Исследовательская работа «Слова- «паразиты» в русском языке. Старт в науке II.3. Как избавиться от вредной привычки
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа Бутурлиновского муниципального района Воронежской области
Выполнил:
Некрылов Александр,
обучающийся 5 «Б» класса
Руководитель:
Мушта Валентина Ивановна, учитель русского языка и литературы
Бутурлиновка 2017
Введение……………………………………………………………………….…..3
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь………...…..6
Заключение…………………………………………………………………....….13
Список использованной литературы…..………………………..……….……..14
Приложение………………………………………………………………………15
Язык народа и богат и точен,
Но есть, увы, неточные слова,
Они растут, как сорная трава
У плохо перепаханных обочин.
Рыленков Н.
Введение
Одной из важнейших проблем современного общества является проблема культуры речи. Ни для кого не секрет, что в последнее время наша речь претерпела огромные изменения. И, к сожалению, не в лучшую сторону. В школе, на уроках нас знакомят с нормами литературного языка, объясняя правила употребления русского языка. В общении со сверстниками мы используем другой язык, свободный от норм. Почему так происходит? Часто ли мы прислушиваемся к тому, как мы говорим? Или как говорят одноклассники, друзья, близкие? Сегодня все чаще в речи подростков стали «проскальзывать» лишние слова. Отчего это зависит? Как с этим бороться?
Цель исследования: привлечение внимания школьников к своей речи; определение причины употребления слов «сорняков».
Объект исследования : речь учащихся
Методы исследования:
Работа проводилась в несколько этапов:
- Изучения литературы по теме исследования
- Наблюдение за речью учащихся на уроке и вне уроков, в неформальной обстановке
- Анкетирование
Глава 1. Теоретические основы изучения слов, засоряющих речь
Родной язык - не просто набор слов и фраз, не только свод грамматичес - ких правил. Это образ жизни, воздух, которым мы дышим, вода, которую пьем… Это еще и музыка, источник, золотой ключик к пониманию истории, народной мудрости.
Есть и другая причина появления этих слов в нашей речи. На эти слова возникает мода. Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью.
1. недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. мода на некоторые слова.
Наблюдения за речью окружающих позволили классифицировать слова данной категории по разным признакам.
«Сами понимаете» - это классический пример человека робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению , он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» достигается обратный эффект.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых , кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово.
Среди школьников в ходу словечко «как бы». Оно означает условность, неуверенность в том, что говорит; приблизительность. Некоторые школьники так и живут – «как бы пойдем, а как бы и не пойдем»; «как бы будем, а как бы и не будем». Такие люди не обременены ответственностью, это сказывается и на их речи.
Мы приводим еще несколько примеров, как слова-сорняки могут рассказать о натуре человека, характере, сущности мышления и видения мира.
«Типа» - Желание выделиться. Заменитель паузы
«Чё» - Вопрос – недоумение.
«Щас» - Нежелание что-либо делать.
«Это» - Пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - Лёгкое возмущение.
Если вместо каких-то слов произносится «как его, ну как его, как это» -это попытка что-то вспомнить.
Глава 2. Проведение исследования по употреблению
В анкетировании принимали участие 27 учащихся 5 «Б» класса.
Результаты анкетирования были следующими:
Всё это ведёт к повышению уровня общей культуры, а вместе с ней и культуры речи.
Заключение
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Народная мудрость гласит: Есть только один путь заставить человека говорить грамотно – научить его любить свой язык.
Так давайте беречь и любить наш великий русский могучий язык!
Список используемой литературы
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Ну, короче, блин, щас, типа, как бы, значит, это самое, а-а-а, чёрт, как его…
Другие _________________________________________________________
Приложение 5
Приложение 6
Приложение 7
Приложение 8
Приложение 9
Дневник наблюдений за речью обучающихся 5 «Б» класса
№ п/п | ФИО | ПОН | ВТ | СР | ЧЕТ | ПЯТ | СУБ | ПЕРЕМЕНА |
Алиев Д | ||||||||
Белячков К. | ||||||||
Бережной И. | ||||||||
Богатырев Т. | ||||||||
Бражникова Е. | ||||||||
Буронов Я. | ||||||||
Вышкварка А. | ||||||||
Дерябина В. | ||||||||
Дорохина М. | ||||||||
Дроботенко В. | ||||||||
Иконникова И. | ||||||||
Кончакова А. | ||||||||
Коржова М. | ||||||||
Лавриченко Т. | ||||||||
Ламтева А. | ||||||||
Макухин В. | ||||||||
Милютина Е. | ||||||||
Некрылов А. | ||||||||
Пономарев Р. | ||||||||
Соломатин А. | ||||||||
Субочев А. | ||||||||
Тищук В. | ||||||||
Толибжонова Ж. | ||||||||
Чернов Е. | ||||||||
Четвериков А. | ||||||||
Чибилюткин Н. | ||||||||
Чумак А. |
Памятка 10
Содержание работы:
1. Цели и задачи работы.
2. Актуальность.
7. Способы отказа от «сорных слов».
Цели нашей работы: (слайд 2)
Задачи, которые мы поставили:
1. Подобрать литературу и иллюстративный материал.
2. Проанализировать полученную информацию и создать презентацию на данную тему.
Основные источники, которые мы использовали:
Введенская Л. А., Павлова Л. Г., Кашаева Е. Ю. «Русский язык и культура речи»; Ростов – на –Дону, «Феникс»; 2009
«Кльтура устной и письменной речи делового человека: справочник» Москва, 2000
Интернет – источники.
Как бы, 2) По ходу, 3)Блин, 4)Типа, 5)Это, Это самое, 6)Короче, прикинь короче
7)Ну, ну ваще.
2) Сделайте вдох. Когда чувствуете искушение сказать что-то вроде "мгм", просто глубоко вдохните. Это пауза, но пауза всегда лучше любых "мгм".
3) Избегайте их в беседе. Старайтесь не употреблять их в обычной жизни - тогда на выступлениях вы о них и не вспомните.
4) Посчитайте. Прочтите вашу речь другу, а он пусть за это время считает, сколько раз вы употребили ненужные слова.
5) Одна запятая = одна пауза. Приучите себя останавливаться. И если раньше вы по инерции вставляли поток бессмысленных слов, просто привыкните к тому, что в это время вы должны помолчать - слушатели будут вам чрезвычайно благодарны.
Заключение.
Не используйте эти слова ни в коем случае. Пусть ваша речь будет красивой и литературной, ведь как приятно поговорить с человеком, который умеет культурно разговаривать, правильно ставить ударение в словах. Поэтому пишите длинные, красивые письма, экспериментируйте со словом, русский язык ведь такой красивый, а мы за своими заботами, этого вечно не замечаем, и не понимаем!
Помните: «Чистота речи – важнейшая особенность литературного языка.» (слайд 9)
Спасибо за внимание!!! (слайд 10)
Астанаева Марина и Балаева Ирина
Скачать:
Предварительный просмотр:
Муниципальное Общеобразовательное Учреждение Средняя Общеобразовательная Школа №6 имени Крылова И.В. г.Балашова Саратовской области
Проект на тему:
Выполнили:
ученицы 11 класса
МОУ СОШ №6
Имени Крылова И.В.
Астанаева Марина,
Балаева Ирина
г.Балашов,2012
Цель проекта:
Выяснить, насколько речь окружающих нас людей соответствует нормам литературного языка
Определить, какие мероприятия помогут повысить культуру речи
Ход исследования:
1)Изучить литературу по исследуемой проблеме;
2)Проанализировать собранный материал;
5)Предложить советы по исправлению речи.
В ходе работы над этой темой мы обращались к Интернет-материалам, к специальной литературе, посвящённой культуре речи; наблюдали за речью окружающих нас людей; проводили анкетирование среди учащихся школы, анализировали полученные результаты.
Методы исследования: изучение специальной литературы, анкетирование, наблюдение.
Основополагающий вопрос: Всегда ли мы говорим правильно?
Проблемный вопрос: Как сделать нашу речь лучше?
Ожидаемые результаты: Грамотная речь учащихся нашей школы.
«Как у тебя дела?»
Как слова характеризуют человека
Выводы
Литература
Нет магии сильней, чем магия слов.
А.Франс
Этим словам посвящено стихотворение Э.Мошковской:
Жил-был этот, как его,
Ну и, значит, и того,
Жило это самое
Со своею мамою.
Был ещё один чудак –
Это в общем значит так.
И его любимый зять
Звали зятя так сказать
А жену звали…ну…
А соседа звали… это…
А его родители –
Видишь ли и видите ли.
А ещё какой-то эээ
Жил на верхнем этаже…
И дружили они все…
Ну и значит, и вообще.
Не имеются в виду слова и фразы искажающие литературную речь («типа», «вот», «понимаешь»), говорится о особой группе выражений, которые многие даже не замечают, но все же говорят их. Эти слова страшны тем, что ни деформируют своим присутствием не только диалект и мышление, но и бессознательные установки, они блокируют твои действия, заставляют сдаться.
«Ужас!», «Кошмар!», «Страх то какой!», «Я в шоке!», «Бедненькая!»,
«С ума сошел!», «Это меня бесит!», «Отпад!», «Лузер!»
Вспоминается Эллочка Щукина из «12 Стульев» Ильфа и Петрова с её незатейливым словарным запасом из 30 слов и довольно угнетающими высказываниями «мрак», «жуть» и др. К сожалению, в современном обществе такие «Эллочки» встречаются на каждом шагу.
«Фильтруйте» свои мысли и эмоциональные выражения, иначе «копец», «кошмар», «шок» и тому подобное будут вашими постоянными спутниками, только уже не в речевом обороте, а в материализованной реальности.
Если сразу избавиться от ненужных фраз не получается, замените их для начала нейтральными, например, вместо «я в шоке» используйте «ну надо же» или «вот это да».
«Как у тебя дела?»
Тоже самое мы бы хотели рассмотреть и с ответами на вопрос «Как у тебя дела?»
А как вы отвечаете на этот вопрос?
Здесь принцип тот же самый, если вы относитесь к людям, которые используют ответы:
«Нормально», «Ничего», «Пойдет», «Жить можно»
То и притягивают, а вернее сказать отталкивают позитивные события от себя, отталкивают от себя успех!
Так что на вопрос «Как у тебя дела?» всегда отвечайте:
«Отлично», «Лучше всех», «Классно», «Замечательно», «Превосходно»
И вы заметите, что настроение будет подниматься не только у вас от каждого ответа, но и у того кто спрашивает. Такими ответами вы будите притягивать все только позитивное и успешное!
Матерные слова имеют исконно-русские корни. В Древней Руси мат являлся заклинанием, формулой против нечистой силы. Через матерную брань люди вступали в общение с нечистой силой, призывая их в свою жизнь. Но все знали: детей бранить нельзя матом: они будут мучимы бесами. Материться в доме нельзя: бесы будут жить в этом жилище. Также нельзя было ругаться в лесу: леший может обидеться; на берегу реки или озера – водяной оскорбится. Человек шёл в поле, где мог выплеснуть из себя злость. Отсюда и выражение – поле брани.
На Руси до середины 19 века сквернословие являлось уголовно наказуемым. Позднее человека, ругающегося матом, подвергали публичной порке. К сожалению, в настоящее время никаких запретов на употребление матерных слов нет. Сквернословие вступило в настоящую войну с нормированным языком.
О том, что мат очень вреден для здоровья, пишут многие учёные. Они убеждены, что сквернословие способствует снижению интеллекта, провоцирует преступления, создавая иллюзию вседозволенности, унижает и оскорбляет, приводит к раннему старению.
О вредном влиянии сквернословия можно судить по результатам, полученным в ходе опроса взрослых. На вопрос: «Изменяется ли ваше настроение после того, как вас нецензурно обругают?» все без исключения ответили утвердительно. Поэтому они считают, что нужно бороться со сквернословием и предлагают следующие меры борьбы:
- Вести разъяснительную работу среди детей и взрослых;
- Использовать метод самовнушения. Человек должен понять, что это некрасиво. Если человек сам не может справиться со своей проблемой, нужно обратиться к специалисту;
- Объяснять детям в семье, что сквернословие – это очень плохо.
- Проводить беседы на соответствующие темы.
Психологам давно известно, что произносимые нами слова влияют на качество нашей жизни, на наше здоровье и благополучие.
У каждого человека есть любимые выражения, фразы, которые повторяются день ото дня. Но мало кто задумывается о том, что произносит и тем более думает.
Такие фразы, как:
Я этого не могу себе позволить;
У меня нет таких денег;
Я столько не зарабатываю;
Успех для других;
Я неудачник;
Ну вот как всегда ничего не получилось;
Жизнь сложная и тяжелая штука;
На таких машинах ездят только воры и т.д. – однозначно, лишают нас денежного благополучия.
Все пошли куда – то, а я как всегда один;
Про меня опять забыли;
Как я одинок в этом мире;
Меня никто не понимает;
Людей много, а поговорить не с кем; и, конечно же, любимая фраза одиноких женщин: «еще не родился человек, который меня достоин!»
Подобные фразы сооружают преграду, в подсознании, от различных отношений, знакомств, общения. Посылается энергия во вселенную, говорящая, что вас устраивает положение великого одиночки.
Вот примеры фраз, влияющих на здоровье:
Я простываю от любого сквозняка;
Ну как тут не заболеть;
С моей спиной (головой, ногами) этого не сделать. Даже если вы говорите про других что- то типа: «больной на голову», весь негатив вы перекладываете на себя.
Для женщин запрет на: я поправляюсь (в значении выздоравливаю), а то ненароком поправитесь на пару кило.
Вы когда-нибудь замечали, как старые люди любят перечислять свои болячки, а если вдруг перестанешь болеть, о чем тогда, о чем тогда говорить?
Вообще в своей речи, и тем более в мыслях, нужно избегать любых слов, имеющих негатив, двойной смысл: одиночество, обида, злость, бедность, нищета, болезнь, страх, тяжко, груз, камень на плечах и т.д.
Так что начинаем менять свою жизнь с инвентаризации слов и мыслей. Заменяем все слова на добрые, позитивные, счастливые. Одни только правильные слова способны сделать нашу жизнь светлей и радостней.
Упражнение положительной энергии. Кто-то вас разозлил, обидел, за место того, чтобы злиться и проклинать, скажите: «дай бог тебе здоровья».
Во–первых, вы не будете поддаваться негативным эмоциям, во – вторых, не пожелаете обидчику всяких бед, которые по законам энергии к вам и вернутся, и в – третьих, пожелав обидчику здоровья вы сами его и получите.
Если вы очень чего–то хотите, но не можете себе этого позволить, просто скажите: «ой, забыл снять деньги со счета в швейцарском банке. Завтра пойду сниму и обязательно куплю!»
И еще важное условие.
Не нужно перед словами, несущими негатив, ставить частичку «не». Например: не болейте, не грустите, не переживайте. Частичка «не» не «усваивается» нашим подсознанием, оно ее просто аннулирует и понимает буквально: болейте, грустите, переживайте.
Замечали, стоит сказать ребенку «не упади» как он тут же падает! Его подсознание воспринимает услышанное слова, как приказ. Лучше говорить: будь осторожен.
На первый взгляд все вышесказанное очень сложно исполнимо, нужно контролировать мысли и слова, прикладывать смекалку, чтобы их перефразировать.
Как слова характеризуют человека
«Сами понимаете» - это классический пример «маленького» человека – робкого и постоянно перед всеми извиняющегося.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Так, словом «просто» отягощают свою речь люди, привыкшие на самом деле все в жизни… усложнять. И чем сложнее мотивация их замысловатых поступков, тем чаще в их речи будет проскакивать слово «просто». Этим они как будто приглашают собеседника понять их: ведь это так просто! Еще им злоупотребляют люди зависимые, часто оправдывающиеся: «Я просто хотела посмотреть вазочку, а она вдруг разбилась». Или: «Я просто сказала ему, чтобы он не вмешивался не в свое дело, а он просто взял и обиделся».
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно. Чаще это подростки или люди, сохранившие и во взрослой жизни зависимость от тинейдержских стереотипов.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – виньетка в речи интеллектуала.
1. Как бы…
2. Блин, лузер, олень…
3. Типа, на самом деле, ИМХО…
4. Не вопрос, без проблем
5. Не, ну ваще…
6. То есть/Скажем…
7. Практически, фактически, ясно…
8. Зачет, отлично, прикольно, жесть, шикарно, отлично, перфектно, респектно…
9. Ниочем, вобщем (обязательно в одно слово)…
10. Оки, чмоки, поки…
Считаете ли вы, что эти слова…
11% 7%
Выводы, к которым мы пришли в ходе работы:
Мы уверены, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Закончить мы хотели бы словами Г.Остера:
В ответ на бранные слова
С улыбкой промолчи
И сделай вид, что вообще
Таких не знаешь слов.
Введение
Объект исследования - речь учащихся и учителей ООШ№9
Методы исследования:
наблюдения за речью учащихся на уроках и неформальной обстановке;
наблюдение за речью учителей;
устный опрос учащихся данной школы.
База исследования - речь учащихся и учителей ФМБОУ ООШ№9.
Теоретическая значимость работы заключается в обобщении материала по данной теме. Практическая направленность: предложенные материалы можно использовать при подготовке к урокам русского языка, литературы, истории, обществознания, а также при проведении внеклассных мероприятий по предмету.
Литературный язык предполагает соблюдение языковых норм. Но наша речь должна быть ещё и чистой: соблюдать не только языковые нормы, но этические, нравственные.
Иногда человек хочет протянуть время, не может ответить на заданный вопрос, он произносит: видите ли, ну как вам сказать и другие, выигрывая для себя время.
Группа |
||
э-э-э, мэ-э-э, |
||
Ну, вот, типа, так, просто, прямо, как бы |
||
Вводные единицы |
Вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, собственно говоря, слушай, стало быть, так сказать |
|
Местоимения, местоименные наречия |
Это, это самое, как его, там |
|
Переход из одной части речи в другую |
Блин, черт |
|
Модальные слова |
Конечно, наверное, вероятно, кажется |
______________________________________________________________
Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// «Вестник», выпуск 3,Т.,2005. С.47
1. Редукция - Девиз этой стратегии можно сформулировать как «Не получается — ну и ладно!» . Говорящий не может подобрать слова для того чтобы выразить свою мысль, поэтому снижает объём предаваемой информации.
Структурная редукция: а) переход на более высокий уровень обобщения (генерализация ), упрощение (сокращение) текста.Крайний случай структурной редукции — полный отказ от вербализации (мысль не так важна, чтобы тратить столько усилий — своих и слушающего - на ее изложение).
Смысловая редукция. Появляется в ситуации припоминания конкретных деталей: нерелевантные подробности опускаются.
Вербализационная редукция. Появляется при затруднении в выборе словесного оформления. Появлются ненужные в данном случае жесты.
2. Апелляция - Девиз: «Ну, попробуй сам догадаться!» . Если говорящий считает, что содержание выделенного фрагмента должно быть знакомо собеседнику, он может попытаться отказаться от поиска под предлогом, что «и так понятно».
3. Перифраз - Девиз: «Попробуем с другой стороны» . В случае непонимания со стороны собеседника говорящему следует отказаться от формулировки, изложить мысль иначе.
4. Пауза - Девиз: «Я не манкирую, просто задумался» . Говорящий может объявить о необходимости подумать.
1. Вести дневник речи и штрафовать себя, если заметил слово «как бы». 2. Довести ситуацию до абсурда: написать сочинение, произнести речь с сознательным употреблением «как бы».
Если сложно подобрать слова, то лучше сократить объем
излагаемой информации, говорить простыми предложениями и медленно;
Делать паузы, чтобы собраться с мыслями;
Вывод по главе I
1. Недостаточный словарный запас (говорящему не всегда удаётся быстро найти нужное слово);
2. Намеренное заполнение паузы между словами или выражениями;
3. Быстрая, неподготовленная, спонтанная речь;
4. Мода на некоторые слова.
«-Что же мы будем, однако , делать?... Вот кабы этакой-то рыбки да на Подьяческую!... Ну что , ваше превосходительство, промыслил что-нибудь?... Да вот нашел старый нумер «Московских ведомостей», и больше ничего!... Ты смотри, однако , каналья не утопи нас!...».
«Одним словом , о чем ни начинали генералы разговор, он постоянно сводился на воспоминания об еде, и это еще более раздражало аппетит… Наконец , развел огонь и напек столько разной провизии, что генералам пришло даже на мысль: «Не дать ли и тунеядцу частичку?»… Долго ли, коротко ли, однако, генералы соскучились… Однако и об мужике не забыли: выслали ему рюмку водки да пятак серебра: веселись, мужичина!...».
В анкетировании принимали участие ученики 5-9 классов(108человек) ООШ№9
II.3. Как избавиться от вредной привычки?
Вывод по главе II
Заключение
Список литературы
1.Виноградов В.В. Русский язык: (Грамматическое учение о слове). М.-Л., 1947. С. 744.
3.Ю. Дараган «Риторическая структура текста и маркеры порождения речи»// 4.«Вестник», выпуск 3(47). - Т.,2005.
5.Земская Е.А. Русская разговорная речь: лингвистический анализ и проблемы обучения. - М., 1987.
7.Литературная газета. 2003. № 17. С. 5.
8.Фоменко Ю.В. Типы речевых ошибок: Учеб. пособие. - Новосибирск, 1994. С. 14, 17.
9.Чепалов Р. Субботник по уборке русского языка // АиФ Петербург, № 43 (584) от 27.10.2004
Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайтов:
http://www.philology.ru
http://www.planetashkol.ru/articles/22711/
Приложение 1
Вопросы анкеты. |
|||
Приложение 2
Ответы учеников (108 обучающихся) |
||
Приложение 3
Ответы учеников (108 обучающихся)
Приложение 4
Приложение 5
Приложени6
«Такскать» (так сказать) «Это» «А именно» «Например» «Это самое» «В принципе» «Типа» «Вот» «Понимаешь» «Короче говоря» «В натуре» «Блин» «Вообщем-то»
К.Г.Паустовский писал: «С русским языком можно творить чудеса.… Нет таких звуков, красок и мыслей – сложных и простых,- для которых не нашлось бы в нашем языке точного выражения».
Объект исследования – дети подросткового возраста (28 человек) из средней общеобразовательной школы , художественные произведения («Повесть о том, как один мужик двух генералов прокормил» М.Е.Салтыкова-Щедрина, « Третий в пятом ряду» А.Алексина, «Петька Краснов рассказывает» В.Шукшина), телеведущая (Екатерина Андреева), журналисты программы «Новости» и депутаты Госдумы РФ, участники репортажей программы «Новости».
Анкетирование
Девочки (18 человек).
Мальчики (11 человек).
Наблюдение. Сравнительный анализ.
Аудиоисследование
Выводы по II главе.
Заключение. Подводя итоги проделанной работы, прихожу к выводу, что общая и словесна я культура в нашей стране снижается, а эстетический вкус носителей языка портится под влиянием тех перемен, что происходят в обществе.