Биология для начинающих уроки. Рекомендации: как запомнить биологию без особых проблем? Быстрое изучение биологии

Существует специальная методика, как выучить биологию самостоятельно дома с нуля. Для ее выполнения нужно просто не волноваться, запастись терпением, хорошими учебниками и наглядными пособиями. Немалую роль в успехе играют самоорганизация и большое количество времени для подготовки.

Если нужно сдавать экзамен по биологии, а средств на репетитора нет, то можно и самому изучить эту естественную науку. Для начала следует оценить уровень своих знаний. Если таковой равен нулю, то на самостоятельное изучение биологии нужно отвести достаточно времени, чтобы хорошо проштудировать все темы и разобраться в них. Для этого следует ознакомиться с программой ЕГЭ и составить подробный план работы. Надо посчитать, сколько тем включает в себя программа и сколько времени займет обработка каждой.

Готовиться необходимо по каждой теме отдельно, а не по всем сразу. Разделы биологии логически связаны между собой. Приобретенные знания наращиваются пошагово. Поэтому сначала изучаются основные термины и понятия, а потом и более серьезные темы. Лишь когда одна тематика выучена хорошо, можно переходить к следующей. Главное условие самостоятельного обучения — это четкое следование графику. Отлынивая и оставляя все на самый последний день, можно так ничему и не научиться. Если биология дается сравнительно легко, то на ее изучение можно отвести, как минимум, всего одну неделю. Если естественная наука очень сложна для восприятия, этот срок необходимо увеличить.

Следует обзавестись учебниками по всем курсам биологии, раздобыть разъясняющие пособия и поднять из собственных архивов тетради по биологии за все годы учебы. Читать нужно небольшими параграфами. После каждого прочтения нужно хорошо осознать материал и написать по нему небольшой конспект по памяти. Так можно будет выделить для себя основные и важные моменты. При изучении предмета основополагающим источником знаний следует считать школьный учебник. Другие источники информации лучше использовать в качестве понятных разъяснений или как полезное дополнение к учебнику, но не как основной материал.

При написании конспекта рекомендуется делать от руки различные рисунки, схемы, графики и таблицы, вкратце передающие суть читаемого. Такие пометки хорошо запоминаются и ассоциируются с нужным разделом. Поля тетради надо сохранять пустыми, оставляя место для будущих пометок и уточнений. Нужно выучить свою рукопись и проверить полученные знания по таблице терминов. Если в таблице встретятся незнакомые названия, то их необходимо внести в конспект в тот раздел, к которому они относятся.

По каждой теме следует прорешать половину заданий и проверить уровень самоподготовки. Если задания не получаются, то сложную тему необходимо лучше выучить. Если задания даются легко и правильно, то можно решать вторую часть заданий, тем самым вырабатывая навыки. После выполнения всех заданий нужно провести работу над ошибками: выделить все каверзные вопросы и прочитать их еще раз.

Необходимая программа курса

Чтобы знать, какие темы по биологии нужно вообще выучить к экзамену, необходимо ознакомиться с полной программой курса. Школьное обучение биологии включает в себя такие разделы:

  1. Биология — наука о живой природе. Нужно знать определение термина «биология», методы ее исследования. Выучить признаки живого, строение клетки и обменные процессы.
  2. Клетка как биологическая система. Сюда входят такие подтемы: разнообразие клеток, строение клетки, функции ее органоидов, обмен веществ, питание и размножение клетки.
  3. Организм как биологическая система. Для овладения этим разделом необходимо усвоить, что такое: одно- и многоклеточные организмы, вирусы, авто- и гетеротрофы, принцип образования тканей из клеток, размножение организмов и генетика.
  4. Многообразие организмов. Необходимо овладеть таксономическими категориями, выучить 5 царств живых организмов, запомнить особенности строения и жизнедеятельности хордовых организмов.
  5. Человек и его здоровье. Данный раздел включает в себя строение и функционирование тканей, органов и систем человека, знания личной гигиены.
  6. Надорганизменные системы и эволюция органического мира. Следует ознакомиться с теориями эволюционных идей, разнообразием существующих видов, историей происхождения человека.
  7. Экосистемы и присущие им закономерности. Надо запомнить, что такое экосистема, какие бывают ее разновидности, как осуществляется круговорот веществ в природе. Также необходимо ознакомиться с учениями Вернадского и выучить, что такое био- и ноосфера.

Чтобы было легче изучать материал, темы нужно выстроить в логическом порядке. Сначала изучаются основы всего живого, например, клетки. Потом более обобщенные предметы, такие как ткани. Далее уже изученные ткани складываются в органы или изучается процесс эволюции от простейших к многоклеточным. Нужно просто понять, что биология — это не набор различных разделов, а взаимосвязанные темы, вытекающие друг из друга.

Как проще самостоятельно понять предмет?

Без репетитора самому, конечно, сложнее разобраться в биологии. Но ничего страшного в этой науке нет. Просто ее нужно воспринимать легко, как нечто познавательное и интересное, тогда ее запоминание пройдет проще — через осознание каждой темы.

Готовиться к экзамену всегда рекомендуется по специальным учебникам. Они содержат в себе всю необходимую информацию. Но также они перенасыщены сложными терминами, затрудняющими восприятие и понимание написанного. Поэтому желательно кроме учебников использовать различные пособия, написанные простым обывательским языком. Они помогут растолковать и уяснить изложенное в учебнике. Читать лучше молча, потому что при проговаривании слов вслух внимание рассеивается и информация хуже запоминается.

Как дополнительный вспомогательный учебный материал можно использовать научные фильмы. Они подробно и наглядно раскроют темы, сложные для понимания. К тому же при просмотре учебных фильмов работает зрительная и слуховая память, что дает более высокий уровень запоминаемости.

Нельзя бросать прочитанную тему недоученной. Если после многократного прочтения тема так и осталась неосвоенной, ее необходимо разобрать более детально. Нельзя переходить к изучению следующего материала, если не выучен предыдущий. Изучать необходимо маленькими порциями. После прочтения странички нужно кратко для себя проговорить, о чем шла речь. Если все понятно, следует продолжить чтение. Если нет — прочитать еще раз. Постоянный самоконтроль знаний позволит выявить пробелы в памяти и равномерно выучить весь материал.

Роль биологии огромна в нашем мире. Хотя она не входит в число приоритетных предметов, большинство школьников и родителей считают его «лишним». В тоже время для получения медицинского образования хорошее знание биологии является первоочередным. Мы не говорим о качестве преподавания предмета в школе — речь идет об отношении большей части учащихся к этой дисциплине, которое не лучшим образом сказывается на усвоении материала. Хотя крайне важны.

Биология — наука о живой природе

Биология — предмет, требующий усидчивости и внимания, поэтому индивидуальные занятия крайне необходимы, чтобы понимать его содержание и в процессе подготовки к дальнейшему образованию. Видеоуроки образовательного портала помогут ребенку эффективнее усвоить школьную программу, закрепить полученные и приобрести дополнительные знания в области ботаники, зоологии, клеточного строения растений и организмов — от простейших до человека. Знание тем уроков по биологии дает школьнику понимание не только физиологических и биохимических процессов, но и даёт ему понять, что такое "жизнь" в общей сложности.

Приступая к изучению ботаники и роли биологии в 6-м классе, школьники должны понять роль растений в жизни не только человека, но и всей планеты, узнать об их разнообразии и распространении, ознакомиться со строением растений и отдельных их частей. Продолжительность видеоуроков по темам ботаники невелика и учитывает возрастные особенности ребенка, но количество и качество информации, предложенной учителями, обеспечит высокий уровень знаний. Ученик имеет возможность обратиться к любому разделу программы столько раз, сколько необходимо конкретно ему. Так что методы биологии можно освоить очень быстро.

В 7-м классе ученики переходят к изучению живых организмов, начиная с простейших бесхребетных видов, насекомых, водной фауны, и заканчивая наземными животными. На этом этапе школьники получают представление о том, чем животная клетка отличается от растительной, о мире насекомых, об основах классификации видов и т.д. Задача цикла видеоуроков первых двух лет обучения состоит в первую очередь в том, чтобы пробудить интерес детей к окружающей нас живой природе, научить понимать и беречь ее.

Биология — первая ступень знаний будущего врача

Начиная с 8-го класса, темы по биологии день ото дня становятся сложнее и труднее для понимания. Начинается изучение человеческого организма и самых сложных разделов биологической науки — генетики, цитологии, селекции, физиологии. Рассказать понятным языком столь сложные вещи очень непросто, но опыт педагогов, ведущих видеоуроки по этим темам, позволяет достичь поставленных целей.

Биология не является умозрительной наукой. Для того чтобы добиться в ней успехов, необходимо знать , которые заключаются в нескольких понятиях — наблюдение, эксперимент и анализ. В этом смысле биология является аналогом физики, только в сфере живой природы, и настолько же сложна для изучения и понимания. Индивидуальные занятия с помощью видеоуроков, наличие минимальной экспериментальной базы и стремление к знаниям станут первыми ступеньками на пути получения медицинского образования.

Программа 11-го класса посвящена методам биологии по эволюционной теории и обзору научных дисциплин, возникших на стыке биологии и других наук, таких как бионика, экология и др. Для учеников, желающих выйти далеко за пределы школьной программы, образовательный портал предлагает цикл факультативных видеоуроков, где более подробно излагаются различные разделы биологической науки.

План подготовки с нуля :

1. Сперва надо составить план занятий.

В курсе биологии 4 раздела: общая биология, анатомия и физиология человека, ботаника и зоология . Большинство заданий ЕГЭ чаще всего касаются общей биологии. Стоит начать с нее.

2. При обучении лучше делать собственные конспекты. В них не должно быть сплошного текста: в основном - рисунки, схемы, таблицы.

3. Необходимо выбрать литературу для составления конспектов. Для этой работы не подходят базовые школьные учебники - в них слишком мало материала. Отдавайте предпочтение углублённым учебникам или пособиям по подготовке к ЕГЭ. Есть бесплатные интернет-ресурсы, например , “ ”, ” и другие.

4. Если тема “не дается”, стоит почитать объяснения других авторов. Не сдавайтесь. Обязательно найдете понятное для вас. Я могу посоветовать работы за авторством Богдановой Т.Л., Билича Г.Л., Садовниченко Ю. А., Ярыгина В.Н., Мамонтова С. Г., Соловкова Д. А.

5. О пособиях для подготовки к ЕГЭ: каждый год выходит много новых изданий. Разобраться самому сложно, но можно. В магазине можно полистать то, что есть на полочках: открываете наиболее сложную для Вас тему и читаете. Если понимаете объяснение автора, можно брать.

Если нужен совет, в интернете вы найдете рецензии на различные пособия, очень удобны видеообзоры. Не обязательно покупать бумажное издание, почти все материалы есть в электронном виде.

6. В интернете можно найти видеоматериалы по биологии, например, блоги на YouTube: ” или “ ”. Такие темы, как деление клетки, фотосинтез, биосинтез белка, онтогенез эффективно изучать, используя мультфильмы. Например, . И обязательно в конспектах делать по этим темам собственные рисунки - сразу оцените свои знания.

7. После прохождения каждой темы необходимо ее отработать, решая задания ЕГЭ. Рубрикация по темам есть на сайтах “Решу ЕГЭ”, “Незнайка”, “ЗЗУБРОМИНИМУМ”.

8. Когда заканчиваете изучать раздел, например “Ботанику”: уже изучили теорию, по каждой теме решали задания, - переходите на в “ ”. Там реальные задания ЕГЭ сгруппированы по разделам, но к ним не даны ответы. Это позволит Вам критически оценить полученные знания.

8. И когда все разделы будут пройдены, можно приступать к решению вариантов ЕГЭ. На сайте “ ” есть конструктор по их составлению. Большое количество вариантов прошлых лет Вы найдете на сайте “4ЕГЭ”.

9. И не забывайте, что вы не одни. Многие ребята оказались в подобной ситуации. Они общаются и делятся опытом в соцсетях. В интернете создано множество групп, связанных с подготовкой к ЕГЭ по биологии, с советами и рекомендациями, с полезными материалами и ссылками. Например: “

Существует несколько способов, как запомнить биологию легко и без мучений. Нужно просто выбрать из них подходящий вариант. Еще рекомендуется воспринимать биологию как нечто интересное, а не страшное и тяжелое.

Как подготовиться к экзамену?

Биология относится к естественным наукам. Предметом ее изучения являются все живые существа, их функционирование, строение и взаимодействие между собой. Поэтому чтобы понять и запомнить эту дисциплину, ее лучше не зубрить, а читать как нечто увлекательное. Тогда материал будет восприниматься проще и легко отложится в памяти. Рекомендуется изучать теорию по биологии, начиная от простого к сложному, в такой последовательности:

  1. Изучение клетки дает основное понятие о функционировании всего живого на Земле. Нужно ознакомиться с ее строением, понять принцип функционирования, жизнедеятельности, научиться различать клеточные органеллы и их свойства.
  2. Ознакомиться с одноклеточными организмами. Лучше начать с сине-зеленых водорослей. Понять принцип поглощения клеткой питательных веществ и выведения ненужного. На примере простейших водорослей нужно разобраться в способе фотосинтеза, осознать роль растений в круговороте кислорода в природе.
  3. Осмыслить, что такое царство бактерий. Запомнить, какие бактерии являются вредоносными для человека, и как ими можно заразиться. Осознать, какую пользу составляют молочнокислые и другие полезные бактерии.
  4. Выучить царство растений, на их примере понять, как функционируют многоклеточные организмы. Запомнить, чем характеризуется растительная клетка.
  5. Изучить царство грибов: понять их отличие от растений, строение ядра и клеточной мембраны, принцип симбиоза с деревьями. Узнать, что такое лишайники. Ознакомиться, как появились антибиотики, и какую роль выполняют.
  6. Пройтись по царству вирусов. Понять принцип их размножения внутри пораженной клетки.
  7. Проштудировать царство животных: уяснить, как устроена животная клетка, изучить эволюцию животного мира, функционирование и строение животных организмов, существующие виды животных.
  8. Изучить физиологию и строение человека. Выучить основные органы и их функции: кровеносную, пищеварительную, дыхательную, нервную и мочеполовую системы, мускулатуру, скелет. Пройти строение различных тканей, осознать основы биохимических процессов в организме.
  9. Познакомиться с законами генетики. Изучить, что такое гены, научиться решать генетические задачи на определение наследственности.
  10. Понять, что такое экология, биосфера и ноосфера.

Чтобы изучать биологию с любопытством, нужно просто понять, что это наука о нас самих, имеющая практическое применение в обыденной жизни. Ведь чтобы понять, почему колит в боку, и к какому врачу пойти лечиться, надо элементарно знать, какой внутренний орган где находится.

Как легче усвоить информацию?

Изучать предмет рекомендуется по школьным учебникам. Но они зачастую написаны научным, не совсем понятным для простого обывателя языком. Поэтому можно воспользоваться научно-популярными книгами или журналами, где вся суть изложена более доступными терминами. Нелишне совмещать чтение книг еще с просмотром научно-познавательных фильмов. Такое одновременное восприятие аудио и видео крепче отложится в памяти, а суть легче усвоится.

Информация проще усваивается, если ее разбить на составные части и постигать небольшими порциями. Нужно каждую маленькую тему прочитать пару раз, уловить суть, а потом переходить к прочтению следующей информации. Читать рекомендуется тихо, не проговаривая вслух или мысленно прочитанное — так внимание рассеивается и знания не усваиваются. Физиологи утверждают, что человеческий организм хорошо усваивает все новое утром и днем, поэтому читать учебники на ночь не рекомендуется.

Чтобы проще запоминать основные термины и понятия в биологии, можно на листочке бумаги делать пометки, зарисовывать схемы. Это поможет освоить данные тем людям, у которых хорошо развита ассоциативная память. Рекомендуется делать некое подобие шпаргалок: выписывать по каждой теме основные моменты, обобщать и систематизировать информацию. Чтобы самостоятельно оценить уровень своих знаний и выявить пробелы в изучении, нужно попытаться ответить на вопросы билетов.

Как быстро запомнить сложный материал по биологии?

Сразу напрашивается ответ – «вызубрить» да и все! И вроде бы можно так и сделать, но все, кто хоть раз в своей жизни что-то «зубрил» согласятся с тем, что этот способ совсем не назовешь быстрым, да и заученный наизусть материал «вылетает» из головы, как только перестаешь повторять его с определенной периодичностью.

При изучении биологии можно столкнуться с тем, что материала для подготовки к экзамену очень много (и зоология, и ботаника, и анатомия, и общая биология – с ума сойти!), а времени на непродуктивное заучивание нет. Поэтому мы постараемся разобраться, как учить эффективно и запоминать если уж не на всю жизнь, то хотя бы до экзамена.

Для начала немного теории . Наш мозг – это удивительный орган, который способен вместить в себя огромное количество информации. Вопросами «Что такое память и какая у нее природа?» люди интересовались с глубокой древности, а сегодня существует много научных институтов, в которых активно изучаются еще неразгаданные тайны нашего головного мозга. На данный момент многое о мозге и процессах запоминания уже известно, например, то, что воспоминания не хранятся в каком-то одном или нескольких отделах, а рассеяны по системе нейронных связей. Лимбическая система головного мозга, расположенная на внутренне поверхности височных долей, играет ключевую роль в процессе памяти. Здесь же находится гипоталамус - важная структура для формирования памяти.

А вот теперь самое интересное! Для того, чтобы запомнить много и быстро, можно использовать опреденные способы запоминания, они называются приемами мнемотехники, и ими активно пользуются люди, чья сфера деятельности связана с большими объемами информации.

1) Начнем с простого приема — составление смысловой фразы. Предположим, что вам нужно запомнить классификацию царства Животные.

Царство, тип, класс, отряд, семейство, род, вид.

Царский Терем Кто Откроет, Сразу Рыцарем Вернется.

Геологические периоды можно запомнить с помощью шуточной фразы: Каждый Отличный Студент Должен Курить Папиросы; Ты, Юра, Мал – Пей Ночью Чай: Кембрийский, Ордовикский, Силурийский, Девонский, Каменноугольный, Пермский, Триасовый, Юрский, Меловой, Палеоген, Неоген, Четвертичный.

Попробуем так же запомнить причину страдания всех первокурсников медицинских институтов – 10 пар черепных нервов!

Онегин — Обонятельный

Знает — Зрительный

Где — Глазодвигательный

Была — Блоковый

Татьяна — Тройничный

Он — Отводящий глаз

Летит — Лицевой

Стрелой — Слуховой

Язык — Языкоглоточный

Болтается — Блуждающий

До — Добавочный

Пят — Подъязычный

Таким способом легко можно запомнить эры, незаменимые и заменимые аминокислоты или состав желудочного сока. Кстати, про желудочный сок! Это было моей любимой биологической фразочкой еще со школы, думаю и вам пригодится:

Пепсин ПЕПпи

Химозин Хитрая

Желатиназа ЖЕЛтая

Лизоцим Лиса

2) Прием составление слова тоже достаточной простой в применении, например, вы хотите запомнить последовательность фаз митоза: профаза. Метафаза, анафаза, телофаза… Упростим себе задачу! По первым буквам составим словосочетание «Поставить МАТ» и теперь точно не забудем, кто за чем!

3) Следующий прием немного сложнее, но и применять его очень интересно! Прием рифмизации. На этот раз будем запоминать ткани животных: эпителиальная, соединительная, нервная, мышечная. Составим стих по первым буквам: Этот царь Наглей врага, Снова шлет Меня в бега!

4) Прием образование смысловых фраз поможет нам запомнить круги кровообращения. Давайте попробуем! Большой круг кровообращения начинается с левого желудочка и заканчивается в правом предсердии. Для лучшего запоминания используем фразу:

“БОЛЬШОЙ ЛЕВ ЖЕЛАЕТ ПРАВИТЬ ПРИДВОРНЫМИ”

А в малом(легочном) круге кровообращения с правого желудочка и заканчивается в левом предсердии. Опять же составим фразу: «МАЛЕНЬКИЙ ПРИНЦ ЖЕЛАЕТ ЛЮБВИ ПРИДВОРНЫМ».

Нашему мозгу гораздо легче запомнить ассоциации и забавные рифмы, чем груду сложного материала, поэтому чем оригинальнее и смешнее будут ваши ассоциации, тем быстрее запомнятся даже самые сложные темы! Биологи, кстати, очень оригинальные люди, и даже цикл Кребса они запоминают в форме стиха про щуку, так что мнемотехника – это еще и творческий подход к предмету! Бенджамин Франклин писал: «Многие жалуются на память, почти никто - на сообразительность», поэтому давайте учиться запоминать, а не «зубрить», и будет вам счастье по всем предметам!;)

Успехов в приобретении новых знаний, интересной учебы и высоких баллов на экзаменах!

Мария Зайцева, преподаватель биологии. Центр Развитие