять орфографические правила, когда возникают затруднения с написанием букв в разных частях речи. Если не узнаешь чередования, можешь допустить ошибку и при морфемном разборе, когда выделяешь части слова.
О правописании корней с чередованием читайте в категории "Орфография".
Чередования звуков и фонем
Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).
фонетические (называемые также автоматическими альтернациями ) и нефонетические (традиционные, исторические) . Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.
Чередования звуков и фонем
Чередования звуков (аллофонов) и фонем происходят в рамках одной морфемы, представляющей для них единицу вышележащего уровня языка. Альтернанты могут различаться количественно (долготой звука) или качественно (способом образования, местом образования).
По характеру условий чередований выделяются два их типа: фонетические (называемые также автоматическими альтернациями) и нефонетические (традиционные, исторические). Фонетические чередования наиболее регулярны (немногочисленные исключения могут наблюдаться в иноязычных словах), однако регулярная фонетическая обусловленность исторически лежит в основе и нефонетических чередований. В целом в системе формообразования регулярность чередований выше, чем в словообразовании.
Фонетические чередования. Фонетические чередования - это изменения звуков в потоке речи, которые вызваны современными фонетическими процессами. Эти чередования обусловлены позицией. При фонетических чередованиях чередуются варианты или вариации одной и той же фонемы, без изменения состава фонем в морфемах. Таковы чередования ударных и безударных гласных в русском языке, например, воды - вода - водовоз, где и варианты фонемы о.
Таким образом, фонетические чередования всегда позиционны. Они служат в фонологии материалом для определения фонемного состава данного языка.
Фонетические чередования подразделяются на позиционные (1) и комбинаторные (2).
Позиционные - чередования, обусловленные местом относительно ударения или границы слова. К такому виду фонетического чередования относятся оглушение и редукция.
2.комбинаторные чередования обусловлены наличием в окружении данного звука других определённых звуков.
Нефонетические (исторические) чередования. Альтернантами исторических чередований являются самостоятельные фонемы. Такие чередования могут быть как позиционными, так и непозиционными:
1.позиционные (морфологические) - имеют место при регулярном формообразовании (в определённых грамматических формах, к примеру, русск. водить - вожу, глядеть - гляжу) и словообразовании посредством тех или иных морфем. Являются объектом изучения морфонологии.
2.непозиционные (грамматические) - не обусловлены позицией относительно определённой морфемы, но обычно сами являются средством словообразования (русск. сух - сушь, англ. advice /s/ "совет" - advise /z/ "советовать") или формообразования. Выступают внутренними флексиями и относятся к сфере грамматики. [Зиндер Л.Р. Общая фонетика.2-е изд.М., 1979 c.100-105]
чередование фонема стиль речь
Фонетические чередования
Позиционные чередования
На одном и том же месте в одной и той же морфеме могут произноситься разные звуки. В формах слова коза, козе, козу, коз, в словах козлы, козёл, козерог корень одни и тот же. Но мы произносим то [з] (коза, козлы), то [з"] (козе, козёл, козерог), то [с] (коз), то [з], огубленный согласный, при произнесении которого губы напряжены и вытянуты в трубочку (козу). Гласные произносятся тоже не одинаково: к [ъ] злы, к [о] з - к [а] за, к [а] зёл. Не одинаков и первый согласный: перед [а] это [к]: [ка] за, перед [о] это [к]: [к] озлы, [к°] оз. Такая мена звуков называется чередованием. Чередование бывает только в одних и тех же морфемах. Заменив [з] на [с] или наоборот в словах ко [з] а, ко [с] а, мы не получим чередования - корни здесь разные.
Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове. Так, в русском языке звук [г], попав на конец слова, заменяется звуком [к].
Чередование [г // к] в русском языке - позиционное чередование. Позиционным чередованием называется такое чередование, которое происходит в какой - либо позиции и не знает исключений в данной языковой системе. Чередование [г // к] - фонетическое. У фонетических чередований позиции, т.е. условия появления того или иного звука, фонетические - начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.
Но вот еще пример - чередование [г // ж]: подру [г] а - дру [ж] ный, бума [г] а - бума [ж] ный, тай [г] а - таё [ж] ный, дви [т] ать - подви [ж] ный, мо [г] у - возмо [ж] ный. Чередование это осуществляется во многих словах, и можно подумать, что оно обусловлено позицией перед [н]. Это значило бы, что оно тоже фонетическое.
Но это не так: [г] перед [н] не обязательно заменяется на [ж]: [г] ом - [гн] агь, ми [т] ать - ми [г] нуть, шагать - ша [г] нуть. Фонетической
позиционной обусловленности здесь нет. Но есть другая позиционная обусловленность: чередование [г // ж] ие знает исключений в позиции перед суффиксом прилагательных - м-. Позиция здесь морфологическая, чередование - морфологическое позиционное. Кроме позиционных чередований бывают и такие, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: друг - друзья, невежа - невежда, смерть - мор - вымаривать. Такие чередования связаны только с конкретными словами.
По правилам русской орфографии фонетические чередования на письме обычно не отражаются. Мы пишем одинаково корень слова нога - ног, хотя все три звука в первой форме и во второй разные. Нефонетические чередования обычно на письме передаются разными буквами: нога - подножка. Фонетическое чередование - это чередование звуков, относящихся к одной фонеме. Нефонетическое чередование - это чередование фонем. [#"center">2.1.2 Комбинаторные чередования
Комбинаторные чередования - фонетические изменения, возникающие в результате влиянии звуков друг на друга в потоке речи. Основные виды: аккомодация, ассимиляция, диссимиляция. На ассимилятивной и диссимилятивной основе могут происходить фонетические явления, которые традиционно также относятся к комбинаторным чередованиям: эпентеза, диэреза (выпадение звуков: рус. "честный"> [ч"эсный], 1е ami - lami и т.п.), гаплология, метатеза. С фонологической точки зрения комбинаторные чередования приводят к возникновению либо модификаций фонем (иначе - аллофонных вариантов, комбинаторных оттенков), которые никогда не выступают в данном языке как фонемно противопоставленные, либо фонетических, или живых, чередований фонем, образующих фонемные ряды. Напр., в рус. яз. ассимиляция шумных согласных по глухости - звонкости дает в результате чередовании фонем ("лодка - лодочка" т||д, "просьба - просить" з||с), а возможное ассимилятивное оглушение сонанта перед глухим шумным - модификацию ("масте [р] ская", "за [м] ша"), т.к. в системе фонем рус. яз. отсутствуют глухие сонанты. Однако возможна неоднозначная трактовка понятий модификации и чередования фонем в различных фонологических школах. Степень подробности описания фонетических характеристик аллофонов определяется целями лингвистического исследования.
Одна из причин комбинаторных чередований - артикуляционная связанность звуков, особенно соседних, приводящая к тому, что рекурсия (окончание артикуляции) предшествующего звука взаимодействует с экскурсией (началом артикуляции) последующего. Вследствие этого происходят качеств, изменения; напр., артикуляция, характерная только для одного из звуков, распространяется и на другие: назализуется гласный, следующий за носовым согласным ("нос", "мы"), смягчается согласный перед мягким ("кости" - ср. "косточка"). В зависимости от направления влияния звуков друг на друга различают регрессивные и прогрессивные комбинаторные чередования. Механизм регрессивных заключается в предвосхищении артикуляции последующего звука, в подготовке ее одновременно с артикуляцией предыдущего, если соответственный произносительный орган оказывается свободным. Напр., согласный перед огубленным гласным приобретает дополнительную губную артикуляцию. Механизм прогрессивных комбинаторных чередований основан на менее распространенной тенденции - инерции сохранить некоторые элементы артикуляции предыдущего звука при произнесении последующего. Напр., в диал. "Ваньки - Ванька" палатализация согласного распространяется и на соседний согласный.
Действие артикуляционного механизма, т.е. физиологического фактора, вызывающего комбинаторные чередования, направляется и ограничивается системно - языковым фактором: взаимовлияние звуков проявляется лишь в том случае, если при этом не нарушаются существующие в языке фонематические отношения. Напр., во франц. яз. (в отличие от русского) носовые гласные существуют как особые фонемы, поэтому полная назализация гласного между носовыми согласными возможна в рус. яз. ("мама - мам"), но невозможна во франц. яз. ("maman - mama"). Таким образом, комбинаторные чередования определяются принятыми в каждом языке правилами, находящимися в тесной связи с особенностями артикуляционной базы данного языка. Правила могут учитывать и некоторые морфологические характеристики: напр., в рус. яз. сочетание согласных "тс" сливается в аффрикату [ц] на стыке корня и суффикса, но не на стыке приставки и корня, ср. "братский" и "отсыпать". Отражение в системе правил комбинаторных чередований особенностей условий общения, стиля и темпа произнесения, возрастных и социальных характеристик говорящего в т.п. объясняет наличие в языке орфоэпия, дублетов. Напр., в рус. языке т. наз. факультативное смягчение согласных ("по [с"п"] еть - по [сп"] еть", "бо [м"б"] ить - бо [мб"] ить") более вероятно в речи старшего поколения. [#"center">2.2 Нефонетические (исторические) чередования
Среди нефонетических (исторический) чередований различают чередования морфологические и грамматические.
) Морфологические (или исторические, традиционные). Такое чередование не обусловлено фонетической позицией, и не является само по себе выразителем грамматического значения. Историческими такие чередования называются потому, что они объясняются только исторически, а не из современного языка. Традиционными их называют потому, что как смысловой необходимости, так и фонетической вынужденности эти чередования не подчиняются, а сохраняются в силу традиции.
При морфологических чередованиях чередуются:
а) гласная фонема с нулем, например, сон-сна, пень-пня. (так называемая беглая гласная)
б) одна согласная фонема с другой согласной фонемой: к-ч г-ж х-ш, например, рука - ручка, нога - ножка, муха - мушка;
в) две согласные фонемы с одной согласной фонемой: ск-щ ст-щ зг-ж зд-ж, например, плоскость - площадь, простой - упрощение, брюзга - брюзжать, запоздать - позже.
) Грамматические чередования очень схожи с морфологическими. Нередко их объединяют вместе. Однако существенное отличие грамматических чередований от морфологических (традиционных, исторических) состоит в том, что грамматические чередования не просто сопровождают различные словоформы, а самостоятельно выражают грамматические значения. Так, например, чередования парных л и л мягкого, н и н мягкого, а также чередования к-ч х-ш могут различать краткое прилагательное мужского рода и существительное категории собирательности, например, гол - голь, рван - рвань, дик - дичь, сух - сушь. Чередование г-ж может различать несовершенный и совершенный вид глаголов, напр. избегать, прибегать, убегать и избежать, прибежать, убежать.
Чередование свойственно прежде всего единицам звукового строя - звукам и фонемам , для которых правило структурной конгруэнтности означает, что они в качестве альтернантов должны занимать одно и то же место в составе одной и той же морфемы, ср. нем. ver-lier-en ‘терять’ / ver-lor-en ‘потерянный’ / Ver-lus-t ‘потеря’, где корень представлен тремя фонологическиразличными морфами, отражающими чередования фонем /ī/ ~ /o/, /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/. Чередования бывают разных типов и видов. По характеру дифференциальных признаков альтернантов различаются количественные чередования (по долготе - краткости) и качественные чередования (по признакам места, способа образования и др.). По характеру условий чередования различают 2 типа - фонетическое и нефонетическое (традиционное, историческое) чередование.
При фонетическом чередовании альтернантами являются звуки, взаимно исключающие друг друга в различных фонетических позициях, т. е. принадлежащие одной фонеме; такие чередования изучаются в фонологии и служат основой для определения фонем в языке. Фонетические чередования всегда позиционные. Нефонетические чередования могут быть 2 видов - позиционными и непозиционными; альтернантами нефонетических чередований являются фонемы, мена которых необъяснима характером фонетической позиции, ср. ма́зать//ма́жу/мажь [маш], где представлены оба типа чередований: нефонетическое чередование /з/ ~ /ж/ и фонетическое чередование [ж] ~ [ш]. Нефонетическое чередование в этом примере является, однако,позиционным, так как происходит в определённых грамматических формах перед определёнными аффиксами , в связи с чем это чередование можно назвать формально обусловленным; того же вида чередования /д/ ~ /ж/, /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ и др. (водить - вожу, бегу - бежишь, влеку - влечёшь и т. п.), ср. также франц. /r/ ~ /z/ в dire ‘говорить’ / disons ‘говорим’ и в другихглаголах этого класса. Поскольку чередования такого вида сопровождают регулярное формо- и словообразование посредством специальных морфем, их называют такжеморфологическими; эти чередования изучаются в морфонологии . Второй вид нефонетических чередований - непозиционные, т. е. не обусловленные позицией перед определённой морфемой; такие чередования обычно сами по себе служат целям формо- и словообразования и поэтому называются грамматическими, ср. «сух» - «сушь», «дик» - «дичь» или англ. advice [‑s] ‘совет’ - advise [‑z] ‘советовать’. Важнейшие разновидности непозиционных чередований - аблаут и умлаут , которые могут быть как морфологическими, так и грамматическими по своей функции. Так, в приведённом немецком примере аблаут /ī/ ~ /o/ - грамматическое чередование (так как только оно различает формы указанного глагола - инфинитив и причастие II), в отличие от морфологического чередования /ī/ ~ /u/ и /r/ ~ /s/, сопровождающих смену суффиксов. Грамматическое чередование выступает в языке в роливнутренней флексии (см. Флексия ) и относится к грамматике. Об этих чередованиях можно сказать, что они лишь категориально обусловлены (соотносятся только с определённой грамматической категорией), в отличие от позиционных (морфологических), в которых формальная обусловленность накладывается на категориальную. На периферии нефонетических чередований находятся случаи типа «друг - друзья», где грамматическая аномальность формы множественного числа придаёт чередованию /г/ ~ /з/ характер лексически обусловленного, так как это чередование нельзя связать с действием формально-категориальных факторов.
Различные типы и виды чередований имеют разную степень регулярности и безысключительности. Наиболее регулярными и почти не знающими исключений (разве что в отдельных иноязычных словах) являются фонетические чередования. В них господствует фонетическая обусловленность, которая исторически лежит в основе и других видов чередования, но в последних она либо вовсе не оставила следов (как в аблауте), либо эти следы сильно смазаны (как в умлауте). Среди нефонетических чередований имеются относительно регулярные, обязательность которых безысключительна в пределах определённых парадигм или частей речи, и спорадические (нерегулярные), в большей степени испытывающие лексические ограничения (например, /г/ ~ /ч/ в стерегу/стеречь). В целом регулярность чередований выше в системе словоизменения и ниже в словообразовании (для языков, где развиты обе системы). Наименьшей регулярностью обладают лексически обусловленные нефонетические чередования.
В истории языка не только фонетическое чередование может стать нефонетическим (например, в славянских языках морфологические консонантные чередования типа /г/ ~ /ж/, /к/ ~ /ч/ возникли на базе древнего фонетического процесса палатализации), но и разные виды нефонетических чередований могут сменять друг друга; так, в языке волоф начальные грамматические чередования в корне типа to ‘играть’ - po ‘игра’ или sol ‘одевать’ - col ‘облачение’ восходят, по-видимому, к морфологическим чередованиям, сопровождавшим исчезнувшую префиксацию показателей именных классов . Источником фонемного чередования может оказаться древнее морфемное чередование, стёршееся вследствие переразложения; например, в греч. ἧπαρ ‘печень’ /ἥπατος (род. п.) в чередовании исхода основы ‑r/‑t скрыто древнейшее чередование суффиксов *‑er/*‑en, представленных в этом слове в нулевой ступени (*yekʷ‑r̥‑//*yekʷ‑n̥‑). И наоборот, стирание фонетических условий чередования приводит к появлению чередования морфем, так как, в сущности, чередование типа бег‑/беж- может рассматриваться целиком как морфемное.
В отношении чередования могут находиться также единицы суперсегментного уровня, например тон или ударение ; так, в языках с подвижным ударением в пределах словообразовательной или словоизменительной парадигмы могут чередоваться либо ударные-безударные слоги (зо́лото/позоло́т‑а), либо морфологические единицы - основа в окончание (зо́лото/золот‑о́й).
Позиция - это место положения звука в слове. Это условие для произнесения того или иного звука.
В русской речи в разных позициях один звук заменяется другим.
Закономерная мена звуков в пределах одной и той же морфемы, вызванная позиционными условиями, называется позиционным чередованием : [м /рос ], [м /роз ы].
Мы будем рассматривать позиционные чередования согласных звуков по основным 2 признакам: звонкости-глухости, твердости-мягкости.
1. Мена согласных по признаку звонкости-глухости.
Звонкий согласный меняется на глухой в следующих случаях :
а) в абсолютном конце слова: друг[к], дуб[п];
б) перед глухими согласными: низ кий [с]
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким: просьба [про/з"бъ], с горы [зг /ры].
2. Мена согласных по признаку твердости-мягкости.
Эта мена в первую очередь происходит по признаку мягкости.
Мена твердого звука на мягкий наблюдается прежде всего внутри слов и обычно встречается в положении зубной согласной перед мягким зубным:
сделать [з"д"э/лът"], гость [го/с"т"], кузня [ку/з"н"ь]
Звук [л] не подлежит этой закономерности: полнеть [п /лн"эт"]
3. Мена свистящих звуков [з][с] перед шипящим на шипящий сжать [ ат "], сшить [ ыт "].
Уподобление одного звука другому в отношении условий его образования называется ассимиляцией .
4. Для системы согласных звуков русского языка характерно и явление упрощения групп согласных.
Такое явление наблюдается в сочетаниях стн, здн, лнц, рдц, нтск, стл, вств: местный [ м"э/сны ], позно, солнце, сердце, гигантский, завистливый, чувство, то непроизносимые согласные.
Они зависят от следующих факторов:
1. от места ударения слов;
2. От положения согласного по отношению к ударному слогу;
3. От твердости-мягкости соседних согласных.
1. Позиционная мена гласных звуков под ударением.
Твердый согласный перед гласными никак на него не влияет: гласный произносится, так же как и после паузы (начало слова).
Сравним: сон - он; шум - ум.
Твердый согласный после гласного тоже не влияет: дар - да.
Таким образом, у гласных фонем <а, о, э, у> под ударением в начале слова и после твердых согласных сильная позиция. Твердые согласные не влияют на реализацию этих фонем. Исключение составляет <и>.
Сильная позиция:
а) после паузы (начало слова);
б) после мягких согласных: ил - пил.
А после твердых согласных <и> реализуется в <ы>: игра - [сы]грать.
Мягкие согласные наоборот, влияют на реализацию фонем <а, о, э, у>.
В сходстве с мягкими согласными каждая из этих фонем реализуется более закрытым и более передним гласным звуком. Язык приподнимается к верху. В этом случае артикуляция (от лат. articulatio - членораздельно выговаривать, работа органов речи, направленная на производство звуков) меняется.
Например :
[спат"] - артикуляция в конце звучания [а] сдвинута вперед и вверх;
[сп"ат] - артикуляция в начале звучания. Мягкий согласный сильнее всего воздействует на начальную часть гласного;
[с"п" а/ "и ] - спящий. Так воздействуют мягкие согласные на [ . а. ] охватываемый весь процесс артикуляции.
[п /са/ткъ] - [с"а/ду]
[па/са/д"им] - [с" а/д"ьм]
[а]:[а], [ "а], [а"], [ "а"]
Параллельный тип фонемного ряда, его члены - вариации. Члены этого ряда никогда не могут совпасть с членами другого фонемного ряда.
Такой процесс называется аккомодацией (от лат. accomdatio - приспособление). Т.е. - это приспособление органов речи для произнесения гласного звука в соседстве с мягким согласным. Так гласные [а, о, у, э] после мягких согласных становятся более передними, а на слух выше .
В транскрипции явление аккомодации обозначаем У [и] - аккомодацию можно не обозначать, так как он всегда в верхнем подъеме.
2. Позиционная мена гласных звуков в безударном положении.
В безударном положении гласные подвергаются редукции (от лат. reductio - приводить обратно, возвращать; сокращать, уменьшать). Редукция - это ослабление артикуляции звука и изменение его звучания (сокращение звука по силе и длительности).
Редукция касается в основном гласных звуков в безударном положении.
Позиция под ударением всегда сильная и гласные звуки не подвергаются изменениям.
В слабых позициях гласные верхнего подъема [и][ы][у] подвергаются только количественной редукции , т.е. несколько сокращается время их произнесения, но качеством не меняется: сравним дым - дымок - дымовой [ды/мок].
Гласные [а][о][э] подвергаются не только количественной, но и качественной редукции.
Основные позиционные изменения безударных гласных могут быть представлены в таблице:
В абсолютном начале слова позиция гласного звука приравнивается к позиции I предударного слога.
травы трава травяной
[тра/вы] [тр /ва] [тръ/в"и э /но]
<а>: [а] - - [ъ]
воды вода водяной
[во/ды] [в да/] [въ/д"и/но]
<о>: [о] - - [ъ]
Это перекрещивающиеся типы фонемного ряда, так как некоторые их звуки совпадают. Члены этих рядов являются вариантами.
шесть шестой на шесть
[шэс"т "] [шы э /сто ] [на/шъс"т"]
<э>: [э] [ы э ] [ъ]
мел мелок меловый
[мэл] [м"и э /лок] [м"ь/л /во ]
<э>: [э] [и э ] [ь]
Исторические чередования звуков.
Кроме позиционного чередования в русском языке наблюдаются чередования исторические (непозиционные, морфологические).
Главное отличие от позиционных чередований состоит в том, что они не обусловлены позицией в слове: но га - нож ной
но сит - вына шивает
позиция гласного одинакова: под ударением
Исторические чередования возникли в процессе развития языка.
1. Сон - сна О// в XI - XII веках падение редуцирования
день - дня Э// сънъ - съна дьнь - дьна?
2. о//а просит - выпрашивает
бер//бир беру - выбираю
стер//стир стерет - стираю
3. б//бл (любить - люблю)
в//вл (ловить - ловлю)
ф//фл (графить - графлю)
4. г//ж нога - ножка
к//ч рука - ручка
5. ст//д вести - веду
ст//т мести - мету
6. д//ж ходить - хожу
Позиционная мена согласных звуков наблюдается по следующим признакам:
1) мена согласных по звонкости – глухости.
Звонкий звук меняется на глухой в следующих случаях:
а) в абсолютном конце слова:
Друга – друг, дубы – дуб
[г] // [к], [б] // [п]
б) перед глухим согласным:
весь – всё, низок – низкий
[в’] // [ф], [з] // [с]
Глухой согласный меняется на звонкий перед звонким:
просить – просьба, с окна – с горы
[с’] // [з’] [с] // [з]
2) мена согласных по твёрдости – мягкости.
Ср.: Мост – мостик, езда – ездить, бант – бантик .
[ст] - [с’т’], [зд] - [з’д’], [нт] - [н’т’] .
3) мена согласных [з], [с] на шипящие перед шипящими звуками [ж], [ш].
Часто эта мена сопровождается меной согласных по звонкости – глухости.
Например: сшить - [шыт’] : [c] [ш] + [ш] = [ш]долгий ,
сжать - [жат’] : [с] [з] [ж] + [ж] = [ж] долгий .
4) Для системы согласных русского языка характерно явление упрощения групп согласных. Так называемые непроизносимые согласные наблюдаются в сочетаниях: стн, здн, лнц, рдц, стл, нтск, вств .
Например: [г’и / га / нск’ иj] .
Таким образом, согласные звуки [д], [т], [л], [в] чередуются с нулём звука – .
РАЗДЕЛ «ГРАФИКА»
Понятие о графике. Развитие письма
Графика – это раздел языкознания, в котором рассматривается отношение букв алфавита к составу фонем. Также этим словом называется совокупность букв или начертаний, которые используются на письме.
Русский литературный язык существует в двух формах: устной и письменной.
Письмо возникло как средство общения, дополнительное к устной речи. Письмо, связанное с использованием начертательных знаков (рисунок, знак, буква), называется начертательным письмом. Оно прошло длительный путь своего развития.
Мы используем звуковое, а точнее фонемное письмо . В нем знаки (буквы) служат для передачи фонем в сильной позиции, а также звуков русской речи.
Перечень всех букв расположен в определенном порядке, который называется алфавитом (от названия греческих букв «альфа» и «вита») или азбукой (от названия первых букв славянского алфавита «аз» и «буки»).
В основе нашего письма лежит кириллица – азбука, созданная в конце IX-X веков византийскими миссионерами Кириллом (Константином) и Мефодием. Составлена была кириллица для перевода греческих церковных книг на старославянский язык (македонский диалект болгарского языка).
На Руси кириллица появилась в конце десятого века в связи с принятием христианства в 988г. В основе её лежал греческий алфавит
За период с 988 года изменились все стороны языка (лексика, фонетика, грамматика). Вместе с языком развивалось и совершенствовалось русское письмо.
До XVI века наше письмо было сплошным - между словами не было пробелов. На конце слов ставились «Ъ» и «Ь».
В развитии графики и орфографии большую роль сыграли реформы Петра I, по инициативе и при участии которого в России была создана Гражданская Азбука (1708-1710гг). Церковный шрифт заменили гражданским: буквы гражданской азбуки, в отличие от кириллицы, были более просты по геометрическим начертаниям и приближены к начертаниям латинского алфавита. Некоторые буквы исчезли из алфавита.
Более чем за 1000 лет в русской азбуке появилось всего три буквы: буква «ё» введена Н.Карамзиным в 1797г., буква «э» узаконена Петром I, но употреблялась в русском письме и ранее, буква «й» введена Академией наук в 1735 г.
С небольшими изменениями эта азбука используется до сих пор.
К концу XIX века был подготовлен проект графической и орфографической реформы, но утвержден он был 10 декабря 1918 года специальным декретом Совета народных комиссаров. Графика была упрощена, из неё устранены буквы: «ять», «и десятеричное», «фита» и другие.
За период с 1918 г. по настоящее время никаких изменений в составе русского алфавита не проводилось.
Состав русского алфавита. Буква и фонема
Современный русский алфавит состоит из 33 букв. Расположение букв в алфавитном порядке условно, но знание его обязательно, чтобы свободно пользоваться словарями, алфавитными списками и указателями.
Каждая буква имеет своё название, равное одному звуку или двум: а –[а], б - [бэ] и т.д.
Десять букв - гласные, из них буквы а, о, э, и, у, ы – простые (однозначные), буквы е, ё, ю, я – йотированные (двузначные). Двадцать одна буква - согласные. Буквы Ъ и Ь звуков не обозначают. Начертание букв имеет 2 разновидности - печатную и письменную. Каждая различает строчные (малые) буквы и прописные (заглавные), за исключением ь, ъ, ы.
Буква - элемент алфавита, который представляет собой начертание определенной конфигурации, это рисунок, который нельзя произнести.
Кроме букв, в графике используются и небуквенные графические средства : знак ударения, дефис (чёрточка), знаки препинания (правила их употребления относятся к пунктуации), апостроф, знак параграфа, пробелы между словами, частями текста, а также шрифтовые выделения (курсив, жирный шрифт, разрядка и др.), подчёркивание, выделение цветом.
Фонема - это незначимая единица языка, которая в речи реализуется рядом позиционно чередующихся звуков. Основная функция фонемы – различительная. На письме мы обозначаем фонему в сильной позиции. В результате получается, что каждая морфема (значимая часть слова), раз она содержит одни и те же фонемы, пишется всегда одинаково.
Воды - вода – водяной гриб - грибы
[во/ды] - [в a / да] - [въ / д’ и э / ноj] [г р’ и п ] - [г р’ и / б ы]
<о>: [о] - [ a ] - [ъ] <б>: [п] - [ б]