Дыхание как основа внимательности. Дыхание будды Вопросы для размышления и обсуждения

Будда: Пустота Сердца. Ошо. Голос, который говорит с нами здесь, кажется тихим голосом кого-то, кто зовет издалека.
Он описывает пространства, которые кажутся такими далекими от тех мест, где мы прожили наши жизни, но часто колокольчики звучат между словами - те колокольчики, что звенят в нас, когда проснулась забытая истина. А в истине голос и то, что он описывает, часто кажется знакомым. Проникая глубже в эту книгу, мы начинаем подозревать, что, может быть, мы даже жили здесь когда-то, и...

Практика Дзэн. Чжан Чжень-Цзы. Книга Чжан Чжень-Цзы дает нам возможность ближе познакомиться с учением Дзэн- буддизма. В этой необъятной области автор выделяет и рассматривает первостепенный аспект - характеристику и закономерности работы сознания в ходе религиозной практики. Ясно, что здесь обозначен лишь общий подход, выделены главные принципы, на основании которых добросовестный, устремленный читатель способен сам проследить и понять, быть может самое главное, что не вошло в текстовое...

Практика внимательности в повседневной жизни. Чарльз Тарт. Быть пробужденным! Почему этот так просто звучащий призыв составляет общую цель духовных традиций? В книге, основанной на стенограмме практического семинара, автор обучает применению практик Г.И.Гурджиева и буддийской медитации в повседневной жизни. Приводимые простые упражнения помогают развить в себе способность полного присутствия в настоящем моменте.

Практика Дхьяны. Догэн. "Истина полна и совершенна в самой себе. Она не есть нечто, открытое лишь недавно - она существовала всегда. Истина не находится где-то в отдалении. Она всегда близка. Не старайтесь идти к ней, ибо каждый шаг никуда не уводит вас от неё..."

Кацуки Сэкида. Практика Дзен. Путь к совершенству. Основной род практики дзэн называется дзадзэн, т.е. дзэн во время сиденья; и в практике дзадзэн мы достигаем самадхи. В этом состоянии деятельность сознания оказывается остановленной, и мы перестаем осознавать время, пространство, причинность. Проявляющаяся таким образом форма существования может на первый взгляд показаться не более чем просто бытием. Но если вы действительно достигните этого состояния, вы обнаружите, как оно замечательно. В...

Сеонг Cан. Посыпание Будды пеплом. Эта книга является собранием наставлений Сеонг Сан Соен-cа в Америке - диалогов, рассказов, формальных Дзен-интервью, проповедей Дхармы и писем. Слова возникают по мере появления ситуаций, каждая ситуация является как игрой, так и делом жизни и смерти.

Существенные элементы практики дхармы Будды. У Ба Кхин. Буддизм - это не религия в том смысле, в каком это слово употребляется в словаре, потому что он не центрирован на Боге, как это имеет место во всех других религиях. Строго говоря, буддизм представляет собой систему философской и духовной морали. В этой системе имеется в виду определенная цель - “угасание страдания и смерти”...

Аспекты практики. Чогьям Ринпоче Трунгпа. Для последователя буддийской дхармы существует необходимость с особой силой подчеркнуть важность практики медитации. Нам надобно увидеть неуклонную логику того положения, что ум является причиной заблуждения, а потому, выходя за пределы ума, мы достигаем просветленного состояния; и оно может иметь место только благодаря практике медитации. Это испытал сам Будда, работая над своим собственным умом; и то, что он узнал, было передано нам, особенно в...

5 (100%) 1 vote[s]

Буддийские практики «дыхание сосуда».

Прежде чем приступить к практике дыхания сосуда, необходимо устранить нечистые ветры с помощью девятеричного дыхания.

Закройте левую ноздрю, прижав её к носовой перегородке внешней (там, где ноготь) частью указательного пальца правой руки, и, не отпуская его, медленно вдохните через правую ноздрю.

Затем закройте правую ноздрю внутренней (там, где подушечка) частью того же пальца и выдохните через левую ноздрю. Представляйте, что вы выдыхаете всю энергию нечистого вожделения.

Повторите это трижды. Вообще-то можно и не зажимать ноздрю пальцем, достаточно просто визуализировать воздух, входящий и выходящий из соответствующей ноздри.

Теперь трижды проделайте то же самое, вдыхая через левую ноздрю. Во время выдоха через правую ноздрю представляйте, что полностью избавляетесь от энергии гнева.

В заключение сделайте три вдоха и выдоха через обе ноздри, чтобы окончательно очистить и уравновесить энергии.

Представляйте, что выдыхаете нечистую энергию неведения. В сумме это составляет девять дыхательных циклов.

Лама Цонкапа подчёркивает, что дышать нужно только носом, а не ртом. Он рекомендует начинать вдохи с правой ноздри, но, так как женский принцип материнских тантр, к которым относится метод Чакрасамвары, обычно связан с левой частью тела, вам, возможно, захочется усилить благоприятное воздействие женской энергии, вдыхая через левую ноздрю.

Если же вам хочется усилить аспект отцовской тантры, тогда начинайте с правой.

Вдыхайте медленно и плавно. На вдохе можно созерцать, как вместе с воздухом в вас входит чистая энергия Тилопы, Наропы, а также всех будд и бодхисаттв трёх времён и десяти сторон света.

На выдохе представляйте, что все ваши физические и моральные трудности, все последствия закупорки энергетических каналов исчезают. Это не отвлечённое созерцание. Начав регулярно практиковать девятеричное дыхание, вы вскоре почувствуете изменения к лучшему. Выдыхайте медленно, затем с ускорением, а потом снова медленно.

Дыхание сосуда.

В идеале вы должны практиковать дыхание сосуда натощак, другими словами, до еды или когда пища уже переварилась и нет ощущения тяжести в желудке. Кроме того, важна поза. Тело должно быть очень прямое. Если вы сутулитесь или кособочитесь, выполнять дыхание сосуда бесполезно.

Медитация включает в себя четыре шага: вдох; наполнение правого и левого каналов воздухом; втягивание воздуха из двух боковых каналов в центральный; и выдох, или «выпускание стрелы».

Приступайте к практике, сложив пальцы в мудру «ваджрный кулак». Это похоже на обычный кулак, только большой палец находится внутри и касается основания безымянного.

Упираясь кулаками в верхнюю часть бёдер, как можно сильнее вытяните тело вверх на прижатых к телу выпрямленных руках - это способствует лучшему движению ветров. Однако долго так не сидите, через некоторое время сядьте нормально.

Созерцайте себя в виде божества и ясно визуализируйте три главных канала и четыре основные чакры, как было описано выше. Концентрируйтесь на а-тунге в пупочной чакре.

Первый шаг - это вдох. Вдыхайте через обе ноздри медленно и плавно, пока лёгкие не наполнятся под завязку, созерцая при этом, что воздух наполняет два боковых канала. Вдох должен быть глубоким, и ни в коем случае не дышите ртом. Не соглашаясь с некоторыми ламами, которые рекомендуют делать сильный вдох, Дже Цонкапа подчёркивает, что вдыхание воздуха должно быть очень медленным и плавным.

На втором шаге, задержав дыхание, визуализируйте, что правый и левый каналы наполнены воздухом, как надутые резиновые трубки.

На третьей стадии, продолжая задержку, сглотните слюну, напрягите диафрагму и сильно надавите ею на нижнюю часть живота. Вы должны почувствовать, как это направленное вниз давление толкает и гонит ветры по двум боковым каналам к а-тунгу в пупочной чакре. Возможно, вам потребуется приложить некоторые усилия, чтобы удержать там сжатый воздух.

Затем, всё ещё удерживая дыхание и продолжая давить диафрагмой, сожмите навстречу ей мышцы промежности, за счёт этого движения втягивая нижние ветры через нижние двери в пупочную чакру, чтобы там они встретились, перемешались и соединились с верхними ветрами. Почувствуйте, как а-тунг притягивает энергии-ветры, полностью вводя их в центральный канал.

Созерцайте, как верхние и нижние ветры мягко соединяются непосредственно там, где находится а-тунг, то есть в центре пупочной чакры в центральном канале. (Эта дыхательная техника называется дыханием сосуда, потому что а-тунг удерживается нижними и верхними ветрами, как в сосуде, например, в заварном чайнике.) Задерживайте дыхание и напрягайте верхние и нижние мышцы, пока хватает воздуха.

Не стоит думать, что это слишком сложное упражнение или что у вас будут трудности с его выполнением. И пусть в нём надо проделывать несколько вещей одновременно, суть метода заключается во втягивании верхних и нижних ветров и объединении их в пупочной чакре.

Вместо того чтобы форсировать физическую составляющую этого процесса, проще говоря, качать мышцы пресса и таза, вы должны прочувствовать, как а-тунг, словно магнит, втягивает все ветры в пупочную чакру.

Хорошая концентрация способствует тому, чтобы этот процесс происходил сам собой.

Переходим к четвёртой стадии. Когда нет больше сил сдерживать дыхание, выдохните через обе ноздри, представляя, как верхние и нижние ветры, удерживаемые в а-тунг, слившись воедино, выстреливают вверх, подобно стреле, по центральному каналу и, полностью растворяясь в нём, порождают сильное переживание блаженства.

В начале выдоха дыхание должно быть медленным, но ближе к концу воздух нужно резко вытолкнуть, полностью опустошая лёгкие. Хотя в тексте ламы Цонкапы не упоминается завершающий энергичный выдох (вообще говоря, он советует нам выдыхать медленно и плавно), многие йогины делают именно так - сам видел.

В отличие от некоторых лам, которые считают, что вы должны созерцать, как воздух покидает тело через макушку, лама Цонкапа, наоборот, рекомендует оставлять его внутри центрального канала.

Это вполне объяснимо, ведь наша главная цель в том, чтобы ветры вошли, задержались и растворились в этом канале. Из пупочной чакры воздух поднимается к сердцу, горлу и темени, но не выходит из теменной чакры.

Итак, на вдохе мы созерцаем, что воздух входит в правый и левый каналы, но наша-то задача состоит в том, чтобы наполнить центральный канал, а не боковые.

Чтобы этого достичь, мы полностью опускаем воздух вниз и удерживаем его под пупком, как раз в том месте, где боковые каналы входят в центральный. Когда мы сглатываем слюну, а затем начинаем втягивать ветры из боковых каналов в центральный через пупочную чакру, он сам собой открывается и все ветры входят в него.

Лама Тубтен Еше «Блаженство внутреннего огня. Сокровенная практика Шести йог Наропы»

Дыхание Будды – 2 индийские практики

Издревле в Индии придавалось большое значение физическому состоянию человека. Тело – храм души, считают индийские мудрецы. Душа может быть светлой и чистой, только если тело, в котором она обитает, является здоровым и чистым, как изнутри, так и снаружи.

В Древней Индии были разработаны многочисленные физические и дыхательные упражнения, служащие для поддержания идеальной физической формы. Эти практики продлевают жизнь и позволяют до преклонных лет оставаться бодрым и здоровым.

Из книги Чудо исцеления или Волшебная сила Рэйки автора Игорь Спичак

Практики Наряду с традиционными положениями рук, принятыми в современном западном Рэйки, школа, к которой я принадлежу, имеет в своем арсенале упражнения, которые пришли к нам из глубины веков и выдержали испытание временем. Рэйки – искусство прикладное, а не

Из книги Пропедевтика внутренних болезней автора А. Ю. Яковлева

31. Везикулярное дыхание. Бронхиальное дыхание Шумы, возникающие в процессе дыхания, делят на физиологические (или основные) и патологические (или дополнительные).К основным шумам относят везикулярное дыхание, прослушиваемое над всей поверхностью легочной ткани, и

Из книги Пропедевтика внутренних болезней: конспект лекций автора А. Ю. Яковлева

1. Везикулярное дыхание: механизм, физиологические и патологические варианты. Бронхиальное дыхание, его характеристика, разновидности, механизм образования Шумы, возникающие в процессе дыхания, делят на физиологические (или основные) и патологические (или

Из книги Целительные мудры автора Татьяна Громаковская

Позы для практики Оптимальными позами для выполнения мудр в классическом варианте считаются устойчивые сидячие положения, которые применяются в йоге для медитаций и практики пранаям. К ним относятся сукхасана (удобная поза, либо поза со скрещенными ногами), вирасана

Из книги Суставная гимнастика автора Людмила Рудницкая

Мудра улыбающегося Будды Согните безымянные пальцы и мизинцы, прижмите их большими пальцами. Указательный и средний пальцы держите прямо (но делайте это естественно, без напряжения), ладони выставите вперед. Локти прижмите к телу (настолько, насколько это не будет

Из книги 365 золотых упражнений по дыхательной гимнастике автора Наталья Ольшевская

Народные индийские средства против суставных заболеваний ног В Индии врачи и лекарства были всегда недоступны для простых людей, поэтому индийцы научились помогать себе домашними средствами. Самыми важными и широко используемыми средствами народной индийской

Из книги Дышим и выздоравливаем. 33 лучших упражнения автора Рушель Блаво

265. Изначальное дыхание (дыхание зародыша) Дыхание человека обычно является отражением его стиля жизни. Люди, которые все время спешат, дышат поверхностно. Те, кто имеют возможность созерцать, – дышат глубоко. Но у каждого из нас был период максимального комфорта и

Из книги Шиитаке против язвы, гипертонии и склероза автора Павел Николаевич Малитиков

5. Упражнение «Поступь Будды» Выпрямитесь, расправьте плечи. Шагайте с высоко поднятой головой. Сделайте спокойный глубокий вдох в ритм ваших шагов, на 8 ударов пульса. Затем выдыхайте, также в ритм шагов на 8 ударов пульса. Повторяйте упражнение, пока не

Из книги Сыроедение автора Ирина Анатольевна Михайлова

Глава 1 Гриб спящего Будды Гордость медицины и кулинарииВ Китае и Японии гриб шиитаке известен уже более 1000 лет, его выращивают специально для использования в медицине и для приготовления вкусных и питательных блюд - ведь гриб, известный сегодня как целебный, всегда

Из книги Йога и сексуальные практики автора Ник Дуглас

Индийские шарики? ингредиенты100 г фиников, 100 г кураги, 100 г миндаля, 100 г орехов кешью (или фундука), молотая корица, кардамон или шафран, кокосовая стружка.? способ приготовления1. Финики, курагу и орехи замочить в воде на 20 минут. Затем измельчить все в кухонном комбайне

Из книги Избранные упражнения и медитации автора Ниши Кацудзо

Индийские любовные позы Многие индийские книги по искусству любви содержат списки любовных позиций. Они были включены и развиты в тантрическом учении.Один из наиболее древних из дошедших до нас учебников любви Камасутра был написан примерно во II веке н. э. мудрецом по

Из книги Как улучшить зрение, когда тебе за… автора

Индийские и тибетские термины Мужской орган Бык Волшебная Палочка Драгоценность Скипетр Стрела Любви Женский орган Колокол Лотос Небесное Поле Наслаждения Обитель

Из книги Целебная сила Земли: глина, песок, шунгит, кремний, медь, магнитные поля автора Геннадий Михайлович Кибардин

Обратное брюшное дыхание – «даосское дыхание» «Даосское дыхание» используется при занятиях боевыми искусствами. Оно позволяет быстро увеличить энергию тела при условии, что вы вдыхаете и выдыхаете воздух через нос.При вдохе вы втягиваете живот, максимально наполняя

Из книги автора

Грудное дыхание – дыхание силы Этот вид дыхания применяется для обретения силы при тяжелом физическом труде, например переноске тяжестей, перекатывании крупных камней и тяжелых стволов деревьев, а также при подготовке спортсменов и водолазов и в боевых искусствах.Вдох

Из книги автора

Из личной практики Ко мне за экстренной помощью обратилась волевая и энергичная медицинская сестра Валентина шестидесяти двух лет от роду. На своей работе в центре социального обслуживания населения она много лет руководила проведением физических занятий с

Из книги автора

Случай из практики Во время написания этой книги ко мне обратилась Елена из подмосковного Красногорска с просьбой помочь разобраться с ее слабым здоровьем и расстроенной психикой.Елене исполнилось 43 года, замужем, дочери 22 года. Вроде бы все есть – семья, дом, работа. Но

Непросто достичь спокойствия посреди бушующего житейского моря. Индийские йоги и буддистские мастера давно подметили, что наш обычный человеческий ум дуалистичен, поверхностен и все время чем-то обеспокоен, и это становится причиной многих несчастий. В древности не было слова «стресс», но проблемы и беспокойство одолевали человека всегда. В XXI веке у людей стало больше комфорта, и еще больше — забот, беспокойства и смятения в уме. Что же делать? Вам поможет одна медитативная практика — несложная в выполнении, но эффективная.

Медитация невыполнима?

Известно, что глубинное спокойствие и удовлетворение (сантоша), которого всем так не хватает, может дать медитация — слово, которое многие знают, и состояние, которого мало кому удалось достичь. Всякий, кто пытался медитировать, замечал, что это непросто: голова наполнена «болтовней», в уме обосновался навязчивый внутренний диалог , мешающий думать по-настоящему. Поэтому достичь даже обычного «бытового» умиротворения для счастливой и социально успешной жизни может быть очень трудно, не говоря уже о реализации состояния глубокой медитации.

Однако есть простой и эффективный метод гармонизации ума, раздираемого дуализмом — это предварительное упражнение из буддистской медитации Випассана . Эта техника, основана на осознавании своего дыхания, позволяет снять эмоциональное напряжение, освободить пространство в уме для новых идей и сосредоточиться на самом важном, чем бы это ни было для вас.

Техника выполнения

Нужно сесть в удобную позу с прямой спиной (предпочтительно в «Лотос» или «Полулотос», или традиционную для буддистской медитации «Алмазную позу»). Если это сложно, просто примите удобное положение (вариант: сидя на стуле).

Постарайтесь вернуть внимание в тело — почувствуйте его, ощущения, которые Вы можете переживать (расслабление-напряжение, тепло-холод и т.п. в разных частях тела). Не уходите в свои мысли. Для этого упражнения вам «понадобятся» и тело, и ум — поэтому если ум не «в теле», ничего не получится. Постепенно выполнение самого упражнения поможет переживанию (осознаванию) настоящего момента, за счет привлечения активного внимания к дыханию. Уже даже один этот «побочный эффект» повышает качество жизни практикующего.

Часть 1

1. Сделайте правой рукой Вишну-мудру (согните средний и указательный пальцы, остальные выпрямлены для блокирования ноздрей поочередно). Закройте правую ноздрю большим пальцем. Медленно вдохните через левую, не торопитесь. Дышите глубоко, но комфортно, без усилия (если будете дышать слишком активно, начнет кружиться голова — в этом случае уменьшите интенсивность дыхания). Затем закройте левую ноздрю безымянным пальцем (при помощи мизинца) и медленно выдохните через правую. Повторите этот процесс три раза. Вы вдыхаете через правую ноздрю и выдыхаете через левую.

2. Затем поменяйте направление: выдыхайте через правую ноздрю, и вдыхайте через левую. Повторите три раза.

3. Затем около 15-20 раз вдохните и выдохните через обе ноздри.

Это один круг. Сделайте столько кругов, сколько позволяет время и сколько Вы можете удерживать внимание на дыхании.

Часть 2

Теперь поменяйте объект концентрации. Переключите внимание с дыхания на свое тело. Продолжайте дышать комфортно через обе ноздри, но теперь концентрируйтесь на ощущениях (это намного легче). Каждый вдох и каждый выдох приносит разные ощущения. Не анализируйте, просто чувствуйте, что происходит в теле. Вы просыпаетесь из полудремы мысленной болтовни в центрированное состояние «здесь и сейчас», которое само по себе целительно.

Полезные советы по практике

Дышите медленно, в одном комфортном ритме, естественно, но глубоко (полное йоговское дыхание). Можно представить себе маятник больших напольных часов: он движется неспешно, ритмично. Так же и ваше дыхание: уверенное и ритмичное. Вы никуда не торопитесь и не жадничаете: «чем больше воздуха наберу, тем сильнее подействует!» — так это не работает. Если вы чувствуете, что дыхание некомфортно (или голова начинает кружиться), скорее всего, вы дышите слишком глубоко или слишком быстро.

Лучше позаниматься 5-10 минут с полной концентрацией, чем гордо «медитировать» целый час, размышляя о постороннем (эффект от такой практики тоже будет, но гораздо меньший).

Эта техника чрезвычайно проста, но действенна. Не добавляйте ничего к описанному выше методу, чтобы получить чистый эффект. Не меняйте йогу, позвольте йоге изменить себя.

Если с улицы или от соседей доносится шум, можно использовать беруши. Если вам мешает яркий свет, наденьте маску для сна или плотную удобную повязку (платок) на глаза.

Когда вы вдыхаете, чувствуйте как воздух (или энергия жизни) наполняет все тело, а когда выдыхаете, чувствуйте, как воздух устремляется наружу.

Этот метод эффективен против стресса и нервозности, бессонницы и накопившегося раздражения; он обостряет ум, тренирует волю, а также (за счет увеличения длины дыхания) приносит долголетие. По научно не подтвержденным данным, это упражнение при интенсивной практике помогает реабилитироваться после операций, вылечить заболевания нервной системы и даже тяжелые болезни, такие как ВИЧ и рак.

Если ноги затекают, не стоит позволять появляться раздражению или беспокойству. Представьте, что вы посылаете энергию радости из сердца — прямо в ноги, которые затекли. Помните, что неудобство, которое вы испытываете — временное, оно мимолетно и скоро пройдет. Постарайтесь расслабиться физически и ментально — возможно боль совершенно растворится. Подмечено, что ум склонен сильно драматизировать неприятные ощущения, он мнителен. Однако если ничего не помогает, и боль становится все сильнее, медленно и осознанно (чтобы не запустить чехарду мыслей) поменяйте положение так, чтобы вам опять было комфортно. Не сидите в одном положении больше часа подряд.

Другая буддистская техника избавления от дискомфорта и боли во время продолжительного сидения. Если вы переносите внимание с того, что вы чувствуете, на сам Ваш ум, который оценивает эти ощущения, объект ощущений исчезает, боль исчезает. Не концентрируйтесь на ощущении (это усилит его), а наблюдайте Ваш ум, который думает, что испытывает боль (а ведь уму не больно!). В медитации никогда не фокусируйтесь на ощущениях (даже приятных), только на объекте медитации. Так можно достичь одного из важных этапов медитации — состояния Пратьяхары . Это путь к Самадхи .

Важно сидеть с прямой спиной, чтобы энергия свободно протекала по позвоночнику. Не опускайте голову (постепенно это создаст напряжение в шее). Однако чтобы выпрямить спину, не напрягайтесь чрезмерно. Медитируйте столько, сколько комфортно на данный момент: начните с 5 минут в день (например, утром или перед сном) и по мере возможности увеличивайте время до часа.

Если дыхание затруднено в связи с тем, что нос заложен — следует предварительно сделать йоговскую процедуру промывания носовых пазух (джала-нети иили сутра нети).

Упражнение можно делать в обеденный перерыв на работе. Если на Вас поясной ремень или галстук — ослабьте. Лучше, если помещение было проветрено перед практикой.

Не позволяйте мысленной болтовне ослабить Вашу медитацию. Не стоит проговаривать про себя: «Так, я делаю какое-то новое дыхательное упражнение. Так, сначала я вдыхаю через правую ноздрю. Ага, а теперь я выдыхаю через левую…» Просто дышите и чувствуйте дыхание, не «обсуждая» это со своим умом.

Дыхание по описанной выше методике приносит алертность и ощущение спокойной наполненности, а не тяжесть и отупение. Если Вы заметили, что погрузились в своего рода прострацию, оцепенение, Вы недостаточно сосредоточены. Старайтесь чувствовать искренний интерес к процессу дыхания; если вложить в эту медитацию достаточно внимания, каждый вдох и каждый выдох ощущаются по-разному, они уникальны и неповторимы! Если Вы слишком устали в конце дня, лучше перенести практику на утро.

Богатство ума

Известно, что дыхание напрямую связано с настроением человека. В состоянии возбуждения или агрессии мы дышим учащенно, в покое — медленно. Когда человек злится, он практически не способен дышать нормально. Однако это правило действует и в обратную сторону: если дыхание спокойно, ум тоже успокаивается, и Вы способны внутренне расслабиться — это помогает сосредоточиться по-настоящему, быть собранным внутренне.

До настоящего момента в этом разделе мы рассматривали медитацию в общем виде. Сейчас мы детально и конкретно рассмотрим, как мы на самом деле выполняем одну из основных практик, используемых в «Триратне». В процессе этого мы, возможно, станем лучше представлять, как мы применяем саму практику, и почти наверняка научимся некоторым приемам и техникам, которые сделают осознание дыхания более плодотворным и мощным.

(Сокращенный текст из «Свободного Духа », Бодхипакши, глава 3)

Осознанность

Вначале осознание дыхания помогает нам стать спокойнее и (парадоксально) энергичнее и бодрее. Впоследствии оно помогает нам развить большую степень осознанности, и у нас появляется больше свободы выбирать свои реакции в любой данной нам ситуации. Например, в ситуации, которая обычно доставила бы нам беспокойство, мы можем сделать выбор в пользу терпения и покоя. Со временем мы начинаем определять наши привычки вместо того, чтобы позволять им определять нас. Осознанно сть позволяет нам принять на себя полную ответственность за собственную жизнь и счастье. Практика Осознанности невероятно обогащает. Вместо того, чтобы лишь наполовину осознавать, что делаем, мы можем полно и ярко переживать каждый момент нашей жизни.

Этапы 1 и 2 - Для чего нужен счет?

Счет обладает рядом полезных функций. Очень просто «выпасть» из медитации: мы отвлекаемся, не осознавая этого. Счет помогает нам более объективно представлять, какую часть времени мы отвлечены и какую – остаемся в осознанности. Он также дает нам некую цель. Хорошо, когда есть цель.

Если вы отвлекаетесь до того, как дошли до десятого вдоха, вы можете сделать попытки сосредоточиться усерднее, а потом снова добраться до десяти. Без счета труднее заметить результаты своих усилий. Если вы приложите усилия к медитации, вы увидите результаты.

Числа также служат как якорь. В дыхательном цикле точка, в которой мы скоркее всего можем отвлечься, это пауза между выдохом и вдохом, когда ничего особого не происходит.

Число – своего рода точка опоры, чтобы мы могли пройти через паузу без отвлечения.

Когда счет кажется скучным

Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины. Иногда мы развиваем сильный поток покоя, и кажется довольно естественным бросить счет. Если так, бросайте. Но часто это просто сопротивление структуре или желание быть пассивным, и мы скорее просто видим сны наяву. Будьте честны относительно своей мотивации.

Если подсчет кажется механическим занятием, помните, что это не неизбежно – это результат способа работы вашего ума. Если вы относитесь к счету с изяществом и творчеством, он покажется естественным и подвижным.

Различие между этапом 1 и 2

Большинство людей находят, что первые два этапа ощущаются совсем по-разному. Это происходит из-за различной природы счета, что обеспечивает структурированный способ углубления нашего опыта.

Природа счета изменяет фокус осознанности на каждом из этапов дыхательного цикла. На первом этапе, поскольку вы считаете после выдоха, ваш ум связывает счет с выдохом. На втором этапе, поскольку вы считаете до вдоха, ваш ум более осознан на вдохе. Глубокий выдох или вздох – вот что мы делаем, когда отпускаем напряжение. Это похоже на отпускание, расслабление, снижение и производит успокаивающий эффект. Глубокий вдох, с другой стороны, ощущается как расширение, открытие, поднятие и придает энергию.

Поэтому если первый этап – это этап отпускания, то второй этап – этап обретения энергии. Отпускание – это идеальная вещь для начала медитации: мы отпускаем напряжения тела и мысли в голове. Затем, на следующем этапе, вы наполняете расслабленные тело и ум энергией. Чувство энергии, которая приходит с вдохом, помогает создать условия для осознанности.

Поэтому продвижение здесь происходит естественно: сначала расслабление, потом наполнение энергией – и важно, чтобы эти этапы располагались в нужном порядке. Конечно, если вы начинаете медитацию в уставшем и вялом состоянии, вы можете сразу перейти ко второму этапу, а если на втором этапе ваш ум несется куда-то, вы можете вернуться к первому этапу, чтобы замедлить его. Эти этапы дают нам два инструмента – подобно педалям тормоза и газа, которые нам необходимо научиться правильно использовать.

Этап 3 - Уравновешивая энергию

В то время как первый этап помогает нам развить более спокойное состояние, а второй этап – развить больше энергии и осознанности, третий этап уделяет равное внимание вдоху и выдоху, помогая нам объединить спокойное расслабление первого этапа с полной энергии осознанностью второго. На третьем этапе вы можете осознавать постоянное колебание между успокаивающим выдохом и энергичным вдохом и позволить этим качествам проникнуть друг в друга.

Используя якоря

Если первые два этапа прошли успешно, мы можем оставить счет, что позволит нам развить более глубокое и уравновешенное сосредоточение. Однако счет действовал как якорь для нашей осознанности, поэтому, отпуская его, мы склонны уноситься волнами отвлечения.

Один из способов оставить якорь, отпуская счет, – использовать физический якорь. Иногда я использую физические ощущения в руках одновременно со счетом. В конце каждого выдоха-вдоха я переношу осознанность на руки. Это помогает мне оставлять точку опоры. Я поддерживаю осознанность по отношению к рукам на всем протяжении дыхательного цикла. Я по-прежнему осознаю дыхание, но я также сохраняю осознанность рук. Это не так уж сложно, как может показаться. Я чувствую, как дыхание втекает в мои руки, а затем стекает с них, снова и снова. Это помогает мне предотвратить отвлечение от дыхания.

Вы можете варьировать части рук, относительно которых вы поддерживаете осознанность. Вы можете осознавать обе руки в целом, или только соприкасающиеся кончики больших пальцев. Если вы используете мудру дхьяны (правая ладонь лежит на левой во время медитации, и человек сидит в позе медитации), это может привнести приятное чувство мягкой энергии в вашу осознанность.

Физический якорь – это более тонкий якорь, чем счет, потому что он не выражен в словах, оторван от процесса мышления, так что ваш ум может развить более глубокий уровень спокойствия.

Этап 4 - Совершая переход

На третьем этапе мы обычно осознаем довольно большую область ощущений, связанных с дыханием. Мы можем сосредотачиваться главным образом на животе, грудной клетке или ощущениях в голове и горле. Это перечисление больших мышц и анатомических структур. На четвертом этапе мы, однако, сосредотачиваемся на очень маленькой области ощущений на краях ноздрей.

Мне нравится делать постепенный переход от третьего к четвертому этапу, чтобы поддержать ощущение непрерывности и привнести чувство изящества в практику. Я делаю это, сужая фокус на протяжении семи или восьми дыханий, постепенно сосредотачиваясь на ощущениях на краях ноздрей. Это помогает перетекать из одного этапа в другой, продолжая углублять сосредоточение. Просто перескочить с третьего этапа на четвертый – довольно резко.

Поддерживая тонкость

Поскольку ощущения в ноздрях очень тонки, может существовать склонность дышать более сильно, чтобы увеличить ощущения. Попытайтесь противостоять этому, позволяя дыханию быть легким и нежным. Вместо того, чтобы дышать более тяжело, попытайтесь обнаружить тонкие ощущения, позволяя уму стать более восприимчивым, – это цель данного этапа практики.

Если вам не удается обнажить ощущения на кончиках ноздрей, вы можете осознавать дыхание в ноздрях – прохладное на вдохе и теплое на выдохе. Некоторые люди находят, что легче обнаруживать ощущения на верхней губе. Со временем попытайтесь сделать тоньше свою осознанность, чтобы осознавать самые тонкие из возможных ощущений – это суть данного этапа.

Если вы можете распознать ощущение воздуха, текущего через кончики ноздрей, вы можете сделать свою медитацию еще изощреннее. Например, вы можете замечать, когда ощущения более выражены в левой или правой ноздре и попытаться перенести свою осознанность на те «глухие» участки, где ощущений недостаточно. Или вы можете осознавать ощущения в передней части кончиков ноздрей, а не где-то вокруг – просто чтобы продлить свою способность распознавать очень тонкие ощущения. Всегда есть большая степень утончения, к которому мы можем привести наше сосредоточение.

Время от времени ваш ум будет успокаиваться, и вы заметите некоторые интересные и тонкие ощущения, связанные с дыханием. Например, вы можете услышать мягкий внутренний «звук», которые не является результатом какого-то физического процесса. Или вы можете уловить ощущение чего-то шелкового, связанного с вашим дыханием, но определенно не являющееся его частью. Или вы можете заметить приятное чувство «потока», который сопровождает ритм вашего дыхания (иногда такие вещи трудно описать). Что, кажется, происходит – то, что ваш ум переместился на более тонкий уровень восприятия и обнаружил для себя объекты сосредоточения, которые, соответственно, более тонки, чем обычные объекты. Будучи далеки от отвлечений, эти ощущения работают как врата в еще более глубокие состояния покоя и сосредоточения. Лелейте их, когда они возникают, и позвольте вашей осознанности погрузиться в них.

Между этапами

Важно занять правильную позу в начале периода медитации. Когда вы переводите внимание с позы, чтобы быть более осознанными к дыханию, вы часто можете обнаружить, что ваша поза начинает смещаться. Вы можете обнаружить, что некоторые части вашего тела начинают прогибаться, в других появляется напряжение, и эти изменения ведут к умственным и эмоциональным изменениям. Напряжение в плечах можно соотнести с гневом, который вы начали переживать. Прогнувшийся позвоночник может быть связан с чувством пробравшегося в медитацию чувства отчаяния. Если вы расслабите плечи, гнев начнет исчезать; если распрямите позвоночник, вы начнете ощущать большую уверенность.

По мере того, как вы станете более опытны в медитации, вы узнаете, что можете время от времени проверять позу и вносить небольшие изменения, не теряя осознанность к дыханию. Хороший способ начать практиковать этот навык – проверять и поправлять позу между этапами. Возможно, вам захочется делать это каждый раз, когда вы переходите от одного этапа к другому. Позднее вы обнаружите, что вы можете интегрировать слежение за своей позой в свою практику с помощью метода, который я описал.

Инструменты для медитации

Здесь мы собираемся рассмотреть некоторые способы использовать дыхание, чтобы внести изменения в наши ментальные и эмоциональные состояния. Это не обязательно сработает немедленно, и нужно уделить им некоторое время. Смена метода каждую пару секунд приведет лишь к разочарованию и беспокойству.

1. Несколько раз глубоко вдохните в живот.

2. Несколько раз медленно вдохните, позволяя дыханию вернуться к норме.

3. Опустите ваше осознавание в нижнюю часть туловища, например в живот, настолько, насколько вам понадобится для развития спокойствия.

4. Обращайте внимание на отпускание выдоха.

5. На каждом выдохе представляйте волну расслабления, текущую вниз в землю, очищающую все ваши напряжения и заботы.

6. Представьте, что все ваше тело плывет в теплой воде, с каждым вдохом вы поднимаетесь, а с выдохом – опускаетесь.

Использование дыхания для стимулирования ума

1. Несколько раз глубоко вдохните в верхнюю часть грудной клетки (почувствуйте расширение).

2. Сделайте несколько быстрых, легких вдохов, а затем позвольте дыханию вернуться в норму.

3. Удерживайте осознание в верхней части туловища, например, в грудной клетке или даже в голове.

4. Уделяйте внимание ощущению расширения тела при вдохе.

5. На каждом вдохе представляйте, что всасываете энергию из земли, наполняя каждую клетку вашего существа осознанностью.

6. Представляйте, что вдыхаете свет с каждым дыханием; на каждый выдох вы выдыхаете ваши отвлечения в форме серого дыма.

Зачем уделять такое внимание сосредоточению?

Случалось ли у вас когда-нибудь, что вы говорили с другом, будучи в отвлечении, и понимали, что не слушаете его, потому что вас унес ход других мыслей? У всех нас бывает такое время от времени. Как мы можем углубить наше понимание себя, если мы не испытываем ничего, кроме поверхностных отвлечений?

Сосредоточение позволяет нам пойти глубже в нашем опыте. Оно позволяет нам добиться большей насыщенности переживаний, так что мы можем больше присутствовать в общении с другими людьми и в общении сами с собой. Сосредоточение позволяет нам действительно получать удовольствие от того, что мы делаем, будь то сельская прогулка, чтение книги, письмо или размышления.

Сосредоточение позволяет нам думать более ясно и глубоко. Когда мы можем следовать ходу наших мыслей, не сбиваясь, мы можем задавать более проникающие в суть вопросы о самих себе и, что наиболее важно, иметь способность получать глубокие взвешенные ответы, которые исходят из наших глубин. Сила мыслительной концентрации становится крайне важной, когда мы переходим к практикам випассаны, которые требуют использовать мысли и образы как объекты сосредоточения.

Вопросы для размышления и обсуждения

1. Каковы ваши общие впечатления от осознания дыхания? Склонны ли вы предпочитать его метта-бхаване, или напротив? Почему?

2. «Иногда люди хотят бросить считать. Для этого могут быть плохие и хорошие причины». Случалось ли у вас, что вы чувствовали искушение бросить счет на первых двух этапах? Причины, по которым это происходило, – «хорошие или плохие причины», согласно Бодхипакше?

3. Заметили ли вы разницу между первым и вторым этапом? Если да, как вы считаете, Бодхипакша дает этому хорошее объяснение? Могут ли быть еще какие-то причины для этих различий?

4. Постарайтесь сосредоточиться больше на выдохе или вдохе, когда будете медитировать на этой неделе. Отмечайте эффект и приготовьтесь рассказать об этом группе.

5. Склонны ли вы к большему сосредоточению, когда бросаете счет и переходите к третьему этапу, или вы скорее впадаете в отвлечение?

6. Попытайтесь использовать физический якорь на третьем этапе. Получается ли у вас использовать руки в качестве якоря, или лучше работает другая часть тела?

7. Как вы ощущаете дыхание на четвертом этапе практики? Постарайтесь связать свой опыт с описанием, данным в тексте – например, чувствуете ли вы дыхание в кончиках ноздрей или где-то еще, больше ли ощущений в одной ноздре, чем в другой, ощущаете ли вы нечто вроде «внутреннего звука», «ощущения шелка» или «приятного чувства потока», упомянутых в тексте?

8. Попытайтесь использовать некоторые из «инструментов медитации» Бодхипакши в вашей практике на этой неделе. Расскажитегруппеобэффекте.