Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности". (8 класс). Cочинение «Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри Что такое одиночество ассоциируя с мцыри

«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки - из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.

Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна...» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»

Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.

Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог

Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.

    “Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе...

    Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...

    Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он...

    Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. "Любимый идеал"...

    Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на...

Тема: М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности.

Тип: применение полученных знаний.

Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.

Цель: научить характеризовать Мцыри как романтического героя.

Задачи:

    актуализировать знания учащихся о романтизме, особенностях романтического характера; выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;

    развивать навыки аналитической работы с текстом, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь и память учащихся;

    воспитать самостоятельность мышления, прививать интерес к произведениям русской литературы.

Оборудование: проектор и интерактивная доска, листы А4, ручки, презентация (тема урока, цель урока, литературоведческие понятия, вопросы беседы, структура синквейна, цифровой диктант и домашнее задание), раздаточные листы с незаполненным кластером.

Ход урока

    Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать, дорогие учителя. Я желаю вам всем здоровья, бодрости и успехов в ваших начинаниях. И нам успешной работы на уроке. Садитесь.

    Объявление темы и целей урока.

Сегодня на уроке мы должны рассмотреть Мцыри как романтического героя. Для этого должны вспомнить, что такое романтизм и романтический герой. Таким образом, тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности.

    Актуализация полученных знаний.

1) Работа с литературоведческими понятиями.

Для начала выясним, что такое романтизм.

Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств;

В центре художественной системы романтизма – личность.

Основной конфликт – между личностью и обществом.

Романтическая личность – страстная личность.

Кто такой романтический герой?

Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром.

Стремление к свободе как одно из проявлений романтического героя. Что такое свобода? Кто как понимает?

1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.

2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.

3. Вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.

4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе.

О своем восприятии слова «свобода» расскажет Айтаков Диас.

2) Прием «Пресс-конференция с героем».

Прежде чем приступим к анализу поэмы, вспомним немного содержание поэмы. Для этого проведем пресс-конференцию с Мцыри.

Каждая группа должна подготовить по одному вопросу, который вы бы хотели задать Мцыри по поэме.

    Эвристическая беседа.

Приступаем к основной части нашего урока. Мы должны выявить черты романтической личности в Мцыри и заполнить кластер.

Скажите, пожалуйста, почему Лермонтов не дает нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре?

Потому что жизнь в монастыре была однообразной и предсказуемой.

Как Мцыри воспринимал монастырь, где он вырос?

Как тюрьму, место заточения «с кельями душными», чувствовал себя пленником.

Значит, выделяем первую черту романтического героя – неудовлетворенность окружающим миром.

Записывайте в первый лепесток кластера.

Лермонтов еще в начале произведения показывает нам сильную личность, таящуюся в мальчике. Найдите в тексте подтверждение моим словам.

И слаб, и гибок, как тростник.

Но в нем мучительный недуг

Развил тогда могучий дух

Его отцов. Без жалоб он

Томился, даже слабый стон

Из детских губ не вылетал,

Он знаком пищу отвергал

И тихо, гордо умирал.

О какой цели, которую он «имел в душе» говорит Мцыри?

Одну лишь пламенную страсть:

Она, как червь во мне жила,

Изгрызла душу и сожгла.

Она мечты мои звала

От келий душных и молитв

В тот чудный мир тревог и битв,

Где в тучах прячутся скалы,

Где люди вольны, как орлы.

Какую черту романтической личности можем выделить исходя из сказанного?

Вторая черта романтического героя: интерес к сильным чувствам и страстям.

Одной из этих сильных страстей является стремление к воле, к свободе. Найдите в тексте цитаты, где Мцыри говорит о воле.

Ты хочешь знать, что делал я

На воле? Жил – и жизнь моя

Без этих трех блаженных дней

Была б печальней и мрачней

Бессильной старости моей.

Это третья черта романтической личности.

Физминутка

Вправо-влево, вправо-влево,

Вправо-влево, видим смело,

Вниз и вверх, вниз и вверх,

Будем четко видеть всех.

Обведем глазами круг,

Станем лучше видеть вдруг.

Резво крутим мы глазами,

Без очков мы видим сами!

Нарисую я восьмерку,

Вижу все теперь уж зорко!

Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль,

Близорукость, убегай.

А теперь согрей ладошки,

Отдохни совсем немножко.

Как показывает поэт восторг Мцыри от полученной кратковременной свободы?

Через восторженное восприятие Мцыри окружающей природы.

В каком эпизоде проявляются физические и духовные силы Мцыри, о которых он и не подозревал?

В эпизоде боя с барсом.

Какую черту романтизма мы можем, исходя из сказанного, выделить?

Четвертая черта романтического героя – победа в схватке с силами природы.

Слова Мцыри:

Но верь мне, помощи людской

Я не желал… Я был чужой

Для них навек, как зверь степной;

И если б хоть минутный крик

Мне изменил – клянусь, старик,

Я б вырвал слабый мой язык.

говорят нам о чем?

Об одиночестве героя.

А это еще одна черта романтического героя – одиночество.

Смотрим на заполненный кластер. Прочитай, пожалуйста, _________, что составило кластер.

Таким образом, мы доказали, что Мцыри – романтический герой. Молодцы!

    Синквейн.

Составим синквейн на тему «Мцыри». Каждая группа представит свой синквейн.

На экране:

Синквейн .

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

    Словесное рисование.

Цель: развивать наглядно-образное мышление, устную связную речь учащихся.

Так как мы не видели иллюстраций, а в поэме не описания Мцыри, то вам задание: исходя из ваших впечатлений, создайте, пожалуйста, портрет Мцыри, каким вы его себе представляете.

    Рефлексия. Цифровой диктант.

Пишете только цифры 1 или 0.

    Бой с барсом – центральный эпизод в сюжете.

Да-1, нет-0

    В исповеди Мцыри звучит смирение и покаяние.

Да-1, нет-0

    Мцыри добился своей цели – увидел родную землю, родственников.

Да-1, нет-0

У кого получилась цифра 100? Молодцы! Значит, вы усвоили материал на сто процентов.

    Итоги урока.

Сегодня на уроке мы доказали, что Мцыри – романтический герой, об этом свидетельствуют его одиночество, стремление к вольности и другие черты, которые мы выделили.

    Оценки за урок…

    Домашнее задание: Выучить наизусть 5 или 8 главу поэмы на выбор.

Литература.

    Русская литература: Периоды и стили. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – 2-е изд., перераб., доп. Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.

    Литература: Методическое руководство. пособие. для учителей 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2004.

    С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я) – Издательство "Азъ", 1992.

«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки - из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.

Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна...» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»

Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.

Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог

Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.

Другие работы по теме:

Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент - чувство мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела, из-за того, что жизнь часто - “пустая и глупая шутка”.

Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.

Поэтический мир. Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный одаренный скептик. Печорин и озлобленный опустошенный ненавистью. Демон презирающий ничтожество земли и пылкий мятежный борец.

Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.

Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье настроение жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой.

Творчество М.Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII - начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм.

Значение эпиграфа к поэме "Мцыри" Автор: Лермонтов М.Ю. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?

Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.

Романтическое произведение М. Лермонтова - поэма «Мцыри» - как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны.

Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30–40-х годов XIX века. Мцыри – пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник».

Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.

Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где

Почему не удался побег Мцыри Побег Мцыри, юного героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, для всех монахов монастыря, где он воспитывался, был внезапным и необъяснимым. Привезенный в монастырь шестилетним ребенком, Мцыри долго тосковал по родине, но затем, как все думали, смирился и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет». «Как вдруг однажды он исчез осенней ночью».

Мцыри - «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», - как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем - трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал.

Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Автор: Лермонтов М.Ю. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.

В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе.

Действие поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" разворачиваюся на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести.

Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:

Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”).

Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. На уроке, учительница спросила, что же разного между двумя «Узниками» Пушкина и Лермонтова. Все были в замешательстве, и тогда она сама сказала нам ответ, в Узнике Лермонтова больше демонического, отчаяния, безысходности.

М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.

Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.