Неопределённая форма глагола. Неопределённая форма глаголов Все глаголы в неопределенной форме

Казалось бы, какая простая вещь! Но и у этого языкового явления есть свои особенности и даже «подводные камни», о которых и пойдет речь далее в этой статье.

Краткая характеристика инфинитива в русском языке

Глагол неопределенной формы — это то, что мы видим написанным в словарной статье. Он не имеет наклонения, лица, числа, времени, то есть не изменен в зависимости от того, кто выполняет действие, так как такого субъекта попросту нет. Однако такой глагол все же имеет некоторые признаки - вид (совершенный или несовершенный) и спряжение (первое или второе). Кроме того, он характеризуется возвратностью или невозвратностью, а также переходностью или непереходностью.

Как понять, что глагол стоит в инфинитиве

Чтобы определить, что данная форма слова, обозначающего действие, на самом деле является инфинитивом, нужно задать к ней вопросы неопределенной формы глагола. К таковым относятся: «что делать? » (например, «читать» или «разговаривать») или «что сделать? » (например, «подарить» или «выпить»). Если глагол отвечает на них, значит, он стоит в начальной форме.

Кроме того, в всегда есть суффиксы: -ть-, -ти-, -чь-, -сть- и -сти- . Стоит отметить, что некоторые лингвисты утверждают, что это окончания глаголов неопределенной формы, так как данная морфема подлежит изменению. Впрочем, споры не утихают до сих пор.

Для чего используют неопределенную форму глагола

Достаточно богат на различные возможности использования инфинитива именно русский язык. Неопределенная форма глагола может быть в предложении подлежащим, сказуемым, определением, дополнением, а также являться составной частью глагольного сказуемого, выражать повелительное наклонение или будущее время. Далее мы подробнее рассмотрим каждый из перечисленных случаев на примерах.

Конкретные синтаксические роли глагола в начальной форме

Итак, глагол в неопределенной форме — подлежащее, если он как-либо характеризуется. Например:

  • Рисовать было смыслом его жизни.
  • Быть матерью — это смысл жизни Светланы.

В этих предложения «рисовать » и «быть (матерью) » являются подлежащими, так как это отдельные, независимые действия.

Кроме того, в предложении могут стоять два инфинитива, один из которых характеризует другой:

  • Жить, значит, любить .

Тогда здесь «жить » — подлежащее, а «любить » — сказуемое. Определяется член предложения в этом случае легко: подлежащее идет до сказуемого. Также вместо "значит" может стоять тире или слова «это», «есть » и подобные.

Инфинитив может быть определением, если он стоит в таком виде, например:

  • Он лег спать с твердым решением почитать завтра книгу .

Получается, что глагол «почитать» здесь отвечает на вопрос «каким?» С каким решением он лег спать? Почитать (завтра книгу). То есть глагол неопределенной формы — это определение, если он относится к существительному, которое означает необходимость, решение, желание, изъявление воли и тому подобное.

Неопределенная форма глагола также бывает дополнением, если, например, используется в такой фразе:

  • Папа попросил Лену поднять карандаш .

То есть глагол «попросил» имеет здесь полноценное лексическое значение. Оба глагола относятся к разных людям («попросил » — к папе, а «поднять » — к Лене).

Инфинитив является составной частью глагольного сказуемого, если используется с глаголом, который обозначает начало, продолжение или завершение действия, то есть имеет вспомогательное значение. Например:

  • Щенок быстро начал засыпать.
  • Учитель продолжил вести урок.

"Начал " и "продолжил " — именно такие глаголы, поэтому "засыпать" и "вести" будут частями сказуемого.

Инфинитив выражает повелительное наклонение, если используется в приказном тоне. Например, командир отряда может приказать: «Молчать! », а капитан корабля прокричать: «Свистать всех наверх! »

Начальная форма глагола выражает будущее время в предложениях, подобных такому:

  • Да, не быть Ивану летчиком!

То есть в нем должен содержаться некий оттенок досады или сожаления.

Распространенные ошибки в написании

В большинстве случаев глагол неопределенной формы — это легкая в правописании вещь, однако иногда люди все же путаются. Это происходит, когда глагол является возвратным. Попросту забывается мягкий знак перед суффиксом -ся -, поэтому получается, что глагол стоит в третьем лице и единственном числе. И иногда это очень затрудняет понимание при чтении.

Для того чтобы избежать ошибок и правильно писать суффиксы (или окончания глаголов неопределенной формы), нужно каждый раз к ним задавать мысленно вопросы: «что делать? » или «что сделать? » Если глагол явно отвечает именно на них, необходимо поставить мягкий знак. Например, в последнем слове в предложении "Петя собирается сегодня выспаться" ставится мягкий знак, так как Петя собирается что сделать ? Выспаться.

Таким образом, глагол неопределенной формы — это достаточно интересная и важная часть языка, которую можно использовать в разных случаях, главное — их хорошо усвоить.

Глагол - это самостоятельная знаменательная часть речи, обозначающая действие (читать ), состояние (болеть ), свойство (хромать ), отношение (равняться) , признак (белеться ).

Неопределенная форма глагола (инфинитив)

Начальной формой глагола является его неопределенная форма, или инфинитив.

Глагол в инфинитиве отвечает на вопросы что делать? или что сделать? и имеет только постоянные признаки переходности (читать - перех., спать - неперех.), возвратности (мыть - мыться ) и вида (решать - несов. вид, решить - сов. вид).

Инфинитив может быть любым членом предложения: подлежащим (Учиться всегда пригодится ), сказуемым (Быть грозе великой !), дополнением (Все просили ее спеть ), определением (У меня возникло непреодолимое желание поспать ), обстоятельством (Я пошел пройтись ).

Переходность/ непереходность глагола

Переходность - способность глагола управлять существительным со значением объекта в В. п. без предлога (читать книги ). При отрицании форма В. п. меняется на Р. п. (не читать книг); к переходным также относятся глаголы, присоединяющие Р. п., совмещающий значение объекта и количества (выпить воды ). Глаголы, которые могут управлять существительными в указанных формах, называются переходными.

К непереходным относятся остальные глаголы (лежать ), в том числе глаголы, которые иногда называют косвенно-переходными, - присоединяющие существительное со значением объекта в В. п. с предлогом или в другом падеже с предлогом или без (руководить заводом ), а также глаголы типа хотеть : в конструкции хочу мороженое пропущен инфинитив: хочу съесть мороженое .

Возвратность/ невозвратность

Возвратными называются глаголы со словообразующим суффиксом -ся : учиться, смеяться. Большинство из них образовано от глаголов без -ся (готовить готовиться ), но есть и не имеющие этого соответствия возвратные глаголы (бояться, гордиться, лениться, надеяться, нравиться, смеяться, сомневаться и др.).

Возвратные глаголы могут передавать следующие значения:

1) действие субъекта направлено на себя: мыться, причесываться, настраиваться, унижаться ; у этих глаголов обычно возможно перестроение в конструкцию с себя;

2) направленные друг на друга действия нескольких субъектов, каждый из которых является и субъектом, и объектом аналогичного действия: мириться, встречаться, целоваться ;

3) действие совершается субъектом в своих интересах: строиться (строить для себя дом), укладываться (укладывать свои вещи); возможно перестроение в конструкции с для себя, себе;

4) действие субъекта, замкнутое в сфере его состояния: беспокоиться, радоваться, сердиться, веселиться; беспокоиться ;

5) потенциальный активный признак субъекта: собака кусается (может укусить);

6) потенциальный пассивный признак предмета: стекло бьется (может разбиться);

7) безличность - нравиться, нездоровиться, смеркаться .

Обычно возвратные глаголы являются непереходными - за редким исключением: бояться, стесняться маму.

Вид как морфологический признак глагола

Вид - постоянный морфологический признак глагола, обобщенно указывающий на характер протекания действия или распределение действия во времени.

Все глаголы имеют видовую характеристику - относятся к совершенному виду (СВ) или несовершенному виду (НСВ).

Глаголы СВ отвечают в инфинитиве на вопрос что сделать? и обозначают законченное действие (прочитать) или действие, достигшее определенного предела (похудеть ).

Эти глаголы описывают действие как факт (Наступила осень, листья пожелтели и опал и.). Очень редко, преимущественно в разговорной речи, глаголы СВ могут обозначать факт как пример повторяющегося действия (С ним так бывает: остановится и задумается ).

Глаголы НСВ отвечают в инфинитиве на вопрос что делать? и не обозначают законченного действия (читать ) действия, достигшего определенного предела (худеть ).

Сфера употребления глаголов НСВ шире, чем глаголов СВ: глаголы НСВ обозначают действие как процесс (Приближалась поздняя осень, листья быстро желтели и опадали ), повторяющееся действие (Он иногда останавливается и задумывается ), постоянное отношение (Параллельные прямые не пересекаются ). В ситуации, когда обозначается факт совершения действия, а не характер его протекания, глагол НСВ может быть употреблен синонимично глаголу СВ; ср.: Я уже читал эту книгу = Я уже прочитал эту книгу.

Большинство непроизводных глаголов русского языка имеют характеристику НСВ (читать, менять, кричать ). Для образования от них глаголов СВ необходимо прибавить приставку (читать пере-читать ), приставку и суффикс (менять с-мен-и-ть ) или суффикс -ну- со значением однократности (кричать крик-ну-ть ).

Не происходит изменения видовой характеристики только у 17 глаголов разнонаправленного движения при прибавлении к ним приставки с пространственным значением, например: летать у-летать .

Два глагола, различающиеся только видовым значением (завершенность действия, достижение действием предела), составляют видовую пару : делать - сделать, читать - прочитать .

У большинства глаголов приставка, помимо видового значения, привносит также иной дополнительный смысловой компонент: начинательность (петь за-петь ), смягчительность (болеть при-болеть ), интенсивность (бить из-бить ) и др.

Если к глаголу СВ прибавить суффиксы -ива-/-ыва-, -ва-, -а-, то от них образуется глагол НСВ: перечитать перечит-ыва-ть, избить изби-ва-ть, решить реш-а-ть . Эти суффиксы, как правило, привносят только видовое значение (незавершенность действия, отсутствие достижения предела). При прибавлении этих суффиксов образуются видовые пары; исключения немногочисленны (см., напр., заблудиться - заблужд-а-ться ).

Некоторые глаголы имеют супплетивные (образованные от другой основы) видовые пары: говорить - сказать . В некоторых случаях глаголы в видовой паре внешне различаются только местом ударения (разр?зать - разрез?ть ).

Обычно видовая пара одна (делать - сделать, перечитать - перечитывать ), но в некоторых случаях у одного глагола СВ может быть две видовых пары, образованные на обеих ступенях видообразования: слабеть - о-слабеть - ослабе-ва-ть .

Видовая пара может быть различна для разных значений одного глагола:

учить (что) - выучить,

учить (кого) - научить .

В русском языке есть двувидовые глаголы : значение вида они приобретают в контексте. Это глаголы казнить, женить, крестить, обещать (Вчера он наконец женился - СВ. - Он женился несколько раз - НСВ), глаголы на -ировать: телеграфировать, оперировать (Ему еженедельно телеграфировали об успехах предприятия - НСВ - Он решил телеграфировать о своем приезде - СВ).

В русском языке есть глаголы, не участвующие в видообразовании, поскольку их значение чуждо описанию протекания действия: они обозначают не действие, а факт (стоить, иметь - НСВ) или моментальный переход из одного состояния в другое (вскрикнуть, очнуться - СВ).

Наклонение как морфологический признак глагола

Наклонение - непостоянный морфологический признак глагола, представленный у спрягаемых форм глагола и выражающий противопоставлением форм изъявительного, повелительного и сослагательного наклонения отношение действия к реальности.

Изъявительное наклонение выражает реальное действие в прошлом, настоящем или будущем. Глагол в изъявительном наклонении изменяется по временам (пишу - писал - буду писать ).

Повелительное наклонение (императив) выражает побуждение к действию в форме просьбы или приказа. Глагол в повелительном наклонении не изменяется по временам.

Формы повелительного наклонения в основном образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса -и или без суффикса. Нулевое окончание - показатель формы единственного числа, а окончание - те образует форму множественного числа (бег-и - бег-и-те, режь - режь-те ).

Условное (сослагательное) наклонение обозначает действие, возможное при определенных условиях, а также само это условие. Условное наклонение образуется присоединением к совпадающей с прошедшим временем форме частицы бы: Если бы он пришел , мы пошли бы в кино.

Время как морфологический признак глагола

Время - непостоянный признак глагола, обозначающий время совершения действия по отношению к моменту речи о нем.

В русском языке у спрягаемых форм глагола представлены три времени: прошедшее, настоящее и будущее .

Прошедшее время обозначает предшествование действия моменту речи о нем. При этом сам момент речи (речемыслительной деятельности) может находиться не только в настоящем (Я опоздал .), но и в прошлом (Я понял, что опоздал .) или будущем (Он опять придет раньше назначенного срока и будет говорить, что я опоздал. ).

При образовании форм прошедшего времени используется суффикс - л- (видеть - виде-л ).

Настоящее время есть только у НСВ. Оно формально выражается личными окончаниями глагола (нес-у, нес-ешь, нес-ет, нес-ем, нес-ете, нес-ут ).

Настоящее время может обозначать действие, протекающее в момент речи. При этом сам момент речи может находиться не только в настоящем (Он идет впереди меня.), но и в прошлом (Он думал, что идет впереди меня ) или будущем (Он опять убежит вперед, но будет думать, что идет лишь немного впереди меня ).

Кроме того, настоящее время может обозначать:

1) постоянное отношение: Волга впадает в Каспийское море .

2) повторяющееся действие: Он всегда занимается в библиотеке .

3) потенциальный признак: Некоторые собаки кусаются .

Будущее время обозначает действие, которое будет иметь место после момента речи о нем (Я вечером пойду в кино / Вчера утром я думал, что вечером пойду в кино, но не смог ).

Будущее время есть и у глаголов НСВ, и у глаголов СВ, но выражается оно различно. У глаголов НСВ представлена составная форма будущего времени : спрягаемая форма глагола быть + инфинитив (буду читать ), у глаголов СВ будущее время выражается личными окончаниями (прочита-ю ).

Формы времени могут иметь переносное употребление.

Настоящее время может употребляться:

1) в значении будущего:

а) действие воспринимается как обязательное и реальное: Завтра еду на дачу;

б) настоящее воображаемого действия: Вообрази: ты встречаешь его на улице, а он тебя не замечает;

2) в значении прошедшего (для образной актуализации событий): Иду я вчера по улице и вижу...

Прошедшее время может употребляться:

1) в значении будущего предрешенного: Ну, я пошел ;

2) в значении настоящего при отрицании: Всегда он так: ничего не видел, ничего не слышал.

Будущее время может переносно употребляться в значении настоящего: Что-то я газету никак не найду .

Лицо как морфологический признак глагола. Безличные глаголы

Глаголы в настоящем и будущем времени изъявительного наклонения и в повелительном наклонении имеют непостоянный морфологический признак лица .

Лицо указывает на производителя действия.

Форма 1 лица указывает, что производителем действия является говорящий (один или с группой лиц): иду, идем .

Форма 2 лица указывает, что производителем действия является слушающий / слушающие: идешь, идете, иди, идите.

Форма 3 лица указывает, что действие осуществляется лицами, не участвующими в диалоге, или предметами: идет, идут, пусть идет / идут .

С точки зрения отношения к морфологической категории лица глаголы можно разделить на личные и безличные .

Личные глаголы обозначают действия, у которых есть производитель, и могут выступать как сказуемые двусоставных предложений (Я болею ).

Безличные глаголы обозначают действие, у которых нет производителя (Смеркается ), или действие, которое мыслится как происходящее помимо воли субъекта (Мне нездоровится ). Это состояния природы (Вечереет ), человека (Меня знобит ) или субъективная оценка ситуации (Хочется этому верить). Безличные глаголы не могут быть сказуемыми двусоставных предложений и выступают как главный член односоставного безличного предложения.

В изъявительном наклонении морфологический признак лица выражается личными окончаниями и при наличии в предложении подлежащего является согласовательной категорией: личные местоимения я и мы требуют постановки глагола в форму 1 лица, личные местоимения ты и вы требуют постановки глагола во 2 лицо, остальные местоимения и все существительные, а также слова, выступающие в функции существительного, требуют употребления глагола в форме 3 лица.

Спряжение

Спряжение - это изменение глагола по лицам и числам .

Окончания настоящего/простого будущего времени называются личными окончаниями глагола (так как передают в том числе и значение лица).

Глаголы I спряжения имеют окончания -ешь, -ет, -ем, -ете, -ут (-ют).

Глаголы II спряжения имеют окончания -ишь, -ит, -им, -ите, -ат (-ят).

Если личные окончания глагола ударные, то спряжение определяется по окончаниям. Так, глагол спать относится к II спряжению (сп-ишь ), а глагол пить - к I спряжению (пь-ешь ). К тому же спряжению относятся производные от них приставочные глаголы с безударными окончаниями (выпь-ешь ).

Если окончания безударные, то спряжение определяется по тому, какой вид имеет инфинитив глагола: к II спряжению относятся все глаголы на -ить, кроме брить, стелить, зиждиться , а также 11 исключений: 7 глаголов на -еть (смотреть, видеть, терпеть, вертеть, зависеть, ненавидеть, обидеть ) и 4 глагола на -ать (слышать, дышать, гнать, держать ). Остальные глаголы относятся к I спряжению.

В русском языке есть глаголы, у которых часть личных окончаний относится к первому спряжению, а часть - ко второму. Такие глаголы называются разноспрягаемыми. Это хотеть, бежать, чтить и все глаголы, образованные от приведенных.

Глагол хотеть имеет окончания I спряжения во всех формах ед. числа и окончания II спряжения во всех формах мн. числа.

Глагол бежать имеет окончания II спряжения во всех формах, кроме 3 лица мн. числа, где он имеет окончание I спряжения.

Глагол чтить может либо быть разноспрягаемым, либо относиться ко II спряжению, что зависит от формы 3 лица мн. числа чтут/чтят.

Кроме того, есть глаголы, часть личных окончаний которых не представлена ни в I, ни во II спряжениях. Такие глаголы имеют особое спряжение. Это есть и дать и все образованные от них (съесть, передать ), а также глаголы, связанные с данными по происхождению (надоесть, создать ).

У большинства глаголов представлены все возможные формы лица и числа, но есть также глаголы, у которых отсутствуют вовсе или обычно не употребляются те или иные формы. Так, у глаголов победить, очутиться, чудить отсутствуют формы 1 лица ед. числа, у глаголов столпиться, сгруппироваться, разбрестись не употребляются формы ед. числа, у глаголов жеребиться, кристаллизоваться - формы 1 и 2 лица.

Род. Число. Взаимосвязь глагольных категорий

Род глагола является словоизменительной морфологической характеристикой таких глагольных форм, как формы единственного числа прошедшего времени изъявительного наклонения, формы единственного числа условного наклонения, причастные формы. Родовая характеристика глагола служит для согласования глагола с существительными и местоименными существительными и является внесловным показателем их родовой характеристики (Мальчик пришел - Девочка пришл -а ). Средний род может также указывать на безличность глагола (Вечерел -о) .

Число - морфологическая характеристика, присущая всем глагольным формам. Число глагола служит для согласования глагольных форм с существительным или местоименным существительным (Пришел человек - Пришл -и люди). Множественное число глагола в односоставном предложении указывает на неопределенность субъекта (В дверь стучат ), а единственное может указывать на безличность (Меня знобит ).

Морфологический разбор глагола

Разбор формы инфинитива производится по следующему плану:

I. Часть речи. Общее значение. Начальная форма (инфинитив).

II. Морфологические признаки. Постоянные признаки: а) вид; б) переходность; в) возвратность; г) спряжение. Непостоянные признаки: а) наклонение (изъявительное, повелительное, сослагательное); б) время (если есть); в) число; г) лицо (если есть); д) род (если есть).

III. Синтаксическая роль.

Образец морфологического разбора глагола .

- Его нужно предостеречь.

- Не надо, - сказал Балаганов, - пусть знает в другой раз, как нарушать конвенцию.

- Что за конвенция такая?

- Подождите, потом скажу. Вошел, вошел! (И. Ильф и Е. Петров)

I. Предостеречь (что сделать?) - глаг., начальн. форма предостеречь.

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива.

III. (Что сделать?) нужно предостеречь (сказуемое).

I. Пусть знает (что делает?) - глаг., начальн. форма знать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повелит. накл., 3 лице, ед. числе.

III. (Что делает?) пусть знает (сказуемое).

I. Нарушать (что делать?) - глаг., начальн. форма нарушать

II. Постоянные признаки: перех., невозврат., НСВ, I спр.;

непостоянные признаки: в форме инфинитива

III. (Что делать?) нарушать (сказуемое).

I. Подождите (что сделайте?)- глаг., начальн. форма подождать.

II. Постоянные признаки: перех., невозвр., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в повел. накл., 2 лице, мн. числе.

III. (Что сделайте?) подождите (сказуемое).

I. Вошел (что сделал?)- глаг., начальн. форма войти.

II. Постоянные признаки: неперех., невозврат., СВ, I спр.;

непостоянные признаки: в изъяв. накл., пр. вр., муж. роде, ед. числе.

III. (Что сделал?) вошел (сказуемое).

Любой глагол можно поставить в такую форму, которая называется начальной. Ее также называют неопределенной формой глагола или инфинитивом . Такое название неопределенная форма глагола получила в связи с тем, что она не показывает ни времени, ни числа, ни лица, ни рода, то есть эти признаки не определены.

Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? что сделать? Глаголы, которые отвечают на вопрос что делать?, являются глаголами несовершенного вида. Глаголы, которые отвечают на вопрос что сделать?, являются глаголами совершенного вида.

Неопределённая форма глагола чаще всего оканчивается на -ть или -ти (петь, танцевать, идти, выйти, найти, везти, ползти). Это суффиксы. Неопределенную форму можно получить при помощи других словоизменительных суффиксов: -сть (украсть), -сти (нести, грести).

Иногда неопределённая форма глагола оканчивается на -чь, но эти буквы – часть корня: стерегут – стеречь (корень стерег-, стеречь-), прилягу – прилечь (корень ляг-, лечь-). В некоторых учебниках за начальную школу -чь считается суффиксом, а в старших классах учат, что -чь входит в корень.

В неопределённой форме глаголов, если она оканчивается НЕ на –ти, всегда пишется ь. Пишется он и после буквы ч (-чь) – это орфограмма на правило: ь в неопределённой форме глагола .

Буквы гласных в неопределённой форме глаголов перед –ть – это чаще всего суффиксы. Они могут быть разными: -а, -е, -и, -я, -о.

Если они безударные, то на их месте всегда есть орфограмма. Эти буквы-суффиксы определить по правилу нельзя, их можно только узнать по словарю и запомнить.

Суффикс –а: услышать, плавать, прыгать, слушать
Суффикс –е: увидеть, обидеть, зависеть
Суффикс –и: построить, гладить, готовить, клеить, ставить, строить
Суффикс –я: залаять, таять, веять, сеять

В глаголах часто встречается особый суффикс –ся или –сь . Особый он потому, что находится после -ть. Чтобы отличать его от других суффиксов, учёные дали ему своё название – постфикс («прикреплённый после»). Примеры: купаться, прислушаться.

Существует путаница с неопределенной формой глагола и глаголами, употребленными в сложном будущем времени. Будущее сложное время образуется как раз от глаголов несовершенного вида и отвечает на вопросы что буду делать?, что будут делать?, образованные от глагола быть (буду писать, будет улыбаться). Хотя при этом инфинитив остается инфинитивом, учителя в начальной школе учат, что это будущее время, а не начальная форма. В будущем сложном времени изменяется по лицам и числам только глагол "быть".

Морфологические признаки инфинитива

Инфинитив или неопределенная форма глагола является неизменяемой, неспрягаемой формой глагола. Ему присущи только постоянные грамматические признаки глаголов:

Вид – совершенный, обозначающий законченное действие (переписать, помыть), несовершенный (готовить, отдавать).
Возвратность – возвратные (заслушаться, укутаться), невозвратные (сложить, закрыть).
Переходность – переходные (прочесть книгу, увидеть картину), непереходные (веселиться, жить).
Спряжение – I спряжение (делать, смешать) и II спряжение (любить, чертить).
Также инфинитиву глагола присущ словоизменительный признак залога : действительный залог (Мама решила приготовить лазанью); страдательный залог (Лазанья должна скоро приготовиться).

Тренируемся в образовании глаголов неопределенной формы

Найдем в тексте глаголы в неопределенной форме.

Хорошо летом рано (что сделать?) встать и (что сделать?) пойти к озеру. Приятно (что делать?) загорать на солнце, (что делать?) купаться в прозрачной воде, (что делать?) собирать в лесу грибы, ягоды, (что делать?) слушать пение птиц. Интересно (что сделать?) понаблюдать за поведением насекомых, (что сделать?) поиграть с друзьями в футбол. Полезно (что сделать?) поработать в саду и на огороде, (что сделать?) помочь старшим по хозяйству. Я (что буду делать? ) буду отлично проводить (сложное будущее время, ед.число, а не н.ф.) время летом.

Поставим глаголы в неопределённую форму.

Возьмём - что сделаем?, что сделать? взять

Прибавим - что сделаем?, что сделать? прибавить

Взобьём - что сделаем?, что сделать? взбить

Выльем - что сделаем?, что сделать? вылить

Добавим - что сделаем?, что сделать? добавить

Перемешаем - что сделаем?, что сделать? перемешать

Печём - что делаем?, что делать? печь

Потекла – что сделала?, прош.в., что сделать? потечь (корень тек-течь)

Стригу – что делаю?, наст.в., что делать?, стричь (корень стриг-стричь)

Сберегу – что сделаю?, буд.в., что сделать?, сберечь (корень берег-беречь)

Увлеку – что сделаю?, буд.в., что сделать?, увлечь (корень влек-влечь)

Образуйте глаголы неопределённой формы с помощью данных суффиксов и приставок.

Приставки ВЗ-, ПО-, ПРИ-, ОТ-. Корни –ДРЕМ-, -КАШЛ-, -ПЛЯС-. Суффиксы –ИВА-, -НУ-, -ЫВА-, -А-, -Я-, -СЯ.

Вздремнуть – приставка вз-, суффикс –ну-,

подремать – приставка по-, суффикс –а,

покашлять – приставка по-, суффикс –я-,

откашляться – приставка от-, суффикс –я-,

поплясать – приставка по-, суффикс –а-,

приплясывать – приставка при-, суффикс –ыва-,

отплясывать – приставка от-, суффикс –ыва-.

Неопределённая форма глагола (инфинитив) - это начальная форма глагола. Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопросы что делать? или что сделать? , например:

(что делать?) играть, гулять, смотреть

(что сделать?) поиграть, погулять, посмотреть

Глаголы в неопределённой форме имеют суффиксы -ть или -ти , например:

стоять , плести

Глаголы, корень которых заканчивается на -чь , не имеют суффиксов -ть и -ти , например:

лечь , стричь

Неопределённая форма глагола не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо, она только называет действие. Сравните примеры:

Мы играем в прятки.

Играть - весело.

Глагол играем указывает на настоящее время, множественное число и 2-е лицо. Глагол играть стоит в неопределённой форме. Он только называет действие, но не указывает ни на время, ни на число, ни на лицо.

Неопределённая форма глагола часто употребляется вместе со словами нужно, можно, нельзя , например:

нужно сделать, можно бегать, нельзя хулиганить

Вспомогательные глаголы

Глаголы могу, начинаю, буду, хочу и умею называются вспомогательными . Они употребляются вместе с глаголами в неопределённой форме, например:

могу играть

начинаю говорить

буду вредничать

хочу гулять

умею рисовать

Вспомогательные глаголы могут изменяться по времени, роду и числу, например:

Инфинитив - это начальное значение глагола. Особенность инфинитива в том, что она обозначает только чистое действие, не привязанное к лицу, которое его совершает, не указывает, одно или несколько лиц совершают действие, а также не дает понятия о времени совершения действия. То есть, инфинитив не имеет определенности прошедшего, настоящего или будущего времени.

Эта часть речи также носит название "неопределенная форма глагола", потому что она не характеризует никакие подробности совершаемого действия, раскрывая исключительно его изначальный смысл. Латинское слово infintus , от которого произошел этот термин, можно перевести как «неопределенный» .

Неопределенная форма глагола: правила и примеры

Инфинитив может отвечать только на вопросы:

  • «Что делать?»;
  • «Что сделать?».

Невозможно, например, спросить «Что делая?», «Что делает?», «Что делаем?», «Что делают?», «Что делаете?», «Что делала?», «Что будешь делать?» , так как инфинитив - это неопределенная форма глагола. Время и лицо остаются неясными, и не дается отсылки к деталям происходящего.

Суффиксы инфинитива

Инфинитив оканчивается словообразующими суффиксами:

  • -ть - рожать, вырастать, умирать;
  • -чь, - беречь, жечь, сечь;
  • -ти - нести, расти, грести.

Также он может дополняться постфиксом -сь (-ся) , по которому мы можем судить, какая неопределенная форма глагола является невозвратной, а какая возвратной:

-сь (-ся) - маяться, молиться, стеречься.

Признаки инфинитива

Инфинитив - это форма глагола, которая всегда остается неизменной. Ее нельзя спрягать, представлять в другом времени или лице. Инфинитивы могут иметь лишь постоянные глагольные признаки, которые присутствуют у любых глаголов, вне зависимости от их формы. К таким признакам причисляются переходность/непереходность, возвратность/невозвратность и совершенность/несовершенность.

Переходные и непереходные инфинитивы

Переходность глагола определяется в соответствии с наличием добавочного слова неопределенной формы глагола, обозначающего объект либо явление, на которое частично переносится действие. Непереходные глаголы состоят из одного-единственного слова, обозначающего непосредственно действие. В составе переходного инфинитива могут быть:

  • существительные либо местоимения, поставленные в винительный падеж, не имеющие предлога: делать укол, вдевать нитку;
  • существительные, поставленные в родительный падеж, не имеющие предлога, которые выражают долю чего-либо, или причастность: ждать беды, наливать воды;
  • существительные либо местоимения, поставленные в родительный падеж, в случае, если глагол имеет отрицательное изъявление: не иметь возможности, не замечать их .

Таким образом, эти слова входят в состав глагола, наполняя его смыслом, и без них теряется суть действия. Часть действия, в свою очередь, переходит на предмет или обстоятельство, придавая ему конкретную смысловую нагрузку.

Возвратные и невозвратные инфинитивы

Неопределенная форма глагола также может быть возвратной и невозвратной. Невозвратные глаголы выражают действие, совершенное кем-либо или чем-либо в отношении кого-либо и чего-либо. Возвратные выражают действие, направленное кем-либо или чем-либо на самое себя, либо означают иное другое замкнутое взаимодействие или состояние объекта и имеют на конце постфикс -ся (сь) . На -ся обычно оканчивается возвратная неопределенная форма глагола. Правило гласит, что возвратные глаголы не могут быть переходными.

Примеры невозвратных инфинитивов: надевать, приспускать, подглядывать . Примеры возвратных инфинитивов: одеваться, приспускаться, прокрадываться .

Как мы видим из вышеприведенных примеров, какие-то возвратные глаголы можно получить из невозвратных путем простого добавления постфикса -ся (как в случае с парой "приспускать-приспускаться" ). От этого меняется только направление действия, но генеральный смысл остается. В редких случаях, согласно правилам и нормам употребления глаголов, невозможно использовать глагол в обеих его словоформах - совершенной и несовершенной, как, например, недопустима для "надевать" возвратная неопределенная форма глагола (пример "надевать-одеваться" ). "Надевать" обозначает действие, совершенное по отношению к какому-нибудь предмету либо человеку, в то время как "одеваться" может адресовываться исключительно к самому объекту, совершающему действие (он может использоваться и в других словоформах, но при условии сохранения этого возвратного значения). Несмотря на то что нечасто встречается такая ограниченная в употреблении неопределенная форма глагола, правило остается правилом. Также из некоторых несовершенных форм глаголов мы не сможем составить совершенную, исходя из их ключевого смысла, что мы можем увидеть на примере глагола "подглядывать" - нельзя подглядывать за самим собой. По тому же принципу в русском языке нет несовершенной формы глагола "прокрадываться" - нельзя "прокрадывать " что-либо.

Инфинитивы совершенного и несовершенного вида

Инфинитивы также могут быть совершенного и несовершенного вида. Неопределенная форма глагола несовершенного вида выражает действия, продолжающиеся во времени, и не имеющие конкретной привязки - это как бы вечные действия, и без дополнительных указаний в контексте она не дает нам представления о завершенности или незавершенности действия. Здесь будет уместен вопрос «Что делать?» . Примеры:

Инфинитивы совершенного вида говорят о том, что действие уже совершено, или будет непременно совершено, о том, что результат уже есть, или еще будет (конечно, в случаях отрицания или вопроса, оно может иметь относительно неопределенную окраску). Здесь будет уместен вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • После прочтения записку следовало сжечь.
  • Благодари меня за то, что тебе не пришлось сжечь эту записку.
  • Тебе дали указания сжечь записку?

Лишь незначительное число двойственных инфинитивов содержит русский язык. Неопределенная форма глагола, относящаяся одновременно и к совершенному виду, и к несовершенному, может употребляться и так и так, в зависимости от окружения, не изменяя своей словоформы. То есть, она отвечает и на вопрос «Что делать?» , и на вопрос «Что сделать?» . Примеры:

  • Поступило распоряжение впредь казнить всех предателей. - «Что делать?»;
  • Поступило распоряжение казнить предателя. - «Что сделать?»;
  • В деревне привыкли женить девок быстро. - «Что делать?»;
  • К осени Марфе удалось женить всех своих девок. - «Что сделать?»;
  • Сложно велеть своему сердцу. - «Что делать?»
  • Как велеть своему сердцу не любить? - «Что сделать?»
  • Исследовать пещеры - очень интересно, но, вместе с тем, опасно. - «Что делать?»
  • Завтра нам предстоит исследовать эти пещеры. - «Что сделать?»
  • Вы можете атаковать их с любой стороны, в то время как я разобью их в лоб. - «Что делать?»
  • Вы должны будете атаковать их справа, а я зайду с фланга. - «Что сделать?»

Спряжение глаголов

Спряжение глаголов отражает их изменение в соответствии с лицом и числом. Хотя сами инфинитивы не могут иметь лица, числа или рода, а, следовательно, не могут и спрягаться, они тем не менее служат словообразовательной основой для других глаголов, поэтому их относят к какой-либо из двух глагольных групп по типу спряжения - либо к I, либо ко II. Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся к первой группе: -е, -ю (кроме глаголов исключений). Формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ешь и -ёшь, -ет и -ёт, -ем и -ём, -ете и -ёте . Окончания глаголов неопределенной формы, относящиеся ко второй группе: и на (кроме глаголов исключений). При спряжении формы этих глаголов имеют окончания -у и -ю, -ишь, -ит, -им, -ите, -ат и -ят .

Функция инфинитива в предложении

Глаголы, по обыкновению, выполняют в предложении функцию сказуемого. Вкупе с подлежащими они составляют грамматическую основу предложений. Однако, инфинитив, ввиду своих особенностей употребления, может выполнять в предложении совершенно разные функции. Поэтому роль любого из членов предложения в данном случае может выполнять неопределенная форма глагола. Пример употребления инфинитивов в качестве различных членов предложения:

Морфологический разбор инфинитива в предложении

Чтобы осуществить морфологический разбор глагола в предложении, нужно определить его часть речи, генеральное грамматическое значение, задать ему вопросы, определить словоформу, указать постоянные и непостоянные морфологические признаки, а также его функцию в предложении. Так как неопределенная форма глагола не изменяется, морфологический разбор инфинитива осуществляется без указания непостоянных глагольных признаков.