Парные звуки в русском языке таблица. Непарные согласные звуки. Упрощение групп согласных

На этом уроке мы научимся различать звонкие и глухие согласные звуки и обозначать их на письме согласными буквами. Узнаем, какие согласные называют парными и непарными по звонкости - глухости, сонорными и шипящими.

Звонкие и глухие согласные звуки

Вспомним, как рождаются звуки речи. Когда человек начинает говорить, то выдыхает воздух из лёгких. По дыхательному горлу он бежит в узенькую гортань, где находятся особые мышцы - голосовые связки. Если человек произносит согласные звуки, то закрывает (хоть немного) рот, из-за этого получается шум. Но шумят согласные по-разному.

Проведем опыт: зажмем уши и произнесем звук [п], а потом звук [б]. Когда мы произнесли звук [б], связки натянулись и начали дрожать. Это дрожание превратилось в голос. В ушах немного зазвенело.

Можно провести похожий опыт, положив руки на шею с правой и левой стороны, и произнести звуки [д] и [т]. Звук [д] произносится намного звонче, более звучно. Такие звуки учёные назвали звонкими , а звуки, которые состоят только из шума - глухими.

Парные по звонкости-глухости согласные звуки

Попробуем разделить звуки на две группы по способу произношения. Заселим фонетические домики в городе звуков. Договоримся: на первом этаже будут жить глухие звуки, а на втором - звонкие. Жители первого домика:

[б] [д] [з] [г] [в] [ж]
[п] [т] [с] [к] [ф] [ш]

Эти согласные звуки называются парными по звонкости - глухости.

Рис. 1. Парные звонкие и глухие согласные звуки ()

Они очень похожи друг на друга - настоящие «двойняшки», их и произносят почти одинаково: одинаково складываются губы, одинаково двигается язык. Но у них есть пары и по мягкости - твёрдости. Добавим их в домик.

[б] [б’] [д] [д’] [з] [з’] [г] [г’] [в] [в’] [ж]
[п] [п’] [т] [т’] [с] [с’] [к] [к’] [ф] [ф’] [ш]

У звуков [ж] и [ш] нет парных мягких звуков, они всегда твёрдые . А ещё их называют шипящими звуками.

Все эти звуки обозначаются буквами:

[б] [б’]
[п] [п’]
[д] [д’]
[т] [т’]
[з] [з’]
[с] [с’]
[г] [г’]
[к] [к’]
[в] [в’]
[ф] [ф’]
[ж]
[ш]

Непарные звонкие согласные звуки

Но не все согласные звуки и буквы образуют пары. Те согласные, которые пар не имеют, называют непарные. Поселим непарные согласные звуки в свои домики.

Во второй домик - непарные звонкие согласные звуки:

Напомним, что звук [й’] всегда только мягкий. Поэтому в нашем домике он будет жить один. Эти звуки обозначают на письме буквами:

[л] [л’]

(эль)

[м] [м’]
[н] [н’]
[р] [р’]
[й’]

(и краткая)

Звуки второго домика называют ещё сонорными , потому что образуются они с помощью голоса и почти без шума, они очень звучные. Слово «сонорный» в переводе с латинского «сонорус» означает звонкий.

Непарные глухие согласные звуки

В третий домик мы поселим непарные глухие согласные звуки:

[х] [х’] [ц] [ч’] [щ’]

Вспомним, что звук [ц] всегда твёрдый , а [ч’] и [щ’] - всегда мягкие. Непарные глухие согласные звуки обозначают на письме буквами:

[х] [х’]
[ц]
[ч’]
[щ’]

Звуки [ч’], [щ’] - шипящие звуки.

Вот мы и заселили наш город согласных звуков и букв. Теперь сразу понятно, почему согласных букв - 21, а звуков - 36.

Рис. 2. Звонкие и глухие согласные звуки ()

Закрепление знаний на практике

Выполним задания.

1. Рассмотрим картинки и превратим одно слово в другое, заменив только один звук. Подсказка: вспомним пары согласных звуков.

д очка - точка

б очка - почка

ш ар - жар

удочка - уточка

2. Существуют загадки, смысл которых заключён в знании согласных звуков, они называются шарады. Попробуйте их отгадать:

1) С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким — сам звеню я на раздолье. (Колос — голос )

2) С глухим — траву она срезает,
Со звонким — листья объедает. (Коса — коза)

3) С «эм» — приятен, золотист, очень сладок и душист.
С буквой «эль» зимой бывает, а весною исчезает. (Мёд- лёд)

Для того чтобы развить умение произносить какие-то звуки, особенно шипящие, учат скороговорки. Скороговорку рассказывают сначала медленно, а потом ускоряют темп. Попробуем выучить скороговорки:

  1. Шесть мышат в камышах шуршат.
  2. У ежа - ежата, у ужа - ужата.
  3. Два щенка щека к щеке грызли щётку в уголке.

Итак, сегодня мы узнали, что согласные звуки могут быть звонкими и глухими и как обозначаются на письме эти звуки.

  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. ().
  2. Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. Русский язык 1. М.: Баллас. ().
  3. Агаркова Н.Г., Агарков Ю.А. Учебник по обучению грамоте и чтению: Азбука. Академкнига/Учебник.
  1. Fictionbook.ru ().
  2. Deafnet.ru ().
  3. Samouchka.com.ua ().
  1. Андрианова Т.М., Илюхина В.А. Русский язык 1. М.: Астрель, 2011. Стр. 38, упр. 2; Стр. 39, упр. 6; Стр. 43, упр. 4.
  2. Сосчитайте, сколько звонких согласных и сколько глухих в слове неудовлетворительный ? (Звонких согласных - 9 - Н, Д, В, Л, В, Р, Л, Н, Й, различных -6, глухих согласных - 2 - Т, Т, различных - 1.) .
  3. Прочитайте пословицу: « Умей вовремя сказать, вовремя смолчать». Назовите буквы, которые обозначают звонкие согласные звуки. (Звонкие согласные звуки обозначают в пословице буквы М, Й, В, Р, З, Л.)
  4. 4* Используя полученные на уроке знания, напишите сказку или нарисуйте комикс на тему «В городе согласных звуков».

Каждый первоклассник знает, что звук – это единица речи, которую мы произносим и слышим, а буквы читаем и пишем. Они в русском языке подразделяются на гласные и согласные. Из 33 букв русского алфавита 21 называются согласными. Их делят по звонкости и глухости, мягкости и твёрдости. Изучать классификацию букв начинают с 1 класса, но использовать её придётся ученику до окончания школы. При изучении фонетики каждый обучающейся должен научиться различать глухие звуки от звонких. Во время письма они обозначаются транскрипцией – [б]. Различать и запомнить парные согласные звуки поможет таблица.

Парные согласные по звонкости-глухости

Все согласные в русском языке образуют пары, звонкий согласный звук противопоставлен глухому. Всего парных букв 12, пар получается 6:

Парные и непарные согласные необходимо знать, чтобы иметь успех в правописании. Многие орфограммы русского языка обосновываются на подборе однокоренных слов по данной классификации, например:

  • мягкий – мягок,
  • зуб-зубы.

В первой паре содержится буква г, которая при произношении неотчётливо слышится и её правописание приносит трудность. Вторые слова являются проверочными, когда орфограмма произносится отчётливо. Младшие школьники часто совершают ошибки в данных работах.

Можно заметить, что не все буквы алфавита образуют пары. Происходит это по причине того, что в фонетике имеются правила, которые необходимо запомнить. Они основаны на том, что звуки могут быть только звонкие или только глухие. Запомнить их легко, так как они имеют незначительное количество. Как правило, ученики к концу 1 класса знают их наизусть. К ним относятся р, н, л, м, й – сонорные, всегда звонкие, ц, ч, ш, х — всегда глухие.

Парные согласные по мягкости-твёрдости

Согласные принято делить на твёрдые и мягкие. В фонетике процесс смягчения происходит в нескольких ситуациях:

  • когда после согласной стоит гласная: ю, я, е, ё, и (метель, лютик);
  • либо стоит мягкий знак (вьюга, пью).

Если после согласного идёт гласная, кроме е, ё, ю, я, и, то она не позволяет смягчаться. Например, в словах пион, земля после согласного идет гласный, который провоцирует процесс смягчения. В таких словах как лампа, вода, нет букв е, ё, ю, я, и, поэтому при произношении все звуки твёрдые.

Существуют так же буквы, которые при их речевом воспроизведении будут всегда мягкими, либо твёрдыми. К ним относятся: щ, ч, й, ц, ш, ж. Классификацию букв и звуков необходимо знать каждому школьнику для успешного обучения.

Запомнить парные звонкие и глухие поможет специальная таблица. По ней легко ориентироваться.

Такую таблицу или подобную можно иногда встретить в кабинете начальных классов. Доказано, что у младших школьников развито больше наглядно-образное мышление, поэтому предоставлять новую информацию им необходимо в виде иллюстраций или картинок, тогда она будет эффективна.

Каждый родитель может создать такую таблицу на рабочем столе первоклассника. Не стоит бояться, что эта подсказка приведёт к лени ученика. Наоборот, если он будет часто смотреть на изображение, то быстрее запомнит всё необходимое.

Согласных звуков в русском языке больше, поэтому запомнить их классификацию сложнее. Если перечислить все глухие и звонкие, то получиться число 12. В расчёт не берутся буквы ч, ш, й, щ, ц, ж, р, н, л, м, они относятся к непарным.

Есть подсказки для детей, как быстрее научится распознавать при разборе слова звонкий и глухой согласный. Для этого необходимо прижать ладонь к горлу и произнести отчётливо отдельный звук. Глухие и звонкие согласные будут произносится по-разному и, соответственно, различно отражаться в ладони. Если в руку отдаёт вибрация – это звонкий, если нет – глухой. Такой подсказкой пользуются многие ребята при изучении фонетики.

Есть и другое упражнение, помогающее с точностью определять, какой перед учеником согласный. Для этого необходимо закрыть руками уши, но при этом желательно должна быть тишина. Произнести волнующую букву, прослушать её с закрытыми ушами. Если она не слышится, то это – глухой звук, если наоборот отчётливо – звонкий.

Если постараться, сегодня любой родитель может найти много интересных, увлекательных и познавательных упражнений и правил, которые помогут малышу с лёгкостью осваивать новые знания. Это сделает процесс обучения более интересным и занятным, что повлияет в свою очередь на успеваемость.

Звуки  П, Ф, К, Т, Ш, С 
Тихие, глуховатые.
Звуки  Б, В, Г, Д, Ж, З 
Шумные, звонковатые.

Если слышишь парный звук,
Будь внимателен, мой друг,
Звук согласный проверяй,
За ним гласный подставляй:
труД – труДЫ, коТ – коТЫ –
Будешь грамотным и ты.

Парный звонкий согласный звук
С тобою может подшутить.
В середине и в конце слова
Себя может оглушить.
Будь внимателен, мой друг,
Слово родственное представь,
За согласной гласную поставь
(или сонорные: Л, М, Н, Р, или В):
ГриБки – гриБОк, гриБНой,
ГлаЗ - глаЗА, глаЗНой.
Букву нужную пиши,
С нею, братец, не шути!

Первоклашка слово лев
Написал бы с буквой… ф!
Пишет он, как слышит.
И сидит – не дышит…
Я бы так не стал спешить,
Ну зачем народ смешить?
Ведь не то, что слышим,
Мы порою пишем!
Слово изменяется –
Буква проявляется.
Слово так и сяк кручу,
Получить ответ хочу:
ЛьВёнок, лёВа, лёВушка –
Пышная головушка.
Слово трижды изменилось,
Буква трижды проявилась.
А за ней пришла игра.
Эх, любимая пора!
Тоже хочешь поиграть?
Поделюсь словами,
Открывай скорей тетрадь
Да играй-ка с нами!
Напиши-ка: ВинограД.
КоТ. КомпоТ. УтюГ. ПараД.
ПерехоД. ВелосипеД.
ВыхоД. ВхоД. ЗакаТ. МопеД.
Написал? Ну вот, теперь
Слово каждое – проверь! Н. Пикулева

Рифмовки-запоминайки
НиТки, мыШка и тетраДка,
кноПка, скреПка и заклаДка,
коТ, гоД, огороД,
гороД, холоД, парохоД –
Всё напишем правильно
И запомним правило:
Парный в слове проверяй,
За ним гласный подставляй!

ОбеД, завоД, медвеДь, кроваТь,
ОтряД, нароД, этаЖ, тетраДь.
НоЖ, стриЖ, снеГ, гараЖ,
ЛошаДь, труД, пруД, шалаШ.

РыБка, гряДка, круЖка, склаДка,
ТраВка, сеТка и тетраДка.
КрыШка, лаПка, лоДка, скаЗка,
КниЖка, лоЖка и укаЗка.

ЛоЖка, лоДка, рыБка, гряДка,
ШуТка, уТка и тетраДка.
КниЖка, крыШка и рубаШка,
ТраВка, клеТка, неваляШка.

ДруЖки, снеЖки, роЖки, круЖки,
СапоЖки, ноЖки, пироЖки,
ЛуЖки, флаЖки и лоЖки,
СнеЖки и босоноЖки.

МиШка, коШка, глаЗки, лаПки,
ДруЖба, книЖки и тетраДки,
ШуБка, шаПка и сапоЖки,
И берёЗка, и серёЖки.
– Из слов каждой строки составь предложение.

Ш а р а д ы

Авто и самолётом управляю,
Но букву поменяй – и стану я
Страной, которой нет конца и края
(так встарь всегда звалась страна твоя).

Два коротких первых слога
Вы, как штык, наверняка
Не найдёте у бульдога,
Но найдёте у быка.
Третий слог глядит с портрета,
Всё же вместе слово это –
И не овощ, и не фрукт –
Хлебобулочный продукт… (рога, лик)

С глухим согласным наливаюсь в поле,
Со звонким – сам звеню я на раздолье.

Со звонким на конце он значит
Примерно то же что не стар.
С глухим по наковальне скачет
Звенит в ушах его удар.

Когда я с Т, на мне плывут.
Когда я с Д, меня сорвут.

С Ё – колючий, с У – ползучий.

С буквой О – овраг глубокий,
С буквой У – простор широкий,
Где всё лето каждый год
Ест траву рогатый скот.

С буквой Е – деревья, травы
И пахучие цветы.
С буквой И – хвастун лукавый.
Кто он? Догадался ты?

С буквой Д собака это
(рост её всегда высок).
С буквой Р по всем приметам
То, что носит носорог.

С буквой Р краснеет он,
Если бросить в кипяток.
С буквой М – в саду взращён,
И тогда уже цветок.

Коль меня напишешь с буквой О,
Лягу я под дверью дома твоего.
Коль меня напишешь с буквой И,
На тарелке буду в праздничные дни.

С буквой М я очень сладкий,
И едят меня охотно.
С Л – холодный, скользкий, гладкий,
Для любых коньков – находка.

Я – место отдыха судов
На глади голубой,
Но С прибавь, и я готов
Стать бегом и борьбой.

Я – клык, я мудрый коренной,
Я у тебя во рту,
Но букву замени, друг мой,
И я в дубраве вековой
Шумлю ажурною листвой
И много лет расту.

Я – связка брёвен и плыву
Всегда в согласии с теченьем,
Но с буквою другой я стану
Деревьев и кустов твореньем.

Я – зверёк с названием что надо,
Но лишь стоит букву поменять,
Стану я деталью маскарада,
Чтобы мог любой лицо скрывать.

Я – сладкий, липкий и тягучий,
Но если с буквою другой –
Будь повнимательней на случай,
Когда я под твоей ногой.

Я – насекомое, но стоит
Во мне лишь букву поменять,
И я уже совсем другое,
И слёз тебе не удержать.

Река и море ей под стать,
И не страшно волны движенье,
Но если букву поменять,
К супам и кашам приложенье.

И по реке, и по пруду
Плыву я в ясную погоду.
Но вставь лишь И, я поведу
Стальную птицу к небосводу.

Буква Л пред буквой У
Встала впереди.
Буква Г за буквой У
Встала позади.
И возник пред нами вдруг
Весь в цветах зелёный … . Я. Козловский

Вставь пропущенные парные по глухости-звонкости согласные
и безударные гласные:
Пестрел за лесом яркий лу… .
Охотник взял с собою лу… .

Спит у двери рыжий ко…:
Внутрь попасть мешает ко… .

Построили мы с папой пло… ,
Трудов усердных чудный пло… .

Старый пру… совсем зарос.
Я длинный пру… домой принёс.

Люблю деревню, поле, лу… , но не люблю я чистить лу… !

Озорной волшебник-ма…
Превращает редьку в ма… .

– Где растёт морковь? – Гря…ка! Нет чего?
– На гря…ках. – Нет грядок.
– Буквы пишут где? – А тетра…ка?
– В тетра…ках. – Нет тетрадок.
– Что мы чистим? – Зу..ки?
– Чистим зу…Ки. – Изменяем: зубы.
– Надеваем в холо… ? – Шу…ки?
– Шу…ки. – Проверяем: шубы.
– Любим сне…? – А сне…ки?
Играть в сне…ки? – Летит снежок.
Печь на праздник – Пиро…ки?
пиро…ки? – Съем пирожок.

«Птичья» считалка
Дрофа, стрепет, балобан,
Стерх, погоныш и фазан,
Гага, беркут, сип и гриф
Для считалки просто миф.

Найди лишние слова:
Дру…ки, сне…ки, ро..ки, пры..ки,
Сапо…ки, кро…ки, пиро…ки,
Лу…ки, фла…ки и ло…ки,
Кру…ки и поварё…ки.

Вставь пропущенные буквы:
Шёл Ипат через пру…
Зацепился за пру…
По-над речкой ду… растёт
Вокруг дуба лу… цветёт.
На лугу очерчен кру…
В том кругу посеян лу…
Лу… посеян на лугу
В заповедном том кругу.

Ехал с ярмарки наро… ,
Вё… д…мой поку…ки:
Де… (Ф, ф)едо… – резной комо… ,
Ба…ка (Ф, ф)ёкла – сту…ки. И. Мазнин

Жил в Одессе чёрный ко… ,
Он зале… на парохо… ,
С удовольствием в буфете
Съел с колба…кой бутербро… . Ю. Мориц

На дворе стоит моро …,
Нам морозы надоели.
Стынет ло… и мёрзнет но…,
Все от стужи покраснели.
Покрывает землю лё…,
И по льду скользит прохожий.
А в берлоге молодой медве… ь ревёт,
Что к медведям в гости он пойти не сможет.

За око…ком трескучий моро…,
В коридоре свернулся Барбо….
У плиты умывается ко…
И о чём – то Барбосу поёт.
На дворе никого не видать,
Не выходят ребята играть.
Даже дыму на улицу что-то
Из трубы выходить неохота.

Возле гря…ки – две лопа…ки,
Возле ка…ки – два ведра.
После утренней заря…ки
Мы работаем на гря…ке.
И посадки все в поря…ке,
Их теперь полить пора.

Задач… про к…зу.
Однажды задал я вопро… :
Как превратить к…зу в пять ко… ?
И смех раздался мне в отве… :
Подумаешь, какой секре… !
Привяжем к цифре пять к…зу
И зачеркнём при этом «у».
И п…терых под звон стреко…
Теперь п…сти мы будем ко… . Я. Козловский

Водили звери хорово…
Вокру… зелёной ёлки.
Плясал и кро… , и бегемо…,
Плясали даже волки!
Пустился в пля… и дикобра… . Б. Заходер

Как выходит мама в огоро…,
Так и мне лопа…ку подаёт.

Ждут воробьи у корму…ки кормё…ки.
Принёс им Маркуша в карма…ке моро…ки.

Роет землю серый кро… ,
Разоряет огоро… . С. Маршак

На око…ке кро…ку мо…ку
Ло…ко ловит лапой ко…ка.

Прячет хитрая кедро…ка
В мя…кий мох орехи ло…ко.

Летят три пичу…ки,
Впереди три избу…ки.

Первый лё… и первый сне…
Очень радовали всех.

Чёрной ночью чёрный ко…
Прыгнул в чёрный дымохо… .

Земля, которую разрыли мурав…и, сверху покрылась брусникой. А под яго…кой зародился гри… . Мало-помалу напирая своей упругой шля…кой, он поднял вверх сво… с брусникой и показался на свет. М. Пришвин

Утренний клё… принёс хороший уло… .
На обе… – овощной су…, хле… и зелёный лу… .
Де… Оле… озя… . надел тулу… и повязал шар… .

Допиши сравнения.
Храбрый как …
Неуклюжий как …
Слепой как …
Длинный как …
Изворотливый как …
Подсказка: лев, медведь, крот, жираф, уж.

З а г а д к и

(в конце слова)
Полноватый я слегка
И круты мои бока,
Но зато красива шляпка,
Хоть и ножка коротка. Гриб.

Всем он нравится, и очень,
Потому что добр вполне,
А грибочки и листочки
В норку носит на спине. Ёжик.
Он, как добрый друг, с тобою,
Хоть жара, хоть с неба льёт:
И от солнышка укроет,
И от дождика спасёт. Зонт.

Землекоп слепой копает землю рукой –
Строит толстостенные города подземные;
У тех городов сто ходов, сто выходов. Крот.

Он с пышной гривой и притом
Довольно схож с твоим котом. Лев.

Попроси – и даст он лапку,
Принесёт послушно шапку,
Ловко косточку сгрызёт,
Что ни спрячешь – всё найдёт. Пёс.

Длинноног, красив Высок,
Прячет голову в песок,
Крылья есть, но не летает.
Кто же он, скажи, дружок? Страус.

Какая змея не ядовитая? Уж.

Чёрным, белым я бываю,
И пшеничным, и ржаным,
Людям силы прибавляю
И всегда необходим. Хлеб.

В норе живёт зверёк,
Он толстосум и толстощёк. Хомяк.

(в середине слова)
Колыбельку на колёсах
Можно часто повстречать,
Малышу легко и просто
В ней на воздухе поспать.
Ну а что это такое,
Не хотел бы ты сказать? Коляска.

Целый день она летает,
Всё кричит: ку-ку, ку-ку!
А устанет – отдыхает,
Примостившись на суку. Кукушка.

Сидит на ложке, свесив ножки. Лапша.

Каким музыкальным инструментом можно щи хлебать? Ложкой.

Если в кепке поменяешь,
Словно кубик, КЕ и РЕ,
Сразу сказку ты узнаешь,
Дорогую детворе. «Репка»

На дорожку вышли рожки:
– Вы не будете бодать?
Я потрогал их немножко,
Рожки спрятались опять. Улитка.

Не жалея ни щетинки,
Чистит туфли и ботинки,
Любит ваксу, любит крем
И нужна, конечно, всем. Щётка.

Самодиктант или «Подскажи словечко»

(в конце слова)
Вова Маркин очень рад:
У него есть младший … браТ

Протекает в поле речка,
У реки стоит овечка.
Как ей речку перейти?
Помоги ей … найти. брод

На столе передо мной
Закружился шар земной.
Арктику, экватор, полюс…
Уместил всю Землю … глобус

Высотою с папин шкаф
Цирковой артист … жираф

Врач живёт в стеклянной банке.
Лечит он болячки, ранки.
– Ай, как щиплет! Ой, как жжёт!
Узнаёте? Это … йод

У норы мышонка ждёт,
Щуря глазки, хитрый … кот

Наш огород в образцовом порядке,
Как на параде, построились … грядки.
Словно живая ограда вокруг –
Пики зелёные выставил … лук

Овощ красный, как кровь,
Называется … морковь

Не боимся мы угроз и не страшен нам … мороз

Обижается Барбос:
Шмель Барбосу сел на … нос

Идут полки за рядом ряд –
На Красной площади … парад
Мы с семьёю каждый год
Отправляемся в … поход

Испугался кот собак,
Задом пятится, как … рак

Я вам, не хвастая, скажу:
«Я всех друзей омоложу.
Идут ко мне с морщинами,
Идут ко мне со складками,
Уходят очень милыми,
Весёлыми и гладкими.
Значит, я – надёжный друг,
Электрический … утюг».

(в середине слова)
Я возьму свою лопатку
И пойду вскопаю … гряДку

К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по … дорожке

Просыпаюсь утром рано
Вместе с солнышком румяным.
Заправляю сам кроватку,
Быстро делаю … зарядку

Вышли дети по порядку,
Встали дружно на … зарядку

Вот соль тебе, вот хлеб и ложка.
Сварилась к ужину … картошка

В них стихи, картинки, сказки,
В них загадки и раскраски,
Попугаи и мартышки.
Что же это? Это … книжки

За рекою, у опушки,
Раздаётся крик … кукушки

Будь то суп или картошка,
Для обеда нужна … ложка

И в лесу мы, и в болоте,
Нас всегда везде найдёте:
На поляне, на опушке.
Мы – зелёные … лягушки

У меня четыре ушка,
Зовусь я … подушка

Каждый день её берут
И под голову кладут.
Дарит людям сновиденья,
Есть у всех без исключенья.
Неразлучна, как подружка,
Очень мягкая … подушка

Не видна из грядки,
Играет с нами в прятки.
И никто бы не нашёл,
Да гляди – торчит хохол!
Потяните крепко – вытащится … репка

Похрустывает вкусно, крепко
Налившаяся соком … репка

Летом у берёзки выросли … серёжки

Аист азбуку учил
И пятёрку получил.
Он сегодня без подсказки
Сам себе читает … сказки

Эти цифры по порядку запиши в свою … тетрадку

Капризные сандалии однажды мне сказали:
«Боимся мы щекотки сапожной строгой … щётки».

1. Грамматическая сказка.

Парные и непарные

Как-то король Алфавит и королева Азбука устроили сказочный бал, на который были приглашены все буквы. Там они разбились на пары и стали танцевать. Гласные танцевали с гласными, а согласные - с согласными. Буквы А - Я, У – Ю, Ы – И, Э – Е, О – Ё танцевали вальс. Им было весело!

Согласные тоже танцевали парами, но неповоротливость немного мешала им, и они пыхтели, шипели и свистели от усердия. Вот какие это были пары: Б – П, В – Ф, Г – К, Д – Т, Ж – Ш, З – С.

Причём буквы Б, В, Г, Д, Ж, З звонко отбивали ногами в такт музыке. Это были слишком звонкие буквы.

А вот П, Ф, К, Т, Ш, С были глухи к музыке. Звонкие буквы весело выкрикивали свои имена в такт музыке, а глухие буквы робко шептали, как эхо, имена своих подруг. Вот какие это были странные пары.

Но были на балу и одинокие буквы. Они вовсе не хотели танцевать и предпочитали одиночество. Это Л, М, Н, Р, Й, Х, Ц, Щ, Ъ, Ь.

Пар у них не было. Это непарные буквы. С тех пор так и повелось. На праздниках парные буквы танцуют в паре со своим партнёром. А непарные буквы просто тихо сидят и смотрят на танцующих.

2. Согласные, как вы знаете, бывают глухими и звонкими. Некоторые из них так похожи друг на друга – настоящие «двойняшки»; одинаково ходят, смотрят, одеваются. Но когда одни говорят – их слышно, а других очень трудно услышать, как они, ни стараются. Это парные по звонкости – глухости. Для каждого из этой пары есть свой костюм, чтобы достойно представлять звук в алфавите.

Не излишество ли это?

Нет, ни в коем случае, ведь они, помимо всего прочего, ещё и помогают различать слова по смыслу: шар – жар, кол – гол, пыль – быль, удочка – уточка и т.д.

Эти буквы – двойняшки нужно хорошо выучить, так как с ними ещё будет много хлопот. В алфавите они заняли целых два этажа.

А хлопоты заключаются в том, что звонкие на конце оглушаются и нужно догадаться (с помощью проверочного слова), какую букву следует писать. Нужно изменить слово так, чтобы согласный слышался ясно:

дуб – дубы, бровь – брови, глаз – глаза и т.д.

3. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

Шубка, шапка, сугроб, грибки, столб, ястреб, гриб, робкий, дуб, рыбка, крепкий, тулуп, клубки, клуб, клоп, дубки, губка, суп, рябчик, озноб, топкое, зябко, зуб, хрупкий, скорлупка, ошибка, лапка, царапки, репка, серп, хлеб, зубки, прорубь, щепка, улыбка, лоб, липка, лепка, клуб, герб, скрип, голубь, охапка, голубка, пробка.

В – Ф

Пуговка, травка, сливки, коровка, булавка, ловкий, здоров, поливка, плутовка, телеграф, поплавки, лавка, много дров, шкаф, готов, жираф, морковка, любовь, кофта, головка, канавка, клюв, обувь, рукав, чернослив, деревце, красив, вежлив.

Г – К

Снег, лёгкие, луг, лук, мягкий, когти, овраг, враг, круг, берег, пирог, сапог, ночлег, флаг, творог, язык, хирург, друг, плуг, кок, бок, звук, бог, вокруг, танк, продрог, стог, столб, юг, кулак, визг, утюг, четверг, рыбак, далёк, широк, глубок, высок, котёнок, волчонок, галчонок, земляк, червяк, синяк, ельник, ледник, моряк, дубняк, пустяк, вестник, путник, спутник, работник, шутник.

Д – Т

Грядки, зарядка, тетрадка, заплатка, незабудка, сладкий, грудка, труд, год, брат, лодка, поход, палатка, шёрстка, верблюд, детки, лебёдки, объедки, пароход, подъезд, загадка, старость, походка, изгородь, гладкий, лошадка, город, площадка, детский сад, остатки, брод, запад, град, свет, гладь, вид, редкий, дождь, крот, рядком, кроватка, клёст, дрозд, газетчик, лётчик, кот, код, платки, завод, нефть, въезд, мост, отряд, народ, кровать, утка, съезд, закладка, огород, портрет, в порядке, медком, ветка, невод, проводка, короткий. прятки, шаткий, медведь, початки, блюдце, посадка, закладка, Медведко, пакет, нитки, чуткие, молотьба, ходьба, пулемётчик, находка, чистка, монетка, ветхая, ягодка, жидкий, бородка, городки.

Ж – Ш

Ножки, ложки, чашки, кружки, ёж, дорожка, тележка, рожь, дружки, плюш, страж, пейзаж, подушка, кашка, пирожки, хорош, пригож, снежки, глушь, брошка, дрожь, ладошка, корешки, букашки, уж, прыжки, мешки, флажки, ландыш, серёжки, сыроежки, мишка, чертёж, мышка, варежка, подружка, репортаж, пичужка, клюшка, окрошка, морж, сапожки, у петушка, орешки, пташка, шишка, лягушка, снежки, лукошки, чиж, рубашка, экипаж, книжка, рожки, пляж, багаж, ромашка, гармошка, стружка, ушки, гребешком, коврижка, карандаш, гараж, ёрш, тишь, душ, камыш, мошка, манеж, тишь, хрюшка, опушка, пробежка, картошка, бумажка, лаваш, игрушки, поварёшка, братишка, макушка, избушка, детишки, зайчишка, трусишка, пёрышки, промокашка, кумушка, зёрнышки, бабушка, старушка, крылышки, кормушка, петрушка, бедняжка, полюшко, рыбёшка, матушка, веснушки, детушки, волюшка, малышка, мордашка, зимушка, малыш, лепёшка.

З – С

Резкий, низкий, Барбос, мороз, вяз, паровоз, сенокос, берёзка, слёзки, повозка, узкий, вкус, арбуз, груз, парус, замёрз, изморось, изморозь, проказник, ужас, сказка, Денис, витязь, связь, рысь, грызть, интерес, глаз, повис, вниз, срез, повязка, блузка, близкий, подсказка, колхоз, указка, замазка, лесть, лезть, мазь, вырезка, полюс, колос, карась, надпись, пастух, Русь, просьба, покраска, нос, скользкий, пастбище, редиска, нести, ползти, салазки, резьба, вести, развязка, навес, поднос, соска, киска, миска, исчез, дольки, голос, грузчик, переписчик, вязкий.

4. Найди парные согласные в пословицах.

Мёд есть – в улей лезть.

Собирай по ягодке, наберёшь кузовок.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лесть.

Хвост голове не указка.

Хлеб - всему голова.

Хлеб - батюшка, вода – матушка.

Мал золотник да дорог.

По Сеньке и шапка.

Один с сошкой, а семеро с ложкой.

На языке мёд, а на сердце лёд.

Старый друг лучше новых двух.

Снег глубок – год хорош.

Бабка с кашкой, а дед с ложкой.

Слаще всех плодов – плод честного труда.

Свой глаз – алмаз.

Дороже алмаза свои два глаза.

Не шубка греет, а хлеб.

5. К данным существительным подберите существительные с суффиксом –очк-.

Ла…ка - _________, блу…ка - _____________,

тетра…ка - ___________, вере…ка - ____________,

про…ка - ____________, ре…ка - ______________.

6.К данным прилагательным подберите прилагательные-антонимы.

Густой - ________________, высокий - __________________,

Далёкий ________________, горький - ___________________.

7.Подберите к предложениям подходящие по смыслу слова существительные со звонкими и глухими согласными в середине слова.

Метель заметает __________________________________________.

Ученики класса делали для книг _____________________________.

8. Вставь пропущенную согласную в слово, запиши проверочное слово.

Оши…ка, _________________ - варе…ка,

Бума…ка, __________________ - ни…ка,

Бесе…ка, ___________________ - скри…ка,

Ска…ка, ___________________ - селё…ка,

Про…ба, ___________________ - лягу…ка.

9. Составьте предложение со словами каждой строчки.

Мышка, кошка, глазки, лапки.

Дружба, книжки и тетрадки,

Шубка, шапка и сапожки,

И берёзка, и серёжки.

10. Вставьте пропущенные буквы.

Сне…ки, пры…ки, фла…ки, кры…ки, оре…ки.

11. Подберите нужные слова.

Как называется избушка, где живёт сторож?

Украшение в ушах.

Твёрдая застёжка на поясе.

Часть стола или стула.

12. Превращение слов.

Измените одну букву в словах. Подберите к каждому проверочное и запишите.

Лес – (лев), бог – (дог), сказка – (указка), ложка – (лодка), репка – (щепка), круг – (друг), хлеб – (хлев), клёв – (клюв), шлюпка – (шляпка).

13.Цепочка слов.

Каждое новое слово должно начинаться с буквы, на которую

оканчивается предыдущее, а заканчиваться парной звонкой или глухой

согласной.

Холод - …(дед – дог – газ – зуб – брод - …).

Автобус – (след – друг – год – дрозд – долг – град - …)

Мороз – (зуб – багаж – жук – куб - …)

14. Подчеркните в словах согласную, произношение которой расходится с

правописанием.

Флаг, отряд, дом, холод, линейка, лёд, мел, поход, мороз, стол, цветок,

суп, книга, стакан.

15. Подчеркните в словах парные звонкие и глухие согласные.

Молот - молод, серп-герб, воз-нос, пруд-прут, рот- род, плот-плод,

мороз - вырос, зуб-суп.

16. Допишите согласные.

Сугро…, заво…, эта…, моро…, рука… .

17. Подчеркните в словах звонкие и глухие согласные, припиши к ним

проверочные слова.

Тетрадь- тетради, книжка-книжечка,

утюг-_________, грибки-_________,

пирог-________, дубки-__________,

сторож-_______, узкий-__________.

18. Подчеркните в словах звонкие согласные.

Автомобиль, дубки, ягодка, ножка, знамя, метро, топор, море, суббота,

лето, лепка.

19. К данным словам из первого столбика подберите по смыслу слова из

второго столбика. Составьте с ними предложения.

ветер мя…кая

зайчик у…кая

лёд ре…кий

дорога кре…кий

подушка ро…кий

20. Подчеркните в словах глухие согласные.

Сирень, топор, мебель, хлеб, ошибка, горох, цирк, народ, книжка, часы, линейка, овца.

21.Вставьте пропущенные слова с парными согласными.

Ученик сделал в диктанте три ____________.

В аквариуме живут золотые _____________.

К лесу вела узкая ___________.

Сторож живёт в ____________.

У берега реки стояла ветхая _________.

В берлогу зале… бурый _____________.

22. Подчеркните в словах парные глухие и звонкие согласные в середине

Кошка – ложка, игрушка-дорожка,

коляска-повязка, снежки-смешки,

шубка-шапка, косьба-резьба.

23. Запишите глаголы в прошедшем времени.

Слезет - ___________, озябнет - ______________,

замёрзнет - ________, исчезнет - _____________,

приползёт -________, отгрызёт -______________.

24. Из стихотворного отрывка выпишите сначала все звонкие согласные, а

потом – глухие.

Ветер осенний в лесах подымается,

Шумно по чаще идёт.

Мёртвые листья срывает и весело

В бешеной пляске несёт. (И.Бунин)

25. Ошибки.

Какие слова путает Андрей? Понятны ли будут в его записи предложения?

В классе пишут под диктовку:

«Я принёс из леса гриб».

Лишь Андрей выводит ловко:

«Я принёс из леса грипп».

Ну, скажите, почему?

Игроки владеют басом,

А певец завидным пасом,

По реке плывут плоды,

А в саду растут плоты.

Объясните, почему

В школе не везёт ему?

26. Найдите все орфограммы и объясните их правописание.

За деревней – луг,

А на грядке – лук.

А по речке – плот,

А на груше – плод.

27. Прочитайте стихотворение Ф.И.Тютчева.

Ещё земли печален вид, Ещё природа не проснулась,

А уж весною воздух дышит, Но сквозь редеющего сна

И мёртвый в поле стебель колышет, Весну услышала она

И елей ветви шевелит. И ей невольно улыбнулась.

1) Посчитайте, сколько в каждой строчке глухих согласных.

2) Найдите самую «глухую» строку (то есть такую, где больше всего глухих согласных) и самую «звучную» (где больше всего звонких согласных). Прочитайте их вслух ещё раз.

3) Подумайте, как связано содержание этих строк с количеством глухих согласных звуков?

28. Представьте, что вы у себя на кухне. Ух, сколько здесь разных

предметов! Я показываю вам предмет, а вы называете его и к

названному слову подбираете проверочное.

Вот эти слова: чашка, ложка, кружка, лопатка, сковородка, варежка-

прихватка, салфетка.

29. Поднимите нужную карточку (В-Ф, З-С, Д-Т).

Аист делает заря…ку - Пеликан ныряет ло…ко.

То вприпрыжку, то вприся…ку, Вот что значит трениро…ка!

Осьмино… надел перча…ки, Рак зале… на самокат,

А тюлень удрал с площа…ки. Все вперё…, а он – наза… .

30. Напишите слова: де…, пру…, клее…, ры…ка, ёр… . Составьте текст по

этим опорным словам. Попробуйте призвать на помощь контролёра –

гласного и определить правильное написание. Какие слова вы проверяли

изменением слова, а к какому подбирали родственное слово?

Непроизносимые согласные

Иногда согласные

Играют с нами в прятки.

Они не произносятся,

Но пишутся в тетрадке.

Порой в словах встречаются

Ужасные согласные.

Они не произносятся,

И что писать не ясно вам…

Чтобы знать, как писать, Не чудесно, не прекрасно,

Надо слово изменять, А ужасно и опасно

И за звуком непонятным Букву Т писать напрасно.

Быстро гласную искать. Всем известно, как прелестно

Букву Т писать уместно.

1. Беседа о непроизносимых согласных.

Не все согласные в словах произносятся; некоторые из них исчезают, скрываются. Если слово с непроизносимой согласной нельзя проверить – следует запомнить его написание.

А почему всё–таки исчезают звуки?

Дело в том, что три согласных подряд бывает очень трудно произносить, вот мы и упрощаем таким образом их произношение. А написание их упрощать нельзя. Не просто так существуют непроизносимые согласные. У них и своя история есть. Например, почему в слове лестница мы пишем букву т? В древнерусском языке было слово лъствица. Вот оно-то и превратилось в лестницу под влиянием таких слов, как сахарница, чернильница. Что же касается само слова лъства, то оно образовано от глагола лезти, лезть, с помощью суффикса –тв(а).

Значит, непроизносимое т в существительном лестница – это остаток суффикса –тв(а).

2. Слова для орфографического разбора и для комментированного письма.

В некоторых словах буквы Д, Т, В, Л не произносятся, но пишутся.

Чтобы проверить непроизносимую согласную, надо подобрать

однокоренное слово так, чтобы эта согласная хорошо слышалась.

Некоторые слова проверить нельзя. Запомните: чувство, лестница.

Д – звёздный, поздно, праздник, сердце.

Т – доблестный, грустный, костный, устный, лестница, окрестность, местность, свистнул, известный, прелестный, яростный, честный, счастливый, вестник, тростник, капустный, ненастный, радостный, частное,

Гигантский, областной, властный, крепостной.

В – чувство, здравствуй.

Л – солнце.

Сочетание сн - зн.

СН – чудесно, прекрасно, ужасно, опасно, напрасно, вкусно, интересно, тесный, пресный, небесный, парусный, согласный, безгласный, бессловесный.

ЗН – безобразный, любезный, железный, колхозный, серьёзный, алмазный.

3.Найдите и выпишите слова с непроизносимыми согласными. Рядом

запишите проверочные слова.

а) Доблестный, лестница, лист, добрый, свистнул, тростник, портфель,

облако, вестник, окно, здравствуй.

б) Здоровье, солнце, лист, сердце, звёздный, книга, друг, известный,

радостный, окрестность, столбик, яростный, честный, праздник,

прелестная.

4. Спишите слова, обозначающие признаки предметов. Вставьте

пропущенные буквы. Рядом запишите слова, обозначающие предметы.

Извес…ный (кто?) … . Праз…ничный (что?) … .

Грус…ный (что?) … . Звёз…ное (что?) … .

Капус…ный (что?) … . Чес…ный (кто?) … .

5. Спишите текст, вставляя пропущенные буквы

Ст…ит м…розная п…года. Иней запушил в лесу берёзки, …синки,

старую ол…ху. Ожила л…сная п…ляна. Прил…тели снегири, синички. Под елью заяц зарылся в сне… .

Вдруг заш…пело по лесу, побежала позёмка. Стало в л…су т…мно. Нал…тел ветер. Д…ревья закач…лись. Пол…тели сугробики с еловых ла… . Сне… посыпал. Началась в…юга.

Со…нце осв…тило окрес…ность. Хрус…нула сухая ветка во сне прол…тела прелес…ная птичка. Пастух гонит стадо на пас…бище.

Сне… выпал поз…но. Грус…ные ст…ят дни. Все ждут радос…ный праз…ник.

6. Образуйте от существительных прилагательные.

Радость - ____________________,

ненастье - ___________________,

счастье - ____________________,

звезда - ______________________,

свист - ______________________,

прелесть - ___________________.

7. Составьте из данных слов предложения и запишите их. Вставьте

пропущенные буквы.

Узнать, нашу, зимой, трудно, мес…ность.

Покрыто, ковром, снежным, всё.

Ненас…ная, погода, стоит.

Дует, ярос…ный, ветер, холодный.

Смотреть, на, деревья, грус…но, голые.

8. Определите на слух слова с непроизносимыми и сомнительными

согласными и подберите проверочные к ним слова.

Мороз и солнце, День чудесный!

Ещё ты дремлешь, друг прелестный.

Легко и радостно играет в сердце кровь,

Желания кипят – я снова счастлив, молод!

Три девицы под окном

Пряли поздно вечерком…

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?..»

9. Прочитайте стихотворение выразительно, объясните все орфограммы, а

затем попробуйте написать по памяти любые запомнившие вам четыре

С неба смотрит солнце Но посветит солнце

Миллионы лет. И уходит прочь.

Льёт на землю солнце А живое сердце

И тепло и свет. Греет день и ночь.

Значит, сердце лучше

Солнца самого,

Никакие тучи

Не затмят его!

10. Загадки. Напишите отгадки с проверочными словами

Раскинут ковёр, День и ночь стучит оно,

Рассыпан горох: Словно бы заведено.

Ни ковра не поднять, Будет плохо, если вдруг

Ни гороха собрать. Прекратится этот стук.

(Звёздное небо) (Сердце)

Ну-ка, кто из вас ответит6

Не огонь, а больно жжёт.

Не фонарь, а ярко светит,

И не пекарь, а печёт? (Солнце)

11. От слов, данных в скобках, образуйте имена прилагательные, полученные

словосочетания напишите.

День (праздник); вечер (поздно); утро (ненастье); улыбка (радость);

поступок (честь); труд (доблесть); жизнь (счастье); вид (грусть).

12.Допишите пословицы словами с непроизносимыми согласными.

Рукам работа – душе … .

Не в силе …, а в правде.

В большом … и далёкое близко.

… труд – наше богатство.

… часов не наблюдают.

Слова для справок: счастливые, честный, сердце, праздник, честность.

13. Спишите, заменяя выделенные слова синонимами с непроизносимыми

согласными.


Похожая информация.


Все согласные звуки в русском языке делятся на твердые и мягкие и на глухие и звонкие. Чем же отличаются звонкие согласные звуки? На этот вопрос отвечает наша статья.

Как образуются звонкие звуки

В процессе образования согласного звука участвует не только голос, но и различные шумы. Они возникают из-за того, что во рту образуются различные преграды, преодолеваемые затем потоком воздуха. Например, при произнесении звука [б] мы смыкаем губы, а выдыхаемый воздух с силой разрывает эту преграду.

Ребята, изучающие в третьем классе русский язык, различают звуки по глухости-звонкости только указанным способом. Но иногда школьники в 5 – 6 классах выделяют еще сонорные (очень звучные) и шипящие. В последних вообще нет голоса – только шум (за исключением Ж).

Например, звонкий согласный звук в начале слова «рысь» сонорный, а глухой в начале слова «щука» — шипящий.

Сонорные согласные «л» и «р» могут даже брать на себя некоторые функции гласного и образовывать слог. Это происходит, например, в слове «смысл» (поэтому его иногда ошибочно пишут «смысол»).

Как отличить звонкий звук

Существует несколько признаков, по которым можно отличить звонкий согласный.

Можно вслух произнести звук, положив руку на горло в районе голосовых связок; если ощущается вибрация, звук звонкий.

Можно просто заучить глухие и звонкие согласные звуки. Или запомнить, опираясь на пары по глухости-звонкости.

Есть мнемотехнические формулы, позволяющие запомнить глухие и звонкие. Это фраза или слово, где все звуки либо глухие, либо звонкие. Приведем примеры таких формул.

  • Глухие : Степка, хочешь щец? – Фи. (В этой фразе все звуки глухие)
  • Звонкие : Нормальный (только сонорные)

Парные и непарные звонкие согласные

Большинство звонких согласных образуют пары по глухости-звонкости. В помещенной ниже таблице в верхнем ряду приведены все звонкие звуки, а в нижнем — парные им глухие. Если в том или другом ряду стоит прочерк, значит звук непарный.

Озвончение и оглушение

В потоке речи звуки зависят от своих «соседей», поэтому они могут менять свое качество под воздействием окружения.

В русском языке возможно несколько явлений:

  • Оглушение
  • Ассимиляция (уподобление) по глухости-звонкости.

Оглушение происходит на конце слова. Звонкий согласный в абсолютном конце слова произносится как своя глухая пара. Например , [гр’ип] (гриб).

Ассимиляция происходит в середине слова. В русском языке на звук влияет сосед справа. Чаще всего звонкий звук становится глухим из-за того, что соседствует с другим глухим звуком. Примеры ассимиляции: кадка, загадка. Реже согласный становится «за компанию» звонким. Например, просьба [проз’ба].

Подобные процессы происходят в разных языках, но по-разному. Например, в чувашском языке глухой согласный, оказавшись между двумя гласными, становится звонким.

Как проверить сомнительную согласную

Из-за этих языковых процессов согласные звуки в некоторых позициях делаются на себя непохожи. Поэтому их требуется проверить.

Для определения, какой звук, глухой или звонкий, надо писать в данном слове следует изменить слово или подобрать однокоренное, чтобы после согласной была гласная. Например , столб-столбы, косьба-косить, указка-указать.

Абсолютный конец слова не является сильной позицией, позволяющей различить согласные по глухости-звонкости.

Есть слова, которые невозможно проверить. Например , футбол, рюкзак и т. д. Их надо запомнить или посмотреть в словаре.

Что мы узнали?

Из статьи мы узнали, что согласные звуки в русском языке бывают звонкими и глухими. Для образования звонкого согласного нужно больше голоса, чем шума. Мы узнали, какие звуки составляют пару по глухости-звонкости, а какие – нет. Узнали, что такое сонорные и шипящие звуки.

Тест по теме

Оценка статьи

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 386.