Поступить в серебряный университет. Образование для пожилых: это похоже на принцип обучения топ-менеджеров. Факультет культуры и творчества

Семь новых направлений обучения для пенсионеров открылось в «Серебряном университете». Об этом, а также о политике в отношении старшего поколения и предстоящем III Форуме социальных инноваций регионов, который пройдет в Москве с 19 по 21 июня 2019 г., в интервью корреспонденту Агентства городских новостей «Москва» рассказал заместитель руководителя департамента труда и социальной защиты населения Москвы Владимир Филиппов.

Дарья Батрамеева (Д.Б.): Владимир Эдуардович, тема активного долголетия сейчас, что называется, в тренде. В федеральном национальном проекте «Демография» есть целый раздел «Старшее поколение», в Москве уже больше года реализуется проект «Московское долголетие». Как вы считаете, чем вызван такой интерес в обществе к проблемам старшего поколения?

Владимир Филиппов (В.Ф.): Вопросы повышения качества жизни старшего поколения всегда были и будут в числе приоритетных у государства. Вопрос в том, что акценты меняются. Если раньше социальная политика в отношении пенсионеров строилась исключительно на создании системы социальных пособий, выплат, ухода за больными и так далее, то теперь стандарт благополучия пенсионеров наряду с этим призван создать условия для сохранения физического здоровья, благосостояния и социальной активности старшего поколения. Современные медицинские технологии и повышение качества жизни в целом привели к тому, что старость стремительно отодвигается. Сейчас в Москве порог старости — 72 года, и даже после 75 лет около 5% москвичей продолжают вести активную трудовую деятельность. Сценарий старости современного москвича меняется. Наши пенсионеры — активные потребители городских сервисов, услуг, интернета. Это иллюзия, что цифровой мир непонятен для тех, кому за 55. Исследования показывают, что 81% московских пенсионеров используют интернет для поиска актуальной информации, более 60% — для досуга: слушают музыку и смотрят фильмы, более половины старших москвичей пользуются государственными услугами онлайн и общаются в сети со знакомыми, и еще четверть — пользуются компьютером для выполнения финансовых операций.

Д.Б.: Как вы думаете, какую роль в развитии цифровых компетенций у пенсионеров сыграла программа «Московское долголетие», где есть целое направление «информационные технологии»?

В.Ф.: Это направление — одно из самых популярных у наших участников. Более 80 тыс. заявок от желающих изучать информационные технологии мы получили за все время существования проекта. 20 мая мы даже провели чемпионат по компьютерному многоборью среди пенсионеров. 22 участника — победители окружных отборочных туров в категориях «Начинающий пользователь» и «Уверенный пользователь» — соревновались в навыках владения компьютером: умении пользоваться программами Microsoft Office и сервисами «Яндекса», знании основ безопасности в сети. Победители московского этапа — участники «Московского долголетия» из Зеленограда — представят столицу на Всероссийском чемпионате, который пройдет 4-6 июня в Кирове.

Я думаю, следующее поколение пенсионеров уже будет полностью цифровизированным, и, кто знает, может, лет через пять-десять в «Московском долголетии» появятся курсы по VR или digital. Уже сейчас мы видим большой интерес у участников к работе в социальных сетях, у нас в проекте появился целый клуб «Инста-бабушка», участники которого учатся создавать контент и продвигать свой блог в Instagram. 50 участников клуба постоянно ведут свои страницы, посвященные увлечениям, творчеству и активной жизни на пенсии, а открытые лекции в рамках клуба посетили более 200 старших москвичей.

На Форуме социальных инноваций регионов у нас запланирована большая дискуссия на тему «Искусственный интеллект для старшего поколения: цифровой мир без возрастных границ». В ней планируется участие и известных возрастных блогеров, и разработчиков различных сервисов для старшего поколения, и членов Экспертного совета по цифровой экономике России. Думаю, в результате мы увидим очертания той реальности, которая ждет нас в ближайшей перспективе.

Д.Б.: Я познакомилась с проектом программы III Форума социальных инноваций, опубликованной на сайте, и обратила внимание, что в ней есть отдельное направление, посвященное долголетию. Какие темы планируется там обсудить?

В.Ф.: Действительно, в течение двух дней форума мы планируем обсудить самые разные аспекты государственной политики в отношении старшего поколения и сценарии активной жизни после 50-ти лет. Мы посмотрим на старшее поколение с точки зрения бизнеса и рассмотрим примеры развития рынков для потребителей старшего возраста, особенно рынков для сохранения здоровья, красоты, организации путешествий и досуга.

Большая дискуссия ожидается на тему образования для людей «серебряного возраста» и роли в этом традиционных образовательных учреждений — школ, вузов. Я уже говорил, что благодаря проекту «Московское долголетие» за школьные парты в столице сели более 90 тыс. пенсионеров, кроме того, 14 вузов присоединились к проекту.

Более 12 тыс. горожан старшего возраста окончили образовательные программы в «Серебряном университете» и получили диплом о профессиональной переподготовке и свидетельства о рабочей профессии, дающие права на трудоустройство. В этом году открылось семь новых направлений обучения, которые, я уверен, могут помочь москвичам реализоваться профессионально. В их числе: репетиторство, гувернерство, экскурсоведение, социальное предпринимательство, а также цифровое кураторство. В июле планируем выпустить еще 2,5 тыс. «серебряных студентов».

Но мы столкнулись с тем, что учителя, привыкшие работать со школьниками и студентами, не всегда понимали особенности преподавания предметов для возрастных учеников. Поэтому крайне важно не только развивать сегмент дополнительного образования для старшего поколения, но и организовать обмен опытом среди преподавателей для работы с учениками 55+. Мы рассчитываем, что эту дискуссию на Форуме социальных инноваций посетит президент Международной ассоциации университетов третьего возраста Франсуа Велла.

Д.Б.: Не секрет, что все люди хотят «жить долго и счастливо». Это устойчивое выражение с нами с детства из русских народных сказок. Но, похоже, только сейчас эти слова могут стать реальностью, благодаря современным технологиям, продлевающим жизнь.

В.Ф.: Безусловно, современные методы диагностики и лечения способны продлить жизнь человека на 20 — 30 лет. Но ученые доказали, что на 75% продолжительность жизни зависит не от генов или медицинской помощи, а от условий и образа жизни, психоэмоционального состояния и активности. Поэтому, когда нас иногда упрекают, что программа «Московское долголетие» — это прежде всего досуговая программа, мы отвечаем — конечно, нет. Все занятия в ней в той или иной степени способствуют профилактике заболеваний и сохранению жизненного тонуса. Английский язык тренирует память, скандинавская ходьба повышает тонус 90% мышц, пение тренирует дыхательную систему и улучшает настроение. Совместно с департаментом здравоохранения мы разработали классификатор активностей, которые врачи прописывают участникам в зависимости от перенесенных заболеваний. В городских поликлиниках проходят тренировки долголетия под наблюдением лицензированных специалистов по лечебной физкультуре. Кроме того, все лето мы будем проводить занятия в московских парках, а активность на свежем воздухе, как известно, приносит большую пользу здоровью. Кстати, по итогам первого года реализации программы более трети опрошенных участников отметили улучшение общего самочувствия. Поэтому, как вы говорите, «жить долго и счастливо» помогут не только высокие технологии, но и другие правила долголетия, о которых на Форуме социальных инноваций расскажет легендарный путешественник и писатель, автор книг «Голубые зоны» и «Правила долголетия» Дэн Бюттнер.

Д.Б.: Как вы считаете, реально ли в России появление тех самых «Голубых зон», где зафиксированы самые высокие показатели долголетия, такие, как, например, на острове Окинава или Сардиния?

В.Ф.: Москва уже сейчас лидирует по демографическим показателям среди мировых мегаполисов. За последние 12 лет ожидаемая продолжительность жизни в столице выросла на 10% и достигла 78 лет. При этом доля старшего поколения в населении города растет. Сегодня в Москве проживает 2,8 млн человек старше 60 лет, а к 2035 г., по прогнозам, их количество увеличится до 4 млн человек.

Регионы России также в ближайшем будущем столкнутся с подобными демографическими явлениями, поэтому чем раньше вся инфраструктура российских городов откроется для старшего поколения, тем меньше социальных потрясений там произойдет. Москва готова делиться своим опытом реализации программы «Московское долголетие», и на Форуме социальных инноваций наш стенд будет занимать центральное место. Открою вам секрет — это будет целый парк долголетия, где будут проходить открытые уроки для пенсионеров, будут работать специалисты, готовые проконсультировать представителей регионов по механике реализации программы. Москва, как это часто бывает, стала первопроходцем в формировании новой государственной политики в отношении старшего поколения. Уверен, разработанные нами стандарты и методики будут очень востребованы не только в России, но и на международном уровне.

Идея Long Life Education, «Образование в течение всей жизни», сегодня одна из самых обсуждаемых в мире. По охвату пенсионеров образованием мы, увы, далеко не на первых ролях: по численности населения Китай опережает нас в 15 раз, а по числу пенсионеров, получающих образование – в сорок. В Москве эту идею развил преподаватель Московского Городского Педагогического Университета, кандидат географических наук Александр Левинтов. Именно он предложил открыть «Серебряный университет» для пенсионеров.

- Как родилась идея создания университета для пожилых людей?

Когда мне исполнилось 70 лет, я задумался о том, что дальше. И самое важное, что мне показалось в моих первых размышлениях, это то, что человечество теряет огромный профессиональный, социальный и нравственный потенциал, отпуская людей из этой жизни, не получив их наследия, которое никак не оформляется. Люди уходят, поколение за поколением. И это касается не только сегодняшнего дня, а всей истории человечества. Мы знаем из античности, может быть, всего несколько сот человек.

- Оставим античность. Мы могли бы знать хотя бы мемуары своей семьи. А их нет…

А их нет. Люди уходят молча. Когда корова не додоена, она мычит от боли. И люди страдают от того, что они так и не высказались. А для этого у них нет пространства.

- Это пространство надо создать. Университет государственный?

Нет. Этот университет будет существовать на деньги московского департамента соцзащиты, стало быть, на наши пенсионные отчисления. Мы, москвичи и наш город оплатили себе эту возможность, а вовсе не государство. Государство занимается своими делами. Вот что мы сами для себя сделаем, то и будет.

- А в каком статусе в этом университете находитесь Вы?

Я хотел бы оставаться рядовым преподавателем. Мне будет интересно участвовать в собственном проекте. Буду преподавать историю Москвы.

- Студенты не будут оплачивать свое обучение?

Нет, паллиатив такой: закончил один курс, берешь следующий. Почему этот паллиатив плох? Жизнь пенсионера очень короткая. Исходя из этого, я предлагал, что человек может взять сразу хоть пять курсов, это же университет. В дальнейшем, я думаю, мы это преодолеем.

- То есть двери университета для пенсионера-выпускника остаются открыты?

Да. И уже с января, со второго семестра, было бы неплохо, чтобы пенсионер мог брать себе не один курс, а несколько. Плюс столько бесплатных мастер-классов, сколько он хочет. Столько, сколько нужно ему, чтобы начать поиск смысла своей жизни. У людей давно утеряны смыслы жизни, их поставили в ситуацию доживания, а университет позволяет им задать новые смыслы своему существованию.

-Вопрос «не поздно ли?» уместен?

Это никогда не поздно. Более того, я считаю, старые люди – подлинная элита общества. Ведь элита – это те, кто задает смыслы бытия. Старики более всех других озабочены этим вопросом.

А какое-то более практическое применение знаний, полученных в университете, кроме поиска смысла бытия, возможно? Например, устройство на работу?

Да. У нас пять рабочих специальностей можно получить, например, специальность няни, мастера по изготовлению кукол или зеленого дизайнера. И сертификат позволит трудоустроится. Но таким специальностям нужно будет учиться не 2-3 месяца, как по большинству программ, где курс предусматривает от 24 до 36 часов, а дольше, нужно будет пройти 160 часов обучения.

У нас пять факультетов. Коммуникаций, искусств и ремесел, оздоровительный, например. Учат всему, даже искусству танцевать.

Запись уже закончилась на первый семестр. У нас было 2600 мест, было сразу подано 4000 заявлений. В первые дни мы получали по сто заявлений в час. Теперь нужно записываться в конце декабря, когда откроется запись на второй семестр. Записаться можно либо на сайте соцзащиты, либо на сайте МГПУ. Мы вдвое увеличиваем количество студенческих мест.

- Видимо, нужен людям такой университет...

Новый образовательный проект для граждан старших поколений под названием «Серебряный университет» стартует в Москве 1 ноября. Его участниками станут москвичи пенсионного возраста: мужчины старше 60 лет, женщины в возрасте от 55 лет. В «Серебряном университете» они смогут не только интересно провести время, но и приобрести знания и навыки, повышающие качество их жизни.

Например, освоить компьютер и мобильные приложения, изучить иностранные языки, постигнуть основы финансовой и правовой грамотности. В «Серебряном университете» можно будет получить профессию няни, изготовителя кукол или озеленителя городских территорий. Прием заявок на бесплатное обучение начнется 16 октября в территориальных центрах социального обслуживания населения (ТЦСО).

Программа обучения разработана совместно с Московским городским педагогическим университетом. При ее создании специалисты основывались на опросах, проведенных в ТЦСО среди пожилых людей. Такой мониторинг помог определить сферу интересов столичных пенсионеров.

Занятия будут проходить как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и на площадках Московского городского педагогического университета. Они расположены в восьми столичных округах — Западном, Юго-Западном, Центральном, Восточном, Северо-Восточном, Северном, Северо-Западном и Зеленоградском. В каждой группе будет по 15-20 человек. Ожидается, что до конца года обучение в университете пройдут 2 600 пенсионеров.

Напомним, в Москве проживают 3 миллиона человек пожилого возраста - это четверть взрослого населения города. Цель усилий власти - продлить их творческое и профессиональное долголетие.

В Москве c 1 ноября начнет работу бесплатный образовательный проект «Серебряный университет», предназначенный для людей пенсионного возраста. Об этом говорится на сайте столичной мэрии.

Обучение будет проходить по пяти направлениям: гуманитарное, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности, а также психологической поддержки личности. Помимо этого, учебная программа будет в себя включать освоение компьютеров и мобильных приложений, изучение иностранных языков, основ финансовой и правовой грамотности.

Занятия будут проходить два раза в неделю в центрах социального обслуживания по месту жительства и на площадках Московского городского педагогического университета. В каждой группе будет по 15–20 человек. Планируется, что до конца года обучение в университете пройдут 2600 пенсионеров.

Прием заявок на участие в образовательном проекте откроется 16 октября в территориальных центрах социального обслуживания населения.

Образовательный проект под названием «Серебряный университет», где пенсионеры смогут бесплатно изучить иностранные языки, освоить компьютер или получить рабочую специальность, стартует в Москве 1 ноября, сообщается в пятницу на сайте столичной мэрии.

«Наша цель — продлить их [пенсионеров] творческое и профессиональное долголетие, организуя культурный и образовательный досуг, — цитирует портал главу департамента труда и социальной защиты населения города Владимира Петросяна. — «Серебряный университет» даст возможность пенсионерам изучить то, что не получилось освоить раньше из-за нехватки времени».

Отмечается, что участниками проекта могут стать москвичи пенсионного возраста, они смогут освоить компьютер, изучить иностранные языки, а также получить рабочую специальность (например, няни или озеленителя городских территорий).

Петросян уточнил, что программа обучения разработана совместно с Московским городским педагогическим университетом, а занятия будут проходить как непосредственно в центрах социального обслуживания по месту жительства, так и на площадках университета. До конца года обучение смогут пройти 2600 пенсионеров, уроки будут проходить не менее двух раз в неделю.

Студенты преклонного возраста смогут поступить на один из пяти факультетов: гуманитарный, массовых коммуникаций и информатики, культуры и творчества, здоровья и безопасности или психологической поддержки личности.

На гуманитарном факультете пожилые люди будут изучать азы разговорного английского и немецкого языков, историю и культуру Москвы, а также познакомятся с особенностями волонтерской работы. На этом же факультете пройдет обучение такой профессии, как рабочий зеленого хозяйства.

Во время занятий на факультете массовых коммуникаций и информатики пенсионерам объяснят, как устроено современное информационное пространство, научат их пользоваться гаджетами и расскажут об основах журналистики. На факультете культуры и творчества будут проходить практические занятия по танцам и рукоделию. Здесь же можно будет освоить профессию изготовителя кукол.

Студенты факультета здоровья и безопасности пройдут курсы «Основы финансовой и правовой грамотности», «Оздоровительное плавание» и «Еда вместо лекарств». А на психологическом факультете пожилые люди научатся предупреждать и разрешать конфликты, а также преодолевать психологические барьеры в общении. Здесь же пенсионеры смогут получить профессию няни.

Длительность общеобразовательных программ составит от 24 до 36 часов. На обучение рабочим специальностям отведено до 160 часов.. Помимо теоретических и практических занятий, студенты смогут посещать тренинги и мастер-классы специалистов в конкретных областях. Кроме того, в университете будут проводиться фестивали, творческие вечера и вечера отдыха.

В конце обучения выпускникам выдадут сертификаты о прохождении образовательного курса. Это не дипломы государственного образца, но эти документы подтверждают полученные знания и навыки.

Наверное, ни одних выпускников этот педвуз за всю свою историю не провожал с такой теплотой. Чай с пирогами, караоке, забавные конкурсы и подарки. Задолго до начала торжественного события холл уже был полон. «Мы знаем, что наши «серебряные» студенты очень ответственные, приходят всегда за час-полтора до начала мероприятия, поэтому придумали для них досуг, чтобы не скучали в ожидании», - пояснили организаторы выпускного.

Прибавка к пенсии

208 выпускников Серебряного университета, учившиеся профессиям няни, рабочего зелёного хозяйства и изготовителя игровых кукол, получили свидетельства рабочих специальностей. Это самые длительные программы обучения, рассчитанные на полгода. Раньше закончили учёбу слушатели общеобразовательных курсов, например, по изучению английского языка, истории и культуры Москвы, компьютерной грамотности. Всего 3020 москвичей. Кто-то пришёл учиться, просто чтобы не сидеть дома и обрести увлекательное хобби, другие - пополнить свои знания. Но были и такие, кто целенаправленно получал профессию, чтобы иметь дополнительный заработок на пенсии.

Одна из самых востребованных программ в университете - компьютерная грамотность. Фото: Агентство «Москва» / Киселев Сергей

«Жизнь становится более активной после выхода на пенсию. Важно идти в ногу со временем. И это здорово, что вы не хотите сидеть дома сложа руки. Мы окажем вам содействие, чтобы вы могли найти себя на рынке труда», - пообещал выпускникам заместитель руководителя Департамента труда и социальной защиты населения Москвы Павел Келлер .

Присмотреть будущее место работы можно было тут же, на ярмарке вакансий, организованной в МГПУ для выпускников. Активнее всего работой интересовались новоиспечённые няни. Спрос на них тоже высокий. Только для нянь и сиделок в Москве сейчас больше 200 официальных вакансий. И обещаемые им зарплаты выглядят более чем привлекательно - от 35-40 до 60 тыс. рублей. «Вакансии для выпускников Серебряного университета в нашей базе есть, и они постоянно обновляются, трудоустройство осуществляется через официальные договора», - поясняет ведущий инспектор центра занятости населения Москвы Ольга Санакина .

«До того как пойти учиться, я сидела с малышом, - рассказывает Ирина , библиотекарь по профессии. - После курсов вернулась к работе няней и чувствую себя спокойнее и увереннее. Преподаватели структурируют наш разнообразный жизненный опыт, чтобы его можно было эффективнее применять».

Занятия для души

Потребность в рабочих зелёного хозяйства в столице тоже велика. Зарплаты от 12-22 до 25 тыс. рублей. Правда, большинство выпускников этого курса работать по новой специальности не собираются. «Люди учились в основном для себя, среди нас много дачников, - делится со мной и показывает сертификат о присвоении профессии пенсионер Кирилл Фортов , по образованию психолог. - Про курсы узнал из Интернета. Позвонил в местный центр соцзащиты, мне сказали, что группы уже набраны. Тогда позвонил ректору университета, и он меня взял. Вот теперь имею представление о зелёном хозяйстве».

«Меня всегда интересовало, как ухаживать за растениями, - продолжает сокурсница Кирилла Елена Николаева , в прошлом программист. - Сейчас хочу реорганизовать на своём участке цветники. На занятия ходили все очень увлечённо. Посадили рассаду перцев 25 января, сейчас они у меня растут в парнике». Так что теория не обходится без практики. Студенты прошли даже мастер-класс с известной телеведущей программ для садоводов Октябриной Ганичкиной.

Самой весёлой и дружной студенческой компанией оказались кукольники. Они показывают мне свои работы. Настоящие произведения искусства! Куклы - из горячего пластика, каркасные, матерчатые, в национальных костюмах или в вечерних платьях, даже в виде оберегов. Работа кропотливая. На одну куклу уходит 1,5-2 месяца. Выпускники этой программы могут работать по заказу детских студий и кружков, а также музеев. Но шли сюда не за этим. Создание кукол - и занятие для души, и лекарство от душевных ран. Татьяна Шенаева в 41 год потеряла дочь и внука. В 45 лет снова родила дочку. Годы пролетели незаметно, в заботах, не оставив времени на себя. Сначала воспитывала ребёнка, потом переживала горе, и снова хлопоты позднего материнства. И дочка, которая ещё сама не вполне выросла из кукол, мамино увлечение поддерживает. «Только на пенсии узнали, что любимое занятие может приносить такое удовольствие, - с горящими глазами поведали мне одногруппницы Татьяны. - У нас здесь образовался клуб по интересам. Нашли новых подруг, теперь регулярно встречаемся. Жизнь расцвела новыми красками».

Молодёжь за... 60

По словам преподавателей, работать с аудиторией 60 плюс - одно удовольствие. Эти студенты не прогуливают занятия, а своей энергией, требовательностью и активностью в освоении наук подчас могут дать фору молодым студентам. Рассказывают, что кабинет, где занимались изготовлением кукол, находился на 5-м этаже, в старом здании без лифта. Это108 ступеней. В конце курса, когда пенсионеры пришли сдавать экзамен, они просто взлетали наверх.

«Судя по тому, как ловко вы сегодня запрыгивали на сцену, чтобы сфотографироваться, по той энергии, которая царит в зале, по молодым, светящимся оптимизмом глазам, вы мало чем отличаетесь от студентов, которыми когда-то были. Вы настроены на активную дальнейшую жизнь», - подтвердил директор Центра занятости населения Москвы Георгий Тимофеев .

«А в современной жизни надо уметь очень многое, быть ко всему готовым, ведь столько всего ещё предстоит, - напутствовал выпускников ректор МГПУ Игорь Реморенко . - Вы вошли в программу, которая помимо общения даёт возможность заявить, что у вас есть серьёзный профессиональный навык. В Серебряном университете занятия продолжаются. Есть другие общеразвивающие программы. И мы рады будем видеть вас осенью».

Записаться на обучение в Серебряный университет можно уже сейчас. Выбрать можно только одну учебную программу в год (см. инфографику). Но зато учиться можно всегда, не только в серебряном, но и золотом возрасте.