Родная природа в стихотворениях русских поэтов XIX века. Как отличить олицетворение от метафоры

Роль метафор в тексте

Метафора является одним их самых ярких и сильных средств создания выразительности и образности текста.

Через метафорическое значение слов и словосочетаний автор текста не только усиливает зримость и наглядность изображаемого, но и передает неповторимость, индивидуальность предметов или явлений, проявляя при этом глубину и характер собственного ассоциативно-образного мышления, видения мира, меру таланта («Важнее всего быть искусным в метафорах. Только этого нельзя перенять от другого - это признак таланта» (Аристотель).

Метафоры служат важным средством выражения авторских оценок и эмоций, авторских характеристик предметов и явлений.

Например: Мне душно в этой атмосфере! Коршуны! Совиное гнездо!Крокодилы! (А. П. Чехов)

Помимо художественного и публицистического стилей, метафоры характерны для разговорного и даже научного стиля («озоновая дыра », «электронное облако » и др.).

Олицетворение - это разновидность метафоры, основанная на переносе признаков живого существа на явления природы, предметы и понятия.

Чаще всего олицетворения используются при описании природы.

Например:
Катясь чрез сонные долины,
Туманы сонные легли,
И только топот лошадиный,
Звуча, теряется вдали.
Погас, бледнея, день осенний,
Свернув душистые листы,
Вкушают сон без сновидений
Полузавядшие цветы.

(М. Ю. Лермонтов)

Реже олицетворения связаны с предметным миром.

Например:
Не правда ль, больше никогда
Мы не расстанемся? Довольно?..
И скрипка отвечала да,
Но сердцу скрипки было больно.
Смычок все понял, он затих,
А в скрипке эхо все держалось...
И было мукою для них,
Что людям музыкой казалось.

(И. Ф. Анненский);

Что-то добродушное и вместе уютное было в физиономии этого дома. (Д. Н. Мамин-Сибиряк)

Олицетворения - тропы очень давние, своими корнями уходящие в языческую старину и потому занимающие столь важное место в мифологии и фольклоре. Лиса и Волк, Заяц и Медведь, былинные Змей Горыныч и Идолище Поганое - все эти и другие фантастические и зоологические персонажи сказок и былин знакомы нам с раннего детства.

На олицетворении строится один из самых близких к фольклору литературных жанров - басня.

Без олицетворения и сегодня немыслимо представить художественные произведения, без них немыслима наша повседневная речь.

Образная речь не только наглядно представляет мысль. Её достоинство и в том, что она короче. Вместо того, чтобы подробно описывать предмет, мы можем его сравнить с уже известным предметом.

Нельзя представить поэтическую речь без использования этого приёма:
"Буря мглою небо кроет
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя."
(А.С. Пушкин)

Роль олицетворений в тексте

Олицетворения служат для создания ярких, выразительных и образных картин чего-либо, усиления передаваемых мыслей и чувств.

Олицетворение как выразительное средство используется не только в художественном стиле, но и в публицистическом и научном.

Например: рентген показывает, прибор говорит, воздух лечит, что-то зашевелилось в экономике.

Наиболее распространены метафоры, образованные по принципу олицетворения, когда неодушевленный предмет получает свойства одушевленного, как бы приобретает лицо.

1. Обычно два компонента метафоры-олицетворения представляют собой подлежащее и сказуемое: «вьюга злилась », «ночевала тучка золотая », «играют волны ».

«Злиться », то есть испытывать раздражение, может лишь человек, но «вьюга », метель, погружая мир в холод и мрак, тоже приносит "зло ". «Ночевать », спокойно спать ночью, способны лишь живые существа, «тучка » же олицетворяет молодую женщину, нашедшую неожиданный приют. Морские «волны » в воображении поэта «играют », подобно детям.

Примеры метафор такого типа мы часто находим в поэзии А.С.Пушкина:
Не вдруг восторги бросят нас…
Над ним летает смертный сон...
Промчались дни мои…
Жизни дух проснулся в нем...
Отечество тебя ласкало…
Пробуждается поэзия во мне…

2. Многие метафоры-олицетворения построены по способу управления: «лиры пенье », «говор волн », «любимец моды », «счастья баловень » и др.

Музыкальный инструмент подобен человеческому голосу, и он тоже «поет », а плеск волн напоминает тихую беседу. «Любимец », «баловень » бывают не только у людей, но и у своенравной «моды » или у переменчивого «счастья ».

Например: «зимы угрозы», «бездны глас», «утеха грусти», «день уныния», «сын лени», «нити… веселья», «брат родной по музе, по судьбам», «жертва клеветы», «соборов восковые лики», «радости язык», «скорби груз», «надежду юных дней», «страницы злобы и порока», «святыни голос», «волею страстей».

Но существуют метафоры, образованные иначе. Критерий различия здесь - принцип одушевленности и неодушевленности. Неодушевленный предмет НЕ получает свойств одушевленного.

1). Подлежащее и сказуемое: «кипит желанье», «глаза горят», «сердце пусто».

Желание в человеке может проявляться в сильной степени, бурлить и «кипеть ». Глаза, выдавая волнение, сияют и «горят ». Сердце, душа, не согретые чувством, могут стать «пустыми ».

Например: «я рано скорбь узнал, постигнут был гоненьем», «не вдруг увянет наша младость», «полдень… пылал», «луна плывет», «текут беседы», «рассказы расстилались», «любовь… угасла», «я тень зову», «жизнь упала».

2). Словосочетания, построенные по способу управления, тоже могут, являясь метафорами, НЕ являться олицетворением: «кинжал измены », «гробница славы », «цепью облаков » и др.

Холодное оружие - «кинжал » - убивает человека, но «измена » подобна кинжалу и тоже может уничтожить, сломать жизнь. «Гробница » - это склеп, могила, но похоронены могут быть не только люди, но и слава, любовь мирская. «Цепь » состоит из металлических звеньев, но «облака », причудливо переплетаясь, образуют в небе подобие цепи.

2 комментария

Олицетворение — прием, когда автор наделяет неодушевленные предметы человеческими свойствами.
Чтобы создать образность, придать речи выразительности авторы прибегают к литературным приемам, олицетворение в литературе — не исключение.

Основная цель у приема — перенести человеческие качества и свойства на неодушевленный предмет или явление окружающей действительности.

В работах писатели используют эти . Олицетворение выступает одной из разновидностей метафоры, например:

Деревья проснулись, трава шепчет, страх подкрался.

Олицетворение: деревья проснулись, словно живые

Благодаря использованию олицетворений в изложениях авторы создают художественный образ, который отличается яркостью и неповторимостью.
Такой прием позволяет расширить возможность слов при описании чувств и ощущений. Можно передать картину мира, выразить отношение к изображаемому предмету.

История появления олицетворения

Откуда в русский язык пришло олицетворение? Этому способствовал анимизм (вера в существование духов и души).
Древние люди наделяли неживые объекты душой и живыми качествами. Так они объясняли мир, который окружал их. Из-за того что они верили в мистические существа и богов — образовался изобразительный прием, как олицетворение.

Всех стихотворцев интересует вопрос о том, как правильно применять приемы в художественных изложениях, в том числе при написании стихов?

Если вы начинающий поэт, нужно научиться правильно использовать олицетворение. Оно не должно просто находиться в тексте, а играть определенную роль.

Уместный пример присутствует в романе Андрея Битова “Пушкинский дом”. Во вступительной части литературного произведения автор описывает ветер, который кружит над Петербургом, весь город описывается с точки зрения ветра. В прологе главным героем является ветер.

Пример олицетворения выражен в повести Николая Васильевича Гоголя “Нос”. Что самое интересное, нос главного героя не только описан приемами олицетворения, но приемами персонификации (часть тела наделена человеческими качествами). Нос главного героя стал символом двойников.

Иногда авторы допускают ошибки при использовании олицетворения. Они путают его с аллегориями (выражениями в конкретном образе) или антропоморфизмами (перенесение психических свойств человека на явление природы).

Если в произведении вы придадите какому-либо животному человеческие качества, то такой прием не будет выступать олицетворением.
Употребить аллегорию без помощи олицетворения невозможно, но это уже другой изобразительный прием.

Какой частью речи выступает олицетворение?

Олицетворение должно ввести существительное в действие, оживить и создать ему впечатление, чтобы неживой предмет смог существовать, как человек.

Но в этом случае нельзя олицетворение называть простым глаголом — это часть речи. У нее больше функций, чем у глагола. Она придает речи яркости и выразительности.
Использование приемов в художественном изложении позволяет авторам сказать больше.

Олицетворение — литературный троп

В литературе можно встретить красочные и выразительные фразы, которые используются для одушевления предметов и явлений. В других источниках другое название этого литературного приема — персонализация, то есть когда предмет и явление воплощают антропоморфизмами, метафорами или очеловечиванием.


Примеры олицетворения в русском языке

И персонализация и эпитеты с аллегориями способствуют приукрашиванию явлений. Так создается более впечатляющая реальность.

Поэзия богата на гармоничность, полет мыслей, мечтательность и .
Если добавить в предложение такой прием как персонализация, то оно будет звучать абсолютно по-другому.
Персонализация как прием в литературном произведении появился благодаря тому, что авторы стремились наделить фольклорных персонажей из древнегреческих мифов героизмом и величием.

Как отличить олицетворение от метафоры?

Перед тем как начинать проводить параллель между понятиями, нужно вспомнить, что такое олицетворение и метафора?

Метафора — слово или словосочетание, которое употребляется в переносном смысле. Она основана на сравнении одних предметов с другими.

Например:
Пчела из кельи восковой
Летит за данью полевой

Метафорой здесь выступает слово «келья», то есть автор имел в виду улей.
Олицетворение — это одушевление неодушевленных предметов или явлений, автор наделяет неживые предметы или явления свойствами живых.

Например:
Утешится безмолвная природа
И резвая задумается радость

Радость не может задуматься, но автор наделил ее свойствами человека, то есть использовал такой литературный прием, как олицетворение.
Тут и напрашивается первый вывод: метафора — когда автор сравнивает живой предмет с неживым, а олицетворение — неживые предметы приобретают качества живых.


Чем отличается метафора от олицетворения

Давайте рассмотрим пример: летят алмазные фонтаны. Почему же это метафора? Ответ прост, автор в этом словосочетании скрыл сравнение. В этом сочетании слов мы можем сами поставить сравнительный союз, получим следующее — фонтаны как алмазы.

Иногда метафору называют скрытым сравнением, так как в ее основе лежит сравнение, но автор не оформляет его с помощью союза.

Использование олицетворения в разговоре

Все люди во время разговора используют олицетворение, но многие не знают об этом. Оно используется так часто, что люди перестали его замечать. Яркий пример олицетворения в разговорной речи — финансы поют романсы (петь свойственно людям, а этим свойством наделили финансы), так мы получили олицетворение.

Использовать подобный прием в разговорной речи — придать ей изобразительной выразительности, яркости и интереса. Кто хочет произвести впечатление на собеседника — пользуется этим.

Несмотря на такую популярность, чаще олицетворение встречается в художественных изложениях. Авторы со всего мира не могут пройти мимо такого художественного приема.

Олицетворение и художественная литература

Если взять стихотворение любого писателя (не важно русский или иностранный), то на любой странице, в любом произведении мы встретим массу литературных приемов, в том числе и олицетворений.

Если в художественном изложении идет рассказ про природу, то описывать природные явления автор будет используя олицетворение, пример: мороз разрисовал все стекла узорами; гуляя по лесу можно заметить, как шепчут листья .

Если произведение из любовной лирики, то авторы используют олицетворение в качестве абстрактного понятия, к примеру: можно было услышать, как пела любовь; их радость звенела, тоска съедала его изнутри.
Политическая или социальная лирика также включает в себя олицетворения: и родина — мать наша; с окончанием войны мир вздохнул с облегчением.

Олицетворение и антропоморфизмы

Олицетворение — простой изобразительный прием. И дать определение ему не сложно. Главное уметь его отличать от других приемов, а именно от антропоморфизма, ведь они похожи.

Русские поэты посвятили природе различных времён года множество стихотворений. При этом каждый видел и по-своему запечатлевал весну, лето, осень и зиму.

Евгений Абрамович Баратынский 1800-1844

«Весна, весна! как воздух чист!..» В стихотворении Е. А. Баратынский встречает весну ликующим, восторженным гимном. Поэт радостно приветствует раннюю весну, которая со всей мощью и присущим ей блеском приходит на смену зиме.

Она и в поэте пробуждает порыв к идеалу, к высоким чувствам и желание слиться в этом едином порыве с природой и раствориться в ней.

В другом стихотворении («Чудный град порой сольется...») Баратынский пишет о том, что иногда летучие облака могут создать таинственный «чудный град», но, навеянный образами природы, он мгновенен, хрупок и зыбок. Под напором ветра он рушится, и это прекрасное видение бесследно исчезает. В стихотворении возникает тонкое сравнение с поэтической мечтой, которая столь же мгновенна и хрупка, как и природное видение. Она тоже недолгая гостья в мире повседневной суеты.

По двум стихотворениям Баратынского уже можно судить о том, что жизнь природы сопоставлена с жизнью человека. Рассказывая о жизни природы, поэт передаёт свои чувства, мысли, свои желания и тревоги. Все изменения в природе напоминают отношения между людьми.

    Весна, весна! как воздух чист!
    Как ясен небосклон!
    Своей лазурию живой
    Слепит мне очи он.

    Весна, весна! как высоко
    На крыльях ветерка,
    Ласкаясь к солнечным лучам,
    Летают облака!

    Шумят ручьи! блестят ручьи!
    Взревев, река несёт
    На торжествующем хребте
    Поднятый ею лёд!

    Ещё древа обнажены,
    Но в роще ветхий лист,
    Как прежде, под моей ногой
    И шумен и душист.

    Под солнце самое взвился
    И в яркой вышине
    Незримый жавронок поёт
    Заздравный гимн весне.

    Что с нею, что с моей душой?
    С ручьем она ручей,
    И с птичкой птичка! с ним журчит,
    Летает в небе с ней!..

    Чудный град порой сольётся
    Из летучих облаков;
    Но лишь ветр его коснётся,
    Он исчезнет без следов.
    Так мгновенные созданья
    Поэтической мечты
    Исчезают от дыханья
    Посторонней суеты.

Яков Петрович Полонский 1819-1898

«По горам две хмурых тучи...» В стихотворении Я. П. Полонского образы двух туч и скалы напоминают детей и мать. Тучи днём блуждали вдали от матери, а к вечеру склонились на грудь скалы, но обеим места не хватило, и они повздорили. Из их ссоры родилась молния, грянул гром. Схватка туч, однако, больно отозвалась в сердце матери-скалы, потому что ей были одинаково дороги обе тучи. Она жалобно застонала, и тучи-дети вняли этому стону. Они не хотели обижать скалу-мать и, обескураженные, удивлённые своим поступком и пожалевшие скалу, мирно улеглись у её ног, смиренно признавая свою неправоту. Так наблюдение над предгрозовым пейзажем рождает лирический сюжет, в котором легко узнаются человеческие отношения родителей и детей.

    Но горам две хмурых тучи
    Знойным вечером блуждали
    И на грудь скалы горючей
    К ночи медленно сползали.
    Но сошлись - не уступили
    Той скалы друг другу даром
    И пустыню огласили
    Яркой молнии ударом.
    Грянул гром - по дебрям влажным
    Эхо резко засмеялось,
    А скала таким протяжным
    Стоном жалобно сказалась,
    Так вздохнула, что не смели
    Повторить удара тучи
    И у ног скалы горючей
    Улеглись и обомлели...

«Посмотри - какая мгла...» В этом стихотворении тоже рождается лирический сюжет о «бледном месяце», который одиноко «в небе ходит», не зная приюта и освещая всё вокруг таинственным «фосфорическим лучом». В этом образе легко угадать поэта, бесприютного и печального в своём одиночестве, но проникающего всюду своим поэтическим воображением.

    Посмотри - какая мгла
    В глубине долин легла!
    Под её прозрачной дымкой
    В сонном сумраке ракит
    Тускло озеро блестит.

    Бледный месяц невидимкой
    В тесном сонме сизых туч,
    Без приюта в небе ходит
    И, сквозя, на все наводит
    Фосфорический свой луч.

Алексей Константинович Толстой 1817-1875

«Где гнутся над омутом лозы...» Современник Полонского поэт А. К. Толстой с помощью образов природы создаёт целые баллады. Весёлые стрекозы в стихотворении зовут мальчика ввысь, обещая научить его летать. Они обещают спеть ему много песен, показать отлогий берег и песчаное дно. Они рассказывают мальчику о том, как красиво вокруг, предлагают ему посмотреть на омут сверху, взлетев вместе с ними. Однако это может погубить ребёнка.

    Где гнутся над омутом лозы,
    Где летнее солнце печёт,
    Летают и пляшут стрекозы,
    Весёлый ведут хоровод:

    «Дитя, подойди к нам поближе,
    Тебя мы научим летать,
    Дитя, подойди, подойди же,
    Пока не проснулася мать!

    Под нами трепещут былинки,
    Нам так хорошо и тепло,
    У нас бирюзовые спинки,
    А крылышки точно стекло!

    Мы песенок знаем так много,
    Мы так тебя любим давно!
    Смотри, какой берег отлогий,
    Какое песчаное дно!..»

Вопросы и задания

  1. Вы прочитали стихотворения о родной природе поэтов XIX века и размышления литературоведа о них. О каком из этих стихотворений вам хотелось бы высказать своё суждение? Какое из них хочется выучить наизусть, потому что оно передаёт ваше восприятие того или другого явления природы и связанного с ним настроения?
  2. В стихотворении Е. А. Баратынского «Весна, весна! как воздух чист...» поэт подробно рассказывает о приметах наступающей весны («воздух чист», «ясен небосклон», «шумят ручьи», «жавронок поёт»). Поэт приветствует весну, которая будит и его собственные силы, веселит душу. Поэт возрождается вместе с природой.

    Какой литературный приём помогает сделать картину живой, а все видимые предметы очеловеченными, одухотворёнными?

  3. В стихотворении Баратынского «Чудный град порой сольётся...» говорится о видении и создании града из летучих облаков. Как вы это понимаете? Отчего исчезает видение города из облаков? Почему могут исчезнуть мечтания поэта?
  4. Найдите олицетворения и объясните их роль в стихотворении Полонского «По горам две хмурых тучи...». Какие образы возникают при чтении стихотворения?
  5. Стихотворение А. К. Толстого «Где гнутся над омутом лозы...» - может быть, красивая пейзажная картинка, может быть, страшная сказка... О чём она? Кому и как рассказывают стрекозы о красоте летней природы? Можно ли им верить?
  6. Подготовьте поэтический вечер и выставку репродукций русских художников-пейзажистов «Родная природа». На вечере вы расскажете о поэтах и прочитаете их стихотворения. Подберите аудиозаписи музыкальных произведений, которые будут сопровождать выступления чтецов.