Переживания и осознаваемая человеком нужда в том. Потребности и деятельность человека. Подготовка к ЕГЭ по обществознанию. Ложные и истинные потребности

Потребности человека можно разделить на три группы:

  1. Биологические потребности: переживание нужды в питании, воде, движении, нормальном теплообмене, самосохранении, сохранении рода и т.д.
  2. Социальные потребности: в самореализации, самоутверждении, общественном признании достоинств личности ит.д.
  3. Идеальные потребности: познание мира, общества и себя.

Биологические, социальные и идеальные потребности тесно взаимосвязаны. Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными (например, в жаркий день никто не будет утолять потребность в воде из лужи на дороге). У большинства людей социальные потребности господствуют над идеальными. Потребность в знаниях нередко выступает как средство обрести профессию, занять достойное положение в обществе. В некоторых случаях вообще трудно отделить биологическое от социального, идеального (потребность в общении).

Приведенная классификация не единственная в научной литературе. Существует немало других. Одна из них разработана американским психологом А.Маслоу . Он выделил следующие базисные потребности:

физиологические: в воспроизводстве рода, пище, дыхании, одежде, жилище, физических движениях, отдыхе и т.д.

экзистенциальные (от лат. существование): в безопасности своего существования, комфорте, постоянстве условий жизнедеятельности, в гарантии занятости, уверенности в завтрашнем дне и тд.

социальные: в социальных связях, общении, привязанности, заботе о другом и внимании к себе, участии в совместной деятельности с другими;

престижные: в самоуважении, уважении со стороны других, признании, достижении успеха и высокой оценки, служебном росте;

духовные: в самоактуализации, самовыражении.

Согласно теории Маслоу первые два типа потребностей – первичные (врожденные), а следующие три – вторичные (приобретенные). Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.

Наряду с потребностями важнейшим мотивом деятельности являются социальные установки – общая ориентация человека на определенный социальный объект, выражающая предрасположенность к действию определенным образом относительно данного объекта. Таким объектом, например, может быть семья.

Важную роль в мотивах деятельности играют убеждения – устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы, а также стремление воплотить их в жизнь через свои действия и поступки.

В формировании мотивов деятельности особую роль играют интересы (от лат. иметь значение, важно). Интересы людей состоят в сохранении или преобразовании тех условий (порядков, норм взаимоотношений и т.д.), от которых зависит распределение благ. Интересы определяются положением различных социальных групп и индивидов в обществе. Они в большей или меньшей степени осознаются людьми и являются важнейшими побудительными стимулами к различным видам деятельности.


В обществе взаимодействуют разнообразные интересы: индивидуальные, групповые, интересы всего общества в целом. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные.

С интересами людей тесно связаны из идеалы. Общественный идеал – это образ совершенного общества, в котором находят отражение интересы и стремления определенной социальной группы, ее представление о высшей справедливости и наилучшем общественном устройстве.

Потребности, интересы, идеалы осознаются людьми, т.е. характеризуют сознательную деятельность. Однако в деятельности проявляется и бессознательное, что означает психическую жизнь, совершающуюся без участия сознания.

Бессознательное - это обусловленные воздействиями состояния, в которых человек не отдает себе отчета. В современной психологии возникла точка зрения, согласно которой бессознательное – это творческое начало, главный источник мотивов и переживаний людей (К.Юнг).

На деятельность человека могут оказать влияние влечения, т.е. психические состояния, выражающие неосознанную или недостаточно осознанную потребность. Одни влечения имеют разрушительные последствия, другие созидательные.

4. Виды деятельности:

Существуют классификации видов деятельности по разным признакам

1) По направленности деятельность человека можно подразделить на духовную и практическую. Духовная деятельность направлена либо на преобразование самого себя, приобретение новых знаний, ценностей, опыта, осмысление своего поведения, либо на изменение сознания других людей. К духовной деятельности относится:

познавательная деятельность (отражение действительности в художественной, научной и форме религиозных учений),

ценностно-ориентировочная (положительное или отрицательное отношение людей к явлениям окружающего мира, формирование их мировоззрения),

прогностическая (планирование или предвидение возможных изменений действительности).

Практическая деятельность направлена на природу и материальные объекты; ее цель – изменить материальные условия существования человека в обществе. Практическая деятельность включает:

материально-производственную (преобразование природы)

─ социально-преобразовательную деятельность (преобразование общества).

В действительности чаще всего в деятельности человека можно выделить и духовную и практическую стороны, они существуют в единстве, но в определенные моменты одна из сторон может доминировать.

2) В многообразии видов деятельности можно выделить созидательную и разрушительную деятельность. При таком подходе в качестве главного критерия к выделению видов деятельности рассматриваются результаты деятельности.

Запишите слово, пропущенное в таблице.

Вопрос B2

Найдите понятие, которое является обобщающим для всех остальных понятий представленного ниже ряда, и запишите цифру, под которой оно указано.

1) семейное воспитание; 2) дополнительное образование; 3) социализация молодежи; 4) школьное обучение; 5) трудовая подготовка.

Вопрос B3

Ниже приведен ряд терминов. Все они, за исключением двух, представляют собой социальные нормы.

1) внешние эффекты; 2) обычаи; 3) традиции; 4) законы; 5) международные договоры; 6) социальные установки.

Вопрос B4

Выберите верные суждения о потребностях.

1. Потребностью является переживаемая человеком нужда в том, что необходимо для жизни.

2. Потребность в самореализации, самоутверждении относится к идеальным потребностям.

3. Примером биологической потребности служит потребность в познании окружающего мира.

4. Потребность служит побудительным мотивом деятельности.

5. Потребность, как правило, направлена на какой- либо предмет, с помощью которого она может быть удовлетворена.

Вопрос B5

Установите соответствие между признаками и формами познания.

Вопрос B6

Ученые лаборатории ведут исследования в области физики твердого тела. Какие черты отличают научное познание от других видов познавательной деятельности? Выберите из приведенного перечня нужные позиции и запишите цифры, под которыми указаны.

1. опора на данные наблюдений

2. экспериментальное подтверждение выводов

3. учет накопленного опыта

4. использование форм рационального познания

5. разработка обоснованных теорий

6. применение строго определенных понятий

Вопрос B7

Выберите верные суждения о субъектах банковской деятельности и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Коммерческие банки могут заниматься производством материальных ценностей.

2. Центральный банк может принимать депозиты и выдавать кредиты.

3. Центральный банк может устанавливать определенные финансовые нормативы, которые обязаны соблюдать все кредитные организации.

4. Коммерческие банки могут заниматься торговлей и страхованием имущества.

5. Коммерческие банки могут заниматься кредитованием предприятий, государства и населения.

Вопрос B8

Установите соответствие между видами издержек и конкретными примерами издержек: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B9

Финансовый консультант объясняет своему клиенту отличия привилегированных акций от акций обыкновенных. Какие права, предоставляемые привилегированными акциями, должен осветить консультант? Выберите верные положения и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Эти акции дают право на участие в управлении компанией.

2. Эти акции дают право на получение фиксированного дивиденда.

3. Размер дивиденда по этим акциям и ликвидационная стоимость определяются в твердой денежной сумме или в процентах к номинальной стоимости привилегированных акций.

4. Эти акции дают первоочередное право на получение части имущества фирмы в случае ее банкротства.

5. Источником выплат дивидендов по привилегированным акциям является чистая прибыль акционерного общества за текущий год.

6. Эти акции дают право на безусловный возврат их номинальной стоимости по истечении срока погашения.

Вопрос B10

На графике отражено изменение спроса на мобильные телефоны новых моделей: линия спроса D переместилась в новое положение D 1 (Р - цена товара, Q - количество товара). Какие из перечисленных факторов могут вызвать такое изменение? Запишите цифры, под которыми они указаны.

1. укрупнение компаний, предоставляющих услуги мобильной связи

2. снижение цен на популярные модели телефонов

3. утверждение плоской шкалы налогообложения

4. рост покупательной способности населения

5. удорожание услуг стационарной телефонной связи

Вопрос B11

Выберите верные суждения о социальных нормах и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. Социальные нормы разнообразны во времени и пространстве.

2. Социальные нормы всегда запрещают или ограничивают что-либо в человеческих действиях.

3. К социальным нормам относятся традиции и обычаи.

4. Социальные нормы являются элементом социального контроля.

5. Изменение социальных норм приводит к социальным потрясениям.

Вопрос B12

В стране Z социологическая служба проводила опрос. Участникам предлагалось ответить на вопрос: «Какие цели Ваша семья ставит перед собой?» Результаты опроса приведены в таблице (в % от числа опрошенных).

Какие выводы можно сделать на основе приведенных данных? Выберите из предложенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. За последние годы благосостояние людей выросло.

2. У большинства отсутствуют достижительные установки.

3. Средний уровень жизни людей достаточно высок.

4. Уровень жизни в развитых странах не рассматривается большинством опрошенных как целевой ориентир.

5. Среди опрошенных количество тех, кто сводит концы с концами, возросло.

Вопрос B13

Выберите верные суждения об особенностях демократического политического режима и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. При демократическом режиме гласность является принципом организации и деятельности государственного аппарата.

2. При демократическом режиме власть разделена на законодательную, исполнительную и судебную.

3. При демократическом режиме деятельность оппозиционных партий запрещена.

4. В отличие от политических режимов других типов, при демократическом режиме существует право власти на взимание налогов и сборов.

5. При демократическом режиме, в отличие от политических режимов других типов, существует право власти на легальное применение силы.

Вопрос B14

Установите соответствие между палатами Федерального Собрания и их функциями и полномочиями: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B15

В ст. 3 Конституции Итальянской Республики указано, что задачей государства является устранение препятствий, которые фактически ограничивают свободу и равенство граждан, мешают полному развитию человеческой личности. Какие выводы позволяет сделать данное конституционное положение? Запишите цифры, под которыми эти выводы указаны

1. Республика провозгласила ценности демократического социального государства.

2. Республика отличается стабильными социальными отношениями.

3. Республика является государством благосостояния с высокими жизненными стандартами.

4. Республика является современным государством с развитым законодательством.

5. Республика провозгласила суверенитет народа.

6. Республика признает человека, его права и свободы высшей ценностью.

Вопрос B16

Что из перечисленного ниже относится к конституционным обязанностям гражданина РФ? Запишите цифры, под которыми они указаны.

2. бережно относиться к природным богатствам

3. платить законно установленные налоги

4. свидетельствовать в суде

5. определять свою национальную принадлежность

6. участвовать в общественно-политической деятельности

Вопрос B17

Установите соответствие между признаками и организационно-правовыми формами предпринимательской деятельности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую позицию из второго столбца.

Вопрос B18

Что входит в систему права? Выберите из приведенного списка нужные позиции и запишите цифры, под которыми они указаны.

1. правовой обычай

2. норма права

3. отрасль права

4. правовая санкция

5. институт права

6. судебный прецедент

Вопрос B19

Прочитайте приведённый ниже текст, каждое положение которого обозначено определённой буквой.

(А) В черте Москвы находятся более 200 рек и 600 водоемов. (Б) Состояние многих из них оставляет желать лучшего. (В) В пределах города малые реки в основном взяты в трубы. (Г) Тем не менее через ливневые стоки в них сбрасываются отходы современных производств. (Д) Обеспечение людей чистой водой - одно из направлений решения экологической проблемы, требующее объединения усилий всего общества.

Определите, какие положения текста имеют

1. фактический характер

2. характер оценочных суждений

3. характер теоретических утверждений

А Б В Г Д

Запишите цифры под соответствующими буквами.

Вопрос B20

Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить вместо пропусков.

«В общем виде труд можно определить как ____ (А) деятельности человека по превращению природных, материальных, интеллектуальных _____ (Б) в необходимый для личного или общественного потребления продукт. Когда рассматривают продукт труда как _____ (В), то имеют в виду самые различные его формы - готовая продукция сельского хозяйства, промышленности, всевозможные услуги. В процессе труда человек взаимодействует с предметами и _____ (Г) труда, а также с окружающей средой. В условиях рыночных отношений человек - субъект ____ (Д) может реализовать свой потенциал двояко: либо на основе самозанятости, либо как наемный работник, предлагающий свои услуги работодателю, субъекту _____ (Е)».

Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.

Список терминов:

1. производство

4. зарплата

6. средство

7. предмет

8. собственность

8. Потребности и интересы . Богбаз10, §5, 46 – 48; Богпроф10, §17, 171 – 174.

8.1. Мотивы.
8.2 . Потребности .
8.2.1. Что такое потребность ?
8.2.2. Классификация потребностей .
8.2.3. Мнимые потребности .
8.3. Интересы.
8.4. Бессознательные влечения .
8.1 . Мотивы .
Что такое мотив?
Мотив (от лат . moveo – двигаю) – 1) побудительная причина, повод к какому-нибудь действию; 2) материальный или идеальный предмет, достижение которого выступает смыслом деятельности.
Мотив – одно из понятий, описывающих сферу побуждения субъекта к деятельности – наряду с потребностями, интересами, установками, идеалами, убеждениями, влечениями, эмоциями, инстинктами.

8.2 . Потребности .

8.2.1. Что такое потребность ?

Потребность – это переживаемая и осознаваемая человеком нужда в том, что необходимо для поддержания его организма и развития личности.
Потребность обычно направлена на какой-либо предмет.
8.2.2. Классификация потребностей .
Версия №1 :
1) биологические потребности (переживание нужды в дыхании, питании, воде, нормальном теплообмене, движении, самосохранении, сохранении рода и другие потребности, связанные с биологической организацией человека);
2) социальные потребности (нужда личности в многообразных взаимоотношениях с другими людьми, в самореализации, самоутверждении, общественном признании её достоинств);
3) идеальные потребности (познание окружающего мира в целом и в его частностях, осознание своего места в этом мире, поиски смысла своего существования).
Потребности ненасыщаемые – потребности, стремление удовлетворить которые не имеет четко обозначенного предела (например, потребности в знаниях).
Среди социальных потребностей выделяют потребности «для себя» (отстаивание своих прав) и «для других» (потребность выполнять свои обязанности). Биологические в своей основе потребности у человека, в отличие от животных, становятся социальными.
Версия №2 .
Американский психолог Абрахам Маслоу (1908 – 1970) выделил следующие базисные потребности:
1) физиологические;
2) экзистенциальные;
3) социальные;
4) престижные;
5) духовные + 6) познавательные и 7) эстетические.
Первые два типа потребностей – первичные (врождённые) , а следующие три – вторичные (приобретённые) . Потребности каждого последующего уровня становятся насущными, когда удовлетворены предыдущие.
Абрахам Маслоу «Теория человеческой мотивации» (1943):
1) Физиологические потребности .
« Вряд ли кто-нибудь возьмется оспорить тот факт, что физиологические потребности - самые насущные, самые мощные из всех потребностей… На практике это означает, что человек, живущий в крайней нужде, человек, обделенный всеми радостями жизни, будет движим, прежде всего, потребностями физиологического уровня. Если человеку нечего есть и если ему при этом не хватает любви и уважения, то все-таки в первую очередь он будет стремиться утолить свой физический голод, а не эмоциональный…
Но что происходит с его желаниями, когда у него вдоволь хлеба, когда он сыт, когда его желудок не требует пищи?
А происходит вот что – у человека тут же обнаруживаются другие (более высокие) потребности, и уже эти потребности овладевают его сознанием, занимая место физического голода. Стоит ему удовлетворить эти потребности, их место тут же занимают новые (еще более высокие) потребности, и так далее до бесконечности. Именно это я и имею в виду, когда заявляю, что человеческие потребности организованы иерархически».
2) Потребность в безопасности .
« После удовлетворения физиологических потребностей их место в мотивационной жизни индивидуума занимают потребности другого уровня, которые в самом общем виде можно объединить в категорию безопасности (потребность в безопасности; в стабильности; в зависимости; в защите; в свободе от страха, тревоги и хаоса; потребность в структуре, порядке, законе, ограничениях)…
Вопреки расхожему мнению о том, что ребенок стремится к безграничной свободе, вседозволенности, детские психологи, педагоги и психотерапевты постоянно обнаруживают, что некие пределы, некие ограничения внутренне необходимы ребенку, что он нуждается в них…
Мне представляется, что тягой к безопасности в какой-то мере объясняется также исключительно человеческая потребность в религии, в мировоззрении, стремление человека объяснить принципы мироздания и определить свое место в универсуме…».
3) Потребность в принадлежности и любви .
« После того, как потребности физиологического уровня и потребности уровня безопасности достаточно удовлетворены, актуализируется потребность в любви, привязанности, принадлежности, и мотивационная спираль начинает новый виток. Человек как никогда остро начинает ощущать нехватку друзей, отсутствие любимого, жены или детей. Он жаждет теплых, дружеских отношений, ему нужна социальная группа, которая обеспечила бы его такими отношениями, семья, которая приняла бы его как своего. Именно эта цель становится самой значимой и самой важной для человека… Теперь же он терзаем чувством одиночества, болезненно переживает свою отверженность, ищет свои корни, родственную душу, друга… ».
4) Потребность в признании .
« Каждый человек… постоянно нуждается в признании, в устойчивой и, как правило, высокой оценке собственных достоинств, каждому из нас необходимы и уважение окружающих нас людей, и возможность уважать самого себя. Потребности этого уровня подразделяются на два класса. В первый входят желания и стремления, связанные с понятием «достижение». Человеку необходимо ощущение собственного могущества, адекватности, компетентности, ему нужно чувство уверенности, независимости и свободы. Во второй класс потребностей мы включаем потребность в репутации или в престиже (мы определяем эти понятия как уважение окружающих), потребность в завоевании статуса, внимания, признания, славы… ».
5) Потребность в самоактуализации .
« Человек обязан быть тем, кем он может быть. Человек чувствует, что он должен соответствовать собственной природе. Эту потребность можно назвать потребностью в самоактуализации…
Говоря о самоактуализации, я имею в виду стремление человека к самовоплощению, к актуализации заложенных в нем потенций…
Очевидно, что у разных людей эта потребность выражается по-разному. Один человек желает стать идеальным родителем, другой стремится достичь спортивных высот, третий пытается творить или изобретать… ».
6) Потребность в познании и понимании .
« ... История человечества знает немало примеров самоотверженного стремления к истине, наталкивающегося на непонимание окружающих, нападки и даже на реальную угрозу жизни. Бог знает, сколько людей повторили судьбу Галилея.
Всех психологически здоровых людей объединяет одна общая особенность: всех их влечет навстречу хаосу, к таинственному, непознанному, необъясненному. Именно эти характеристики составляют для них суть привлекательности; любая область, любое явление, обладающее ими, представляет для этих людей интерес. И наоборот – все известное, разложенное по полочкам, истолкованное вызывает у них скуку…
Потребность знать и понимать проявляется уже в позднем младенчестве. У ребенка она выражена, пожалуй, даже более отчетливо, чем у взрослого человека. Детей не нужно учить любопытству. Детей можно отучить от любопытства, и мне кажется, что именно эта трагедия разворачивается в наших детских садах и школах…
А между тем, доподлинное счастье человека связано именно с этими мгновениями причастности к высшей истине. Осмелюсь заявить, что именно эти яркие, эмоционально насыщенные мгновения только и имеют право называться лучшими мгновениями человеческой жизни».
7) Эстетические потребности .
« … люди, лишенные эстетических радостей в окружении уродливых вещей и людей, в буквальном смысле этого слова заболевают, и заболевание это очень специфично. Лучшим лекарством от него служит красота. Такие люди выглядят изнеможденными, и немощь их может излечить только красота. Эстетические потребности обнаруживаются практически у любого здорового ребенка. Те или иные свидетельства их существования можно обнаружить в любой культуре, на любой стадии развития человечества, начиная с первобытного человека».
8.2.3 . Бывают ли ложные потребности?
Ложные, мнимые потребности – потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносит ущерб природе и обществу .
Герберт Маркузе . «Одномерный человек» (1964):
Как отличить ложные потребности от истинных ?
«Право на окончательный ответ в вопросе, какие потребности истинны и какие ложны, принадлежит самим индивидам, - но только на окончательный, т.е. в таком случае и тогда, когда они свободны настолько, чтобы дать собственный ответ. До тех пор, пока они лишены автономии, до тех пор, пока их сознание – объект внушения и манипулирования (вплоть до глубинных потребностей), их ответ не может считаться принадлежащим им самим».
Что является источником ложных потребностей ?
Отчуждение – по Марксу – процесс превращения деятельности людей и ее результатов в самостоятельную силу, господствующую над ними и враждебную им.
Эрих Фромм :
«Под отчуждением я понимаю такой тип жизненного опыта, когда человек становится чужим самому себе. Он как бы «остраняется», отделяется от себя. Он перестает быть центром собственного мира, хозяином своих поступков; наоборот – эти поступки и их последствия подчиняют его себе, им он повинуется и порой даже превращает их в некий культ.
В современном обществе это отчуждение становится почти всеобъемлющим. Оно пронизывает отношение человека к его труду, к предметам, которыми он пользуется, распространяется на государство, на окружающих людей, на него самого. Современный человек своими руками создал целый мир доселе не виданных вещей. Чтобы управлять механизмом созданной им техники, он построил сложнейший социальный механизм. Но вышло так, что это его творение стоит теперь над ним и подавляет его. Он чувствует себя уже не творцом и господином, а лишь слугою вылепленного им голема. И чем более могущественны и грандиозны развязанные им силы, тем более слабым созданием ощущает себя он – человек. Ему противостоят его же собственные силы, воплощенные в созданных им вещах, силы, отныне отчужденные от него. Он попал под власть своего создания и больше не властен над самим собой. Он сотворил себе кумир – золотого тельца – и говорит: «Вот ваши боги, что вывели вас из Египта».
Голем – в еврейских фольклорных преданиях оживляемый магическими средствами глиняный великан, который послушно исполняет порученную ему работу, но может выйти из-под контроля своего создателя и погубить его.
Основные причины отчуждения : 1) тотальное распространение частной собственности; 2) роботизация и компьютеризация производства; 3) всевластие бюрократии; 4) социальное неравенство и эксплуатация; 5) абсолютизация духовных сил человека.
8.3 . Интересы .
Интересы людей имеют в своей основе их потребности, но направлены не столько на предметы потребностей, сколько на те общественные условия, которые делают более или менее доступными эти предметы. Интересы зависят от положения в обществе тех или иных групп населения. По направленности интересы разделяются на экономические, социальные, политические, духовные .
Интерес (от лат . interest – имеет значение, важно) – 1) в социологии – реальная причина социальных действий, лежащая в основе непосредственных побуждений – мотивов, идей и т. п. – участвующих в них индивидов, социальных групп; 2) в психологии – отношение личности к предмету как к чему-то для нее ценному, привлекательному.
8.4. Влечения .
Влечение – инстинктивное желание, побуждающее индивида действовать в направлении удовлетворения этого желания. Психическое состояние, выражающее неосознанную потребность субъекта, - уже имеющее эмоциональную окраску, но еще не связанное в выдвижением сознательных целей.
Влечение – одно из центральных понятий психоанализа. В классическом психоанализе влечение характеризуется четырьмя аспектами: источником, целью, объектом и силой (энергией).
С начала 20-х гг. Фрейд разделял :
1) влечения к жизни - жизнеутверждающие; их цель - сохранение и развитие жизни во всех ее аспектах; сюда относятся влечения сексуальные и влечение к самосохранению;
2) влечения к смерти, агрессии, разрушению; под ними понимаются присущие индивиду, обычно бессознательные, тенденции к саморазрушению и возврату в неорганическое состояние.
Фрейд считал, что Эросу противостоит Танатос (инстинкт смерти, влечение к смерти, инстинкт и влечение к агрессии и деструкции) и что борьба этих сил является активным, фундаментальным и определяющим основанием жизни и психической деятельности человека. Борьба Эроса и Танатоса идет с переменным успехом, но исход ее, предопределенный природой вещей, может быть только один – в конечном счете, побеждает Танатос.
Танатос – в греческой мифологии бог – олицетворение смерти.

Потребность - это осознанное переживание человеком нужды в том, что необходимо для поддержания жизни его организма и развития его личности.

Потребность (побудитель действий) может быть осознанным и неосознанным. Когда она осознанна у человека возникает побуждение к деятельности.

Классификация потребностей:

а) по субъектам (носителям потребностей) :

Индивидуальные

Групповые

Коллективные

б) по объекту (т.е. предмету, на который они направлены) :
- физиологические (базовые) - необходимые для поддержания жизнедеятельности организма;
- материальные - для создания необходимых условий существования;
- социальные - для успешного взаимодействия с членами общества;
- духовные - для саморазвития и самоутверждения. Физиологические: пища, вода, воздух, климатические условия и т.п. Материальные: жилище, одежда, средства передвижения, орудия производства и т.п. Социальные: общение, общественная деятельность, общественное признание и т.п. Духовные: знания, творческая деятельность, создание прекрасного, научные открытия и т.п.

в) по сферам деятельности :

Общения

Рекреации (восстановления работоспособности: отдых, лечение и т.п.).

Одной из наиболее удачных концепций иерархии потребностей в жизни человека является Пирамида Маслоу (по фамилии американского психолога,т.е. человека, специализирующегося на изучении личности человека). Рисуем пирамиду на бумаге, выданной на экзамене.

1 уровень – простейшие потребности - голод, жажда, сон, тепло, отдых.

2 уровень – потребность в безопасности (одежда, обувь, жилище). Вместе эти два уровня образуют биолог потребности. Почему биологические? Потому что происходят из наших инстинктов, из нашей биологической природы.

3 уровень – потребность в общении и в труде.

4 уровень – потребность в любви, уважении, уважении, одобрении и признании. Вместе эти 2 уровня называются социальными потребностями. Почему социальные? Потому что лишь начиная общаться и трудиться сообща с другими людьми, человек приобретает те характеристики, которые делают его социальным существом.

5 уровень – познавательные потребности – знать, уметь, изучать.

6 уровень – эстетические потребности – потребность в гармонии и красоте. Вместе эти 2 уровня называются духовными потребностями. Духовные, потому что они уже не касаются общества конкретно, а касаются индивидуального развития каждого человека в отдельности.

Основная идея концепции – без удовлетворения биологических потребностей человек не в состоянии удовлетворять социальные. А без удовлетворения социальных – не может развиваться как личность, удовлетворять духовные потребности, заниматься творчеством, привносить в мир новые знания, мысли, идеи.

Возможности удовлетворения человеческих потребностей:

Ограничены имеющимися природными ресурсами

Не должны противоречить нравственным нормам общества

Должны быть разумными и реальными

Очень незначительная часть потребностей человека может быть удовлетворена непосредственно при помощи благ, данных нам природой (природных благ ).

Для того чтобы удовлетворить свои столь разнообразные потребности люди должны производить множество материальных благ и нематериальных ценностей. Поэтому существование, как отдельного человека, так и общества в целом неразрывно связано с хозяйственной (экономической) деятельностью. Именно экономическая деятельность людей является основой существования человеческого общества.

Хозяйственная (экономическая) деятельность – целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их разнообразных потребностей и повышение уровня благосостояния.

Для производства экономических благ используются разнообразные ресурсы, как природные, так и произведенные человеком. Особую роль в производстве играют трудовые ресурсы. Поэтому современная экономическая теория в качестве фундаментальной проблемы экономического развития рассматривает проблему ограниченности экономических ресурсов .

Все экономические ресурсы имеют количественные и качественные пределы. Ограниченность ресурсов, с одной стороны является абсолютной, в том смысле, что имеющихся экономических ресурсов недостаточно для удовлетворения всей массы потребностей, с другой стороны, относительной, в том смысле, что для удовлетворения части потребностей ресурсов достаточно. Абсолютная и относительная ограниченность экономических ресурсов делает необходимым и возможным определение приоритетов в удовлетворении потребностей, определение пропорций в производстве различных благ.

Таким образом, перед обществом всегда стоит проблема выбора: из множества возможных (альтернативных) вариантов использования ограниченных экономических ресурсов необходимо выбрать наилучший (оптимальный) вариант, т.е. тот вариант, который максимально удовлетворяет потребности общества.



Наилучшим вариантом экономическая теория считает тот вариант, который позволит получить наибольший результат при минимуме затрат, т.е. обеспечит максимальную эффективность использования ресурсов.

Таким образом,современная экономическая теория изучает проблему эффективного использования ограниченных экономических ресурсов с целью максимального удовлетворения потребностей человека.

Отметим, что экономическая теорияявляется фундаментальной (базовой) экономической наукой, т.е. фундаментом всего комплекса экономических наук.

Микроэкономика – это часть экономической теории, изучающая деятельность (поведение) отдельных потребителей и производителей (субъектов экономической системы), механизм принятия ими экономических решений.

Макроэкономика – это часть экономической теории, изучающая экономическую систему в целом, а также крупные ее части, такие как частный или государственный сектор экономики.

Экономическая эффективность

Универсальный критерий эффективности был разработан известным итальянским экономистом-социологом В. Парето (1848-1923) и называется эффективностью, или оптимальностью, по Парето. В соответствии с этим критерием определяются эффективность производства , эффективность распределения ресурсов и благ и эффективность экономики .

Эффективность производства достигается тогда, когда невозможно увеличить выпуск одного экономического блага без уменьшения выпуска другого.

Эффективность распределения ресурсов и благ в экономике достигается тогда, когда невозможно увеличить благосостояние одного индивидуума без уменьшения благосостояния другого.

Эффективность экономики означает эффективность производства и распределения ресурсов(и благ).

Эффективность производства в случае выпуска двух благ графически представляется кривой производственных возможностей , а эффективность распределение ресурсов и благ в случае участия двух индивидуумов – кривой потребительских возможностей (см. рис. 1.1 и 1.2).

Благо B


0 Полезность первого

индивидуума

Рис. 1.2. Кривая потребительских возможностей

§ 2. Хозяйственная (экономическая) деятельность. Типы экономических систем.

Основой существования любого государства является хозяйственная (экономическая) деятельность .

Хозяйственная (экономическая) деятельность – это целесообразная деятельность людей, направленная на удовлетворение их потребностей и повышение уровня благосостояния.

В хозяйственной деятельности людей принято выделять 4 стадии: производство , распределение , обмен , потребление .

Процесс производства – это процесс использования экономических ресурсов с целью выпуска экономических благ.

Распределение – процесс определения доли (количества) произведенного продукта, который получает каждый участник экономической деятельности.

Обмен – процесс движения произведенного продукта от одного участника экономической деятельности к другому, форма связи между ними, между производителями и потребителями.

Потребление – процесс использования результатов производства для удовлетворения потребностей. Оно определяет конечную цель и мотивы производства.

Хозяйственная деятельность осуществляется в рамках исторически определенных экономических систем .

Экономическая система – это система взаимосвязанных институтов*, организационно – правовых форм и принципов хозяйственной деятельности, на основе которых осуществляется производство, распределение, обмен и потребление экономических благ в стране.

Исторически различают четыре типа экономических систем:

традиционную (натуральную) экономику ;

командно-административную (централизованно-управляемую) экономику ;

рыночную экономику ;

смешанную экономику .

1. Традиционная (натуральная) экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в общем владении племени, а экономические блага распределяются в соответствии с длительно существующими традициями. В данной экономической системе экономические блага производятся в основном для личного потребления. Основными отличительными признаками традиционной экономики являются:

Преобладание замкнутого натурального хозяйства и мелкого товарного производства;

Низкий уровень развития производительных сил, преобладание ручного труда;

Хозяйственная деятельность осуществляется на основе исторически сложившихся традиций, способы ведения хозяйства остаются неизменными на протяжении сотен лет;

Вопросы: что, как и для кого производить решаются на основе традиций и обычаев.

Традиционная экономика существует, в настоящее время в ряде стран Центральной Африки, Южной и Юго-Восточной Азии, долине реки Амазонки.

2. Рыночная экономика –это экономическая система, в которой факторы производства находятся в частной собственности, а экономические блага производятся в основном для обмена. В основе данной экономической системы лежит рыночный механизм (рынок).

Рынок – это механизм взаимодействия производителей (продавцов) и потребителей (покупателей) экономических благ, с помощью которого определяется рыночная цена благ и необходимый объем покупок (продаж).

С понятием рынка тесно связаны три других: товар , деньги и рыночная цена .

Товар – это экономическое благо, произведенное для обмена. Таким образом, в рыночной экономике блага становятся товарами.

Обмен товаров на рынке осуществляется посредством денег . Исторически первым видом денег был определенный товар, который был необходим большинству участников рынка, и поэтому хорошо выполнял функции обмена, измерения ценности других товаров и накопления богатства.

Итак, деньги – это всеобщий эквивалент, т.е. товар, который может быть обменен на любой другой товар.

3. Командно-административная экономика – это экономическая система, в которой факторы производства находятся в собственности государства, а производство, обмен, распределение и потребление экономических благ регламентировано органами государственного управления экономикой.

Командно-административная экономикасуществовала в СССР, бывших социалистических странах Европы и Азии. В настоящее время данный тип экономической системы существует в Северной Корее и на Кубе.

4. Смешанная экономика – это рыночная экономика, которая содержит в себе механизм государственного регулирования рынка.

Формирование экономических системпредполагает решение следующихфундаментальных экономических вопросов:

- что производить? (какие экономические блага, и в каких количествах);

- как производить? (какие ресурсы использовать, как организовать производство, чтобы получить максимальный результат при минимально возможных затратах);

- для кого производить? (на основе каких принципов осуществлять распределение благ).

Факторы производства

Земля – это все естественные ресурсы: пахотные земли, леса, месторождения полезных ископаемых, водные ресурсы (ресурсы рек, морей и океанов).

Капитал – это весь накопленный запас средств производства, т.е. имущество, промышленные права и интеллектуальная собственность фирмы, а также сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д., используемые в процессе производства.

Капитал фирмы делится наосновной иоборотный.

Основной капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в течение многих производственных циклов и переносит свою стоимость на произведенные экономические блага по частям.

Таким образом, основной капитал включает в себя земельные участки, производственные здания, сооружения и оборудование (машины, ЭВМ, транспортные средства и т.д.), а также лицензии, изобретения, промышленные образцы, товарные знаки и знаки обслуживания, ноу-хау, программы для ЭВМ и т.д.

Часть стоимости основного капитала , которая переносится на произведенные товары в одном производственно цикле, называется амортизацией . Другими словами, амортизация – это денежное выражение износа основного капитала.

Оборотный капитал – это часть капитала фирмы, которая используется в одном производственно цикле, требует замены после каждого цикла и полностью переносит свою стоимость на произведенные экономические блага.

Таким образом,оборотный капитал включает в себя сырье, комплектующие изделия, запасы топлива и т.д.

Труд представляет собой совокупность физических, интеллектуальных и психических затрат, осуществляемых людьми в процессе производства.

Предпринимательство (предпринимательская способность) – это особый вид человеческих ресурсов, заключающийся в способности наиболее эффективно использовать остальные факторы производства.

Рынок

Предпосылки развития рынка:

1. Формирование системы общественного разделения труда , т.е. системы отношений, при которой отдельные производители специализируются на определенных видах деятельности, на производстве определенных экономических благ.2. Экономическая обособленность , независимость производителей , способных самостоятельно принимать экономические решения, исходя из соображений экономической целесообразности и рациональности. Как известно, исторически экономическая обособленность возникла в связи с формированием отношений частной собственности.

Функции рынка

К основным функциям рынка относятся следующие:

1. Посредническая функция . Заключается в том, что рынок связывает экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности: производителей товаров и их потребителей.

2. Функция ценообразования . В результате добровольного взаимодействия на рынке экономически независимых субъектов хозяйственной деятельности – производителей и потребителей, формируются цены, которые удовлетворяют их интересы.

3. Регулирующая функция . Благодаря свободной динамике цен, рынок регулирует объемы производства и потребления товаров, обеспечивая равновесие (соответствие) между ними.

4 . Информационная функция . Рынок дает производителям объективную информацию о вкусах и предпочтениях потребителей, об удовлетворении потребностей на те или иные товары, т.е. о том, что и в каких объемах следует производить.

5. Стимулирующая функция . Конкуренция на рынке стимулирует производителей снижать затраты на производство, повышать качество товаров, осваивать выпуск новых товаров, совершенствовать сервис и т. д.

Конкуренция – это борьба, соперничество между производителями за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров.

6. Санирующая функция . Суть этой функции рынка в том, что благодаря конкуренции происходит вытеснение с рынка товаропроизводителей, производящих неконкурентоспособную продукцию, в результате чего происходит «очищение» экономики от неэффективно работающих предприятий.

Виды рынков

Существующие рынки можно классифицировать по следующим признакам:

ÿ по экономическому назначению (рынок потребительских товаров и услуг, рынок труда, ранок ценных бумаг, рынок денег, рынок средств производства, рынок земли, рынок технологий, рынок информации и т.д.);

ÿ по географическому положению (рынок местный, региональный, национальный, мировой);

ÿ по видам участников рыночных сделок (розничный рынок, оптовый рынок, рынок государственных закупок);

ÿ по степени соблюдения законност и (рынок легальный и рынок теневой);

ÿ по степени зрелости рыночного механизма (рынок формирующийся, развитый

Типы рынков

Наряду с видами рынков принято различать типы рынка.

Тип рынка - это та экономическая среда, в условиях которой работают производители (фирмы) на том или ином рынке.

Специфика этой среды, прежде всего, характеризуется степенью ограничения конкуренции на рынке (степенью монополизации рынка). Степень монополизации рынка в свою очередь определяется уровнем монопольной власти .

Монопольная власть – этоспособность фирмы влиять на рыночную цену товара путем изменения объема производства.

Поведение товаропроизводителя на рынке в значительной мере определяется типом рынка, на котором он работает.

В экономической теории принято различать четыре типа рынка:

1.Рынок совершенной конкуренции ;

2.Рынок чистой монополии ;

3.Рынок монополистической конкуренции ;

4.Рынок олигополии .

Характеристика типов рынка осуществляется по следующим критериям:

1) количество фирм, работающих на рынке;

2) характер производимой продукции;

3) наличие или отсутствие барьеров для вхождения фирм в отрасль (на рынок) и выхода из нее;

4) степень доступности экономической информации.

В традиционных курсах микроэкономики доказывается, что эффективность экономики (рынка) может достигаться только на совершенно конкурентных рынках.

Большинство реально функционирующих рынков может быть отнесено либо к рынкам монополистической конкуренции, либо к олигополии. Следует иметь в виду, что рынок совершенной конкуренции рассматривается в экономической теории как некая абстрактная модель, к которой реально функционирующие рынки могут в большей или меньшей степени приближаться. Вместе с тем, использование данной экономической модели для анализа многих экономических явлений позволяет выявить важнейшие закономерности функционирования рыночного механизма, установить основные взаимосвязи между его элементами.