Стадии проектирования и конструирования изделий. Предпроектные исследования этап. Моделирование изделий

История развития мебели.

Мебель в интерьере занимает значительное пространство, особенно в интерьерах жилых помещений. Она выступает активной составляющей композиции и играет большую роль в художественной организации интерьера.

Мебель - (от франц. meuble, от лат. mobius - подвижный)- оборудование, предназначенное для размещения на нем или за ним людей и разнообразных элементов предметного наполнения интерьера.

Многие виды мебели появились еще в древности. За тысячелетия они приобрели устойчивые формы (см. статьи История развития мебели, Стилистические особенности в различные исторические эпохи (на примере стула)). Однако, с появлением новых технологий и материалов (пластмасса, эластичные пористые массы, синтетические ткани) получили распространение новые разновидности мебели. Например, новые по форме кресла на роликах с регулируемыми по высоте и углу наклона спинки с сиденьем.

Проектирование мебели относится к промышленному дизайну. Процесс проектирования и конструирования мебели, как и процесс проектирования любого другого промышленного изделия, расчленяется на этапы, каждый из которых имеет свои задачи, особенности и результаты. Результаты отражаются, фиксируются в соответствии нормативной документации и материалах. Здесь следует различать два понятия: проектирование и конструирование. Проектирование – более широкое понятие, чем конструирование. Оно заключается в разработке проекта. Под проектом понимается замысел, идея, образ, включающие их первоначальное описание, обоснование, предварительные расчеты и чертежи. Конструирование - завершающая часть проектирования. Под конструированием изделий понимается процесс создания конструкторской документации на них. Предполагаются проведение расчетов и разработка совокупности конструкторских документов, содержащих необходимые данные для изготовления образцов, освоения производства, контроля, приемки, поставки и эксплуатации изделия, включая его ремонт. Часто эти слова понимаются как синонимы, особенно в учебном проектировании, когда студент выступает в роли дизайнера и конструктора одновременно.

1. Подготовительный этап. На этом этапе работают маркетологи. Они изучают рынок, определяют вид изделия, предполагаемого к продаже, и требования к нему рынка. Также маркетологи выбирают дизайнера, который в тесном сотрудничестве с ними, конструкторами, технологами, экономистами, социологами, специалистами по сбыту и пр., учитывая все антропометрические и функциональные требования, создает проект нового изделия.

2.Проект нового изделия. Завершающей частью проекта является техническое задание.

3.Техническое задание (ТЗ) – документ для разработки (конструирования) изделия и технической документации.Устанавливает требования, объем, стадии разработки и состав конструкторской документации. Задача конструктора, получившего в свои руки ТЗ, - найти на его основе правильные технические решения и разработать комплект технической документации на изделие.
Прежде всего, проводится анализ технического задания. В нем может быть масса неясностей и непонятных мест. Все это должно быть уточнено с его автором-дизайнером. Затем конструктор определяет основные требования к объекту конструирования и основные принципы его работы.
Следующий этап - выявление уже существующих технических решений аналогов. При этом с использованием каталогов, проспектов или интернет-сайтов производится подбор различных вариантов конструкции, относящихся к объекту и его основному принципу и близких к ним. Изучение информации обычно приводит к обеспечению конструктивной преемственности - использованию при разработке предшествующего опыта по профилю специализации и смежных отраслей, введение в конструкцию разрабатываемого объекта всего полезного, что имеется в существующих конструкциях.
На этом этапе проектирования, конструктор представляет себя на месте пользователя для анализа поведения людей, которые будут взаимодействовать с проектируемым объектом, и как способ решения технических задач. При этом, конструктор учитывает все антропометрические и функциональные размеры.. Важно и просто оценить размеры мебели, на которой и за которой будут сидеть, а также габариты вещей, которые будут в ней храниться. Часто дизайнер разрабатывает внешнюю форму, а внутреннюю форму, в том числе размеры внутренних ящиков, отсеков для хранения вещей рассчитывает конструктор. Исследования набора предметов, используемых людьми разного пола и возраста, существуют, но показатели быстро устаревают, т.к. появляются новые предметы обихода и меняются размеры существующих.

На этапе разработки ТЗ в изделии, вне зависимости от сложности предложенной дизайнером, должны быть заложены максимальные простота и технологичность конструкции. Обеспечение надежности и безопасности изделий - важное требование. Оно должно достигаться даже вне зависимости от художественного решения, предложенного дизайнером. Одновременно конструктор должен помнить и об экономии материалов. Например, на этапе предварительного конструирования корпусной мебели время от времени прикидывается с использованием компьютерных программ, как ее детали ложатся на карты раскроя, каков их полезный выход из плит формата, используемого предприятием.
Уже на самых первых этапах конструирования следует предусматривать возможную будущую вариантность изделия, например за счет использования различных фурнитуры и комплектующих, изменения фасадов, обивки или цветовых решений.

4. Техническое предположение (ТП). По результатом анализа ТЗ, сбора данных об аналогах и первоначальных проработках дизайнерского проекта составляется ТП. Техническое предложение (ТП) - это проектная конструкторская документация, содержащая техническое и технико-экономическое обоснования целесообразности разработки изделия на основании анализа технического задания и проработки возможных
вариантов конструкции изделия.
Это означает, что на этом этапе к разработке документации привлекаются технологи, помогающие определить расход материалов и комплектующих, и экономисты- для грамотного расчета себестоимости.
Уточненный образ нового изделия может быть представлен в виде чертежей, рисунков, объемных изображений или макетов в натурном или уменьшенном масштабе. При этом ТП фактически совмещается с разработкой технического проекта.

5. Технический проект. Работа над техническим проектом (ПТ) начинается после одобрения технического предложения, с учетом высказанных при этом замечаний и пожеланий сбытовиков, дизайнера, технологов и экономистов. Под техническим проектом понимается проектная конструкторская документация, содержащая окончательные конструктивные решения, достаточные для получения полного представления о конструкции и значениях показателей качества изделия.
Очень важно, чтобы разрабатывающий его конструктор, так же как и дизайнер, владел понятием композиции, определяющей структуру и взаимосвязь важнейших элементов объекта, которыми определяется его смысл и выражается замысел. «…Немногие конструкторы-мебельщики, закончившие технические вузы, могут похвастаться знанием предметов, обычно изучаемых в художественных и архитектурных вузах. И у них есть только один путь - самообразование. Конструктору необходимо изучить все
то, что преподается сегодня архитекторам и дизайнерам, постоянно следить за тенденциями моды, появлением новых материалов, держать у себя на столе новые каталоги изготовителей фурнитуры и комплектующих, регулярно посещать мебельные выставки и магазины».

Разработка технического проекта заканчивается подготовкой чертежей, на основании которых изготавливается натурный экспериментальный образец изделия. Его изготовление производиться не вручную, а на имеющемся у предприятия оборудовании или с полной имитацией используемой технологии - только в этом случае можно проверить пригодность разрабатываемого изделия к освоению его производства. Кроме того, изготовление образца происходит под постоянным непосредственным наблюдением конструктора, контролирующего наличие своих ошибок и оценивающего технологичность разработанного им изделия.
После обсуждения образца с участием тех же специалистов и при тех же условиях, что и рассмотрение ТП, одобренный технический проект с учтенными в нем замечаниями является основанием для разработки рабочей конструкторской документации.

6. Рабочий проект. Рабочая конструкторская документация - это конструкторская документация, разработанная на основе технического задания и конструкторской документации технического проекта, предназначенная
для обеспечения изготовления, контроля, приемки, поставки, эксплуатации и ремонтов изделия.
Ее комплект должен включать рабочие чертежи деталей, сборочные чертежи, схемы, спецификации и перечни (ведомости) покупных и комплектующих изделий, чертежи упаковки, инструкцию по сборке изделия потребителем и т. д.
Все чертежи изделий серийного и мелкосерийного производства, подлежащих сертификации, должны быть выполнены в соответствии с требованиями Единой системы конструкторской документации (ЕСКД).

В остальной части данной главы освещаются этапы проектирования операционной системы. Эти этапы включают в себя проектирование изделий и процессов производства, определение производственных мощностей, места их расположения, проектирование предприятия и разработку производственных операций. В этом разделе рассматриваются вопросы проектирования изделий и процессов для производств, ориентированных на выпуск товаров. В следующем разделе обсуждаются вопросы проектирования продукции и процессов в сфере предоставления услуг.

Критерии и выбор проектов

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ИЗДЕЛИЙ. Проектирование изделий должно быть нацелено на удовлетворение потребностей покупателей. Для анализа конкретных требований потребителя к данному изделию разработчик должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования изделий:

1. Стоимость.

2. Экономичность эксплуатации.

3. Качество.

4. Элементы роскоши.

5. Размер, мощность или прочность.

6. Срок службы.

7. Надежность в эксплуатации.

8. Требования к обслуживанию, его простота.

9. Универсальность использования.

10. Безопасность эксплуатации.

Для того чтобы получить нужные характеристики изделия, разработчик в ходе проектирования должен сделать выбор вариантов в следующих областях

1. Размеры и формы.

2. Материалы.

3. Соотношение стандартных и специфических элементов.

4. Модульные компоненты.

5. Избыточные компоненты для повышения надежности.

6. Элементы безопасности.

Ясно, что между критериями проектирования изделия и возможными вариантами выбора существуют определенные компромиссы. Так, например, установка кондиционера в автомашине сделает ее более роскошной, но увеличит объем обслуживания. Аналогичным образом применение более толстых листов металла для корпуса увеличит срок службы автомобиля и повысит его безопасность, но и приведет к его удорожанию и, возможно, к уменьшению пробега на один галлон горючего.

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ПРОЦЕССА ПРОИЗВОДСТВА. Когда изделие спроектировано, необходимо определить этапы процесса производства этого изделия. Как и при проектировании изделия, разработчик процесса должен рассмотреть относительную значимость следующих критериев проектирования процесса производства:

1. Производственная мощность.

2. Экономическая эффективность.

3. Гибкость.

4. Производительность.

5. Надежность.

6. Ремонтопригодность.

7. Стандартизация и постоянство результатов.

8. Безопасность и промышленная санитария и гигиена.

9. Удовлетворение жизненных потребностей рабочих.

Чтобы обеспечить нужные характеристики процесса, разработчик должен сделать выбор вариантов в следующих областях:

1. Тип перерабатывающей системы (проектная система, мелкосерийное производство, массовое производство, непрерывный процесс, комбинация вышеперечисленных вариантов).

2. Собственное производство или приобретение некоторых комплектующих изделий.

3. Выполнение некоторых задач своими средствами или передача их субподрядчикам.

4. Методы переработки (например, окраску можно вести распылением, кистью, окунанием).

5. Степень механизации и автоматизации.

6. Степень специализации труда рабочих.

Вполне очевидно, что разработка изделия влияет и на проектирование процесса. Так, например, процесс приготовления стандартных бутербродов нельзя эффективно применить для приготовления бутербродов по заказу отдельных клиентов. Поэтому разработчики изделий и разработчики процесса должны тесно сотрудничать друг с другом. Они должны полностью понимать, какие именно потребности клиентов собирается удовлетворить операционная система и какая именно выраженная компетентность поможет добиться нужной конкурентоспособности.

Жизненный цикл изделия и процесса

По мере прохождения изделия по циклу своей жизни процесс, посредством которого произведено данное изделие, тоже должен развиваться вполне предсказуемым образом. Если жизненный цикл процесса будет развиваться не в ногу с жизненным циклом изделия, конкурентоспособность организации может быть серьезно подорвана.

На начальной стадии жизненного цикла изделия объемы его продаж низки. Конструкция изделия может быть еще не вполне стабильной, а конкурентоспособность основываться на его отличительных признаках, а не на цене. На этой стадии процесс производства должен быть достаточно гибким, чтобы его можно было быстро изменить в соответствии с изменениями в конструкции изделия. Способность производить в больших количествах и с высокой экономической эффективностью не очень важна. Процесс в это время может быть трудоемким, мелкосерийным и неавтоматизированным.

В процессе усовершенствования продукта его конструкция будет стандартизироваться все в большей мере, объемы сбыта возрастут. Основным фактором конкурентоспособности при этом, видимо, станет цена. Вопросы экономической эффективности и стабильности выпуска продукции приобретут важнейшее значение. Процесс производства при этом станет капиталоемким, высокоавтоматизированным, нацеленным на массовый выпуск продукции.

Замечательный пример этой концепции жизненного ЦИКЛА ИЗДЕЛИЕ - ПРОЦЕСС в последние годы продемонстрировала промышленность по выпуску персональных компьютеров. По мере становления изделия возросли объемы продаж и цены на персональные ЭВМ сильно упали. Чтобы сохранить конкурентоспособность «Ай Би Эм», «Эппл» и другие изготовители персональных компьютеров заменили трудоемкое производство высокоавтоматизированными заводами.

Современный уровень развития производственных систем

Прогресс в повышении быстродействия компьютеров и в их применении привел к революции в проектировании производственных систем. В этом разделе мы коснемся рада технологий, основанных на использовании компьютеров, применяемых в производствах, ориентированных на выпуск товаров.

Система автоматизированного проектирования (САПР) позволяет разработчику технических изделий работать с терминалом компьютера и создавать необходимую документацию, которую раньше приходилось выполнять вручную. Ее можно хранить в памяти компьютера, легко извлекать оттуда и вносить необходимые изменения. Когда нужно, компьютер может перенести чертежи на бумажный носитель. Он позволяет резко ускорить дело разработки и вычерчивания проекта и дает большие возможности для проработки различных вариантов. Кроме того, по мере разработки проекта компьютер может вести проверку на отсутствие некоторых видов ошибок.

Автоматизированная система управления производством (АСУП). Под нею понимается целый ряд технологий, позволяющих управлять и контролировать работу производственного оборудования при помощи компьютера. Эта технология идет дальше обычной автоматизации в основном за счет обеспечения гибкости производственного процесса. Компьютер может передать на управляемую им единицу оборудования новый набор команд и изменить выполняемую оборудованием задачу.

РОБОТЫ представляют собой программируемые устройства, манипулирующие материалами и рабочими инструментами, что раньше приходилось делать силами рабочих. Применение роботов особенно эффективно на монотонных, часто повторяющихся операциях, утомительных и изнурительных для рабочих; для выполнения операций, где требуется высокая степень стабильности, а также работ, опасных или неудобных для человека. Отличительным свойством роботов является также то, что их можно перепрограммировать и при необходимости «научить» новой работе.

Системы, автоматического складирования и выдачи товаров (САС) или «автоматизированные склады» предусматривают использование управляемых компьютером подъемно-транспортных устройств, которые закладывают изделия в склад и извлекают их оттуда по команде. Компьютер также следит за тем, где именно находится каждое изделие. Эти системы не только исключают ручной труд, но и позволяют экономить складские площади, ускорять складские операции и улучшать контроль за материально-техническими запасами.

Общей чертой новых технологий является то, что они повышают гибкость производства. Производственные процессы, в которых объединены все эти технологии, называются гибкими производственными системами (ГПС). Их достоинством является высокая степень автоматизации без потери гибкости. ГПС позволяют сократить затраты на переналадку оборудования что обеспечивает экономичность производства небольших партий изделий. Технические возможности и конкурентные достоинства ГПС первыми признали японцы. Производители США все еще пытаются сравняться с ними в реализации и эффективном применении этих технологий.

Сочетание названных выше технологий в системе, работающей под управлением интегрированной информационной управляющей системы, называется интегрированной автоматизированной системой управления производством (ИАСУП). И хотя такая система пока в основном еще видится лишь на уровне концептуальной проработки, необходимые составляющие ее технологии уже реально существуют. Проблема заключается в том, чтобы осуществить интеграцию и реализовать управление всеми этими технологиями в единой системе. Многие прогрессивные промышленные компании с энтузиазмом работают над созданием «завода будущего».

Этапы разработки дизайн-проекта можно условно считать последовательными, но иногда они происходят параллельно, что хорошо видно из табл. 4 (см. предыдущий параграф). В таблице указаны этапы разработки дизайн-проектов объектов технологической деятельности (графа «Результаты работы художника-конструктора») и пять стадий инженерного проектирования промышленных изделий (графа «Стадии инженерного проектирования»): техническое задание, техническое предложение, эскизный проект, технический проект, разработка рабочей документации.

Этапы дизайн-проектирования, по сути, сливаются в единый процесс с инженерным и начинаются еще до составления технического задания, а заканчиваются доводкой опытного образца к производству. Инженерное и дизайн-проектирования создают процесс разработки исключительно полезных изделий, которые являются удобными в эксплуатации, технически совершенными, экономичными и красивыми. Однако художественное конструирование имеет собственные особые задачи, поэтому процесс разработки дизайн-проекта осуществляется обособленно от процесса инженерного технического проектирования.

С учетом этих особенностей рассмотрим этапы дизайн-проектирования.

I. Предварительный анализ и составление технического задания. Дизайнер должен участвовать в составлении технического задания на проектирование, поскольку в техническом задании должны быть указаны требования дизайна, которые относятся к объекту проектирования. В ряде случаев составление технического задания включает предварительный анализ изделий. На этом этапе дизайнер изучает прототипы и формулирует общие задачи на основе предварительного анализа прототипов. Кроме того, дизайнер должен знать и учитывать: технические возможности предприятия, перспективы

техники и технологии, прогрессивные современные методы промышленного производства. Выполненные исследования помогают дизайнеру сформулировать художественно-конструкторскую проблему и определить возможные способы ее решения. На этом этапе дизайнер совместно с инженерами формулирует необходимые требования, связанные с основными функциями объекта проектирования.

II. Предварительный анализ и разработка художественно - конструкторской предложения. После получения технического задания на проектирование дизайнер начинает разрабатывать предварительную художественно-конструкторскую предложение. Этот процесс происходит параллельно с углубленным анализом исходных проектных данных. Варианты предложений оцениваются по результатам анализа.

Большое значение на этом этапе проектирования имеет эффективный сбор информации. Здесь можно использовать разнообразные методы решения

творческих задач (метод мозговой атаки, метод фантастических аналогий, бионика и др). На основе собранной информации составляется перечень условий, которые непосредственно влияют на качество объекта проектирования. Эти условия объединяются в группы - согласно проблемных направлений работы. Результатом этого этапа работы дизайнера есть обоснованные варианты художественно-конструкторских предложений.

III. Эскизный проект. Этап эскизного проектирования - один из важнейших моментов художественного конструирования. Эскизный проект - окончательный вариант творческой предложения художника-конструктора, который должен полностью определить все характеристики изделия, что проектируется.

Изучая конструктивные схемы изделий-аналогов, дизайнер должен тщательно изучить степень рациональности компоновки узлов, связей с энергетическими источниками и такими показателями изделий, как масса, габариты, прочность, мощность, производительность, стоимость изготовления с учетом ремонта, соответствие потребительским требованиям и тому подобное.

На завершающем этапе процесс окончательного компоновка изделия (прототипа изделия) осуществляется одновременно дизайнером и инженером - конструктором, который уточняет составляющие основных узлов, входящих в изделие, их габариты и схематическое компоновка.

Компоновка - один из самых ответственных моментов в разработке художественно-конструкторских предложений и эскизов. Узлы рабочего механизма и элементы формы компонуются в различных вариантах, осуществляется поиск рациональных и композиционно целостных решений. Дизайнер должен определить возможные варианты компоновки и соответствующие композиционные решения, и только после этого инженер обрабатывает выбранные варианты, осуществляет приблизительный расчет конструкции.

Во время эскизного проектирования применяют две специальные проектные языка, которые дополняют эвристические возможности друг друга, то есть возможности, связанные с творческим поиском наилучшего решения проектной задачи. Это язык проектной графики и язык так называемого объемного проектирования - макетирования и моделирования. Эскизы выполняют на бумаге в черно-белом изображении или в цвете. Основным методом поиска дизайнера является макетирования и моделирования. Модель создает наиболее реальное представление об объекте проектирования, помогает лучше понять связь изделия с человеком и средой.

Для определения варианта (вариантов) эскизного художественно-конструкторского проекта необходимо иметь следующую информацию:

а) краткое описание вариантов с обоснованием каждого;

б) перечень информационного и научного материалов, которые были использованы;

в) макеты и модели, которые были выполнены на этапе художественно-конструкторского эскизирования;

г) схемы эргономических обоснований;

д) цветовые таблицы и тому подобное.

Конечный вариант художественно-конструкторской предложения должен отвечать всему комплексу требований и условий проектного задания.

IV. Художественно конструкторский проект. Характерная особенность этого этапа - объем работы, которую выполняет инженер-конструктор, значительно больший, чем у дизайнера, - выбранный вариант художественно - конструкторской предложения прежде всего прорабатывается технически. При этом много времени отводится объемному моделированию изделия и его отдельных элементов, уточнению общей композиции, компоновке элементов промышленной графики (тестирование, цифровые таблички, щиты управления и контроля, шкалы и тому подобное). Макеты выполняют в натуральном размере.

На этом этапе художественного конструирования дизайнер должен выполнить чертежи общего вида согласно последнего утвержденного варианта, представить схему окраски и рекомендации по использованию отделочных материалов. Процесс утверждения проекта требует тщательного анализа всей проектной документации.

В состав художественно-конструкторского проекта входят следующие материалы:

1. Пояснительная записка, которая содержит: информацию о задаче, которая была поставлена перед дизайнером; требования по художественно-конструкторского разработки; характеристика основных тенденций формообразования изделия; подробное описание художественно-конструкторского проекта, его технико-экономическое и эргономическое обоснование, анализ перспективного экономического эффекта; сравнительные компоновочные схемы; требования по технологии изготовления объекта проектирования; характеристика отделочных материалов.

2. Выписка из протокола об утверждении художественно-конструкторской предложения.

3. Чертежи общего вида изделия и узлов, перспективное или аксонометрическое изображение объекта проектирования, рисунки.

4. Фотоснимки или компьютерные варианты изображений макетов изделий и рисунков в соответствии с разных этапов разработки.

5. Фотоснимки или компьютерные варианты изображений прототипов.

6. Эталон внешнего вида объекта технологической деятельности или макет.

обрабатывает чертежи и принципы систематизации сложных поверхностей изделия, составляет сопроводительную документацию, разрабатывает рабочие чертежи, по которым изготавливают изделие.

При разработке рабочих чертежей на дизайнера возлагается очень большая ответственность. Он должен следить за исполнением рабочих чертежей тех деталей и узлов, которые могут воздействовать на удобство эксплуатации и внешний вид изделия.

Дизайнер принимает активное участие в изготовлении опытного образца и его испытании. Качество опытного образца проверяют в реальных условиях эксплуатации с учетом требований, которые являются основой проектирования. Дизайнер и инженер-конструктор осуществляют авторский надзор за реализацией проекта в условиях производства. Надзор является также вважливою частью процесса создания нового изделия.

VI. Экспертиза. В результате проведенного комплексного учета всех требований и согласования отдельных требований между собой дизайнер должен внести в проект такие качества объекта, которые должны сделать его оптимальным для потребления.

Возникает вопрос: как одновременно отвечать всем требованиям дизайна и всем остальным, что были указаны ранее? Как эти требования могут быть реализованы практически в процессе художественного проектирования? Как эти требования воплощаются в результате проектной деятельности в новую форму существования - в новую вещь?

Для того чтобы представить будущее изделие или комплекс изделий, дизайнеру нужно знать, как эти объекты будут комплектоваться между собой. То есть в каждом конкретном проектном задании должны учитываться не только требования к конкретным объектам технологической деятельности, но и требования к группе однотипных изделий. В этом случае возникает проблема создания так называемой оптимальной номенклатуры изделий и оптимального ассортимента изделий.

В процессе разработки оптимальной номенклатуры изделий возникает необходимость оценки тех изделий, которые сейчас производятся, и тех, что являются новыми объектами технологической деятельности. Поэтому экспертиза промышленных изделий и объектов проектирования, которая осуществляется на основе многогранного изучения моделей, изготавливаемых, и сравнение их с лучшими отечественными и зарубежными образцами - это необходимое звено в процессе уточнения общих требований, предъявляемых к ним. Следовательно, экспертиза должна проводиться комплексно (рис. 44).

В процессе экспертизы объект оценивается по разным аспектам в плане технологического усовершенствования, удобства пользования, оптимальности рыночной стоимости, оценки пользователя с точки зрения целесообразности и красоты. Одновременно определяется, насколько объект проектирования по своим показателям является рациональным с точки зрения интересов развития современного хозяйства.

Результаты экспертизы и общие тенденции развития, а также требования к определенной группе изделий уточняются при помощи экспериментального проектирования и благодаря изучению потребительских предпочтений и предложений. Результатом выявления требований дизайна относятся к объектам технологической деятельности, является то, что может иметь название «предпроектное предложение» и определять главное направление в процессе дизайн-проектирования.

Рис. 44. Схема экспертизы объектов технологической деятельности

— создание нового образца декоративно-прикладного творчества с заданными свойствами, включающее исследование, создание эскизов, макетов, моделей, расчеты и построение чертежей изделий, изготовление опытных образцов.

Этапы проектирования изделий

  1. Предпроектное исследование
  2. Художественно-конструкторский поиск
  3. Конструирование
  4. Моделирование
  5. Разработка технологии изготовления

1 этап. Предпроектное исследование

На данном подготовительном этапе проводится сбор и анализ всей инфор­мации, относящейся к разрабатываемому типу изделия, выявляются требования к нему. Указываются используемые материалы и отделка, состав проекта.
Анализируемый материал графически фиксируется в виде зарисовок сущест­вующих вариантов решения изделия и его отдельных узлов (в черно-белом варианте либо с использованием цвета). Возможно использование ксерокопий, а также записей о наиболее интересных художественно-конст­рукторских предложениях со ссылками на используемую литературу, сбор базы аналогов из литературы и интернета.
Вся информация анализируется с позиции удобства, техно­логичности, экономичности и красоты изделия.
Этап завершается составлением перечня научно обоснованных требований к изделию и его основных, отвечаю­щих этим требованиям проектных характеристик, выявленных в результате предпроектного исследования.
Требования к изделиям декоративно-прикладного творчества:
Гигиенические - оптимальность, безопасность с точки зрения сохранения нормальной жизнедеятельности и здоровья человека, человеческой популяции и будущих поколений.
Эксплуатационные – предусматривают удобство и надежность.
Эстетические – включают художественное оформление изделия, подбор материалов и фурнитуры.
Технические — должны выполняться в процессе производства.
Экономические – снижение себестоимости товара.

    Требования к изделию. Примеры описания требований к изделию
    Пример 1
    Костюм предназначен для спортивных танцев. Должнен быть актуальным, удобным, экономичным, легким в эксплуатации, эстетичным. Он должен отвечать комплексу новейших требований — функциональных, эргономических, конструктивно-технологических, экономических. Костюм должен соответствовать стилю, образу, программе, музыкальному сопровождению.
    Пример 2
    Панно «Лилии» должно соответствовать общему замыслу оформления учебной аудитории. Элементы композиции должны быть объединены одним художественно-образным и технологическим решением, основанным на использовании трафаретной техники, лазерной резки, векторной графики, живописно-декоративных покрытий. Производство должно быть недорогим и экологичным.

2 этап. Художественно-конструкторский

2.1. Художественно-конструкторский поиск. Выполнение форэскизов, зарисовок — Как только сформулированы четкие идеи моделей, стоит сделать выборку лучших и сгруппировать их тематически. Затем нужно методично проработать каждую, экспериментируя с новыми пропорциями, вырезами, формами рукавов, застежками и т.д., учитывая вид сбоку, сзади и спереди. Наиболее удачные рисунки подойдут для итогового эскиза. Зарисовки разработанных дизайнов должны быть точными, с правильными пропорциями, рабочими пометками.
Выполнение эскизов конструктивных элементов.

2.2. — окончательное творческое предложение художника-кон­структора, полно определяющее все характеристики изделия.
Отразить настроение и образ изделия на бумаге емко, элегантно и лаконично, показать все важнейшие детали, структуру и качество материалов, чтобы заинтересовать зрителя. Цвет не всегда обязателен, но желателен, а иногда необходим. Стоит приложить к рисункам образцы материалов.

3 этап. Конструирование

Конструкция:

  1. Технический рисунок
  2. Чертеж
  3. Лекала

Технический рисунок - рабочие рисунки изделий, их графические спецификации. В дизайне костюма- фигура человека не изображается, пропорции не увеличиваются. Все детали, включая швы, саму конструкцию изделия и отделку, обозначают четкими линиями без штриховки, чтобы предотвратить ошибки про изготовлении.



3 этап. Моделирование изделий

Изменение деталей чертежа основы изделия в соответствии с выбранной моделью.

  1. Изменение формы и размеров отдельных деталей изделия
  2. Объединение отдельных частей изделия в единые детали
  3. Разбивка деталей изделия на части

4 этап Разработка технологии изготовления

4.1. Анализ исходных данных

    Примеры
    Анализ условий производства. Кол-во производимых изделий 1 штука. Изделия изготавливаются в условиях университетской мастерской. Отдельные операции выполняются в условиях заводского цеха.

4.2. Потребительская характеристика


4.3. Технические характеристики

    Примеры
    Пример 1. Технические характеристики панно «Лилии».
    Панно состоит из сборочных единиц:
  1. Элементы декоративные, 4 штуки, размер 370*370 мм. Фанера, толщина 6 мм.
  2. Мотивы декоративные «Лилии», 4 штуки. Фанера толщина 6 мм.
  3. Планшет основной. Размер 1005 мм Х 1005 мм. Обтянут бортовкой.
  4. Крючки для крепления к планшету основному — 8 штук.
  5. Панно «Лилии» (полиптех) состоит из квадратных декоративных элементов (4 штуки), закрепленных на общем планшете. Выполнены из фанеры толщиной 6 мм, поверхности декорированы акриловыми красками с использованием трафаретной техники. Центральными элементами на основных деталях являются лилии, вырезанные из фанеры методом лазерной резки. Каждый элемент панно имеет по два крепления, которые крепятся на планшет.(См. рисунок 5)

    Пример 2. Технические характеристики шкатулки «Синие цветы».
    Технические характеристики:
    Конструкция: заготовка изготовлена из картона. Корпус состоит из двух частей. Внешняя поверхность заготовки обтянута джинсовой тканью, декорированной в технике декупаж с применением текстильных цветов, пуговиц и кружева. Внутренняя поверхность шкатулки обтянута атласом.
    Размеры: длина – 25 см; ширина – 21 см; высота – 7 см.
    Техника декоративной отделки: декупаж на ткани, текстильные цветы.

4.4. Технические требования к изделию.

    Примеры
    Изделие должно представлять из себя технологические образцы с примерами декорирования поверхностей с применением трафаретной росписи и коллажа. Материал для заготовок должен быть прочным, не изменять форму при взаимодействии с лакокрасочными материалами. Поверхность должна быть ровной, чтобы при демонстрации дидактических средств не повреждала кожу.

4.5. Выбор вида заготовки. Выбор и характеристика материалов. Требования, предъявляемые к материалам
С использованием метода экспертной оценки выполнить анализ возможных исходных заготовок для основных элементов.
Применить метод экспертной оценки, при помощи которого назначают три оценочных коэффициента.
К1- использование материала
К2- себестоимость заготовки
К3- себестоимость последующей механической и ручной обработки

    Примеры
    По наименьшей сумме коэффициентов оптимальным (более дешевым и экологичным) вариантом для заготовок является картон. Но фанера, в большей степени отвечает требованиям, предъявляемым к производимому изделию и художественному замыслу. Поэтому выбираем фанеру толщиной 6 мм.

4.6. Инструкционные карты

© Преображенская, И.В.Этапы проектирования в декоративно-прикладном творчестве. Методические рекомендации для студентов по выполнению проектной разработки по дисциплине «Основы декоративно-прикладного и технического творчества» [Электронный ресурс]/И.В. Преображенская// Блог Ирины Преображенской, 2016.- 24 марта.

Читайте также:
  1. III. Технологическое проектирование строительных процессов.
  2. Ассортимент мучных кулинарных изделий включает пирож­ки, пироги, кулебяки, расстегаи, ватрушки, хачапури, беляши, чебуреки, пончики, гренки, пампушки, профитроли и др.
  3. Возможности экспертизы полимерных материалов и изделий из них
  4. ВОПРОС 49. Силикатные товары. Основы производства стеклянных изделий, классификация характеристика ассортимента
  5. Выбор и проектирование систем учета и контроля затрат в организациях
  6. Допустимые отклонения по физико-химическим показателям ликеро-водочных изделий

Одежда - объемно-пространственная структура - организуется в различные системы: единичные моносистемы, комплекты изделий, ансамбли, коллекции. Единичные изделия входят во все перечисленные системы элементов. Одежда является одним из важнейших предметов широкого и личного пользования, а моделирование одежды - одним из важнейших видов проектной деятельности.

Единичные изделия одежды массового потребления, как правило, выполняются промышленным способом. Проектирование изделий массового производства и одежды связано с общими проблемами преобразования эстетического облика всей предметно-вещевой среды, окружающей сегодня человека.

Качество продукции легкой промышленности, которое можно рассматривать как сумму потребительских свойств, зависит от всех звеньев производства - от создания образцов на начальных этапах проектирования в центрах моды и экспериментальных цехах до масштабного освоения передовой технологии и серийного производства ассортимента изделий.

Решающий фактор повышения качества всех групп ассортимента одежды - это продуманная политика производства, опирающаяся на учет требований к составу и качеству, функциональным эргономическим и эстетическим свойствам готовой проду­кции.

Проектирование одежды представляет собой творческий процесс, состоящий из последовательных этапов:

Разработка проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях;

Выполнение проекта в макете и в материале;

Внедрение созданной одежды в производство.

Чтобы совершить преобразование идеи модельера от эскизного варианта до реального предмета потребления, необходимо изучить конкретные условия работы промышленного предприятия, имеющуюся сырьевую базу, уровень технологии и организации производства.

При разработке проекта модели одежды в конструктивном и художественном решениях проектировщик одежды опирается на теоретические знания дисциплин, изучающих закономерности формирования и развития форм одежды. Кроме того, он должен иметь исчерпывающие сведения и представления об общих требованиях, предъявляемых к одежде, и о ее функциях.

В процессе художественного проектирования единичного изделия проектировщик учитывает весь комплекс «человек - костюм - среда», а понятия «костюм» и «одежда» рассматривает с точки зрения той роли, которую костюм и одежда выполняют в жизни человека в определенной среде. Основной задачей при этом является передача содержания средствами художественной формы, созданной по законам гармонизации костюма.



Функция имеет смысл, который реализуется в единстве идеи и реальности. Основным содержанием функции является созданное равновесие между требованием к данной вещи и ответом на это требование. То, для чего, для кого и в каких условиях предназначается одежда, определяет конкретные задачи и является основой проектирования функции одежды.



Итак, приступая к проектированию модели одежды в материале, художник-модельер должен иметь исчерпывающие сведения:

О назначении и использовании этого вида одежды;

О зависимости одежды от окружающей среды;

О свойствах материалов, из которых будет изготовляться единичное изделие;

О средствах выполнения данной модели, ее конструктивном решении.

Конкретное назначение и виды использования ассортимента единичных изделий включают в себя следующую информацию:

Сезонность;

Возрастной фактор потребителя;

Региональную принадлежность и социальный статус потребителя;

Промышленные возможности ис­полнения и воспроизводства изделий

Конечный результат композиционного решения модели зависит также от ряда объективных эстетических факторов:

Прогноза формы костюма;

Использования стилевых трактовок модного стереотипа;

Влияния образа творческого источника;

Профессионального уровня мастерства дизайнера;

Влияния сферы торговли и потребительских предпочтений;

Учета модности ассортимента изделий.

В процессе проектирования происходит творческое осмысление всех исходных данных, технических и эстетических функций проектируемой модели.

Наряду с учетом исходных условий и объективных факторов формообразования, важнейшим средством при проектировании модели в материале должно быть знание закономерностей композиции, выявление и соблюдение которых в большой степени обеспечивают высокое качество конечного результата. Композиционные поиски в проектировании одежды сосредоточены на известных средствах гармонизации костюма:

Пропорциональных и ритмических соотношениях;

Композиционных акцентах;

Пластике, динамике, соподчиненности формы;

Гармонической целостности формы;

Колористических и фактурных поисках;

Образного решения.

Композиционное решение как система ряда соподчинения возникает лишь при наличии особых связей между всеми частями целого. Эти связи основаны на закономерностях, без соблюдения которых не может существовать грамотное композиционное решение единичного изделия.

Все закономерности композиции по-разному проявляются в формах конкретных изделий одежды. Поэтому при решении их композиции необходимо мастерски владеть всеми средствами гармонизации костюма. При этом значение должно быть уделено конструктивному решению формы модели и технологии ее изготовления. Создать новый образец единичного изделия невозможно без знаний в области современных методов конструирования. Новая мода - это, прежде всего, новая форма изделия, выраженная через конструкцию.