Первобытные скотоводы. Урок первобытные земледельцы и скотоводы. скотоводы. Возникновение земледелия и

Урок 5. Первобытные земледельцы и скотоводы. Возникновение земледелия и скотоводства

(В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озе­ро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотника­ми, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья яч­меня и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие).

Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, сущест­вовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сделаны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пшеницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (Присваивающим)

Во главе родовой общины стоял старейшина.

Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли старейшинами.

Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он лучше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и растениях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к нему группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на ка­бана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старей­шина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав.

Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как уда­рил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорва­лась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гар­пун... Ну, ясно; зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорва­лась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!».

Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине грибы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы болеть».

Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной наблю­дательностью и цепкой памятью не только давал советы.

Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда нахо­дился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спи­ны. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и до­веряли ему во всем.

Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обесси­ленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, в выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки под­бегали и к самому поселку, копались в отбросах, предупреждая лаем о приближении других хищников.

Собака стала первым домашним животным, она помогала челове­ку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у людей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поросят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманными козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возникло скотоводство .

Запись в тетради: Охота скотоводство

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножами, состоявшими из кремневых пластинок, вставленных в кость или рог.

Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр. 19. Назовите, изображенное орудие труда.

Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зернотер­ках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерно измельча­лось, на следующий год вырастали колосья. Долгое время люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделали замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в землю, прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен. Так возникло земледелие.

Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других районах Земли земледельцы выращивали другие полезные растения: фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, ба­наны и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае.

Собирательство земледелие.

Вопросы:

-Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое при­митивное земледелие получило такое название?

-Какие природные условия необходимы были для занятия мо­тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие враги, мягкая почва)

-Прочитайте третий абзац п.1 §4 и объясните, почему первона­чально сложившуюся систему земледелия назвали подсечно-огневой?

-Какие изменения произошли в жизни людей с появлением земле­ делия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала за­висеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они занялись про­ изводством хлеба овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь лю­ дей улучшилась.)

Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее.

Запись в тетрадях:

Производящее хозяйство - это хозяйство, при котором человек сам производил все то, что было необходимо ему для жиз­ни, занимался земледелием и скотоводством.

Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало усилий; расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай, костяным серпом. Люда не могли спра­виться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу.

Отношения в родовой общине становились все более сплоченными.

Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п. 3, назовите какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавливать по­суду, ткать, сверлить и шлифовать.)


  1. Выучите понятие «производящее хозяйство».

  2. Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земле­дельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда.

Cлайд 1

Первобытные земледельцы и скотоводы Автор – Александр ХУДОБЕЦ Украина Александр Худобец Киев

Cлайд 2

Первобытные земледельцы и скотоводы Приблизительно 13 тыс. лет тому климат потеплел и условия существования людей снова изменились Больших животных стало меньше Появились маленькие и быстробегающие звери, на которых охотиться было сложнее

Cлайд 3

Появление новых орудий труда Поэтому в это время появился лук, стрела из которого летела дальше и точнее, чем брошенное рукой копье. Был изобретён и каменный топор, который представлял собой привязанное к палке жилами животных ручное рубило. Люди овладели реками, озёрами и морями, строя из связанных стволов деревянные плоты. Позднее из толстых стволов деревьев начали выдалбливать лодки.

Cлайд 4

Первобытные земледельцы Заметив, что семена диких злаков, упав в рыхлую землю, прорастают, образовывая колосья, люди начали сеять их. Так из собирательства возникло земледелие

Cлайд 5

Стадии мотыжного земледелия Мужчины топорами расчищали землю от кустов и деревьев... Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 6

Стадии мотыжного земледелия …женщины разрыхляли почву мотыгой – палкой с прикреплённым к ней наконечником из рога или камня… Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 7

Стадии мотыжного земледелия …а потом засевали в землю зёрна. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 8

Стадии мотыжного земледелия Колосья собирали серпами из рога или кости, вставляя в них острые камни. Мотыжное земледелие требовало больших физических усилий, но давало постоянные урожаи. Оно лучше, по сравнению с собирательством обеспечивало людей едой. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 9

Первобытные земледельцы и скотоводы Древнейшие селения земледельцев возникли в Передней Азии 10 тыс. лет тому. Первыми сельскохозяйственными растениями были пшеница и ячмень. Из Передней Азии земледелие распространилось на другие регионы. Рисунок взят: Годер Г.И. Дидактические задания по истории древнего мира. Москва

Cлайд 10

Первобытные земледельцы и скотоводы Началось одомашнивание животных. Первой была приручена собака, которая помогала людям во время охоты и охраняла жильё человека.

Cлайд 11

Первобытные земледельцы и скотоводы Когда у членов рода было достаточно мяса, охотники не убивали всех пойманных животных, оставляя живыми козлят, поросят, ягнят и других молодых животных. Люди приручили и научились разводить свиней, овец, коз, коров. Так из охоты возникло скотоводство. Это произошло приблизительно одновременно с переходом от собирательства к земледелию.

Cлайд 12

Cлайд 13

Первобытные ремесленники Переход к осёдлости способствовал развитию ремёсел – изготовлению изделий (предметов), которые не встречаются в Природе. Люди усовершенствовали обработку камня: около 7 тыс. лет назад они научились сверлить и шлифовать камень…

Тема Первобытные земледельцы и скотоводы

Цели: Сформировать у обучающихся преставление о том, что скотоводство и земледелие- величайшие открытия человечества, приведшие к созданию надёжных источников питания. , продолжить формирование умений подтверждать выводы примерами, пересказывать содержание учебника, описывать факты (орудие труда, условие жизни, способы охоты)

Оборудование. Карта мира, атласы по Древнему миру

Новые понятия

Ремесло- мелкое ручное производство промышленных изделий(в производстве глиняной посуды, прядении, ткачестве- как важней ших достижений первобытной эпохи)

Род- коллектив родственников, который жил и трудился сообща, имел общее имущество.

Племя- объединение нескольких родов.

Скотоводство- наиболее древний промысел человечества после охоты и земледелия, освоенный в каменном веке.

В зависимости от типа хозяйствования различают кочевое скотоводство (наиболее древнее), полукочевое (или отгонное) и стойловое, преобладающее в наше время.

Земледелие-древнейшая, очень сложная сфера человеческой деятельности, возникшая и формировавшаяся тысячелетиями.

Земледелие, истоки которого восходят к эпохе неолита, знаменовало собой новую ступень в хозяйственной и общественной жизни славян, до того занимавшихся собирательством, охотой, рыболовством. Народы всех континентов прошли через систему подсечно-огневого земледелия, при которой огонь был не только средством расчистки лесных участков, но и своеобразным средством обработки земли, получения верхнего плодородного слоя почвы после сжигания большой массы древесного материала. Неодинаковым путем и неодинаковыми темпами развивалось земледелие на севере и на юге. Пашенное земледелие пришло с юга, где были более благоприятные природные условия. Однако и на юге подсечно-огневое земледелие практиковалось в отдельных районах в историческое время.

Земледелие бесплужное или палочно-мотыжное, когда обработка участков под посевы производится ручными орудиями труда...

Старейшины - наиболее старые и опытные члены родов. Их власть обеспечивается их жизненным опытом, знанием традиций и обычаев. Старейшина руководит хозяйственной и социальной жизнью рода, разрешает споры внутри рода.

План изучения нового материала

1 Мотыжное земледелие

2 Скотоводство

3 Обработка глины и ткачество

4 Племя

Ход урока.

I Ориентировочно –мотивационный этап .

1 Организационный момент

2 Актуализация опорных знаний.

Индивидуальная работа по карточкам

Подготовь развернутый ответ на вопрос «Почему появилась религия и искусство?»

Фронтальный опрос.

Как была найдена впервые пещерная живопись?

Что произошло в пещере Альтамира

Что означает понятие искусство?

Почему в могилы люди клали различные предметы?

3 Проверка домашнего задания.

Задание и вопросы

1 Что такое «религиозное верования»?

2 Каковы причины зарождения религиозных верований

3 С какой целью проводились обряды?

4 Почему время зарождение верований совпало с возникновением искусства?

Тест

А) около 2 млн лет назад

Б)около 10 лет назад

А) гарпун

Б) рубило

3) лук

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

А) охота

Б)Земледелие

В) ремесло

5. Что называется религией

Б) наука о сотворении мира

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

А) охота

Б) скотоводство

В) собирательство

II Операционально-исполнительный этап.

4 Постановка цели урока

Итак, мы знаем, что миллионы лет люди жили за счет того, что давала им природа. Такой тип хозяйства называется присваивающим. Но примерно 10 тыс. лет. Назад человек занялся земледелием и скотоводством, т.е. перешел к производящему хозяйству.

Как появились земледелие и скотоводство? Что это дало людям? Вот на эти вопросы мы сегодня должны ответить.

5 Изучение новой темы

Объяснение учителя

Представьте, что перед вами родовой поселок. Дома глинобитные. Поселение окружено каменной оградой. Рядом небольшое озеро, а вокруг него кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители поселка охотились на диких козлов, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу, занимались собирательством.

Мужчины племени начали брать собак на охоту: они заметили, что собаки первыми

настигали раненое животное, потом поселившись близ людей, часто своим лаем предупреждали своим лаем их об опасности. Теперь на охоте собаки быстро помогали находить логово животных. Охотники убивали взрослого зверя, а детенышей вначале, может, из-за жалости, может из интереса забирали собой. Живя около людей, животные привыкали к ним. Постепенно люди приручили и одомашнили свиней, коз овец и коров. Так возникло скотоводство.

Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались собирательством. Срезав колосья ячменя и пшеницы, они приносили их в поселок, растирали на зернотерках, а на следующий год на том месте, где зерно измельчали, вырастали новые колосья. Они заметили, что зерно, брошенное в землю, прорастает. Так возникло земледелие.

6 Работа по учебнику

Самостоятельная работа с текстом учебника п.4 стр 20

7 Беседа по прочитанному

Когда появилось земледелие и как оно появилось? (10 тыс лет назад)

Какими орудиями возделывали землю первые земледельцы? (деревянной мотыгой – палкой с сучком)

Чем убирали урожай(Серпом сделанным из кости с каменным вкладышем)

На чем растирали зерно?(На зернотерках)

Чем очищали участок для посева?(каменным топором)

Какое значение имело земледелие для людей?(земледелие давало пищу, теперь люди понимали, что ее можно получить, приложив свои усилия)

8 Работа с картой Стр 7 Вигасина

Каким цветом обозначены район древнейшего земледелия? (зеленым)

Как называли этот район?(Западная Азия)

9 Работа с контурными картами.

Закрасьте на контурной карте древнейший район земледелия

10 Работа в рабочей тетради

Задания№12

11 Индивидуальная работа

Сообщение подготовленным учеником «Как возникло скотоводство»

12. Рассказ учителя. Мы уже знаем, что древние люди жили родовыми общинами. Поскольку обрабатывать землю примитивными орудиями труда и охотиться в одиночку человеку было бы очень трудно, поэтому несколько родов, во главе которых стояли старейшины, объединились в племя. Племенем управлял совет старейшин.

На доске рисуется схема.

СОВЕТ СТАРЕЙШИН

ПЛЕМЯ

! ! !

РОД РОД РОД

Для получения хороших урожаев и добычи на охоте первобытный человек обращался с молитвой к своим богам и приносил им жертву. Своих богов люди лепили из глины, вырезали из дерева.

13. Работа с терминами

Молитва

Идол

Старейшина

Скотоводство

Земледелие

Род-

Племя

Ремесло

III Рефлексивно- оценочный этап.

14.Закрепление изученного материала

Первобытные люди сделали много открытий, которые сохранили значение до настоящего времени. Назовите наиболее важные из них.

Как люди использовали эти открытия? (Первобытные люди изобрели лук и стрелы, начали заниматься земледелием и скотоводством, научились из глины лепить посуду, придумали лодки, колесо)

15 Оценивание.

16. Д/з п.4 составить рассказ по вопросу « Как появилось земледелие и скотоводство» раб тет задание №13 Уметь объяснять изученные понятия.

17. Итог

Что нового узнали на уроке.

Тест

1 Когда на земле появились первые люди?

А) около 2 млн лет назад

Б)около 10 лет назад

В) около 100 тыс. млн. лет назад

2 Орудие труда, при помощи которого первобытные люди ловили рыбу

А) гарпун

Б) рубило

3) лук

3 В каком первобытном коллективе главную роль играли родовые отношения

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

4 Основные занятия человека в период оледенения

А) охота

Б)Земледелие

В) ремесло

5. Что называется религией

А) вера человека в сверхъестественные существа

Б) наука о сотворении мира

В) наука о появлении человека.

6 В каком первобытном коллективе действовал обычай один за всех все за одного?

А) в человеческом стаде

Б) в родовой общине

В) в государстве.

7 Какое занятие первобытных людей привело к возникновению земледелия

А) охота

Б) скотоводство

В) собирательство

8 Выберите причину появления Религии

А) неумение человека объяснять явления природы

Б) боязнь человека перед стихией природы

В) желание человека отличиться от животного

13) Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия».

а) Закрасьте древнейший район земледелия

б) Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг.

14) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии более 10 тысяч лет назад. Первое домашнее животное - это собака. Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: свиней, овец, коз и коров.

15) Впишите недостающие слова.

    Ответ: Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 9 тысяч лет назад. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь. Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.

16) Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы». Если вы правильно разгадаете кроссворд, то в клетках по диагонали, выделенных рамкой, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей.

17) Найдите ошибки.

    Ответ: «Своими грубыми лицами» - люди в то, время внешне изменились. «Черноволосый парень» - старейшина был седым, т.к. он самый пожилой. «Серп железный» - в то, время не было железа. «Не были приручены» - собаки были уже дом. животными. «Стадо мамонтов» - в то время мамонты вымерли.

    Проверьте себя.

1) Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.

2) Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

3) Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?

tetrab.ru

Первобытные земледельцы и скотоводы - Годер 5 класс 1 часть (ГДЗ, ответы)

Задание №13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

1. Закрасьте древнейший район земледелия

2. Напишите названия рек - Нил, Евфрат, Тигр, Инд, Ганг

Задание №14. Впишите недостающие слова

Земледелие и скотоводство возникло в Западной Азии более 11 тыс. лет назад.

Первое домашнее животное - это собака.

Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: корова, овца, коза, свинья

Задание №15. Впишите недостающие слова

Новое ремесло - обработка металлов - появилось в Западной Азии около 9 тыс. лет назад.

Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, назывался медь.

Украшения изготавливались из таких металлов, как золото, серебро.

Задание №16. Решите кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы»

Если вы правильно решите кроссворд, то в выделенных клетках по диагонали, прочтете название возникшего из собирательства занятия, обеспечивающего людей растительной пищей

По горизонтали: 1. Металл, из которого первобытные люди изготавливали украшения. 2. Подарок, приносимый первобытными людьми духам и богам. 3. Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда. 4. Просьба, с которой люди обращались к богам и духам. 5. Изготовление льняного полотна и шерстяной ткани из нитей. 6. Возникшее из охоты занятие, надежно обеспечивающее людей мясной пищей. 7. Изготовление нитей из шерсти животных или из волокон растений. 8. Орудие для пахоты, пришедшее на смену мотыге. 9. Изображение духа или бога (обычно из дерева, глины или камня). 10. Несколько родовых общин, живших в одной местности

Задание №17. Найдите ошибки

Один ученик был большим выдумщиком. Он написал сочинение о первых земледельцах и скотоводах. Вот оно:

«Наступило время жатвы. На хлебное поле вышли сородичи с серпами. Своими грубыми лицами с приплюснутыми носами и выступающими вперед тяжелыми челюстями они напоминали обезьян.Три женщины устроили состязание - чей сноп будет больше. Победила самая юная - ее связка стеблей ячменя с колосьями была самой большой.- Нечестно! - заметил руководитель родовой общины, черноволосый парень, следивший за работой. - У тебя серп железный, а у них серпы медные.Тут в загоне рядом с полем тревожно заблеяли овцы и козы. Они сломали загородку и побежали в лес. Не съели бы их волки! Как вернуть беглецов? Собак в поселке не было - в те времена они еще не были приручены. Но скоро и людям стало страшно. Прямо на поселок двигалось стадо мамонтов. Еще немного и они растопчут и поле, и хижины. Кто-то из родичей догадался поджечь травму и хворост: едкий дым заставил мамонтов повернуть, и они обошли поселок стороной»

В этом сочинении не менее пяти исторических ошибок. Найдите и опишите их

а) когда возникло земледелие, люди уже имели облик современного человека, б) родовая община уступала место соседской, в) руководителем общины мог быть только старейшина, г) первые земледельцы пользовались серпами, сделанными из кремня, медь научились обрабатывать намного позже, д) железо не было известно в то время, е) собака была приручена человеком задолго до возникновения земледелия, ж) мамонты к тому времени вымерли

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства

2. Как вы понимаете слово "прогресс"? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд, прогрессивными?

Прогресс - это улучшение в процессе развития.

Появился счет времени

3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство людей?

Потому что каждый считал по-своему год

poistorii.ru

История Древнего мира. Тест "Первобытные земледельцы и скотоводы"

Первобытные земледельцы и скотоводы

ВАРИАНТ 1

1. В Западной Азии люди научились обрабатывать металлы около:

а) 15 тысяч лет назад; б) 10 тысяч лет назад;

в) 9 тысяч лет назад; г) 7 тысяч лет назад.

2. Занятие первобытных людей, приведшее к возникновению земледелия:

а) охота; в) рыболовство;

б) собирательство; г) скотоводство.

3. Древние скотоводы разводили:

а) свиней и овец; б) лошадей и кошек;

в) коз и коров; г) уток и гусей.

4. 9-7 тысяч лет назад люди овладели такими видами ремесла, как:

а) обработка металлов; б) кораблестроение;

в) ювелирное дело; г) ткачество.

5. 10-7 тысяч лет назад люди научились делать одежду из:

а) льна; в) шерсти;

б) шелка; г) хлопка.

6. Первобытные люди для успешной пахоты в плуг запрягали:

а) коров; в) коз;

б) быков; г) лошадей.

7. В результате развития земледелия и скотоводства условия жизни людей стали зависеть от:

а) их собственного труда и умений; б) природы в еще большей степени;

в) покровительства духов и богов; г) существовавших порядков в человеческом стаде.

8. Впервые имущественное неравенство появляется в:

а) человеческом стаде; б) родовой общине;

в) соседской общине; г) государстве.

9. В соседской общине каждая семья имела в личном пользовании:

а) скот; б) пастбища; в) лес; г) участок земли;

д) изделия ремесла; е) орудия труда; ж) пруд.

10. Военными действиями племени руководил:

а) старейшина; в) Совет старейшин;

б) вождь; г) царь.

ПЕРВОБЫТНЫЕ ЗЕМЛЕДЕЛЬЦЫ И СКОТОВОДЫ

ВАРИАНТ 2

1. Первобытные люди стали заниматься земледелием и скотоводством более:

а) 20 тысяч лет назад; б) 15 тысяч лет назад;

в) 10 тысяч лет назад; г) 7 тысяч лет назад.

2. Занятие людей, приведшее к возникновению скотоводства:

а) охота; в) рыболовство;

б) собирательство; г) земледелие.

3. Первым земледельцам орудиями труда служили:

а) серп; в) гарпун;

б) каменный топор; г) мотыга.

4. Добыча меди и умение ее обработки способствовали возникновению:

а) кузнечного дела; в) кожевенного дела;

б) гончарного дела; г) прядения.

5. Первые земледельцы срезали колосья серпом, изготовленным из:

а) дерева; в) камня;

б) кости; г) глины.

6. Глиняную посуду для хранения воды:

а) высушивали под лучами солнца; б) обжигали в огне очага;

в) сушили на воздухе; г) обмазывали смолой.

7. О том, что земледелие стало основным занятием первобытных людей, свидетельствуют:

а) остатки посуды для хранения зерна; б) орудия труда;

в) пещерные рисунки; г) остатки жилищ.

8. Несколько родовых общин, живущих в одной местности, составляли:

а) человеческое стадо; б) племя;

в) город; г) государство.

9. Жители соседской общины помогали друг другу:

а) вырубать леса; б) выращивать урожай на участках; в) рыть пруды;

г) осушать болота; д) охотиться; е) изготавливать орудия труда; ж) пасти скот.

10. Знатными людьми в соседской общине становились:

а) вождь и его дети; б) лучшие ремесленники;

в) старейшины и их дети; г) лучшие земледельцы и скотоводы.

infourok.ru

Первобытные скотоводы и земледельцы

1. Потепление на Земле. Около 13 тысяч лет назад в Европе вновь наступило потепление. Ледник таял и отступал на север. Земля освобождалась ото льда. Она покрывалась лесами и кустарниками. Животные, привыкшие к холоду, уходили на север. Мамонты вымерли совсем.

По мере отступления ледника люди также продвигались на север и заселяли освободившиеся земли.

2. Новые орудия труда из камня и дерева. Первобытные люди продолжали изготовлять орудия труда из камня, кости и дерева.

Люди заметили, что согнутые гибкие прутья распрямляются с большой силой, и начали изготовлять из них луки. Стрелой, пущенной из лука, охотник поражал животное на расстоянии десятков и даже сотен шагов.

Рис. Человек с топором. Древнее изображение.

Рис. Лодка с гребцами. Древнее изображение на камне.

Прикрепив заостренный камень к палке, люди сделали топор. Чтобы крепче насадить топор на палку, они просверливали в нём отверстие. Сверлили камень костью, подсыпая на него мокрый песок.

Работать каменными топорами было очень тяжело. Однако ими можно было не только вырубить кустарник, но и срубить большие деревья.

Из двух-трёх связанных брёвен делали плот. Это было первое судно человека. Затем стали выдалбливать лодки из толстых стволов деревьев.

Изобретение лука со стрелами помогло людям перейти к скотоводству, а изобретение топора помогло им перейти к земледелию.

3. Приручение животных. Поблизости от посёлков жили дикие собаки. Они питались остатками пищи людей. Своим лаем собаки предупреждали жителей посёлка о приближении к нему других животных. Собаки, привыкнув к людям, стали жить в посёлке и сопровождать людей на охоту. Они помогали выследить и загнать зверя.

Собака была первым домашним животным - помощником охотника и верным сторожем.

Охотники, вооружённые луками и стрелами и сопровождаемые собаками, добывали мяса больше, чем раньше с копьями и дубинами. Нередко уже случалось, что у рода было достаточно пищи. Тогда охотники не убивали пойманных поросят, козлят и других молодых животных, а приносили их в посёлок. Так люди приручили свиней, коз, овец и коров.

4. Мотыжное земледелие. Женщины, собирая съедобные зёрна растений, сделали замечательное открытие: они заметили, что из зерна, упавшего в рыхлую землю, вырастает растение, которое даёт новые зёрна. Отсюда возникло земледелие.

Мужчины топорами расчищали от кустарника участки для посева. Женщины разрыхляли почву мотыгами, перетирали комья земли руками и зарывали зёрна в землю. Такое земледелие называется мотыжным. Оно требовало огромного труда. Целый род мог обработать только небольшой участок земли.

Посевы нужно было охранять днём и ночью, иначе стадо диких кабанов или других животных могло уничтожить весь урожай.

Земледелие появилось не одновременно во всех странах. Там, где для него были особенно благоприятные условия - тепло, много воды, плодородные почвы, оно возникло около 7 тысяч лет назад. В других странах оно стало возникать значительно позже.

Цветная иллюстрация IV. Родовой посёлок древних земледельцев и скотоводов. На картине, на переднем плане слева - женщины жнут колосья костяными серпами; в такие серпы вставлялись острые осколки камня. В глубине картины справа - жилища людей и хозяйственные постройки.

5. Род и племя. Расчистить участок для посева и оберегать поле от диких животных было непосильно для одного человека. Справиться с этим могла только целая родовая община. Родичи сплотились ещё теснее, чем раньше. Собранный урожай, скот и другое имущество принадлежали всему роду. Охотой, рыбной ловлей и земледелием руководили старейшины - самые старшие и опытные из родичей.

Несколько родов, живших в одной местности, составляли племя. Всё племя говорило на одном языке.

Делами племени управлял совет старейшин: он распределял между родами места для охоты, рыбной ловли и земледелия, разбирал споры между ними.

Рис. Женщина, растирающая на зернотёрке зёрна в муку.

Старейшины действовали в интересах всего племени. Поэтому они пользовались общим доверием и всё племя беспрекословно выполняло их приказания.

Для решения особо важных дел старейшины созывали собрание всего племени.

gl-lib.ru

Первобытные земледельцы и скотоводы - презентация, доклад, проект

Обратная связь

Если не удалось найти и скачать доклад-презентацию, Вы можете заказать её на нашем сайте. Мы постараемся найти нужный Вам материал и отправим по электронной почте. Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Не стесняйтесь обращаться к нам, если у вас возникли вопросы или пожелания:

Мы в социальных сетях

ВКонтакте >

Что такое Myslide.ru?

Myslide.ru - это сайт презентаций, докладов, проектов в формате PowerPoint. Мы помогаем учителям, школьникам, студентам, преподавателям хранить и обмениваться своими учебными материалами с другими пользователями.

Для правообладателей >

myslide.ru

Древние земледельцы, скотоводы и охотники: развитие человека

Первоначально древние люди добывали себе пищу путем собирательства и охоты. Сначала человек охотился на крупных животных, таких как мамонт и бизон. Но климат на планете становился все более теплым, что произвело к вымиранию большинства животных, которые существовали с времен Ледникового периода.

Древние охотники и скотоводы

После появления человека разумного древние люди сначала начали охоту на более маленьких животных: диких лошадей, кабанов, зайцев и птиц. Для этого им было не достаточно копья, ведь такие животные были более ловкими и быстрыми, чем мамонты.

Поэтому, человеком были изобретены лук и стрелы, что значительно упростило процесс охоты. Убивая взрослых особей, часто древние люди забирали их потомство к себе домой.

Маленькие животные росли рядом с жилищем человека, постепенно начали к нему привыкать и не убегали в лес. Когда они достигали взрослого возраста, древние люди их убивали.

Осознав, что таким образом можно отказаться от охоты, а просто растить животных дома, древние люди начали приносить с лесов и полей все больше маленьких зверей.

Позже, люди начали ждать пока животные дадут потомство и только потом их убивали. Таким образом, люди обеспечили себя регулярным наличием еды. Они уже не так сильно зависели от удачи на охоте. Таким образом, зародилось первое скотоводство.

Древние земледельцы и собиратели

Когда еще не было земледелия, люди добывали овощи и фрукты путем собирательства. Они выходили в леса и поля и собирали плоды с деревьев, или деревянными мотыгами добывали из-под земли различные съестные корнеплоды.

Однажды древние люди заметили, что из зерен, которые попадают во влажную почву, через некоторое время прорастают новые растения, которые приносят плоды. Собрав некоторое количество зерен дикой пшеницы с полей, люди засеяли ее рядом со своим с жилищем.

Когда пшеница созрела, они перетерли ее зерна двумя камнями, смешали с водой и на костре начали печь первые лепешки. С тех пор хлеб вошел в жизнь человечества на многие тысячелетия. А воодушевленные успехом в освоении злаковых культур, древние люди начали засевать семена других растений.

Занятие земледелием требовало оседлости на одном месте, а древние скотоводы наоборот начали кочевать – ведь для их животных требовались постоянно новые пастбища.

Значение земледелия и скотоводства в развитии человека

Возникновение земледелия и скотоводства стало настоящим переворотом в эволюции человека. От присвоения благ природы они перешли к самостоятельному их производству.

В середине неолита люди начали применять в ведении хозяйства все новые, более совершенные орудия труда, что повысило уровень производства. Первоначально продукты земледелия и скотоводства были общие: существовала соседская община, члены которой в равной степени делили между собой плоды, мясо животных, шкуры. (От Неолита к медному веку)

Но с развитием земледелия и скотоводства некоторые семьи начали отделяться от общих владений, и работать на своем собственном земельном наделе или заводили своих животных. Некоторым, более удачливым и трудолюбивым из них, удавалось накопить богатство, некоторые – беднели. В мире появилось первое классовое неравенство.

Как мы видим, появления земледелия и скотоводства сыграло огромную роль в жизни древнего человека. Эти занятия не только подарили ему стабильное наличие нужных для жизнедеятельности продуктов, но благодаря им позже зародилась первая торговля и занятие ремеслом.

Нужна помощь в учебе?

Предыдущая тема: Рождение религии и искусства Следующая тема:   От Неолита к медному веку

Все неприличные комментарии будут удаляться.

www.nado5.ru

2. Первобытные земледельцы и скотоводы



Задание № 13. Заполните контурную карту «Древнейший район земледелия»

Задание № 14. Впишите недостающие слова.

Земледелие и скотоводство возникли в Западной Азии, более десяти тысяч лет назад.

Первое домашнее животное – это собака.

Потом люди одомашнили и приручили других животных, например: свиней, овец, коз и коров.

Задание № 15. Впишите недостающие слова.

Новое ремесло – обработка металлов – появилось в Западной Азии около девяти тысяч лет назад.

Первый металл, из которого люди научились делать орудия труда, называется медь.

Украшения изготавливались из таких металлов, как золото и серебро.

Задание № 16. Разгадайте кроссворд «Первобытные земледельцы и скотоводы».

1. Золото;

2. Жертва;

4. Молитва;

5. Ткачество;

6. Скотоводство;

7. Прядение;

Слово – земледелие.

Задание № 17. Найдите ошибки.

1. земледельцы уже не напоминали обезьян, а выглядели как современные люди;

2. руководителем родовой общины не мог быть парень, старейшинами становились самые опытные и мудрые старики;

3. первые земледельцы серпы изготавливали из дерева или кости, но не из меди или железа;

4. собаки уже были приручены;

5. мамонты к появлению земледелия уже вымерли и не могли двигаться на поселок.

ПРОВЕРЬТЕ СЕБЯ

1. Сделайте вывод, как изменилась жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства.

Жизнь людей с появлением земледелия и скотоводства сильно изменилась. Главное, что жизнь человека теперь зависела не столько от природы, сколько от его собственного труда и умения.

2. Как вы понимаете слово «прогресс»? Какие изменения в жизни первобытных людей были, на ваш взгляд прогрессивными?

Прогресс – это движение вперед. Прогрессивным в жизни первобытных людей было: переход к земледелию и скотоводству, развитие ремесел (гончарство и ткачество), использование металлов и др.

3. Почему, по вашему мнению, появилось неравенство между людьми?

После перехода к земледелию и скотоводству отпала необходимость жить родовыми общинами и иметь все общее. Каждая семья могла сама себя обеспечить своими силами, возникла частная собственность. Кто-то был более удачливым и успешным, кто-то менее. Начала выделяться знать из вождей племени, которая получала больше власти и богатств.

Главная > Урок

Урок 1. Первобытные земледельцы и

скотоводы. Возникновение земледелия и

скотоводства

I. Проверочная работа. (Учитель зачитывает вопросы, учащиеся письменно отвечают, на доске - оформление проверочной работы) 1. Когда человек выделился из живой природы? (Около 3... лет назад) 2. Материк, где были обнаружены останки первого человека...

А Ф Р И К А
3. Как назывался первый человеческий коллектив? С Т А Д О 4. Чем первый человек отличался от животных?
У л
И ь
о я Т. А
5. Назовите первые орудия труда: ..., ....... и... 6. Каменный век - это... 7. Первые занятия человека - ... и... 8. Присваивающее хозяйство - это хозяйство, при котором человек.. 9. Какой период на Земле стал суровым экзаменом для челове-ка, но он выжил благодаря овладению огнем, умению шить одежду, строить жилище, охотиться?
Л Е Д Н И К О В Ы Й
10. Зазубренный костяной наконечник копий для рыбной лов- ли...
Г А Р П У Н
11. Твердый камень, легко раскалывающийся на пластины с острыми краями...
К Р Е М Е Н Ь
13.Вставьте пропущенные слова: Родовая община - это коллектив..., которые жили и труди-лись..., имели... имущество (..., ..., ...). 14. Соедините стрелками: homo habilis человекразумньщ homo erektus –у человек умелый homo sapiens человек прямой овладел огнем родами и племенами научился делать орудия труда 15. Объясните, как вы поняли, какое общество называют пер-вобытным. II. Новая тема (В ходе объяснения новой темы учитель прикрепляет на доску карточки со следующими изображениями: хижина, границы поселка, озеро, лес возле поселка и за озером, старейшина, собака, собака с охотниками, кабан, поросята, козлята, женщина с серпом, зернотерка, колосья ячменя и пшеницы, глиняная посуда, ткацкий станок и другие) Учитель: Представьте, что перед вами родовой поселок, су-1 шествовавший в жаркой южной стране 10 тыс. лет назад. Дома сдела-ны из глины, перемешанной с рубленой соломой дикого ячменя и пше-ницы. Поселение окружено каменной оградой. Рядом озеро, вокруг кустарники и деревья, заросли дикого ячменя и пшеницы. Жители по-селка охотились на-диких коз, свиней, оленей, лошадей, ловили рыбу Вопрос: Вспомните, как называется такое хозяйство. (При-сваивающее) Во главе родовой общины стоял старейшина . Задание: Найдите в п. 4 §4 объяснение, кого называли ста-рейшинами. Итак, это был пожилой, но еще полный сил мужчина. Он луч-ше остальных членов рода разбирался в природе, в животных и расте-ниях. Каждому старейшина мог дать ценный совет. Вот подошла к не-му группа охотников: «Скажите, старейшина, в какой лес нам идти охотиться на кабана: в ближайший, рядом с поселком, или в дальний за озером?» Старейшина взглянет на небо, покрытое тучами, и скажет: «Я много раз ходил на кабана. В это время года, когда листья желтеют, когда непрерывно льют дожди, ступайте в дальний лес - в тот, что за озером. Там вернее найдете логово кабана». Охотники следуют этому совету и вскоре убеждаются в том, что старейшина был прав. Подходят к старейшине мальчики, волнуются, перебивают друг друга: «Старейшина, мы выехали на середину озера в лодке... Я как ударил гарпуном по рыбе, чуть лодка не перевернулась, еле гарпун удержал в руках: такая рыбина попалась! Вот, думаю, всех удивим! Но рыба сорвалась! До чего обидно!» Смеется старейшина: «Покажите-ка мне ваш гарпун... Ну, ясно: зазубрины на нем совсем затупились - вот рыба и сорвалась. Но не горюйте, идите в хижину, возьмите новый гарпун и попытайте еще раз счастье на озере!» Тут маленькие дети приносят и показывают старейшине гри-бы, которые они собрали в лесу. «Этот гриб вкусный. Вот этот тоже годится в пищу... А этот гриб скверный, от него будут животы бо-леть». Однако старейшина с его огромным опытом, прекрасной на-блюдательностью и цепкой памятью не только давал советы. Он сам участвовал в охоте, вел за собой охотников, всегда находился в самых опасных местах, был отважен и не прятался ни за чьи спины. За все это родичи и уважали старейшину. Они сами его выбрали и доверяли ему во всем. Часто на охоте люди замечали, что вместе с ними раненого зверя преследовали собаки. Иногда собаки раньше человека настигали обессиленное животное. Подбежавшие охотники его приканчивали, разделывали тушу, а выброшенные внутренности пожирали собаки. Дикие собаки подбегали и к самому поселку, копались в отбросах, пре-дупреждая лаем о приближении других хищников. Собака стала первым домашним животным, она помогала че-ловеку на охоте. Теперь, отправляясь на охоту, жители поселка брали с собой собак. Те находили логово кабана. Охотники убивали зверя, а маленьких поросят приносили домой. Благодаря луку и стрелам у лю-дей стало больше мяса, потому не было необходимости съедать поро-сят сразу, их стали держать за оградой. Так же поступали с пойманны-ми козлятами. Живя около людей, животные привыкали к ним. Посте-пенно люди приручили свиней, коз, овец, коров, лошадей. Так возник-ло скотоводство. Запись в тетради: Охота - скотоводство Когда мужчины уходили на охоту, женщины занимались со бирательством. Они срезали колосья дикого ячменя и пшеницы ножа ми, состоявшими из мелких и острых кремневых пластинок, вставлен ных в кость или рог. Задание: Обратите внимание на рис. вверху стр.19. Назо вите изображенное орудие труда. Женщины приносили злаки в поселок и растирали их на зес нотерках, состоявших из двух плоских камней. На том месте, где зерн измельчалось, на следующий год вырастали колосья. Долгое врем люди не обращали на это внимания. Но однажды женщины сделал замечательное открытие. Они поняли, что зерно, брошенное в земель прорастает, дает колос, срезав который, можно получить много зерен Так возникло земледелие. Самые древние поселения земледельцев возникли в Передней Азии (это земли Турции, Ирана, Ирака, Палестины). В других район; Земли первые земледельцы выращивали другие полезные растения фасоль и кукурузу - в Центральной Америке, картофель - в Южной Америке, бананы и сахарный тростник - в Индии, просо и рис - в Китае. Собирательство - земледелие. Вопросы: -Прочитайте название первого пункта §4. Почему первое щ митивное земледелие получило такое название? -Какие природные условия необходимы были для занятия л тыжным земледелием? (Теплый климат, обилие влаги, мягь почва) -Щрочитайте третий абзац n.l §4 и объясните, почему п воначально сложившуюся систему земледелия назвали подсеч огневой? -Какие изменения произошли в жизни людей с появлен; земледелия и скотоводства? (С появлением этих занятий жизнь людей перестала зависеть от удачи на охоте и в поиске растений. Они заня-лись производством хлеба, овощей, мяса, кожи, шерсти, рога. Жизнь людей улучшилась.) Учитель: На смену присваивающему хозяйству пришло производящее. Запись в тетрадях: Производящее хозяйство - это хозяйство, при кото-ром человек сам производил все то, что было необходимо ему для жизни, занимался земледелием и скотоводством. Вести такое хозяйство было нелегко, требовалось немало уси-лий: расчистить каменным топором поле для посева, разрыхлить землю деревянной мотыгой, убрать созревший урожай костяным серпом. Лю-ди не могли справиться в одиночку, такой труд был под силу только большому коллективу. Отношения в родовой общине становились все более сплочен-ными. Задание (при наличии времени): Прочитайте §4, п.З, назови-те, какими занятиями еще овладел человек? (Научился изготавли-вать посуду, ткать, сверлить и шлифовать.) Домашнее задание: 1) Прочитайте §4. 2) Ответьте на вопросы №1-3 на с.22. 3) Выучите понятие «производящее хозяйство». 4) ^Представьте себе, что вы побывали в родовом поселке земледельцев и скотоводов. Опишите все их занятия, включив в свой рассказ названия орудий труда. Урок 9. Древний Египет. Государство на берегах Нила Учитель: Время с III тысячелетия до н.э. до середины V века нашей эры называют историей древнего мирз. 4--1-*--I- тыс. L н.э. история древнего мира Древняя Греция (см. стр. 111) Древний Рим (см. стр. 201) Древний Восток: - Египет (см. стр. 31) - Вавилон (см. стр. 66) - Китай (см. стр. 101) - Индия (см. стр. 93) Задание: Прочитайте введение к разделу «Древний Восток» на стр. 32. Учитель: При чтении мы встретились с понятием «государст-во», это форма организации человеческого общества, пришедшая на смену соседской общине, родоплеменным отношениям. На доске: СТАДО РОДОВАЯ ОБЩИНА СОСЕДСКАЯ ОБЩИНА ГОСУДАРСТВО «Государство» можно спутать с понятием «страна». На, доске: Государство Ф страна. Но это не так. Страна - это местность, часть поверхности земного шара, пространство, простор. Страна бывает большой или...? Горной или...? Жаркой или...? Например, что мы имеем в виду, когда говорим «страна Еги-пет»? Это местность, где протекает река Нил от первого порога до мо-ря, ее берега, дельта, горные обрывы на границе с пустыней. Страна Египет существует в наши дни, существовала и до возникновения го-сударства. Что же это такое? Понятие «государство» связано с понятием «власть». Власть - способность и возможность оказывать опре-деляющее воздействие на поведение, мысли и чувства других людей. Вопросы: 1) Существовала ли власть до возникновения госу-дарства? Кто ею распоряжался? (В условиях родового строя общинники все вопросы решали сообща, контроль за исполнением этих решений осу-ществляли старейшины, вождь. Власть вождя была выборной, опиралась на авторитет, уважение, признание достоинств вождя со стгюронь5 всех членов рода.) 2) Чем же отличается власть царя, правителя государства, от власти вождя? Свою власть царь получал по наследству от отца, не всегда обладая необходимыми знаниями, умениями, способно-стями, опытом, мудростью. Поэтому власть приходилось удерживать силой с помощью войска, поручения и приказы ца-ря выполняли чиновники -люди, находившиеся на службе госу-дарства. 3) Почему же вожди и старейшины не нуждались в примене-нии силы? Вспомните один из признаков первобытного общества. (Не было угнетения, никто не заставлял никого тру-диться. Это делали все, чтобы выжить. Вождь управлял де-лами племени, опираясь на обычаи и традиции, следование ко-торым было важным условием выживания.) Учитель: Итак, в вышеизложенном смысле государство - это власть, нуждающаяся в применении силы. Однако эта власть выполня-" ет важные для общества функции: - объединяет население, проживающее" на определенной тер-ритории, для решения общих дел; - регулирует отношения между людьми, управителями и управляемыми. ^ Вопрос: Как же отличить государство от другие форм ор-ганизации человеческого общества? (Опираясь на мА на стр.32, учащиеся могут выделить следующие признаки государст-ва: 1. Во главе государства стоит царь. 2. Власть царя передается по наследству. 3. Государство имеет свою территорию. 4. Государства-города окружались крепостной стеной. Вопрос: Почему? 5. В глотом городе (столице) жил царь, находилась казна. 6. С появлением государства возникла письменность. Она спо-собствовала укреплению власти царя (запись законов и приказов), сохранению и увеличению его богатств (т.е. собственности). Собственность - имущество, владелец которой мо-жет распоряжаться им по своему усмотрению (подарить, про-дать и т.д.) 7. Государство возникает тогда, когда появляется неравенство (т.е. богатые, свободные и бедные, рабы). 8. Государство возникает там, где земледелие становится глав-ным занятием. (Государство организует общественные работы, связан-ные с занятием земледелием. Появление излишков и присвоение их теми, кто осуществляет управление, ведет к неравенству, зарождению особого аппарата власти - государства) Учитель: Итак, первые государства возникли там, где люди раньше перешли к земледелию. Вопрос: Как вы думаете, какие природные условия необходи-мы для этого? На доске: влага -^--- разливы Нила солнце <;--- экватор почва *z.--- ivi Одно из государств возникло в северо-восточной Африке, на берегах реки Нил. Обратите внимание на карту в учебнике на стр. 31. Здесь располагалась страна Египет от первого порога Нила до его впа-дения в Средиземное море. Жизнь была возможна только по берегам Нила, от воды и до горных обрывов. А в некоторых местах скаль! вплотную подступают к Нилу (приблизительно 12-15 км). Обратите внимание, как располагается эта страна по отноше-нию к экватору. Вопрос: О чем это говори В июле в Египте очень жарко. Беспощадно палит солнце (до +50° С). От зноя почва ссыхается, покрывается трещинами, становится твердой, как камень. В таких условиях реки мелеют. С Нилом же происходит нечто странное и непонятное. Вода в нем все прибывает и прибывает. Нил выходит из берегов. Начинается разлив. Водой покрывается весь Египет. Вода стоит до ноября, затем река постепенно входит б свои берега. Земля хорошо пропитывается влагой, а на ее поверхности остается плодородный слой ила. За тысячи лет благодаря разливам Нила образовался толстый слой жирного чер-нозема. Древние греки называли эту страну Дар Нила. Вопрос: Как вы думаете, почему? Правы ли были они? Свою землю египтяне называли Кемет, т.е. «черная», в отли-чие or желтых или красных песков пустыни, окружавших долину Ни-ла. Другое название страны и ее столицы было Xem-Kaa-Птах, от которого произошло слово «Египет». Если бы мы спросили древнего египтянина, отчего каждый год Нил выходит из берегов, то он ответил бы: «Слушайте, я расскажу об этом. Вы уже знаете, что на Ниле есть пороги. За первым порогом на-ходится охраняемая священным змеем пещера, в которой сидит речной бог Хапи. В его руках два сосуда с водой. Бог Хапи наклоняет сосуды то больше, то меньше. Летом он сильнее наклоняет сосуды, вода льет из них потоками и попадает в Нил. Река вздувается, выходит из бере-гов и заливает всю страну... Без разливов Нила не было бы жизни на его берегах. Поэтому мы поем благодарственные песни доброму богу: «Слава тебе, Нил, идущий, чтобы Египет оживить!» Вопрос: А каковы действительные причины разливов Нила? Откуда же берется столько воды? Ведь Нил течет тысячи километ-ров по ужасающей из пустынь, не имея ни одного притока. Дождей в долине Нила почти не бывает. Попробуйте найти ответ в учебнике в §J, м.2, а&э.). - Почему эти причины не были известны египтянам? - О Ниле египтяне сложили гимны. Прочитайте один из них в учебнике на стр. 34. Набожные египтяне издавна причисляли Нил-Хапи к сонму богов. Его изображали в виде тучного мужчины с отвислыми сосками, жирным, в складках, перепоясанным животом, в сандалиях, что счита-лось символом богатства. На голове у него был надет венок из водяных растений. 1^ногие города носили его имя. Его называли «отцом богов». - Прочитайте п.2 §6 и докажите, что в Египте сложились все условия, благоприятные для земледелия. Учитель: Земледелие не сразу стало главным занятием егип-тян. В Египте, зажатом с двух сторон пустынями, «готовых» полей бы-ло мало. Непроходимые топи покрывали большую часть страны. В не-которых местах при разливах вода застаивалась, заболачивалась. Над болотами вились тучи насекомых, укусы которых вызывали лихорадку. От болот шли зловонные испарения, они кишели ядовитыми змеями. Трясина засасывала людей и скот. Многие "поколения египтян вели борьбу с болотами: стоя по колено в гниющей воде, египтяне рыли ка-навы, в которые собиралась вода. Ее отводили в Нил. А жаркое афри-канское солнце осушало почву. Вопрос: С чем же приходилось бороться египтянам? Берега Нила покрыты высоким тростником - в 2-3 человече-ских роста - непроходимые заросли папируса. Ценных пород дерева в Египте не было. Из папируса делали хижины, обмазывая их глиной, а также лодки. Из тонких побегов па-пируса плели коврики, на которых спали. Молодые побеги папируса употребляли в пишу. Позже из этого тростника изготовляли материал для письма. Итак, папирус, несомненно, был полезным растением. Но и он приносил немало хлопот: заросли папируса занимали слишком много места, необ-ходимого для урожая; в зарослях прятались хищники, нападавшие на людей. На доске: болота, папирус, засуха (Эти слова учитель выпи-сывает поочередно по ходу изложения материала) Египтяне - жители страны - боялись песчаных и каменистых пустынь. Там пылало раскаленное солнце, не было воды, путники из-немогали от жажды. Один египтянин заблудился в пустыне, чудом спасся и потом рассказывал: «Задыхался я, горло мое горело, и сказал я: «Это вкус смерти!» 50 дней в году со стороны пустыни дули ветры-суховеи, несущие раскаленный песок и пыль. Песок скрипит на зубах, пыль проникает в складки одежды, воспаляются глаза. От жары и от-сутствия влаги гибнут растения. Вопрос: С чем Dice еще приходилось бороться древним егип-тянам? Учитель (при наличии времени): Давайте совершим путеше-ствие в Древний Египет и побываем в гостях у: земледельца -1 вариант §7 п.2; ремесленника-II вариант §7 п.2. Задание: Прочитайте §7 п.2, 4 и составьте краткий рас-сказ. К тонксьму подвешивали на веревке длинный, в пять-шесть локтей, со-суд из холста или обожженной глины. Крестьянин тянул веревку вниз, чтобы наполнить сосуд, затем вверх, чтобы поднять его. Он выливал воду в желоб и все начинал сначала. В каждом саду был хотя бы небольшой виноградник. Из вино-града делали вино, которое хранили в специальных оплетенных кув-шинах. Сборщики винограда руками срывали его, не прибегая к но-жам, наполняли корзины. Весь виноград собирали в большой чан (см. в учебнике рис. на стр.36). С двух сторон чана, друг против друга, стояли два шеста с развилкой на концах. Они поддерживали перекладину, с которой свисали пять-шесть веревок. Когда чан заполнялся, виноделы забирались в него и, держась за веревки, может быть, потому, что дно чана не было плоским, с усердием давили виноград ногами. Сок выте-кал через два или три отверстия в большие чаши. Затем сок переливали в кувшины и оставляли бродить. Когда брожение заканчивалось, вино переливали в другие кувшины с узким горлом, которое запечатывали гипсом. У египтян было много животных, часть из которых они приру-чили первыми, например, гуся и утку, быка, осла, козу, антилопу, а также сокола (знатные египтяне очень любили соколиную охоту). Верблюдов в Африке в древности не было. Лошадь попала в Египет поздно. Египет славился своими мастерами: каменотесами, рудокопа-ми, резчиками по камню и дереву, точильщиками каменных ваз, юве-лирами и гранильщиками, оружейниками, столярами и плотниками, мастерами по изготовлению колесниц и кораблестроителями, кожев-никами и ткачами. Природа в изобилии предоставляла ремесленникам материал: известняк, кварцит, песчаник, гранит (трех сортов - розовый, серый и черный), медь и олово, золото и серебро, бирюзу и малахит. Египтяне отличались чистоплотностью и очень заботились о чистоте тела, одежды и своих жилищ. Египтяне мылись несколько раз в день: утром, до и после каждой трапезы. Египтяне носили набедренные повязки и украшения: на запя-стье - один или" множество браслетов, на пальце - кольцо, на шее -нагрудное ожерелье из 5-6-ти рядов бус. Сандалии были известны с глубокой древности, но египтяне берегли их. Земледельцы, к примеру, отправляясь по делам, несли сандалии в руках или подвязывали их к концу палки. Они обувались на месте. Сандалии плели из папируса, кожи р даже делали из золота. Некоторые египтяне ходили в прямых, доходящих до щиколо-ток платьях на бретельках, без всяких украшений. Но большинство предпочитало этой одежде гофрированное льняное платье - тунику. Египтяне ели мясо (прежде всего знатные), рыбу, лук и чеснок, огурцы, арбузы и дыни, а также виноград, финики, фиги. Молоко счи-талось настоящим лакомством. Из муки выпекали разнообразные хле-бобулочные изделия с добавлением в тесто меда, молока, яиц, разных фруктов, масла и тому подобное. Национальным напитком египтян было пиво. Его пили повсю-ду - дома, в поле, в харчевнях. Пиво делали из ячменя или пшеницы и фиников. Также ценили вино. Домашнее задание: 1) Прочитайте §6 п. 1-2, §7 п.2-4. 2) Ответьте на вопросы №1-2 к §6 на стр.35 и №1 к §7 на стр. 39. 3) Составьте рассказ о том, как трудились строители, гор-шечники, кожевники. Используйте иллюстрации учебника на стр. 38-39 или от имени земледельца о том, как прошел его день. 4) Выпишите в тетрадь новые понятия и выучите их.