Эти редкие цветные фотографии времен Второй мировой войны просто невероятны. Редкие цветные фотографии второй мировой

Которые были окрашены опытными художниками.

Крестьянки освобожденного села в Прикарпатье разговаривают с советскими танкистами у танка Т-34

Московский пожарный показывает военнослужащему военно-технического состава обезвреженные немецкие зажигательные бомбы.

Танкист 2-го Прибалтийского фронта в минуту отдыха бреет товарища у замаскированного танка Т-34-76

Автоматчики 1-го Белорусского фронта подразделения лейтенанта Викторова выбивают противника из леса в районе Праги (предместье Варшавы).



Советская пехота при поддержке танков Т-34 ведет бой за один из населенных пунктов на Львовском направлении.

Немецкий танк «Тигр» на пшеничном поле на территории СССР.

Советские бойцы выбивают немцев из западной части станицы Крымской.

Переправа советских танков Т-34 и артиллерии вброд через небольшую реку.

Немецкие солдаты на советском среднем танке Т-34, брошенном в поле в Белгородской области. По характерным признакам машина выпуска апреля 1943 года и производства завода №112 «Красное Сормово». Рядом с танком лежат снаряды из танка.

Советский танк Т-34 (до принятия в серийное производство - А-34) на испытаниях. Забрасывание моторного отсека бутылками с горючей смесью.

Красноармейцы вступают в город Питкяранта (перевод с фин. - длинный берег), подожженный отступающими финскими войсками.

Танки Т-26 на мурманском направлении: по одним данным, на острове Кильдин, по другим - на полуострове Рыбачий.

Советский летчик в звании лейтенанта во время допроса в финском плену.

Группа немецких пехотинцев переходит вброд речку в деревне на Восточном фронте.

Красноармейцы в финском лагере военнопленных в Карвиа (Karvia) слушают товарища, играющего на аккордеоне.

Салют Победы над московским Кремлем. 1945г.

Советский средний танк Т-34-85 55-й гвардейской танковой бригады 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии с десантом на броне переправляется через речку в Польше.

На башне танка изображение двух колец и цифра 252: первая цифра 2 указывает на принадлежность машины к 55-й гвардейской танковой бригаде, два кольца указывают на принадлежность к 7-му гвардейскому танковому корпусу. К кормовому бронелисту танка прикреплены две большие дымовые шашки БДШ.

Средний танк Т-34-85 и тяжелая САУ ИСУ-122С 7-го гвардейского танкового корпуса 3-й гвардейской танковой армии в лесном массиве. Танк из 56-й гвардейской танковой бригады, САУ из 384-го гвардейского тяжелого артиллерийского полка.

Советский тяжелый танк КВ-1 выпуска августа – октября 1941 года, подбитый в районе Волхова. Взрывом разбит ленивец и передний опорный каток. Машина с упрощенной башней из брони толщиной 90 мм, сконструированной для производства на заводе №371 имени Сталина.

Немецкие солдаты рассматривают советский тяжелый танк КВ-1 выпуска июля 1941 года, подбитый на подступах к Ленинграду. Машина имеет экранировку только башни.

Дорога в лесу с уничтоженной колонной РККА, отчетливо видны несколько Т-26. Финляндия, январь 1940 г.

Речные бронекатера проекта 1124 Ладожской военной флотилии на переходе по Ладожскому озеру.

Данные бронекатера проекта 1124 изготовлены на Адмиралтейском судостроительном заводе имени Андре Марти в Ленинграде. Характерным отличием Ленинградских бронекатеров от других является то, что на крыше боевой рубки устанавливалась не бронированная башня с пулеметами, а турельная установка с ДШК.

Немецкий пулеметный расчет ведет огонь из-за угла дома на улице Ростова-на-Дону.

Здание театра им.Горького в Ростове-на Дону во время оккупации

Сандружинница Зорина Н., награжденная орденом Красного знамени, перевязывает раненого бойца на поле боя

Советские танки БТ-5 на осенних тактических маневрах 1939 года. Наводчик советского танка выглядывает из люка своего танка во время битвы за Берлин.(Апрель 1945г.)

Немецкий солдат с гранатой и 7,92-мм пулеметом MG-34 в поле в районе Орла

Начальник штаба 6-го стрелкового корпуса Красной Армии генерал-майор Борис Стефанович Рихтер в немецком плену.

В плену Рихтер согласился сотрудничать с противником, работал в разведшколах Абвера в Варшаве и Вайгельсдорфе, под псевдонимами - Рудаев и Мусин.

Тело немецкого солдата у бункера на побережье Нормандии в месте высадки Юта.

Уничтоженный советский танк.1941г.

Гауптман Фридрих Винклер (Friedrich Konrad Winkler) (в центре) ставит боевую задачу солдатам 305-й пехотной дивизии в районе сталинградского завода «Баррикады». Первый слева вооружен трофейным советским автоматом ППШ-41. Стоит отметить сломанный «штурмовой пехотный знак» на груди гауптмана.

В феврале 1943 года, гауптман (капитан) Винклер был взят в плен и вскоре после этого умер в лагере для военнопленных в Бекетовке.

Пленный лейтенант-артелерист РККА…(бои за Ленинград)

Гвардии старший сержант Илья Амелин из 15-й гвардейской стрелковой дивизии с трофейным немецким гранатометом «Панцерфауст». 1-й Украинский фронт.

Из наградного листа: «18 марта 1945 года товарищ Амелин подобрал немецкое реактивное ружье и с третьего выстрела поджег одно из двух немецких самоходных орудий у деревни Никласдорф, Силезия».

Портрет штурмана 40-й дальнебомбардировочной авиационной дивизии (АДД) майора Василия Ивановича Малыгина (1905-1976).

Василий Иванович Малыгин в РККА с 1927 года, в 1932 году по собственному желанию переведен в ВВС. В 1933 году закончил Оренбургскую школу летчиков-наблюдателей, в 1934 году - курсы штурманов.

Участник Советско-Финской войны, на фронтах Великой Отечественной войны - с июня 1941 года. К сентябрю 1941 года совершил 8 боевых вылетов, из них 4 - на бомбардировку Берлина. 16 сентября 1941 года указом Президиума Верховного Совета СССР майору В.И. Малыгину было присвоено звание Героя Советского Союза.

Михаил Петрович Гаврилов, лейтенант, заместитель командира 2 эскадрильи 568 штурмового авиаполка. Был сбит и пропал без вести в 1942 году. 68 лет спустя лейтенанта Гаврилова и его штурмовик Ил-2, упавший в болото, нашли поисковики отряда «Демянск».

В течение 30 апреля 1942 года на фронте чего-либо существенного не произошло. За 30 апреля частями нашей авиации уничтожено или повреждено 95 немецких автомашин с войсками и грузами, 12 орудий, 7 миномётов, 5 зенитно-пулемётных точек, взорвано несколько складов с боеприпасами, рассеяно и частью уничтожено до двух рот пехоты противника. За 30 апреля уничтожено 38 немецких самолётов. Наши потери - 9 самолётов.

Из сводок Советского Информбюро

Среди наших боевых потерь в этот день были и легендарные штурмовики Ил-2. В кабине одной из таких одноместных машин отправился в свой последний боевой вылет Михаил Петрович Гаврилов, лейтенант, заместитель командира 2 эскадрильи 568 штурмового авиаполка. И пропал…..

В 1942 году лейтенант Гаврилов был уже опытным лётчиком. Имел на счету как минимум 27 боевых вылетов, 20 из которых представляли собой штурмовку живой силы, танков, артиллерии и аэродромов противника. По неполным, но подтверждённым истребителями сопровождения и наземными частями данным, он уничтожил 6 танков, 45 автомашин с войсками и грузом, 10 артиллерийских орудий, 4 батареи зенитной артиллерии, 12-15 укреплённых точек и свыше 500 гитлеровцев. Ещё раз подчеркну: данные подтверждённые, но неполные.

Подборка нечасто мелькающих фото, некоторые из них связаны с интересными историями.

В марте 1974 года, через 29 лет после завершения Второй мировой войны, разведчик и офицер японской армии Хиро Онода сдался в плен на острове Лубанг, Филиппины. Будучи освобожденным от обязанностей своим командиром, он сдал самурайский меч, винтовку с 500 патронами и несколько ручных гранат. Оноду отправили на Лубанг в 1944 году с заданием присоединиться к действующей на острове разведгуппе и вести партизанскую войну против американцев. Союзники захватили остров, трое товарищей Оноды погибли в бою, а четверо выживших членов группы ушли в джунгли и совершали оттуда набеги. Несколько раз им сбрасывали листовки и письма родственников, но они не верили "пропаганде". В 1950 году один из товарищей Оноды сдался в плен. К 1972 году еще двое солдатов были убиты в столкновениях с филиппинскими патрулями, и Онода остался один. В 1974 году Онода наткнулся на японского натуралиста Норио Судзуки, от которого узнал об окончании войны и через которого Оноду нашел его командир и приказал сдаться в плен. За долгие годы партизанская группа убила 30 филиппинцев и ранила около сотни, но президент Маркос помиловал Оноду, и тот вернулся в Японию. Хиро Онода скончался 17 января 2013 года в возрасте 91 года.

Попадание снаряда в лодку с австралийцами.

Результат попадания в башню Pz.IV 152-мм снаряда ИСУ-152.

Немецкий пикирующий бомбардировщик Ju-87D на сборочной линии.

Английские штурмовики "Бофайтер" атакуют ракетами немецкие эсминцы в устье реки Жиронда.

Смонтированное кустарным способом зеркальце на фонаре немецкого истребителя Bf-109E - подсмотренное у британцев решение, позволяющее пилотам немецких истребителей контролировать заднюю полусферу. Так, кстати, почему-то до конца войны и не пошедшее в серию.

Падающий торпедоносец B5N2 «Кейт» запечатлен стрелком флотского бомбардировщика PB4Y «Либерейтор» над морем недалеко от Трука. В задней кабине виден стрелок торпедоносца, который, по словам пилота «Либерейтора» капитан-лейтенанта Вильяма Янешека (Lieutenant Commander William Janeshek), сначала попытался выбраться из горящей машины, потом вдруг вернулся назад, уселся на свое сиденье и погиб вместе с самолетом.

Стрелок хвостовой точки тяжёлого немецкого бомбардировщика Не-177.

Хвостовой конус немецкого самолёта-разведчика Fw-189.

Немецкие техники обслуживают тяжёлый двухмоторный истребитель Ме-410. Хорошо видна дистанционно управляемая барбетта со снятым кожухом с установленным тяжёлым 13-мм пулемётом МG 131.

Кабина самого крупного транспортного самолёта того времени - немецкого Ме-323.

Японская авиабомба взрывается на палубе авианосца Enterprise во время боя у Восточных Соломоновых островов. Автор снимка – Роберт Рид – погиб в ту же секунду, когда нажал на кнопку затвора.

Лейтенант А.И. Гридинский (крайний слева) и его товарищи по 144-му гвардейскому штурмовому авиаполку у штурмовика Ил-2.
Заместитель командира эскадрильи гвардии лейтенант Александр Иванович Гридинский (14.09.1921 - 07.06.1944) на фронтах Великой Отечественной войны с июня 1942 года. За неполных 2 года на фронте Гридинский совершил 156 боевых вылетов, спас жизнь своему командиру, лично уничтожил 20 самолётов противника, 35 танков, 3 зенитные батареи, 90 автомашин, 4 бензоцистерны с горючим, переправу через Днепр.
07.06.1944 г. одинокий самолет Гридинского был атакован над своим аэродромом четырьмя немецкими истребителями. В результате боя, сбив одного из нападавших, Гридинский был сбит сам и его штурмовик упал на краю аэродрома. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 6 мая 1965 года за образцовое выполнение боевых заданий командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом отвагу и геройство Александру Ивановичу Гридинскому было посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

Флагманский (самолета командира полка) воздушный стрелок советского штурмовика Ил-2 старшина П. Шуляков. На переднем плане 12,7-мм пулемет УБТ (универсальный Березина турельный).

Внутри корпуса САУ Geschutzwagen (GW) VI Tiger (игроки World of Tanks писают кипятком).

Корпус Geschutzwagen (GW) VI Tiger.

Техники ведут пристрелку крыльевых пушек на тропической версии "Эмиля".

Пёрл-Харбор, 1945 г.

Актёр Дэмиэн Льюис ("Братья по оружию") и майор Ричард Уинтерс.

Внутри В-17.

Вид с воздуха на взрывы бомб во время бомбардировки над Польшей в сентябре 1939 года.

Одно из немногочисленных фото реально подбитого В-29. Самолёт был атакован японским Ki-45, потерял два двигателя, на пути на базу над океаном загорелся крыльевой бак, и экипаж выбросился с парашютами и был спасён в полном составе.

Подготовка "Кометы" к вылету.

B-24J-150-CO Liberator, 854th BS, 491st BG, 8th AF, 18-е сентября 1944-го года. Сбрасывал еду и боеприпасы десантникам 82ой и 101ой десантной дивизий и был подбит зениткой. Пилот пытался посадить самолет на брюхо, но в последний момент отказали оба правых двигателя, и самолет ударился об землю, пилот сумел его выровнять, но самолет ударился в деревья в конце поля и взорвался. Один человек выжил, все остальные погибли.

Батарея советских гвардейских минометов ведет огонь по позициям противника в Будапеште. 1945г.

Крейсер "Микума" после налёта американской авиации.

Гибель авианосца "Дзуйкаку".

Попадание бомбы в линкор "Ямато".

"Харуна" под бомбами.

Прямое попадание бомбы В-25 в японский сторожевой корабль.

Западная Украина.

Повреждённый и разукомплектованный на запчасти "Королевский Тигр".

Выпущенная в США листовка с возможными изменениями внешности Гитлера.

38 cm RW61 auf Sturmmörser Tiger.

Венгерские солдаты, попавшие в плен частям 144-го стрелкового полка 49-й Гвардейской стрелковой дивизии. Ветеран этой дивизии В.В. Войцехович в своем интервью упоминает об исключительном случае, который произошел в начале 1945 года в Венгрии. По его словам, частям 144-го стрелкового полка попала в плен группа примерно из шестидесяти венгерских солдат и офицеров, которые обратились к командованию полка с необычной просьбой. В обмен на то, чтобы их сразу освободили, эти венгры предложили … отбить у немцев то ли деревню, то ли городок, который располагался перед позициями 144-го полка.
Предложение было настолько необычное, что даже известный своей самостоятельностью при принятии решений командир дивизии Василий Филиппович Маргелов (впоследствии легендарный командующий войсками ВДВ СССР) не решился одобрить такое, и обратился к командованию. Запрос пошел по цепочке вверх, и только командующий 46-й армией Петрушевский лично дал разрешение на это. И эти венгры действительно захватили этот населенный пункт, уничтожив при этом немало немцев… Пришлось держать слово, и этих венгров тут же отпустили по домам.
На фотографии изображены эти самые венгры перед тем боем.

Р-47D-10 (№42-23038) из 73 эскадрильи 318 группы 7 воздушного флота (летчик л-т Юбанкс Барнхилл) взлетает с палубы ЭА "Манила Бей" для перехвата 4-х японских пикирующих бомбардировщиков, атаковавших группу кораблей. 23 января 1944 г. Исключительно благодаря удачному стечению обстоятельств (встречному ветру, полупустой палубе, практически пустым бакам и всего по нескольку десятков патронов в крайних внешних пулемётах машины) "Тандерболту" удалось взлететь и даже сбить один D3A и повредить второй. При обычных осбстоятельствах такое было бы невозможно.

Трофейный "Фердинанд".

14 февраля 1945 года 62 бомбардировщика В-17 восьмой американской воздушной армии "случайно" сбросили 152 тонны бомб на Прагу.

Последствия детонации боекомплекта.

Реактивный Jumo-004, устанавливавшийся на Ме-262.

Залп ГК линкора "Миссури". Видны выпущенные снаряды.

Dornier Do 217 с планирующей бомбой Henschel Hs-293.

Полностью разрушенная после взрыва боекомплекта советская самоходная артиллерийская установка ИСУ-152. САУ была уничтожена в ходе сражения при Тали-Ихантала (25 июня - 9 июля 1944 года) на Карельском перешейке.

Попадание торпеды в британский эскортный миноносец «Беркли».

Советский солдат с чешским ребенком на руках. Малыш рассматривает орден Славы на груди бойца. Прага, май 1945 г.

"Королевский Тигр" с установленным, в отсутствие 88-мм пушки, 75-мм орудием от "Пантеры".

Торжественное построение личного состава 144СП 49СД, май 1945 г. Фотография примечательна тем, что на многих бойцах немецкие каски, т.к. собственные были утеряны в боях.

Замена катков ходовой части "Пантеры". Точнее всего эту операцию можно охарактеризовать как бурный и продолжительный секс, сопровождающийся громкими и, что характерно, совершенно искренними пожеланиями в адрес конструктора.
"Тем не менее Тигры были чрезвычайно опасным противником, но, к счастью, они все же имели одно слабое место. Этим местом была их ходовая часть... Не счесть эпитетов, которыми озверевшие немецкие механики наградили инженера Книпкампа, меняя катки на чудовищной махине. Поскольку на замену одного катка из внутреннего ряда уходило до суток, многие не выдерживали, пускали пену изо рта и бросались на Тигра с ломом, колотя ни в чем неповинную машину по чему придется. Известно, что танкисты, воевавшие на Тигре, до самой смерти не могли не только есть с тарелок, но и видеть их. Вид стопки тарелок мог довести до инфаркта закаленного вояку, прошедшего русскую кампанию и лагеря для военнопленных. Чудовищная по размерам и жестокости драка между офицерами Люфтваффе и Панцерваффе, произошедшая в мае 1944 г. в баре "Drei Ferkels und Sieben Gnomen Bar" в Берлине, драка, из-за которой на три месяца вышел из строя состав двух гешвадеров и одного шверепанцерабтелунга, произошла из-за, казалось бы, совершенно невинной шутки. Пивший вместе с летчиками штандартенфюрер СС послал от их имени на стол танкистам горку тарелок, сложенных в шахматном порядке... Проведенное расследование так и не установило личность штандартенфюрера. Офицеры Люфтваффе в больнице вспоминали, что звали его Отто, Отто фон... дальше вспомнить не могли. Впрочем, все сходились на том, что он им кого-то напоминал. В результате танкистов и летчиков разнимали при помощи пожарных брандспойтов, причем дерущиеся даже не заметили произошедшего налета тысячи американских бомбардировщиков."

Ещё немного "немецкого порно".

Американская 914-мм (36-дюймовая) безоткатная мортира "Малыш Девид". Создавалась для борьбы с японскими укреплениями. Стрельба велась 1678-кг снарядами на дальность до 8,7 км. Успешно прошла испытания, но в реальном бою не использовалась.

Транспортные Юнкерсы под атакой союзного бомбардировщика.

Союзники использовали пленных немцев для разминирования минных полей, что противоречило Женевской Конвенции. У нас подобным образом с пленными не поступали, хотя, надо отметить, вовсе не из-за соображений гуманности.

Японский военнопленный слушает трансляцию речи императора Хирохито о капитуляции Японии.

И снова немного настоящего немецкого порно.

Залп Нибельверферов по Варшаве.

ФАУ-1 долетела до цели.

Японцы "заклевали" американский танк.

"Тирпиц" на боку. Снимок сделан с британского разведчика.

"Бетти" заходят для торпедной атаки.

Пристрелка крыльевого вооружения пикирующего бомбардировщика Ju-87 "Stuka".

Пленные красноармейцы. 1941-й год.

Пленный красноармеец из штурмового отряда.

Не-111 на выходе из торпедной атаки.

Трофейный Пе-2 в финских ВВС, выкупленный у Германии.

Гибель британского корабля огневой поддержки десанта LCG (M) 101. 1944 год.

Американские топмачтовики топят японский сторожевик типа «Кайбокан С».

Крейсер "Красный Кавказ", 29 декабря 1941 г.
150-мм снаряд пробил лобовую броню 2-й башни ГК и взорвался внутри. Несмотря на гибель расчета и возникший пожар, крейсер остался в бою. Башня через полтора часа вернулась в строй.

Сгоревший и разукомплектованный немецкий танк Pz.Kpfw.III на улице Тигрис в Будапеште.

Попадание 600–мм снаряда мортиры Karl Gerät 040 "Ziu" в здание Prudential, Варшава, 28.08.1944 г. Снаряд взорвался снаружи, иначе небоскрёб бы обрушился. После войны здание было перестроено и с 1954-го года известно как отель "Варшава".

Экипаж "Шермана" отчаянно хочет жить, наварив на свой танк куски брони "Пантеры". Машина сделалась чудовищно тяжёлой.

На самом деле хватило бы и одного. Но немцы, видимо, просто тренировались.

На фотографии литовский самооборонец добивает ломом раненых евреев. Молодой мужчина в возрасте примерно 16 лет с засученными рукавами был вооружен железным ломом. К нему подводили человека из стоящей рядом группы людей, и он одним или несколькими ударами по затылку убивал его. Таким образом он менее чем за час убил всех 45–50 человек... После того как все были убиты, молодой мужчина положил в сторону лом, пошел за аккордеоном и взобрался на лежавшие рядом тела убитых. Став на гору, он заиграл литовский национальный гимн. Поведение стоявших вокруг гражданских лиц, среди которых были женщины и дети, было невероятным – после каждого удара ломом они аплодировали, а когда убийца заиграл литовский гимн, толпа подхватила его.

Пленный из состава штурмовых отрядов. В защитном нагруднике видны следы попаданий пуль, выпущенных из пистолета-пулемёта. От пуль защитил, но от плена не спас...

На фото генерал Паттон, рассерженный разговором с командиром танка. Паттон был противником уродования внешнего вида танков посторонними предметами, мол, в армии всё должно быть единообразно. А командир танка ему ответил, что, мол, при всём уважении, сэр, воевать на нём мне. Паттону нечего было возразить и это привело его в ярость.


В октябре 1942 года Фрэнк Шершел, только что ставший штатным фотографом Life, отснял огромный репортаж о жизни американских летчиков на атолле Мидуэй — части Гавайского архипелага (в XIX веке его назвали «серединой пути», подразумевая путь из Калифорнии в Японию). В 1941 году на атолле была сооружена американская военно-морская база с аэродромом В декабре 1941 года она была атакована япон-цами одновременно с нападением на Пёрл-Харбор — в результате США всту-пили во Вторую мировую войну. , а в июне 1942-го около атолла Мидуэй американцы одержали решительную победу над японским флотом. На снимке запечатлен один из истребителей P-40 Под названием «Томагавк» P-40 стали первыми американскими самолетами, поставлявшимися в СССР по ленд-лизу. , которые сыграли большую роль в этом сражении.


Carl Mydans / Time Inc.; Historische Gesellschaft der Deutschen Militärgeschichte

Американцы осматривают остатки противотанковой самоходной артилле-рий-ской установки, принадлежавшей немецкой 71-й пехотной дивизии «Лист кле-вера», которая была почти полностью уничтожена под Монтекассино Зимой 1943--1944 годов немецкие войска созда-ли в Италии (режим Муссолини к тому времени капитулировал) оборонительную линию Густава, центральный пункт которой находился на холмах рядом с аббатством Монтекассино в Лацио. Весной 1944 года союзники прорвали линию Густава после четырех кровопролитных сражений, извест-ных как битва под Монтекассино, и в июне взяли Рим. 13-я бригада полевой артиллерии, к которой принадлежали солдаты на снимке, оказывала в последнем сражении (операция «Диадема», май 1944 года) огневую поддерж-ку 1-й Французской свободной дивизии. . Сни-мок сделан через несколько дней после битвы, в городке Эсперия. После сра-жения здесь случилась трагедия: марокканскиегумьеры Гумьеры — марокканские солдаты, состояв-шие во вспомогательных подраз-делениях французской армии в период с 1908 года по 1956-й. Во время Второй мировой войны служили в Италии и Франции. , воевавшие в составе Французского экспедиционного корпуса, несколько дней насиловали и убивали местных жительниц В Италии их называют marocchinate — «марокканизированные». . По свидетельствам тогдашнего мэра Эспе-рии, только в его городе жертвами стали 700 женщин — при общем населении 2500 чело-век. В 1957 году Альберто Моравиа написал по мотивам этих событий роман «La Ciociara» («Чочара»), а тремя годами позже Витторио Де Сика снял на его основе одноимен-ный фильм с Софи Лорен в главной роли.


Frank Scherschel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Эта уличная сцена в городке Хенли-он-Темс в Оксфордшире снята весной 1944 года. Рядом со школьниками на перилах сидят офицеры в так называемой служебной форме (service dress ) цвета хаки: во время Второй мировой офице-ры носили ее по выходным и праздничным дням.


Frank Scherschel / Time Inc.; American Air Museum in Britain

По разным данным, эта фотография датируется декабрем 1943-го или началом 1944 года. Ginger — кличка этого бомбардировщика, только что приземлив-шегося на аэродроме Эндрюс в английском графстве Эссекс. Такие неофици-аль-ные имена были у всех американских боевых самолетов. Выбирал их эки-паж, а последнее слово, по воспоминаниям современников , оставалось за глав-ным пилотом. Кроме кличек на носу часто рисовали какую-нибудь картинку (существует даже понятие nose art ). И кличка, и картинка могли быть самыми разными — шутливыми, воинственными, с эротическим подтекстом. Нередко кличка была связана с личными обстоятельствами жизни кого-то из членов экипажа, например, как, вероятно, в этом случае, это могло быть имя любимой девушки, жены или дочери.

Каждая из 19 нарисованных бомб означает выполненное боевое задание, а каждая из шести уточек Англ. decoy mission, на армейском сленге — duck от sitting duck, то есть «сидящая утка», «приманка». — задание по отвлечению внимания противника, когда один или несколько бомбардировщиков без бомб, но с усиленным бор-товым вооружением летели впереди, принимая на себя большую часть огня немецких зениток и истребителей и отвечая им.

21 апреля 1944 года самолет с этим серийным номером был сбит неподалеку от Сент-Омера (Франция). Шесть членов экипажа выпрыгнули с парашютами и попали в плен.


Frank Scherschel / Time Inc.; Diomedia

После нападения на Пёрл-Харбор японцы стали захватывать тихоокеанские тер-ритории и в мае 1942 года захватили Гуадалканал, самый большой из юж-ных Соломоновых островов к северо-востоку от современной Папуа — Новой Гвинеи. Вскоре американская разведка обнаружила, что японцы строят на ост-рове военный аэродром: военное командование США приняло решение их ата-ко-вать. Высадка и последующая битва, продолжавшаяся с августа 1942-го по февраль 1943 года, закончились отступлением японцев. Учитывая продол-жи-тельность гуадалканалской кампании и удаленность островов, аме-рикан-цам пришлось наладить надежную систему снабжения войск боепри-па-сами и про-виантом — и, в отличие от японцев, они в этом весьма преуспели: из тридцати тысяч погибших японцев три четверти умерли из-за голода и тро-пических болезней (американцы потеряли семь тысяч погибшими). На фото-гра-фии американские солдаты разгружают очередной транспорт в январе 1943 года.

Frank Scherschel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Снимок сделан в Англии в мае 1944 года, незадолго до высадки союзников в Нормандии. Мы видим американского солдата, который присел перекусить на аккуратно сложенных снарядах. В меню — курица, картофельное пюре, хлеб и консервированный ананас. Штатная полевая посуда (mess kit ) американской армии отличалась от большинства других, включая советскую и германскую, где использовали котелок с крышкой-тарелкой. Посуда состояла из двух рас-кла-дывающихся половинок, к одной из которых снаружи была прикреплена ручка. Она могла использоваться для готовки на огне или для скрепления всей конструкции, чтобы держать ее одной рукой.

Bernard Hoffman / Time Inc.; World War II History Club, Florida

Девушка на фотографии — служащая американской компании Electric Boat Co., производившей подводные лодки. Во время Второй мировой компания поста-вила американскому и британскому флотам 74 субмарины и 400 сторожевых миноносцев.

Dmitri Kessel / Time Inc.; World War II History Club, Florida

На этом снимке 1942 года будущие палубные летчики Палубные летчики — пилоты самолетов, способных выполнять взлетно-посадочные операции с палубы авианосцев. проходят подготовку в училище Корпуса-Кристи в Техасе. Накануне войны он был одним из штатов, наиболее пострадавших от Великой депрессии. В частности, поэтому в конце 1930-х годов правительство Рузвельта стало вкладывать огромные деньги в со-зда--ние местной военно-промышленной инфраструктуры. Строились военные за-воды, военные базы, госпитали и лагеря для военнопленных. Одним из таких объектов стала новая авиационная база военно-морского флота в го-роде Кор-пус-Кристи, открытая в начале 1941 года. Среди прочего здесь нахо-ди-лось лет-ное училище палубной авиации, которое после нападения на Пёрл-Харбор готовило по 600 палубных летчиков в месяц, — всего за годы войны его окон-чили 35 тысяч палубных летчиков. А самым молодым выпу-скни-ком учи-ли-ща в 1943 году стал Джордж Буш — старший (спустя три дня ему исполни-лось 19 лет).

Dmitri Kessel / Time Inc.; Central Repository for Aviation Photos

Человек с блокнотом в руках — Генри Ллойд Чайлд, или Шкипер Чайлд. Около года он проработал инженером в компании «Кёртисс-Райт» За годы Второй мировой войны компания произвела почти 30 тысяч военных само-ле-тов; особенно знамениты были истре-би-тели P-40, известные также как «Тома-гавки», «Уорхоукс» и «Киттихоукс». , а в 1927 году ушел на флот, где выучился на пилота и в 1935 году дослужился до звания лейте-нанта. Примерно в это же время Чайлд вернулся в «Кёртисс-Райт» в качестве летчика-испытателя, а к началу 1940-х стал главным летчиком-испытателем компании. Чайлд прославился как «cамый быстрый из людей» после того, как в 1939 году отправил самолет в вертикальное пике с высоты около 7000 метров, развив скорость более 900 км/ч. В новостях того времени сообщалось, что игла регистратора вышла за пределы бумажной ленты и что на самом деле скорость достигла почти 1000 км/ч. Снимок сделан в 1941 году.


Carl Mydans / Time Inc.; Aircraft Carrier Photo Archive

«Энтерпрайз» (CV-6) — самый известный американский авианосец времен Вто-рой мировой войны, принявший участие практически во всех крупных сраже-ниях на тихоокеанском театре военных действий. Экипаж насчитывал больше двух тысяч человек, в чьи обязанности входило управление огромным судном, обслуживание орудий и 90 самолетов, у каждого из которых был свой соб-ствен--ный экипаж.

Во время боевых действий на палубе было очень шумно и опасно — и требова-лось обеспечить слаженность действий экипажа и быстрое выполнение разных задач. Для этого была придумана целая система условных знаков и сигналов. Одним из ее элементов была разноцветная униформа: поверх обычной формы надева-лись футболки разных цветов, а на голову — шапки того же цвета. Раз-ные цвета означали разные специализации членов экипажа. На этой фотогра-фии мы ви-дим людей в одежде пяти разных цветов. В зеленом — операторы посадочных приспособлений, отвечавшие за посадку, остановку самолетов и их крепление на палубе. В желтом — палубные диспетчеры, ответственные за расстановку самолетов на палубе и руководившие их перемещениями. В синем — «толка-чи», непосредственно перемещавшие самолеты. В коричне-вом — так называе-мые капитаны, отвечавшие за техническое состоя-ние каждого само-лета. Наконец, в красные футболки одеты заправщики. Чело-век в хаки, кото-рого внимательно слушают все остальные, руково-дит опера-ция-ми на палубах.