Насколько подлинная история про анну каренину. «Анна Каренина»: интересные факты о великом романе. Она смело решается отстаивать свое право на любовь

Роман «Анна Каренина» Толстой писал в период 1873-1877гг. Он задумал его как произведение решающие вопросы семьи и брака, но по мере написания роман дополнялся социальными, нравственными и даже политическими проблемами.

В романе «Анна Каренина» Толстой показывает жизнь в пореформенной России. Капитализация проникла и в помещичий быт. И на примере семьи Левиных автор показал невозможность сопротивления. Левин – помещик, он понимает, что западные теории преобразования страны не подходят России. Левин мучительно ищет правду жизни. Описание его жизни образует свою сюжетную линию в романе, но не вступает в противоречие с замыслом и композицией, которые задумал в романе «Анна Каренина» Толстой.

На нашем сайте вы можете найти информацию, описывающую роман «Анна Каренина».

Душевные терзания Анны и поиски истины Левина – взаимосвязанные стороны жизни России в пореформенную эпоху, раскрывающие кризис в судьбах людей.

Анна Каренина и Вронский встретились случайно и полюбили друг друга с первого взгляда. Но Каренина – замужняя женщина, имеющая восьмилетнего ребёнка. Анна безуспешно пытается бороться с внезапно возникшим чувством. Её судьба полна глубокого драматизма. И этим драматизмом проникнут весь роман. В ней борются чувства матери и чувства любящей женщины, но соединить эти два чувства для неё не является возможным. Анна любит Вронского, а с Карениным её связывает сын. Следуя за судьбой Анны, мы с горечью наблюдаем, как рушатся её мечты. Даже уехав с Вронским за границу, она не смогла уйти от реальной действительности: разлука с сыном не может её не тяготить.

Анна потеряла сына и всю любовь обратила на Вронского, но тот не понимает её. Напротив, он потерял к ней интерес и стал тяготиться её любовью. И Каренин, и Вронский боятся общественного скандала и причину этого скандала они оба видят в «неблагоразумии» Анны. Она одна из немногих женщин осмелилась отстаивать своё счастье, и в результате снова несчастлива. Не видя другого выхода, Анна решается на самоубийство. В романе «Анна Каренина» Толстой виртуозно рисует психологический портрет своей героини.

В нашей электронной библиотеке вы можете прочитать роман «Анна Каренина» в кратком изложении. Мы предлагаем окунуться в эпоху того времени и прочувствовать суть, которую роман «Анна Каренина» пытается донести до читателя. На нашем сайте представлена вся информация о роман «Анна Каренина» бесплатно в связи с тем, что он обнародован.

Роман «Анна Каренина» Толстой задумал по реальным событиям. В январе 1872 года на станции Ясенки под поезд бросилась Анна Пирогова, незаконная жена помещика Бибичева. Семья Толстых была хорошо знакома с погибшей.

СМОТРИТЕ МОЙ РОЛИК "АННА КАРЕНИНА С ПРЕМЬЕРЫ"

Вчера я побывал на премьерном показе фильма «Анна Каренина» режиссёра Сергея Соловьёва. Эта лента часть дилогии «2-Асса-2». 10 лет подготовки потребовалось Сергею Соловьёву, чтобы приступить к съёмкам фильма. Сам фильм был отснят за полтора года. Всего же от замысла фильма до его премьеры прошло 15 лет.
Фильм мне понравился. Настоящее русское кино, с выдающимися русскими актёрами, снято по-русски красиво. Великолепная работа оператора Юрия Клименко. Я получил удовольствие от просмотра. Хотя и ощущается, что фильм снимался как сериал.
Это вполне адекватная экранизация романа Льва Николаевича Толстого. Хотя режиссёр, по его собственным словам, и не стремился разгадать замысел классика русской литературы. А между тем слова из Библии «Мне отмщение, и аз воздам» выбраны Толстым в качестве эпиграфа не случайно.
Когда Льва Николаевича спросили, о чём его роман «Анна Каренина», он сказал: чтобы ответить, ему нужно заново написать роман.
Почему же погибла Анна Каренина?

Это фильм о прощении и о любви к врагам своим!
Существует почти 30 экранизаций знаменитого романа. Самые известные с Гретой Гарбо (1935 года) и Вивьен Ли (1948 года).
Фильм Сергея Соловьёва более психологичен, чем экранизация Александра Зархи 1967 года. Тогда в роли Анна снялась Татьяна Самойлова, в роли Каренина - Николай Гриценко, в роли Вронского - Василий Лановой.

Интрига фильма Сергея Соловьёва в том, что Каренин (Олег Янковский) красив и не слишком стар, и, кажется, искренне любит свою жену Анну (Татьяна Друбич).
Мне понравилось, как режиссёр Сергей Соловьёв снял путешествие влюблённых по Италии. Вспомнилось, как точно так же на гондоле катался и я по каналам Венеции в прошлом году.

В 1996 году мне посчастливилось сниматься в голливудском фильме «Анна Каренина» (режиссёр Бернард Роуз). Роль Анны исполняла Софи Марсо, Вронского играл Шон Бин. Я описал это в своём романе-быль «Странник»(мистерия). В процессе съёмок я наблюдал всё непонимание американцами движущих сил романа Льва Толстого.

На съёмках фильма "Анна Каренина" - Витебский вокзал Санкт-Петербурга

Трагедия Анны Карениной это прежде всего трагедия самого Льва Толстого. И роман «Анна Каренина», и повесть «Семейное счастье» Лев Николаевич писал на основе опыта своей семейной жизни. В повести «Крейцерова соната» Толстой так и вовсе изложил историю влюблённости его жены Софьи Андреевны в друга их дома композитора Александра Сергеевича Танеева.

Лев Толстой был человеком влюбчивым. Ещё до женитьбы у него случались многочисленные связи блудного свойства. Сходился он и с женской прислугой в доме, и с крестьянками из подвластных деревень, и с цыганками. Даже горничную его тётушки невинную крестьянскую девушку Глашу соблазнил. Когда девушка забеременела, хозяйка её выгнала, а родственники не захотели принять. И, наверное, Глаша бы погибла, если бы её не взяла к себе сестра Толстого. (Возможно, именно этот случай лёг в основу романа «Воскресенье»).

Толстой после этого дал себе обещание: «У себя в деревне не иметь ни одной женщины, исключая некоторых случаев, которые не буду искать, но не буду и упускать».
Но преодолеть искушение плоти он не мог. Однако после сексуальных утех всегда возникало чувство вины и горечь раскаяния.
Когда жена не могла делить с мужем супружеское ложе, Толстой увлекался либо очередной горничной, либо кухаркой, или посылал в деревню за солдаткой.

Позже, оправдывая себя устами Стивы в романе «Анна Каренина», Лев Толстой признаётся: «Что ж делать, ты мне скажи, что делать? Жена стареется, а ты полон жизни. Ты не успеешь оглянуться, как ты уже чувствуешь, что ты не можешь любить любовью жену, как бы ты ни уважал её. А тут вдруг подвернётся любовь, и ты пропал, пропал!»

Если Левина Толстой писал с себя, то прообразом Каренина стал обер-прокурор Синода Константин Петрович Победоносцев, у которого, по слухам, была схожая семейная ситуация. Исполнитель роли Каренина Олег Янковский даже внешне похож на него, особенно когда одевает очки.

Толстой писал, что Каренин был стариком. Хотя по нынешним меркам он ещё молод - ему всего 44 года. Анне около 26-27 лет. У неё 8-летний сын. В те времена в России она уже не считалась молодой женщиной. Девушки на выданье были 16-17-летние, так что для 70-х годов 19 века Анна - женщина зрелая, мать семейства, а Вронский был очень молод.

В фильме Сергея Соловьёва первоначально в роли Вронского снимался Сергей Безруков. Но, видимо, ростом не вышел. Ярослав Бойко высок и статен, но абсолютно не убедителен. Нет в нём ни искры страсти, ни капли любви. Он не идёт ни в какое сравнение с Василием Лановым, сыгравшим Вронского в фильме Александра Зархи.

Считается, что внешне Анна Каренина списана с дочери Пушкина Марии Гартунг.
У Толстого нет ни одного упоминания о возрасте Анны. Каренину было 44. Стива говорит, что это была ошибка, то, что Анна вышла за мужчину, старше её на двадцать лет.

Исполнительница роли Анны актриса Татьяна Друбич считает, что «…общество... изменилось резко. Сегодня ее самоубийство никто бы не заметил или сочли за глупость… Большинство женщин, я уверена, все-таки мечтают быть Кити. Но это... так, как хотелось бы жить, а судьба Анны - это, к сожалению, реальность. Любовный треугольник - сюжет для мелодрамы, а Каренина - героиня трагедии».

Анна Каренина в исполнении Татьяны Друбич явно не дотягивает до трагизма, сыгранного Татьяной Самойловой в фильме Александра Зархи.
Татьяна Самойлова и Татьяна Друбич

Татьяна Друбич - бывшая жена Сергея Соловьёва. Они поженились после того, как режиссёр снял Татьяну в нескольких своих фильмах. Разница в возрасте была примерно такой же, что и у Анны с Карениным. Но несмотря на то, что Друбич развелась с Соловьёвым, режиссёр продолжает считать её своей музой и снимает в кино.

Почему же погибла Анна Каренина?

Анна устала от спокойной жизни, ей захотелось приключений. И она их нашла. Также как ищет и находит любовные приключения её брат - Стива.

Почему женщины так любят играть с огнем и заводить тайные романы? Чего им не хватает в супружестве?

Вот как сами женщины формулируют причины женских измен:
1\ В жизни каждой женщине выпадает благоприятный шанс совершить этакую маленькую, незаметную изменку. Так хочется новизны и полёта! Как тут устоишь?!
2\ Почти треть замужних женщин находят себе любовников на работе. Общее дело, общие интересы, общая... постель. А зачастую ещё и прибавка к зарплате, карьерный рост...
3\ Измена как средство для повышения тонуса, самооценки, обретения уверенности в себе…
4\ Месть за измену. Наставить рога супругу — и сразу полегчает. Только не в открытую, конечно, а то как бы чего не вышло, как бы хуже не стало...
5\ Имею право, раз мой муж такой болван и неудачник…

Если муж женился по любви, а жена шла замуж по расчету, без любви, то вполне вероятно, что она не упустит свой шанс хоть ненадолго почувствовать себя счастливой влюблённой.

Если женщина не хочет, чтобы ей изменяли, то и сама не будет этого делать. Ведь сказал же Антон Павлович Чехов: "Изменившая жена — это большая холодная котлета, которую не хочется трогать, потому что её уже держал в руках кто-то другой". Ну а «если жена изменила тебе - радуйся, что она изменила тебе, а не Отечеству».

Женщина с трудом может устоять от соблазна красивого любовника, который к тому же моложе её.
Но развитие коллизии в романе «Анна Каренина» определяется не возрастом героев, а социальной ситуацией кризиса брака, освящённого церковью. Обвенчанным в церкви развестись в те времена было практически невозможно.

Совершая прелюбодеяние, Анна постепенно превращается из обаятельной женщины в зависимое от секса и наркотиков существо. Она отвергает все законы общества и морали, почти сходит с ума. «Я не та», - говорит Анна о себе, и фактически пытается убить в себе злобное чудовище, в которое превратилась.

Любовь женщины не поддаётся пониманию, тем более мужскому.
Внутренне Анна была настроена на гибель. Во время родов, она постоянно говорит, что умрёт.
Анна - тип женщины-жертвы. Любовь вообще сама по себе жертва.

Как должен реагировать муж, когда узнаёт, что жена влюбилась?
«Все счастливые семьи похожи друг на друга, каждая несчастливая семья несчастлива по-своему».
Мне известны случаи, когда жена приводила в дом любовника, с которым спала на супружеском диване, тогда как бывший супруг спал рядом на полу.

Я два раза прочитал роман «Анна Каренина».
Вы никогда не задумывались, почему Анна Каренина изменила мужу с Вронским?
Общественная мораль стыдливо умалчивает о главном, словно боится вытащить последний кирпич из-под шатающегося священного мифа брака.
Нет, вовсе не из-за раздражающей её привычки мужа хрустеть суставами пальцев. Каренин просто не мог удовлетворить молодую жену, и тогда его заменил энергичный Вронский.

В известной книге Дэвида Герберг Лоуренса «Любовник леди Чаттерлей» хорошо показано, что женщина в конечном итоге уходит от состоятельного, но «сексуально немощного» мужа к сексуально активному пусть даже и леснику.

Умнеть, входить в цвет и начинать понимать хоть что-то в сексе женщина начинает после 23-х. Реально «женский век» это 5-7 лет. Женщинам надо успеть за несколько лет решить всю свою женскую судьбу: найти мужа, быстренько свить гнездо, родить детеныша, наладить отношения со всеми родными со всех сторон и т.д.
Мужчинам только кажется, что они выбирают женщин. На самом деле это женщины выбирают мужчин.

В чём трагедия Анна Карениной?
Извечный вопрос: зачем выходить замуж и жить с нелюбимым человеком?!

Много уже было постановок известной драмы. Тем не менее, люди почему-то не учатся на чужих ошибках. Возможно потому, что каждый непременно должен исполнить свою жизнь, а не наблюдать за жизнью других. Не совершать ошибки невозможно. Ибо нет ошибок, а есть судьба!

Самый большой секрет в том, что секс женщине нужен не меньше, чем мужчине, только по-другому, иначе. Подсчитано, что мужчина думает о сексе примерно 18 раз в день, а женщина примерно 10 раз. При этом отношение к сексу у мужчины и женщины различается. Для женщины секс не является чем-то самоценным; для неё он продолжение любви и возможность продолжения рода.

Американские учёные выяснили, что женщины, в крови которых содержится большое количество гормона эстрадиола, склонны к интимным отношениям с несколькими партнерами одновременно. Таким образом, в женской полигамности виноваты гормоны, утверждают специалисты.

Возможно, сексуальная природа человека и полигамна, однако как разрешить вопрос предпочтения? Как быть, если один захочет уйти, тем самым лишив другого смысла и радости жизни?

Разумеется, нельзя сводить проблему Анна Карениной только к проблеме секса.
Трагедия в том, что она не смогла жить в грехе, в раздвоенности между любовью к сыну и любовью к мужчине.

Русский философ Владимир Соловьёв (который не женился и жил один) в своей работе «Смысл любви» говорил: «Сильная индивидуальная любовь никогда не бывает служебным орудием родовых целей, которые достигаются помимо её… Видеть смысл половой любви в целесообразном деторождении - значит признавать этот смысл там, где самой любви вовсе нет, а где она есть, отнимать у неё всякий смысл и всякое оправдание».

Учёные установили, что у большинства людей чувство любви длится не более тридцати месяцев. Духовно и физически мужчина и женщина способны на "высокое чувство" в течение всего лишь полутора-двух лет, что вполне достаточно для знакомства, укрепления чувства и рождения ребёнка.

Начинающий Зигмунд Фрейд с удивлением обнаружил, что в основе истерий и психических расстройств лежит именно сексуальная неудовлетворённость. Психоанализ имел своей целью спасти брак без секса, помочь человеку компенсировать недостаток сексуальной жизни.

Очень часто людей связывают именно узы брака, а не любовь. Война полов, как правило, происходит в браке, но не вне его. Типичный пример, фильм «Война в семье Роуз» с Кетрин Тёрнер и Майклом Дугласом в главных ролях. Они чуть не убили друг друга, не желая уступать при разводе нажитое совместно имущество!

76-летний Михаил Козаков был убеждён: «ну не может девушка, которая на пятьдесят лет тебя моложе, любить тебя, как молодого! Скорее всего ей нужно наследство, и в её интересах, чтобы ты быстрее сыграл в ящик».

Состоятельные мужчины в возрасте могут себе позволить жениться на молодых. Но почему-то часто это заканчивается скорой смертью «молодожёна». Александр Абдулов (сыгравший Стиву в фильме «Анна Каренина») в пятьдесят лет после двух неудачных браков женился на молоденькой. У счастливого актера родилась дочь Женя. Но неожиданно актер начал гаснуть от страшной болезни - рака легких и вскоре умер. А молодая вдова тут же захотела продать его дом, а на поминках появилась в кокетливом наряде в горошек и с улыбкой на лице.

Если в жизни человека в возрасте появляется женщина на много лет младше, начинаются и регулярные интимные отношения. Повлиять на стареющий организм они могут двояко. Если есть проблемы с сердцем, давлением, то они могут обостриться. А бывает наоборот - отношения с молодой будто пробуждают мужчину к жизни. Какой вариант уготован - не может предсказать никто, это своего рода лотерея.

Эдвард Радзинский выразился так: «Брак это не обязательства. Это чепуха. Это жизнь двух людей. И каждый имеет право жить так как он хочет… Человек рядом с вами, он должен быть занят, чем-то своим, очень важным».

А может быть, всё дело в лживости брака, его искусственности? Да и что такое брак: нечто надуманное или абсолютно необходимое? симбиоз или противоестественная условность?
Нет, брак не пустая формальность. Прежде всего это потребность в доверии, в ощущении надёжности, безопасности. Если, конечно, брак освящён любовью.

Вы скажете, любовь подчиняется рассудку. И да, и не всегда. В некоторых случаях любовь почему-то оказывается выше рассудочных призывов.
В фильме «Прошлой ночью в Нью-Йорке» главный герой в командировке изменяет своей жене с «товарищем по работе». Жена (Кира Найтли) тоже изменяет мужу, хотя и не вступает в интимные отношения.

Можно прожить вдвоём по необходимости, но так и не узнать любви; можно даже иметь детей, но любовь... любовь!.. на это способны только сумасшедшие, ибо любовь — это умопомрачение! это нечто большее, чем страсть, потому что неутолима!

Любовь сравнивают с сумасшествием, поскольку любые доводы рассудка разбиваются в волнах чувства!
Нет, не укладываются логические умозаключения в тайну любви, не дают ответа. Это вне логики, вне биохимии. Это тайна трансцендентная! Как, почему люди влюбляются, а потом убивают друг друга? — непостижимо!

Взаимоотношения мужчины и женщины проблема не половая, и даже не нравственная, это проблема космическая — сочетание духа с материей; это тайна мироздания! Секс — не пустой перепёх, это космогонический акт!

Сегодня отношения между полами упростили до невозможности. А ведь это Тайна! Тайна, неразгаданная до сих пор.
Раскрыв загадку полового влечения и зачатия, люди думали, будто нет больше тайн во взаимоотношениях мужчины и женщины, тогда как истинная тайна в предпочтении, в верности, в единственности, — в этом тайна любви, а вовсе не в сексе.

Институт брака, в его нынешнем качестве, видимо, сохранить не удастся. Зато удастся сохранить любовь, очистить любовь от корысти.

Лев Толстой одним из первых диагностировал конец традиционной формы брака.
Анна бросила вызов обществу, и общество её отвергло, потому что не могло принять такой стиль поведения, ведущий к развалу семьи.

Если субъективно поступок Анны можно объяснить влюблённостью, то объективно своими действиями она подрывала институт семьи. А институт семьи создан прежде всего для защиты прав детей (законно рождённых). История знает массу примеров войн, начатых между законнорожденными и незаконнорожденными, и даже приёмными детьми. Самый известный случай - легендарный Моисей. Можно вспомнить и ребёнка Клеопатры от Цезаря. Возможно, именно он стал одной из причин убийства Юлия Цезаря в сенате.

Супружество никогда не защищало от любовных связей и внебрачных детей, но вступление в брак решало и решает более глубокие проблемы наследия и смысла жизни. Однако что делать, если один вдруг разлюбил, а другой продолжает любить? Можно разрешить свободные половые отношения, организовать воспитание детей, но невозможно решить проблему взаимности: когда один любит, а другой нет.

Всё, всё из-за любви, всё ради любви, в том числе и так называемое зло!

Выбрав любовь, Анна выбрала свою судьбу. И погибла. Почему? Потому что таковы законы любви? или она не смогла жить с ощущением греха? Кто же она: раба любви или прелюбодейка? Её следует оправдать за любовь или осудить за прелюбодейство?

Почему же всё-таки Анна решилась на самоубийство?
Может быть, во всём виноват морфин, которым Анна злоупотребляла?
"Я хочу любви, а её нет. Стало быть, всё кончено. И надо кончить".

На мой взгляд, Анну убило чувство вины!
Она совершила преступление - вступила в запретную связь, нарушила заповедь «не прелюбодействуй».
Заповеди - это не простое установление, а тысячелетний опыт человеческих взаимоотношений, это закономерности жизни, нарушение которых неизбежно ведёт к смерти (духовной или физической). Но люди не верят в заповеди, снова и снова нарушают их, удивляясь при этом трагическим последствиям. «Что посеешь, то и пожнёшь»!
Возможно, и так. Но заповеди невыполнимы. Любой закон нарушается. Природа сильнее культуры.

А может быть, в заповеди «не прелюбодействуй» скрыта более глубокая закономерность? Возможно, это своего рода защита от разрушительного действия беспорядочных половых связей, самосохранение и себя, и детей, где ревность — естественная реакция на сохранение душевной полноты, и чистоты, своего рода самозащита, в том числе и от венерической болезни?

Патриарх Кирилл сказал:
«Блуд, которым именуется плотской грех, плотской нечистоты, грех, разрушающий целомудрие человека, в славянском языке означает заблуждение. Отсюда мы говорим: блудить, плутать, заблуждаться. Это слова одного корня. Блуд и заблуждения это слова одного корня. В результате заблуждения, потери жизненных ориентиров, разрушения системы нравственных ценностей, человек начинает пренебрежительно относится к своему телу. И вступая в нечистые отношения с другими, он этому телу наносит мистический вред… Вред человеческому телу приносит не только физическая болезнь… Человек повреждает себя блудной страстью, и делает не способным в конце концов войти в Царствие Божие. Почему и говорит Апостол: «блудники Царствия Божия не наследуют».

Возможно, в заповеди "не прелюбодействуй" заключена скрытая от нас закономерность: совершая грех, человек губит себя, потому что отказывается от веры? Прелюбодейство суть предательство? а предавший веру, теряет и любовь? и от того потребность в самоуничтожении? Любовь не выдерживает содеянного греха?

Лично я считаю, что трагедия Анны Карениной в её грехопадении. Она отказалась от мужа, от сына, и в конечном итоге не вынесла раздвоенности: её разорвала любовь между любовью к сыну и любовью к Вронскому. Какая женщина способна на такое?!

Анна запуталась в грехе. Она говорит о муже: «я ненавижу его за его добродетель».
В ситуации Анны нет выхода, невыносимость греха гнетёт, и никуда не деться от осуждения себя. Может ли женщина выбрать между любовником и ребёнком, между грехом и совестью, любовью и изменой? Грех невыносим и неумолимо подталкивает к смерти. По сути, грехопадение — самоубийство!

Может ли Анна избежать своей судьбы? Она просто не могла иначе! Да, судьба — это когда невозможно иначе! Анна понимала, была предупреждена, но ничего не могла с собой поделать. Это сильнее её! И так с каждым! Знаем, понимаем, но ничего изменить не можем. А потому подчиняемся, иногда даже осознанно совершаем "ошибку", ибо это не ошибка, а неизбежность!

Могла ли Анна не заметить Вронского? Ведь если бы не эта "случайная" встреча на вокзале, ничего бы, возможно, и не было?
Всё случай, Его Величество Случай! Или это судьба? А может, лишь выдумка Толстого?

Что же такое судьба? Эта их встреча и этот взгляд? взгляд судьбы! Неужели всё было предрешено? Но ведь она чувствовала, и даже по примете поняла, что не к добру эта встреча. Могла ли она избежать своей судьбы? Могла ли не броситься под поезд? Легко сказать, могла, а на деле была не в силах. Это сильнее её! Судьба сильнее человека? Выбрав любовь, она выбрала свою судьбу.
Через любовь проявляется и осуществляется наша судьба. Любовь управляет нами, создавая нашу судьбу! Ибо любовь есть Бог!
ЛЮБОВЬ ТВОРИТЬ НЕОБХОДИМОСТЬ!»
(из моего романа-быль «Странник»(мистерия) на сайте Новая Русская Литература

СМОТРИТЕ МОЙ РОЛИК "СТРАННИК У ТОЛСТОГО"

P.S. Читайте другие мои статьи по данной проблеме: «Последнее воскресенье Толстого», «Вся правда о лжи брака», «Любовь - загадка», «Либо многожёнство, либо одиночество».

ТАК ПОЧЕМУ ЖЕ ПОГИБЛА АННА КАРЕНИНА?

Николай Кофырин - Новая Русская Литература -


Предлагаем вам узнать историю всех киноверсий «Анны Карениной» – самого экранизируемого романа Льва Толстого. Где и когда сняли первый фильм по «Анне Карениной», кто воплощал образ замужней дворянки, влюбленной в офицера, кому это удалось, а кому не очень – эти и другие интересные факты читайте в материале сайт.

Первые экранизации Анны Карениной

Роман «Анна Каренина» был издан в 1878 году, а первая его экранизация вышла в 1911 году, вскоре после смерти Льва Толстого. Состоящий из двух лент фильм длился 15 минут и был немым. Картину снимал приглашенный в Россию французский режиссер Морис Метр. На роль Анны Карениной пригласили Марию Сорочтину. Увы, первая экранизация романа считается утерянной. Как выглядела актриса, тоже уже доподлинно неизвестно.

В 1912 году «Каренину» экранизировали во Франции. Главную роль исполнила звезда французского немого кино Жанна Делвэйр, режиссером выступил Альберт Капеллани.


Два года спустя начинающий актер и режиссер Владимир Гардин предпринял вторую в Российской империи попытку экранизировать скандальный роман Толстого. Анну сыграла 30-летняя Мария Германова.


В 1915 году на произведение обратили внимание в Штатах. Первой «американской» Карениной стала датская актриса Бетти Нансен.


Еще три экранизации были сняты в конце 1910-х европейскими режиссерами: 1917 год – Италия, режиссер Уго Фалена, Анна – Фабьен Фабре; 1918 – Венгрия, режиссер Мартон Гараш, Анна – Ирен Варшаньи; 1919 – Германия, режиссер Фредерик Цельник, Анна – латышка Лиа Мара.


Последним немым фильмом о Карениной стала лента Эдмунда Гулдинга «Любовь» 1927 года с Гретой Гарбо в главной роли. Вронского играл горячо влюбленный в Гарбо Джон Гилберт. По иронии, она бросила его вскоре после премьеры фильма.


Первое звуковое кино по «Анне Карениной»

Впервые зрители смогли услышать рвущие душу диалоги Анны и Вронского в 1934 году – тогда была выпущена французская «Анна Каренина» с Ритой Уотерхауз в главной роли.

Однако этот фильм в свое время остался незамеченным, да и пленка уже давно считается утерянной, так что большинство киноманов считают первой экранизацией «Карениной» со звуком фильм Кларенса Брауна. Его съемки проходили два месяца: с марта по май 1935 года под эгидой студии Метро-Голдвин-Майер. На Венецианском кинофестивале того года лента была отмечена Кубком Муссолини (позже переименован в Кубок Вольпи).


На роль Анны режиссер позвал Грету Гарбо, уже знакомую с этой героиней. Гонорар Гарбо был баснословным по тем временам – 275 тысяч долларов при бюджете фильма в 1,25 миллиона. Консультировал режиссеров граф Андрей Толстой из киевской ветви рода Толстых.

Анна Каренина (Грета Гарбо) бросается под поезд

«Анна Каренина» с Вивьен Ли

В 1948 году англичане представили миру настоящий шедевр: великолепная Вивьен Ли , по мнению видных критиков, затмила всех предыдущих Анн. Фильм был снят королем нуара Жюльеном Дювивье и длился беспрецедентные 2 часа и 20 минут. По какой-то причине на афише имя «Анна» было написано с одной «н» – «Ana Karenina». В качестве своеобразного реверанса в сторону родины первоисточника создатели включили в музыкальное сопровождение увертюру из «Руслана и Людмилы» Глинки.


Можно ли считать фильм-спектакль полноценной кинокартиной? Если да, то первой экранизированной в Советском Союзе «Карениной» стала телеверсия постановки худрука МХАТа Немировича-Данченко с Аллой Тарасовой. Сам спектакль шел на сцене театра с 1937 года и пользовался у публики успехом.

Тарасова и другие актеры скептически относились к идее записать спектакль на пленку. Увидев результат, они пришли в ужас и умоляли режиссера Татьяну Лукашевич уничтожить пленку. Но фильм вышел в прокат и стал рекордсменом того года – его посмотрели 37 миллионов зрителей.


На рубеже 50-х и 60-х попытки снять достойный ответ предпринимались в Аргентине (1958), Бразилии (1960, первая многосерийная версия), Великобритании (1961). Пожалуй, внимания заслуживает только последняя, снятая Рудольфом Картье за… три дня! Довольно непримечательная Кэри Блум в роли Анны компенсировалась великолепным Вронским – сыграл его молодой Шон Коннери .


Первая цветная «Анна Каренина»

Но вернемся в советские реалии. Почти 15 лет прошло с первой и весьма удачной попытки снять «Анну Каренину», пока свое видение романа Толстого не представил Александр Зархи, снявший на студии Мосфильм первую цветную «Каренину».


Режиссеру советовали сделать Анной кого-нибудь из первостатейных красавиц советского кинематографа, коими на тот момент являлись Людмила Чурсина , Татьяна Доронина и Элина Быстрицкая . Но Зархи выбрал Татьяну Самойлову – за «неординарную внешность и загадочное своеобразие». Вронского же сыграл Василий Лановой , бывший муж Самойловой.


Танцующая Анна

В 1974 году свет увидели сразу две «Анны Каренины». Первая – итальянский сериал с Леа Массари, интересный разве что тем, что созданием костюмов для персонажей занимался Пьер Карден .

Анна Каренина: 2012 – 1935 – 1948 – 1967 – 1997 – 2009

А вот в СССР, вновь на Мосфильме, в это время сняли замечательную ленту-мюзикл с воздушной Майей Плисецкой в образе Карениной. Специально для нее написал музыкальные партии композитор Родион Щедрин. Режиссер Маргарита Пилихина сократила диалоги до минимума, сделав главным рассказчиком экспрессию танца и музыки.


В 1975 году на арене вновь появляются французы с яркой мелодрамой «Страсть Анны Карениной». Образ главной героини воплотила балерина Моника Шамырзэ (псевдоним – Людмила Черина), черкесска по происхождению.


После 1977 года интерес к трагедии Анны упал. За следующие два десятилетия в роли Карениной побывали три женщины: Никола Паже (1977), Жаклин Биссет (1985), Софи Марсо (1997).


Экранным любовником Биссет стал знаменитый по роли Супермена красавец Кристофер Рив, ну а компанию Софи Марсо составил молодой Шон Бин , будущая звезда «Властелина колец » и «Игры престолов».


«Анна Каренина» в XXI веке

В 2000 году Британия выпустила довольно пресный сериал с Хелен Маккрори в роли Анны. Впоследствии критики сошлись во мнении, что роль Нарциссы Малфой из «поттерианы » удалась ей намного лучше.


2009 год пополнил анналы российского кинематографа шестой «Карениной», на этот раз от Сергея Соловьева , режиссера таких шедевров, как «Станционный смотритель», «Сто дней после детства», «Асса». Классическая лента вызвала немало споров из-за подбора актеров: Анну сыграла 49-летняя Татьяна Друбич , роль Каренина исполнил Олег Янковский , а Вронского – Ярослав Бойко . Кроме того, фильм обвинили в дешевизне, отсутствии целостности, искажении смысла первоисточника.


2012 год – выход долгожданной голливудской экранизации «Анны Карениной» с Кирой Найтли . В актерском составе значилось немало других громких имен: Джуд Лоу (Каренин), Аарон Тейлор-Джонсон (Вронский), Алисия Викандер (Китти), ну а режиссером проекта выступил Джо Райт, ранее работавший с Найтли над «Гордостью и предубеждением».


Западный мир пришел в восторг. В анамнезе «Карениной» оказалось 4 номинации на «Оскар» и одна статуэтка – за лучшие костюмы. Высоко оценили и оригинальный подход Джо Райта. Все сцены снимались в крытом театре, специально построенного к съемкам «Карениной». По сути, он был одной гигантской декорацией. Покидать театр разрешалось лишь актеру, игравшему Левина – это показывало, что только Левин принадлежит к реальному миру.


Но довольно много оказалось и тех, кого фильм Райта откровенно разочаровал. Режиссера обвинили в недостаточной глубине персонажей и неправильном прочтении романа (хотя он намеренно попытался отойти от классической адаптации книги). Кире Найтли досталось на орехи за то, что даже в тщательно проработанном костюме она выглядела чересчур современно. Российские зрители язвили еще и по поводу чересчур стереотипных декораций: «Не хватает разве что медведя с ушанкой, отплясывающего калинку».


На этом громком фоне почти беззвучно прошла премьера итальянской «Карениной» Кристиана Дюге с Викторией Пуччини. Тем не менее, многие ценители романа заявляют, что это – если и не лучшая экранизация, то по крайней мере одна из.


Ну а в апреле 2017 года на суд российским телезрителям был представлен сериал Карена Шахназарова . Любовный треугольник «Анна – Каренин – Вронский» воплотили в жизнь Елизавета Боярская , Виталий Кищенко и «Анна Каренина. История Вронского». Трейлер (2017)

Кроме того, режиссер снял и полнометражную версию, премьера которой была намечена на июнь того же года: «Анна Каренина. История Вронского».
Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

На самом деле история написания гениального романа выглядела так:
Политбюро ЦК ВКП(б) по инициативе наркома железных дорог Л.М. Кагановича поручило бывш. графу Л.Н. Толстому написать роман о железнодорожном строительстве в СССР. (попытка Н.А. Некрасова описать успехи социалистического строительства на железных дорогах оказалась неудачной).
Лев Толстой был отправлен в творческую командировку ГУЛЖДС - главное управление лагерей железнодорожного строительства вместе с корреспонденткой Правды и сотрудницей женотдела ЦК ВКП(б) Анной Карениной.
Она, как известно, была женой самого могущественного начальника Главлита, главного цензора, члена ЦК партии - К.П. Победоносцева - сухого, мракобесного старикашки, про которого поэт Михалков написал в годы оттепели, что он "простер над Россией совиные крыла!"

Он регулярно "резал" целые главы из сочинений Толстого! И у них были натянутые отношения.
У Л. Толстого и А. Карениной во время творческой завязался бурный роман.
По результатам творческой командировки Толстой написал несколько рассказов, которые не пользовались успехом у читателей, несмотря на то, что были переведены на языки народов СССР и стран социалистического лагеря - "Как закалялась рельса?", "Поднятая шпала", "Красный паровоз" и др.
Толстой получил выговор из ЦК. Кроме того, о его романе с Анной Карениной стало известно в политбюро.
Однако к тому времени Анна Каренина уже бросила Льва Толстого и сожительствовала с секретарем комсомольской организации, Кремлевским курсантом Вронским, который был трижды чемпионом СССР по конкуру и выездке, неоднократно завоевывал на конных соревнованиях кубок Буденного и был самым метким Ворошиловским стрелком.
В ЦК партии был К.П. Победоносцев и Л.Н. Толстой поставили вопрос об исключении Карениной и Вронского из парторганизаций и снятии их с ответственных должностей.
Во время обсуждения этого вопроса Н.Г. Чернышевский причитал по своему обыкновению- "Что делать? Что делать?"
Его передразнил Сталин сказав: "Что дэлать? Что дэлать? Завидовать им будем!".
В своем объяснении в ЦК партии Анна Каренина писала, что Победоносцев перестал ее удовлетворять и заботиться о ней, а Лев Толстой обещал развестись с Софьей Андреевной, и жениться на ней, но своего обещания не выполнил. А с Вронским они создадут образцовую советскую семью. Кроме того, она говорила, что Советская власть освободила женщину, которая перестала быть домашней рабыней в смрадной кухне и сделала из нее свободную творческую личность.
Мстительный Толстой передал иностранному корреспонденту для публикации интимные фото Анны Карениной, сделанные во время творческой командировки по железным дорогам.
Они были опубликованы в журнале "Playboy" как раз во время Международного женского конгресса, на котором выступала с докладом Анна Каренина.
Она не выдержала травли и насмешек в зарубежной печати, косых взглядов коллег и покончила с собой на железной дороге!
Случился международный скандал. В результате Лев Толстой был выведен из состава ЦК партии и был отправлен руководить совхозом "Ясная Поляна" Крапивенского уезда Тульской области.
За ним было решено сохранить должности руководителя тульской областной организации Союза писателей и депутата Крапивенского райсовета.
В это время у Л.Н. Толстого стало много свободного времени, которое он потратил на написание шедеврального романа - "Анна Каренина", где описал подлинные события!

На самом деле история написания гениального романа выглядела так:

Политбюро ЦК ВКП(б) по инициативе наркома железных дорог Л.М. Кагановича поручило бывш. графу Л.Н. Толстому написать роман о железнодорожном строительстве в СССР. (попытка Н.А. Некрасова описать успехи социалистического строительства на железных дорогах оказалась неудачной).

Лев Толстой был отправлен в творческую командировку ГУЛЖДС — главное управление лагерей железнодорожного строительства вместе с корреспонденткой Правды и сотрудницей женотдела ЦК ВКП(б) Анной Карениной.

Она, как известно, была женой самого могущественного начальника Главлита, главного цензора, члена ЦК партии — К.П. Победоносцева — сухого, мракобесного старикашки, про которого поэт Михалков написал в годы оттепели, что он «простер над Россией совиные крыла!»

Он регулярно «резал» целые главы из сочинений Толстого! И у них были натянутые отношения.

У Л. Толстого и А. Карениной во время творческой завязался бурный роман.

По результатам творческой командировки Толстой написал несколько рассказов, которые не пользовались успехом у читателей, несмотря на то, что были переведены на языки народов СССР и стран социалистического лагеря — «Как закалялась рельса?», «Поднятая шпала», «Красный паровоз» и др.
Толстой получил выговор из ЦК. Кроме того, о его романе с Анной Карениной стало известно в политбюро.

Однако к тому времени Анна Каренина уже бросила Льва Толстого и сожительствовала с секретарем комсомольской организации, Кремлевским курсантом Вронским, который был трижды чемпионом СССР по конкуру и выездке, неоднократно завоевывал на конных соревнованиях кубок Буденного и был самым метким Ворошиловским стрелком.

В ЦК партии был К.П. Победоносцев и Л.Н. Толстой поставили вопрос об исключении Карениной и Вронского из парторганизаций и снятии их с ответственных должностей.

Во время обсуждения этого вопроса Н.Г. Чернышевский причитал по своему обыкновению- «Что делать? Что делать?»

Его передразнил Сталин сказав: «Что дэлать? Что дэлать? Завидовать им будем!».

В своем объяснении в ЦК партии Анна Каренина писала, что Победоносцев перестал ее удовлетворять и заботиться о ней, а Лев Толстой обещал развестись с Софьей Андреевной, и жениться на ней, но своего обещания не выполнил. А с Вронским они создадут образцовую советскую семью. Кроме того, она говорила, что Советская власть освободила женщину, которая перестала быть домашней рабыней в смрадной кухне и сделала из нее свободную творческую личность.

Мстительный Толстой передал иностранному корреспонденту для публикации интимные фото Анны Карениной, сделанные во время творческой командировки по железным дорогам.

Она не выдержала травли и насмешек в зарубежной печати, косых взглядов коллег и покончила с собой на железной дороге!

Случился международный скандал. В результате Лев Толстой был выведен из состава ЦК партии и был отправлен руководить совхозом «Ясная Поляна» Крапивенского уезда Тульской области.

В это время у Л.Н. Толстого стало много свободного времени, которое он потратил на написание шедеврального романа — «Анна Каренина», где описал подлинные события!