Стихотворение М.Ю. Лермонтова «Как часто, пестрою толпою окружен» (Восприятие, истолкование, оценка.). Михаил Лермонтов — Как часто, пестрою толпою окружен: Стих Как часто пестрою толпою окружен когда написано

31 декабря 1839 года в белоколонном зале Дворянского собрания на Михайловской площади в Петербурге был устроен новогодний бал-маскарад, на котором присутствовал высший свет и Николай 1 с членами своей семьи. На этом балу был и Михаил Лермонтов.

Впоследствии И. С. Тургенев вспоминал: «На бале Дворянского собрания ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочерёдно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества» Лермонтов намеренно подчеркнул, что стихотворение «Как часто, пестрою толпою окружён … » написано в связи с этим балом: вместо эпиграфа поставлена дата — «1 января».

Поэт изобразил в своём произведении высшее общество, которое он презирал, и открыто высказал своё к нему отношение. Главная тема стихотворения — обличение жизненного «маскарада» и холодной
бездушности светского общества. у произведения кольцевая композиция. Оно начинается и заканчивается описанием высшего света. В середине же лирический герой переносится в детство — он окунается в естественный мир гармонии. Для произведения характерно сочетание двух контрастных жанров — элегии и сатиры.

В стихотворении три смысловые части. В первой части дана картина великосветского бала. Во второй — поэт уводит читателя в светлый мир своих воспоминаний. В третьей части лирический герой возвращается в чуждый ему мир, что вызывает в нём бурю негодования и душевной боли.
Два первых шестистишия представляют собой одно сложноподчинённое предложение с двумя
придаточными:
Как часто, пёстрою толпою окружён …
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.
Перечитывая два распространённых придаточных, читатель явно ощущает нагромождение образов, мелькание пёстрых фигур и масок. Такие эмоциональные ощущения, созданные сложной синтаксической конструкцией, сближают читателя с лирическим героем. Герою скучно среди «пёстрой толпы », «дикого шёпота затверженных речей», среди «бездушных людей» и «приличьем стянутых масок». Женщины на этом балу, хоть и красивы, но очень похожи на кукол-марионеток. Лирическому герою неприятны их кокетливость, жесты, отрепетированные перед зеркалом, «давно бестрепетные» руки, не знающие ни волнения, ни смущения. Эти городские красавицы знают себе цену и уверены, что никто не устоит перед их чарами. Но герою скучно среди них.

Все присутствующие на балу надели маскарадные маски будто для того, чтобы скрыть своё бездушие и прочие пороки, В этой толпе лирический герой чувствует себя чужим и одиноким. Чтобы отвлечься от неприятного шума и блеска, он мысленно уносится в заветный мир грёз — в своё детство. Вторая часть стихотворения погружает читателя в особую атмосферу:
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные всё места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей …
Родные места — это Тарханы, где прошло детство Лермонтова. Идёт явное противопоставление бездушного мира высшего общества живой природе:
В аллею тёмную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и жёлтые листы
Шумят под робкими шагами.
Душа лирического героя тянется к естественности и искренности — к тому, что давно забыто в «высшем свете». Родной дом и детство для Лермонтова — символы «идеального мира » (он показан в произведениях «Родина», «Мцыри», «Воля»). Но «идеальный мир » существует только в воспоминаниях, и герой «памятью к недавней старине » летит «вольной птицей ».
Поэт нарисовал романтический пейзаж. Здесь есть все романтические атрибуты: спящий пруд, дымка, туманы, тёмная аллея. Создана поэтическая атмосфера таинственности и Божественного присутствия.

Именно в такой момент лирический герой обращается к теме любви. Он рассказывает то ли о своём сне, то ли о своей мечте. Образ прекрасной девушки для него — воплощение чистоты и нежности:
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.
Эти глаза и розовая улыбка — полный контраст с масками бездушных людей на балу. Только в этом мире лирический герой счастлив — здесь он ощущает гармонию. Получается, что душа лирического героя принадлежит миру идеальному, а жить он вынужден в мире реальном — среди «пёстрой толпы ». Его трагедия — трагедия всех романтических героев. Она заключается в том, что герой обречён на вечные скитания между этими двумя мирами. Картины детства в сравнении с картинами бала так прекрасны, что когда лирический герой вновь оказывается среди ненавистной ему толпы, он уже не может выносить эту удушающую атмосферу, и
у него возникает желание бросить гневный вызов царству масок:
О, как мне хочется смутить весёлость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью! ..
Выразительные средства языка помогают поэту раскрыть идейное содержание стихотворения. Оно целиком построено на антитезе (противопоставлении). Поэт изображает два мира, используя резкие контрасты. В стихотворении контрастно всё — звуки, цвета. Мир суеты нарисован словами пёстрая, мелькают, маски — здесь яркость и блеск смешиваются в одну безликую массу. Рисуя идеальный мир, поэт использует совершенно другую палитру — это лазурь, зелень трав, сиянье, розовая улыбка, жёлтые листья. Звуковой тон в этих мирах тоже различается. Праздник масок сопровождается шумом музыки, пляски, «диким шепотом: — всё это очень дисгармонично. Звуки идеального мира складываются в тихую мелодию — это тишина, шуршание листьев,
плач человека.

«Как часто, пестрою толпою окружен...» -- одно из самых сокровенных лирических стихотворений Лермонтова, посвященное возникшей еще в детские годы мечте о человеческом понимании, которой не дано осуществиться. Эта мечта была воплощена автором в его поэтических образах, противостоящих мертвой, холодной, бездушной реальности.

Стихотворение имеет авторский эпиграф: «1-е января» и посвящено маскарадному балу, где присутствовал высший свет и императорская фамилия. Новогодний бал состоялся в ночь с 1-го на 2 января 1840 года в Большом каменном театре, на нем присутствовали Николай I и члены царской семьи. Создание и публикация стихотворения, описывающего бал с царствующими особами, было смелым поступком поэта Лермонтова. Это произведение косвенным образом задевало самого императора и, поэтому, обострило враждебные эмоции Николая I к автору.

Основная тема стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен» - обличение жизненного «маскарада», холодной бездушности светского общества.

Уже в четвертой строке читаем:

«При диком шепоте затверженных речей…»

и слышим резкую критику в адрес присутствующих.

Сразу тускнеет блеск новогоднего бала, и мы видим совсем иную картину:

«Мелькают образы бездушные людей,

Приличьем стянутые маски…»

Все присутствующие будто надели маскарадные маски, чтобы скрыть свое бездушие, черствость и прочие пороки общества.

Наружно погружаясь в их блеск и суету,

Ласкаю я в душе старинную мечту,

Погибших лет святые звуки.

А воображаемое прошлое оказывается для него подлинной реальностью, изображенной очень точно и с большой любовью:

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,

А за прудом село дымится - и встают

Вдали туманы над полями…

И странная тоска теснит уж грудь мою:

Я думаю об ней, я плачу и люблю,

Люблю мечты моей созданье.

Противоречие между мечтой и бездушной действительностью вызывает у автора чувство протеста и он бросает вызов обществу:

«Когда ж, опомнившись, обман я узнаю

И шум толпы людской спугнет мечту мою,

На праздник незваную гостью,

О, как мне хочется смутить веселость их

И дерзко бросить им в глаза железный стих,

Облитый горечью и злостью!..

Поэт бросает вызов обществу, пытающемуся уничтожить его светлую мечту. Этот вызов выражается в Лермонтовском «железом стихе», дерзко брошенном в глаза веселящемуся обществу.

Стихотворение о новогоднем бале стало событием в русской литературе. Стало очевидным, что в России появился еще один талантливый и смелый поэт, который превратил свое творчество в оружие против пороков общества.

Лирический герой стихотворения Лермонтова - это гордая одинокая личность, противопоставленная обществу. Одиночество - центральная тема его поэзии и, в первую очередь, стихотворения «Как часто, пестрою толпою окружен». Герой не находит себе пристанища ни в светском обществе, ни в любви, ни в дружбе. Лермонтов и его герои тоскуют по настоящей жизни. Автор сожалеет о «потерянном» поколении, завидует великому прошлому предков, полному славных великих дел.

Всё творчество Лермонтова наполнено болью за своё отечество, любовью ко всему, что его окружает и тоской по близкому человеку.

За свою короткую жизнь Лермонтов создал столько произведений, что навсегда прославил русскую литературу и продолжил дело великого А.С. Пушкина, став с ним вровень.

«Как часто пестрою толпою окружен…» - одно из самых значительнейших стихотворений Лермонтова, по своему обличительному пафосу близкое к «Смерти поэта». Творческая история стихотворения доныне являлась предметом неутихающих споров исследователями. Стихотворение имеет эпиграф «1_е января», указывающий на его связь с новогодним балом. По традиционной версии П. Висковатого, это был маскарад в Дворянском собрании, где Лермонтов, нарушив этикет, оскорбил двух сестер. Обратить внимание на поведение Лермонтова в это момент оказалось неудобным: «это значило бы предавать гласности то, что прошло незамеченным для большинства публики». Но когда в «Отечественных записках» появилось стихотворение «Первое января», многим выражения в нем показались непозволительными. И. С. Тургенев в «Литературных и житейских воспоминаниях» (1869 г.) утверждал, что сам видел Лермонтова в маскараде дворянского собрания «под новый 1840 г.»: «…ему не давали покоя, беспрестанно приставали к нему, брали его за руки; одна маска сменялась другою, а он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества. Быть может ему приходили в голову те стихи:

Когда касаются холодных рук моих

С небрежной смелостью красавиц городских

Давно бестрепетные руки…»

В настоящее время установлено, что в Дворянском собрании не было маскарада. Это как будто бы превращает сообщение Висковатого в легенду. Высказывалось предположение, что выходка Лермонтова все же имела место, но задолго до его новогоднего стихотворения, и относилась она ни к царским дочерям, как это считалось раньше, а к императрице; именно к январю и февралю 1839 г. относятся ее посещения маскарада в Дворянском собрании, где под маской она «интриговала» близких друзей Лермонтова. В эти же дни она интересовалась ненапечатанными стихотворениями Лермонтова, которые ей доставляли те же маскарадные партнеры - Соллогуб и В. А. Перовский, прочитавший ей «Демона» по рукописи 9 февраля 1839 г. Возможно, что глухие рассказы о маскарадных происшествиях в 1839 г. и впечатления от новогодних стихотворений в 1840 г. слились в памяти современников в один эпизод. стихотворение лермонтов лирический

С юных лет светское общество, с которым Лермонтов был связан рождением и воспитанием, олицетворяло в его глазах все лживое, бесчувственное, жестокое лицемерие. И он имел смелость в своих стихотворениях высказать все, что о них думает. В мире, где нет ни чести, ни любви, ни дружбы, ни мыслей, ни страстей, где царят зло и обман, - ум и сильный характер уже отличают человека от светской толпы.

Значение стихотворения не сводится только к обличению «большого света». Оно глубоко и многозначно. Тема маскарада здесь символична. Речь идет не только о бале, а о бездушии и фальши светского общества. Обнаруживается парадокс: то, что непосредственно окружает поэта, оказывается призрачным видимым «как будто бы сквозь сон», и, напротив, воображаемое прошлое оказывается подлинной реальностью, описанной точным вещественно_предметным языком:

«И вижу я себя ребенком; и кругом

Родные все места - высокий барский дом

И сад с разрушенной теплицей…»

Когда я прочитала это стихотворение, то мне показалось что в нем автор выплеснул всю свою боль и горечь. Он очень сильно скучает по своему детству. Ему очень хочется вернуться в родные места. И в то же время он ненавидит всех бездушных людей, которые его окружают:

…О, как мне хочется смутить веселость их

и дерзко бросить им в глаза железный стих,

облитый горечью и злостью.

Как часто, пестрою толпою окружен...

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шепоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки,-
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком, и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю, люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин –
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.



На праздник нзванную гостью,


Облитый горечью и злостью!…

31 декабря, в новогоднюю ночь нового, 1840 года, Лермонтов был среди гостей в зале Благородного собрания в Москве на пышном костюмированном балу, где присутствовал весь “цвет” петербургской аристократии.
Иван Сергеевич Тургенев, в ту пору ещё совсем молодой человек, только начинающий пробовать свои силы в литературе, видел Лермонтова среди гостей на том балу и запомнил, как к нему поминутно приставали маски, брали его за руки, старались заинтриговать. “А он почти не сходил с места и молча слушал их писк, поочередно обращая на них свои сумрачные глаза. Мне тогда же почудилось, - пишет Тургенев, - что я уловил на лице его прекрасное выражение поэтического творчества…”
Среди гостей находились дочери Николая I – одна в голубом широком плаще с капюшоном, другая – в розовом, обе в черных масках. Всем было известно, кто скрывался под этими масками; тем не менее все делали вид, будто не могут разгадать эту тайну. Однако почтительно расступались перед знатными “незнакомками”.
Приблизившись к Лермонтову, дочери императора заговорили с ним надменно и самоуверенно. Сделав вид, будто ему и в голову не приходит, кто эти замаскированные дамы, Лермонтов ответил им вызывающе смело да еще прошелся с ними по залу. Возмущенные, разгневанные, великие княжны поспешили скрыться и тотчас отправились домой. А через две недели в “Отечественных записках” появилось стихотворение Лермонтова, которое поэт нарочно пометил числом “1-е Января”. В этом стихотворении говорится о том, как, созерцая блеск и суету великосветского маскарада – “образы бездушные людей”, “приличьем стянутые маски”, поэт старается забыться, уйти в мир своей мечты. Его посещает вдохновение. И Лермонтов заканчивает стихотворение строфой:

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник нзванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Это стихотворение было ответом и на повесть Соллогуба, и на новогоднюю встречу с дочерьми российского императора. Лермонтов заявил о том, что между ним и великосветским обществом лежит глубокая, непроходимая пропасть.
В Зимнем дворце прекрасно понимали, о каком происшествии вспомнил поэт, и многие строчки показались царедворцам “непозволительными”
Так через три года после гибели Пушкина началась травля другого великого поэта России.
Лермонтов был очень честным и правдивым человеком. Он ненавидел лицемерие и ложь и не терпел этого от других. В раннем детстве его бабушка выгнала его отца, не позволяла ему видеться с сыном. Маленькому Лермонтову приходилось разрываться между одинаково любимыми им людьми, приходилось менять себя для бабушки, скрывая свою истинную натуру. Это наложило сильный отпечаток на характер будущего поэта: он был скрытным, замкнутым и почти всегда прятал свои теплые мысли и чувства. На том балу он столкнулся именно с тем, что так сильно ненавидел: с лицемерием, двуличностью и обманом, как внешним, так и внутренним. Лермонтов всем сердцем желает перенестись в свои родные места, где он чувствует себя более менее спокойно. Строки о Тарханах наполнены почти ощутимой любовью; Лермонтов описывает природу и обстановку очень нежно, трепетно и с благоговением. Но после резкого возвращения из мира грез в мир реальности он понимает всю безнадежность своего положения, и от осознания того, что он н e
может искоренить эти ненавидимые им черты и в то же время свойственные ему самому, его нравственный нарыв прорывается обличительными фразами этого стихотворения:

И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!…

Лермонтов понимал, что он не в силах изменить этот мир, но и никогда не сможет с ним примириться, и поэтому он был обречен существовать в непрерывной борьбе с жизнью и с самим собой. Его стихи невероятно грустные и наполненные горечью, и в то же время гениальные, как будто эти откровения ему подсказаны свыше. Дальнейшая судьба Лермонтова была предрешена, потому что он был пророк, а Россия расстреливает своих пророков. Два гения, два пророка – и одинаковая судьба: смерть от пули, пущенной безжалостной рукой…

Читать стих “Как часто, пёстрою толпою окружён” Лермонтова Михаила Юрьевича нужно как произведение, раскрывающее противоречивый внутренни мир поэта. Молодой человек рано понял, что не создан для светской жизни, однако же, приехав в январе 1840-го году в отпуск в Москву, он окунулся в нее и сразу почувствовал отвращение. Эту эмоцию он и передает в стихотворении, написанном тогда же.

Прочитанные онлайн или на уроке литературы в классе строки, с одной стороны погружают в мир грез автора, который вспоминает свое беззаботное детство, уединившись ото всех, с другой стороны – легко ощутить и его раздражение, когда в мир мечтаний врывается светская реальность. В такие минуты поэт хочет передать окружающим горечь и злобу, обуревающие его, о чем напрямую и говориться в тексте стихотворения Лермонтова “Как часто, пёстрою толпою окружён”.

Если учить его полностью, также несложно заметить, какой противоречивой личностью является автор: это мечтательный юноша с одной стороны и разочаровавшийся в жизни циник – с другой. Он хочет, чтобы жизнь была полна смысла, но не может его найти, и потому выплескивает свое раздражение и досаду на людей и себя, в том числе, в желчных поэтических строчках.

Как часто, пестрою толпою окружен,
Когда передо мной, как будто бы сквозь сон,
При шуме музыки и пляски,
При диком шопоте затверженных речей,
Мелькают образы бездушные людей,
Приличьем стянутые маски,

Когда касаются холодных рук моих
С небрежной смелостью красавиц городских
Давно бестрепетные руки, -
Наружно погружась в их блеск и суету,
Ласкаю я в душе старинную мечту,
Погибших лет святые звуки.

И если как-нибудь на миг удастся мне
Забыться, - памятью к недавней старине
Лечу я вольной, вольной птицей;
И вижу я себя ребенком; и кругом
Родные все места: высокий барский дом
И сад с разрушенной теплицей;

Зеленой сетью трав подернут спящий пруд,
А за прудом село дымится - и встают
Вдали туманы над полями.
В аллею темную вхожу я; сквозь кусты
Глядит вечерний луч, и желтые листы
Шумят под робкими шагами.

И странная тоска теснит уж грудь мою:
Я думаю об ней, я плачу и люблю,
Люблю мечты моей созданье
С глазами, полными лазурного огня,
С улыбкой розовой, как молодого дня
За рощей первое сиянье.

Так царства дивного всесильный господин -
Я долгие часы просиживал один,
И память их жива поныне
Под бурей тягостных сомнений и страстей,
Как свежий островок безвредно средь морей
Цветет на влажной их пустыне.

Когда ж, опомнившись, обман я узнаю,
И шум толпы людской спугнет мечту мою,
На праздник незванную гостью,
О, как мне хочется смутить веселость их,
И дерзко бросить им в глаза железный стих,
Облитый горечью и злостью!..