Безударный проверяю ударным в приставке. Конспект урока по русскому языку "безударные гласные в приставках". II. Мотивационный этап

  • § 12.Букваыупотребляется для передачи гласногоыи одновременно для указания на твердость предшествующего согласного:
  • Гласные после шипящих иц Буквыа, у
  • Буквыи, ы
  • § 14.Послеж, ш, ч, щпишется букваи(и не пишетсяы), напр.:жир, рыжик, межиздательский, скажи, шить, камыши, чистый, лучи, щит, ищи.
  • § 15.Послецпишется букваиилиы.
  • § 19.Во всех остальных случаях для передачи ударного гласногоопослеж, ч, ш, щпишется букваё, а именно:
  • Буквыо, ена месте безударных гласных
  • Буквыъиь Разделительныеъиь
  • § 27.Разделительныйъпишется после согласных перед буквамия, ю, ё, е,передающими сочетания [j] с гласными, в следующих случаях.
  • Букваькак знак мягкости согласного
  • § 29.Букваьпишется для обозначения мягкости парного согласного в конце слов, напр.:голубь, оставь, тетрадь, грязь, жаль, семь, конь, кухонь, яблонь, насыпь, зверь, раскрась, пить, верфь.
  • § 30.Для обозначения мягкости парного согласного перед согласными букваьпишется в следующих случаях.
  • Букваьв некоторых грамматических формах Не после шипящих
  • § 31.Букваьпишется (независимо от произношения) в следующих грамматических формах:
  • После шипящих
  • § 32.Послеж, ш, ч, щбукваьпишется по традиции в следующих грамматических формах:
  • Правила написания значимых частей слова (морфем) Правописание безударных гласных
  • § 33.Общее правило. Написание букв на месте безударных гласных устанавливается путем проверки другими словами и формами, где в той
  • Безударные гласные в корнях
  • Особенности написания отдельных корней
  • § 35.Имеются корни, в которых написание букв на месте безударных гласных не соответствует общему правилу, а подчиняется традиции. К ним относятся следующие корни с чередующимися гласными.
  • Безударные гласные в приставках
  • § 43. Суффиксы снепроверяемыми безударными гласными.
  • Особенности написания отдельных суффиксов
  • § 46. -Ев-, -ив-, -лив-, -чив-(в прилагательных). Следует различать прилагательные с суффиксами-ев-, с одной стороны, и-ив-, -лив-, -чив с другой.
  • § 51. -Инк-, -енк-, -анк- (-янк-).Следует различать существительные на-инка и на-енка(с безударными гласными передн).
  • § 55. -Инск-, -енск-. Следует различать суффиксы прилагательных-инск-и-енск-(с буквамиииена месте безударного гласного).
  • Безударные беглые гласные в корнях и суффиксах имен существительных и прилагательных
  • § 64. Безударные беглые гласные передаются буквамие, о или ипо следующим правилам (ниже после каждого примера в скобках приводится форма или слово, где беглый гласный отсутствует).
  • Безударные соединительные гласные
  • § 66. Вместо соединительных гласныхоиев некоторых разрядах сложных слов пишутся гласные, совпадающие с падежными и другими окончаниями слов, основы которых содержатся в предшествующей части слова:
  • Безударные гласные в падежных окончаниях
  • § 69. В следующих окончаниях содержатся гласные, не проверяемые ударной позицией.
  • § 70. Существительные с некоторыми суффиксами имеют особенности в написании безударных окончаний.
  • § 71. Падежные формы существительных на -ий, -ие, -ия.
  • Безударные гласные в глагольных формах Гласные в глагольных окончаниях
  • Гласные в инфинитиве (неопределенной форме) перед-ть
  • § 76. Написание букв на месте безударных гласных перед суффиксом-ть инфинитива определяется следующим правилом.
  • Безударные частицынеини
  • § 78. Существуют особые конструкции с частицамине ини.
  • Правописание согласных Глухие и звонкие согласные
  • Непроизносимые согласные
  • Группы согласных на стыке значимых частей слова
  • § 86. Буквенные сочетаниятч, дч(в том числестч, здч) пишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается нат илид, а последующая начинается нач, напр.:
  • § 88. Буквенные сочетаниясч, зч, жч, шчпишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть слова оканчивается нас, зилиж, ш,а последующая начинается нач, напр.:
  • § 89. Буквенные сочетаниясш, сж, зш, зжпишутся на стыках значимых частей слова, если предшествующая часть оканчивается на согласнуюс или з, а последующая начинается наш илиж, напр.:
  • Буквагв окончании-ого(-его)
  • Двойноени однонв суффиксах прилагательных и существительных
  • Двойноени однонв суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и соотносительных с ними прилагательных Полные формы
  • Краткие формы
  • § 103. Краткие формы сложных прилагательных, вторые части которых совпадают с причастиями на-нный, пишутся снилиннв зависимости от значения. Прилагательные, выражающие признаки,
  • Двойноени однонв словах, образованных от прилагательных и причастий
  • Двойные согласные в русских корнях
  • § 106.Двойные согласные пишутся в корнях русских (не заимствованных) слов в следующих случаях.
  • Двойные согласные в заимствованных (иноязычных) корнях и суффиксах
  • Правила употребления небуквенных знаков Дефис
  • § 111. Дефис употребляется при сокращенной письменной передаче слов, в том числе таких комплексов, в которых участвуют не только буквы, но и небуквенные знаки (цифры и др.). Это следующие случаи.
  • Косая черта
  • § 114. Сфера применения знака / (косая черта) - научная и деловая речь. Он употребляется в следующих функциях.
  • Апостроф
  • Знак ударения
  • § 116. Знак ударения - знак ́, который ставится над гласной буквой, соответствующей ударному звуку. Этот знак может употребляться последовательно и выборочно.
  • Правила слитного, дефисного и раздельного написания
  • Общие правила
  • § 117.Следующие разряды слов пишутся слитно.
  • § 118. Следующие разряды слов пишутся черездефис.
  • Имена существительные Нарицательные имена
  • § 119. Следующие разряды существительных пишутсяслитно.
  • § 120. Следующие разряды существительных и сочетания существительных пишутся черездефис
  • § 121. Во всех прочих случаях (не охваченных § 119 - 120) слитное или дефисное написание существительных регламентируется в словарном порядке.
  • § 122. Следующие сочетания пишутся раздельно.
  • Собственные имена и составные названия Имена, псевдонимы, прозвища, клички
  • § 123.Пишутся раздельно:
  • § 124.Пишутся черездефис:
  • Географические названия
  • § 125. Пишутсяслитно:
  • § 126. Пишутся черездефис:
  • § 128. Следующие разряды прилагательных пишутсяслитно.
  • § 129. Следующие разряды прилагательных пишутся через дефис.
  • § 132. Пишутсяслитно:
  • § 133. Пишутсяраздельно:
  • Местоименные слова
  • § 135. Пишутся черездефис местоименные слова:
  • Наречия
  • § 136.Пишутсяслитно:
  • § 137. Пишутсяраздельно:
  • § 138.Пишутся через дефис:
  • Служебные слова и междометия
  • § 140. Пишутсяслитно следующие служебные слова и междометия.
  • § 141. Пишутся черездефисследующие служебные слова и междометия.
  • § 142.Пишутсяраздельноследующие служебные слова.
  • Сочетания с частицами
  • § 143.Пишутся через дефис сочетания со следующими частицами.
  • § 144. Пишутсяраздельносочетания со следующими частицами.
  • Написания с отрицаниемне
  • Слитное написаниене
  • § 145.Вне зависимости от грамматической принадлежности слова отрицаниенепишется слитно в следующих случаях.
  • Раздельное написаниене
  • § 146. Отрицаниене пишется раздельно в следующих случаях.
  • Слитное/раздельное написаниене
  • § 147. С существительными, прилагательными, наречиями на-оотрицаниене пишетсяраздельно в следующих случаях.
  • § 148. С существительными, прилагательными, наречиями на-оотрицаниене пишется слитно в следующих случаях.
  • § 150.С полными формами причастий отрицаниене пишется раздельно:
  • Корректирующие правила (правила координации)
  • § 154. В следующих случаях вместо дефиса должен употребляться знак тире.
  • § 155.В конструкциях с повторами между двумя частями не ставится никакого знака, если хотя бы одна из частей содержит пробел. Сюда относятся следующие случаи.
  • § 158. Имена собственные могут использоваться для обобщенного обозначения однородных предметов, становясь нарицательными; при этом прописная буква во многих случаях заменяется строчной.
  • Собственные имена людей, животных, мифологических существ и производные от них слова
  • Названия, связанные с религией
  • Названия должностей, званий, титулов
  • Названия орденов, медалей, наград, знаков отличия
  • Названия товарных знаков, марок изделий и сортов
  • Прописные буквы в особом стилистическом употреблении
  • § 204. Буквенные аббревиатуры обычно пишутся прописными буквами, напр.:мгу, снг, фрг, эвм, пту, цк, фбр.
  • § 207. Заимствованные (без перевода на русский) звуковые аббревиатуры иностранных языков пишутся прописными буквами, напр.:нато, юнеско, юпи(информационное агентство),пен-клуб.
  • Графические сокращения
  • Правила переноса
  • § 211. Не разрешается оставлять на строке или переносить в следующую строку одну букву. Напр., нельзя переносить:а‑кация, акаци‑я.
  • Знаки препинания в конце и в начале предложения. Конечные знаки в середине предложения Знаки препинания в конце предложения
  • § 8. Внутри предложениямноготочие ставится в следующих случаях (обычно в художественных текстах):
  • Членение предложения с помощью точки
  • Тире в неполном предложении
  • § 16. В неполных предложениях на месте пропущенных членов предложения или их частейставится тире.
  • Знаки препинания при однородных членах предложения Знаки препинания при однородных членах предложения с союзами и без союзов
  • § 30. Между однородными членами предложения (или их группами) может ставитьсяточка сзапятой.
  • Знаки препинания при однородных определениях
  • § 37. Однородные определения, выраженные прилагательными и причастиями и стоящие перед определяемым словом, отделяются друг от другазапятой, неоднородные - не отделяются (исключение см. § 41).
  • Знаки препинания при повторяющихся членах предложения
  • Знаки препинания при обособленных членах предложения Знаки препинания при обособленных согласованных определениях
  • § 46. Обособляются (выделяются или отделяются)запятымиопределительные обороты, т. Е. Определения, выраженные причастиями или прилагательными с зависимыми словами, в следующих случаях.
  • § 53. Несогласованные определения, выраженные существительными в форме косвенных падежей с предлогами и относящиеся к нарицательным именам существительным,обособляются:
  • Знаки препинания при обособленных приложениях
  • § 62.Распространенные приложения, стоящие перед определяемым словом, выделяются запятыми (условия обособления совпадают с условиями обособления при согласованных определениях, см. § 46 - 48):
  • § 65.Приложения отделяются одиночным тире (второе тире поглощается другим знаком или опускается):
  • § 71. Деепричастия и деепричастные оборотыне обособляются:
  • Знаки препинания при ограничительно-выделительных оборотах
  • Знаки препинания при уточняющих, пояснительных и присоединительных членах предложения
  • § 87.В неразложимых сочетаниях, включающих в свой состав цельные по смыслу выражения, запятая не ставится.
  • Знаки препинания при сравнительных оборотах
  • § 90. Обороты со сравнительными союзами (частицами)как, словно, будто, точно, как будто, что не выделяются запятыми в следующих случаях:
  • Знаки препинания при вводных и вставных конструкциях Знаки препинания при вводных словах, сочетаниях слов и предложениях
  • § 95.Вводные слова и сочетания слов, находясь рядом с сочинительными союзами, отделяются или не отделяются от них запятыми в зависимости от контекста.
  • § 96.Многие из вводных слов и сочетаний слов могут быть омонимичны членам предложения или союзам. Такие различия (они отражаются на пунктуации) проявляются в контексте.
  • Знаки препинания при вставках
  • Знаки препинания при обращениях
  • § 106.В качестве обращений могут использоваться описания признаков предмета, лица. Такие обращения выделяются как обычные
  • Знаки препинания при междометиях и междометных предложениях
  • Знаки препинания при утвердительных, отрицательных и вопросительно-восклицательных словах
  • Знаки препинания в сложном предложении Знаки препинания в сложносочиненном предложении
  • § 112.Между частями сложносочиненного предложенияставится запятая.
  • Знаки препинания в сложноподчиненном предложении
  • § 116. Если перед простым подчинительным союзом стоят усилительно-ограничительные слова (частицы, союзы или их сочетания, вводные слова)особенно, даже, в частности, в том числе,
  • § 118. Расчленение сложного союза обязательно:
  • § 119. В сложноподчиненных предложенияхс несколькими однородными придаточными знаки препинания ставятся по правилам, действующим при отделении однородных членов простого предложения:
  • § 124.В сложноподчиненном предложении может ставитьсятире:
  • § 125. В сложноподчиненном предложении ставитсядвоеточие:
  • Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении
  • § 129.В бессоюзном сложном предложении между частями ставитсядвоеточие:
  • § 130. В бессоюзном сложном предложении ставитсятире:
  • Знаки препинания в сложных синтаксических конструкциях
  • § 131. В сложных синтаксических конструкциях, т. Е. В сложных предложениях с разнотипной синтаксической связью (с сочинением и подчинением; с сочинением и бессоюзной связью; с подчинением и
  • Знаки препинания при прямой речи и цитатах Знаки препинания при прямой речи
  • § 133. Прямая речь, т. Е. Речь другого лица, включенная в авторский текст и воспроизведенная дословно, оформляется двумя способами.
  • § 135. Слова автора могутразрывать прямую речь. В таком случае кавычки ставятся только в начале и в конце прямой речи, т. Е. Не ставятся кавычки между прямой речью и авторскими словами.
  • § 137. Если прямая речь принадлежит разным лицам, то каждая реплика выделяется кавычками отдельно:
  • Знаки препинания при цитатах
  • § 140. Цитаты заключаютсяв кавычки и оформляются знаками препинания так же, как прямая речь (см. § 133 - 136):
  • § 141. Если цитата приводится не полностью, то пропуск обозначаетсямноготочием(в начале цитаты, в середине или в конце):
  • Выделение кавычками цитат и «чужих» слов
  • § 148. Кавычками выделяются цитаты (чужая речь), включаемые в авторский текст, в том числе в прямую речь (см. § 140-145).
  • § 159. При сочетанииразных знаков препинания с кавычками действуют правила:
  • Безударные гласные в приставках

    § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставкираз-/роз-, см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

    безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср.бе́здарь, бе́столочь );

    заморо́зить, занести́, запира́ть, записа́ть (ср.за́пертый, за́пись );

    перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пе́ревранный);

    отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер);

    подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ);

    пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный); праба́бушка (пра́дед).

    Примечание 1. От слов с приставкойпере- следует отличать слова с иноязычной приставкойпери-, напр.:периге́й, перице́нтр (термины астрономии),перикарди́т, перитони́т (медицинские термины),периско́п, перипети́я, перифра́з илиперифра́за (филологический термин; отсюда глаголперифрази́ровать, но ср.перефрази́ровать "сказать, изложить иначе").

    Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставокультра- иэкстра- пишется непроверяемая букваа, напр.ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт. Однако в словах с латинской приставкойинтра- (интро- ) различаются написания с буквамиа ио : ср., напр.,интразональный, интрамолекулярный иинтроекция, интроскопия, интроверт.

    § 39. Приставки при- и пре-. Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср.при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный ипре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

    Приставка при- имеет следующие основные значения:

    близости, непосредственного примыкания к чему-н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

    приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

    неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

    доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

    в глаголах с суффиксами -ыва- (-ива-), -ва- значение сопутствующего действия, напр.:приговаривать, пританцовывать, припевать .

    Приставка пре- в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.:предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставкапре- обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере- (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, какпревысить, пресытиться, преизбыток , приставкапре- обозначает чрезмерность, выход за пределы чего-н.

    В некоторых словах значение приставок пре- ипри- не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

    Примечание 1. Различаются приставки в глаголахпреувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголахпреуменьшить иприуменьшить. Глаголыпреувеличить ипреуменьшить с приставкойпре- имеют значение "представить что-н. в бо́льших (меньших) размерах, чем на самом деле". Глаголприумножить означает "еще более умножить, увеличить", априуменьшить - "несколько уменьшить".

    Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставкамипре- ипри-, напр.:пребывать (где) -прибывать (куда),предать (кого-что) -придать (кому-чему),предел - придел, преемник - приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову ) ипреклоняться - приклониться ) "нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему-н.";преступить (что) -приступить (к чему),претворить (во что) -притворить (что) ипритвориться; преходящий - приходящий, претерпеть - притерпеться, непременный - неприменимый, преставиться - приставить, непреложный - приложить.

    § 40. Приставка раз- (рас-) / роз- (рос-). Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется букваа, а под ударением -о, напр.:разда́ть (ср.ро́здал, ро́зданный ),расписа́ние, распи́ска (ро́спись), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь), разлива́ть, разливно́й (ро́злив), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск), разже́чь (ро́зжиг), распусти́ть (ро́спуск), разыгра́ть (ро́зыгрыш).

    § 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквойо, напр.:согнуть (ср.сгибать), войти, войду, вошли (входить), отодрать (отдеру, отдирать), подослать (подсылать), оборваться (обрываться, обрыв), разобрать (разберу, разбирать, разбор), разогнаться (разгонюсь, разгоняться), подобью (подбить), разовью (развить), сотру (стереть), отомрут (отмереть); безо всего (ср. без денег), во всём (в новом), во мне (в нас), со своими (с нами), передо мной, надо мной (перед вами, над вами), ко всякому (к вам) . Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (согнутый, подосланный, оборванный, разобранный ), а также в некоторых наречиях, напр.:вовремя, сослепу .

    Безударные гласные в суффиксах

    § 42. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в суффиксах устанавливается путем проверки словами и формами с тем же суффиксом, в которых проверяемый гласный находится под ударением.

    Примеры суффиксов с проверяемыми гласными (в скобках даются проверочные слова). Суффиксы с буквойи:

    - и к: виновник, умнику ежегодник (стари́к, озорни́к, дождеви́к);

    и к: путник, дворник, коровник, ценник (грибни́к, цветни́к, ледни́к);

    и к: атомщик, мороженщик (обувщи́к, кладовщи́к);

    - и к(а): журналистика, лингвистика, космонавтика, педагогика (производные типапедагоги́ческий, лингвисти́ческий), автоматика, символика, конкретика (производные типасимволи́ческий);

    - и ц(а): любимица, медведица (певи́ца, тигри́ца), кожица (води́ца);

    - и н(а): баранина (осетри́на, свини́на), трещина, царапина (морщи́на);

    - и нк(а): бисеринка (икри́нка), лукавинка (хитри́нка);

    - и шк- (с уменьшительно-пренебрежительным значением):платьишко, сараишко, шинелишка (ружьи́шко, доми́шко, вори́шка);

    и ча- и - и ча-: столярничать, оригинальничать (домовни́чать);

    - и рова-: маскировать (шаржи́ровать).

    Буква является также суффиксом наречий, оканчивающихсяна -ск и , -цк и , -ь и : братски, творчески, молодецки, по-французски, по-кошачьи (воровски́, по-мужски́).

    Суффикс с буквой ы:

    - ы ш: подкидыш, найдёныш (малы́ш, крепы́ш).

    Суффиксы с буквой о:

    - о сть: смелость, радость (зло́сть - единственное проверочное слово);

    - о т(а): красота, пестрота, широта (формы мн. ч.:красо́ты, широ́ты);

    - о вич: Олегович (Петро́вич);

    - о к: подросток, набросок, обрубок (игро́к, движо́к);

    - о в-: апельсиновый, береговой (сосно́вый, дубо́вый, холщо́вый);

    - о вск-: дедовский, шекспировский (старико́вский, днепро́вский):

    - о ва-: линовать, адресовать (лино́ванный, адресо́ванный, лино́вка, переадресо́вка).

    Примечание. О соотношении глагольных суффиксов-ова- и-ыва- см. § 61.

    Буква является также суффиксом наречий:смело, быстро, ежедневно (далеко́, хорошо́, свежо́) , в том числе и с приставкамив-, за-, на-: влево, направо, на́сухо, на́черно, за́ново, за́просто (наголо́, заодно́).

    Примечание. После мягких парных согласных, шипящих,ц иj в таких суффиксах вместоо пишется буквае, напр.:свежесть, нищета, Игоревич, ящичек, ножевой, тюлевый, ситцевый, боевой, магниевый (отбой, магний ),уралмашевский (отУралмаш ),далевский (от Даль ),межевать, горевать, неуклюже, искренне. То же в словах, образованных от несклоняемых иноязычных имен и фамилий на-и, напр.:вердиевский, руставелиевский (отВерди, Руставели ),Генриевич (отчество от имениГенри ).

    Суффикс с буквой а:

    - а рь: пекарь, лекарь, пахарь (звона́рь, бунта́рь).

    Буква ( ) является суффиксом наречий с приставкамидо-, из-, с-: до́сыта, до́синя, из́давна, сле́ва, спра́ва, сно́ва (догола́, издалека́, сполна́) , а также первых наречных элементов в составных прилагательных типаизжелта-красный, иссиня-чёрный, обозначающих оттенки цвета.

    Суффиксы с буквой е:

    - е ниj- (в словах на-ение ):упоря́дочение, крахма́ление (увеличе́ние, распределе́ние);

    - е ц: любимец, счастливец (храбре́ц, глупе́ц);

    - е ств(о): ничтожество, изящество, празднество, то́жество (устар. ктождество́), вещество (р. мн.веще́ств, производные:веще́ственный, тоже́ственный );

    - е н(ый): жареный (варёный);

    - е нн(ый) (суффикс причастий):направленный (оскорблённый);

    - е йш-: красивейший, интереснейший (нежне́йший, полне́йший);

    - е е (проверяется первая буква):красивее, интереснее (полне́е, сильне́е);

    - е р- (суффикс числительных):четверо, пятеро (производные типачетвёрка, пятёрка );

    - е р- в основах косвенных падежей и форм мн. ч. словмать идочь: матери, дочери (доче́рний).

    Буква является также суффиксом наречий с приставкамив- ина- :вкратце, внове, вскоре, наготове (вполне́, вчерне́, наравне́) .

    Буквы е ио (о возможна только после твердых согласныхг, к, х ) пишутся в суффиксе прилагательных и наречий- е ньк-/- о ньк-: ста́ренький, чи́стенький, сла́бенький, бы́стренько; лёгонький илёгенький, пло́хонький и пло́хенький; проверка: наречия типахороше́нько, лего́нько, тихо́нько. Так же (с буквамие ио соответственно после согласныхш их ) пишутся суффиксы-ёшеньк- и-ёхоньк- в прилагательных и наречиях типабелёшенький ибелёхонький ,полнёшенький иполнёхонький ,радёшенек ирадёхонек, точнёхонько, ранёхонько иранёшенько .

  • В безударной приставке пишется та же гласная, что и под ударением в соответствующей приставке однокорневого слова: бездарный (бездарь), бестолковый (бестолочь), заморозить (заморозки), записать (запись), подкупить (подкуп), подписать (подпись), проблеснуть (проблеск), прорвать (прорванный), походить (походя).

    Примечание 1 . Это правило не распространяется на приставки раз-, роз-, рас-, рос- (об их правописании см. раздел 1.4.3, п. 2).

    Примечание 2 . В русском языке приставка а- пишется только в заимствованных словах: алогичный, аморфный.

    Примечание 3 . Приставка па- пишется в словах: паводок, паводковый, паводочный (спец.); паволока (др.-русск. "привозная нарядная ткань"); пагуба, пагубный, пагубно, пагубность (ср. родственные слова: загубить, погубленный); в остальных случаях пишется только приставка по-: побродить, посмотреть, поход, поездка.

    Примечание 4 . Приставка пра- со значением "первоначальный, наиболее древний" пишется в словах: праистория, празелень, прародина, праславянский, праязык; прабабка, прабабушка, правнук, правнучка, прадед, прадедушка, праматерь, праотец, прародитель, праправнучка.

    В остальных случаях пишется приставка про-: прообраз, провожатый, прогневаться, прожиток, прозорливый.

    Приставки пре- и при-

    1. Приставка пре- пишется в случаях:

    1) когда она придает словам значение предельной степени действия, превосходящего какую-либо меру, или высшей степени качества: превозносить, превышать, преувеличивать, превосходить, преуспевать; превосходный, прехорошенький, премилый, премило;

    2) когда она имеет значение приставки пере-: преградить (перегородить), превратить, прекратить, предание (передать), преступить (переступить), превратный (перевернутый), преемник (перенимать).



    2. Приставка при- придает словам значения:

    1) пространственной близости, смежности: приморский, Приамурье, прибрежье, пристанционный, приусадебный;

    2) прибавления, приближения, присоединения: приклонить, пригнать, привести, привязать, примерзнуть, пристегнуть;

    3) неполноты действия: привянуть, приоткрыть, прилечь, приспустить, приутихнуть;

    4) доведения действия до конца, до определенного результата: приискать, прикончить, приглушить ("заглушить совсем"), приучить, придумать, прирезать;

    5) совершения действия в собственных интересах, усиленного проявления действия: приглядеться, прикарманить, приманить, принарядиться, припрятать, присвоить, прислушаться;

    6) сопутствующего действия: припевать, присвистывать, пританцовывать.

    Примечание 1 . Приставка пре- является старославянской по происхождению. В русском языке ей соответствует приставка с полногласным сочетанием пере-, ср.: преграда – перегородка, предать – передать.

    Примечание 2 . Необходимо различать написания близких по звучанию, но разных по значению слов с приставками пре- и при-; ср: презирать (ненавидеть) и призирать (давать приют); ср. также: презрение и призрение; преклонить (голову) и приклонить (ветку к земле); претворить (мечту в реальность) и притворить (дверь), притвориться (спящим); претерпеть (неудобства) и притерпеться (к неудобствам); преходящий (момент, ср.: переходящий) и приходящий (почтальон, причастие от приходить).

    Примечание 3 . Необходимо различать написание слов преумножить ("сильно умножить") и приумножить ("добавить незначительное количество"), хотя значения эти часто трудно разграничить.

    Примечание 4 . В следующих словах бывшие приставки уже не вычленяются: предел, предмет, преимущество, прекословить, прельщать, преминуть, (знаки) препинания, препона, препятствие, пререкаться, пресловутый, пресыщаться, претить, преткновение (камень преткновения), прибор, привередливый, пригожий, приказать, приличный, примитивный, притязание, причащаться, причина, приязнь.

    Примечание 5 . В заимствованных словах пишутся приставки как пре-, так и при-: преамбула, превалировать, президент, президиум, препарат; приватный, примадонна, привилегия, примитив, приоритет.

    Гласные ы -и после приставок

    1. Буква ы вместо и в корне пишется в соответствии с произношением после всех русских приставок, оканчивающихся на согласную, кроме приставок меж- и сверх-: играть – под-ыграть, раз-ыграть, роз-ыгрыш; идти – пред-ыдущий; импровизировать – с-ымпровизироватъ; инвентарь – без-ынвентарный; индеветь – об-ындеветъ; интеллигент – об-ынтеллигентиться; итог – под-ытожить; июль – пред-ыюльский (происхождение корня – русский или иноязычный – при этом не учитывается).

    2. После приставок меж- и сверх- гласная и не изменяется, так как после к, ч, х, ж в русском языке ы не пишется: меж-институтский, сверх-изысканный; ср. также: четырех-игольный, трех-импульсный.

    Примечание 1 . Данное правило не распространяется на сложносокращенные слова: культинвентарь, Совинформ.

    Примечание 2 . В слове взимать (вз + др.-русск. има-ти – "брать") в соответствии с произношением пишется и (хотя приставка оканчивается на согласную). В родственных словах с другими приставками согласно общему правилу пишется ы; ср.: изымать, подымать, отымать (прост.), но после согласной н гласная и сохраняется: отнимать, поднимать, снимать.

    Примечание 3 . После иноязычных приставок, оканчивающихся на согласную (дез-, контр-, пан-, пост-, суб-, супер-, транс-), и не изменяется: дез-информация, контр-игра, пост-импрессионизм (но: предымпрессионизм), пост-инфарктный (но: предынфарктный), супер-интендант, транс-иранский.

    Примечание 4 . В приставке из-, если она следует после другой приставки, оканчивающейся на согласную, и также переходит в ы: без-ызвестный (из-вестный), без-ысход-ный (ис-ход), небез-ызлишне (из-лишне), также в словах сыздавна, сызмальства, сызнова [Об образовании подобных наречий см. раздел 1.13.1].

    Гласные е-о после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях разных частей речи

    Гласные е-о в суффиксах

    1) в суффиксах имен существительных: бережок, очажок, дьячок, половичок, пушок, борщок, трещотка, чащоба, стрижонок, речонка, деньжонки; ср. без ударения: порожек, грибочек, реченька, рученька, ноженька;

    2) в суффиксе -ов- имен прилагательных: кумачовый, камышовый, чесучовый; в том числе притяжательных прилагательных: Кузьмичов (пиджак); вечевой, вещевой, гужевой;

    3) в суффиксе -он кратких прилагательных мужского рода (с беглым о), а также существительных женского рода в форме родительного падежа множественного числа: смешон, княжон; но без ударения; грешен, нужен;

    4) в суффиксах (на конце) наречий: горячо, общо, свежо, вечор; но без ударения: неуклюже, вызывающе.

    Исключение : ещё.

    2. После шипящих под ударением пишется е(ё), хотя произносится [о]:

    1) в суффиксе -ёвыва- глаголов: выкорчёвывать, заночёвывать, затушёвывать, перекочёвывать;

    2) в суффиксе -ённ- (-ён- – в краткой форме страдательных причастий прошедшего времени измельчённый, искажённый, орошённый, поражённый смещённый, обожжённый, измельчён, искажён;

    3) в суффиксе -ён- отглагольных прилагательньх (образованных от глаголов на ить и на чь): копчёный (копт-итъ), лужёный (луд-ить), мощёный (мост-ить) бережёный (бере-чь), печёный (пе-чь);

    4) в суффиксах существительных, образованных от вышеперечисленных глаголов, причастий и прилагательных: копчёности, корчёвка, обречённость, размежёвка, сгущёнка, тушёнка.

    Примечание . Различаются в написании существительные (образованные от глаголов) типа ночёвка (ночевать), корчёвка (корчевать) и существительные (образованные от прилагательных с суффиксами -ов-, -ёв-) типа ножовка, грушовка. Во втором случае у существительных всегда пишется -ов-, независимо от того, какой суффикс у исходного прилагательного (-ов- или -ев-); ср.: ножовка, поножовщина (хотя прилагательные ножовый и ножевой) грушовка (хотя грушевый), камышовка и камышевка ("певчая птица"). Написание соответствующих суффиксов существительных регламентируется основным правилом, т.е. зависит от ударения;

    5) в иноязычных словах с ударным суффиксом -ёр-: коммивояжёр, дирижёр, монтажёр, ретушёр, стажёр (но: менеджер). По аналогии образовано русское слово ухажёр.

    Гласные е-о в окончаниях

    1. После шипящих под ударением в соответствии с произношением пишется о, без ударения – е:

    1) в окончании существительных в формах именительного падежа (среднего рода) и творительного падежа: плечо, блиндажом, вожжой, клещом, листажом, метражом, монтажом, муляжом, параличом, парчой, плечом, пращой, стеллажом, шалашом, а также: Петром Ильичом, Сергеем Кузьмичом, Ильей Фомичом; но без ударения: вече, баржей (но: баржой), добычей, зрелищем, плачем, престижем, сажей, рыбищей, сапожищем, типажем, тоннажем, топорищем, хронометражем, а также: Иваном Петровичем, Наташей, Растроповичем;

    2) в окончании прилагательных: большой, большого, большому, о большом, меньшой (устар., разг.), меньшого (но: меньшего), меньшому, о меньшом; но без ударения: горячего, колючего, свежего; а также в кратких формах среднего рода: общо, свежо; но без ударения: колюче, певуче;

    3) у наречий, возникших как застывшая форма творительного падежа существительных: голышом, нагишом.

    2. После шипящих под ударением в окончании существительных родительного падежа множественного числа пишется е, если произносится [э]: вожжей (вожжи), клещей, ножей, свечей.

    Примечание . Различаются в написании формы творительного падежа слов вираж ("крутой поворот") и вираж ("химический раствор") соответственно: виражом и виражем.

    Гласные после ц

    1. После ц в окончаниях и суффиксах написание е или о определяется ударением: под ударением пишется о, без ударения – е: деревцо – деревце, крыльцо – рыльце, творцом – сердцем, хитрецой – дверцей, окольцованный – окольцевать, танцор – вытанцовывать – танцевать[О правописании гласных после ц в корне слова см. раздел 1.1.5.].

    2. После ц в окончаниях и суффиксах пишется ы в соответствии с произношением: границы, знаменосцы, птицы, куцый, куцым, куцые, а также голицынский, сестрицын, Голицын, Спицын, Станицын.

    Примечание . В написании фамилий возможны отступления от правил; ср.: Спицын – Вицин, Цыцин.

    Запомни написание гласных букв в приставках : до-, о-, об- (обо-), от- (ото-), по-, под- (подо-), про-, со; за-, на-, над-, пра-. Для проверки безударной гласной в приставке можно использовать слова, в которых гласные звуки в приставках находятся под ударением.

    Выпиши слово правильно. Подбери проверочное слово. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Делай так: До ехал – до сыта, за говорил – за говор.

    Соединительная гласная в сложных словах.

    Запомни: В сложных словах есть соединительные гласные о, е. Если первый корень оканчивается на твёрдый согласный, то надо писать о, если на мягкий согласный или шипящий – е.

    Выпиши слово правильно. Выдели корни.

    Делай так: Водо лаз, земле мер.

    Написание частицы НЕ с глаголами.

    Запомни: Частица не с глаголами пишется раздельно.

    Выпиши слово правильно. Запиши ещё 2 слова на эту орфограмму.

    Делай так: Не играл, не чувствовал, не верю.

    Запятая в предложении с однородными членами.

    Запомни: Запятая ставится между однородными членами, если они соединены интонацией перечисления. Запятая ставится, если однородные члены соединены союзами а, но. Запятая не ставится, если однородные члены соединены союзом и.

    Выпиши предложение правильно. Подчеркни однородные члены. Составь схему.

    Делай так: Мальчики смеялись , веселились и кувыркались .


    Запятая в сложном предложении.

    Запомни: Если в предложении две и больше грамматические основы, то это сложное предложение. Запятая ставится между частями сложного предложения.

    Выпиши предложение. Подчеркни грамматические основы. Расставь запятые.

    Делай так: Кокованя с утра на работу ходил , Дарёнка в избе прибирала.

    Имён существительных.

    Запомни: Падежные окончания имён существительных!

    Падежи Вопросы Предлоги 1-е скл. 2-е скл. 3-е скл
    м.р. ж.р м.р. ср.р ж.р.
    Именительный кто? что? - -­­--- ----
    Родительный кого? чего? откуда? где? без, у, с, до из, от, около
    Дательный кому? чему? куда? где? к, по
    Винительный кого? что? куда? в, на, за, про через -а -я ---- -о -е ----
    Творительный кем? чем? где? за, над, с, под. -ой -ей -ом -ем (ь) ю
    Предложный о ком?о чём? где? в, на, об
    Контрольные слова лиса земля конь стол степь


    Выпиши существительное. Поставь его в начальную форму. Определи тип склонения, падеж и число. Выдели окончание. Подбери и запиши свой пример.

    Делай так: На речке - речка - сущ., 1 скл., П.п., ед. ч.,

    у речки речка - сущ., 1 скл., Р.п., ед. ч.

    Правописание безударных падежных окончаний

    Имён прилагательных.

    Запомни: проверяй написание по вопросу!

    От существительного задай вопрос к прилагательному. Определи род, число, падеж.

    Делай так : К лесу (какому ?) дальнему - м.р., ед. ч., Д. п.

    По озеру (какому ?) голубому – ср. р., Д.п.



    Урок русского языка в 3 классе по теме

    «БЕЗУДАРНЫЕ ГЛАСНЫЕ В ПРИСТАВКАХ».

    Тема: Правописание букв безударных гласных в приставках.

    Цель:

    развитие умений наблюдать за правописанием букв гласных в приставках, отличать ударные и безударные гласные в приставках, устанавливать закономерности их написания;

    формирование умения писать буквы безударных гласных в приставках.

      Организационный момент

    Проверьте друзья,
    Готовы ли вы начать урок?
    Всё ль на месте, всё ль в порядке?
    Книжка, ручка и тетрадка?
    Проверили, садитесь!

    Откройте тетрадь.

    Что надо записать? (Дату.)

    Комментированная запись числа.

    Какую запись должны сделать дальше?

    Напишите слова «Классная работа».

      Самоопределение к учебной деятельности.

    (Мотивация учащихся к учебной деятельности посредством анализа девиза урока)

    « Всегда – учиться, все – знать! Чем больше узнаешь, тем сильнее станешь» (М. Горький)

    Почему сегодня у нас такой девиз?

    А можно ли их отнести к вам? (Да, чем больше мы узнаем, тем сильнее станем в своих знаниях…)

    Как связаны эти слова с нашим уроком? (Мы узнаем, что-то новое и станем сильнее в своих знаниях.)

    А вы хотите стать сильнее? (Да )

    Тогда подарите улыбку и пожелайте друг - другу удачи! (хлопают друг друга в ладоши)

    Вы угадали, сегодня у нас урок открытия нового знания, а значит мы с вами будем находиться в учебной деятельности.

    Находясь в учебной деятельности, мы выполним два шага учебной деятельности (1 шаг – что я не знаю; 2 шаг – сам найду способ)

      Минутка чистописания.

    Ребята, работа на уроке нам сегодня предстоит серьёзная, поэтому давайте положительно настроим себя на урок и подготовим руку к письму. Откройте тетрадь, правильно положите её на столе. Запишем число, кл. раб. С чего мы начинаем урок русского языка? (С минутки чистописания.)

    Обратите внимание на экран. Внимательно посмотрите на слоговое поле и найдите буквосочетание, которое встречается в каждой строчке этого поля?

    (на)

    Пропишите сочетание на на следующей строчке в тетради. (обратить внимание на соединение букв) . Подчеркните простым карандашом лучшее на ваш взгляд сочетание.

    (Приставка ).

    - (приставку )

      Актуализация знаний и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности.

    Для начала мы должны повторить то, что уже знаем.

    - Повторять будем всё подряд?

    - Нет, только то, что нам необходимо.

    Давайте вспомним, какую часть слова мы начали изучать на предыдущем уроке русского языка? (Приставка ).

    - Какую часть слова напоминают вам буквосочетания в тетради? (приставку )

    Поработаем в парах.

    У каждого из вас на парте таблица. Заполните первую колонку в таблице. Напишите всё, что вам уже известно о приставке (время 1 мин.)

      Приставка это часть ………….

      Приставка стоит …..

      Приставка служит для ……..

      Со словами пишется …….

    проверка

    Какие умения мы формировали?

    Как обнаружить в слове приставку?

    Приведите примеры слов с приставками по- и под - .( показываю карточки с приставками по- и под )

    Какое слово с приставкой под- из тестового задания № 2, тема 4

    в рабочей тетради вы выбрали? (Подснежник .)

    Докажите, что в этом слове есть приставка.

      Формулирование проблемы, планирование деятельности.

    Спишите слова. Поставьте ударение

    Долетел, забежал, надписал, обласкали, поплясали

    Прочитайте слова . Чем похожи эти слова? (это глаголы)

    Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, поставьте ударение в каждом слове.

    Подчеркните буквы гласных в безударных слогах.

    В какой части слова она находится? Обозначьте эти части слова.

    Какие написания вы можете объяснить, а какие нет?

    Эту проблему нам необходимо сегодня решить на уроке.

    Сформулируйте тему урока. (Буквы безударных гласных в приставках.)

      Постановка проблемного вопроса.

    Сейчас мы выступим в роли исследователей. Откроем учебники, найдем упр. 147

    Для того, чтобы оно было выполнено достаточно быстро и успешно, выполним задание в парах.

    Каждый ряд исследует четыре слова

    Выполняется (если необходимо) с консультацией учителя.

    Каждая пара сделает вывод: где могут находиться буквы безударных гласных, какие написания можно объяснить.

    Вывод : безударные гласные могут быть не только в корне, но и в приставках. В корне их можно проверить .

    А как быть с безударными гласными в приставках?

    Сформулируем основной вопрос урока (высказывают свои предположения )

    Сравните свои предположения с учебником на с. 171

    Давайте определим цели нашего урока (поочередно прикрепить на доску карточки)

    1) Научиться правильно писать слова с безударной гласной в приставке.

    2) Составить алгоритм написания безударных гласных в приставке.

    На какой вопрос нам предстоит сейчас ответить? (Как проверить безударную гласную в приставке)

    Заполним вторую колонку в нашей таблице

      Приставка это часть слова

      Приставка стоит перед корнем

      Со словами пишется слитно

    А как вы думаете, где можно получить правильный ответ, как написать слово? / В учебнике, в словаре, в энциклопедии, спросить у учителей, у мамы и папы/.

    Что мы сейчас делали? (Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.)

    7. Поиск решения.

    а) Работа по учебнику.

    - Итак, в корне мы уже умеем проверять безударную гласную, как же нам быть с безударными гласными в приставках? Как вы думаете нужно действовать, чтобы правильно написать безударную гласную в приставке?

    У кого есть какие предложения?

    Как проверить наши предположения?

    1. Проверим ваши предположения, выполняя упр. 148

    Что общего между приставками под ударением и безударными? (они одинаковые)

    Какой вывод можем сделать? (приставки под ударением и без ударения пишутся одинаково, з начит, для написания буквы безударного гласного в приставке можно подобрать проверочное слово с такой же приставкой, где бы гласный был под ударением.

    Физкультминутка.

    Проверим, верны ли наши предположения. Прочитаем правило в учебнике на с.123.

    Почему некоторые приставки даны в скобках? (Они похожи на предыдущие, но в конце добавляется ещё одна буква гласного о – для удобства произношения: обновил/обозвал, откусил/оторвал, подбежал/подошёл.)

    Предположение, выдвинутое вашими одноклассниками о правильном написании безударных гласных оказалось верным или нет? Докажите свой ответ.

    Что вы ещё узнали из правила, о чём мы не предполагали? (написание безударной гласной в приставке можно проверить или запомнить)

    - Как? ( Нужно подобрать такое слово, чтобы эта гласная в приставке была ударной).

    - Всегда ли проверочное слово должно быть однокоренным? (Нет ).

    Когда для проверки нужны обязательно однокоренные слова?

    (Для проверки написания букв безударных гласных в корне.)

    - На данном этапе урока, какую цель достигли?

    (Узнали, как правильно писать безударную гласную в приставке).

    Какой цели ещё не достигли? (Не составили алгоритм для написания безударных гласных в приставках).

    Давайте попробуем, составить алгоритм для написания безударных гласных в приставках.

    в) Составление алгоритма для написания безударных гласных в приставках.

    - С чего мы будем начинать работу по написанию безударной гласной в приставке?

    Поставить ударение

    Определить в какой части слова находится расхождение между произношением и написанием.

    Что это значит? (Выделить в слове его части).

    Если безударная гласная находится в приставке, то подобрать проверочное слово с такой же приставкой, чтобы гласная была ударной.

    Если проверочное слово подобрать нельзя, то это слово нужно запомнить, обратиться к словарю, использовать слово-шаблон, или посмотреть в интернете

    Записать слово.

    Подчеркнуть безударную гласную в приставке.

    Кто сможет сам рассказать весь алгоритм для написания безударной гласной в приставке?

    Какую цель достигли на этом этапе?

    Запишем ключевые слова в 3 столбик нашей таблицы

      Приставка это часть слова

      Приставка стоит перед корнем

      Служит для образования новых слов

      Со словами пишется слитно

    Как проверить безударную гласную в приставке?

      Подобрать слово с такой же приставкой под ударением

      Запомнить

      Обратиться к словарю

      Использовать слово-шаблон

      Интернет

    Вернёмся к упражнению. Составьте предложение с любым словом из этого упражнения.

    Запишите предложение самостоятельно.

    Возьмите листочки, лежащие у вас на партах. Кто догадался, что нужно сделать?

    а

    о

    Назовите приставки, в которых пишется гласная О? гласная А? Молодцы!

    Почему остались пустые стрелочки? (Не все приставки записали)

    Как вы думаете, всё ли мы сегодня узнали о правописании приставок? Почему вы так думаете?

    И снова остались пустые стрелочки? Почему? Приставок очень много, на одном уроке мы со всеми приставками познакомиться не сможем. Продолжим знакомство и заполнение наших карточек на следующих уроках.

    ФИЗМИНУТКА:

    Игра « Да, нет»

    Хлопни и присядь разок,

    Если в слове есть предлог.

    А приставку услыхали.

    Хорошо её назвали.

    Поехали, до школы, перешёл, за ворота, добежал, нарисовать, по траве, про кота, отбросить, подлить, за окном.

    8 . Первичное закрепление

    Теперь мы получили новые знания.

    а) Игра “Хлоп - топ ”.

    - Давайте с вами немного поиграем. Я читаю высказывания. Если вы согласны с ними – хлопаете, если не согласны – топаете.

      Корень- это главная часть речи

      Корень- это главная часть слова

      Приставка всегда пишется слитно со словом

      Приставка может писаться как слитно со словом, так и раздельно

      Приставка может стоять после корня

      Приставка всегда стоит перед корнем

      Безударные гласные бывают только в корне. (топ).

      Правописание безударных гласных в приставках нужно запомнить или проверить, подобрав проверочное слово с ударной приставкой. (хлоп).

      Проверочные слова должны быть обязательно однокоренными. (топ).

      В слове замок есть приставка –за

      В слове записка есть приставка – за

    б)Выборочная запись слов с изученной орфограммой .

    Выпиши слова с орфограммой «Буква безударного гласного в приставке», обозначьте её. (слова на слайде)

    Зазвенела птичья трель,

    Закружилась карусель.

    Раз, два, три, четыре, пять,

    Вышел зайчик погулять.

    РАБОТА В Р.Т.с.24 №3,4

    Вопросы к ученику, выполнявшему работу (начало формирования алгоритма самооценки):

    Что тебе нужно было сделать?

    Удалось тебе выполнить задание?

    Ты сделал всё правильно или были недочёты?

    Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

    Какой был уровень задания?

    Какие умения формировались при выполнении этого задания?

    Какую отметку ты бы себе поставил?

    Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.

    Что мы сейчас делали?

    Какие умения формировали? (Умение работать с информацией.)

      Итог урока

    Давайте вспомним цели нашего урока

    Достигли мы поставленных целей?

    Где можно использовать эти знания?(- Не только на уроках русского языка, но и в обычной жизни, где необходимо будет применить следующее правило)

    Самооценка.

      Рефлексия

    На столе у меня лежат звёздочки разных цветов. На каждой звёздочке для вас оставлено пожелание.

    - Если у вас все получилось сегодня на уроке, то ваша звёздочка белая.

    (Ты молодец! Так держать!)

    - Если что-то не получалось, звёздочка голубая. (У тебя обязательно всё получится!)

    - Если ничего не получилось, то звёздочка розовая. (Я верю в тебя!)

    - Оцените свою работу на уроке . Выберите вариант утверждения.

    Домашнее задание: д.м. упр.99

    Спасибо за урок!

    § 38. В соответствии с общим правилом (см. § 33) написание букв на месте безударных гласных в приставках (кроме приставки раз‑/роз‑ , см. § 40) устанавливается путем проверки словами и формами с той же приставкой, в которых проверяемый гласный находится под ударением, напр.:

    безво́льный, безда́рный, беспе́чный, бестолко́вый (ср. бе́здарь, бе́столочь );

    заморо́зить, занести́, запира́ть, запис́ать (ср. за́пертый, за́пись );

    перебро́сить, перевра́ть, переда́ть, переложи́ть, переписа́ть (пе́репись, пе́реданный, пере́вранный );

    отнима́ть, отпира́ть, отрыва́ть, отста́вить (о́тнял, о́тпер );

    подложи́ть, подписа́ть, подре́зать, подступи́ть (по́дпись, по́дступ );

    пробежа́ть, промахну́ться, пропуска́ть, прорва́ться, протере́ть (про́мах, про́пуск, про́рванный ); праба́бушка (пра́дед ).

    Примечание 1. От слов с приставкой пере‑ следует отличать слова с иноязычной приставкой пери‑ , напр.: периге́й, перице́нтр (термины астрономии), перикарди́т, перитони́т (медицинские термины), периско́п, перипети́я, перифра́з или перифра́за (филологический термин; отсюда глагол перифрази́ровать, но ср. перефрази́ровать ‘сказать, изложить иначе’).

    Примечание 2. На конце иноязычных (латинских) приставок ультра‑ и экстра‑ пишется непроверяемая буква а , напр. ультрареволюционный, экстраординарный, экстраверт . Однако в словах с латинской приставкой интра‑ (интро‑ ) различаются написания с буквами а и о : ср., напр., интразональный, интрамолекулярный и интроекция, интроскопия, интроверт.

    § 39. Приставки при‑ и пре‑ . Написание этих приставок подчиняется общему правилу; обе приставки встречаются под ударением: ср. при́вязь, при́ступ, при́звук, при́свист, при́был, при́данный, при́званный и пре́рванный, пре́данный . Применение общего правила требует учета разных значений этих приставок.

    Приставка при‑ имеет следующие основные значения:



    1. близости, непосредственного примыкания к чему‑н., напр.: приморье, Прибалтика, прибрежный, придорожный, приграничный, приуральский, приволжский ;

    2. приближения, добавления, напр.: прибежать, придвинуть, приделать, пристроить, приписать, прикупить ;

    3. неполноты действия, напр.: приоткрыть, приподнять, присесть, приободрить, притушить ;

    4. доведения действия до определенного результата, напр.: приготовить, приучить, приласкать, пристыдить, примирить, примерить ;

    5. в глаголах с суффиксами −ыва‑ (−ива‑ ), −ва‑ – значение сопутствующего действия, напр.: приговаривать, пританцовывать, припевать .

    Приставка пре‑ в соединении с прилагательными и наречиями обозначает высокую степень качества, напр.: предобрый, премилый, пренеприятный, препротивно, преспокойно, предостаточно . В глаголах приставка пре‑ обозначает действие, проявляющееся в высокой степени (преисполниться, превозносить, преуспевать ), или имеет значения, близкие к значениям приставки пере‑ (прервать, преломляться, преградить, претерпеть ). В таких словах, как превысить, пресытиться, преизбыток , приставка пре‑ обозначает чрезмерность, выход за пределы чего‑н.



    В некоторых словах значение приставок пре‑ и при‑ не вполне ясно или их выделение сомнительно, напр.: презирать, преподавать, преследовать, преподнести, препроводить, престарелый, привольный, пригодный, пригожий, причудливый, приказывать, привет . Написание таких слов определяется в словарном порядке.

    Примечание 1. Различаются приставки в глаголах преувеличить, приумножить и в составляющих пару, близких по смыслу глаголах преуменьшить и приуменьшить. Глаголы преувеличить и преуменьшить с приставкой пре‑ имеют значение ‘представить что‑н. в бо́ льщих (меньших) размерах, чем на самом деле’. Глагол приумножить означает ‘еще более умножить, увеличить’, а приуменьшить – ‘несколько уменьшить’.

    Примечание 2. Различается также написание других близких или совпадающих по звучанию слов с приставками пре‑ и при‑ , напр.: пребывать (где) – прибывать (куда), предать (кого‑что) – придать (кому‑чему), предел – придел, преемник – приёмник, восприемник; преклонить (колени, голову) и преклоняться – приклониться) ‘нагнув (нагнувшись), приблизить(ся), прислонить(ся) к чему‑н.’; преступить (что) – приступить (к чему), претворить (во что) – притворить (что) и притвориться; преходящий – приходящий, претерпеть – притерпеться, непременный – неприменимый, преставиться – приставить, непреложный – приложить.

    § 40. Приставка раз‑ (рас‑) / роз‑ (рос‑) . Вопреки общему правилу, в этой приставке на месте безударного гласного пишется буква а , а под ударением – о , напр.: разда́ть (ср. ро́здал, ро́зданный ), расписа́ние, распи́ска (ро́спись ), рассы́пать, рассыпа́ть, рассыпно́й (ро́ссыпь ), разлива́ть, разливно́й (ро́злив ), разы́скивать, разыскно́й (ро́зыск ), разже́чь (ро́зжиг ), распусти́ть (ро́спуск ), разыгра́ть (ро́зыгрыш ).

    § 41. На конце приставок и предлогов, оканчивающихся на согласный или состоящих только из одного согласного, перед сочетаниями согласных в некоторых случаях появляется безударный гласный, передающийся на письме буквой о , напр.: со гнуть (ср. сгибать ), во йти, во йду, во шли (входить ), ото драть (отдеру, отдирать ), подо слать (подсылать ), обо рваться (обрываться, обрыв ), разо брать (разберу, разбирать, разбор ), разо гнаться (разгонюсь, разгоняться ), подо бью (подбить ), разо вью (развить ), со тру (стереть ), ото мрут (отмереть ); безо всего (ср. без денег ), во всём (в новом ), во мне (в нас ), со своими (с нами ), передо мной, надо мной (перед вами, над вами ), ко всякому (к вам ). Такой безударный гласный приставок проверяется в ударной позиции в формах страдательных причастий прош. вр. некоторых глаголов (со́гнутый, подо́сланный, обо́рванный, разо́бранный ), а также в некоторых наречиях, напр.: во́время, со́слепу .