Почему страдают праведники? Не должно смущаться, когда видим, что грешники иногда в сей жизни благоденствуют, а праведники страдают О невинных страданиях

З дравствуйте, дорогие посетители православного сайта «Семья и Вера»!

Н аверное, многие из нас задавались следующими вопросами: В чем причина наших страданий? За что страдают святые праведники? За что страдают невиновные? А как быть с теми детьми, младенцами, которые не воспринимают, является ли их страдание любовью или жертвой? Осознание возможно с более старшего возраста. А как быть с младенцами? Почему страдают невинные и благоденствуют грешники?

На данные вопросы отвечает профессор Московской Духовной Академии — Алексей Ильич Осипов.

О невинных страданиях

А лексей Осипов, профессор.

«П ричина того, что у меня цирроз печени, оказалась простая – много спирта выпил за свою жизнь. Пью, пью, пью и, наконец, цирроз печени. И говорю: «Ах, это Бог меня наказал!»

Разве Бог меня наказал? Нет, конечно! И это мы видим. Ведь в этом случае мы понимаем причину болезни. А когда человек лжет, лукавит, лицемерит, обманывает, ворует… (уж не говорю о том, что убивает. Я говорю о тех вещах, которые незримы для других) …осуждение, притворство, лукавство – никто этого не видит, все происходит во мне. С внешней стороны я порядочный человек, мое поведение кажется безукоризненным. А внутри что? Ладно, другие не видят, но страшно, что я сам не вижу. И когда затем со мной происходит что-то, что мы называем скорбями, страданиями, я в изумлении возвожу свои очи к небу: «Господи, за что же ты меня наказал?! Меня, такого чистого и прекрасного!»

А эта чистота и красота великолепно была показана Федором Михайловичем Достоевским, по-моему, в «Униженных и оскорбленных», устами князя, который произнес такие великолепные слова, изображающие суть, которая находится в нас: «О, если бы только открылось то, что в человеке или открыл человек, то, что в нем, не то, даже, что он боится открыть другим, и даже не то, что он боится открыть своим самым близким друзьям, и даже не то, что он самому себе боится открыть, о если бы это все открылось, то мир наполнился бы таким зловонием, что и жить было бы невозможно».

Но если бы мы внимательнее относились к своему духовному миру, своим мыслям, чувствам, настроениям, переживаниям, думали об отношении к другим людям, вспоминали о своих обидах, зависти, тщеславии, наверное, в этом случае, мне не пришло бы и в голову: «За что же ты, Господи, меня наказываешь?»

Оказывается, объективно существует закон, нарушение которого влечет за собой соответствующие бедствия для меня. Причем если в мире физическом, материальном, грубом, причины и следствия очевидны: человек пьет и следствием являются одни заболевания, человек колется наркотиками – и следствием являются другие заболевания, человек прыгнул с большой высоты – переломал себе руки и ноги, то когда мы переходим к миру духовному, такая прямая зависимость не прослеживается прямо.

Причина – мы вступаем в мир духовный, то есть мир свободы. Если бы за дурную мысль, которая пришла мне в голову, я получил по макушке, да еще так, что взвыл бы, так вот, в следующий раз я бы боялся даже того, как бы мне не пришла на ум такая мысль. Тогда я был бы рабом, а не человеком. Человек – образ Божий, и одной из сторон этого образа Божия является его свобода в отношении к добру и к злу, как внешнему, так и внутреннему.

Итак, свобода эта у меня есть, но я должен знать, что не Бога я оскорблю своей дурной мыслью, а нарушу закон, реальный, объективный, закон моего бытия. А нарушение закона природы, любого закона — влечет за собой печальные последствия. Вот что происходит, вот откуда рождаются все скорби нашего мира. Это очень важно понять – откуда. Иногда эти скорби бывают очень странные, у человека все, кажется, в порядке, а покоя нет, ему скучно, ему грустно, он не находит себе места, в душе – уныние. Откуда все это? Все от того же. Когда много колючек вцепится в кожу, то начинается зуд по всему телу.

Итак, причиной всех скорбей людей является нарушение объективно существующего духовного закона нашего бытия, и, если хотите, этим духовным законом, в конечном счете, является сам Бог. Не Бога мы оскорбляем, мы не можем его оскорбить своими грехами, иначе был бы Он самым оскорбленным из всех, потому, что все мы грешим. Не Бога мы оскорбляем, но себя раним всем тем, что называется грехом».

Итак, вопрос о невинных страданиях

Ну, хорошо, теперь понятно, что мы страдаем за грехи. А младенцы? А праведники? Этот вопрос возникает у многих и естественно, смущает и подчас вызывает протесты. И главная причина протеста и вопроса: за что страдает не виновный? Обращаю ваше внимание на постановку вопроса. Мы привыкли оценивать все с точки зрения причинно-следственных отношений юридического порядка. То есть с точки зрения понятия справедливости. Справедливо или не справедливо. Кого-то отправили в тюрьму – за что? Он же не виновен. Мы возмущаемся. А разбойника оставили на свободе, «бросили щуку в реку» – почему? Он же – негодяй! Все мы оцениваем с точки зрения права, справедливости.

То есть, хотим мы того или не хотим, но мы постоянно занижаем уровень понимания… самого бытия. Мы считаем, что все наше бытие построено на принципе справедливости. И не удивляйтесь этому. Всё дохристианское сознание и, увы, современный христианский мир, к сожалению, строит свои оценки именно на правовой, юридической почве. На самом деле не этот закон является первичным, не этот закон является основным. Кстати, в иудаизме – ветхозаветной религии, мусульманской религии (я уж не говорю о языческих религиях!), основной принцип отношений между Богом и человеком – это принцип справедливости. На нем эти религии и основаны.

И вот, с точки зрения этого принципа и ставится вопрос о страданиях праведников. И главная ошибка коренится здесь в самой постановке вопроса. Какой основной принцип бытия? Основной принцип, закон бытия открыло христианство. Это неведомая до христианства вещь. Никто никогда и не знал этого. Основной закон бытия – любовь, а не правда. Исаак Сирин пишет: «Там где возмездие, там нет любви, а где любовь – там нет возмездия». Великолепно сказано. Справедливость и любовь – вещи, если хотите, даже не совместимые. Там, где правда – там нет любви. Вы не подумайте, что любовь нарушает правду или правда нарушает любовь. Нет-нет! В этом заложен другой смысл.

Мне часто приходится приводить такой пример: мать бросается в горящий дом, погибает, спасая ребенка. Справедливо она поступила, что погибла, или несправедливо? Все пожмут плечами и скажут: «Простите, что за постановка вопроса? Причем тут справедливо или несправедливо? Она погибла, о какой справедливости идет речь? Вы что? С ума сошли, что ли? По любви она погибла! Она, не думая, пожертвовала собой, спасая ребенка. При чем тут правда?» Христос, праведник, за неправедных пострадал. Целый ряд святых отцов и все они повторяют одну и туже мысль: если бы только Бог поступал с нами по правде, мы бы давным-давно уже превратились в прах и пепел или пребывали в геенских мучениях. Если бы только поступал Он по правде….

Не этот закон царствует в нашем мире. Вот с этой точки зрения уже мы можем понять и страдания праведников и страдания невинные, страдания детей. Как же это можно понять?

Христианство открыло еще одну мысль, о которой человечество грезило. Христианство поразительную вещь высказало: оказывается, все мы, любим мы друг друга или нет, нравимся или не нравимся друг другу, все равно все представляем один живой организм. И, как бы мой глаз не ненавидел мою руку, потому что она иногда слишком сильно чешет этот глаз, оказывается, и то, и другое нужно в организме. И организму нельзя быть без того или другого, более того, тот же глаз, и та же рука заботятся друг о друге, незримо.

Великая истина: Церковь есть тело Христово. Сосредоточием Вселенского человеческого организма является организм Церкви. Как закваска в хлебе, как самая суть всех вещей, как самое святое, что есть в человеке, как самое чистое в мире. Под Церковью я в данном случае имею в виду не просто христиан, которые приняли крещение. Здесь я понимаю единство в Духе Святом всех тех верующих, которые стремятся жить по Евангелию. Это не просто собрание верующих, это единство тех верующих, живущих в духе святом, которые искренне стремятся жить по Евангелию, ведь тогда действительно их единство осуществляется в Духе Святом. Причастность каждого верующего Духу Святому обусловлена степенью его ревности по Богу. И каждый христианин, лишь постольку пребывает в теле церковном, в этом средоточии человечества, поскольку он причастен к Духу Святому . Эта причастность может быть минимальна, ничтожна, тогда она мало заметна, а может быть бесконечно великого размаха, о таких христианах мы говорим: Антоний Великий, Арсений Великий. Причастность может быть разной. Так вот мы, христиане, в разной степени, но причастны этому Духу Святому, причастны в той степени, которая соответствует нашей ревности. Люди, и не только христиане, представляют собой одно целое, единый вселенский организм. Все мы являемся клеточками этого организма. И тут, заметьте, у одних органов одна совокупность клеточек, у других – другая, а некоторые клеточки находятся в непосредственной близости друг с другом, и они особенно воздействуют друг на друга, особенно ощущают это действие друг на друге. Так и близкие люди особенно способны помогать друг другу.

Вы же знаете эту фразу: «семья есть малая церковь» . В семье особенно близки друг другу люди. Здесь особенно способны они сопереживать друг другу. Хотят они или не хотят – они соединены. Даже чисто природным образом они соединены, никуда не денешься. Так вот, наследственно все передается от родителей детям. И как много передается! Нити колоссальные связывают их между собою.

Надеюсь теперь Вам понятно, о чем пойдет речь дальше? Мы сопереживаем друг другу. Бывает сознательно, а можем и не сознательно. В силу вот этих связей, которые соединяют нас. Когда сопереживание происходит осознанно, когда мы сострадаем человеку, сочувствуем ему, то это уже дар духовный. Если хотите, то даже если что-либо делаем, чтобы умалить страдания другого человека. Это осознанные переживания. Но, мы, оказывается, можем и не осознанно, в силу этой связи, сострадать друг другу.

Причем, тут есть еще очень один важный принцип. Возьмите пример похода. Идет группа. Все несут рюкзачки на себе. Ходили когда-нибудь в поход? C рюкзачком, да еще по компасу. Пройдешь сто метров – ах, уже не туда пошли. Давай опять. Вот так. Вдруг, подвернулась у одного нога. Ну что делать? Распечатывай свой рюкзак, давай раскладывать вещи. Ты посильней – тебе побольше положим. Ты послабей – ну ладно, тебе поменьше. Мы берем все на себя ту ношу, которую должен нести тот, кто идет с палочкой, хромает.

Ребенок – это самое здоровое в духовном плане существо. Еще чистое, еще незапятнанное, еще не искаженное духовными актами, которые мы называем грехом. Вы обращали когда-нибудь внимание, что погибают за людей – герои, лучшие люди; что говорят правду в глаза царю, или еще кому, обличенному властью – святые люди? Опять, самые чистые. Всегда страдают, всегда рискуют собой, всегда жертвуют собой лучшие люди. Лучшие – то есть в духовном плане самые здоровые. Потому дети страдают, потому эти самые невинные страдания происходят, потому, что у них еще самая чистая, детская, святая душа, которая способна понести на себе или взять на себя те страдания, которые естественно следуют за грехами их родителей, их близких, их родных. Они же на это способны. Почему? Да потому, что они лучшие!

Скажете: «Ну, верно. Но они же этого не осознают!» Вот тут мы с вами вступаем в сферу мировоззренческую. С той точки зрения, что человек живет лишь на земле и всего один раз, – это утверждение верно. С позиции христианской, мы прямо скажем – нет, ошибаетесь, надо на все смотреть с точки зрения вечной жизни. Тот же младенец, душа которого вышла из тела, ТАМ все осознает. И это осознание, что Бог дал ему возможность пострадать за любимых, даст бесконечное благо этой душе. Вы почитайте старые романы, как там иногда великолепно описывается вот эта настоящая любовь молодых людей, мужчины и женщины; как они готовы пожертвовать друг за друга; как идут на страдания за любимого. Вспомните «Аиду», ведь замуровывают даже любящих друг друга! Вот какая сила этой любви. Но это возможно было только в людях чистых, незапятнанных, не знающих этого отвратительного слова, которое мне и произносить-то не хочется. Слово, которым сейчас поганят души наших детей – «секс». Ужас какой! Как грязью омывают всех. Не знали этого чистые души, и они были готовы действительно пострадать до смерти, идти на муки даже, только быть бы с любимым человеком. Какую благодарность Богу, какую радость Богу воздают эти дети, которые пострадали за родителей, за близких. Ни одно страдание детское не проходит бесследно с точки зрения вечной жизни. На себя берут они наши страдания.

Ведь что такое, когда мы сострадаем? Мы действительно берем на себя часть страдания. Обратите внимание, как много помогает больному, подчас, когда он видит любовь окружающих. Это же факт! То есть, слово «невинные страдания» – неверное слово, глупое слово. Это ошибочное слово. Дело не в невинности, а в любви! Бог дает этим невинным существам возможность осуществить эту любовь и, затем всю вечность благодарить Бога за эту возможность. Кстати, не всем детям это дается, а только некоторым, не все значит, способны перенести эти страдания с последующей вечной благодарностью Богу. Многие не способны. Не все, кстати, и способны умереть детьми.

Вы слышите? Тот факт, что мы с вами живем, уже свидетельствует о том, что, не пройдя этого пути земного, не пройдя пути познания себя, не ответив себе – кто мы есть, мы неспособны принять царство Божие. Не способны, потому что возгордимся. Нам тут-то, сейчас, чуть-чуть дай чего либо хорошего, и нос прилип к потолку. А когда там дадутся потрясающие блага, слава, величие, сила, так и вообще можно не выдержать этого. Превратимся в дьявола. Есть те, которые способны принять это, исходя из опыта других людей, и не возгордиться. Это блаженные дети. Вот кто способен, мы же с Вами не способны. Нам, увы, надо вываляться в грязи, увидеть, что валяясь в луже, встать никак не можем. Воззвать «Господи, помоги!». Познать себя, смириться, и тогда только может быть, Бог даст, мы будем способны принять без вреда для себя царство Божие. Итак, нет невинных страданий. Они только в плоскости земной могут так оцениваться. С точки зрения вечности – есть страдания, только обусловленные любовью, жертвою, осознанной или не осознанной.

И последнее, что я по этому вопросу хочу сказать: с точки зрения христианской, с точки зрения принятия того, что основным законом бытия является любовь, а Бог есть любовь – все понятно. Даже если бы этих моих объяснений и не было, просто веря в то, что Бог есть любовь – даже те страдания, которые совершаются здесь, все они, какой характер носят? Характер необходимости, характер пользы, потому что проистекают из любви.

А если нет Бога? А если человек живет один раз? Что же тогда означают все эти скорби и страдания? Какой смысл в них, скажите? Откуда они проистекают? От злобы людей? От стечения обстоятельств? От дикого цунами? От случайностей? Какая бессмыслица! Без Бога бессмыслица наступает? А еще наступают дикость и ужас. Как только «Бог есть любовь» – все становиться на место, все становиться понятно. Мы понимаем, что наша жизнь здесь – это миг, а наша жизнь вообще – это вечность; и с точки зрения вечности, мы и должны оценивать все происходящее в нашей жизни.

– Мы говорим о том, что страдания детей являются любовью и жертвой. А как быть с теми детьми, младенцами, которые не воспринимают, является ли их страдание любовью или жертвой? Осознание возможно с более старшего возраста. А как быть с младенцами?

– Ну, я об этом же и сказал, что дети могут и не осознавать, и не воспринимать происходящего. Впрочем, не только могут, а зачастую так и есть. Они могут просто страдать и все. Я же повторю, что с материалистической точки зрения их страдания бессмысленны, это страдания случайностей, жестокостей природы, наследственностей или от жестокости людей. С христианской точки зрения, мы говорим, что в области вечной жизни, в которую мы все отходим, открывается ребенку все, как и причины его страданий. Что ему, оказывается, дана была возможность сострадать, пострадать за кого-то. Вот оказывается в чем дело. То есть он сейчас этого не осознает, но осознает позже.

И потом, я должен Вам назвать такой простой факт, с которым все мы сталкивались. Очень многих родителей страдания детей приводят к вере. И это не какое-то насилие, нет. Человек просто начинает задумываться о том, каков же смысл жизни. Вот родился человек, ребенок, а он уже больной, калека, урод. И начинает задумываться родитель. Ведь что мы, часто задумываемся о смысле своей жизни? О чем угодно думаем, а «зачем я живу?» – задуматься просто так невозможно. А вот скорби, болезни детей очень многих заставляют подумать. И многие люди обращаются к Богу. Так что это вот еще один из очень многих важных моментов, связанных со страданиями детей. И я думаю, дети эти также будут в высшей степени благодарны Богу, здесь пока ничего не понимая.

– На основании трудов каких отцов Церкви высказана данная точка зрения?

Вы знаете, есть у Ефрема Сирина очень хорошее высказывание о детях, которых он называет не только ангелами Божьими, но и даже проводит такую мысль, что дети эти подчас оказываются выше подвижников, которых мы знаем. Вот так.

– Приносят ли страдания детей пользу тем, за кого они страдают, кроме их собственной? Я имею в виду пользу их родственникам. Здесь веет неким «юридизмом». Получается, что люди сами за себя не могли пострадать, и за них страдают дети, чем приносят некое удовлетворение Богу, за своих родных.

Я думаю, что на ваш вопрос можно ответить так: когда требуется дать кровь пострадавшему, мы даем свою кровь. Много ли здесь юридизма? А когда вдруг отдает родитель одну почку своему ребенку? Есть ли здесь какой юридизм? Нет. Это жертва любви и только жертва. Ни о каком юридизме здесь даже и речи нет.

Да, мы приносим пользу человеку. Любовь, она всегда живет только одним – принести пользу человеку. Причем какую? Я привел образы из чисто земной жизни, а на самом деле надо понять, что Бог делает все не с точки зрения наших земных благ, а попускает с точки зрения духовной пользы. Мы еще будем говорить с вами о промысле Божием более подробно, но сейчас я хочу сказать, что польза-то какая? Духовная! Один из видов этой духовной пользы, который особо очевиден для всех – то, что подчас родители обращаются к вере, обращаются к церкви, начинают жить по-христиански. Вот уже один из таких очевидных признаков, знаков, если хотите.

– Можно ли судить о невинной смерти детей по такому критерию, что Бог избавляет этих детей от последующих их злых проступков, избавляет их от вечного наказания?

– Нет, ни в коем случае нельзя так судить. Хотя эта точка зрения встречается многократно в разных сочинениях, что Бог в предвидении того, что из этого человека может вырасти злодей какой-нибудь, забирает его в детстве. В таком случае, почему он Иуду не забрал, скажите? Почему Каина не забрал? Почему Пилата, Анну, Каиафа? Несправедлив Бог? Забрал бы их сразу младенцами, правда, какая красота?! Иуды бы не было! Ничего подобного. Это неверная точка зрения, глубоко неверная. Тому младенцу, который совсем не способен воспользоваться опытом других людей, для того, чтобы вечно потом жить в Боге и не возгордиться – нельзя дать умереть младенцем. Он возгордится Там, и последнее будет горше первого.

Умирают только те, кто способен на основании опыта других людей, приняв этот опыт, затем жить в вечной жизни. Только эти люди. У каждого есть данные свои. Одни способны к этому, другие – нет. Так что есть все уже задатки, видимо духовного порядка, личностные моменты. Далеко не каждый может умереть ребенком и таким образом избавиться от таких поступков. А неверная точка зрения сразу загоняет человека тупик.

– Говорят, что у праведных родителей рождаются больные дети. Можно предположить, что больной ребенок берет на себя грехи соседей?

– Я не сказал, «грехи», слышите? Не путайте, не грехи. Грехи и страдания, которые проистекают из грехов – это разные вещи. В отношении праведных родителей и больных детей… Во-первых, насчет праведных родителей. Что такое праведные родители? Что такое праведный человек?

– Человек, считающий себя праведным.

– Нет, это уже не только считающий себя праведным, а видящий себя таковым. Не «считающий» себя праведным, а «видящий» себя, это нечто большее. Нет, это не достаточный критерий. Поэтому, что такое праведный? Вот Иоанн Крондштатский был праведным. Ведь вы помните его дневники, как он часто каялся и говорил, что он согрешил тем-то, тем-то, и каялся перед Богом и говорил, что получил прощение перед Богом и т.д. И пожалуйста… Праведность – это бесконечный уровень совершенства. А каждый грех, мы сказали, несет страдание. Каждый грех! Что такое страдание? Вот уколол я у себя клеточку, и весь организм содрогнулся. Или: «Что с тобой?» – «Зуб болит!» – «Ну и что, что зуб болит. А ты-то, что корчишься? Зуб болеет, а не ты же болеешь» Оказывается вот как все взаимосвязано. Недаром апостол Павел пишет: «Болит ли один член, болит все тело, радуется ли один член – радуется все тело!»

Видите, как мы взаимосвязаны. Все мы друг с другом. Как в организме отдельные клеточки связанны, так и все мы друг с другом. Особенно, то единство, которое существует между родителями и детьми, та близость с родными, близкими людьми. Близкими подчас по духу людьми. Между супругами, к примеру. В общем, эта близость может иметь разные категории, разные связи.

– Обычно вопрос звучит так: Почему страдают невинные и благоденствуют грешники?

–Теперь на счет благоденствия грешников! Запомните одну такую простую вещь. Однажды, находясь в Америке, я был в гостях у одной миллионерши, которая, образно выражаясь, заведовала «мертвым домом». Что это значит – «мертвый дом»? Это фирма, в которой занимались украшением погребения покойников, ритуальными услугами, и всем, что с этим связано. Но, эти ритуальные услуги могли быть очень и очень разными. Если вы дали тысячу долларов – вас хоронят в простом гробике. Дали пять тысяч – вам дали гроб из какого-то дерева с дорогим материалом. Там где 10 тысяч дадите, покойника так разукрасят, что даже родные и близкие его во веки веков уж и узнать-то не могут. Столько на нем разных красок и грима. Все зависит от того, сколько вы заплатите. Покойников украшают, а вот больных, но живых – лечат, даже режут. Быстро, немедленно, кладут на операционный стол! И вот, вы представляете, какие ужасные люди, берут острейший нож и раз – разрезали живот, два – отрезали что-нибудь. Какой ужас, какие страдания, но… его, говорят, спасли! Успели. Успели спасти, успели сделать операцию. А вот трупы только украшают.

Христос сказал: «Пусть мертвые погребают своих мертвецов». Можно дойти до такого духовного состояния и полной нечувствительности, когда никакие болезни и скорби уже не обратят человека к истине. Представьте себе, что мы потеряли чувствительность. Я беру кружку кипятку и начинаю пить. Все в ужасе на меня смотрят. А через некоторое время я погибаю. Оказывается, я все сжег внутри. И даже не почувствовал. Оказывается, какое великое благо, чувствовать все то, что вредит мне. Боль, страдание, скорби – это знак чего? Знак того, что я кипятку выпил! Сел на что-то раскаленное. Любая скорбь и страдание о чем говорят? Загляни быстрее в себя, быстрее загляни в себя! Посмотри, что ты сделал такое. Говорят: «Ой, живот заболел!» – «А что ты съел? Давай говори быстрее, что ты съел!» Правда же?

Вот, оказывается, о чем свидетельствуют страдания и скорби. И, для разумного человека они означают: быстрее смотри – что ты проглотил, голубчик! Так вот почему благоденствуют некоторые.Украшенные трупы! Чем больше денег, тем больше украшение. Мертвые погребают своих мертвецов.

Поэтому, не удивляйтесь, кстати, когда говорят, что Европа и Америка благоденствуют, а в России то одно cтрадание, то другое и третье. Это как раз один из ярких признаков – мы больны, но зато еще живы. Там на Западе – боюсь, что уже труп! Об этом, кстати, уже говорили в 19 веке очень многие, и святые и мыслители. Достоевский как писал! «Европа-то Ваша, она же вся уже прогнила, это кладбище уже настоящее». И это в 19 веке уже писали, а сейчас еще хуже!.. Вот сейчас, Европа и Америка двинулись на нас, и нас тоже накрыло этим трупным запахом».

Этот мучительный, всегда отзывающийся в нас острой болью недоумения, коварный вопрос встречается в читательской почте часто. Слишком часто. Поэтому я решила: не буду публиковать письмо из тех, что мне прислали недавно, найду такое, которое пришло одним из первых. Почему? Потому что само время помогает мне на него ответить. Специально не стану раскрывать имя того, о ком сейчас пойдет речь - дело не в именах. Итак, письмо из не такого уж и далекого 2008-го.

"Мария, прошу, не подумайте, что я человек жадный или завистливый к чужим миллионам, триумфу, славе, власти, красивой и легкой жизни - роскошные авто, пикантные блондинки, яхты, лайнеры, офис в престижном районе Лондона. Когда в 1990-х моя семья потеряла все, что имела - на народном автомобиле, помните, какие соблазнительные ролики крутили по ТВ? - "AVVA, надежный, комфортный, экономичный первый народный автомобиль, дивиденды от 30% в валюте!", я понял: большой бизнес не для меня. Какая коммерция, если, во-первых, подобные комбинации по объегориванию сограждан мне, дипломированному математику, и в голову отчего-то не приходили. А во-вторых, о каком предпринимательстве может идти речь, если я проворонил ситуацию в собственной семье, когда теща, подбив беременную жену, снесла все деньги, в том числе и за проданную квартиру моего умершего отца, в этот мыльный пузырь! Обменяли все на фантики! Пока я вкалывал в командировке! Так я, выпускник матфака, не теоретически, а на своей шкуре понял, что такое пирамида! Но речь не о том. Преступник, который всю эту махинацию провернул, на достигнутом не остановился. И, что показательно, прощелыга в костюмах от Бриони, не просто ворует! Он делает это нагло! Будто похваляясь своей безнаказанностью! Слезы тех, кого он ограбил? Страдания? Да, плевать! Моя теща, к примеру, до конца жизни так и не смогла себе простить, что влезла в эту аферу, сколько я с ней ни разговаривал, ни убеждал! Первый инсульт у Елены Ивановны случился после того, как народный автомобиль лопнул! А сколько еще таких обманутых! А ему хоть бы хны! Уголовные дела? Разворованные активы? Разоренные предприятия? Трупы, в конце концов! Нет, живет себе припеваючи в Лондоне, магазины "Dolce&Gabbana" и "Hermes" посещает - недавно по телевизору рассказывали. Почему Бог такое допускает!"

Алексей, февраль 2008 г.

Откровенно говоря, вопросу "как Господь терпит то, что подлецы процветают, а люди честные страдают и мучаются?", даже не шесть, а многие сотни лет. Три тысячелетия назад свой вопль сомнения в Божией благости исторг из глубин своего сердца некий Асаф - священнослужитель, начальник хора при царе Давиде. Хора, исполнявшего хвалебные песни Богу. Судя по всему, Асаф прожил непростую жизнь, полную тревог и опасностей: он был предан царю Давиду и разделил с ним превратности его судьбы, Библия называет Асафа прозорливцем. Свои горькие сомнения в справедливости Господа Асаф высказал в молитве, называемой 72 псалом.

Мы уже писали, что Псалтирь - книга, собравшая древнеизраильские молитвословия Богу, переведенная в IX веке на славянский язык святыми равноапостольными Кириллом и Мефодием, была необыкновенно популярна в России. Раз научившись по Псалтири грамоте, наши предки с ней уже не расставались: Псалтирь вела их по жизни, предлагая советы, укрепляя в трудную минуту, врачуя, давая ориентиры нравственной жизни. Было принято прочитывать всю Псалтирь, от корки до корки, еженедельно. А в Великий пост в течение недели - дважды. Не все псалмы были созданы царем Давидом, двенадцать приписываются Асафу. 72-й - среди них. Часто его называют псалмом, объясняющим, почему нельзя соблазняться счастьем грешников. Чтобы разобраться в этом, давайте проанализируем Священный текст, уверяю, занятие это преувлекательнейшее.

Итак, 72-й псалом можно разбить на семь частей. Первая, самая короткая, это восклицание: Бог всегда благ к Своим детям, если они безгрешны и чисты сердцем! Вторая - признание Асафа в том, что он позавидовал безумным, видя благоденствие бесчестных. В переводе на русский тут образное выражение: "едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои", и обращение к древнееврейскому подлиннику расшифровывает эту метафору: речь идет не о стопах в прямом смысле слова, а о пути, о ходе размышлений, о появлении душевных помыслов или поползновений мыслей и чувств в сторону от пути истины на путь неправды и заблуждения. Следующая часть псалма описывает благоденствие грешников: им многое дано, они физически крепки, сильны, не знают страданий, вплоть до самой смерти и, не испытав на себе обычных для человеческой жизни трудов и бедствий, предаются гордости, они несправедливы по отношению к слабым. Уверившись в постоянстве своего благополучия, они одеваются в неправду и нечестие, как в привычную одежду, и не только не скрывают свои беззакония, но и выставляют их напоказ: "гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их; выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце; над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока". Следующая фраза "поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле" нуждается в пояснении. Здесь речь о том, что такие люди могут лживо произносить высокопарные речи - о Боге, о добре, но язык их будет привязан к земному, это всего лишь слова, сказанные ради корысти и вполне приземленных целей. Такое процветание бесчестных приводит к тому, что окружающие начинают думать: "Выходит, всё позволено! Да ведает ли Бог, что происходит?" (часть 4). И сам автор псалма поддается искушению, и он недоуменно восклицает: "Кому нужно, что я был праведным! Что не творил зла! Хранил сердце чистым!" (часть 5).Но тут же спохватывается: "Если бы я произнес свои сомнения вслух, я бы уже стал виновен!" Потому что это были бы сомнения в Божией благости! Неверие в Его Божественный Промысел. Свои мучительные раздумья Асаф не мог разрешить самостоятельно: суды Божии глубоки и неисповедимы. Людям не дано своим человеческим разумом проникнуть в тайны Творца, тайны Божественного. "Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя,тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою!" И только придя в храм (часть 6), где Сам Бог стал его Учителем, где Сам Господь держал его "за правую руку и советом Своим наставлял", Асаф уразумел, что благоденствие и счастье грешников не прочно, мимолетно. Потому что на скользких путях они стоят. И как возвысились, так и погибнут. Потому что все, удаляющие от Бога, гибнут, все, отступающие от Него, истребляются. Только Он твердыня, только в Господе можно обрести опору. А богатство и слава, истают, как дым (часть 7). Кстати, стоит ли говорить, что героем письма Алексея был небезызвестный Б. А. Березовский?

Псалом 72, Асафу

"Как благ Бог к Израилю, к чистым сердцем!

А я - едва не пошатнулись ноги мои, едва не поскользнулись стопы мои, - я позавидовал безумным, видя благоденствие нечестивых, ибо им нет страданий до смерти их, и крепки силы их;

на работе человеческой нет их, и с прочими людьми не подвергаются ударам.

Оттого гордость, как ожерелье, обложила их, и дерзость, как наряд, одевает их;

выкатились от жира глаза их, бродят помыслы в сердце;

над всем издеваются, злобно разглашают клевету, говорят свысока;

поднимают к небесам уста свои, и язык их расхаживает по земле.

Потому туда же обращается народ Его, и пьют воду полною чашею,

и говорят: "Как узнает Бог? и есть ли ведение у Вышнего?" И вот, эти нечестивые благоденствуют в веке сем, умножают богатство.

[И я сказал:] так не напрасно ли я очищал сердце мое и омывал в невинности руки мои,

и подвергал себя ранам всякий день и обличениям всякое утро?

Но если бы я сказал: "буду рассуждать так", - то я виновен был бы пред родом сынов Твоих. И думал я, как бы уразуметь это, но это трудно было в глазах моих,

доколе не вошел я во святилище Божие и не уразумел конца их.

Так! на скользких путях поставил Ты их и низвергаешь их в пропасти.

Как нечаянно пришли они в разорение, исчезли, погибли от ужасов!

Как сновидение по пробуждении, так Ты, Господи, пробудив их, уничтожишь мечты их.

Когда кипело сердце мое и терзалась внутренность моя, тогда я был невежда и не разумел; как скот был я пред Тобою.

Но я всегда с Тобою: Ты держишь меня за правую руку;

Ты руководишь меня советом Твоим и потом примешь меня в славу.

Кто мне на небе? и с Тобою ничего не хочу на земле.

Изнемогает плоть моя и сердце мое: Бог твердыня сердца моего и часть моя вовек.

Ибо вот, удаляющие себя от Тебя гибнут; Ты истребляешь всякого отступающего от Тебя.

А мне благо приближаться к Богу! На Господа Бога я возложил упование мое, чтобы возвещать все дела Твои [во вратах дщери Сионовой]".

Скорбная на земле жизнь праведников и счастливая, по-видимому, иногда жизнь грешников часто наводят нас на размышление: за что же первые страдают, и за что последние благоденствуют? Ужели Господь не видит скорбей первых и их добродетелей, и не знает о грехах последних, и нет у Него для них наказания? Как же понимать после сего о правосудии Божием?

Вот что отвечает на сие св.

Златоуст: «Если, говорит он, видишь грешника здоровым и богатым, то не дивись сему; ибо и он какое-нибудь малое добро сделал и потому получает за него здесь награду свою; там же, как и богач евангельский, услышит оный глас: чадо, помяни, яко благая приял ecu в животе твоем. А когда видишь праведника, принимающего беды и скорби, радуйся о нем; ибо ими он очищается здесь от грехов, а там к великой радости пойдет... И что смущаешься печальным житием святых? Помни, что те, которые терпят здесь ради Господа скорби, те в Небесном Царстве водворятся; а злые лихоимцы, воры и грабители, и клеветники, хотя здесь в обилии живут, зато там должны ждать себе вечную муку. Примером сему может служить тот же евангельский богач, которому Авраам сказал: Ты, чадо, в животе благая твоя восприял ecu, а Лазарь злая, и того ради здесь утешается, а ты страждешь в пламени сем». Слушайте, какие блага богатый принял: богатство,

здоровье, роскошную пищу, власть, славу, многопочитание и от всех честь. А что же Лазарь? Не согрешил ли и он? Да, и он малые имел грехи. Но вот, когда богатый принимал земные блага за малое его добро, то в то же время и Лазарь терпел скорби за малые его согрешения. И этого ради по смерти сей утешается, а тот страдает. Итак, братья, продолжает вселенский учитель, если видите праведника, принимающего здесь болезни и беды, радуйтесь за него; ибо, здесь очистившись от грехов, туда, к Богу, чистым пойдет. И если беды ему умножаются, то вместе с ними умножается и награда. Так и праведный Иов, непорочно заповеди Божии соблюдший, сколько страстей и бед принял здесь! А для чего? Для того, чтобы там большую честь получить. Злые же пусть в здравии живут и бед не принимают, не завидуйте им, но плачьте о них, ибо меч судный готовится им. Так и Исав богател, живя скверно, а Иаков-праведник многие скорби принял. И Давид, пророком Божиим будучи, все время жизни своей провел в трудах и бедах; сын же его, Соломон, царствовавший сорок лет, имел и со всеми мир и славу, и честь, и мудрость, и разум более всех; но какая была ему польза от этого великого смысла, когда, оставив Бога, в идолопоклонство впал? Так и Иуде помогло ли, что учение Господне и чудотворения многие, когда, в конце концов, удавлением себя погубил? Итак, не то хорошо, что хорошо началось, а что хорошо кончится. И счастливым может назваться только тот, кто до конца совершил свой подвиг».

Итак, вот для чего многие из святых здесь страдают и многие из злых благоденствуют! Первые, чтобы и от малых грехов очиститься и большую награду от Бога получить, конечно, чтобы после земных скорбей еще сильнее восчувствовать сладость радостей ^ небесных. А последние, хотя благоденствуют по долготерпению Божию, ожидающему от «о них покаяния, но горе им, если не покаются! На том свете воздано будет им по делам их. Да подлинно ли они еще благоденствуют? О, какое уж тут может быть благоденствие, когда у человека и совесть нечистая, и меча Божия на свою голову он ежеминутно ждет, и мука вечная его ожидает! Нет, это только кажется нам, что есть счастье у нечестивых, а на самом деле его никогда нет, и грешник, как бы ни казалась нам счастливою жизнь его, на самом деле совершенно похож на больное, иссыхающее дерево, которое снаружи хотя иногда и зеленеет, а внутри все-таки червями точится и не нынче, так завтра срубается и во огнь вметается.

VW" (17 7a6oafio.no.) "41V.

Великий пост. Прп. Алексия, человека Божия (411). Прп. Макария, игумена Калязин- ского, чудотворца (1483). Сщмч. Александра пресвитера (1919); сщмч. Виктора пресвитера (1942). Мч. Марина.

Литургия Преждеосвягценных Даров.

На 6-м часе: Не. XLV, 11-17. На веч.: Быт. XXII, 1-18. Притч. XVII, 17 -XVIII, 5.

Истинная дружба

К некоторым людям мы иногда чувствуем особенную любовь и заключаем с ними союз дружбы. Дружба не нарушает заповеди о любви ко всем без изъятия. Сам Господь Иисус особенною любовью любил Иоанна, Петра, Иакова и Лазаря; и св. Петр также особенно любил св. Марка; апостол Павел свв. Тимофея и Феклу. Григорий Назианзин был другом св. Василия Великого. Нам нужно только быть осторожными в выборе друзей и уметь различать истинную дружбу от вредной. Союз дружбы истинной должен состоять во взаимном поощрении к преуспеянию в вере, благочестии, любви к Богу и ближним. Друзья-христиане в этом случае должны быть подобны путешественникам, которые, идя вместе по дороге трудной и скользкой, держатся обыкновенно друг за друга для взаимной помощи и большей безопасности. Истинный друг в таком случае есть незаменимое сокровище, которого не стоят все сокровища мира.

В монастыре св. Феодосия, монашеского общежития начальника, были два инока, которые настолько любили друг друга, что дали взаимный обет не разлучаться между собою ни в сей жизни, ни в будущей, и сначала, по своей добродетельной жизни, служили примером для всех братий. Но вот на одного из них бес напал с такою силою, что инок не устоял, решился идти в мир и стал говорить своему сотоварищу, чтобы тот отпустил его. Сей, сколько ни уговаривал падающего друга, однако, ничего не мог сделать и, помня завет дружбы, пошел с ним в мир. Падший брат начал предаваться всевозможным порокам, а друг не переставал умолять его, чтобы он бросил худые дела и возвратился в монастырь. Но увещания не помогали, и дело шло чем дальше, тем хуже. Между тем в городе, где они пребывали, прп. Авраамий строил монастырь, и оба брата нанялись работать при постройке обители. После дневного труда падший не переставал предаваться скотским удовольствиям, а друг его проводил время в молчании, слезах, посте и молитве. Молва о его добродетелях дошла и до прп. Авраамия. Он позвал инока к себе и спросил: «Откуда Q ты, брат, и что за причина твоего пребывания здесь?» Сей по порядку рассказал о себе, о «о своем друге, о своем желании спасти его и о своей скорби за его поведение. Тогда препо- добный, исполненный Духа Святого, воскликнул: «Ступай, Бог даровал тебе душу брата твоего!» Не успел после сего выйти инок от преподобного, как подходить к нему падший сотоварищ его и говорит: «Брат любимый, возьми меня в пустыню, я хочу спастись!» Кто может изъяснить радость св. подвижника! Он тотчас же взял своего образумившегося друга, ушел с ним в пустыню и, затем оба, проведя в ней некоторое время в покаянии, посте и молитве и «много по Бозе преуспевши», один за другим мирно отошли в мир горний.

Не правда ли, что истинный друг-христианин есть незаменимое сокровище? И не правда ли, что таковой друг в известных случаях может служить для нас как бы Ангелом- Хранителем? И как бесценна будет дружба наша с таким человеком! Она будет святою, ибо будет одушевляема духом благочестия и любви к Богу. Она будет путем к вечному блаженству. Труден этот путь, но трудность его облегчается тем, что ревнующие о благочестии друзья помогают друг другу идти этим путем и, при взаимной помощи, достигают Царствия Небесного.

tF^^Jf^A пбааїоа

«/W (18 7a6oafio.no.) "WV

Великий пост. Похвала Пресвятой Богородицы (Суббота Акафиста). Свт. Кирилла, архиеп. Иерусалимского (386). Сщмч. Димитрия пресвитера, прмц. Наталии (1938). Мчч. Трофима и Евкарпия (ок. 300). Прп. Анина монаха.

Литургия св. Иоанна Златоуста.

Евр., 322 зач., IX, 24-28. Мк., 35 зач., VIII, 27-31. Богородицы: Евр., 320 зач., IX, 1-7. Лк., 54 зач., X, 38-42; XI, 27-28.

Еще по теме Не должно смущаться, когда видим, что грешники иногда в сей жизни благоденствуют, а праведники страдают:

  1. Господь попускает праведникам иногда страдать от клеветы для того, чтобы впоследствии более прославить их, а осуждавших их отвлечь от греха осуждения
  2. Страх иногда бывает причиной преступлений, как, например, когда человеку кажется, что ему грозит опасность быть убитым или получить телесные повреждения.
  3. Милостыня и милосердие грешников делают праведниками и в лике святых вчиняют
  4. ДОВОДЫ, КОТОРЫМИ, ПО-ВИДИМОМУ, ДОКАЗЫВАЕТСЯ, ЧТО БОГ НЕ МОЖЕТ БЫТЬ ВИДИМ ЧЕРЕЗ СУЩНОСТЬ, И ИХ РАЗЪЯСНЕНИЕ
  5. ГЛАВА 7 Взывает к оплакиванию и исповеданию грехов, уверяя, что Христос слезами грешника и Церкви побуждается к прощению, что доказывает примером воскресшего Лазаря
  6. РАЗДЕЛ VI О бедствиях, порождаемых невежеством; о том, что невежество вовсе не уничтожает изнеженности; что оно вовсе не обеспечивает преданности подданных; что оно судит о самых важных вопросах, не зная их. О бедствиях, в которые эти суждения могут иногда ввергнуть нацию. О том, что следует презирать и ненавидеть покровителей невежества

Ответ: вы совершенно правы, утверждая, что вопрос о том, почему страдают праведники и благоденствуют грешники, является волнующим для многих людей, «особенно в минуты искушений». Скажу вам более того: вашу мысль еще даже можно и усилить. Многим неверующим кажется, что данным вопросом они могут поставить в тупик любого Православного христианина. Они полагают, что если Бог справедлив, то и праведники страдать не должны, а если Он ещё и милостив, и благ - тем более. Таким образом они обвиняют нас в несостоятельности наших религиозных воззрений. Но они не правы, и если кого и следует обвинить в несостоятельноти мышления, то их самих.

К сожалению, формат нашего диалога не позволяет изъяснить предложенную вами проблематику подробно. Поэтому, предлагаю ограничиться тезисным вариантом ответа.

Первое, на что я хотел бы обратить ваше внимание, это то, что на земле нет полного воздаяния ни праведникам, ни грешникам. Стадающий праведник с торицей получит всевозможные блага в веке будущем; грешника же в будущей жизни ожидают скорби и стенанья.

Второе. Бедствия, которым подвергаются праведники, зачастую зависят от произволения злых, а не добрых людей. Бог, промышляя о мире, хотя и направляет человека к добру, ограждает от зла, но не отнимает его свободы воли целиком. Ибо свобода, Алина, - это величайший дар, одна из главных черт образа Божия в человеке. Если бы Бог каждый раз, когда человеку хотелось бы грешить, блокировал свободу его произволения, лишал его права выбора, то такого человека нельзя было бы и свободным назвать. Но Бог и не отнимает от нас эту свободу, а лишь помогает нам делать не ложный, а правильный выбор. Отсюда, возможность злоупотреблений, возможность творить беззаконие, в том числе, и в отношении праведников.

Тертье. Нередко скорбями и несчастьями человек предохраняется от греха. Да, да, Алина, не удивляйтесь. Порой, неискушенный в несчастьях человек даже представить себе не может, чего он на самом деле стоит. Так, апостол Петр отрекся от Христа, а остальные - в страхе ретировались. И Бог в воспитательных целях вполне может попустить человеку пострадать. Ведь не секрет, что такие внешние блага как богатство, положение, власть нередко развращают человека (не всех, конечно же, а некоторых). Обладающий большими возможностями человек и искушениям подвергается большим. Кто-то готов им противостоять, а кто-то может и не выдержать. Следовательно, предварительно лишая такого человека больших возможностей (то есть власти, денег, статуса и прочее), Бог оберегает его от греха.

Четвертое. Добрые праведные люди при внешних тяготах пользуются драгоценнейшими внутренними благами, радостью и утешением от Бога, а грешники, при внешнем благоденствии, имеют источник мучений в своих привычках, пороках, беззакониях. Вы наверно не раз и не два слышали, Алина, как часто в богатых и (внешне) благополучных семьях бывают скандалы и дрязги. Такое положение вещей едва ли можно отождествить со счастьем. С другой стороны, в какой-нибудь небогатой христианской семье, пусть даже живущей без благ цивилизации, на самом отшибе вселенной, нередко можно встретить радость и покой.

Пятое. Страдания праведников могут носить и жертвенный характер. Так Иосиф, проданный братьями в Египет, сделался впоследствие вторым человеком после фараона. Это позволило ему спасти, во время голода, весь свой род от вымирания (в том числе и братьев-предателей, но я думаю, вам знаком этот библейский сюжет, и подробно его рассматривать нет ни малейших оснований).

Шестое. Далеко не всегда праведники страдают, а грешники благоденствуют. Бывает и наоборот. Просто это не так резко бросается в глаза. Вспомним Авраама, того же Иосифа...

Седьмое. Нет на земле праведников совершенно безгрешных. Безгрешен только Господь. Попуская, и даже ниспосылая страдания и скорби праведникам, Бог очищает их от греховной скверны, закаляет веру, утверждает в добре. Жития святых буквально изобилуют примерами подобного рода.

Восьмое. Иногда и грешники имеют в себе немало доброго. Тем, что Бог изливает на них благость, не карая за грех, Он побуждает их к покаянию. Возможно, кому-то это и покажется странным, но в данных словах ничего странного нет. Вспомним Закхея, который после встречи со Спасителем обязаля с лихвой возместить ущерб тем, кого он когда-то обидел. И таких примеров история знает не мало.

Завершим же, ответ тем, с чего мы и начали: правосудие Божие по отношению к людям не ограничивается пределом настоящей, то есть временной, жизни. Желаю и вам жизнь прожить так, чтобы стяжать себе небесные блага, которые никогда не оскудеют. Да поможет вам Бог!