Урок по литературе на тему "М.Ю. Лермонтов «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности". (8 класс). Cочинение «Тема одиночества в поэме Лермонтова «Мцыри Что такое одиночество ассоциируя с мцыри
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки - из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна...» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»
Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог
Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.
“Мцыри” - романтическая поэма М. Ю. Лермонтова. Сюжет этого произведения, его идея, конфликт и композиция тесно связаны с образом главного героя, с его стремлениями и переживаниями. Лермонтов ищет своего идеального героя-борца и находит его в образе...
Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре. Однажды русский генерал Из...
Еще в 1830-1831 годах у Лермонтова зародился замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы. Но прошло несколько лет, прежде чем Лермонтову удалось осуществить его. Когда Лермонтов путешествовал по Военно-Грузинской дороге, он...
Поэтический мир Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный, одаренный скептик Печорин, и озлобленный, опустошенный ненавистью Демон, презирающий ничтожество земли, и пылкий, мятежный борец Мцыри. "Любимый идеал"...
Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ― изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на...
Тип: применение полученных знаний.
Вид урока: урок-диалог с элементами исследовательской и творческой деятельности.
Цель: научить характеризовать Мцыри как романтического героя.
Задачи:
актуализировать знания учащихся о романтизме, особенностях романтического характера; выявить способы раскрытия романтического характера в поэме;
развивать навыки аналитической работы с текстом, навыки выразительного чтения; развивать устную монологическую речь и память учащихся;
воспитать самостоятельность мышления, прививать интерес к произведениям русской литературы.
Оборудование: проектор и интерактивная доска, листы А4, ручки, презентация (тема урока, цель урока, литературоведческие понятия, вопросы беседы, структура синквейна, цифровой диктант и домашнее задание), раздаточные листы с незаполненным кластером.
Ход урока
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Добро пожаловать, дорогие учителя. Я желаю вам всем здоровья, бодрости и успехов в ваших начинаниях. И нам успешной работы на уроке. Садитесь.
Объявление темы и целей урока.
Сегодня на уроке мы должны рассмотреть Мцыри как романтического героя. Для этого должны вспомнить, что такое романтизм и романтический герой. Таким образом, тема нашего урока: М.Ю. Лермонтов. «Мцыри». Одиночество героя, его стремление к вольности – черты романтической личности.
Актуализация полученных знаний.
1) Работа с литературоведческими понятиями.
Для начала выясним, что такое романтизм.
Романтизм – это направление в литературе и искусстве первой четверти XIX в., выступавшее против канонов классицизма и характеризовавшееся стремлением к национальному и индивидуальному своеобразию, к изображению идеальных героев и их чувств;
В центре художественной системы романтизма – личность.
Основной конфликт – между личностью и обществом.
Романтическая личность – страстная личность.
Кто такой романтический герой?
Романтический герой – это человек с сильным характером, часто он художник; его мировоззрение несовместимо с обыденным миром.
Стремление к свободе как одно из проявлений романтического героя. Что такое свобода? Кто как понимает?
1. В философии: возможность проявления субъектом своей воли на основе осознания законов развития природы и общества.
2. Отсутствие стеснений и ограничений, связывающих общественно-политическую жизнь и деятельность какого-нибудь класса, всего общества или его членов.
3. Вообще - отсутствие каких-нибудь ограничений, стеснений в чем-нибудь.
4. Состояние того, кто не находиться в заключении, в неволе.
О своем восприятии слова «свобода» расскажет Айтаков Диас.
2) Прием «Пресс-конференция с героем».
Прежде чем приступим к анализу поэмы, вспомним немного содержание поэмы. Для этого проведем пресс-конференцию с Мцыри.
Каждая группа должна подготовить по одному вопросу, который вы бы хотели задать Мцыри по поэме.
Эвристическая беседа.
Приступаем к основной части нашего урока. Мы должны выявить черты романтической личности в Мцыри и заполнить кластер.
Скажите, пожалуйста, почему Лермонтов не дает нам подробного описания жизни Мцыри в монастыре?
Потому что жизнь в монастыре была однообразной и предсказуемой.
Как Мцыри воспринимал монастырь, где он вырос?
Как тюрьму, место заточения «с кельями душными», чувствовал себя пленником.
Значит, выделяем первую черту романтического героя – неудовлетворенность окружающим миром.
Записывайте в первый лепесток кластера.
Лермонтов еще в начале произведения показывает нам сильную личность, таящуюся в мальчике. Найдите в тексте подтверждение моим словам.
И слаб, и гибок, как тростник.
Но в нем мучительный недуг
Развил тогда могучий дух
Его отцов. Без жалоб он
Томился, даже слабый стон
Из детских губ не вылетал,
Он знаком пищу отвергал
И тихо, гордо умирал.
О какой цели, которую он «имел в душе» говорит Мцыри?
Одну лишь пламенную страсть:
Она, как червь во мне жила,
Изгрызла душу и сожгла.
Она мечты мои звала
От келий душных и молитв
В тот чудный мир тревог и битв,
Где в тучах прячутся скалы,
Где люди вольны, как орлы.
Какую черту романтической личности можем выделить исходя из сказанного?
Вторая черта романтического героя: интерес к сильным чувствам и страстям.
Одной из этих сильных страстей является стремление к воле, к свободе. Найдите в тексте цитаты, где Мцыри говорит о воле.
Ты хочешь знать, что делал я
На воле? Жил – и жизнь моя
Без этих трех блаженных дней
Была б печальней и мрачней
Бессильной старости моей.
Это третья черта романтической личности.
Физминутка
Вправо-влево, вправо-влево,
Вправо-влево, видим смело,
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Будем четко видеть всех.
Обведем глазами круг,
Станем лучше видеть вдруг.
Резво крутим мы глазами,
Без очков мы видим сами!
Нарисую я восьмерку,
Вижу все теперь уж зорко!
Смотрим вдаль, на пальчик, вдаль,
Близорукость, убегай.
А теперь согрей ладошки,
Отдохни совсем немножко.
Как показывает поэт восторг Мцыри от полученной кратковременной свободы?
Через восторженное восприятие Мцыри окружающей природы.
В каком эпизоде проявляются физические и духовные силы Мцыри, о которых он и не подозревал?
В эпизоде боя с барсом.
Какую черту романтизма мы можем, исходя из сказанного, выделить?
Четвертая черта романтического героя – победа в схватке с силами природы.
Слова Мцыри:
Но верь мне, помощи людской
Я не желал… Я был чужой
Для них навек, как зверь степной;
И если б хоть минутный крик
Мне изменил – клянусь, старик,
Я б вырвал слабый мой язык.
говорят нам о чем?
Об одиночестве героя.
А это еще одна черта романтического героя – одиночество.
Смотрим на заполненный кластер. Прочитай, пожалуйста, _________, что составило кластер.
Таким образом, мы доказали, что Мцыри – романтический герой. Молодцы!
Синквейн.
Составим синквейн на тему «Мцыри». Каждая группа представит свой синквейн.
На экране:
Синквейн .
1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.
2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.
3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.
4 строка – фраза, несущая определенный смысл.
5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).
Словесное рисование.
Цель: развивать наглядно-образное мышление, устную связную речь учащихся.
Так как мы не видели иллюстраций, а в поэме не описания Мцыри, то вам задание: исходя из ваших впечатлений, создайте, пожалуйста, портрет Мцыри, каким вы его себе представляете.
Рефлексия. Цифровой диктант.
Пишете только цифры 1 или 0.
Бой с барсом – центральный эпизод в сюжете.
Да-1, нет-0
В исповеди Мцыри звучит смирение и покаяние.
Да-1, нет-0
Мцыри добился своей цели – увидел родную землю, родственников.
Да-1, нет-0
У кого получилась цифра 100? Молодцы! Значит, вы усвоили материал на сто процентов.
Итоги урока.
Сегодня на уроке мы доказали, что Мцыри – романтический герой, об этом свидетельствуют его одиночество, стремление к вольности и другие черты, которые мы выделили.
Оценки за урок…
Домашнее задание: Выучить наизусть 5 или 8 главу поэмы на выбор.
Литература.
Русская литература: Периоды и стили. Учеб. для 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – 2-е изд., перераб., доп. Алматы: Изд-во «Мектеп», 2008.
Литература: Методическое руководство. пособие. для учителей 8 кл. общеобразоват. шк./ Ж.Х. Салханова, Г.Д. Аульбекова и др. – Алматы: Изд-во «Мектеп», 2004.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка (С-Я) – Издательство "Азъ", 1992.
«Угрюм и одинок, Грозой оторванный листок…» Эти строки - из поэмы «Мцыри», поэмы, органично вписывающейся в творчество Лермонтова мотивом трагического одиночества.
Одинок в своей невысказанной правоте купец Калашников, одинок Печорин, «На севере диком стоит одиноко На голой вершине сосна...» Наконец, одно из последних стихотворений поэта начинается строкой: «Выхожу один я на дорогу…»
Мцыри, как Печорин, как Арбенин («Маскарад»), как сам автор поэмы, пытается разорвать условности той среды, в которой живет и становится ее жертвой. В «исповеди» Мцыри есть много интонаций, общих с печоринским дневником, а его бегство из монастыря не просто сюжетный ход, а целая тема для всей поэзии Лермонтова (и не только Лермонтова). Здесь и «Кавказский пленник», «Цыганы» Пушкина, «Горе от ума» Грибоедова.
Я мало жил и жил в плену Таких две жизни за одну, Но только полную тревог, Я променял бы, если б смог
Эти четыре строки могли бы стать эпиграфом ко всему, что написал Лермонтов. Как и Мцыри, его герои исповедуют «одну, но пламенную страсть». Любовь ли это (как у Демона), жажда приключений (как у Печорина), жизнь по совести (как у Калашникова)… Почти тем же тернистым путем, что проделал Мцыри, шел и сам Лермонтов. Но одиночество было с ним всегда.
Другие работы по теме:
Среди русских поэтов М. Ю. Лермонтов занимает особое место. Поэтический мир Лермонтова - стихия мощного человеческого духа, отвергающего пошлую мелочность повседневности. Особый, “лермонтовский”, элемент - чувство мрачного отчаяния из-за тесноты земного удела, из-за того, что жизнь часто - “пустая и глупая шутка”.
Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь. Не было такого литературного жанра в котором не работал. Лермонтов. Михаил Юрьевич Лермонтов поэт создавший необыкновенно много произведений за свою яркую но короткую жизнь.
Поэтический мир. Лермонтова богат и разнообразен. В нем обречены на вечную жизнь и незаурядный одаренный скептик. Печорин и озлобленный опустошенный ненавистью. Демон презирающий ничтожество земли и пылкий мятежный борец.
Романтизм как литературное направление сформировался в конце XVIII начале XIX века в Западной Европе. Предметом изображения романтиков стал внутренний мир человека мир его чувств и страстей. Героем романтических произведений является глубоко.
Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой. Его здоровье настроение жизненные приоритеты во многом зависят от природы. Ни для кого не секрет что человек находится в тесной взаимосвязи с окружающей средой.
Творчество М.Ю. Лермонтова неразрывно связано с таким литературным направлением, как романтизм. Возникшее в конце XVIII - начале XIX вв., оно взяло лучшие принципы сентиментализма – предшествовавшего направления, провозглашавшего культ естественности, единение с природой, идеализацию жизни; таким образом и появился романтизм.
Значение эпиграфа к поэме "Мцыри" Автор: Лермонтов М.Ю. В чём смысл эпиграфа к поэме «Мцыри»: «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю»? В начале поэмы «Мцыри» М.Ю.Лермонтов поставил выражение «Вкушая, вкусих мало мёду, и се аз умираю». В чём его смысл?
Картины природы в поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри» имеют важное значение. Мир, в котором живет герой, – это монастырь, душные кельи, тюрьма, как считает юноша. Природа Кавказа – это тот мир, куда он стремится, необыкновенно яркий и прекрасный.
Романтическое произведение М. Лермонтова - поэма «Мцыри» - как и всякое произведение этого направления, немаловажное место отдает пейзажу. Яркая, экзотическая природа, свободная и неукротимая, соответствующая внутреннему миру главного героя, с одной стороны. И чуждый герою мир людей, забирающий У него свободу, обрекающий на гибель, с другой стороны.
Сюжет поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» прост. Это история короткой жизни Мцыри, рассказ о его неудавшейся попытке бежать из монастыря. Вся жизнь Мцыри рассказана в одной небольшой главе, а все остальные 24 строфы? это монолог героя о трех днях, проведенных на свободе и давших герою столько впечатлений, сколько он не получил за многие годы монастырской жизни.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» посвящена событиям на Кавказе 30–40-х годов XIX века. Мцыри – пленный ребенок из горского племени, ослабевший и больной. Русский генерал оставляет его в грузинском монастыре на попечение монахов. Им удалось вылечить ребенка, его окрестили, назвали «Мцыри», что означает «послушник».
Поэма 1839 г. «Мцыри» ? одно из главных программных произведений М. Ю. Лермонтова. Проблематика поэмы связана с центральными мотивами его творчества: темой свободы и воли, темой одиночества и изгнания, темой слияния героя с миром, природой.
Романтический герой Мцыри (по поэме М. Ю. Лермонтова «Мцыри») Поэма М. Ю. Лермонтова «Мцыри» - произведение романтическое. Ее действие разворачивается на Кавказе, где живут гордые непокорные горцы, где суровые монастыри с аскетическим образом жизни и быта хранят свои вековые тайны, где
Почему не удался побег Мцыри Побег Мцыри, юного героя одноименной поэмы М.Ю. Лермонтова, для всех монахов монастыря, где он воспитывался, был внезапным и необъяснимым. Привезенный в монастырь шестилетним ребенком, Мцыри долго тосковал по родине, но затем, как все думали, смирился и «уже хотел во цвете лет изречь монашеский обет». «Как вдруг однажды он исчез осенней ночью».
Мцыри - «любимый идеал» Лермонтова. Это «отражение в поэзии тени его собственной личности», - как сказал Белинский В нем лермонтовское страстное стремление к свободе, его гордость и чуткость к миру, способность пламенеть и готовность к примирению. И как и во многих других героях, в нем - трагическое предчувствие поэтом своей обреченности и невозможности обрести в этом мире идеал.
Характеристика Мцыри (по поэме М.Ю. Лермонтова "Мцыри") Автор: Лермонтов М.Ю. Мцыри был юношей, которого взял с собой русский генерал в одном из аулов во время Кавказской войны. Тогда ему было примерно шесть лет. В пути он заболел и отказывался от пищи. Тогда генерал оставил его в монастыре.
В 1837 году М. Ю. Лермонтов был сослан на Кавказ. Проезжая по Военно-Грузинской дороге, он увидел остатки существовавшего когда-то монастыря. Там, среди развалин и могильных плит, он увидел дряхлого старика, который рассказал поэту о своей судьбе.
Действие поэмы М. Ю. Лермонтова "Мцыри" разворачиваюся на Кавказе, в местном монастыре, где жили мирные монахи. Проезжавший мимо монастыря русский генерал оставил монахам пленного измученного ребенка лет шести.
Тема поэмы М. Ю. Лермонтова «Мцыри» ? изображение сильного, смелого, мятежного человека, взятого в плен, выросшего в сумрачных стенах монастыря, страдающего от гнетущих условий жизни и решившего ценой риска для собственной жизни вырваться на волю в тот самый момент, когда это было всего опаснее:
Лермонтов был влюблен в Кавказ с самого раннего детства. Величавость гор, хрустальная чистота и одновременно опасная сила рек, яркая необычайная зелень и люди, свободолюбивые и гордые, потрясли воображение большеглазого и впечатлительного ребенка. Может быть, поэтому в юности Лермонтова так привлекал образ бунтаря, на пороге смерти произносящего гневную речь перед старшим монахом (поэма “Исповедь”).
Поэма М.Ю.Лермонтова "Мцыри" как романтическое произведение Автор: Лермонтов М.Ю. На уроке, учительница спросила, что же разного между двумя «Узниками» Пушкина и Лермонтова. Все были в замешательстве, и тогда она сама сказала нам ответ, в Узнике Лермонтова больше демонического, отчаяния, безысходности.
М.Ю. Лермонтов написал 29 поэм, причем некоторые из них (например, поэма "Демон") имеют по несколько редакций. Считается, что в любой из них, несмотря на их очевидное внешнее различие, можно обнаружить признаки романтизма – литературного направления, принципов которого Лермонтов придерживался на протяжении всего своего творческого пути.
Поэма М.Ю. Лермонтова «Мцыри» по праву считается одной из вершин поэтического творчества М.Ю. Лермонтова. Произведение объединено общим настроением. В нем автор создал исключительный по силе и мужеству характер молодого горца.