Завершение закрепощения крестьян и горожан. Этапы закрепощения крестьян на Руси: причины и особенности. Предпосылки закрепощения крестьян

На протяжении веков влияние на положение крестьянства оказывали многие факторы и события. Закрепощение крестьян можно разбить на четыре основных этапа, от первых указов, легализующих крепостничество, и вплоть до его отмены.

Первый этап (конец XV - конец VXI вв.) - Юрьев день

Из-за роста господских повинностей крестьяне всё чаще уходят от помещиков на другие земли. Власть государя еще не настолько велика для введения жёстких запретов. Но необходимость сохранить лояльность дворянства требует принятия мер. Поэтому в 1473 году издает Судебник, согласно которому уход от помещика теперь возможен только после окончания пахатных работ, 26 ноября, в течение недели до Юрьева дня и недели после, при условии выплаты «пожилого».

В 1581 году на фоне тяжелых разорений страны царь Иван 4 Грозный издает Указ о введении «заповедных лет», временно запрещающий крестьянам уходить даже в Юрьев день.

Второй этап (конец XVI в. — 1649 г.) — Соборное уложение

В эпоху Смутного времени удержать крестьян от бегства становится все труднее. В 1597 г. издается указ о введении 5-летнего срока сыска беглых крестьян. В последующие годы срок «урочных лет» увеличивается. В обязанности местных администраций входит сыск беглых и дознание, которому подвергаются все пришлые крестьяне.

Соборное Уложение 1649 года окончательно признаёт крестьян собственностью землевладельцев. Крепостнический статус утверждается как наследственный - дети отца-крепостного и свободные люди, вступающие в брак с крепостными, также становятся крепостными. «Урочные лета», объявленные Иваном Грозным, отменяются: в силу вступает указ о бессрочном сыске беглых.

Третий этап (середина XVII - конец XVIII вв.) — полное укрепление крепостничества

Самый тяжелый этап закрепощения крестьян. Помещики получают полное право распоряжаться крепостными: продавать, подвергать телесным наказаниям (нередко приводящим к гибели крестьян), без суда ссылать на каторгу или в Сибирь. К этому времени крепостные фактически ничем не отличаются от чернокожих рабов на плантациях Нового Света.

Четвертый этап (конец XVIII вв. — 1861 г.) — разложение и отмена крепостного права

К началу этого периода становится всё более очевидной упадочность крепостнической системы. Развитие либеральных идей среди дворянства приводит к формированию негативного отношения передовой его части к явлению крепостничества. Понимание неэффективности и позорности самого явления крепостной зависимости постепенно укрепляется и на самом верху. Попытки изменить существующее положение предпринимает , затем Александр 1. Но лишь спустя полвека Александр 2 издает Манифест, дающий крепостным право распоряжаться своей свободой, по своему усмотрению менять виды деятельности и переходить в другие сословия.

Интересные факты

  • Крепостничество в России распределялось по территориям неравномерно. Известно, что на западных территориях процент крепостных был значительно выше, чем в других районах. В то время как в Сибири и Поморье крепостного права как такового не было.
  • Извечная вера простого народа в «доброго царя» послужила причиной того, что содержанию Манифеста Александра II многие крестьяне не поверили. Почти сразу после оглашения возникли многочисленные слухи о том, что текст истинного Манифеста от них скрыли, а зачитали подложный: свободу получали сами крестьяне, но их земли оставались в собственности у барина. Крестьянин же являлся пользователем и стать владельцем мог, только выкупив свой надел у помещика.
  • Генетически сформировавшаяся психология крепостных порой приводила к тому, что после реформы крестьяне отказывались от воли просто потому, что не знали, что с нею делать: «Здесь мой дом. Куда я пойду?» Известно, что добросердечные человеческие отношения с барином и ранее зачастую тоже вызывали нежелание бывших крепостных покидать его. Например, воспетая Александром Сергеевичем Пушкиным няня, Арина Родионовна, тоже будучи крепостной и получив свободу, отказалась уходить от своих господ, которых любила всей душой.

В XVII в. изменилась судьба русской деревни. Происходит окончательное закрепощение крестьян, и почти на 200 лет Россия встает на крепостнический путь. Это меняло перспективы русской деревни, лишало ее возможностей развития. Деревня становилась объектом для выкачивания ресурсов. Ее быт, хозяйство, способ производства были законсервированы.

На русской деревне тяжело сказались годы гражданской войны (Смуты) начала XVII в. Была разорена практически вся европейская часть страны от Поволжья до Смоленска, от южных уездов до Новгорода и Пскова. Документы показывают резкое увеличение числа (до 40%) бобыльских дворов (т.е. дворов обнищавших крестьян), а также сокращение пашни (в некоторых уездах она составляла всего 4–5% обрабатываемых земель) и увеличение перелога. Кризис был преодолен только в 1620-е гг. Практически четверть века русская деревня лежала в руинах.

Последующие годы XVII в. характеризуются ростом сельскохозяйственного производства. В первую очередь это связано с колонизационными процессами. Благодаря строительству засечных черт произошло значительное расширение хозяйственной территории России на юг. В сельскохозяйственный оборот вошли плодородные земли Центрального Черноземья и Юга России. Продолжалась колонизация русскими Поволжья, районов Урала, Сибири.

В конце XVII в. в Сибири жили уже несколько десятков тысяч русских крестьян. Колонизация здесь носила очаговый характер, можно выделить отдельные территории: Тобольский уезд, Томско-Кузнецкий, Енисейско-Красноярский и Илимо-Ангарский земледельческие районы. Развитие земледелия в Сибири было важным фактором освоения региона: он начал обеспечивать себя хлебом, что облегчало колонизационные процессы, помогало русским землепроходцам осваивать новые пространства Евразии и позволяло центру оставлять хлебные запасы для собственных нужд.

Преобладающим типом поселений крестьян в XVII в., по А. А. Шенникову, был погост: "селение, в котором у торговой площади группировались усадьбы представителей общинной администрации, церковь с дворами духовенства и кладбище, но было мало или вовсе не было усадеб рядовых крестьян, которые жили в деревнях". Погосты были центрами простиравшихся на много километров общинных земель (как обрабатываемых пашен, гак и неосвоенных лесных массивов). На этих общинных землях располагались множественные, разбросанные далеко друг от друга крестьянские деревни – маленькие поселения от трех до пяти дворов. Если деревня погибала, вместо нее оставалась пустошь. Когда крестьяне основывали новую деревню на целинных землях, то это месте называлось починком. Подобная организация земель и поселений была распространена на землях черносошного Севера. Территория общины в документах именовалась "погостом" или "волостью".

Эта система корнями уходила еще в период средневековой колонизации северных лесных районов. В XVII в. деревни укрупнялись, в погостах появлялись многочисленные крестьянские дворы. Такой погост превращался в село – крупное поселение с церковью, центр православного прихода. По мере развития помещичьего землевладения в селах распространяются усадьбы феодалов (такое поселение называлось сельцом ).

Таким образом, по А. А. Шенникову, складывалась система расселения с многосемейными селениями трех видов: деревня – без усадьбы феодала и без церкви, сельцо – с усадьбой феодала, но без церкви и село – с церковью.

В области сельскохозяйственных технологий продолжало господствовать трехполье, эффективное для плодородного чернозема, но не всегда удовлетворительное для бедных подзолистых почв. На них земля в трехпольном цикле не успевала восстанавливаться, нужно было унавоживание: по подсчетам А. Советова, на одну десятину требовался навоз от 3–6 коров. Крестьянские хозяйства таким количеством скота не располагали, и поля постепенно истощались. Попытки введения пяти- и шестиполья с ротационным циклом в некоторых крупных хозяйствах распространения не получили.

Несмотря на распространение трехполья, важные позиции в землепользовании сохраняла подсека. Это было связано с двумя факторами. В первую очередь подсека необходима при колонизационных процессах, когда землю под новые пашни необходимо расчищать от леса. Вторым фактором, как отмечают ученые, было распространение крестьянской "неучтенной пашни". Рост налогов вынуждал крестьянина для прокорма заводить в лесу неучтенные для сборщиков податей пахотные участки. Они расчищались и обрабатывались с помощью подсеки. Точное количество таких земель и их роль в крестьянском хозяйстве в XVI–XVII вв. учету не поддается, мы не можем оценить масштабы и роль этого "теневого" сектора крестьянского хозяйства.

Набор сельскохозяйственных культур в XVII в. не претерпел существенных изменений. Это по-прежнему были рожь, пшеница, ячмень, овес, гречиха, просо, горох, лен, конопля. По данным Н. А. Горской, в конце XVI – начале XVII в. в центральных русских уездах рожь занимала 50% посевных площадей, овес – 41,9, ячмень – 6%. Пшеница встречается редко, ее посевные площади составляли не более 2%. Севернее центральных уездов преобладали рожь и ячмень, южнее – рожь и овес при росте удельного веса посевов пшеницы и гречихи.

Не произошло существенной эволюции и в орудиях обработки земли: все также применялись плуги, сохи, бороны. Некоторым исключением является распространение в XVII в. так называемой сохи-косули с выпуклым лемехом, резцом и отвалом, переворачивающим вспахиваемую землю. Это орудие было более эффективно по сравнению с традиционной двузубой сохой.

Хлеб молотили цепами. Мололи зерно на мельницах, в основном водяных или ручных. Ветряные мельницы имели в XVII в. меньшее распространение. Урожайность зерновых в XVII в. не меняется по сравнению с предшествующим временем, и в среднем составляет сам-три – сам-четыре. На новоосвоенных черноземных землях Юга в урожайные годы урожайность могла достигать показателей сам-шесть – сам-семь.

На XVII в. приходится время расцвета русского огородничества и садоводства. В Москве даже возникли особые Огородная и Садовая слободы, поставлявшие фрукты и овощи ко двору.

По данным историка И. Е. Забелина, в конце XVII в. дворцовому хозяйству в Москве принадлежало 52 сада, в которых "насчитывалось 46 694 яблони, 1565 груш, 42 дули (сорт груш), 9136 вишен, 17 кустов винограда, 582 сливы, 15 гряд клубницы, 7 деревьев грецких орехов, куст кипариса, 23 дерева чернослива, 3 куста терна, “...сверх того множество кустов и гряд вишен, малины, смородины красной, белой и черной, крыжу, байбарису, серебориннику или шиповнику красного и белого”..."

Из культур по-прежнему разводили капусту, морковь, свеклу, репу, лук, огурцы, тыкву. Однако появляются и новые культуры: сельдерей, салат и др. Из экзотических ягод выращивали дыни. Получает распространение парниковое огородничество. В садах выращивали яблоки, груши, вишни, сливы, крыжовник, смородину, малину, клубнику. Ученые установили, что в XVII в. были известны такие сорта яблок, как "налив", "титов", "бель можайская", "аркат", "скруп", "кузьминские", "малеты белые", "малеты красные". Садоводы учились выращивать виноград, арбузы, даже лимонные и апельсиновые деревья. Правда, приходилось думать, куда их девать зимой.

Очень показательно, что от XVII в. до нас дошли сведения о систематическом разведении цветов в цветниках. Выращивали пионы, розы, тюльпаны, гвоздики. Это говорит о появлении эстетической составляющей в хозяйстве: к земледелию переставали относиться только как к утилитарному источнику дохода, по крайней мере в некоторых аристократических семействах.

В XVII в. скотоводство, как и земледелие, претерпело незначительные изменения по сравнению с предыдущим периодом. По-прежнему в хозяйствах содержались коровы, свиньи, овцы, козы, домашняя птица. Основным тягловым животным для крестьян была лошадь. Постепенно намечаются районы специализации по разведению пород крупного рогатого скота (в основном на Севере): холмогорские, архангельские, мезенские земли. Возникнут даже особые породы скота, например холмогорская.

Русские крестьяне в XVII в. жили на четырех категориях земель:

  • 1) светских владельческих (вотчинных и поместных);
  • 2) церковных и монастырских ;
  • 3) дворцовых (личное хозяйство монарха);
  • 4) черносошных (государственные земли).

Соответственным было и деление крестьян на категории.

Владельческие крестьяне (как светских землевладельцев, так и церковных, монастырских) выполняли большой объем повинностей на господина (оброк продуктами, денежный оброк, работа на дворе феодала и т.д.). Формы и размеры повинностей довольно значительно различались по местностям, но преобладали оброчные виды ренты. Барщина в большей степени возлагалась на сельских холопов.

Особую категорию составляли лично свободные черносошные крестьяне, несущие государево тягло – значительный объем налогов и повинностей на государство. В историографии существует точка зрения (Л. И. Копанев), согласно которой в XVI–XVII вв. черносошные крестьяне считали себя собственниками земли (хотя земля была государственной, они могли ее дарить, обменивать, завещать и т.д.), именно в этом социальном слое можно искать первые ростки предпринимательства среди русского крестьянства. Перспективы развития таких новых предпринимательских отношений в отечественной деревне были оборваны введением крепостного права ("черные" земли постепенно раздавались монархом феодалам, превращались во владельческие).

К низшим слоям сельского населения относились бобыли и сельские холопы, а в черносошных землях – подворники, подсоседники, наймиты и пр. Бобыли – разорившиеся, неимущие крестьяне, арендовавшие надел, – в силу нищеты не могли нести государева тягла. Однако с 1620-х гг., как показал Б. Д. Греков, бобыльскис дворы учитывались наряду с крестьянскими при расчете "живущей четверти", т.е. податной единицы. Размер налога рассчитывался по количеству дворов, таким образом, фактически на бобылей гоже распространили тягло (другой вопрос – как они его выплачивали). В 1679 г. бобылей, имевших собственный, пусть и арендованный двор, полностью обложили государственными податями. Сельские холопы имели довольно большое распространение, активно привлекались к аграрным работам в хозяйстве господина, особенно для барщины.

Вся первая половина XVII в. – история ужесточения крепостного законодательства. Уложение Василия Шуйского 1607 г. ввело 15-летний срок сыска беглых крестьян. Это было серьезным наступлением на крестьянство: если скрываться от властей в течение пяти лет (по предыдущему указу об урочных летах 1597 г.) на российских просторах особого труда не составляло, то 15-летний срок обрекал беглого крестьянина на дальний путь, на Дон, с которого "выдачи нет", на Север или в Сибирь. В Центральной России 15 лет скрываться было невозможно.

Дворянство на этом не остановилось, и правительство Михаила Федоровича неоднократно получало коллективные челобитные о продлении срока сыска беглых крестьян (в 1637, 1641, 1645, 1648 гг.). В 1642 г. был введен 10-летний сыск для беглых и 15-летний – для вывозных, тех, кого сманили ("увезли") более сильные землевладельцы. От введения бессрочного сыска властей удерживало лишь то, что после Смуты произошли большие миграции податного населения. Крестьяне бежали из разоренных имений к более крепким хозяевам. Возвращение таких беглых означало бы ослабление этих крепких хозяйств, что неминуемо влекло бы за собой падение собираемости налогов. Но деньги для возрождающейся России были жизненно необходимы, поэтому, идя на уступки дворянству, правительство Михаила Федоровича не сделало главного шага, медлило с введением бессрочного сыска.

В 1645 г. правительство Б. И. Морозова планировало крестьянскую реформу. К тому времени стало ясно, что путь бесконечного увеличения урочных лет – тупиковый. Крестьяне продолжали бежать на Дон, с которого "выдачи не нет", во всяком случае фактически. Крестьяне бежали из бедных дворянских поместий в богатые боярские вотчины, где их укрывали и где они были недосягаемы ни для каких отрядов "сыщиков". Увеличение срока сыска проблемы не решало. В то же время бесконечно игнорировать дворянские требования об обеспечении их поместий рабочей силой, пока сын боярский воюет на фронте, тоже было невозможно. Однажды неудачное решение этой проблемы уже стало одним из факторов возникновения гражданской войны – Смуты.

Правительство Морозова в 1645 г. согласилось с необходимостью введения бессрочного сыска крестьян, но с одной поправкой: сначала надо составить новые переписные книги, которые и станут новыми "крепостями". Трудно сказать, что двигало правительством: нежелание погрязнуть в тысячах судебных исков, которые накопились но спорным вопросам о принадлежности беглых крестьян с начала XVII в., или стремление защитить крупные боярские вотчины. Ведь, как заметил И. Л. Андреев, предлагаемый порядок фактически закреплял беглых крестьян за их новыми владельцами, и огромная масса служилого дворянства лишалась шансов когда-либо вернуть себе своих беглых. Впрочем, русское правительство еще с конца XVI в. было склонно к компромиссным решениям крестьянского вопроса: с одной стороны, оно стояло на страже интересов дворянства, с другой – не хотело сгонять с насиженного места исправного крестьянина-тяглеца, хорошего налогоплательщика, пусть и беглого.

Соборное уложение 1649 г. ввело бессрочный сыск беглых крестьян. Это считается точкой окончательного установления крепостного права, хотя крепостническое законодательство развивалось и уточнялось всю вторую половину столетия.

Введя бессрочный сыск, необходимо было отработать механизм ето реализации. Первоначально власть пошла примитивным путем облав: из центра посылались в разные уезды команды сыщиков, которые должны были выявлять переселенцев и беглых и возвращать их владельцам. Масштабы сысков ширились. В 1676–1678 гг. была проведена подворная перепись, помогавшая сыскным мероприятиям. Теперь сыск беглых можно было поставить на более прочную документальную основу.

Закрепощение

Крепостно́е пра́во - совокупность юридических норм феодального государства , закреплявших наиболее полную и суровую форму крестьянской зависимости. Включало запрещение крестьянам уходить со своих земельных наделов (т. н. прикрепление крестьян к земле или «крепость» крестьян земле; беглые подлежали принудительному возврату), наследственное подчинение административной и судебной власти определённого феодала , лишение крестьян права отчуждать земельные наделы и приобретать недвижимость, иногда - возможность для феодала отчуждать крестьян без земли.

Крепостное право в Европе

Крайние формы крестьянской зависимости проходят волной от западного края Европы до восточного. Приход крепостного права соответствует определённому этапу развития общественно-политических отношений. Но поскольку развитие различных регионов Европы шло с разной скоростью (в зависимости от климата, населённости, удобства торговых путей, внешних угроз), то и крепостное право в одних европейских странах это лишь атрибут средневековой истории, в других дожило практически до новейшего времени.

Во многих крупных европейских странах крепостная зависимость появляется в - X веках (Англия , Франция , западная Германия), в некоторых появляется гораздо позже, в XVI - XVII веках (северо-восточная Германия, Дания , восточные области Австрии). Исчезает крепостная зависимость либо целиком и в значительной мере ещё в средние века (западная Германия, Англия, Франция), либо удерживается в большей или меньшей степени до XIX века (Германия , Польша , Австро-Венгрия). В некоторых странах процесс освобождения крестьян от личной зависимости идёт параллельно с процессом либо полного (Англия), либо частичного и медленного обезземеления (северо-восточная Германия, Дания); в других освобождение не только не сопровождается обезземелением, а напротив, вызывает нарастание и развитие мелкой крестьянской собственности (Франция, отчасти западная Германия).

Крепостное право в Западной Европе

Англия

Процесс феодализации, начавшийся ещё в англосаксонский период , постепенно превратил значительное число прежде свободных крестьян-общинников (керлов), владевших и общинной землёй, и частными наделами (фольклендом и боклендом), в крепостных людей, зависимых от произвола владельца (англ. hlaford ) в отношении размера их повинностей и платежей.

Процесс шёл медленно, но уже в VII -VIII веках стали заметны следы уменьшения числа свободных людей. Этому способствало увеличивающаяся задолженность мелких крестьян, усиливающаяся необходимость искать защиты у людей сильных. В течение и XI веков значительная часть керлов перешла в категорию зависимых людей, сидящих на чужих землях. Патронат владельца стал обязательным; владелец превратился в почти полного господина подвластного населения. Его судебные права над крестьянами расширились; на него же была возложена полицейская ответственность за охрану общественного спокойствия в подчинённой ему области.

Самое слово «керл» всё чаще заменялось выражением виллан (крепостной). Во время составления «Книги страшного суда » существовал целый ряд градаций в среде крестьянства. Самую низшую ступень занимали вилланы маноров (англ. villani, servi ); почти полная зависимость от лорда, неопределённость платежей и повинностей, отсутствие, за немногими исключениями, охраны в общих судах королевства - вот что характеризует положение этого класса. Бежавшего крепостного лорд, до истечения года и одного дня, имел право вернуть обратно. Крепостные могли быть проданы и без земли; лорд распоряжался их браками и был вправе переводить их с одного надела на другой или заставить заниматься каким-либо ремеслом. Крепостные обязаны были работать на сеньора круглый год, по 2-5 дней в неделю, выходить в рабочую пору на поле со всей семьёй или с наёмными людьми.

Большинство крестьян, сидевших по преимуществу на коронных землях, также держали землю на вилланском праве (англ. in villenage ) и отбывали барщину и другие повинности. Однако развитие товарно-денежных отношений способствовало постепенному освобождению вилланов от крепостной повинности.

Серьёзный удар по крепостному праву оказало восстание Уота Тайлера . В XV веке практически повсеместно в Англии произошло освобождение крестьян из личной крепостной зависимости и замена её поземельной. Барщина была заменена денежной рентой, объём повинностей был зафиксирован, а вилланское держание было вытеснено копигольдом , дающим значительно больший объём гарантий крестьянину.

Параллельно с процессом освобождения крепостных развивался процесс лишения английских крестьян их наделов. Уже в первой половине XV века переход от земледелия к пастбищному хозяйству оказался настолько выгодным, что капиталы стали направляться на разведение овец и на расширение пастбищ за счёт пашни. Крупные землевладельцы вытесняли мелких держателей-крестьян. Ограничиваются или просто отменяются права жителей деревни на пользование общинными угодьями, попадавшими в руки крупных землевладельцев. В XVI веке огораживание пастбищ приняло широкие размеры и получило поддержку со стороны судов и государственной администрации. Так, из законодательных актов 1488 года видно, что где прежде жили 200 крестьян, там осталось 2-3 пастуха.

Процесс изменения крестьянских поземельных отношений был завершён, в существенных чертах, в XVI веке : связь крестьян с землёй была порвана. Прежде крестьяне обрабатывали собственную землю, которую они держали на феодальном праве; теперь они в большинстве своём были согнаны со своих наделов и лишились прав на общинную землю. Большая их часть вынуждена была превратиться в сельских рабочих, батраков. Одновременно происходил процесс усиления свободного крестьянского хозяйства, переводимого на капиталистические рамки, что привело к образованию значительного слоя зажиточных крестьян-арендаторов (йоменов).

Крепостное право в Центральной и Восточной Европе

В Восточной (Заэльбской) Германии крепостное право получает особенно полное развитие после Тридцатилетней войны -1648 годов и наиболее тяжёлые формы приняло в Мекленбурге , Померании , Восточной Пруссии .

Ничто не принадлежит вам, душа принадлежит Богу, а ваши тела, имущество и всё что вы имеете, является моим.

Из помещичьего устава, определяющего повинности крестьян, Шлезвиг-Гольштейн , 1740 год

Крепостное право в Северной Европе

Положение крестьян в средневековой Дании было совершенно одинаково с положением их в Швеции и Норвегии .

Крепостное право в России

Предпосылки, возникновение и развитие крепостного права в России

Хронология закрепощения крестьян в России

Кратко хронологию закрепощения крестьян в России можно представить так:

  1. 1497 год - Введение ограничения права перехода от одного помещика к другому - Юрьев день .
  2. 1581 год - Отмена Юрьева дня - «заповедные лета ».
  3. 1597 год - Право помещика на розыск беглого крестьянина в течение 5 лет и на его возвращение владельцу - «урочные лета ».
  4. 1607 год - Срок сыска беглых крестьян увеличен до 15 лет.
  5. 1649 год - Соборное Уложение отменило урочные лета, закрепив таким образом бессрочный сыск беглых крестьян.
  6. XVIII век - постепенное усиление крепостного права в России.

В исторической науке всегда уделяли большое внимание вопросу о происхождении крепостного права в России. В XIX в. возникли две теории возникновения крепостничества - «указная» и «безуказная». Согласно «указной» теории (С. Соловьев), крепостничество в России явилось результатом правовой деятельности органов государственной власти, последовательно издававших на протяжении нескольких столетий указы крепостнического характера. По мнению сторонников этой теории, государство прикрепило крестьян к земле прежде всего в своих интересах для того, чтобы обеспечить материальную возможность сословию служилых землевладельцев и держателей земли нести военную службу. При этом, закрепощая крестьян, государство одновременно прикрепляло к военной службе и служилое сословие. Сторонники «безуказной» теории (В. Ключевский) не отрицали значения указов, прикреплявших крестьян к земле. Однако сами эти указы, по их мнению, были не причиной, а следствием уже сложившихся крепостнических отношений в сфере экономики и лишь юридически оформляли их. В советской исторической науке вопрос о возникновении крепостничества в России решался с точки зрения классового подхода. По мнению советских историков, крепостничество было следствием обострения классовой борьбы в XIV-XVI вв. между крестьянами и феодалами-помещиками, интересы которых выражало «централизованное государство».

Закрепощение крестьян происходило в процессе становления в России особой системы феодального хозяйства и пра-


ва - крепостничества, которая характеризовалась юридическим прикреплением крестьян к земле и разнообразными формами их внеэкономического принуждения.

Эта система складывалась постепенно по мере образования и укрепления российского государства. Великокняжеская московская власть в процессе политического объединения русских земель опиралась прежде всего на служилое сословие. По мере возрастания численности этого сословия расширялось и условное (помещичье) землевладение, что привело к обострению противоречий между вотчинниками и помещиками, связанных с борьбой за рабочие крестьянские руки. Поскольку положение крестьян в помещичьих хозяйствах было более тяжелым, чем в вотчинных (помещики были временными, условными владельцами земли), крестьяне стали уходить от помещиков к вотчинникам. Чтобы предотвратить разорение помещичьих хозяйств и сохранить свою социальную опору в лице служилого сословия, государство вынуждено было встать на путь правового ограничения крестьянских переходов, а затем

и вовсе запретить их.

В процессе становления крепостничества в России можно выделить несколько этапов юридического закрепощения крестьян: 1) Судебник 1497 г.; 2) Судебник 1550 г.; 3) введение заповедных лет в 80-х гг. XVI в.; 4) Указ 1592 г.; 5) введение урочных лет в конце XVI - начале XVII в.; 6) Соборное Уложение 1649 г.

Юридическое оформление крепостного права началось в правление Ивана III с принятием свода законов единого российского государства - Судебника 1497 г. Особая статья Судебника «О христианском отказе» ограничивала право крестьянского перехода от одного землевладельца к другому одним сроком для всей страны: неделей до и неделей после Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин должен был уплатить господину «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте, а фактически за потерю рабочих рук: «в полях за-двор - рубль, а в лесах - полтина». Причем, если крестьянин прожил год, он платил четверть этой суммы, 2 года, то половину, 3, то три четверти, а за житье в течение 4 лет платилась вся сумма целиком.

Судебник 1550 г., принятый при Иване IV в условиях политики социального компромисса, сохранил право перехода


крестьян в Юрьев день, хотя служилые люди настойчиво требовали ликвидации этого права. Была лишь увеличена плата за «пожилое». При этом Судебник обязал господина отвечать за преступления своих крестьян, что усиливало их личную (внеэкономическую) зависимость.

В начале 80-х гг. XVI в. под воздействием экономического кризиса и запустения в России началась перепись вотчинных и помещичьих хозяйств. С 1581 г. на территориях, где проводилась перепись, стали вводиться «заповедные годы», в которые запрещался переход крестьян даже в Юрьев день. Режим заповедных лет вводился правительством в тот или иной год не по всей стране, а в пределах отдельных земельных владений или административных единиц и распространялся как на сельскую местность, так и на город. К 1592 г. перепись была завершена, и в этом же году был издан специальный указ, запрещающий переход крестьян. Отсюда пошла поговорка: «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день».

Лишившись права перехода, крестьяне стали бежать, оседая на «вольных» землях на окраинах российского государства или в вотчинных хозяйствах. Хозяевам крестьян предоставлялось право сыска и возвращения беглых в течение так называемых «урочных лет». Известен, например, Указ 1597 г., который устанавливал пятилетний срок возвращения беглых и насильственно вывезенных крестьян прежним хозяевам.

В том же году был издан указ, по которому кабальные холопы лишались юридической возможности выйти на свободу до смерти холоповладельца. Владельцы холопов получили, кроме того, право превращать в кабальных тех своих холопов, которые служили у них добровольно не менее полугода.

По Соборному Уложению 1649 г. крестьяне были окончательно прикреплены к земле. Особая глава «Суд о крестьянах» отменяла «урочные лета» для сыска и возврата беглых крестьян и предоставляла тем самым землевладельцам право бессрочного розыска и возвращения беглых, устанавливала наследственность крепостного состояния и право землевладельца распоряжаться имуществом крепостного крестьянина. В случае, если владелец крестьян оказывался несостоятельным по своим долговым обязательствам, для возмещения его долга взималось имущество зависимых от него крестьян и холопов. Землевладельцам было предоставлено право вотчинного суда


и полицейского надзора над крестьянами. Крестьяне не имели права самостоятельно выступать в судах со своими исками, поскольку защищать эти иски мог только владелец крестьян. Заключение браков, семейные разделы крестьян, передача по наследству крестьянского имущества могли происходить только с согласия землевладельца.

Укрывательство беглых наказывалось штрафом и даже битьем кнутом и тюрьмой. За убийство чужого крестьянина помещик должен был отдать своего лучшего крестьянина с семьей. За беглых крестьян платежи должен был производить их владелец. Крепостные крестьяне в то же время считались и «казенными тяглецами», т. е. несли повинность в пользу государства. Владельцы крестьян обязаны были наделять их землей и инвентарем. Было запрещено лишать крестьян земли путем превращения их в холопов или отпуска на свободу, нельзя было насильно отбирать имущество у крестьян. Сохранялось также право крестьян жаловаться на господ.

Одновременно с частновладельческими крестьянами крепостное право распространилось на черносошных, несших тягло в пользу государства, и дворцовых крестьян, обслуживавших нужды царского двора, которым запрещалось покидать свои общины.

Утверждение крепостничества и длительное его господство в России было подготовлено всем ходом ее развития под властью Орды, а затем под «пятой» московского деспотизма. В менталитете разных сословий постепенно укоренилось подданническое, а по существу - холопское начало. Наиболее естественным путем складывалось оно в менталитете служилых людей (дворян), связанных своим происхождением с холопской средой, с челядью, в изобилии обитавшей при дворе великих и удельных князей. Российское дворянство никогда не ведало вольностей вассальных отношений и поэтому воспринимало формировавшийся самодержавно-крепостнический строй в XV-XVII вв. как вполне естественный политический процесс.

Что касается крестьянской массы, то холопское начало в менталитете прежних свободных общинников распространялось вследствие длительности и устойчивости подневольного положения в условиях экономической и личной зависимости от землевладельца или государства. Более трудно внедрялось холопское начало, по-видимому, в сознание посадского населения,


помнившего о своих вечевых традициях. Для искоренения этих традиций потребовались, например, вывоз вечевого колокола из Новгорода в 1478 г., ужесточение власти государства над посадами и, как завершение этого процесса, опричный погром Новгорода зимой 1570 г.

Княжеско-боярская знать долго не мирилась со своим холопским положением, идеолог которой князь A.M. Курбский решительно осудил Ивана IV за жестокость и деспотизм. Кровавые репрессии и истребление части знатных родов в конечном счете содействовали формированию и в сознании аристократической элиты подданнического менталитета, что стало особенно заметно в XVII в.

Однако несколько веков «азиатчины» - ордынского и московского деспотизма - не превратили холопство и подданничество в единственную основу российского менталитета. Другой его основой оставались традиционное стремление к «воле», выражением которой были и народные выступления против произвола и насилия, и княжеско-боярская защита старинных традиций, родовой и местнической чести, и литературная деятельность князя А. Курбского, по существу положившего начало русской политической эмиграции. Даже выразитель настроений служилой дворянской массы И. Пересветов заявлял в «Сказании о Магмет-салтане»: «В котором царстве люди порабощены, и в том царстве люди не храбры и к бою не смелы против недруга: они бо есть порабощены, и тот человек срама не боится, и чести себе не добывает...»

Крепостничество в России было унижающей человека системой, которая не только лишала его права распоряжения собой и свободы выбора, но и приучала к мысли о вековом бесправии. Крепостничество, с одной стороны, порождало в русском народе установку на терпение, необходимость «нести свой крест». С другой стороны, оно способствовало появлению в крестьянском менталитете охлократических стремлений к «бунту бессмысленному и кровавому» (охлократия - власть толпы). Крепостничество обрекало народ на патриархальность и невежество, препятствовало проникновению культурных ценностей в крестьянскую среду.

Кроме того, оно консервировало неэффективные социально-экономические отношения в России, отличавшиеся очень низким уровнем производительности сельскохозяйственного


труда, поскольку крепостные не были заинтересованы в результатах своего труда на господина. Вместе с тем крепостничество в условиях мобилизационного пути социального развития да­вало возможность государству контролировать экономическую деятельность разных сословий в стране и концентрировать необходимые финансовые ресурсы при решении внешнеполи­тических задач.

Культура

В культуре первой половины XVII в. еще продолжало доминировать религиозное мировоззрение. В то же время в ней стали распространяться идеи, связанные с теологическим рационализмом, естественнонаучные и исторические знания светского характера. Большое распространение получила публицистическая литература. В это время продолжала суще­ствовать созданная еще в предшествующий период церковная система начального образования, которая более или менее удовлетворяла интересы государства и церкви. Вместе с тем стали появляться частные школы. В искусстве началось «об­мирщение» архитектуры и живописи. В массовой культуре продолжались традиции героического эпоса, новым явлением стал всплеск скоморошества.

В 1633 г. Филаретом в Чудовом монастыре была уч­реждена патриаршая греко-латинская общеобразовательная школа. В 1649 г. ревностный сторонник светского образования боярин Федор Ртищев, постельничий и любимец царя, пригла­сил из Киева ученых монахов и устроил школу для молодых дворян в Андреевском монастыре. В этой школе изучались греческий и латинский языки, риторика и философия. Офици­альная церковь неодобрительно относилась к распространению в России «латинской грамоты», рассматривая ее как путь к еретичеству. Так, в составленных церковниками «прописях», по которым молодые люди учились грамоте в церковных школах, говорилось: «Кто по-латыни учился, тот с прямого пути совратился».

Большое влияние на характер и содержание образования в России оказало дальнейшее развитие книгопечатания. Так, если за всю вторую половину XVI в. в Москве были напечатаны лишь


18 книг, то в течение XVII в. вышли уже 483 издания. Большим спросом стали пользоваться печатные буквари. В 1634 г. впер­вые была издана «Азбука» Василия Бурцева. По свидетельству современников, в 1651 г. в Москве только за один день было продано около 2,5 тыс. экземпляров.

Наряду с религиозно-нравственными знаниями в России стали распространяться знания научного содержания, как правило, прикладного характера. Это привело к появлению разного рода письменных руководств, в которых обобщался опыт прикладного использования знаний, например, из области геометрии в земледелии, военном деле, из области химии в производстве пороха, чернил и красок. В Аптекарском приказе стали учить врачеванию и приготовлению медикаментов. На распространение религиозных и научных знаний в стране стала оказывать влияние переводная литература (в 1600-1650 гг. были переведены 13 книг). Так, в это время широкое распространение получили переводные «лечебники» и «травники», содержащиеописания лекарственных свойств растений.

Освоение новых территорий и расширение связей с другими странами сопровождались накоплением географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга к Большому чертежу» с указанием путей вторжения крымских татар в центр страны. В «отписках» (донесениях) отрядов землепроходцев, продвигавшихся через Сибирь, содержались описания вновь осваиваемых земель, на основании которых были составлены «росписи» городам и ост­рогам Сибири, а также морского пути вдоль Охотского моря.

В 1621 г. в России впервые появилась рукописная газета" «Куранты», которую для царя и его окружения стали писать переводчики Посольского приказа. В газете, основным источ­ником которой был «Амстердамский Курант», содержались сведения о главных событиях и наиболее важных новостях международной жизни.

В первой половине XVII в. государство уделяло большое внимание историческим знаниям, с помощью которых прави­тельство обосновывало законность новой династии на царский престол в России. В это время летописи как основной жанр исторических знаний стали утрачивать свое значение, а само летописание стало нередко напоминать историческое повествова­ние. В начале 30-х гг. XVII в. был составлен официальный «Но-


вый летописец», в котором подчеркивалась родственная связь Романовых с Иваном Грозным и тем самым обосновывалась законность их прав на царский престол. В «Новом летописце» отрицательно оценивалось «незаконное» правление Б. Годунова и резко осуждались народные движения в начале века.

Летописи постепенно стали вытесняться историческими по­вестями тематического содержания. В этих повестях, носивших публицистический характер, события часто представлялись не как результат «божественной воли», а как следствие деятельнос­ти людей, в связи с этим обнаружился интерес к самой человече­ской личности. Так, в «Сказании» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына и «Временнике» дьяка Ивана Тимофеева, посвященных бурным событиям начала века, при­чины потрясений усматриваются в ослаблении государственной власти и пренебрежении людьми религиозными правилами.

Грозные события начала XVII в. потрясли современников и вызвали стремление понять происшедшие потрясения. Это пос­лужило толчком для появления в среде церковно-политической элиты публицистической литературы, в которой скорбь по поводу разорения земли русской сопряжена с осуждением восстаний чер­ни. С позиций интересов аристократической знати были написаны «Сказание о Гришке Отрепьеве и о похождении его» и «Повесть како восхити неправдою на Москве царский престол Борис Го­дунов», в которых идеализировался образ правления Василия Шуйского и обличались его противники. Наоборот, антибоярской направленностью было проникнуто «Писание», вышедшее из дворянской среды и посвященное герою освободительной борьбы М. Скопину-Шуйскому. В демократических «Псковских повес­тях» нашла отражение позиция посадских людей, обвинивших во всех бедах бояр, воевод, дьяков и богатых купцов.

В первой половине XVII в. тенденция к «обмирщению» стала проникать и в русское искусство. Прежде всего это нашло отражение в распространении в архитектуре декорированного шатрового стиля. В это время были построены в Угличе Успенская церковь с тремя высокими, стройными шатрами; в Троице-Сергиевом монастыре - изящная и нарядная цер­ковь Зосимы и Савватия, украшенная цветными изразцами; в Вязьме - богато декорированный пятишатровый собор; в подмосковном селе Острово - церковь, увенчанная краси­вым шатром, у основания которого была возведена нарядная


четырехъярусная пирамида кокошников. К выдающимся произведениям зодчества XVII в. относится храм Рождества Богородицы в Путинках (Москва). По заказам купцов в Москве была возведена церковь Троицы в Никитниках, а в Ярослав­ле - храм Ильи Пророка.

«Обмирщение» русской архитектуры выразилось также в том, что каменное зодчество постепенно перестало быть атрибутом только церковного строительства. Из камня стали возводиться жилые и хозяйственные постройки для светской и духовной знати, богатых посадских людей. Выдающимся со­оружением такого типа является теремной дворец Московского Кремля, построенный Баженом Огурцовым и Трефилом Шару-тиным. Этот дворец представлял собой трехэтажное здание на высоких подклетях, увенчанное высоким «теремком». Золоченая двускатная крыша и два пояса лазурных изразцовых карнизов, каменная резьба, богато украшенное парадное золотое крыльцо придавали дворцу сказочный вид.

В массовой культуре, которая базировалась на образно-сим­волическом, преимущественно художественном типе мышления великороссов, продолжали сохраняться традиции героического былинного эпоса. В первой половине XVII в. эти традиции пере­рабатывались на основе осмысления борьбы с иноземными за­хватчиками, которая в.сознании русского народа воспринималась прежде всего как защита православной веры. Поэтому понятия «русский» и «православный», «Русская Земля» и «Святая Русь» в массовом сознании этого периода становятся нераздельными. Принимая в качестве идеала жизнь христианского подвиж­ника и испытывая благоговение перед ним, великороссы вместе с тем любили яркие праздничные гуляния, веселье, сохраняя при этом несмотря на церковные гонения и языческие празднества. Государство и церковь боролись с языческими пережитками, но в то же время были вынуждены учитывать в своей политике особенности массовой культуры. Так, например, страх в народе перед «заложными» (умершими насильственной смертью) по­койниками, якобы способными наводить различные бедствия, сдерживал государственные репрессии и даже вынудил ввести в законодательство обязательное покаяние и отпущение грехов казнимым.

Особенностью массовой культуры было широкое распро­странение так называемой «карнавальной культуры». Множество


скоморохов, кукольников с популярным в народе Петруш­кой, вожатых с обученными медведями бродили в то время по русским городам. Их грубоватые, порой резкие и смелые обличения светских господ и церковников привлекали к себе внимание народа и беспокоили представителей власти. Царь Алексей Михайлович даже издал в 1648 г. указ, по которому запрещались «позорища» (зрелища) скоморохов, «хари» (маски) и «бесовские гудебные сосуды» подлежали уничтожению, а ослушников приказано было «бить батогами». Однако это мало помогало - свободолюбивая народная карнавальная культура продолжала жить.

Внешняя политика

По мере восстановления и укрепления российской государ­ственности активизировалась и ее внешняя политика, прежде всего на западном и южном направлениях. Целями внешней политики в первой половине XVII в. были возвращение земель, утраченных в результате «Смуты», и защита южных рубежей России от набегов крымских татар.

Первые акции в области такой политики новой династии были направлены на борьбу с польско-шведскими интервента­ми. Героическая оборона Пскова вынудила шведского короля Густава-Адольфа заключить в феврале 1617 г. Столбовский мир: шведы вернули Новгородскую землю, но оставили за собой города в районе Финского залива (Ям, Копорье, Иван-город, Орешек). Россия утратила выход к Балтийскому морю, полученный в 90-х гг. XVI в.

Осенью 1618 г. под Москвой был разбит польский короле­вич Владислав, и в декабре подписано Деулинское перемирие: Речь Посполита признала династию Романовых, но сохранила за собой Смоленские и Черниговские земли.

В дальнейшем внешняя политика России на западном направлении проводилась в условиях первой общеевропей­ской тридцатилетней войны (1618-1648) между Католической лигой во главе с испанскими и австрийскими Габсбургами и Протестантской унией (Дания, Швеция, Нидерланды). По по­литическим мотивам Россия оказывала экономическую помощь протестантскому блоку, хотя не испытывала симпатии ни к тем ни к другим.


Основным противником России в это время была католичес­кая Речь Посполита, к войне с которой русское правительство стало готовиться сразу после подписания Деулинского перемирия, стремясь создать антипольскую коалицию в составе Швеции и Турции. Однако этого сделать не удалось, и Россия вступила в войну с Речью Посполитой. После смерти короля Речи Поспо-литой Сигизмунда III Земский собор принял решение о начале войны с Польшей за возвращение Смоленских земель. Началась Смоленская война 1632-1634 гг. Однако открытие военных дейс­твий было отложено в связи с набегом крымских татар.

Осенью 1632 г. русские войска под командованием вое­воды, боярина М. Шеина начали наступление на западном от Москвы направлении и зимой окружили Смоленск. Началась изнурительная 8-месячная осада Смоленска, в ходе которой русская армия фактически распалась: из-за набегов крымских татар армию покинули помещики и вотчинники из южных и юго-западных уездов, разбежались казаки и служилые люди по прибору (не имевшие земельных владений) в связи со вспыхнувшими в западных и юго-западных уездах народными выступлениями»

В конце лета 1633 г. новый король Польши Владислав организовал поход к Смоленску и, оттеснив русские войска от города, окружил их. Набеги крымского хана не позволили ока­зать помощь войскам М. Шеина, который, вступив в переговоры с поляками, в феврале 1634 г. подписал капитуляцию. Однако польским войскам после поражения основных сил русской армии также не удалось развить успех. Владислав пошел на переговоры, которые закончились подписанием Поляновского мирного договора, восстановившего в основном границу, су­ществовавшую до войны. Россия отказалась от части занятых в ходе войны западно-русских земель, а король Владислав - от претензий на русский престол. Одним из виновников неудач русской армии в ходе войны был признан М. Шеин, казненный затем по приговору боярской думы.

На южном направлении Россия в первой половине XVII в. стремилась защитить население от набегов крымских татар, которые, уводя русских людей в «полон», затем продавали их на невольничьих рынках Османской империи. В самой России для выкупа пленных-рабов с населения собирались специальные «полоняничные деньги».


Пытаясь вовлечь Турцию в антипольскую коалицию, рус­ская дипломатия стремилась установить союзные отношения с Османской империей, надеясь также на то, что турецкое правительство будет сдерживать набеги крымских татар на южные границы страны. Однако заключить союз с Турцией

не удалось.

В 1637 г. несколько тысяч донских казаков во главе с атаманом Михаилом Татариновым захватили пограничную ту­рецкую крепость Азов, расположенную в устье Дона. Началось знаменитое Азовское сидение. Однако Россия была не готова к войне с Османской империей. Поэтому Земский собор отклонил предложение казаков включить Азов в состав России и казакам, выдержавшим осаду 200-тысячного турецкого войска, в 1642 г. пришлось оставить крепость.

В первой половине XVII в. продолжалась правительствен­ная и народная (казацкая и крестьянская) колонизация Сибири. Правительство с помощью «промышленников» организовывало большие походы в Сибирь с целью овладения громадными пушными богатствами и поиска руд благородных металлов. Преодолевая огромные трудности, промышленники и казаки направлялись за Урал, и от реки Оби по водным путям на «ко-чах» (небольшие парусные лодки) они переходили волоками из одного бассейна в другой. Опорными пунктами колонизации в Сибири стали русские города: Тюмень, Тобольск, Томск. В Си­бири основывались города-остроги (Енисейск, Якутск), ставшие укрепленными административно-военными и в ряде случаев хозяйственными центрами. Большое значение приобрели такие центры сухопутных и морских путей, как Тобольск и Манга-зея. В первой половине XVII в. в Сибири впервые начались разработки сибирских руд: была организована добыча железа вТуринске и на реке Нице.

В XVIIв. в Сибири на площади около 8,5 тыс. километров проживало огромное количество малочисленных народов, принадлежащим к различным языковым группам, числом не более 200 тыс. человек. Они находились на стадии разложения родовых отношений, страдали от непрекращающихся межродовых и межплеменных столкновений. Это в значительной мере способствовало относительно мирному освоению столь значительной территории в течение одного столетия немногочисленными русскими отрядами колонистами несмотря на отдельные


вооруженные столкновения с местным населением. Коренной принцип внешней политики России на Востоке - «а мы за в» стояти и от сторон беречи хотим» - способствовал мирном) расширению государственной территории, стабилизировал га-ношения в присоединенных регионах.

Немало землепроходцев, участвовавших в освоении Сиби­ри, вышли из среды казаков, прошедших через всю Сибирь в в 40-х гг. XVII в. вышедших к берегам Тихого океана. Ерофей Хабаров из Якутска дошел до Амура и составил «чертеж реке Амуру».

В первой половине XVII в. русские землепроходцы прошли также моря Северного Ледовитого океана, а в 1648 г. Семен Дежнев открыл пролив между Азией и Америкой.

Русские землепроходцы совершили такой же подвиг, как и отважные мореплаватели других стран, открывшие новые земля и совершившие великие географические открытия.

Для управления огромным краем в 1637 г. был создан! Сибирский приказ. С местного взрослого мужского населения русская администрация собирала ежегодную подать мехами (ясак). Сбор ясака проводился с применением насильственных мер: часто чиновники брали заложников из местного населе­ния и держали их в заключении до полного сбора всей подати. Притеснения и насилие местной администрации, в том числе из местных князьков и сотников, становились поводом для восстаний местного населения и русских колонистов. В целом же русское и местное население Сибири соседствовало доста­точно мирно, взаимообогащая друг друга хозяйственными и бытовыми навыками, что способствовало переходу местных народов к оседлости, земледелию.


Похожая информация.


Первый этап (конец Х V - конец Х V I вв.) Процесс закрепощения крестьян в России был достаточно длительным. Еще в эпоху Древней Руси часть сельского населения теряла личную свободу и превращалась в смердов и холопов. В условиях раздробленности крестьяне могли покидать землю на которой жили и переходить к другому землевладельцу.

Судебник 1497 г . упорядочил это право, подтвердив право владельческих крестьян после выплаты пожилого на возможность выхода в Юрьев день (день Святого Георгия) осенний (неделя до 26 ноября и неделя после). Фиксация законом определенного краткого срока перехода свидетельствовала, с одной стороны, о стремлении феодалов и государства ограничить право крестьян, а с другой, об их слабости и неспособности закрепить крестьян за личностью определенного феодала. Эта норма содержалась и в новом Судебнике 1550 г.

Однако в 1581 г., в условиях крайнего разорения страны и бегства населения, Иван I V ввел заповедные годы , запрещавшие крестьянский выход на территориях, наиболее пострадавших от бедствий. Эта мера была чрезвычайной и временной , вплоть до царева указа.

Второй этап. (конец Х VI в. - 1649 г).

Указ о повсеместном закрепощении . В 1592 (или в 1593 г.), т.е. в эпоху правления Бориса Годунова, вышел указ (текст которого не сохранился), запрещавший выход уже по всей стране и без каких-либо временных ограничений. Введение режима заповедных лет позволило начать составление писцовых книг (т.е. провести перепись населения, создавшую условия для прикрепления крестьян к месту их жительства и их возвращения в случае бегства и дальнейшей поимки старым хозяевам). В этом же году обелялась (т.е. освобождалась от налогов) барская запашка, что стимулировало служилых людей к увеличению ее площади.

Урочные годы. На писцовые книги ориентировались составители указа 1597 г., установившие т.н. урочные годы (срок сыска беглых крестьян, определенный сначала в пять лет). По истечению пятилетнего срока бежавшие крестьяне подлежали закрепощению на новых местах, что отвечало интересам крупных землевладельцев, а также дворян южных и юго-западных уездов, куда направлялись основные потоки беглых.

Окончательное закрепощение . На втором этапе закрепостительного процесса шла острая борьба между различными группировками землевладельцев и крестьянами по вопросу о сроке сыска беглых, пока Соборное уложение 1649 г. не отменило урочные годы, ввело бессрочный сыск, объявило вечную и потомственную крепость крестьян. Так завершилось юридическое оформление крепостного права

На третьем этапе (с середины Х VII в. до конца Х VIII в.) крепостное право развивалось по восходящей линии. Например, по закону 1675 г. владельческих крестьян можно было уже продавать без земли. От рабов крепостные отличались лишь наличием собственного хозяйства на земле помещика. В Х VIII в. помещики получили полное право распоряжаться личностью и имуществом крестьян, в том числе ссылать их без суда в Сибирь и на каторгу.

На четвертом этапе (конец Х VIII в. - 1861 г.) крепостнические отношения вступили в стадию своего разложения. Государство начало проводить меры, несколько ограничившие произвол помещиков, к тому же крепостничество в результате распространения гуманных и либеральных идей было осуждено передовой частью русского дворянства.

В итоге, в силу различных причин оно было отменено Манифестом Александра 11 в феврале 1861 г.