«Что поняли главные герои (мальчики), общаясь с калекой? Какой «урок» он им преподал? (по рассказу Короленко «Парадокс»). Проблема смысла жизни и назначения человека в рассказе В.Г. Короленко "Парадокс" Основной этап урока

Короленко Владимир Галактионович
Произведение “Парадокс”

Залуский Ян Кшиштоф – главный герой. Калека, у которого от рождения нет рук; у него большая голова, бледное лицо “с подвижными острыми чертами и большими, проницательны-ми бегающими глазами”. “Туловище было совсем маленькое, плечи узкие, груди и живота не было видно из-под широкой, с сильной проседью бороды”. Ноги “длинные и тонкие”, с их помощью “феномен”, как его называет сопровождающий, “долгоусый” субъект, снимает с головы картуз, расчесывает

Гребенкой бороду, крестится и, наконец, пишет па белом листке “ровную красивую строчку”: “Человек создан для счастья, как птица для полета”. Эта фраза действительно стала, как ее и называет Залуский, афоризмом, причем особенно расхожим в советское время. Но это, подчеркивал Залуский, не только афоризм, но и “парадокс”. “Человек создан для счастья, только счастье не всегда создано для него”, – говорит он позднее. Короленко, не раз показывавший болезни и человеческие увечья (вплоть до повести “Без языка”, где положение человека в чужой стране придает понятию немоты философское звучание), подчеркивает парадокс Залуский не только для более острого изображения взаимоотношений между людьми (растерянное высокомерие доктора Дударова и достоинство Залуского) и не из педагогических целей, но ради утверждения центральной идеи всего своего творчества: “Жизнь. кажется мне проявлением общего великого закона, главные основные черты которого – добро и счастье. .Общий закон жизни есть стремление к счастью и все более широкое его осуществление”. Имен-но врожденное несчастье Залуского помогло ему выразить эту свою заветную мысль с особой убедительностью.

  1. О. Генри Произведение “Кафедра филантроматематики” После очередной удачной аферы Питерс и Такер решают стать филантропами. Оказавшись в захолустном городишке Флоресвиль, они с согласия местных жителей открывают там “Всемирный университет”, а...
  2. Хуан Рамон Хименес Произведение “Платеро и я” “Платеро и я” – цикл лирических зарисовок поэта Хуана Рамона Хименеса. Герой цикла – серый ослик Платеро, который на протяжении года является почти...
  3. Пушкин Александр Сергеевич Произведение “Кавказский пленник” В ауле, где вечером на порогах сидят черкесы и говорят о своих битвах, появляется всадник, тащащий на аркане русского пленника, который кажется умершим от...
  4. Анри Барбюс Произведение “Огонь” “Война объявлена!” Первая мировая. “Наша рота в резерве”. “Наш возраст? мы все разного возраста. Наш полк – резервный; его последовательно пополняли подкрепления – то кадровые части,...
  5. Достоевский Федор Михайлович Произведение “Дядюшкин сон” Марья Александровна Москалева, благодаря непревзойденному умению пустить пыль в глаза, соперницу метким словом и ловко пущенной сплетней, признана губернского города Мордасова. Ненавидя и боясь,...
  6. Богомолов Владимир Осипович Произведение “В августе сорок четвертого” Летом 1944 г. нашими войсками была освобождена вся Белоруссия и значительная частьЛитвы. Но на этих территориях осталось множество вражеских агентов, разрозненных группнемецких...
  7. Тынянов Юрий Николаевич Произведение “Смерть Вазир-Мухтара” 14 марта 1828 г. пушечным выстрелом с Петропавловской крепости жители столицы были извещены о заключении мира с Персией. Трактат о мире привезен из главной...
  8. По Эдгар Аллан Произведение “Необыкновенное приключение некоего Ганса Пфааля” Из ряда вон выходящее событие произошло в голландском городе Роттердаме. А именно: собравшись на площади, горожане могли наблюдать следующую картину: из...
  9. Гоголь Николай Васильевич Произведение “Портрет” Молодой художник Чартков, зайдя в картинную лавку на Щукином дворе, остановился перед портретом старика “с лицом бронзового цвета, скулистым и чахлым”. Сила кисти художника этой...
  10. Чехов Антон Павлович Произведение “Скучная история” Профессор медицины Николай Степанович – ученый, достигший вершин своей науки, пользующийся всеобщим почетом и признательностью; его имя известно каждому грамотному человеку в России. Носящий...
  11. Тургенев Иван Сергеевич Произведение “Записки охотника: Бирюк” Автор “Записок” ехал вечером с охоты на дрожках. Разразилась гроза. “Впереди огромная лиловая туча медленно поднималась из-за лесу; надо мною и мне навстречу...
  12. Джованни Боккаччо Роман Д. Боккаччо “Ворон” Название произведения символично: ворон – это птица, выклевывающая глаза и мозг, то есть ослепляющая и лишающая разума. О такой любви мы и узнаем из...
  13. Моэм Уильям Сомерсет Произведение “Театр” Джулия Лэмберт – лучшая актриса Англии. Ей сорок шесть лет; она красива, богата, знаменита; занята любимым делом в самых благоприятных для этого условиях, то есть...
  14. Бунин Иван Алексеевич Произведение “Хорошая жизнь ” Повесть И. А.Бунина Хорошая жизнь – автобиография простой русской женщины, но женщины, главной целью которой были деньги; этому идолу она посвятила всю свою...
  15. Леонов Леонид Максимович Произведение “Вор” Москва тишала тут, в местности, называемой Благуша. Фирсов оглядел окрестность и испытал прекрасную и щемящую опустошенность, знакомую по опыту, когда вот так же раньше, для...
  16. Анатоль Франс Произведение “Восстание ангелов” Великий Александр Бюссар д’Эпарвье, вице-президент государственного совета при Июльском правительстве, оставил своим наследникам трехэтажный особняк и богатейшую библиотеку. Ренэ д’Эпарвье, достойный внук знаменитого деда, по...
  17. Монтескье Шарль Секонда Произведение “Персидские письма” Действие романа охватывает 1711-1720 гг. Эпистолярная форма произведения и добавочный пикантный материал из жизни персидских гаремов, своеобразное построение с экзотическими подробностями, полные яркого остроумия...
  18. Бестужев-Марлинский Александр Александрович Произведение “Роман и Ольга” (Течение повести заключается между 1396 и 1398 гг. Все исторические происшествия и лица, в ней упоминаемые, представлены с неотступной точностью. Читатели для проверки...
  19. Себастьян Брант Произведение “Корабль дураков” Дураки – сто одиннадцать разновидностей человеческой глупости. Каждый из персонажей персонифицирует какую-то одну человеческую слабость (стяжательство, дурные манеры, бражничество, прелюбодеяние, зависть и т. п.), но...
  20. Рюноскэ Акутагава Произведение “Муки ада” Дама, служившая при дворе его светлости Хорикава, рассказывает ис­торию написания ширм “Муки ада”. Его светлость был могуществен­ным и великодушным правителем, поэтому все жители столицы почитали...

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться душевного равновесия тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении Владимир Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала странный человек был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает философскую притчу рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Рассказ «Парадокс» был написан в 1894 г. Короленко создал его на одном дыхании, буквально за день. В одном из писем он упоминал, что пессимистическое и унылое настроение рассказа связано с трагедией, случившейся в семье Короленко в 1893 г. Во время путешествия Владимира Галактионовича в Америку умерла его дочь Лёля, и писатель чувствовал себя «изломанным, разбитым и ничтожным.

Рассказ был напечатан в № 5 журнала «Русское богатство».

Литературное направление и жанр

Короленко определял жанр произведения как очерк. Для рассказов очеркового типа характерно описание быта и нравственного состояния определённой среды. К новелле рассказ приближает случай, лежащий в основе сюжета и раскрывающий характер героев.

Для придания рассказу достоверности Короленко описывает историю как автобиографическую, случай из детства.

Тематика и проблематика

В первом же предложении обозначена проблема рассказа: для чего создан человек, каково назначение жизни. Эта философская проблема находит ответ в афоризме несчастного калеки: «Человек создан для счастья, как птица для полёта». Этот афоризм придуман писателем и стал самым известным его крылатым выражением. Но не он составляет основную мысль произведения. Важно, что эту мудрость произносит несчастный калека.

В данном контексте афоризм становится парадоксом, а основная мысль произведения состоит в том, что каждый человек стремится к счастью, даже глубоко несчастный. Ощущение счастья – понятие индивидуальное, не зависит от удачливости и благополучия человека. Таким образом, вопрос о счастье остаётся открытым, а рассказ превращается в повествование о первом жизненном противоречии, оставшемся с героем навсегда.

Первоначально рассказ заканчивался как раз рассуждениями о том, что в любых жизненных обстоятельствах рассказчик всю жизнь вспоминал афоризм. Эта история в жизни рассказчика стала инициацией, после которой он перестал удовлетворяться детскими фантазиями.

Для писателя Короленко рассказ стал своеобразным способом преодолеть собственные беды, ведь в рассказе описан гораздо более несчастный человек.

Сюжет и композиция

Рассказ состоит из 4 частей. В первой части 10-летний герой и его 8-летний брат играют на заднем дворе. Они создают свой детский фантастический мир из окружающего мусора или вещей, не представляющих ценности для взрослых. В бадье с загнившей водой они надеются поймать настоящую рыбу удочками, сделанными понарошку. Куча мусора представляется им таинственной. Каждая вещь на свалке готова рассказать свою историю, как в сказках Андерсена. Главное увлечение последнего времени – рыбалка над бадьёй с загнившей водой, затмившая игру со старым экипажем.

Вторая часть – завязка. Лакей Павел зовёт мальчиков по просьбе пана «до покою». Эта игра слов (покой как успокоение и как интерьер помещичьего дома) подчёркивает столкновение двух миров – фантастического детского и реального взрослого. В таких столкновениях, которые случались неоднократно, всегда побеждал мир взрослых.

В третьей главе герои сталкиваются с феноменом – несчастным безруким от рождения калекой. На такое зрелище собрались посмотреть жители трёх выходящих на мощёный двор домов. Среди уважаемых людей были отец мальчиков, старый холостяк пан Уляницкий, военный доктор полковник Дударев. Там же была мать мальчиков и многочисленная прислуга.

Главным умением феномена было умение писать афоризмы, один из которых он написал для братьев. Это был афоризм «человек рождён для счастья, как птица для полёта», который отец мальчиков назвал парадоксом. Момент написания афоризма – кульминация рассказа.

В четвёртой главе дети становятся свидетелями того, как бедный калека, буквально выпрашивающий деньги у зрителей, отдаёт обещанную серебряную монету, поданную ему доктором, первому встречному нищему.

На прощанье калека говорит детям, что у него есть племянники, которых он кормит и сечёт ногами. Калека добывает пропитание не только себе, но и многочисленным родственникам-дармоедам. По-своему он счастлив, во всяком случае, успешнее многих своих родных.

В детские сердца и умы вонзается первое противоречие в жизни, не дающие больше наслаждаться детски фантазиями.

Герои рассказа

Рассказчик вспоминает о событиях своего детства. Как это часто случалось в семьях помещиков, герой играет с младшим братом (а всего в семье 6 детей). Дети были предоставлены сами себе, уходили в мир собственных фантазий, когда им «приедались впечатления реальной жизни».

Когда феномен вызывает мальчиков к себе, чтобы написать им афоризм, они чувствуют себя так, будто они наказаны и должны войти в тёмную комнату. Столкновение с несчастным калекой знакомит мальчиков с жизненной мудростью и противоречиями.

Лакей Павел – реалист и прагматик, он поступает с фантастическим миром детства так, как поступает большинство взрослых – показывает его несостоятельность, «игрушечность», объясняя, как делаются настоящие удочки, колебля «в самих устоях» волшебный мир зелёной бадьи и пиная «золотую карету». Он единственный смеётся, глядя на инвалида. Его прагматизм граничит с жестокосердием.

Феномен, или чудо натуры, как называет его родственник Матвей, - шляхтич из Заславского повета Ян Криштоф Залуский. Рассказчик сравнивает феномена с пауком: тоненькие ноги, большая голова и маленькое, как у ребёнка, туловище. Чёрные глаза феномена внимательны.

Ян Залуский относится к своему уродству только как к средству зарабатывания денег. Он слишком часто заставляет своего помощника собирать деньги и цинично их пересчитывает. По словам Матвея, Ян знает прошлое, настоящее и будущее, а человека видит насквозь. Он с видимым усилием совершает обычные для здорового человека действия: встаёт на ноги, причёсывает ногами бороду, принимает ногами пищу, вдевает нитку в иголку и пересчитывает деньги. Он с трудом крестится ногой.

Этот поступок не восхищает окружающих, а вызывает у женщин истерику, воспринимается как надругательство над Богом.

Глаза калеки становятся всё более злыми: все его трюки унижают человеческое достоинство. Он оправдывается перед матерью мальчиков, что каждый зарабатывает как умеет. Это один из афоризмов, произнесённых калекой. Взгляд калеки смягчается только при общении с детьми.

Бедный калека гораздо гуманнее, чем многие здоровые люди. Он обещает отдать самую крупную монету первому встречному нищему и обещание своё сдерживает, чем вызывает возмущение Матвея.

Столкновение с калекой меняет всех присутствующих. Его появление вызывает у зрителей ужас, они молятся. При первом обходе Матвея подают в основном господа. Но провожатый калеки вынуждает подать каждого. Простые люди тяжело переживают «представление», по наблюдению рассказчика, «простые сердца менее чутки к кощунству».

По тому, как люди подают калеке, можно судить об их нравственном состоянии. Уляниций подаёт медные монеты с видимым неудовольствием и сожалением, а доктор среди прочих бросает и серебряную монету.

Долгоусый родственник-провожатый феномена, Матвей, ведёт себя так, будто ему досадно или он стыдится.

Художественное своеобразие

Образ бадьи с загнившей водой – это символ того мира, в котором живут братья. В бадье прозябают мелкие «странные существа», это «особый мирок», в котором, впрочем, нет настоящей рыбы.

Такой загнивший мир легко потрясти, всколыхнуть, как делает это лакей Павел.

В образе феномена противоречиво всё. Его уродливая внешность контрастирует с бледным лицом «с подвижными, острыми чертами и большими, проницательными бегающими глазами». Мрачная фигура феномена похожа на раздражающее пятно под ярким солнцем (метафора).

Образ птицы, на которую указывает мальчикам калека, - это символ того, к чему должен стремиться каждый человек.

Не каждый человек, обладающий физическим здоровьем и материальным благосостоянием, чувствует себя счастливым. Но как в таком случае добиться тому, кто этого не имеет? -Этот философский вопрос поднял в своем произведении «Парадокс», краткое содержание которого заключается всего в одном афоризме, высказанном героем этого рассказа, - произведение, способное заставить задуматься тех, кто не испытывает счастья в своей жизни.

История написания

Это произведение В. Короленко написал в течение одного дня. И, исходя из биографических сведений, можно сделать вывод, что день этот был не самым лучшим в жизни писателя. Незадолго до этого умерла его дочь. Короленко признавался своей сестре в одном из писем, что состояние его было --«изломанным и ничтожным».

Жизнь, по мнению писателя, являлась проявлением закона, главные категории которого - добро и зло. Счастье человечеству дано весьма неравномерно. Философской теме, над которой люди ломают голову много столетий, посвятил Короленко «Парадокс».

Главный герой рассказа - десятилетний мальчик из зажиточной семьи. Он вместе с братом частенько отдыхает в огромном прекрасном саду, предаваясь праздному времяпрепровождению, как и полагается, по словам автора, детям состоятельных родителей. Но однажды происходит случай, после которого их душевное равновесие нарушается. На сложный вопрос дает чрезвычайно простой ответ Короленко.

«Парадокс», краткое содержание которого можно сформулировать всего одной фразой: «Человек создан для счастья, как птица для полета», - это глубоко философское произведение.

Как-то раз к дому, в котором жили мальчики, подъехала довольно странная пара. Один был высок и долговяз. Другой обладал обликом, который у каждого из братьев остался в памяти на всю жизнь. У него была огромная голова, немощное тело и… отсутствовали руки. Цель прибытия этих господ была проста - попрошайничество. Именно этим они зарабатывали себе на пропитание. Но делали они это, следует сказать, весьма искусно.

Противоречивой природе счастья посвящен рассказ, созданный Короленко. «Парадокс», краткое содержание которого изложено в статье, повествует о встрече с человеком, для которого счастье, казалось бы, является состоянием недостижимым. Но именно он, а звали его Ян Криштоф Залуский, поведал мудрый афоризм, смысл которого заключался в том, что главное предназначение человека - быть счастливым.

Феномен

Залуский и его сопровождающий зарабатывали деньги довольно артистичными представлениями. Сначала был представлен публике. Помощник называл его «феноменом». Далее следовала краткая история его жизни. И наконец на сцену выходил сам Залуский.

Человек без рук выделывал всяческие трюки: вдевал ногами нитку в иголку, принимал пищу и снимал куртку тем же способом. Но самой удивительной была его способность писать. Причем почерк его был совершенным, каллиграфическим. И именно в этой части повествования ввел философскую идею Короленко. Парадокс Залуского заключался в том, что он с помощью своего специфического метода написал мудрый афоризм о человеческом счастье.

Странное представление

Безрукий маленький человек имел острый язык и чувство юмора. К тому же был не лишен определенного цинизма. Он всячески подшучивал над своей физической неполноценностью, но при этом не забывал напомнить, что достаточно умен, а потому требует денежного вознаграждения. Гвоздем его программы стал философский афоризм, который он попросил прочитать смущенного мальчика.

Образ необычного «счастливца» создал в этом произведении Короленко. Парадокс этого персонажа был в том, что, не обладая тем, что необходимо для нормального существования, он проповедовал философию счастья. И делал это довольно правдиво и убедительно.

Парадоксальный счастливец

Когда же мудрая фраза была зачитана мальчиком, один из зрителей этого необычного выступления выразил сомнение относительно того, что она является афоризмом. Залуский не стал спорить. С присущей ему злой иронией он сказал, что этот афоризм из уст феномена является не чем иным, как парадоксом. Это слово стало ключевым в произведении Короленко.

Парадокс - это когда богатый и здоровый человек считает себя несчастным. Парадокс - это также калека, рассуждающий о счастье.

Но у афоризма Залуского есть продолжение. Противоречивой философской идеей наделил свой рассказ В. Г. Короленко. Парадокс заключается еще и в том, что правдивость своего лозунга о счастье Залуский сам же и опроверг.

Но счастье не дано человеку…

Единственным взрослым человеком, который проникся к калеке состраданием, была мать мальчиков. После выступления она пригласила Залуского и его друга в дом поужинать. А после братья видели, как они удалялись, переговариваясь друг с другом. И их разговор так сильно заинтересовал детей, что они решили проследить за необычными артистами.

Напоминает рассказ, написанный Владимиром Короленко. «Парадокс», главные герои которого встретились в первый и последний раз, представляет собой историю о мудром страннике. Своим внезапным посещением он преподал детям важный урок в жизни.

Счастье - понятие относительное. Человек рожден для него, как птица для полета. Но позже в разговоре Залуского со своим сопровождающим мальчики услышали продолжение высказанной им фразы: «Но счастье, увы, дано не всем». И без этого дополнения к афоризму Залуского был бы не оконченным сюжет Короленко. Парадокс человеческой души заключается в том, что она тянется к гармонии и равновесию, но абсолютное счастье ей неведомо.

Сочинение

Герои рассказа В. Короленко «Парадокс» — два брата, маленьких мальчика. Однажды в их жизни произошел случай, который они запомнили надолго. Как-то в их двор, к их родителям привезли калеку. У этого человека не было рук, он обладал маленьким немощным тельцем. Но умом этот калека превосходил своего родственника, который возил его по богатым домам, чтобы заработать на жизнь.

У инвалида была своя «концертная» программа. Он показывал всякие «трюки» — то, что может делать с помощью ног. Также пан Ян Криштоф Залуский утверждал, что предсказывает будущее, видит прошлое и настоящее. Он писал афоризмы, которые должны были как-то раскрыть судьбу человека, его жизнь.

И вот калека захотел написать такой афоризм и мальчикам. Рассказчик очень боялся того, что этот «страшный» человек может написать. Но, развернув листок, дети увидели всего лишь: «Человек создан для счастья, как птица для полета». Получить такое послание от калеки, у которого и рук-то не было «для полета», было странно. Это понимал и сам пан Залуский. Он назвал свой афоризм парадоксом. Но это были очень горькие слова.

В этом мальчики убедились позже, когда увидели калеку не на его «выступлении», а в обычной жизни. Он очень переживал из-за того, что был не такой, как все. Калека говорил, что человек-то создан для счастья, но счастье не всегда создано для него. И от этих слов веяло такой тоской и болью! Мне кажется герой осознавал, что он достойнее и способнее многих «обычных» людей. Но калека не мог проявить себя, потому что общество ставило на нем «клеймо», люди относились к нему, как к больному, инвалиду, неполноценному. А сам пан Залуский таким себя не ощущал — об этом говорит тот факт, что он подал милостыню нищему, хотя сам занимался чем-то похожим.

Встретив этого странного человека, мальчики поняли, что жизнь зачастую бывает несправедлива: «Мать …крестила нас, стараясь защитить от первого противоречия жизни, острой занозой вонзившегося в детские сердца и умы». Кроме того, братья поняли, что любой человек хочет счастья и любой человек достоин его. Главное — внутреннее содержание, а не внешние качества и особенности.