Католическая церковь, лютеранство, кальвинизм спасение человека отношение к церковным обрядам отношение к собственности и роскоши роль духовенства. Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники? Священник посредник между богом человеком

С первых веков христианства высоко чтилась память о Марии, матери Иисуса Христа. Хотя тогда не допускалась даже мысль о поклонении ей как "четвёртой ипостаси", и никто не обращался к ней с молитвами. И только в 4-м веке в некоторых общинах стали именовать Деву Марию - Богоматерью, приписывая ей Божественные атрибуты и относясь к ней как к воссевшей по левую сторону Бога Отца.

Однако такие воззрения противоречат Духу Святому и Слову Божию. Дева Мария была призвана Богом дать Его единородному Сыну плоть человеческую, так как Христос, будучи Богом, был един с Отцом и Духом предвечно.

"Иисус" - имя земное, в переводе на русский означает "Спаситель".

"Христос" - имя Божие, означающее "Помазанник", или "Мессия".

Дева Мария стала матерью Иисуса, Его человеческого естества.

Но она, будучи человеком, не могла стать матерью Христа, Мессии, Божьего Сына.

В 431 году Эфесский собор одобрил именование Марии Матерью Божьей. Вследствие этого поклонение Деве Марии стало беспрепятственно распространяться по всем церквям запада и востока. К Деве Марии стали обращаться с молитвами как к "посреднице", "ходатайнице", "заступнице" рода человеческого перед Христом и Отцом Небесным.

Как ни странно, малейшее уклонение от подобного взгляда и в наше время в православии и католицизме считается "еретическим" и даже "кощунственным". Но так ли это? Что говорит по этому поводу Священное Писание?


Оно говорит, что посредниками между Богом и людьми всегда могли быть только живые люди, отнюдь не умершие. В Ветхом Завете мы встречаем много посредников: Моисей, Аарон, священники, пророки и др. Но они оставались посредниками, пока были живы. К умершему посреднику никто даже не думал обращаться за чем-либо.

Со смертью и воскресением Иисуса Христа мы имеем только Единого Посредника и Ходатая Нового Завета. Это место Христос приобрёл дорогою ценою: Его крестными страданиями и смертью.

Итак, есть только "един Бог, един и Посредник между Богом и человеками - Человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех" (1Тимофею 2:5-6).

Мы не имеем права избирать или поставлять других посредников, кроме Единого.

Дева Мария, угодники и святые не искупляли нас, грешников, своей смертью и не могут претендовать на новозаветное посредничество. Будучи только людьми, они и сами спасались искупительной кровью Христа и нуждались в посредничестве Христа.

Все иные посредники стали излишни с того момента, как Христос вознёсся и воссел одесную Отца, чтобы ходатайствовать за нас.

Поэтому всякий верующий имеет ныне возможность и право обращаться к Христу лично, всегда и на всяком месте. Апостол Павел пишет: "Сей (Иисус Христос), как пребывающий вечно, имеет и священство вечное, посему и может всегда спасать приходящих через Него к Богу, будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них" (Евреям 7:24-25).

Обращение с молитвами к умершим святым, в том числе и к Деве Марии, лишено всякого разумного основания. Вездесущ - только Творец, только Он может слышать и отвечать на молитвы, несущиеся к Нему из всех уголков земли и неба. Кроме того, Писание строго запрещает воздавание Божеских почестей кому-либо, кроме Бога:

"Тогда Иисус говорит ему: отойди от Меня, сатана; ибо написано: "Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи". Матф.4:10.

"Они заменили истину Божью ложью и поклонялись и служили твари вместо Творца, Который благословен вовеки, аминь". Римл.1:25

"Я Иоанн видел и слышал сие. Когда же увидел и услышал, пал к ногам Ангела, показывающего мне сие, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я - сослужитель тебе, и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись". Откровение 22:8-9

Из книги Павла Рогозина "Откуда всё это появилось?"

Посредники между Богом и человеком. Нужны ли святые заступники?

Во многом почитание святых и обращение к ним за помощью связано с неверным представлением людей об удаленности и неприступности Бога. Многие верующие ищут посредника (заступника), чтобы через него обратиться к Творцу с молитвой и быть более уверенными, что их просьбы донесены до Господа. Между тем Библия говорит, что Создатель рядом с каждым из нас. Более того, Он вникает во все наши дела:

«С небес призирает Господь, видит всех сынов человеческих … Он создал сердца всех их и вникает во все дела их » (Пс. 32:13,15).

«Иду ли я, отдыхаю ли - Ты окружаешь меня, и все пути мои известны Тебе … Сзади и спереди Ты объемлешь меня, и полагаешь на мне руку Твою» (Пс. 138:3,5).

«Дабы они искали Бога, не ощутят ли Его и не найдут ли, хотя Он и недалеко от каждого из нас » (Деян. 17:27 , см. также 1 Пар. 28:9 , Пс. 15:8 , Прит. 24:12).

Иисус говорит, что у людей даже «волосы на голове все сочтены» (Мф. 10:30 , Лук. 12:7).

Библия нигде не упоминает о посредниках (заступниках), которые нужны для общения с Богом. Наоборот, все Священное Писание учит, чтобы верующие со своими молитвами обращались непосредственно к Творцу. Ни Ветхий Завет, ни Новый не описывают, как верующие приходили к священнику или служителю, чтобы через него пообщаться с Богом.

Ветхий Завет:

«И воззовете ко Мне , и пойдете и помолитесь Мне, и Я услышу вас » (Иер. 29:12).

«Народ! надейтесь на Него во всякое время; изливайте пред Ним сердце ваше: Бог нам прибежище» (Пс. 61:9 , см. также Плач. Иер. 2:19 , Иер. 33:3 , Ис. 1:18 , Зах. 10:1 , Пс. 49:15).

Новый Завет:

«Не заботьтесь ни о чем, но всегда в молитве и прошении с благодарением открывайте свои желания пред Богом » (Филип. 4:6 , см. также Деян. 8:22).

В соответствии с учением Библии, для заступничества человеку не нужны никакие святые:

«Взывай, если есть отвечающий тебе. И к кому из святых обратишься ты? Но я к Богу обратился бы, предал бы дело мое Богу» (Иов 5:1,8).

«Заступись , поручись Сам за меня пред Собою ! иначе кто поручится за меня?» (Иов. 17:3).

«Помилование зависит не от желающего и не от подвизающегося , но от Бога милующего » (Рим. 9:16).

Даже Ангелы не могут отвечать на молитвы людей и запрещают Себе поклоняться, направляя верующих только к Богу:

«Я, Иоанн … пал к ногам Ангела…, чтобы поклониться ему; но он сказал мне: смотри, не делай сего; ибо я сослужитель тебе и братьям твоим пророкам и соблюдающим слова книги сей; Богу поклонись » (Откр. 22:8,9 , см. также Откр. 19:10).

Библия говорит, что Ангелы лишь исполняют волю Творца:

«Кому когда из Ангелов сказал Бог: седи одесную Меня, доколе положу врагов Твоих в подножие ног Твоих? Не все ли они суть служебные духи , посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение?» (Евр. 1:13,14 , см. также Кол. 2:18 , Пс. 103:4 , Евр. 1:7).

Хотя самый малый Ангел больше любого человека на земле, в том числе великого пророка Иоанна Крестителя:

«Из рожденных женами нет ни одного пророка больше Иоанна Крестителя; но меньший в Царствии Божием больше его » (Лук. 7:28).

То есть мы видим, что в целом Библия не учит обращаться к посредникам (заступникам). Даже Ангелы, которые превыше всех святых людей, направляют верующих напрямую к Богу.

Однако, Новый Завет от ветхозаветного Писания в этом вопросе все же имеет отличие. Евангелие внесло коррективы в ветхозаветные отношения между Богом и человеком. Ранее люди за совершенный грех в молитве раскаивались перед Богом (см. Пс. 50:6), а затем приносили жертву. Грех посредством крови жертвенного животного через посредничество священников попадал в святилище, где через обряд очищения в День Искупления (Йом Киппур) «прощался» Богом. Жертва Сына Божьего изменила ситуацию. Теперь для прощения греха нам достаточно лишь искреннего раскаяния (см. в следующей главе 1 Ин. 1:9) и воспоминания Голгофского креста, где за этот грех умер Иисус. Кровь Сына Божьего примирила и вновь соединила Творца и человека. Теперь у людей появился истинный посредник - Первосвященник великий, прошедший небеса (см. Евр. 4:14), который, тоже быв человеком, может сострадать нам в немощах наших (см. Евр. 4:15). Сегодня Иисус является для людей заместительной жертвой за грехи и одновременно Первосвященником, то есть Ходатаем и Единым Посредником перед Богом Отцом. Об этом Библия говорит прямо и очень сложно данные стихи истолковать как-то по-иному:

«Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус» (1 Тим. 2:5).

«Сей, как пребывающий вечно, имеет и священство непреходящее, посему и может всегда спасать приходящих чрез Него к Богу , будучи всегда жив, чтобы ходатайствовать за них» (Евр. 7:24,25).

Внимание! Даже являясь единым Первосвященником, Посредником и Ходатаем , Иисус учил молиться Богу Отцу напрямую , а не через Себя. Посмотрите, как выглядит это наставление:

«Один из учеников Его сказал Ему: Господи! научи нас молиться» (Лук. 11:1). Иисус ответил: «Когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою , помолись Отцу твоему, Который втайне ; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно …Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах…» (Мф. 6:6,9). Далее идет знаменитый текст молитвы «Отче наш». При этом, в молитве Христос разрешил ссылаться на Себя: «Истинно, истинно говорю вам: о чем ни попросите Отца во имя Мое , даст вам» (Ин. 16:23). Посмотрите, Иисус Сам принимает участие в ответе на наши возвания и, несмотря на это, просит все же обращаться в молитве не к Нему, но напрямую к Отцу: «Если чего попросите у Отца во имя Мое, то сделаю » (Ин. 14:13). Что уж тогда говорить о предполагаемых «заступниках» , если Иисус Христос, являясь на основании Библии истинным и единым Посредником, Первосвященником, Ходатаем и одновременно Господом, наказывал людям молиться не Ему, а непосредственно Отцу.

Итак, взывая сегодня к посредникам (заступникам), верующий поступает не так, как учит Священное Писание – в молитвах обращаться непосредственно к Богу Отцу, а Единым Посредником между человеком и Богом считать Иисуса Христа (см. выше 1 Тим. 2:5).

Таким образом, предлагая сегодня своих священников и святых в качестве посредников (заступников) для общения с Богом, церкви отчасти претендуют на роль Иисуса – Его священническое посредническое, ходатайственное служение в небесном храме (см. выше Евр. 7:24,25 , а также Евр. 8:1,2 , Евр. 9:24). В своем самовозвышении некоторые церкви зашли так далеко, что уверены в делегировании им Богом права принимать участие даже в прощении грехов людей.

Слово «посредник» – греческого происхождения и означает «тот, кто посредничает между двумя сторонами, чтобы устранить несогласие или достичь общую цель» (Греческо-английский словарь Нового Завета и другой Ранней Христианской Литературы , У. Ф. Арндт, Ф. У. Гингрич, стр. 506).

Вопрос, касающийся посредника христианина, возникает потому, что некоторые выдвигают учение о возможности существования многих посредников между Богом и человеком: Чтобы определить ответ на это учение, мы должны обратиться к слову Господа, Библии.

Библия, авторитет Господа в христианстве

«Все Писание богодухновенно и полезно для научения, для обличения, для исправления, для наставления в праведном. Да будет совершен Божий человек, ко всякому доброму делу приготовлен».

«Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, чрез познание Призвавшего нас славою и благостию».

«В последние дни сии говорил нам в Сыне, Которого поставил наследником всего, чрез Которого и веки сотворил».

«Отвергающий Меня и не принимающий слов Моих имеет судью себе: слово, которое Я говорил, оно будет судить его в последний день».

Петр, Павел и Иоанн говорили так, как их наставлял Святой Дух (; и ).

Человек не волен по своему желанию добавить или отнять от Слова Господа (; ; ).

О традициях…

В греческом языке слово «традиция» означает «то, что передается потомству» (Арндт и Гингрич, стр. 615). Словом «традиция» могут характеризоваться учения вдохновенного Богом апостола или традиции человека, что является ересью. Павел называл учение, которое он передал Коринфянам, преданиями: «Хвалю вас, братия, что вы все мое, помните и держите предания так, как я передал вам» (). Он предостерегал церковь в Фессалониках: «Итак, братия, стойте и держите предания, которым вы научены или словом, или посланием нашим» (). Позднее, в своем письме Фессалоникийцам он писал: «Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас» (). Из откровения Господа мы знаем, что учения Павла говорились и написаны были от Господа (; ; ). Павел говорил, будучи направляемым Святым Духом.

Человеческие традиции

Некоторые традиции были введены людьми, и в подобном случае результатом является бесполезная религия. Обратите внимание на учение Иисуса, касающееся учений или традиций людей: «Приближаются ко Мне люди сии устами своими, и чтут Меня языком, сердце же их далеко отстоит от Меня; Но тщетно чтут Меня, уча учениям, заповедям человеческим» ().

Когда Павел писал к Христианам в Колоссе, он называл ересь Колоссян традициями человеческими: «Смотрите (братия), чтобы кто не увлек вас философиею и пустым обольщениям, по преданию человеческому, по стихиям мира, а не по Христу» (). Эта ересь, идущая от преданий человеческих, обладала способностью разрушить веру людей в Бога в Колоссе.

Предания человеческие не вдохновлены Господом и часто нарушают или противоречат слову Господа. Иисус сказал Иудеям: «Ибо вы, оставивши заповедь Божию, держитесь предания человеческого… И сказал им: хорошо ли, что вы отменяете заповедь Божию, чтобы соблюсти свое предание? Ибо Моисей сказал: «Почитай отца своего и мать свою»; и: «злословлящий отца или мать смертию да умрет». А вы говорите: кто скажет отцу или матери: «корван, тот есть, дар Богу то, чем бы ты от меня пользовался»; – Тому вы уже попускаете ничего не делать для отца своего или матери своей. Устраняя слово Божие преданием вашим, которое вы установили; и делаете много сему подобное»! ). Человек не может направлять свои шаги духовно () и когда он развивает традиции, которые руководят им в его религии, он грешит.

Сколько существует посредников?

В некоторых религиях, когда умирает выдающийся человек, то через несколько лет его канонизируют или причисляют к лику святых властью церкви. Многим из тех, кого церковь или человек превратили в святых, приписываются божественные качества и они возносятся до положения посредника между Богом и человеком.

В то время, как святые становятся вездесущими (существуют или присутствуют повсюду в одно и то же время, т. е. вездесущи, ТФИ), они также приобретают другие функции. В ранне-христианской общине живой верующий молился Богу за умерших; теперь мертвого святого просят молиться за живущих: появляется целый новый ритуал церковной службы (Оксфордское издание Иллюстрированной Истории Христианства, стр. 83, издатель Джон МакМаннерс).

В буклете «Святыни – символы религиозной значимости», опубликованном Рыцарями Колумба, Римской католической организацией, Мария, мать Иисуса, провозглашается посредницей между Иисусом и человеком. В главе «Четки и их тайны» мы находим следующее учение.

Приветствие Елизаветы

Спустя немного времени после этого счастливого события, Мария отправилась через холмистую Иудею навестить свою двоюродную сестру Елизавету, которая должна была стать матерью Иоанна Крестителя. Благодаря божественному откровению, Елизавета знала, что эта молодая девушка, пришедшая навестить ее, станет матерью Спасителя. Возрадовавшись, Елизавета приветствовала Марию словами, очень похожими на слова, с которыми к Марии обращался ангел: «Благословенна ты между женами», и добавила: «Благословен плод чрева Твоего» (). Католическая церковь взяла эти слова и сделала из них молитву.

Это поставило имена Марии и Иисуса на нужные места и, таким образом, обращение выглядит следующим образом: Приветствую тебя, Мария, полная благодати. Господь с тобой; благословенна Ты между женами и благословен плод чрева Твоего, Иисус.

Но молитва естественно переходит от восхвалений к прошению, и поэтому мы просим Мать Господа ходатайствовать за нас перед ее сыном. Мы заключаем: Святая Мария, Матерь Господа, помолись за нас грешников, сейчас и в час нашей смерти.

Другие католические источники учат, что Мария является Посредницей человека. Обратите внимание на эту молитву, обращенную к Марии.

Мария – наш адвокат

О Мария, мать божественной любви, наша жизнь, сладость и наш приют! Иисус, наш Спаситель – наш Примиритель с вечным Отцом, и Он поставил тебя нашей примирительницей с самим собой. Спасение моей души – страстное желание Его святого сердца: и твое посредничество способно примирить меня с моим Господом, так как Он отдал в твои руки все сокровища Его благодати и милосердия» (Наша Госпожа Вечной Помощи , Кройцер Бразерс, Балтимор, Приложение, стр. 22).

В вышеуказанной молитве есть несколько утверджений, которым не хватает авторитета слова Господа. Библия нигде не объявляет, что Мария является нашей примирительницей, и нигде не говорится о том, что Иисус Христос сделал Свою мать примирительницей для человека. Библия не учит, что посредничество Марии способно примирить человека с Богом. Помните, что следует руководствоваться словом Господа.

Русская Православная церковь

В книге Спутник Христианина , Антологии Духовных Статей о Духовной Морали, составленной священником Николаем Успенским (издательство Московского Патриархата, 1993), священник Успенский говорит относительно Святого Георгия: «Эта икона является образом Святого Георгия, великого страдальца, и я поклоняюсь ей, как если бы она была посредником между нами и Господом».

Иисус Христос является единственным примирителем между Богом и человеком

«Ибо един Бог и посредник между Богом и людьми, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех. Таково было в свое время свидетельство» (). Слово Господа учит нас, что есть один Бог и один посредник. Если возможно, согласно слову человека, существование двух или более посредников, тогда на том же основании возможно существование двух или более Богов.

Иисус Христос – единственный правомочный посредник между Богом и человеком

Иисус Христос есть совершенная жертва за грехи человеческие. У Иисуса не было никакого греха (). Он пришел в этот мир для спасения человека (), и умер на кресте, чтобы сделать возможным спасение человека.

«Но Бог свою любовь к нам доказывает тем, что Христос умер за нас, когда мы были еще грешниками. Посему, тем более ныне, будучи оправданы Кровию Его, спасемся Им от гнева».

Иисус Христос есть умилостивительная жертва (умиротворение, средство расположения, примирения) за человеческие грехи.

Иисус Христос – ходатай Христиан (тот, кто защищает в суде другого).

«Дети мои! сие пишу вам, чтобы вы не согрешали; а если бы кто согрешил, то мы имеем Ходатая перед Отцом, Иисуса Христа, Праведника».

Иисус Христос – совершенный первосвященник Христиан.

«Итак, имея Первосвященника великого, прошедшего небеса, Иисуса Сына Божия, будем твердо держаться исповедания нашего. Ибо мы имеем не такого первосвященника, который не может сострадать нам в немощах наших, но Который, подобно нам, искушен во всем, кроме греха».

Он был назначен первосвященником Господом Богом (; ). Каждый Христианин является священником и может поколоняться напрямую Господу через Иисуса, своего первосвященника ().

Чтобы быть посредником между двумя сторонами, которые отдалились друг от друга, посредник должен иметь средства для их примирения. Человек и Бог отдалились друг от друга, разделенные человеческим грехом (; ). Единственное, что может снять грехи с человека, – это кровь Иисуса Христа.

«Зная, что не тленным серебром или золотом искуплены вы от суетной жизни, преданной вам от отцов, но драгоценною Кровию Христа, как непорочного и чистого агнца».

Какие качества присущи посредникам, сотворенным человеком?

Единственное качество посредников, созданных человеком, это то, что они назначены человеком. Человек назначает посредников и затем молится им и через них, тех, кто был назначен посредником властью самого человека.

Как могут эти сотворенные человеком посредники примирить грешного человека с Богом, если грешник может примириться с Богом только через кровь Иисуса Христа? Если кто-то ответит, что они посредничают через кровь Иисуса, то в них нет необходимости – Иисус уже посредничает между Богом и человеком. Если ответом будет: «Они помогают сыну Господа», Ему не нужна никакая помощь, потому что Он обладает всей властью () и ни у одного человека нет власти назначать кого-либо в качестве «помощника» сыну Господа.

Некоторые указывают, что когда Христиане молятся святым, они просят их присоединить их молитвы (святых) к собственным молитвам молящихся к единственному посреднику Иисусу Христу. Как бы то ни было, Писание учит, что каждый Христианин является священником () и имеет Иисуса Христа в качестве Первосвященника. У Христианина есть ПОЛНЫЙ доступ к посреднику человека и его молитвы могут достичь всего, что необходимо для угодных отношений с Богом. Нет основания для молитвы святым с просьбой о помощи на любой стадии религии. Даже такое объяснение молитвы святому ставит святого в положение посредника: молитва святому, затем святой молится Иисусу от нашего имени. Это находится в прямом противоречии с первым посланием.

Истина заключается в том, что Иисус Христос является Одним и Единственным Посредником между Богом и человеком («… изберите себе ныне, кому служить…» ().

  • БОГ УЧИТ
  • НЕКОТОРЫЕ ЛЮДИ УЧАТ
  • ОДНО Тело
  • МНОГО Тел
  • ОДИН Дух
  • МНОГО Духов
  • ОДНА Надежда
  • МНОГО Надежд
  • ОДИН Господь
  • МНОГО Господ
  • ОДНА Вера
  • МНОГО Вер
  • ОДНО Крещение
  • МНОГО Крещений
  • ОДИН Бог
  • МНОГО Богов
  • ОДИН Посредник
  • МНОГО Посредников

Мне кажется, что Он именуется:

«Человек» , чтоб Невместимый иначе для телесного, по причине необъемлимости естества, не только сделался вместимым через тело; но и освятил Собой человека, сделавшись как бы закваской для целого смешения, всего человека освободил от осуждения, соединив с Собой осужденное, став за всех всем, что составляет нас, кроме греха, – телом, душою, умом, – всем, что проникла смерть. А общее из всего этого есть человек, по умосозерцаемому видимый Бог.

Слова. Слово 30.

Свт. Феофан Затворник

Един бо есть Бог, и един ходатай Бога и человеков, человек Христос Иисус

Частица: бо - связывает сию речь с предыдущею, как причину. К чему же именно она относится в сей силе? Можно относить ее к непосредственно стоящему впереди: в познание истины прийти , - так: Бог всем хочет спастися чрез познание истины, - именно той, что спасение в Господе Иисусе, и только в Нем, потому что другого пути ко спасению нет. Как един есть Бог, так един же и посредник между Богом и человеками. Люди, во Адаме, отпали от Бога, в Коем их живот, - отпали и погрязли в область смерти. Предлежало им или вечно оставаться в сей смерти, или открыть путь к воссоединению с Богом, без Коего сила смерти не могла быть пресечена и жизнь их не могла стать в истинный свой чин. Как этого ни сами они и никакая другая тварь, хотя бы самая высшая, открыть и устроить не имела силы; то заступилось за них беспредельное человеколюбие Божие. Совет Божий положил воплотиться, для изъятия людей из их крайней беды, Сыну Божию Единородному, не отделяясь от недр Отчих, чтоб, умерши плотию, уничтожить силу смерти и, оживотворив в себе человеческое естество воскресением, соделаться живым соединителем человеков с Богом. Сын Божий пришел на землю, воплотился, пострадал, умер на кресте, воскрес, вознесся на небеса - и седит одесную Бога Отца, человеческим естеством, которое, таким образом в Его Лице быв соединено с Его Божеством, пребывает соединенным с Богом Отцом, с Коим не переставал Он быть едино. Затем - верующие в Него, и сочетавающиеся с Ним таинственно, соделываются едино с Ним и чрез Него соединяются с Богом; как это засвидетельствовал Он Сам, говоря с учениками: Аз во Отце Моем, и вы во Мне, и Аз в вас (Ин. 14, 20) . Иного пути к воссоединению с Богом, в коем (воссоединении) спасение, нет. Никтоже приидет к Отцу, токмо Мною (ср.: Ин. 14, 6), - говорит Господь. «Апостол здесь говорит подобно тому, как говорил в другом месте: един Бог Отец, и един Господь Иисус Христос (ср.: 1 Кор. 8, 6)» (святой Златоуст). Другого посредника нет и быть не может. Как един Бог, так и посредник между Богом и человеками один. Другого не ищи и, если б кто предлагал тебе указать его, не иди вслед его. Следовательно, и спасения другого нет - как в живом сочетании с Господом Иисусом. Сию-то истину познать и хощет Бог, хотящий всем спастися, - познать, приять и по ней улучить спасение.

Ходатай, μεσιτης, -есть не слово ходатайственное говорящий в защиту, а самым делом стоящий посреде и соединяющий посредствуемых, - есть соединитель, «совокупивший в себе разъединенное» (блаженный Феодорит), и соединитель живый. Такова сущность Его.

Так как, говоря: един Бог - и: един ходатай ,- Апостол имел в виду только показать, что другого спасения нет, как в Господе Иисусе, - как Бог один, так и посредник между Богом и людьми один; то все другие, могущие рождаться при сем, вопросы могут быть обходимы без ущерба пониманию слов Апостола. Позволительно, однако ж, при них стороною помыслить, что когда говорится: един есть Бог ,- то сие говорится не в ущерб истине Триипостасности Бога, но в показание, что воплощение единого Лица Бога Триипостасного не породило никакого разделения в Едином естестве Божием. Воплотившийся Сын не стал вне Бога, как может навесть на такую мысль слово: посредник : ибо в посреднике между Богом и человеками есть Бог от Бога и человек от человек. Став таким чрез воплощение, Сын не стал вне Отца; но воспринял, совершил и держит воплощенное посредничество, не оставляя недр Отца. Устроенное ради нашего спасения, сие посредничество не разделило Бога. Бог и при нем Един есть.

Равно когда говорится: един посредник , - то говорится не в ущерб истине двух естеств в посреднике, но в показание, что два в Нем естества не делают двух посредников. И при двух естествах Он един есть. Как посредник, Он есть Бог от Бога и человек от человек; но едино есть Лицо - Сын Божий воплотившийся. Экумений пишет: «поелику имеющему быть посредником между Богом и человеком надлежало быть причастным их обоих, чтоб иметь возможность посредствовать между ними; то Сын Божий, превечное Слово, пришел (к нам на землю) воплотившись, будучи таким образом из двух естеств, Божества и человечества, но по соединении их мыслимый и поклоняемый во единой Ипостаси».

Почему, когда вслед за сим говорится: человек Христос Иисус , - то этим не единство естества в Нем утверждается, - не утверждается, что Он только человек, а не и Бог,- а лишь показывается, как Он стал посредником; стал же Он посредником чрез вочеловечение. Так блаженный Феодорит: «Апостол назвал Христа Иисуса человеком; потому что назвал посредником, а посредником сделался Христос вочеловечившись». Можно посему слово: человек - понимать, как - вочеловечившийся, так: един посредник, вочеловечившийся, подразумевая - Сын Божий, именуемый Христос Иисус.

Наши толковники преимущественно обращают при сем слово свое на уяснение значения посредничества. Блаженный Феодорит пишет: «как намеревающийся примирить какие-либо два лица, препирающиеся между собою, став посреди их и держа одного правою, а другого левою рукою, приводит их в приязнь: так и Христос, с Божеским естеством соединив человечество, установил нерушимый и неразрывный мир. А если Христос, по учению Ария и Евномия, непричастен сущности Отца, то какой Он посредник? С нами (в таком случае) Он будет соединен, так как по человечеству единосущен нам; но с Отцом не будет иметь единения, если, как учат они, отделен Он от Божия естества. Но Божественный Апостол назвал Его посредником, следовательно, состоящим в единении и с Отцом по Божеству, и с нами по человечеству». Святой Златоуст говорит: «посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым он есть посредник; ибо посреднику свойственно, обладая тем, что принадлежит той и другой стороне, для которых есть посредник, приводить их ко взаимному общению. Если же принадлежащее одной стороне он имеет, а с другою разобщен, то в таком случае он вовсе не посредник. Следовательно, если Христос Иисус непричастен естеству Отца, то Он не есть посредник, но разобщен с Ним. Почему признаем, что как Он соделался причастником человеческой природы, потому что пришел к людям, так и естества Божеского Он есть причастник, потому что пришел от Бога. Так как чрез Него соединялось два естества, то Он должен был быть близким к обоим естествам. Ибо подобно тому, как какое-либо место, занимающее средину (между двумя местностями), прикасается к каждой из них; так и соединяющий между собою два естества должен быть причастником обоих естеств. Следовательно, и Христос Иисус как соделался человеком, так был и Богом. Будучи только человеком, Он не соделался бы посредником; потому что Ему надлежало (Божески) беседовать с Богом. Равным образом, будучи только Богом, Он не был бы посредником; потому что Его не приняли бы те (см.: Экумений: не снесли бы. Лучше: Он не мог бы представлять лица тех), для которых Он служит посредником».

Давый Себе избавление за всех . - Избавление , αντιλυτρον, - выкуп. Посредничество было делом нелегким; не в слове только ходатайственном оно состояло, но и в деле и требовало жертвы. Это по состоянию тех, за коих посредник принял на себя ходатайство. Последние отпали от Бога чрез грех и состояли под гневом Божиим за вину греха, - по причине греха подлежали тиранству сатаны, а чрез то и другое - смерти. Бог возблаговолил примириться с отпадшими; но, чтоб отпадшие поднялись до способности вступить в примирение, надлежало высвободить их из всех уз, которые держали их в низком рабстве, - именно правды Божией прогневанной, греха, диавола, смерти. Совершить сие взял на себя посредник, без вины понесши то, что лежало на виновных посредствуемых. Воплотившись, Он воспринял на Себя человеческое естество, чистое и безгрешное, и, им предав Себя на крестную смерть, Удовлетворил чрез то правде Божией; правда Божия удовлетворенная открыла врата излиянию милости и благодати на виновных,-которые, приняты бывая в милость и освящаясь благодатию, сокрушают узы греха, а чрез это свергают и узы рабства диаволу; таким образом становятся наконец они сынами воскресения, над коими смерть не имеет власти. Всем сим в совокупности совершается выкуп, и таинство посредничества входит в силу. Корень и начало всему есть то, что воплотившийся Сын Божий, как посредник, предал Себя, предал на смерть крестную. Почему Апостол и совмещает все дело посредничества в сем одном: давый Себе избавление .

Блаженный Феодорит пишет: «когда все состояли под владычеством смерти, Христос не подлежал смерти, - и как Бог, потому что имел естество бессмертное, и как человек, потому что не сотворил греха, причинившего смерть. Но Он Сам Себя предал (на смерть), как некую искупительную цену, и всех освободил от рабства смерти».

Заметим при сем между прочим: не потому ли также впереди сказал о посреднике Апостол, - что Он есть человек Христос Иисус ,- что имел вслед за сим сказать: давый Себе избавление ? Ибо, чтобы принесть такую жертву, Ему надлежало возыметь то, что принесть, именно человечество, и стать человеком. Потреба имети что и Сему, еже принесет (Евр. 8, 3) , говорит Апостол в другом месте. Что же это такое? Плоть и кровь. Понеже дети приобщишася плоти и крови, и Той приискренне приобщися техже, да смертию упразднит имущаго державу смерти, сиречь диавола, и избавит сих, елицы страхом смерти повинни беша работе (ср.: Евр. 2, 14-15).

Свидетельство времени своими . Это придаточные слова. И трудно определить, какая мысль была при сем у Апостола. Поставим сии слова в соотношение с предыдущим. Сын Божий, воплотившись для посредничества между Богом и людьми, предал Себя на смерть во искупление всех,- всех, не иудеев только, но и язычников. Это дело беспредельного человеколюбия к нам Бога Отца, предавшего Сына, и Бога Сына, предавшего Себя, есть свидетельство. Чего? Того, что Бог хощет всем спастися, и в разум истины прийти ,-не иудеям только, но и язычникам. Почему вы, верные, молясь о неверных язычниках, делаете дело, приятное Богу, потому что этим содействуете исполнению того, чего желает Бог, то есть спасению всех, - и язычников. А что это есть прямое желание Бога, видно из того, что учрежденное Им посредничество между Собою и людьми обнимает всех людей и что посредник, предав Себя на смерть, предал во искупление всех людей без различия и исключения. Такое течение мыслей видит у Апостола святой Златоуст: «давый Себе избавление за всех . Что же, ужели за язычников, скажи мне? Да. - И, несмотря на то, что Христос умер и за язычников, ужели ты не согласишься молиться за них? Так почему же, скажешь ты, они не уверовали? Потому что не захотели (выше сказал: потому что вселенная еще не достигла истины), а с Его стороны сделано все. Об этом свидетельствует Его страдание, говорит он».- Всем,- и язычникам,- быть спасенными было от века определено. Таково вечное Божие хотение; но свидетельство о том дано в свое время: времены своими ,- то есть «в подобающее или надлежащее время» (святой Златоуст), «когда люди способными уже соделались к уверованию» (Экумений), - «во времена, предначертанные и предопределенные преблаженною Троицею» (Климент у Экумения). Свидетельство сие, в свое время явленное, есть самое учреждение сего спасения всех. Сим то же выражается, что читаем в Послании к Галатам: егда же прииде кончина лета, посла Бог Сына Своего, да подзаконныя искупит (ср.: Гал. 4, 4-5).- Истолковывать и распространять это свидетельство, далее говорит Апостол, возложено на меня.

Прп. Ефрем Сирин

Поелику один Бог , а не многие, как воображают язычники, - один и Посредник Бога и людей .

Блж. Феофилакт Болгарский

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Сказав: Бог хочет, чтобы все спаслись, он подтверждает, говоря, что именно для этого Он и послал посредником Сына Своего, чтобы Он примирил Его с людьми. Итак, почему же не все спасены? Потому что не хотят. Сказав же: един Бог , он говорит это для противопоставления не Сыну, а идолам. Что Сын есть Бог, это ясно из того, что Он посредник: так как посредник должен приобщаться обеим сторонам, по отношению к которым Он есть посредник. Итак, поскольку Сын - посредник между Богом и людьми, то Он принадлежит той и другой стороне, есть Бог и человек, - один в двух естествах, не только Бог, потому что Его не приняли бы те, за которых Он должен быть посредником, И не только человек, потому что Ему надлежало беседовать с Богом. Не сказал же явно о Божественности Христа потому, что тогда господствовало многобожие, чтобы не подумали, что и он вводит многих богов; даже, когда говорится: един и един , не должно соединять эти слова и говорить: два, но: один и один: такова осмотрительность в Писании. Поэтому он не упоминал даже о Духе, чтобы не показаться многобожником.

Лопухин А.П.

Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус

Из того, что Бог - един, следует, что Он есть спаситель для всех людей (ср. Рим III:29 и сл.). Точно так же один и посредник между Богом и людьми - человек Христос Иисус, и это опять подтверждает мысль о необходимости совершать молитву о спасении всех людей. Сила выражения здесь несомненно заключается в слове «человек». Если посредник - человек, то его служение, очевидно, касается всех людей, которые ему близки по человеческой природе. Понятно, что это место не может служить каким-либо свидетельством в пользу той мысли, что апостол считал Христа только человеком. В послании к Галатам Апостол Павел говорит, что он - апостол, избранный не человеками и не через человека, но Иисусом Христом и Богом Отцом (Гал. I:1) . Если бы понимать это место в буквальном, ограниченном смысле, то нужно бы из него сделать такой вывод, что Христос совсем не был человеком… Затем, апостол в пастырских посланиях ясно говорит, что Христос был не только человеком, а и Богом. Так он приписывает Христу предсуществование (1 Тим. III:16) , называет Его «нашим великим Богом и Спасителем»

Ключевой стих 2:5: "Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус&"

В 1:3 Павел говорил о том, что отходя в Македонию, просил Тимофея пребыть в Ефесе. Фактически этим Павел назначил Тимофея главным служителем в Ефеской церкви. В этой церкви были серьезные проблемы, и молодому и неопытному Тимофею нелегко было справляться с ними. В сегодняшнем отрывке Павел учит Тимофея как необходимо служить Богу, то есть проводить Богослужения, и как для мужчин и женщин необходимо относиться к Богослужению и готовить себя к Богослужению. Сегодня мы собрались для Богослужения. Пусть Бог сегодня научит как поклоняться и служить Ему через Святого Духа.

I. Один Бог и один посредник (1-7)

Прочитаем стихи 1,2: «Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте» . Здесь Павел говорит Тимофею что в церкви необходимо прежде всего молиться. Церковь это место, где люди молятся. Когда Иисус выгнал торговцев из храма, Он сказал: «дом Мой домом молитвы наречется; а вы сделали его вертепом разбойников» (Мф.21:13). Если в церкви не молятся, то она превращается в разбойничье логово. Бог хочет, чтобы в Его доме, в церкви, люди молились Ему. Когда Соломон закончил строительство храма, то просил Бога о том, чтобы это место стало местом молитвы (3 Цар.8). Без молитвы в церкви нельзя никак обойтись. Конечно, Бог суверенен и делает все по Своей воле. Но Он делает это по молитве Своих слуг. В 1-ом стихе перечислены разные виды молитвы: просто молитва, прошение, моление и благодарение. Прошение - это конкретная просьба о чем-то. Эту молитву люди понимают лучше всего. Они просят у Бога здоровья, хороших оценок и хорошей работы. Прошение также включает молитву за обращение других людей. Моления - это когда человек изливает перед Богом свою душу, как это часто делал царь Давид в Псалмах. Возможно в этом время он не знает, о чем просить Бога, но он хочет рассказать Богу о своей радости, но чаще о своих переживаниях или своем горе. Благодарения - это благодарение. Нам нужно учиться благодарить Бога. Многие люди принимают то, что получают, как само собой разумеющиеся. Они думают, что сами никому ничего не должны, но все остальные обязаны им помогать. Такие люди не умеют благодарить. Поэтому всегда хорошо отвести в нашей молитве время для благодарности, чтобы вспомнить то, что Бог сделал для нас, и благодарить Его. В наших программках воскресного Богослужения также есть разделы «общие темы молитвы» , «насущные темы молитвы» и «темы благодарения» . Наверное, тот, кто их составлял, перед этим читал 1 Тимофею 2:1.

Павел также сказал, что молиться нужно за всех людей, включая царей и начальствующих. В то время большинство царей и начальствующих были врагами христиан, поэтому одно упоминание их имени вызывало ненависть. Но молиться за за другого человека не означает благословить его на все, что он делает. Если он делает зло, то нужно молиться, чтобы он раскаялся, перестал делать зло и начал делать добро. Нам также нужно молиться чтобы наши правители имели страх Божий и не думали, что им можно делать все, что хочется, потому что у них есть власть и деньги. Все люди согрешили, и всем им нужен Спаситель Иисус. Люди, у которых есть власть и деньги, нуждаются в Спасителе так же, как и те, у которых нет власти и денег. Мы также учимся, что пока человек живет, всегда есть надежда на его покаяние и спасение. Мы не можем проповедовать всем людям - иногда мы не можем к ним добраться, иногда они не хотят нас слушать. Но мы всегда можем молиться за них. Никто не может нам запретить молиться за человека, даже он сам. Все мы пришли к Богу потому что нашелся один или несколько человек, которые молились за наше обращение.

Прочитаем стихи 3-4: «ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истин» . В то время некоторые Иудеи учили, что спасутся только избранные, а все остальные люди - это топливо для костра. Но Павел говорит, что Бог хочет, чтобы спаслись все люди. В этом заключено глубокое желание Бога - чтобы все люди спаслись. Поэтому нам нужно молиться не только за решение своих проблем. Нам нужно молиться «для всех народов» , чтобы все люди спаслись.

Как же люди обретают спасение? В стихах 5-6б написано: «Ибо един Бог, един и посредник между Богом и человеками, человек Христос Иисус, предавший Себя для искупления всех» . Иисус - это единственный посредник, который может привести человека к Богу. Он сказал: «Я есмь путь и истина и жизнь; никто не приходит к Отцу, как только через Меня» (Ин.14:6). Христиане в Ефеской церкви были в основном греками, а у греков было много богов. В частности, в Ефесе поклонялись богине Артемиде. Но Павел ясно говорит, что у других богов и религий нет шанса - путь к Богу лежит только через Иисуса.

В стихе 5 Иисус назван посредником. В посреднике возникает нужна, когда конфликт между двумя сторонами вышел из-под контроля. Именно такой стала ситуация между Богом и человеком. Бог - свят, а человек - грешен. Пропасть между ними преодолеть невозможно. Конечно, большинство людей считают себя хорошими людьми. Редко кто считает себя плохим. Но даже такие «хорошие» люди не смогут преодолеть эту пропасть. Но если не преодолеть эту пропасть, то человек пойдет в вечное осуждение, потому что плата за грех - смерть. Но посредник Иисус решил конфликт между Богом и людьми, уплатив плату за грех. Плата за грех - смерть, и Иисус умер на кресте за наши грехи. Когда Иисус был судим, наказан и распят, Бог излил на Него Свой праведный гнев, и цена греха была уплачена. Иисус открыл людям путь к Богу. Он - наш единственный посредник.

В стихах 6б-7 говорится: «[Таково было] в свое время свидетельство, для которого я поставлен проповедником и Апостолом, – истину говорю во Христе, не лгу, – учителем язычников в вере и истине» . Ап. Павел однажды испытал и принял Божью благодать в свою жизнь. И теперь Бог велико использовал его как проповедника, Апостола и учителя для язычников. Подобно Павлу, Бог хочет работать через каждого, кто испытал Его благодать. Поэтому нам нужно найти свое место в Божьем деле. Конечно, Павел был великим человеком, специалистом «широкого профиля» – Апостолом, проповедником, учителем. Но все равно он не делал все сам. Часть дела он поручал другим людям, например, Тимофею он поручил руководство церковью. Нам нужно знать не только недостатки других. Но нам нужно также знать и сильные стороны других, чтобы помочь им найти свое место в работе Бога. В любом коллективе есть люди, которые делают большую часть работы. А есть люди, которые вначале куда-то пропадают, а появляются только в конце, когда уже все сделано. Есть люди, которые думают, что нужно помочь и даже обещают помочь, но не помогают. Также есть такие, которые вообще не понимают, что происходит. Бог хочет, чтобы каждый из нас стал человеком, который верно делает свое дело.

II. Мужчины и женщины в церкви (8-15)

Во II-ой части Павел учит как мужчинам и женщинам необходимо готовить себя для служения в церкви. Давайте прочитаем стих 8: «Итак желаю, чтобы на всяком месте произносили молитвы мужи, воздевая чистые руки без гнева и сомнения» . Греки, как известно, живут в жарких странах, и характер у них также горячий. Они вспыльчивы и легко заводятся. Например, в Деян.19 описано, как у серебрянника Димитрия существенно сократились доходы из-за проповеди ап. Павла. Люди раскаивались и переставали покупать его серебрянные храмы Артемиды. Он собрал других ремесленником и они выступили против Павла. Написано, что они «исполнились ярости и стали кричать» , и наполнили весь город смятением. Вот такие греки горячие. Наверное, в наше время они такие же горячие, как и прежде. Вероятно в церкви эти горячие греки размахивали своими руками, в гневе ударяли ими по столам и громко спорили. В такой атмосфере было трудно молиться. Женщины отходили в страхе, а дети плакали, все боялись, что они сейчас начнут драться. В каждом мужчине есть что-то дикое. Павел говорит таким мужчинам что Бог дал им руки не для того, чтобы размахивать ими в жарких спорах, быть ими мебель или драться. Руки нам даны для усердного труда. И молитва - это усердный и тяжелый труд. Он призывает их контролировать свои эмоции, и направлять свою силу на молитву, а не на гнев и споры.

В стихах 9-15 Павел обращается к женщинам. То, что он говорит здесь для женщин, многим может не понравится и даже вызвать движение сопротивления сестер. Но Павел так говорит не потому что не любит щенщин, или не понимает женщин или хочет их обидеть. Как раз наоборот – он хотел чтобы женщины нашли свое место в Божьем деле и были счастливы, радостны и плодотворны. Прочитаем стихи 9-10: «чтобы также и жены, в приличном одеянии, со стыдливостью и целомудрием, украшали себя не плетением [волос], не золотом, не жемчугом, не многоценною одеждою, но добрыми делами, как прилично женам, посвящающим себя благочестию» . Некоторые женщины в Ефеской церкви одевались роскошно и вызывающе. Перед тем, как прийти на собрание, они проводили много времени возле зеркала, красясь, делая прическу, примеряя различные украшения из золота и жемчуга и наряды. В церкви они отвлекали других женщин от Богослужения. Вместо того, чтобы молиться и слушать проповедь, они думали: “Интересно, а где эта сестра купила себе такое красивое платье? Почему у меня такого нет?”. Они также отклекали мужчин от Богослужения. Более того, своими дорогими нарядами они плохо влияли своим дорогим убранством на бедных членов церкви. Конечно, желание женщин быть красивыми понятно, и заложено в них с рождения. Зачастую, женщины лучше заботятся о себе, чем мужчины, гораздо реже позволяя себе неухоженность и неряшливость. Но очень часто эта забота перерастает в похоть и толкает женщин к показухе и греху тщеславия, к стремлению показать себя лучше, чем есть в действительности. Ап. Павел выводит таких женщин на чистую воду. Он говорит им одеваться прилично, со стыдливостью и целомудрием. Когда они собираются на Богослужение, то должны помнить, что они идут на Богослужение, а не на бал. Когда мы идем заниматься спортом, то одеваем спортивный костюм. А когда имем работать на огороде, то одеваем рабочую одежду. Соответственно, когда мы идем в церковь, то надо одевать церковную одежду. А что это за одежда? Это одежда со стыдливостю и целомудрием, украшенная добрыми делами. Павел никоим образом не устанавливает для женщин жесткие правила dress-code. Он также конечно же не имеет ввиду, що женщинам нужно приходить в церковь в грязной и рваной одежде и с распущенными волосами. Но он хочет, чтобы женщины имели правильное отношение к Богослужению. Очень часто то, как одевается женщина, показыет ее сердце и отношение с Богом. В церковь приходят на Богослужение, а не на показ мод, и Богослужение нельзя превращать в показ мод. Бог, Которому мы служим, велик, и заслуживает величайшего уважения, чести и преданности.

Прочитаем стихи 11-12: «Жена да учится в безмолвии, со всякою покорностью; а учить жене не позволяю, ни властвовать над мужем, но быть в безмолвии» . Что здесь хочет сказать ап. Павел? Что женщины вообще должны молчать в церкви? Но тогда мы не сможем слышать прекрасное пение наших сестер! В других местах Библии женщинам позволяется учить детей (2 Тим.3:15) и молодых женщин (Тит.2:4). Сам Тимофей получил большое влияние от своих верующих бабушки и мамы (2 Тим.1:5). Иисус послал Марию Магдалина благовествовать ученикам о Своем воскресении. А у Филиппа благовестника было четыре пророчествующих дочери (Деян.21:9). Конечно, женщинам можно учить, но Павел говорит здесь что женщина должна знать свое место в церкви и не стремиться к руководству и власти. Он приводит для этого 2 довода.

Во-первых, порядок творения. Прочитаем стих 13: «Ибо прежде создан Адам, а потом Ева» . Кажется что не очень важно, кто создан первым, а кто - вторым. Но в данном случае это важно. До появления Евы в созданном Богом мире уже произошли очень важные события. Порядок во Вселенной и в райском саду был уже установлен, Адам получил от Бога владычество и поручения. Имена всем животным уже были даны. Все было решено и сделано до появления Евы, без ее участия, ведома и согласия. И ей, будучи созданной Богом, нужно было просто принять, как факт, сложившуюся ситуацию, то есть подчиниться. Ева должна была поверить Адаму, что Бог действительно разговаривал с ним, что он - тот, который отвечает за все творение вокруг, что она создана для него как жена. Ева должна была начать учиться от него, потому что с момента своего появления сразу же попала в зависимость от Адама в области знаний, должна была спрашивать его обо всем, что не знала: «Адам, дорогой, а почему ты назвал дерево деревом? Как по мне, немного странное название, неправда ли? Я бы назвала его по-другому!» «Адам, а как ты назвал эту красивую рыбку, которая плавает в озере?» и т.д. Конечно, мужчина и женщина были сотворены равными, но с разными ролями. Бог дал мужчине роль руководить, а женщине - подчинаться и помогать ему.

Во-вторых, женщина первой впала в искушение. Прочитаем стих 14: «и не Адам прельщен; но жена, прельстившись, впала в преступление» . Сатана искушал женщину нарушить заповедь Бога и съесть запретный плод. За это он обещал ей, что они будут «как боги, знающие добро и зло» (Быт.3:5). Это учение было новым для женщины, и ей следовало бы пойти поговорить о нем со своим мужем. Но она не сделала этого и приняла решение есть запретный плод самостоятельно. Более того, она попыталась обрести власть над мужем, дала ему есть запретный плод, и это все имело ужасные последствия. Поэтому управлять и принимать окончательные решения должен мужчина. Здесь мы учимся тому, что женщина должна быть женщиной, а мужчина должен быть мужчиной. Когда женщина хочет быть мужчиной, ей приходится брать на себя огромную тяжесть ответственности и принятия решений, для чего она не создана и не предназначена, и эта тяжесть разрушает ее личность, дает ей много стрессов, делает ее нервной, раздражительной и злой. Одинаково верно и обратное: когда мужчина отказывается быть мужчиной, а хочет быть женщиной, отказывается принимать важные решения и брать на себя ответственность за себя, за семью, общество и страну, отказывается тяжело трудиться и рисковать, то причиняет много страданий себе и другим.

Не нужно думать, что если служение женщины не так заметно, как мужчины, то оно менее важно. Говорят, что «миром управляет рука, качающая колыбель» . Пусть это укрепит руки наших сестер, ежедневно качающих колыбели и тех сестер, которые только планируют качать колыбели. Перед Богом важны не масштабы служения, а наша верность Ему в том, что Он поручил нам.

Сегодня мы узнали о том, что Иисус - это единственный посредник между Богом и человеками. Бог хочет, чтобы все люди спаслись, поэтому нам нужно молиться за всех людей и донести им эту весть. Мы также узнали, что в церкви есть мужчины и женщины и у каждого из них есть свое уникальное и важное дело. Давайте помолимся.